Что означает нон фикшн. Судхир Венкатеш

Одна из наиболее неожиданных книг о жизни в 1990-х, посвящённая среде «формейшена» - негласного объединения «московского экзистенциального панка». Автор - музыкальный журналист Феликс Сандалов - взял интервью практически у каждого участника этого культурного явления. Дикие годы, отражённые в неразборчивых воспоминаниях о сумасшедших поступках, готовности к революции в любую минуту, песнях о любимых фильмах, водке и вомбатах. Кому-то эта книга может показаться совершенно неинтересной. Но именно в ней стоит искать истории, возможно, о самых важных культурных событиях 90-х.

Заключительная часть автобиографической трилогии отчаянно неоднозначной писательницы. Еврейка и лесбиянка, симпатизировавшая нацизму, шутившая о том, что Гитлер (Adolf Hitler) достоин Нобелевской премии, была одним из творцов модернизма, благополучно переживших оккупацию Франции. Эта книга, написанная ещё до конца войны, но изданная на русском только сейчас, рассказывает читателю о жизни Стайн (Gertrude Stein) в нацистском государстве. Но не стоит искать в ней что-то, хоть немного похожее на привычные воспоминания о войне.

Дневники Энди Уорхола (Andy Warhol) с 1976 года и до самой смерти маэстро. Без искусства, культуры, любви и Америки, которых так много в других его книгах. Факты, и только: поездки, цены, наряды, переговоры, встречи и впечатления. Удивительно бестолковое, но жутко затягивающее и интересное чтение. Фетишизм в чистом виде, но чего ещё ждать от художника, подарившего разрешение на фетиш всем и каждому?

Нейтронные звёзды - уникальные объекты Вселенной, о которых человек, далёкий от астрофизики, не знает ничего. Между тем это не только занимательно. Они прочно вплетены в мироздание, и понимание процессов появления и жизни нейтронных звёзд делает нас чуточку ближе к Истине. Почему это именно так, доступно рассказал известный популяризатор науки Сергей Попов.

Результатом интересного творческого союза американского журналиста и сирийского политолога, много лет наблюдавших за ближневосточными событиями, стало жёсткое предупреждение всему миру. Эта книга - самое понятное объяснение того, откуда взялась масса вооружённых фанатиков, как появился и функционирует ИГИЛ и почему это так опасно не только для европейцев.

Классическая работа американского социолога и философа Аллена Гуттмана (Allen Guttmann) появилась ещё в 1978 году и, пожалуй, стала первым серьёзным исследованием спорта как общественного явления. Вот только на русском она была издана совсем недавно. Несмотря на лёгкость и увлекательность изложения, Гуттман проводит очень серьёзное культурологическое исследование. Как появилась идея рекорда? Как спорт стал орудием стимулирования работников при капитализме? Об этом и многом другом вы узнаете из книги.

Корреспондент The New Yorker, лауреат Пулицеровской премии Эван Ознос (Evan Osnos) прожил в Китае восемь лет. Особенности этого удивительного государства, восставшего из-под сохи только в середине XX века и покорившего весь мир, показаны со всех сторон. Удивительное, таинственное, загадочное, но очень знакомое.

Эдакое пособие-наставление античного топ-менеджера, римского патриция по имени Марк Сидоний Фалкс, посвящённое управлению людьми. Здесь есть всё: от правил приобретения «сотрудника» до способов мотивации и «утилизации». От лица патриция книгу записал известный британский историк Джерри Тонер (Jerry Toner), так что исторические факты выверены по десяткам источников от Аристотеля до Катона. Собрание вековых советов по искусству управления пригодится и руководителям организаций, и преподавателям, и администраторам, даже военным, не говоря уже о любителях истории Древнего Рима.

Томас Пикетти (Thomas Piketty) - всемирно известный экономист, ведущий научный сотрудник Высшей школы социальных наук Парижа (EHESS) и профессор Парижской школы экономики (PSE). Он выявляет интересную закономерность: быстрый экономический рост уменьшает роль капитала и его концентрацию в частных руках и приводит к сокращению неравенства в обществе, в то время как замедление роста ведёт к возрастанию значения капитала и увеличению неравенства.

Ещё одна книга-предупреждение в нашем списке, ведь сегодня разрыв между бедными и богатыми неуклонно увеличивается, а это рано или поздно приведёт к печальным социальным и политическим последствиям. Но автор не только изучает, он предлагает решения проблем.

Книга-пояснение к фильму Кристофера Нолана (Christopher Nolan) « ». Она поможет разобраться в гравитации, чёрных дырах, пятом измерении и других явлениях, которые показаны в фильме. (Именно Торн (Kip Thorne) был научным консультантом этой уникальной, наиболее достоверной научно-фантастической картины последних лет.) К тому же в книге рассказывается о том, как были получены эти знания, и том, как учёные надеются прояснить то, что ещё неизвестно.

