Что можно узнать по голосу человека. Для развития голоса

По голосу человека можно определить его характер, настроение и даже душевные свойства. Тембр голоса, как и неповторимый узор отпечатков пальцев, строго индивидуален, а в США, Англии и Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно.

Кому-то генетически дается приятный голос, а кому-то приходится жить с «противным». Но всегда есть выход – над голосом можно работать. При умелом использовании, речь и голос становятся мощным психологическим оружием, действующим на подсознание собеседника.

Психологи выявили основные эмоциональные реакции человека на различные вариации высоты и тембра голоса собеседника.

Высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с незрелостью и неопытностью. По статистике женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение, чем выше голос, тем ниже должность.

Более того, пронзительный, высокий звук прочитывается подсознанием как сигнал тревоги. Таким образом, длительно звучащий высокий голос вызывает у собеседника невольное чувство дискомфорта и уменьшает степень доверия к словам. Обладатель очень высокого голоса должен более чем кто-либо другой обратить внимание на содержание и интонационную часть своей речи.

Обладателям низкого голоса повезло значительно больше: он ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с таким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного. Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины. Кстати, статистика не отрицает также влияния голоса на успех у противоположного пола. Вы наверняка отмечали возникновение романтических мыслей, общаясь по телефону с незнакомым мужчиной, обладающим приятным тембром голоса.

Один только низкий бархатный голос человека, которого мы никогда не видели, может вызвать сильнейшее чувство любви. Это обусловлено подсознательным считыванием генокода собеседника. Дело в том, что низкий голос обусловлен повышенным содержанием мужских половых гормонов в крови, следовательно, обладатель такого голоса более темпераментен. Именно поэтому женщина с низким, грудным голосом, богатым интонациями кажется мужчинам, более сексуальной, чем обладательница монотонно звучащего тонкого голоска.

Но для убеждения или соблазнения собеседника женщине не обязательно иметь от природы красивый низкий голос, достаточно вооружиться собственным голосом (любым, который есть), умом (достаточно житейского) и терпением. Для начала поработайте над голосом: на звучание голоса влияет не только гормональная составляющая крови, но и строение голосовых связок, психологический настрой и особенности дыхания.

Следите за осанкой – при хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет ему быть лёгким и свободным. Звук должен выходить из груди. Чтобы проверить правильность выполнения упражнения положите руку на грудь, если она вибрирует – Вы на верном пути.

Укрепляет дыхание и улучшает звучание голоса занятие пением. Оставшись в квартире наедине с собой и домашними заботами, попробуйте что-нибудь достаточно громко спеть. Надувайте воздушные шарики – это очень укрепляет дыхательную систему, советует "Гороскоп.ру" .

Разнообразьте речь интонациями, особенно если Вы склонны подавать информацию «на одной ноте». Несколько раз прочитайте вслух небольшой отрезок текста (лучше всего стихотворение), с каждым новым прочтением наполняя его новыми интонациями.Научитесь четко формулировать мысль, которую Вы хотите донести до слушателя. Это избавит вас от предательского «мычания» в паузах между смысловыми отрезками речи. Запаситесь аргументами в пользу своего мнения, правильно расставляйте акценты.Невозможно убедить кого-то в чем-то, тихо прожевывая фразы. Помните, что информация, поданная всего на полдецибела громче, гораздо успешнее убеждает слушателя и лучше усваивается им. Установите оптимальный «уровень громкости» для своего голоса. Посчитайте вслух, от одного до десяти, постепенно повышая голос, когда услышите то звучание, которое вас устроит, запомните его, а затем постарайтесь ему следовать.

Благодаря ему мы говорим, выражаем эмоции, показываем любовь или ненависть, управляем и даже манипулируем людьми. Голос влияет на все сферы нашей жизни. Ваш успех часто определяется только качеством голоса.

Высокий голос - низкие должности?

Безусловно, высокий голос чаще всего раздражает слушателей. Этот дискомфорт связан с тем фактом, что пронзительные звуки вызывают обеспокоенность. Поэтому очень высокий голос, который время от времени переходит на визг, часто мешает его обладателю наладить отношения с людьми, так как он отвлекает и очень раздражает барабанные перепонки.

