Что открыл гудзон в географии. История географических открытий генри гудзона

Генри Гудзон, биография и открытия которого являются предметом настоящего обзора, был известным английским мореплавателем и первооткрывателем 16-17 веков. Он внес большой вклад в развитие географической науки, изучил и описал Северный Ледовитый океан, а также новые проливы, заливы, реки и острова. Поэтому его именем назван целый ряд объектов на территории североамериканского материка и некоторых водных пространств.

Общая характеристика эпохи

Путешествия капитана следует рассматривать в контексте эпохи. Он совершил свои исследования в годы, когда на троне сидела королева Елизавета I, правление которой ознаменовалось бурным развитием английского мореплавания и торговли. Она поощряла предприимчивость морских компаний, а также частные инициативы моряков. Именно в годы ее царствования осуществил свое знаменитое кругосветное путешествие Ф. Дрейк. Казна королевы обогащалась за счет морской торговли, поэтому при ней многие английские компании инициировали исследование водных пространств для поиска более выгодных путей сообщения с другими материками и странами.

Некоторые сведения о личности

Гудзон Генри родился в 1570 году, и многие исследователи полагают, что в семье моряка. О ранних годах будущего мореплавателя почти ничего неизвестно. Полагают, что он юность провел у моря, обучаясь морскому делу, стал юнгой, а впоследствии дослужился до звания капитана. Сохранились известия, что путешествие Д. Дейвиса организовывалось в доме некоего Д. Гудзона, который, вероятно, был родственником будущего первооткрывателя. Следовательно, Гудзон Генри был опытным моряком и еще до начала своих знаменитых плаваний успел приобрести славу талантливого мореплавателя.

Первое путешествие

Английская «Московитская компания» была заинтересована в поиске северо-восточных путей для торговли в обход испанских и португальских владений. В 1607 году была организована экспедиция для поисков северного пути в азиатские страны. Командование должен был осуществлять Гудзон Генри. В его распоряжении был всего лишь один корабль с небольшой командой.

Выйдя в море, он направил судно в северо-западном направлении, пока не достиг гренландских берегов. По пути мореплаватель составлял карту этого региона. Он достигнул Шпицбергена и достаточно близко подошел к Северному полюсу. Поскольку дальнейшее путешествие было невозможно из-за того, что льды мешали продвижению судов, Гудзон Генри отдал приказ о возвращении на родину. Здесь он рассказал о возможностях в северных морях, чем способствовал развитию данной отрасли в стране.

Второе путешествие

На следующий год капитан осуществил новую экспедицию с той же целью, что и прежде: попытаться найти морской путь в Китай и Индию через северо-восток или северо-запад. Путешественник хотел найти пространство, свободное ото льдов, и в ходе поисков попал в море между Новой Землей и Шпицбергеном. Однако Гудзон так и не смог найти здесь свободного прохода, и потому повернул на северо-восток. Но и здесь его снова ждала неудача: льды опять преградили ему путь, капитан был вынужден вернуться на родину.

Третье путешествие

В 1609 году мореплаватель пустился в новое плавание, но теперь уже под голландским флагом. Эта страна была соперником и успешным конкурентом британской короны в деле освоения новых земель и основания колоний. Гудзон мог по-своему усмотрению выбирать направление плавания. Он проплыл в Баренцево море и здесь оказался застигнутым врасплох плохой погодой. Экспедиция оказалась в крайне сложных условиях: наступили холода, среди команды начался ропот, грозивший перейти в бунт. Тогда первооткрыватель предложил плыть в направлении пролива Дейвиса или направиться к североамериканскому побережью.

Был выбран второй вариант, и корабли направились в северо-западном направлении в поисках берега, на что рассчитывал Генри Гудзон. Северная Америка была исследована им достаточно подробно: он подходил к землям современных штатов, вошел в бухту и проплыл по большой реке, которая в настоящее время носит его имя. Это были очень важные открытия, однако капитан удостоверился, что так и не достиг цели своего путешествия, и найденный путь не ведет в Китай.

Интересен тот факт, что в то же самое время французский исследователь и путешественник Шамплейн также исследовал эти места с той же целью: найти водный путь в Китай. Ему удалось добраться туда же, где был Гудзон, но только с другой стороны, их отделяло всего сто пятьдесят километров.