Текст прекрасно иллюстрирован, нафарширован и схемами, так что разобраться в самых интересных тайнах Вселенной будет несложно.

Что такое нон-фикшн

Я считаю, что нон-фикшн нужно рассматривать в двух значениях. В широком и узком.

В широком:
Нон-фикшн – это нехудожественные книги. Они лишены вымысла. Описывают реальные события и факты. К ним относятся: биографии, бизнес литература, справочники, словари, пособия и прочее.

В узком:
Нон-фикшн – это книги, которые не только основаны на реальности, но и чему-то учат. Сюда включают деловую, прикладную и бизнес литературу. Разница между ними расплывчата и не всегда понятна.

Бизнес литература описывает процесс создания и управления бизнесом. Иными словами, учит читателя предпринимательству, посвящает в его тайны. Чёткой грани с деловыми книгами нет. Так что будем считать их синонимами.

С прикладной литературой ситуация несколько иная. Она охватывает все книги, где есть практическая информация. Это материалы по психологии, тайм-менеджменту, саморазвитию, уходу за домашними животными, бизнесу и т.д. То есть прикладная литература включает в себя бизнес литературу.

Зачем нужно читать нон-фикшн

С определением и тонкостями нон-фикшн разобрались. Теперь узнаем, почему нужно читать книги в этом жанре:

1. Получить знания и навыки

Нон-фикшн – это книги, которые учат, дают практические советы. В этом их цель и смысл.

Когда вы сталкиваетесь с новой сферой деятельности, проблемой или вопросом, то вам нужна информация. Существует достаточно способов обрести её, но чтение – один из самых простых и действенных.

Определившись с темой, вы находите подходящую книгу и углубляетесь в неё. Нон-фикшн книги – собрание советов, руководств и примеров. Вы впитываете в себя опыт и поучения автора. Таким образом у вас появляются знания в нужной вам области.

Если вы читаете не для развлечения, а чтобы решить определённую задачу, то применяете знания на практике. Абстрактные идеи принимают реальную форму. Знания влекут за собой появление навыков.

2. Обрести понимание и изменить мышление

Если вы прочитаете несколько толковых нон-фикшн книг по одной теме, то вся полученная информация сольётся воедино. Это изменит мышление.

Для примера возьмём какого-нибудь профессионала в своём деле. Юриста. Согласитесь, что он мыслит иначе, чем вы. Даже в вопросах, которые не касаются права. Всё потому, что у него много знаний в юриспруденции, которые отражаются на его мышлении. Накладывают свой отпечаток. Так в любой сфере.

Если вы осмыслите три книги по предпринимательству, то всё равно не будете мыслить, как акула бизнеса. Но что-то в вашем разуме изменится. Вы уже станете смотреть на мир иначе. Бабушка, которая торгует в метро спиннерами, для вас уже не бездельница, а представитель малого бизнеса. А спонтанные мысли на тему «как бы мне разбогатеть» не бредни, а идеи.

Любое изменение мышления положительное. Вы узнаёте другие точки зрения, когда читаете. Накладываете их на своё понимание вещей и процессов. Что-то откидываете, а что-то принимаете. Вы становитесь богаче в ментальном смысле.

Кстати, со статьями моего блога это тоже работает.

3. Рождать новые идеи

Из предыдущего ответа на вопрос «зачем читать книги» вытекает следующий.

Чтение заставляет мыслить и анализировать. После изучения определённой темы, вы думаете о ней. Прокручиваете в голове слова автора. Прикидываете, как использовать эту информацию в жизни. У вас уже есть база, и ваши размышления наполнены смыслом.

Одна мысль способствует появлению другой. Их слияние даёт нечто новое. Это и есть идея.

Идея не обязательно должна относиться к теме книги. Она может затрагивать совершенно другую область или вопрос. Но это идея, и какой бы она не была, она полезна. Связка «читать – думать» привела вас к ней.

Ничто не рождается из ничего. Для того, чтобы взрастить идею, нужно посеять мысль. Мысли лучше черпать у умных ребят, которые делятся опытом на страницах.

4. Достигать целей и изменить свою жизнь

Представьте, что вы хотите попробовать себя в маркетинге. Вы в нём пока мало смыслите, и вам нужна информация. Прочитав мою статью, вы уже знаете, почему нужно читать, что это даёт. Поэтому находите книгу по маркетингу и погружаетесь. Затем вторую. Применяете знания на практике. Но осознаёте, что вам не хватает организованности. И с помощью книги по тайм-менеджменту учитесь планировать свою жизнь. В итоге, вы достигаете цели.

Нон-фикшн книга, а точнее её содержание – инструмент для достижения цели, ведь в ней необходимые знания, без которых путь к результату немыслим.

Что даёт совокупность достигнутых целей? Качественное изменение жизни в лучшую сторону. А мы помним, что изначально за большинством целей стоят знания и навыки, которые хранятся в книгах.