Низкий голос и сексуальная привлекательность

Обладатели низких тембров - часто самоуверенные и самодостаточные интеллектуалы. Этот факт базируется на физиологических характеристиках организма и на том, как мы их воспринимаем. Американский психолог Сюзан Хагис считает, что низкий голос характерен для мужчин и женщин, которые обладают традиционной гетеросексуальной привлекательностью, то есть такие женщины имеют средние плечи, среднюю или большую грудь, узкую талию и бедра, объем которых гармонирует с шириной плеч, а мужчины - широкие плечи и узкие бедра. Считается, что эти признаки говорят о физическом здоровье и зрелости, а потому такой человек считается самостоятельным и способным принимать важные решения.

Состоятельным - бархатный голос, начальникам - громкий

Люди, которые постоянно командуют и отчитывают других, не сомневаясь в собственной правоте, как правило очень громкие не только на работе, но и дома. Они или не умеют владеть собой, или им недостает самокритичности. Сдержанный и скромный человек говорит тихо и вкрадчиво. Если к тихому голосу прибавляется робость или просительная интонация, то перед вами неуверенный в себе человек. Постоянные перепады голоса говорят о повышенной эмоциональности или о волнении.

Быстрая речь - насыщенная жизнь

Скорость речи соотносится с темпераментом человека и ритмом его жизни. Спокойные, люди, не склонные к риску и резким перепадам настроения, говорят медленно и не спеша. Холерики зачастую излишне эмоциональные и громкие, они говорят очень быстро и часто жестикулируют.

Немаловажной является также дикция. Чем четче говорит человек, тем определеннее его жизненная позиция, тем проще и яснее его взгляд на мир.

Не забывайте также про собственную речь. Хотя бы в целях маскировки (например, в волнительных ситуациях) старайтесь говорить четко и разборчиво, чтобы никто не заподозрил вас в неуверенности. Хорошая дикция и достаточно громкий голос сразу покажут людям, кто вы есть на самом деле.

Обратите также внимание на использование в обыденной речи редких слов и оборотов. Человек, который говорит так, как никто из окружающих, часто цитируя известных авторов и приукрашая речь разнообразными эпитетами и метафорами, явно стремится выделиться и подчеркнуть свою исключительность.

Читайте також:

Конверты уже успели завоевать всеобщую признательность среди молодых родителей на Украине. Заглядывая немного в историю мы можем увидеть, что предыдущие поколения мам также пользовались этим прекрасным изобретением. И все потому что эта вещь удобна как для родителей (малыша можно одеть для прогулки в считанные секунды), так и для малышей (малышу обеспечивается свобода движения, комфортная температ...

Как считает продюсер Эльвира Гаврилова (https://elvira-gavrilova.com/) - личный бренд играет решающую роль в продвижении инновационного продукта на российском и зарубежном рынке. Сегодня между корпорациями и предпринимателями идет война за покупателей и заказчиков, наблюдается значительная конкуренция. Поэтому для привлечения внимания и лояльности аудитории необходимо предлагать исключительн...

Сегодня жизнь диктует очень быстрый темп и современные мамы, как никто другой это чувствуют на себе. Большое количество дел, уход за ребенком или же несколькими детьми, а иногда и работа в декретном отпуске просто не оставляют времени на себя. Первыми из жизни мам уходит маникюр и педикюр. Однако мы знаем, как это исправить. Обычно, процедуру маникюра и покрытия лаком приходится повторять...

Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько важно звучание голоса для общения? И какое впечатление о себе мы создаем уже «с первых нот»? Это может показаться преувеличением, однако, каждый раз, когда мы слышим чей-то голос - переживаем определенный нейробиологический опыт. Все дело в том, что ушные каналы связаны с участками мозга, которые отвечают за эмоции. Таким образом тональность может указывать и на определенные черты характера оппонента, и на чувства, которые он в данный момент испытывает. Например тот, кто имеет более глубокий голос, с первых минут общения воспринимаются как умный и успешный (у собеседника на уровне подсознания даже может возникнуть желание на вас жениться или заключить бизнес-контракт). А вот звонкий, «острый» голос оставляет нервный, даже слегка истеричный осадок от общения, рядом с таким человеком сложно чувствовать себя в безопасности. Дефекты речи ошибочно делают собеседника менее конкурентноспособным, однако это впечатление может быть обманчивым. Не говоря уже о сексуальном полушопоте... Простите за каламбур - но что, в самом деле, говорит о нас голос?