Между тем, на борту английского корабля снова начались волнения, и путешественник был вынужден вернуться. По дороге он зашел в английский порт, где был арестован вместе с другими соотечественниками: ведь по законам страны они должны были плавать только под флагом королевства. Скоро они были отпущены, и в следующем, 1610 году, была организована новая экспедиция.

Четвертое путешествие

На этот раз Генри Гудзон, открытия которого сыграли важную роль в развитии географических исследований, был нанят британской Ост-Индской компанией. Он снова отправился на север, проплыл к исландским и гренландским берегам, а потом вошел в пролив, который теперь носит его имя. Двигаясь вдоль лабрадорских берегов, корабль путешественников вошел в залив, который также был назван в его честь.

Следующие несколько месяцев мореплаватель занимался картографированием американских берегов, а зимой экспедиция была вынуждена сойти на берег на зимовку. Когда льды сошли, капитан решил продолжить исследования, однако на корабле начался бунт: его вместе с сыном и семью матросами высадили на шлюпку без еды и воды. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно, скорее всего, он погиб.

Значение

Большой вклад в открытие земель и развитие географической науки сделал Генри Гудзон. Что открыл мореплаватель, мы рассмотрели выше. Его открытия заполнили многие белые пятна на картах рассматриваемого времени. Залив, который он обнаружил, в несколько раз обширнее Балтийского моря. Описанное им побережье впоследствии стало выгодным местом торговли мехом, которую на протяжении долгого времени вела компания. Гудзонов пролив является удобным выходом в арктические воды из Атлантического океана. Многие географические объекты носят имя путешественника, в том числе река, округ, город.

Стал одним из самых выдающихся первооткрывателей своего времени Генри Гудзон. Фото, а также карты материков подтверждают, что мореплаватель увековечил свое имя. К сожалению, он так же, как и многие другие путешественники того времени, не сразу получил признание. Мореплаватель не имел возможности путешествовать на нескольких судах, ему давали один или два корабля. Тем не менее его вклад в географическую науку трудно переоценить. Благодаря ему были описаны труднодоступные районы северных морей и побережий.

(1550-1611)

2 августа у 63°20"" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм. Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона. О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская Московитская компания (также называвшаяся Русской компанией) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку. В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген). Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена. В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той же целью, что и в первый раз: открыть Северо-восточный проход в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой пытался пройти голландский мореплаватель Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз попытал счастья на северо-западе, но и здесь вынужден был отступить перед грозным фронтом ледяных полей. Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне Хальф-Моон. Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали Хальф-Моон. Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт.

Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай. В июне, когда Хальф-Моон был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона). Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай. В том же году другой европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров. У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь Хальф-Моон был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества. Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно Дискавери (Открытие) водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером Дискавери незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком. 17 апреля 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему наблюдателя.

Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унгава, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора. 2 августа у 63°20"" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм. Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона. Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с Дискавери. За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер). В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 километров, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джеймс). Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон высадил на берег и оставил там погибать моряка, которого считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53° северной широты, судно было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных условиях: топлива вполне хватало, а успешная охота на птицу позволяла хорошо питаться. В середине июня следующего, 1611 года судно спустили на воду и начали медленно продвигаться на север. Через неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение; 22 июня бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона, мальчика его сына, помощника штурмана и еще шесть человек, верных капитану, и оставили их на произвол судьбы без оружия и без продовольствия.

Единственный уцелевший офицер штурман Роберт Байлот осенью 1611 года привел Дискавери обратно в Англию. На родину вернулись 13 человек, по другим данным восемь. К капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава: Большая Северная река, открытая до него, названа его именем рекой Гудзон; пролив, открытый С. Каботом, Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, Гудзоновым залив

Оба берега пролива, острова, расположенные в нем, и собрали все материалы нужные для того, чтобы положить пролив на карту. 2. Купцы и кругооборот торговли. Движение «туда и обратно». В XVII – XVIII вв. для трансатлантической торговли классической формой был треугольник. Например, Ливерпуль – Гвинейское побережье – Ямайка – возвращение в Ливерпуль. Торговлей по такой схеме занимались в XVII в. ...

Лондоне для окончательных переговоров с министерством Колоний. Новая Земля и остров Принс-Эдуард на время приостановили переговоры о присоединении к союзу. Конференция в Лондоне привела к созданию наиболее важного документа в истории Канады, Акту Британской Северной Америки от 1867 года. Этот акт, с некоторыми изменениями, воплощал канадскую конституцию более чем сто лет. Он вступил в силу 1 июля, ...