5. Саморазвиваться и быть умным

Первые лет 25 жизни вы вкладываете в свою голову знания. Школа, университет, повышение квалификации. Со временем поток полезной информации высыхает. Нон-фикшн литература – отличный способ его оживить.

С каждой прочитанной страницей вы узнаёте больше. Вы занимаетесь саморазвитием, важность которого сложно переоценить. В чём-то у вас глубокие знания, какие-то сферы вы прошли лишь поверхностно, но всё равно это веский повод назвать вас читающим человеком. А читающие люди, как правило, умны.

Теперь вы понимаете, зачем нужно читать книги. Читая нон-фикшн, вы обретаете то, что может изменить вашу жизнь – знания и понимание, как их применить. Сделайте это своей привычкой.

Дмитрий Павленко – блоггер и копирайтер

В последнее время все популярнее становится литература в жанре нон-фикшн. Что это такое, поможем разобраться в этой статье. А также посоветуем лучшие книги в этом направлении.

Нон-фикшн - что это?

Нон-фикшн - это, по сути, документальная проза. В буквальном переводе с английского переводится, как "невымысел". Это особый жанр в литературе, для которого характерна сюжетная линия, основанная исключительно на имевших место событиях. Вкрапления художественного вымысла допустимы редко, только в исключительных случаях.

Как правило, такая документальная проза основана на сохранившихся документах и воспоминаниях очевидцев. Нередко могут использоваться воспоминания самого автора произведения. Еще одна важная деталь для книги жанра нон-фикшн - авторская субъективная точка зрения проявляется практически во всем. Начиная от отбора и структурирования материала, заканчивая оценкой событий.

Особенности жанра

Публицистический стиль характерен для жанра нон-фикшн. Что это за произведения, не похожи ли они на классическую журналистику, спросите вы. Нет, есть ряд существенных отличий.

Во-первых, нон-фикшн отличается от журналистики тем, что охватывает значительно больший период времени. Во-вторых, значительно больше объем произведения. Отличие документальной прозы от научно-исторического исследования состоит в том, что в жанре нон-фикшн картинка воссоздается ярко и живо, большое внимание уделяется психологическому портрету персонажей.

Биографии выдающихся личностей, истории каких-либо событий, расследование громких преступлений - все это яркие примеры жанра нон-фикшн. Что это конкретно за произведения, расскажем в этой статье.

Яркие представители жанра нон-фикшн

В российской литературе жанр документальной прозы весьма популярен. Есть целый ряд авторов, которые специализируются на нон-фикшне.

В первую очередь, это Валентин Катаев, Лидия Гинзбург, Варлам Шаламов, Александр Солженицын, Светлана Алексиевич. Но есть и современные представители этого направления в литературе, которые регулярно знакомят читателей со своими работами. Книжная выставка "Нон-фикшн 2016" - отличный повод познакомиться с лучшими произведениями этого жанра.

Валентин Катаев

Не только в современной России, но и в советскую эпоху была популярна нон-фикшн литература. Что это за произведения, можно разобраться, проанализировав творчество Валентина Катаева.

Он начал печататься в 20-е годы. Многие произведения писателя были посвящены гражданской войне, в которой он лично принимал участие. Яркий пример такой прозы - небольшая повесть "Я, сын трудового народа", написанная в 1937 году. В ней рассказывается трагическая история, которая произошла в годы гражданской войны в одном из украинских сел. На ее основе написана пьеса "Шел солдат с фронта", которая позже неоднократно ставилась на сцене, в том числе в Академическом драматическом театре имени Вахтангова.

В 1964 году он написал публицистическую документальную повесть "Маленькая железная дверь в стене", которую сам отнес к жанру мовизма, противопоставляя ее официальной советской литературе, где все гладко и хорошо.

Самое его известное произведение в жанре нон-фикшн - роман "Алмазный мой венец", вышедший в 1978 году. В нем он подробно описывает литературную жизнь в Советском Союзе в 20-е годы. При этом не называя никаких реальных имен, скрывает всех персонажей за легко узнаваемыми псевдонимами.

Лидия Гинзбург

Одна из самых известных советских мемуаристов - Лидия Гинзбург. В молодости была близка к литературному авангарду. В тоже время лично общалась практически со всеми яркими представителями отечественной литературы начала века.

Если вы ищете биографические, в жанре нон-фикшн книги, которые стоит прочитать, то с трудами Гинзбург нужно обязательно ознакомиться. Это книги воспоминаний о поэтах Анне Ахматовой, Владимире Маяковском, писателе и сценаристе Викторе Шкловском, литературоведе Борисе Эйхенбауме, прозаике Юрии Тынянове, писательнице Надежде Мандельштам, супруге известного поэта.

Большой вклад в понимание литературы и жизни России в XX веке внесли записные книжки Гинзбург, которые начали печатать только в годы перестройки.