Слишком высокий

Мужчин и женщин, которые общаются «на повышенных тонах» (высокий, острый, со свистом), не воспринимают всерьез. Такой голос ассоциируется с небезопасными, слабыми, нерешительными, незрелыми люди. Считается, что его обладатели не в ладах со своей сексуальностью - отрицают или даже блокируют ее. Когда мы осознаем свою чувственную сторону, то автоматически понижаем тон голоса, а если этого никогда не происходит - человек не в ладах со своими желаниями.

Слишком низкий

Удивительно, но другая крайность обычно идет на пользу - к человеку с низким голосом (особенно мужчине) люди относятся с большим уважением. Так разговаривают лидеры, те, кто чувствует власть над окружающих, знает себе цену и обладает большими возможностями. Будьте бдительны и не переборщите! Когда голос чересчур тяжелый, то начинает звучать искусственно, претенциозно.

Глубокий

Примета энтузиастов и богачей. Обладатель бархатного, объемного голоса (будто его сопровождает легкое эхо) заявляет окружающим о своей чувственности и, одновременно, внушает эмоциональную безопасность. Кажется, что собеседник полностью контролирует собственную жизнь, поэтому нам так нравится его слушать. Чтобы развить в себе эту «глубину» чаще тренируйте звук «у».

Нарочито сексуальный

Когда человек «включает» вкоадчивый, сексапильный голос, не сомневайтесь - перед вами самый настоящий манипулятор. Этот соблазнитель/ца обладает огромным эго и считает, что может легко использовать других в собственных интересах. Те, кто легко попадается на его/ее сексапильную удочку, в один прекрасный день будет сильно разочарован, когда услышат как он/она говорит абсолютно нормальным голосом.

Слишком сладкий

Другая уловка - настолько умильный голос, с мягким тоном и ласковыми словечками, что чуткий собеседник может заработать «диабетический шок», услышав его впервые. Хотя такие люди воспринимаются как очень любезные, будет очень трудно доверять тому, кто всегда звучит настолько сладко.

Ровный, «без жизни»

Казалось бы, это очень удобно - занять в отношении голоса нейтральную позицию и особо не выделяться. Однако плоское, монотонное звучание наделяет говорящего такими неблагозвучными характеристиками как апатичность, безразличие и даже депрессивность.

Очень тихий

«Темные лошадки». Вам кажется, что скромное тихое звучание - примета стеснительных и неуверенных в себе людей? Тем не менее, часто за этой «овечьей шкурой» (при условии, что речь не идет о проблемах со здоровьем) скрывается если не «волк», то самодур, который с помощью голосового трюка, наоборот, хочет привлечь всеобщее внимание. Им важно, чтобы люди просили повторить сказанное, наделить слова большей значимостью и использовать как игру во власть.

Очень громкий

Те, кто в разговоре регулярно срывается на крик, делает это, чтобы привлечь к собственной персоне повышенное внимание и создать ажиотаж. Обычно такие люди ассоциируются с высокомерием, воспринимаются как социально неуклюжие, хвастливые и завистливые.

Дрожащий

Тот, кто имеет этот тип голоса, либо испытывает нервное напряжение, либо чем-то сильно расстроен. Такой человек постоянно обо всем беспокоится, особенно его тревожит вопрос - как будут воспринимать его/ее посторонние. Более того, подобные люди часто внушают страх, производя впечатление опасных невротиков.

Агрессивный

Люди, которые говорят «с нахрапом», раздраженно, будто бросаются словами в оппонента - персоны с сильным характером. Это рьяные и агрессивные соперники, которые редко идут на компромиссы. Даже на фоне самого безобидного, бытового диалога они, совершенно неожиданно, могут развернуть театр военных действий.

Носовой

Носовое звучание - примета «нянечек». Они умиляют, но не вдохновляют, их редко воспринимают всерьез, а к мнению никогда не прислушиваются. Умным и образованным людям с таким тоном голоса бывает крайне сложно произвести впечатление человека действительно сведущего в каком-либо вопросе.

"В одной из радиопередач услышала, что появились специалисты, которые по голосу могут не только определить характер человека по голосу, интеллект, диагностировать различные болезни, но даже предсказать судьбу человека. Если это правда, подскажите, как попасть к ним на прием?"

К. Лямина, Смоленск

Насчет судьбы, конечно, преувеличение, художественный вымысел, - улыбается профессор Владимир Петрович МОРОЗОВ, заведующий лабораторией невербальной коммуникации Института психологии Российской академии наук, - а что касается всего остального - чистая правда. Сам голос независимо от того, какие слова произносятся, несет колоссальный объем информации, можно определить характер человека по голосу и многое многое.

