…Что ни страница – то слон, то львица.

Стихотворение “Что ни страница – то слон, то львица” (1926) относится к жанру стихотворной подписи, широко распространенному в детской литературе. Этот жанр труден тем, что стихотворный текст должен выполнять двоякую функцию: с одной стороны, он должен быть максимально выразителен, доступен детям, с другой – должен служить как бы “ориентиром” в творческом воображении художника, работающего над рисунками к этим подписям.

Этот жанр у Маяковского доведен до совершенства. Стихотворные подписи полны выдумки, говорят о гуманизме поэта, о его необыкновенной наблюдательности. Подписи эти – своеобразное путешествие по зоопарку:

“Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама”;

“Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца” и т. д.

Подписи предельно лаконичны: две, три, четыре строки, но поэтические зарисовки зверей остаются в памяти детей навсегда.

Восприятию материала способствует и мягкий юмор поэта: “Он (лев) теперь не царь зверей, просто председатель”, обезьяна – “человеческий портрет, даром что хвостатая” и т. д. В этом стихотворении Маяковский, давая интересный познавательный материал, умело решает задачу воспитания у детей любви к животным, к “зверикам”, как шутливо называет он их.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Выясняя мораль басни «Слон и Моська», мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый...
  2. Шестилетняя девочка Надя болеет, по словам доктора Михаила Петровича, “равнодушием к жизни”. Единственное средство ее вылечить – развеселить. Но девочка...
  3. Стихотворение-манифест Маяковского “Приказ по армии искусства” впервые было опубликовано в 1918 году еженедельной газетой “Искусство коммуны” в виде передовицы. Страницы...
  4. Очень своеобразным и интересным для детей является стихотворение “Конь-огонь”. В мае 1927 года Маяковский, отвечая на вопрос корреспондента газеты “Эпоха”:...
  5. Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в...
  6. Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни....
  7. Стихотворение «Нате!», написанное в 1913 году, принадлежит к числу ранних произведений поэта. Это один из классических образцов ранней сатиры Маяковского....

Черновой набросок двух строф (строки 49-53, 39-45) на шмуцтитуле: «Popular official guide to the New York Zoological Park, published by the New York Zoological society», 19251 (БММ); беловой автограф с поправками (БММ); строки 26-29 в статье «А что вы пишете?», Л. «Красная газета», вечерний выпуск, 1926, № 124, 25 мая; отдельное издание; Сочинения, т. 4.

В настоящем издании в текст 4 тома Сочинений внесено исправление: строка 18 вместо «сколько им воды, питья» - «сколько им еды, питья» (по автографу и отдельному изданию).

Начало работы над стихотворением относится к августу - октябрю 1925 г., заготовки к нему были сделаны на шмуцтитуле «Популярного официального путеводителя по нью-йоркскому зоопарку» во время пребывания Маяковского в Америке.

20 марта 1926 г. Маяковский подписал договор с издательством «Прибой» на представление к 1 апреля 1926 г. трех детских книжек: 1) «Вокруг Света», 2) «Зверинец», 3) «Собачка». Ни одна из них в издательство «Прибой» сдана не была.

25 марта 1926 г. Маяковский заключил в Москве договор с издательством «Заккнига» на стихотворение «Есенину» и детскую книжку «Зоологический сад». На следующий день рукопись стихотворения «Что ни страница, - то слон, то львица» была передана представителю издательства. Упоминание об этом стихотворении есть в статье Маяковского «А что вы пишете?», опубликованной в мае 1926 г. (см. т. 12 наст. изд).

Книга вышла в издании «Заккнига» только в марте 1928 г. одновременно на русском и грузинском языках с рис. худ. К. Зданевича. Текст издания «Заккнига» значительно отличается от текста, включенного в 4 том Сочинений. По-видимому, при подготовке тома к изданию у Маяковского не оказалось текста и он воспроизвел его по памяти, дав, таким образом, новую редакцию стихотворения.

…Что ни страница – то слон, то львица.

Конспект подготовила воспитатель первой квалификационной категории группы № 5 Маслова Екатерина Алексеевна.

Цель:

Расширение и систематизация знаний о животных разных частей земного шара.