Александр Солженицын

В список 10 нон-фикшн книг литературоведы всегда включают произведения Александра Солженицына. Практически все его сочинения (самые известные из них - "Архипелаг ГУЛАГ" и "Раковый корпус") отличаются документальностью. Поэтому их смело можно отнести к описываемому направлению. Практически все основные персонажи в них были лично знакомы с автором, имеют реальных прототипов в жизни.

В романе "Красное колесо" используется чисто документальный жанр. Все повествование построено на стенограммах и репортажах, применяется модернистская поэтика, в этом заметно влияние на Солженицына Дос Пасоса.

Светлана Алексиевич

Самая яркая представительница жанра нон-фикшн, из ныне работающих - писательница Светлана Алексиевич. В 2015 году она была удостоена Нобелевской премии с формулировкой "за памятник страданию и мужеству нашего времени".

Практически все ее произведения написаны в художественно-документальном жанре. Коллеги по цеху называют ее "хранительницей памяти". Нобелевская премия в жанре нон-фикшн по литературе была присуждена впервые за последние полвека.

Все романы Светланы Алексиевич основаны на многочасовых интервью с героями, реальными участниками описываемых событий. Она, кстати, первый профессиональный журналист, которая получила Нобелевскую премию по литературе. Создание каждой книги - кропотливый труд, на который у нее уходило от 5 до 7 лет.

Ее первое произведение - "Я уехал из деревни" - было закончено в 1976 году, однако тогда так и не было напечатано. Это монологи жителей белорусских деревень, которые переехали жить в город. Уже готовый набор книги был рассыпан по прямому указанию отдела пропаганды коммунистической партии за непонимание автором аграрной политики и критику паспортного режима. В конечном счете Алексиевич отказалась от ее публикации, посчитав слишком журналистской.

Первым ее романом, увидевшим свет, стала книга "У войны не женское лицо", написанная в 1983 году. Она основана на интервью с женщинами - участницами Великой Отечественной войны. Ее героини описывают женский опыт войны, автора часто обвиняли в излишнем натурализме, пацифизме и развенчивании образа советской женщины.

В 1985 году увидели свет "Последние свидетели: книга недетских рассказов". Ее героями стали дети, которым во время войны было от 6 до 12 лет.

Третья книга посвящена уже современным событиям. Это роман "Цинковые мальчики", об участниках войны в Афганистане. Здесь главными героями интервью выступили матери погибших солдат, выполнявших интернациональный долг.

В 1993 году вышла ее книга "Зачарованные смертью". В ней описывалась волна самоубийств, вызванная резкими переменами в Советском Союзе, закончившимися развалом страны. Через 4 года вышел роман "Чернобыльская молитва", описывающий воспоминания очевидцев чудовищной аварии на АЭС в 1986 году.

Одна из ее последних изданных работ - "Время секонд хэнд" в некоторым смысле отсылает нас к событиям, описанным в "Зачарованных смертью". Это описание феномена советского человека, а также травмах, полученных в результате распада социализма.

Книжная выставка "Нон-фикшн"

С лучшими образцами современной документальной прозы можно познакомиться на выставке, посвященной литературе в жанре нон-фикшн.

Среди отечественных произведений, представленных в 2016 году, работа доктора исторических наук Ольги Христофоровой "Одержимость в русской деревне". Автор провела в российском селе много лет.

В своей книге она приводит монологи людей, одержимых так называемой икотой - многоликим отечественным бесом. Она предлагает собственную интерпретацию происходящего сразу с нескольких точек зрения. Медицинской, культурологической и социальной. Многие называют ее книгу учебником по деревенскому экзорцизму. И если это не так абсолютно, то что-то похожее с этим точно есть.

Зарубежные авторы

На книжных выставках, посвященных нон-фикшну, находится место и иностранным авторам. Многие читатели обратили внимание на роман Мишеля Пастуро "Черный". Этот французский автор пишет историю цветов. Ранее уже вышло исследование под названием "Синий". Теперь ученый обратился к, пожалуй, самому противоречивому и табуированному цвету.

Литература нон-фикшн - жанр не новый, строго говоря, бытописательством люди занимаются столько, сколько существует письменность (воображение подключилось гораздо позже). Свое название он получил ровно пятьдесят лет назад, и первой книгой в этом новом старом жанре можно считать «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте. Эта книга породила направление романа-репортажа, а затем, если брать шире, - новой нарративной журналистики (Томас Вулф, Норман Мейлер и другие). По большому счёту, литературой нон-фикшн можно считать все что угодно - от кулинарной книги до словаря Ожегова. Но в первую очередь это все-таки художественная литература - только без вымысла.

2017 год стал годом литературы нон-фикшн. Достаточно взглянуть на короткий список главной русскоязычной литературной премии «Большая книга». Роман «Город Брежнев» (о жизни в 80-х), а также биографии Ленина и Катаева победили не только по решению жюри, но и по результатам читательского голосования. Предлагаем вам топ-10 книг, на которые точно стоит потратить время.