Согласитесь, ни для кого не составит труда угадать, кто говорит по телефону: мужчина, женщина или ребенок, но далеко не каждый сумеет определить физические данные говорящего: высокий человек или низкий, худой или толстый, молодой или не очень... Эксперты нашей лаборатории практически безошибочно определяют по голосу пол, рост, вес и возраст. Причем обмануть их трудно даже тогда, когда кто-то достаточно искусно имитирует детский голосок (помните, как великолепно это делала Рина Зеленая?) или мужчина начинает говорить тонким женским голосом.

- Интересно, как им это удается? Ну мужчина или женщина - это понятно, но где в звуке "спрятаны" рост и вес?

Дело в том, что голос напрямую связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела в общем и органов голосообразования в частности. Напомню, что звуки рождаются при колебаниях голосовых складок, которые подобно струнам натянуты в гортани. Они могут совершать от 80 до 10 000 и более колебаний в секунду, причем колебаться как всей своей массой, так и отдельными участками. Установлено, что под влиянием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы, голосовые складки изменяют свою длину, толщину, степень напряжения. Сокращение их различных участков и обусловливает всю богатейшую гамму звуков, подобно тому как нажатие пальцами на гитарные струны в разных местах дает различное звучание.

Высота голоса зависит от длины складок, а сама длина их и толщина - от строения гортани: чем она больше, тем длиннее и толще складки, тем ниже голос, и обладатель этого голоса, следовательно, выше, потому что большая гортань - преимущество высоких людей.

Бывают, правда, исключения из правил: природа награждает низкорослого человека большой гортанью или мощными резонаторами. Ведь тембр голоса, его сила, окраска зависят не только от длины и толщины складок, но и от строения резонаторов. Знаете, почему великий Карузо пел тенором, хотя имел басовые голосовые складки? Резонаторы "размером не вышли".

Глотка, носоглотка, рот, полость носа и его придаточных пазух - это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие - нижние. У каждого человека эти органы имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. Голос приобретает индивидуальную окраску в момент, когда младенец первым криком заявляет о своем явлении в мир. Родился обладатель уникального голоса! Не важно, что он никогда не будет певцом, голос его неповторим, он единственный.

- А как же искусные имитаторы? Скажем, всеми любимый Винокур или те же "Куклы". Для нас, телезрителей, голоса звучат "один к одному".

Для вас - может быть, но не для эксперта, который, применяя современные методы и аппаратуру, любой голос способен разложить, что называется, по полочкам, то есть по тембровым, ритмическим, частотно-амплитудным, интонационным параметрам. Подобно тому, как графологическая экспертиза выявляет искуснейшую подделку почерка, так и наши методы позволяют распознавать имитацию чужого голоса. Можно скопировать интонации, некоторые особенности произношения, но стопроцентно подделать голос практически невозможно. Не случайно на этой основе развивается целое научное направление в криминалистике. Это свойство голоса нашло применение и в... бизнесе. В крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на голос владельца. Стоит, скажем, какому-то обертону отклониться в сторону - и сейф не отзовется, сколько бы к нему ни взывали " Сезам, откройся!".

- Итак, вы меня убедили, что с помощью голоса можно идентифицировать личность и даже нарисовать ее, этой личности, портрет: высокий-низкий, худой-толстый, молодой-старый...

Добрый-злой, открытый-замкнутый, скромный-заносчивый, - продолжает Владимир Петрович. - Не только физиологический, но и более важный для нас психологический портрет. Если человек говорит быстро, четко, напористо, завершая мысль, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает.

А вот если говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, - нетороплив, обстоятелен, анализирует ситуацию, любит семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Человек, произносящий слова скороговоркой, глотающий окончания, не связывающий фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни такой, как его речь. Если только это не речевая "маска", специально выработанная манера, как у Талейрана, например. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, что-то бормотал себе под нос, зато потом всегда мог отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.

Уже говорилось, что голос связан с анатомией и физиологией, поэтому практически любое заболевание так или иначе влияет на звучание голоса. В первую очередь, естественно, на нем отражается состояние голосового и артикуляционного аппаратов и резонаторов. Мы знаем, как неузнаваемо он меняется при различных ОРВИ, бронхитах, тонзиллитах, синуситах... Но вот, казалось бы, с голосовым аппаратом все в порядке: нет воспаления, каких-либо анатомических изменений, а голос все слабеет и слабеет - развивается фоностения. Причина этого недомогания кроется в глубоких отделах центральной нервной системы, там, где расположены центры, ответственные за деятельность голосового аппарата, воспроизведение и восприятие речи.