Задачи:

· расширять представление об особенностях приспособления животных к окружающей среде;

· знакомить с некоторыми формами защиты животных от врагов;

· закреплять умение расселять животных по их особенностям через игру и доказывать свой выбор, счет в пределах 10;

· формировать правила поведения в зоопарке;

· воспитывать у детей нетерпимость к уничтожению животных.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, энциклопедий о животных «Полная энциклопедия животных, «Энциклопедия животных для детей. Чьи это детки», разучивание стихотворения С. Маршака «..Что ни страница – то слон, то львица», «Детки в клетке», сказок Р. Киплинга «Слоненок», «Как верблюд получил свой горб»;

Рассматривание глобуса, материков на нем.

Интеграция образовательных областей.

Приоритетная область «Познание», сопутствующие: социализация, коммуникация, безопасность, здоровье, музыка, чтение художественной литературы, физическое развитие.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1часть. Организационный момент.

Дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч.

– Сядет на стул тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

– Правильно, ребята. Вы назвали зверей. А теперь назовите животных, которые не живут у нас. (белые медведи, обезьяны, львы, зебры). А где мы можем их увидеть?

– Правильно, в зоопарке.

– Мы сегодня с вами поедем в зоопарк. А на чем можно поехать в зоопарк. Правильно, на автомобиле, (дети имитируют движения автомобиля 1 круг и возвращаемся на места).

– Для начала скажите, вы дружные ребята? Ведь только дружные ребята не боятся никаких хищных зверей, потому что в зоопарке мы будем держаться друг за друга и от друзей не отставать.

Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята».

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики

1,2,3,4,5..

1,2,3,4,5…

– Ребята, а как нужно вести себя в зоопарке? Давайте вспомним правила поведения. (Рассказывает заранее подготовленный ребенок).

НЕ кормите,

НЕ дразните,

НЕ пугайте животных.

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение,

НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более

НЕ просовывайте руки. Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

2 часть.

– Давайте подойдем к первой клетке. А чтобы узнать, кто в ней живет, надо отгадать загадку.

И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же народ,

Его птицей считает? (Б. Заходер)

(страус)

Он не умеет летать, почему же его считают птицей. У страуса есть крылья, правда служат они ему лишь украшением. На голове, как и у всех птиц клюв. У страуса длинные и очень сильные ноги, на которых он бегает, так же быстро, как лошади. Это птица сильная и задиристая. Заметив опасного зверя, он порой сам бросается им на встречу. Удар ноги страуса такой же сильный, как удар ноги лошади.

Пройдем к следующей клетке. Но чтобы к ней попасть, нам нужно пройти по представленному маршруту по стрелкам, (разложенные стрелки).

– К кому же в клетку мы пришли? (картинка с изображением льва)

– Правильно. Это лев.

Лев – это царь зверей. Цвет шерсти позволяет льву быть незаметным среди сухой желтой травы. Он хищник, выслеживает добычу. А чем внешне отличаются лев от львицы.(у льва большая пушистая грива, у львицы ее нет).

– Ой, ребята, а это кто?

На двух лапках она скачет,

Малыша в кармане прячет.

Кто это? (Кенгуру)

– Ребята, детеныши кенгуру выбежали из сумки мамы выбежали и спрятались. Давайте их найдем и сосчитаем.

Дети считают: 1 кенгуренок, 2, 3, 4, 5, кенгурят и кладут в сумку кенгуру.

– А теперь отгадайте следующую загадку.

Ноги длинные, но шея у него ещё длиннее (Жираф)

Он высотой с двухэтажный дом и достигает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья самое любимое лакомство жирафа – листья акации. Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, газели, страусы. Чем привлекает их жираф? Высокий рост, чуткие уши, и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая голову, он видит всё вокруг.

– Кто живет в следующей клетке?

"Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра).

Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.

Что делать зебре? (защищаться)

Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.

Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются.

Львы не дают травоядным животным (стадам антилоп, буйволам, зебрам, слонам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения.

– Смотрите, записка. Перед вами карточки с загадочной шифровкой. Вам нужно раскрасить картинку по номерам. Каждому номеру соответствует своя цифра.

– Кто же у вас получился? (бегемот)

Бегемоты живут стадами, которые состоят из самок, молодняка и одного взрослого самца. Несмотря на свое добродушие и неуклюжесть, бегемот пользуется репутацией одного из самых опасных зверей Африки. От разъяренных бегемотов погибает больше людей, чем от всех хищников и ядовитых змей Африки, вместе взятых.

– Кто же еще есть в зоопарке?