1. Чайна Мьевиль. “Октябрь”

Кто-то бы мог подумать, что лучший научпоп о великой русской революции, к 100-летней годовщине этих событий, напишет британский фантаст? Чайна Мьевиль детально воссоздаёт картину самого драматичного года в истории России. Книга реконструирует хронику событий между февралём и октябрём 1917-го. Каждая глава произведения - это один месяц того года. Простым и доступным языком автор рассказывает о политических и социальных явлениях, которые привели к распаду Российской империи и образованию первого в мире социалистического государства. Несколькими штрихами, парой цитат и удачными метафорами он создаёт яркие портреты героев того времени и пытается пролить свет на логику их поступков.

Мьевиль превращает историю русской революции в увлекательный рассказ. Ты следишь за развитием событий, судьбами персонажей и неожиданными поворотами сюжета. Необычные детали и подробности, казалось бы, давно известных событий дают возможность погрузиться в атмосферу эпохи. В то же время очевидно, что автор достаточно бережно относится к историческим фактам. Список использованной литературы в конце книги впечатляет, но Мьевиль признавался, что он далеко не полон. При подготовке к написанию книги он изучил большое количество научных трудов, в основном англоязычных исследователей. Обобщив эти знания, писатель создал хорошее пособие по 17-му году. Автор старается сохранить объективность, несмотря на личное (Мьевиль известен в Британии как левый активист и троцкист) отношение к этой революции. “Октябрь” будет интересно прочесть даже тем, кто вовсе не интересуется этими событиями, хотя бы ради расширения кругозора.

2. Евгений Бузев, Станислав Кувалдин, Дмитрий Окрест. “Она развалилась. Повседневная история СССР и России в 1985-1999 гг."

В этом году свет увидело сразу несколько книг в жанре нон-фикшн, написанных по мотивам популярных интернет-проектов и сообществ в соцсетях. Одной из самых ярких стал сборник “Она развалилась. Повседневная история СССР и России в 1985-1999 гг.”. Популярный паблик ВКонтакте, посвящённый драматичным событиям в истории СССР и постсоветского пространства, был перенесён в формат увлекательного сборника.

Книга состоит из публицистических статей, интервью и мемуаров очевидцев периода развала Союза и 90-х годов. Сборник разбит на пять разделов: экономика, политика, общественная жизнь, пространство бывшего СССР и культура. История 80-90-х предстаёт калейдоскопом глубоко личных и эмоциональных сюжетов. Это не сухая констатация фактов в духе передачи «Намедни», а слепок прошлого. Рассказы написаны живым языком, герои будто сидят рядом с тобой и делятся увлекательными историями своей жизни. Эпоха радужных надежд и жестоких реалий воссоздана через личный опыт свидетелей и участников тех событий, от министра до пенсионерки. Авторы сознательно уходят от оценки того времени, демонизации и идеологизации, давая читателю право самому решить, кто здесь прав, кто виноват.

Книга безусловно будет интересна всем, кто жил в ту эпоху перемен, и тем, кто не застал ее вовсе, но хочет побольше узнать о событиях недавнего прошлого, влияющих на нас до сих пор.

3. Нелли Литвак, Андрей Райгородский.“Кому нужна математика? Понятная книга о том, как устроен цифровой мир”

Не секрет, что гуманитарии часто недолюбливают царицу наук. Они считают, что это лишние знания, только засоряющие мозг. Авторы книги решили опровергнуть сложившийся стереотип. В основной части книги на простых примерах показывается, как на каждом шагу повседневной жизни мы сталкиваемся с математикой. Кроме того, здесь приведены интересные факты из биографий известных учёных-математиков.

Мир чисел показан в виде простых и доступных примеров и задач, для понимания которых вполне достаточно знаний в объёме школьной программы. Тем не менее нельзя назвать эту книгу лёгкой и развлекательной, отдельные страницы заставят вас серьёзно наморщить лоб и вспомнить школьные знания.

Авторы попытались популяризировать "скучную" науку и в основном справились с этой задачей. Прочитав книгу, вы вряд ли сразу побежите записываться на физмат, но точно не будете жалеть о часах счастливого детства, потраченных за тетрадками в клетку.

Книгу можно смело рекомендовать гуманитариям, желающим немного расширить свой багаж знаний, она также подойдёт родителям, которые ищут аргументы, чтобы привить своему чаду любовь к точным наукам. Кроме того, это отличный подарок подросткам, только постигающим математические законы.

4. Станислав Дробышевский. “Достающее звено”

Эволюция - тема, многие годы вызывающая споры и интерес обывателей. Молодой российский учёный-антрополог Станислав Добрышевский взял на себя практически невыполнимую задачу - ответить на все вопросы, связанные с происхождением и развитием человека.