…Мы пошли по узкому проходу. Течение действительно было с севера, и глубина у берегов 30 м.
Последняя запись Генри Гудзона в судовом журнале, сделанная при входе в Гудзонов залив
Он возник из полной неизвестности в 1607 году и исчез столь же бесследно в 1611 году.
Но за эти 4 года Гудзон проявил никем не превзойденное стремление покорить ледовые моря.
С короткой его биографией не может сравниться ни одна повесть
о любом из исследователей Арктики на протяжении всей ее истории.
— Ф. Моуэт. «Испытание льдом»
Что известно о Генри Гудзоне
Генри Гудзон (Хадсон) (рожд. ок. 1550 г. (согласно другим источникам 1570 г.) - смерть 1611 г.) Английский мореплаватель. В поисках северо-западного и северо-восточного проходов между Тихим и Атлантическим океанами им было совершено 4 плавания в арктических морях. Открыл реку, пролив и залив в Северной Америке, которые названы его именем.
То немногое, что мы знаем о Генри Гудзоне, кроме его открытий, заставляет думать о нем как о человеке, который обладал редкой самоуверенностью, нетерпимостью и даром убеждения. Генри много лет провел у моря, начав свою карьеру как юнга и со временем смог дослужиться до капитана.
Как все начиналось
Начало его головокружительной карьеры было весьма своеобразно. Просто прибыл в английскую торговую «Московскую компанию» уже немолодой капитан, в Лондоне почти никому не известный, и предложил ни много ни мало дойти до Японии через Северный полюс. В те времена никто не знал, что для парусного судна такого рода задача невыполнима. Компания заключила с ним договор, снарядив за свой счет прогнивший насквозь маленький барк «Хоупуэлл» в 80 тонн, некогда принадлежавший одной из экспедиций Фробишера, с командой в 12 человек.
Первая экспедиция — 1607 г.
1607 год, 1 мая — путешествие началось. Мореплаватель взял курс прямиком на Северный полюс. В июне судно, продвигаясь вдоль восточного берега Гренландии, достигло 73° с. ш. Ледовая обстановка в этом районе была неблагоприятная, потому Гудзон изменил курс, взял к северо-востоку и, обогнув с севера Шпицберген, может быть, впервые в истории достиг 80° 23’ с. ш. не доходя до полюса всего 600 миль. Там льды вынудили Гудзона повернуть назад. У 71° с. ш. им был открыт остров с двумя вершинами. Мореплаватель без лишней скромности назвал его «Зубцами Гудзона», а у Шпицбергена Гудзон выявил большие возможности для китобойного промысла, в последствии привлекшие сюда множество судов.
В английскую столицу экспедиция возвратилась в середине сентября. Потому как главная цель не была достигнута и до Японии не добрались, Гудзон решил искать проход в другом месте: между Шпицбергеном и Новой Землей. И вновь он смог убедить не склонных к расточительству купцов в выгодности такого предприятия и возможности пройти на Дальний Восток вокруг северного выступа России. Конечно, большую роль в этом сыграло мнение королевы, которая сказала: «Такой мореплаватель не может служить в ущерб своей родине!»
Вторая экспедиция — 1608 г.
Генри Гудзону было дано судно и 14 человек команды. Вместе с капитаном теперь плыл и его сын Себастьян. Эта экспедиция, начавшаяся 22 апреля 1608 года, также не привела к открытию прохода. Подойдя к юго-западному берегу Новой Земли, мореплаватель не сумел обогнуть ее с севера. Не смог он пройти и в Карское море. Льды не пустили хрупкое суденышко дальше на север. 26 августа «Хоупуэлл» возвратился в Лондон.