Сложная электроакустическая обработка голоса, произносящего фразы, выражающие разные эмоции - радость, горе, гнев, страх, показала, что каждое состояние имеет свой набор отличительных акустических признаков. Например, для горя - это наибольшая длительность слога, характерные "подъемы" и "съезды" в высоте звуков, для страха отличительными оказались резкие перепады силы голоса, нарушение темпоритма, увеличение пауз...

- Мне кажется, что и без электроакустической обработки каждый из нас способен определить эмоциональное состояние собеседника и его отношение. Бывает, тебе любезно говорят: "Как я рад вас видеть!", а слышится: "Ну какого... тебя принесло!" Фальшивая интонация, как и улыбка, читается без труда.

Вы правы. Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, звуков, начинают работать чуть ли не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя слова, их значение он начнет понимать гораздо позже, когда в левом логическом полушарии "дозреют" речевые центры.

Но знаете, что показали недавно проведенные нами исследования? Наблюдается тотальное "притупление" эмоционального слуха, причем уже на уровне дошкольного, школьного возраста.

- Владимир Петрович, нельзя ли поучаствовать в вашем эксперименте и проверить эмоциональный слух?

Конечно, можно. Я дам вам прослушать одну и ту же фразу, произнесенную с разной интонацией замечательным актером Олегом Валериановичем Басилашвили, а вы будете ставить галочки в графах "гнев", "страх", "удивление", "радость", "норма". Слушайте внимательно...

А теперь подсчитаем галочки. По результатам тестирования вы набрали 75%. Совсем неплохо. Этот и другие тесты предлагаются абитуриентам, поступающим в театральные вузы, консерваторию, будущим дикторам радио и телевидения. Мы же предлагали их не только "лирикам", но и "физикам". Результаты не были неожиданными: у людей художественных и гуманитарных профессий эмоциональный слух оказался лучше, чем, скажем, у программистов ЭВМ и математиков, инженеров. У большинства женщин с эмоциональным слухом все в порядке, в среднем он на 10-15% лучше, чем у мужчин. Огорчили дети - подрастающее, так сказать, поколение. Более чем у половины участвовавших в эксперименте (а это были ученики обычных средних московских школ) эмоциональный слух понижен, искажен. Представьте, более 60% оценили гневные и угрожающие интонации как нейтральные, записали их в графу "норма". Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих вытолкнула норму и заняла ее место. Повсюду начинает доминировать агрессивно-оборонительный стиль отношений. С малых лет дети привыкают либо нападать, либо обороняться. Это становится нормой.

- А не проводились ли подобные исследования среди политиков, чиновников, наделенных властью? Интересно, как у них с эмоциональным слухом.

Политиков пока не удалось охватить, а вот психологические портреты "новых русских" мы попытались нарисовать. Только у небольшого числа обследуемых такие необходимые качества, как высокий интеллект, компетентность, чувство собственного достоинства, уважительное отношение к партнерам и сослуживцам, проявились в достаточной мере. Психологические же портреты подавляющего большинства оставляют желать лучшего. Работать над ними и работать!

- Скажите, у вас есть рецепт, как это сделать?

При Институте психологии РАН открывается центр, где каждый желающий может узнать, как его воспринимают, как он выглядит в чужих глазах, и получить ряд практических советов, как улучшить свой психологический портрет и, следовательно, увеличить свое влияние на окружающих. Ведь имидж - это не только модный макияж и костюм от престижного портного, но и ваш голос, манера говорить, общаться. Помните, с чего начал профессор Хиггинс, когда задумал из грязной уличной цветочницы сделать даму высшего света? Не потребовалось ни пластических операций, ни прочих, сложных ухищрений - девушку просто научили ГОВОРИТЬ.

Беседовала О. ЗЕДАЙН

Голос - ваша визитная карточка. Сейчас для многих - политиков, бизнесменов, банкиров, менеджеров и прочих - он становится важнейшим инструментом работы. Так постарайтесь, чтобы никто не мог сказать: "Лучше бы он рта не открывал".