Люблю дразниться и кривляться,

И лианах кувыркаться. (обезьяна)

Непоседы – обезьяны обожают грызть бананы. (читает воспитатель)

Вот одна мартышка повисла на хвосте и раскачивается что есть силы, стараясь ухватиться передними лапами за дальнюю ветку, ветка оборвалась и зверек ловко соскочил на землю. На нее тут же накинулось несколько ее подружек и давай тормошить – кто за хвост, кто за уши, кто за ноги; поднимается шум, визг, беготня; раздаются шлепки и пощечины, которыми расходившиеся весельчаки угощают друг друга. Тут акробат-неудачник снова вскарабкивается на дерево, остальные бегут вдогонку – и затевается новая игра: мартышки начинают скакать с ветки на ветку, стараясь прыгнуть, как можно дальше и перещеголять друг друга в этом искусстве. Поднимается страшный шум. Те, кто проиграл соревнование, с досадой хватают с земли комья грязи и норовят угостить ими своих соперников. От шума и возни пробуждаются мартышки, которые только что спали мирным сном, удобно устроившись на толстых ветвях деревьев. Они зевают, почесываются и озираются по сторонам, словно не понимая, что это творится кругом, не приключилось ли какой беды и не надо ли улепетывать от нежданного врага. Поняв, наконец, в чем дело, они, потянувшись раз-другой, примыкают к компании разыгравшихся мартышек. Суматоха усиливается еще больше. Только и слышно, как трещат ветки да раздаются тяжеловесные шлепки и затрещины, сопровождаемые криком, резким взвизгиванием и отчаянным ревом тех, кого особенно усердно потчуют затрещинами.

– Давайте, покажем, как строят гримасы обезьянки и станцуем «Чунгу – чангу».

3 часть.

– Ребята, посмотрите, объявление.

Поступили новые животные. Нужно решить, куда их разместить: в теплые закрытые клетки или в открытые вольеры. Но кого с кем можно работники зоопарка не знают кого с кем можно поместить в одну клетку? Чем накормить? Как это правильно сделать, чтобы не навредить животным? Что нужно знать о животных? Необходимо определить, где эти животные жили до того, как их привезли в зоопарк: на Севере или в жарких странах. Определить, какие это животные травоядные или хищники. Сегодня мы попробуем распределить животных на группы в зависимости от места, где они жили, от способа питания, делать выводы о зависимости ухода за животными в неволи (в зоопарк) от их происхождения – животные жарких стран, животные Севера, способу питания – хищные, травоядные. А самое главное – поучимся работать в группах: договариваться, выслушивать друг друга, выполнять правила работы в группах.

Дети по счету на 1, 2-й делятся на 2 подгруппы. «Расселяют» животных: 1 подгруппа – жарких стран, вторая подгруппа – животные Севера (дети выбирают картинки с общего стола, расставляют их на своем столе) коррекция детьми возникших ошибок: взаимопроверка.

Физминутка.

Тут зяблики пели,

Клесты тут летали,

Олени гуляли,

Тюлени лежали.

Львы в клетке бродили,

Газели скакали,

Улитки ползли,

И лисицы бежали.

Но тени сгустились,

И сумерки пали,

Все звуки затихли,

Исчезли, пропали.

правильно, обезьяна. Давайте, покажем, как строят гримасы обезьянки и потанцуем «Чунгу – чангу».

4 часть.

Б лиц опрос.

Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие). Назовите диких животных.

Назовите животных, которые живут рядом с человеком? (домашние). Назовите домашних животных.

– Как называются животные, которые питаются мясом? (хищники) . Каких хищников вы знаете?

– Что общего у белого медведя и гуся?

– Какое животное носит своего детеныша в сумке?

– С какой птицей сравнивают красиво поющего человека?

– Скажите, почему льва, обезьяну и других животных Африки мы не можем встретить у нас в России? (Климат России не предназначен для жизни этих животных. А также у нас нет столько пищи, предназначенных для этих зверей, но их можно встретить в зоопарке).

5 часть. Подведение итогов.

– Вот и закончилось наше путешествие в зоопарк. Давайте вспомним, каких животных вы видели в зоопарке. Как человек должен относиться к животным? (не убивать, не брать детенышей домой).

– Давайте попрощаемся со зверями словами М. Маршака.

– «Видел всех.

Пора домой. До свиданья, зверики!»