Книга состоит из двух томов. В большей части первого тома рассказывается о мире до появления человека. Анализируются причины и случайности возникновения нашего вида. Знакомясь с приводимыми фактами, поражаешься, как множество причин сложились в одной точке и изменили историю нашей планеты.

Второй том посвящён эволюции. На страницах книги мы встретим неандертальцев и поймём, какое отношение они имеют к развитию homo sapiens. Узнаем о существовании денисовцев и других альтернатив нашему виду. Главное открытие, которое сделает неподготовленный читатель, - история эволюции человека гораздо сложнее и интереснее, чем принято думать.

Несмотря на довольно непростую тему и сложные теории, материал в книге изложен увлекательно и доступен широкому кругу читателей. Некоторые моменты написаны с хорошим юмором и читаются буквально взахлёб. "Достающее звено" будет интересно всем, кто интересуется настоящей наукой и пытается расширить свой кругозор.

5. Пьер Байяр. "Дело собаки Баскервилей"

Французский литературовед Пьер Байяр известен читающей публике прежде всего своим бестселлером "Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали". В этом году на русский язык были переведены сразу два его произведения - "Титаник Утонет" и "Дело собаки Баскервилей".

Обе книги оригинальны и достойны прочтения. "Дело собаки Баскервилей" -литературоведческий детектив, в котором автор довольно убедительно доказывает, что Шерлок Холмс совершил роковую ошибку и утопил в болоте невиновного Джека Степлтона. Настоящий преступник был всегда рядом и сумел избежать возмездия.

Все эти выводы писатель делает на основе глубокого анализа текстов, поиска несостыковок и фактов биографии Артура Конан Дойла.

Читается всё это запоем, как и случается с настоящим детективом. Байяру удалось вызвать огромный интерес к давно знакомому произведению с известным финалом. В качестве дополнительного бонуса книга научит внимательнее относиться к текстам, даже если они написаны великими и признанными авторами.

Книга представляет несомненный интерес для любителей литературы и детективов. Кроме того, она станет отличным поводом немного отвлечься и полежать на любимом диване практически для каждого читателя.

6. Михаил Зыгарь. “Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917”

2017-й - был годом столетия Октябрьской революции. К этой дате издательства выпустили много тематической литературы. Книга Михаила Зыгаря занимает в этом ряду особое место по двум причинам. Во-первых, автор молодой, но уже достаточно известный российский публицист, "король инсайда". Его перу принадлежит наделавшая много шума "Вся кремлёвская рать". Во-вторых, Зыгарь является создателем известного интернет-проекта "1917", исторической "соцсети", посвящённой русской революции. Команда проекта провела огромную работу и исследовала массу мемуаристки того периода.

Книга состоит из небольших глав, в которых рассказываются "живые" истории участников тех событий. Весь материал собран на основе писем, дневниковых записей и газетных публикаций. Благодаря лёгкому перу автора читается всё это запоем. В книге нет серьёзных исторических исследований, кстати, Зыгарь на это не претендует, называя себя журналистом, а не историком.

"Империя должна умереть" - это прежде всего погружение в эпоху с попыткой найти тайные пружины катастрофы, которая случилась с Российской империей в начале 20-го века. Этот поиск проходит в мыслях, поступках и судьбах людей, для которых всё происходящее было повседневностью. Автор прямо проводит довольно спорные параллели с сегодняшней российской действительностью, с этим можно не соглашаться, но как минимум стоит задуматься.

Книга представляет безусловный интерес для любителей истории и мемуаристики. Она может быть полезна студентам, изучающим этот период. Кроме того, это прекрасный подарок всем любителям чтения в жанре нон-фикшн.

7. Судхир Венкатеш. “Главарь банды на день. Изгой-социолог выходит на улицы”

Судхир Венкатеш - американский учёный, социолог и городской этнограф, профессор Колумбийского университета. В начале 90-х годов с целью проведения социологических исследований он проник в тёмный мир чикагского гетто. Торговцы наркотиками, главари банд, воры-карманники, проститутки и сутенёры - все они стали ближайшим окружением учёного на целых десять лет.

Далеко не каждый ради исследований решиться погрузить себя в страшный мир и подвергать свою жизнь реальной опасности. Опыт Венкантеша напоминает исследования путешественников и первооткрывателей прошлого, отправлявшихся в опасные плавания и проживающих годы в первобытных племенах.

Книга является автобиографическими воспоминаниями, в которых автор шаг за шагом описывает свои приключения. Основываясь на конкретных примерах, он вскрывает глубинные социальные проблемы и анализирует их причины. Несмотря на сложность темы и описываемый здесь мрачный мир, произведение читается довольно легко, оно написано с некоторой долей чёрного юмора и рассчитано на широкого читателя.

" Главарь банды на день" перевернул взгляды на мир американской бедноты и сделал известным своего автора. Это типичный нон-фикшн, рассчитанный на массового читателя. Книга может быть интересна практически любому, за исключением слишком молодых и сильно впечатлительных людей.