Для тех, кто приехать в институт не может, даем несколько практических советов. Звонкость, полетность голос приобретает за счет верхних резонаторов. Максимально использовать их возможности и исправить глухое звучание голоса помогут следующие упражнения:

1. Стоя или сидя сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом без напряжения произносите с вопросительной интонацией "м" или "н". Старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.

2. Глубоко вдохните. Выдыхая, произносите одно из следующих слов: "бимм", "бонн", "донн". Протяжно произнося последнюю согласную, добивайтесь ощущения вибрации в области носа и верхней губы.

3. Глубоко вдохните. Выдыхая, протяжно произнесите слоги "мимм", "момм", "мамм", "нинн", "нанн", "нунн" и т. д.

4. Глубоко вдохните. На одном выдохе сначала произнесите коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: мо-моо, ми-мии, му-муу, ни-нии, но-ноо и т. д.

Выполняя упражнения для нижних резонаторов, старайтесь произносить гласные "о" и "у" как можно более низким голосом и протяжно, добиваясь ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.

1. Стоя, положите руку на грудь. Зевните с закрытым ртом и зафиксируйте гортань в нижнем положении. на выдохе произнесите звук "о" или "у", стараясь почувствовать вибрационные движения грудной клетки. Если этого не получается, искусственно вызовите вибрацию легким постукиванием рукой в области грудины.

2. Стоя, положите руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произнесите гласные "о", "у" длительно и протяжно.

Выполняя то же движение, на выдохе произносите слова: "око", "окно", "олово", "молоко", "мука". В голосообразовании принимает участие и артикуляционный аппарат - губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть. От того, насколько четко, быстро и согласованно он работает, зависят хорошая дикция и звучность голоса.

Занимаясь перед зеркалом, следите за тем, чтобы в упражнении принимали участие только органы артикуляции, а нос, лоб и глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение делайте медленно, плавно.

1. На счет "раз" опустите нижнюю челюсть примерно на два пальца. На счет "два-шесть" удерживайте это положение. Медленно закройте рот.

2. Опустите нижнюю челюсть и медленно двигайте ею вправо и влево.

3. Опустите нижнюю челюсть, медленно выдвигайте ее вперед и возвращайте в исходное положение.

4. Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет "раз" растяните губы в стороны, обнажая зубы и как бы произнося звук "иии". На счет "два-три" удерживайте губы в этом положении. На счет "четыре-пять" вытяните губы трубочкой вперед. На счет "шесть-семь" растяните губы в стороны.


Интонации голоса меняются в зависимости от эмоционального или физического состояния. Важно обнаружить определенные закономерности. Если какая то характеристика неизменно проявляется, то можно делать вывод о возможных мыслях или поступках другого человека.

Речевых характеристик очень много, поэтому имеет смысл фокусироваться на наиболее информативных из них:

Время от времени встречаются люди с громким голосом. Что кроется за этим? Для оценки значимости этого необходимо понять, в каких ситуациях человек говорит громко. Чаще всего громкий голос принадлежит людям, которые пытаются контролировать ситуацию и людей. Громкость несколько подавляет, а иногда даже пугает.
Поэтому люди, стремящиеся к доминированию, использующие авторитарный способ управления, часто пользуются этим приемом. В отдельных случаях манера громко говорить у человека может сочетаться с постоянным перебиванием собеседника. Это не только попытка установить контроль над ситуацией, но и свидетельство эгоизма и невоспитанности. Некоторые считают, что громкий голос отвечает уверенным в себе людям. Однако во многих случаях это не так. Скорее, громко говорят люди, желающие, чтобы на них обратили внимание. Другого способа привлечь к себе внимание они не знают, то есть речь идет о демонстративности поведения.
Иногда люди используют громкий голос для пущей убедительности. Подобная манера говорить действует на людей, но только на запуганных, слабых, неуверенных в себе или ленивых, предпочитающих, чтобы за них решения принимали другие.
Часто приходится наблюдать, когда громким голосом люди пытаются компенсировать маленький рост, плохое телосложение и т. д.
Порой манера громко говорить отражает нежелание проявлять внимание к собеседникам. Люди, уверенные в себе, прибегают к громкому голосу редко и к месту, чаще всего для определенного давления.