Компания отказалась от услуг капитана-неудачника, тем более что во время экспедиции на судне вспыхнули волнения. Но упрямый капитан не сдался. Он решил искать проход на северо-востоке в районе Баренцева моря. И вновь он смог убедить компанию, на этот раз нидерландскую Ост-Индийскую, снарядить экспедицию. Голландские купцы дали Гудзону маленькое судно «Халфам» с командой из 18-ти человек, среди которых были и англичане, и голландцы.
Третья экспедиция — 1609 г.
1609 год, 25 марта — судно покинуло залив Зейдер-Зее и двинулось на север. В Баренцевом море получилось достичь 72° с. ш., но опять лед остановил продвижение вперед. Команда, не желавшая подвергаться опасности полярного плавания, взбунтовалась. Гудзон решил продолжить поиски прохода южней. Продвигаясь на юго-запад, «Халфам» пересек Северную Атлантику и вдоль американского берега от залива Мэн спустился до 36-й параллели. В этот раз удалось обследовать течение большой реки, позднее получившей название Гудзон. Мореплаватель надеялся, что это и есть долгожданный путь в Тихий океан. Однако его вновь постигла неудача. И опять в течении всего пути - нелады с командой. Общего языка капитан не смог найти ни с голландцами, ни с соотечественниками.
Четвертая экспедиция — 1610 г.
Очередной и последний этап жизненного пути Генри Гудзона - экспедиция все с той же целью, снова на север Америки, но теперь опять на службе у английской Ост-Индийской компании. Правда, здесь ему теперь не очень доверяли. Матросы из прежних экипажей не молчали. Было известно, что на судах этого капитана все время возникает угроза бунта. Потому компания, выделяя корабль «Дискавери» всего в 55 тонн и команду из 22-х человек, назначила туда своего старшего офицера. Капитан не стал спорить, но в устье Темзы при отправлении экспедиции 17 апреля 1610 года попросту высадил того на берег.
«Дискавери» прошел до Исландии, после достиг южной Гренландии, прошел мимо нее на запад, проследовал вдоль северного побережья Лабрадора и вошел в уже открытый Каботом пролив, со временем получивший имя Гудзона. Мореплаватель решил, что это и есть искомый северо-западный проход, проплыл по нему и вошел в залив, который стал его могилой.
Неприятности с экипажем начались давно, еще у Исландии. В заливе они обострились, так как капитан, по рассказам очевидцев, высадил на берег моряка, которого посчитал главным зачинщиком. Для несчастного это значило верную смерть. Кроме этого, в заливе, приблизительно у 43° с. ш. корабль был выдавлен льдами на берег. Пришлось там зимовать. Охота не дала умереть с голоду, но команда начала обвинять капитана в сокрытии продуктов, а также в проникновении в трюм с целью украсть еду, чтобы подкармливать любимчиков. Недовольство возрастало.
Бунт на корабле
Когда льды позволили двигаться дальше, мореплаватель хотел продолжить экспедицию, но команда воспротивилась. Вспыхнул бунт. Зачинщиком стал Генри Грин, которого Гудзон некогда приютил в своем доме в Лондоне, а после тайно от компании взял на корабль в Грейвсенде. Грин уже давно мутил воду. Обозленный на своего благодетеля за то, что тот отказался отдать ему обещанный раньше сюртук умершего пушкаря, Грин совсем вышел из повиновения и подтолкнул команду на преступление.

Генри Гудзона, его не достигшего совершеннолетия сына, помощника штурмана и нескольких матросов, поддержавших капитана, а также больных посадили в лодку и бросили на произвол судьбы. В распоряжение этих восьми человек, по словам одного из очевидцев, Абакука Приккета, были предоставлены: один мушкет, немного пороху и пуль, несколько пик и чугунный горшок с какой-то пищей. Мореплаватель предполагал держаться поблизости своего судна, но команда подняла все паруса и сбежала от Гудзона.
Когда шлюпка скрылась из виду, паруса убрали и кинулись на поиски продовольствия. Его было немного. В каюте обвиненного в утаивании продуктов капитана нашли только 200 сухарей, 2 галлона муки и большую бочку пива.
Никаких следов
Единственный оставленный на корабле офицер, Роберт Байлот, привел «Дискавери» в Англию. Чтобы не умереть с голоду, команда ловила птиц. Большим лакомством считались «свечи из птичьих костей». Кости обжаривали в свечном сале, добавляя туда уксус. В живых осталось 13 человек. Вначале они были брошены в тюрьму до возвращения Гудзона и его спутников. Но экспедиция, отправленная на поиски, не смогла обнаружить никаких следов.
В этом случае бунтовщикам предстояло отбывать пожизненное заключение. Но суд, запутавшийся в противоречивых показаниях моряков, так и не вынес обвинительного приговора. Всех бунтовщиков выпустили на свободу - редкий случай в истории Англии, очень жестоко расправлявшейся с моряками, посмевшими поднять бунт во время плавания.
Что касается капитана «Дискавери», то в решении чиновников Тринити-Хауз (лоцманского управления) записано: «О Гудзоне же и его товарищах никто больше ничего не слыхал. И все таки имеются некоторые основания предполагать, что они благополучно высадились на берег в заливе Джеймс и прожили еще много месяцев или даже лет, пока смерть не пришла за ними». К сожалению, эти строки, видимо, служат только попыткой самооправдания для следствия. Никаких следов не обнаружили ни тогда, ни в более позднее время. Очевидно, воды залива поглотили утлое суденышко и его несчастную команду.
Каков бы ни был характер капитана, ни он, ни те из команды, кто оказался с ним в одной лодке, как, впрочем, и оставленный на берегу и наверняка погибший зимой матрос, не заслужили такого страшного конца. Но возможно, вовсе не тщеславие и самоуверенность двигали Гудзоном, а одержимость идеей во что бы то ни стало, любой ценой найти проход и достигнуть северным путем Китая и Японии. А команда в очередной раз не поняла мореплавателя и, страшась за свою жизнь, предпочла пожертвовать им, чтобы спастись от «ледяного ужаса».
В. Скляренко