8. Кэрри Фишер. “Дневник принцессы Леи. Автобиография Кэрри Фишер”

“Дневник принцессы Леи” - одни из самых важных биографических романов уходящего года. Книга увидела свет всего за месяц до смерти актрисы Кэрри Фишер, прославившейся ролью принцессы Леи Органы в саге “Звёздные войны”. Фишер не только актриса, но и талантливый сценарист. Она дорабатывала сценарии нескольких успешных голливудских лент. В США Кэрри Фишер также известна как автор биографических произведений, в которых она откровенно рассказывала о своей борьбе с биполярным расстройством, наркотической зависимостью и тяжёлых отношениях с матерью.

Все произведения Фишер в той или иной степени мемуары, но “Дневник принцессы Леи” - первая книга, посвящённая съёмкам в культовой картине. Остроумно, с долей самоиронии актриса поделилась воспоминаниями о своём романе с Харрисоном Фордом, рассказала историю появления знаменитой причёски Леи, поведала о курьёзах, происходивших на съёмочной площадке “Звёздных войн”. Это история о переживаниях молодой актрисы, в одночасье ставшей объектом сексуальных фантазий тысяч подростков по всему миру, и её взаимоотношениях с людьми, стоявшими за созданием этой эпической ленты. В книге можно найти эксклюзивные кадры из личного архива автора. “Дневник принцессы Леи” обязателен к прочтению для поклонников саги и всех интересующихся историей кино.

9. Олег Червинский. "Чёрная кровь Казахстана. Нефтяная история независимости"

Экономическая публицистика - довольно редкий жанр для казахстанской литературы. Автор этой книги решил взглянуть на историю Казахстана через призму истории нефтедобычи. Он составил подробную хронику 25 лет развития этой отрасли в нашей стране. Материалом послужили многочисленные статьи, архивные документы и интервью с людьми, стоявшими у истоков зарождения нефтяной экономики независимого Казахстана.

Олег Червинский резюмировал свой многолетний опыт работы журналистом, специализирующимся на нефтегазовой тематике. Книга читается не как тяжеловесный тематический труд для узкой аудитории, а как увлекательный экономический детектив, авантюрный сериал, где есть свои герои и злодеи, победы и провалы, большие амбиции и деньги, геополитика и подковёрные интриги.

Автор последовательно и методично анализирует влияние нефти на нашу жизнь - “черной крови”, которая одновременно питает экономику страны, но оставляет тёмные и нелицеприятные пятна в нашей истории. В наши дни, когда в Казахстане неожиданно разгораются топливные кризисы, этот труд приобретает особую актуальность. Рекомендуется прочесть всем, кому интересно наше недавнее прошлое и его влияние на настоящее и будущее.

10. Ермек Турсунов. “Жили-были”

Ермек Турсунов за последние годы превратился из талантливого режиссёра в одного из самых ярких казахстанских публицистов. Его колонки и статьи вызывают большой резонанс в обществе, оживлённые дискуссии и эмоции. В конце прошлого года автобиографическая книга “Мелочи жизни”, опубликованная в рамках литературного проекта “Сөз” Фонда Досыма Сатпаева, стала одним из бестселлеров для казахстанского книжного рынка, уступив только нашумевшей биографии Есентаевой. “Сөз” - одно из редких казахстанских издательств, специализирующихся на жанре нон-фикшн. Их последний проект - книга Турсунова “Жили-были” объединяет в себе черты художественного и документального произведения. В нём тонкий юмор автора сочетается с ностальгической грустью.

В сборник вошли рассказы Турсунова о периоде жизни в Солт-Лейк-Сити и работе с сектой мормонов, воспоминания об учёбе во ВГИКе и съёмке фильмов, рассказы о детстве, проведённом в ауле, и увлекательные истории из семейного прошлого. Разрозненные отрывки и эпизоды складываются в единую линию повествования, которая много о нас и нашем обществе. Книга Турсунова - это публицистика, литература и философия в одном флаконе. Книга для тех, кто готов ставить перед собой сложные жизненные вопросы и пытаться найти на них ответы. “Жили-были” рекомендуется всем думающим читателям.

Когда «слезоточивые» любовные романы и захватывающие детективы, леденящие мистические новеллы и фантастические повести наскучили, приходит время литературы нон-фикшн. Что это за жанр, популярность которого, согласно сведениям книгоиздателей, растет с каждым годом? Какие у него особенности и для кого он интересен? Постараемся ответить на все поставленные вопросы в этой статье.

Жанры литературы: что это такое?

Самая общая классификация всей литературы - это подразделение ее на художественную и всю остальную - non-fiction (нон-фикшн). В произведениях, таких как романы, повести, пьесы, рассказы, относимых к художественной литературе, обязательно есть вымышленные персонажи и придуманный сюжет. Они бывают поэтическими и прозаическими. В свою очередь, все художественные литературные произведения подразделяются на такие категории, как интеллектуальная проза и жанровая литература.