Тихий голос может принадлежать человеку, уверенному в себе, который не видит необходимости доминировать в разговоре или привлекать к себе внимание. Тихий голос иногда указывает, наоборот, на нерешительность, отсутствие настойчивости. Часто таким голосом обладают люди высокомерные, вынуждающие своей манерой говорить прислушиваться к ним.
Каждый раз, услышав чей то тихий голос, не следует спешить с выводами. Лучше присмотреться к человеку и понять, чем обусловлен подобный голос, в каких ситуациях он используется.
В шумных местах человек, обычно говорящий тихо, вынужден начать говорить громче. Если этого не происходит, значит, ему не хватает наблюдательности, восприимчивости, возможно, он чрезмерно высокомерен.
Если в процессе общения человек говорит тихо, спокойно смотрит в глаза, его жесты неторопливы, то ситуация в целом для него комфортна. Тихий голос может сочетаться с нежеланием смотреть в глаза и суетливыми жестами. Значит, человек испытывает дискомфорт, возможно, ему не хватает уверенности в себе.
В любом случае стоит присматриваться к выражению глаз и жестам.

Быстрая речь

Надо различать постоянную быструю речь и реакцию на определенные обстоятельства. Замечено, что чаще всего люди с быстрой речью весьма активны и умеют, не задумываясь, принимать решения. Этому типу людей иногда не хватает осторожности, чрезмерная импульсивность приводит в некоторых случаях к поспешным выводам.
В отдельных случаях быстрая речь служит компенсацией неуверенности, желанием привлечь к себе внимание. И то и другое обусловлено низкой самооценкой.
Убыстренная речь может указывать и на ложь собеседника. Слова слетают с его губ быстро, так как он желает скорее освободить себя от ложной информации. Под потоком слов легче скрыть правду.
В подобных ситуациях надо обратить внимание на другие сигналы и понять, нет ли в них признаков волнения или неуверенности.

Медленная речь

Наиболее часто встречаются два следующих варианта. Медленно, спокойно и тихо говорят уверенные в себе люди. Медленно говорят и люди, находящиеся в состоянии дискомфорта, на что должны указывать другие сигналы.
Иногда в процессе разговора говорящий может замедлить свою речь, если он хочет подчеркнуть какой то важный момент, если его что то беспокоит или смущает, если он сочиняет или устал.
Глубоко задумавшиеся люди часто замедляют свою речь.

Запинающаяся речь

В речи некоторых людей много остановок и пауз. Медленная речь имеет свой ритм, в запинающейся речи пауза возникает чаще всего неожиданно, продолжительность пауз тоже меняется. Паузы могут быть вызваны неуверенностью, нервозностью, смущением. Иногда это указывает на неискренность. Но вероятна и обратная ситуация. Человек хочет высказаться более точно, он подыскивает слова, в результате возникает пауза.
Чтобы определить, чем обусловлена пауза, стоит присмотреться к языку тела. Человек может начать запинаться, если он взволнован или лжет. Желательно обратить внимание на его глаза, частоту дыхания, жесты. По этим признакам и надо судить о состоянии человека. Лгун будет не только запинаться, но и избегать взгляда собеседника, прикрывать ладонью рот или другие части лица.
Нервный человек сопровождает речь с паузами суетливыми движениями рук и ног. Если же человек всего лишь стремится точно выразить свою мысль, то его концентрированность должна проявиться в глазах и жестах.
Конечно, желание сконцентрировать свое внимание приводит к таким же паузам, которые часто возникают в речи очень болтливых людей. Но у последних пауза связана с потерей нити разговора, о чем очень выразительно говорят движения глаз.
В отдельных случаях медленная речь переходит в явное запинание, что, скорее всего, связано с большой нервозностью, а может быть, даже и с заболеванием.

У каждого из нас высота голоса во время разговора с другими людьми меняется. И на это есть вполне определенные причины.
В большинстве случаев голос становится выше от радости, страха, возбуждения и т. д. Голос «срывается» от большого эмоционального напряжения. Различные эмоциональные состояния подтверждаются языком тела, поведением людей.
Когда человек устал, загрустил, подавлен или желает произвести на других впечатление, то голос становится значительно ниже. Но и в этом случае необходимо обратить внимание на язык тела.

Речевые ударения

Надо внимательно прислушиваться к речевым ударениям. Желая подчеркнуть какое то слово и мысль, говорящий может использовать речевое ударение. Его легко распознать, если одновременно воспринимать язык тела. Например, одновременно с речевым ударением говорящий иногда наклоняется вперед, кивает головой, поднимает руку и т. д. Еще раз подтверждается правило, что желательно научиться замечать в поведении собеседника отклонение от стереотипности, привычного. Тогда удается понять как намерения человека, так и его характер.