Портрет Генри Гудзона. Энциклопедия всеобщей истории, 1885.

Ге́нри Гу́дзон (Ха́дсон) (англ. Henry Hudson ; 12 сентября 1570(15700912 ) -1611?) - английский мореплаватель начала XVII века. Его дата и место рождения точно неизвестны, но по некоторым предположениям, он родился 12 сентября 1570 года в Лондоне. Полагают, что он погиб в 1611 году в нынешнем Гудзоновом заливе в Канаде в результате бунта на корабле.


Исследования

В 1607 году Московская торговая компания, одна из немногих компаний, имевших королевскую грамоту, наняла капитана Генри Гудзона на поиски северного пути в Азию. В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, они найдут кратчайший путь к Азии. Гудзон вышел на корабле Хоупвелл (англ. Hopewell ) в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-запад. В начале июня он достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении, при этом составляя карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северную оконечность архипелага Шпицберген 17 июля. В этом месте корабль находился всего в 577 морских милях (1,100 километрах) от Северного полюса, и дальнейший путь преграждали льды. 31 июля Гудзон решил вернуться обратно в Англию. На обратном пути Гудзон, возможно, открыл остров Ян-Майен (по другим сведением, его позднее обнаружил голландский капитан, чьим именем он и назван).

В 1608 году Гудзон еще раз попытался найти северный торговый путь, на этот раз двинувшись восточнее, но, достигнув архипелага Новая Земля, снова наткнулся на преграждающие путь льды и был вынужден вернуться. Этой предельной точки и прежде достигали другие корабли компании, но северный путь в Азию так и не был найден.

Гудзон желал продолжать поиски и нанялся в голландскую Ост-Индскую компанию. Эта компания также была чрезвычайно заинтересована найти северный путь, и для этих целей был снаряжён корабль «Халве Мен» (нидерл. Halve Maen ), капитаном которого был назначен Гудзон. В мае 1609 года корабль взял курс к Новой Земле, но, не дойдя до неё, был вынужден повернуть назад из-за недовольства команды. Вместо этого корабль поплыл на запад, пересёк Атлантический океан и в начале июля достиг отмели Большой Ньюфаундлендской банки у берегов острова Ньюфаундленд в Северной Америке. Затем 4 месяца было потрачено на исследование берегов Северной Америки. 11 сентября 1609 года был открыт остров Манхэттен. Также было исследовано и описано побережье современного штата Мэн и полуостров Кейп Код. Несмотря на то, что эти земли впервые были открыты итальянским исследователем Джованни да Вераццано в 1524 году, Генри Гудзон стал первым европейцем, кто письменно описал эти земли. Он также проплыл вверх по течению реки, ныне носящую его имя (Гудзон), до места, где сейчас расположена столица штата Нью-Йорк город Олбани (англ. Albany ). Позднее в устье этой реки голландцы основали город Новый Амстердам, ставший затем городом Нью-Йорком. Полагают, что название острова Статен (нидерл. Staaten Eylandt ) также дал Генри Гудзон в честь Генеральных штатов (Нидерландов), официального названия Нидерландов того времени.

По возвращении в Англию в ноябре 1609 года Гудзон был арестован за плавание под чужим флагом, согласно Актам Навигации (англ. Navigation Acts ), ряду английских законов, установленных для защиты торговых путей от голландцев. Тем не менее, он был вскоре освобождён.