В отличие от художественной, нон-фикшн литература не использует вымышленные истории, сюжеты и персонажей, и она представлена:
учебниками;
словарями;
энциклопедиями;
монографиями;
публицистикой;
биографиями;
мемуарами и другими формами.

Что же такое non-fiction?

Давайте рассмотрим определение нон-фикшн, что это такое. Как уже говорилось, в такой литературе нет вымышленных событий и фактов, так как это художественно-публицистический литературный жанр, в котором автор через призму своего эстетического, этического и образного восприятия, документально и реалистично излагает факты, представляет персонажей и события. Так как это литература, то есть искусство владения словом, писатель использует композиционную организацию текста и различные приемы раскрытия образов, представленных в произведении. Таким образом, нон-фикшн - это литературное творчество, жестко привязанное к конкретным и реальным фактам жизни.

Когда появилась non-fiction?

В большинстве источников временем появления самого термина «нон-фикшн» и первого произведения, относимого к этому жанру, считается 1965 год, когда вышла в свет книга «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте. Относительно того, когда появился термин, спорить не станем, но вот, как их принято сегодня называть, травелоги, или путевые заметки (такие как радищевские «Путешествия из Петербурга в Москву», «Фрегат «Паллада»» И.А. Гончарова или герценовские «Былое и думы») созданы были задолго до второй половины XX столетия. Вот только зачитываясь ими, мы не догадывались, что это русские лучшие нон-фикшн книги!

Спорить не будем, а назовем несколько современных классиков этого жанра. Прежде всего, следует упомянуть Стивена Хокинга, одного из наиболее известных современных физиков-теоретиков. Благодаря его книгам в жанре научный нон-фикшн большая часть землян узнало о черных дырах и их свойствах.

Капоте с «Хладнокровным убийством» считается классиком романа-репортажа. Томас Вулф с нашумевшими во второй половине прошлого века книгами-исследованиями «The Electric Kool-Aid Acid Test» и «The Kandy-Kolored Tangerine-Flake Streamline Baby» создал новое направление экспериментальной и исследовательской документальной прозы.

Виды non-fiction

Отвечая на вопрос о том, нон-фикшн - что это такое, важно помнить о ее разноплановости, так как это не только разнообразная научно-популярная и справочная литература, в нее также входят и описания стран и городов, заметки путешественников, публицистика и эссеистика. Произведения этого жанра могут занимательно рассказывать о довольно сложных вещах, например, в советской книжной серии «Эврика» было выпущено более 300 книг, доступно и интересно повествовавших о различных науках и их истории. Другие же, такие как, например, книги «Стекло» Н. Качалова или «Лекарство от скуки, или История мороженого» И. Богданова, могут быть посвящены научному исследованию самых обыденных и привычных для нас вещей.

Находящийся на пересечении журналистики и художественной литературы жанр нон-фикшн имеет несколько классификаций, однако мы рассмотрим ту, что обычно используется в книгоиздательской «кухне»:
биографии и мемуары;
документальные хроники;
эссе;
путевые заметки (травелоги);
критика;
научные исследования;
учебники;
самоучители;
словари;
энциклопедии;
техническая документация.

Тенденцией последнего времени являются электронные издания нон-фикшн, позволяющие оперативно получить интересующую информацию.

Особенности жанра

Мы уже касались, правда, слегка поверхностно, особенностей жанра нон-фикшн. Что это такое? Кратко перечислим основные характеристики:

Отсутствие вымышленных сюжетов и героев;

Рассказ о событиях идет через личностное мировосприятие автора;

Использование различных художественных и драматических приемов;

Построение композиции произведения по драматическому принципу «сцена за сценой».

Кто это издает?

В советские времена выпускалось довольно много научно-популярной и публицистической литературы, мемуаров и биографий. Достаточно вспомнить такие замечательные серии книг, как ЖЗЛ - «Жизнь замечательных людей» (издательство «Молодая гвардия»), «История науки и техники», «Страницы истории нашей Родины», «Библиотечка «Квант» (издательство «Наука»).

Вот и сегодня сложно назвать какое-либо крупное российское издательство, нон-фикшн не публикующее. Один из лидеров российского рынка «фактической» литературы - издательство «НЛО» - публикует книги в жанре living history, сгруппировав их в серию «Культура повседневности», а в «Эксмо» выходят серии «Биографии великих. Неожиданный ракурс», «Мемуары - XXI век», «Женщины Серебряного века». Издательский дом «АСТ-Пресс» выпускает серии «Наука и мир», самоучители «Языки без границ», издательство «Кучково поле» издает мемуары, а компания «Колибри» - серию «Вещи в себе», книги которой рассказывают о самых простых вещах, таких как соль и другие. «Аякс-пресс» издает серию путеводителей «Инструкция по применению».