Карта четвёртой экспедиции Генри Гудзона, 1610-1611.

В 1610 году Гудзон снова отправляется в экспедицию на корабле Дискавери (англ. Discovery ), на этот раз под английским флагом, будучи нанятым Вирджинской и Британской Ост-Индской компаниями. Он взял курс на север, прибыв к берегам Исландии 11 мая, затем 4 июня к южной Гренландии, потом обогнул её южную оконечность и взял курс на запад. Было сильное ощущение, что северный путь в Азию наконец-то найден. 25 июня путешественники достигли Гудзонова пролива к северу от Лабрадора. Двигаясь вдоль побережья на юг, 2 августа они вышли к заливу Гудзона. Следующие несколько месяцев Гудзон потратил на исследование и картографирование побережья Америки. В ноябре корабль застрял во льдах в заливе Джеймс, и команда была вынуждена сойти на берег на зимовку.

Весной 1611 года, после того как путь был освобождён ото льда, Гудзон планировал возобновить исследования. Однако команда корабля взбунтовалась, требуя возврата домой. В июне 1611 года 8 человек из команды возвратились домой, предварительно высадив Гудзона, его сына и еще 7 матросов на гребную лодку, не оставив им воды и пищи. Больше о его судьбе достоверно ничего не известно.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 18:21:16
Похожие рефераты: Гудзон ,

Гудзон Henry Gudzon Карьера: Мореплаватель
Рождение: Великобритания
В 1607 предпринял путешествие с целью достичь Индии и Китая через Северный полюс.Между Гренландией и Шпицбергеном был задержан льдами и повернул обратно.Установил рекорд свободного продвижения на север 800 23", продеожавшийся 158 лет.

О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно шибко немного. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, жутко грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская "Московитская компания"* (ещё называвшаяся "Русской компанией", * Организована в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонскими купцами для систематической торговли с Россией. Направила немного экспедиций На поиски Северо-восточного прохода.) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.

В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию сквозь Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился первоначально на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на мерзлый барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (в настоящее время Шпицберген).

Здесь ему удалось одолеть путь до 80 северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.

В 1608 году Гудзон совершил второе турне в Арктику с той же Целью, что и в основополагающий раз: раскрыть Северо-восточный доступ в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в доля моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой пытался миновать голландский мореплаватель Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон ещё раз попытал счастья на северо-западе, но и в этом месте вынужден был отойти перед грозным фронтом ледяных полей.

Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне "Хальф-Моон". Гудзону была предоставлена воля выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже сызнова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в крайне трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали "Хальф-Моон". Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати мужчина начались ссоры, расположение было возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: ходить к берегам Америки, где, соответственно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, рядом 60 северной широты имелся пролив, или разыскивать стезя севернее, сквозь современный пролив Дейвиса. Решили разыскивать дорогу, которую направлял капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался найти несуществующую дорогу в Китай.

В июне, когда "Хальф-Моон" был поблизости от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах позволительно новости меновую торговлю, а море богато треской. После этого он ещё два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона).

Гудзон обогнул тот самый мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива в этом месте не оказалось, и Гудзон снова повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (в настоящее время реченька Гудзон). Добравшись до места, где в настоящее время находится городок Олбэни, он убедился, что тот самый дорога не ведет в Китай.

В том же году прочий европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озерко, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с иной стороны. Их разделяли всего 150 километров.

У Гудзона сызнова возникли недоразумения с командой, и он решил возвратиться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь "Хальф-Моон" был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их действовать в пользу своего собственного отечества.

Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская фирма взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно "Дискавери" ("Открытие") водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не совершенно доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были крайне недовольны своим командиром и это недовольство немного раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером "Дискавери" незнакомого Гудзону моряка, считая его целиком надежным человеком.

17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему "наблюдателя". Уже на переходе к Исландии поднялся ропот посреди команды, с которой капитан и на тот самый раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал опускаться на юг, зазря отыскивая доступ в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета - Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул тот самый полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в всамделишный пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел близкое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал мощный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, далее завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.

2 августа у 6320" северной широты показалась почва, которую Гудзон принял первоначально за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство - свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон вписал следующую запись в судовой журнал: "Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.

Остальное посредством полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, мореходец с "Дискавери". За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло немного недель вдоль берега. На западе вдалеке от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это полярный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепочка островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер).