Что говорит о человеке его речь. Значение речи в жизни человека

(часть С) на 21 балл. Подробный план ЕГЭ сочинения.
Первое, что необходимо помнить при выполнении этого задания, - Вы пишете сочинение по конкретному тексту . Отвлечение от темы и отсутствие параллели с предложенным в задании текстом - самые распространенные ошибки выпускников.

Сочинение пишется по определенному плану :
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Бо льший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.

Для наглядности приведу пример сочинения по достаточно известному тексту Л. Пирожковой:

Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.

Во введении Ваша главная задача - подвести читателя к проблеме. Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.

Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена в виде вопроса или следующим образом: "Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему..."

Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Крайне важно отметить, что во втором абзаце необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.
И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.

В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, Интернета. Об этом говорит и автор текста. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.

В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий - это описание того, как проблема существует в тексте, КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.
Приведенный в пример комментарий написан не совсем удачно, но это связано со спецификой текста.

Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.

В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.

В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т. е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.

Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.

Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.

В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль .

Все вопросы, связанные с выполнением части С, анализ текстов, помощь с проблемами и аргументами в этой теме.

Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.
Автор предложенного для анализа текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?
В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, Интернета. Об этом говорит и автор текста. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.
По мнению Л. Пирожковой, речевые ошибки могут испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону.
Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.
Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.

Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь может быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вялой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя. Рассмотрим некоторые характеристики речи.

Голос - это средство, с помощью которого сообщение доносится до других людей. Часто слушатель определяет степень важности поступающей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор. Голос можно использовать правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а можно использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.

В управленческом взаимодействии большое внимание следует уделять эмоциональному состоянию, как своему, так и партнеров.

Можно метафорично сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т.е. незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Под сознание человека порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:
неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение;
частое покашливание может интерпретироваться как неуверенность в себе или обеспокоенность (хотя это может быть и просто бронхит);
не соответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, утрата контроля над ситуацией.

Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос в процессе профессионального общения, полезно учитывать следующие характеристики.

Темп речи. Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют корректировать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем выше напряжение, тем быстрее обычно становится речь.

Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, это уменьшение в два раза степени ее понимания. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что можно потерять внимание и интерес аудитории.

Кроме того, одна из особенностей медленного темпа - тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.

Громкость. У каждого человека есть способность изменять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.

При этом следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но может и создавать ощущение агрессивности.

Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно, повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, замедлите темп речи и немного снизьте высоту вашего голоса, и вы почувствуете себя увереннее.

Интонация. Интонации, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем резче падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции - грусть, жалость, нежные чувства - передаются плавной сменой интонаций в речи.

Полезно упражняться в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте при помощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

Пауза в речи. Пауза (молчание) - важный инструмент речи при умелом его использовании. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руководителя и оказывать сильное управленческое воздействие.

Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Вследствие этого его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом - это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.

Перед началом речи. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.

Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

Смысловые ударения. В процессе управленческого общения профессиональный коммуникатор помечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:
более медленного произнесения ключевых слов;
изменения громкости в момент их произнесения;
повышения или понижения интонации в процессе произнесения слова;
выделения паузой.

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.



РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - великое чудо. Попробуй чему-нибудь выучиться без языка, не умея говорить... Ты убедишься, что это невозможно. Без языка человек перестаёт быть человеком.

Люди научились говорить тогда, когда они стали вместе трудиться, помогать друг другу. Пчёлы или муравьи тоже помогают один другому, но они каждый день, каждый год по велению инстинкта делают одно и то же, выполняют одну работу. А люди способны каждый день выполнять самые разные дела: плести сети, как пауки, копать подземелье, подобно кротам, плавать лучше рыб, строить дома из глины, куда более сложные, чем гнездо ласточек или жилище термитов. Всё это делать позволяет людям разум, а разум пользуется для своих целей языком. Можно сказать, что труд и речь создали теперешнего разумного человека.

Главное в нашей речи-это слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле. Когда ты сфотографируешь своего друга, на фото получится, конечно, человек. Но это будет именно этот человек, именно Вова Чайкин или Женя Лапина.

А когда я скажу слово «человек», в этом слове будет всё: и «вот этот человек» (если я сказал «смотри, по дороге идёт человек»), и «любой человек мира» (если я произнесу слова «человек нам дороже всего»).

Если ты нарисуешь воду, ты можешь нарисовать её только какую-нибудь: бегучую или стоячую, льющуюся водопадом или капающую мелким дождиком. Ты не можешь нарисовать «воду вообще», всякую воду. А произнеся слово «вода», ты назвал именно любую воду, какая есть в мире: солёную и синюю в океане, холодную и чистую, текущую на кухне из крана, ту, которую дворник пускает вдоль улицы из шланга, и ту, особо чистую, что продают в аптеках... Слово - самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать о чём угодно.

Речь человека прежде всего основное и главное орудие для обмена мыслями, для связи между людьми. Если тебе надо попросить позволения пойти в кино, ты начинаешь говорить. И если Главный конструктор космических ракет должен дать задание строителям звёздного корабля, он не может обойтись без слов, без речи. Вот видишь, речь - это важнейшее, самое первое, необходимое средство связи людей между собой, или, как говорят учёные, средство коммуникации.

Но есть у человеческой речи и другое, ничуть не менее важное назначение: она служит людям на протяжении всей жизни человечества в области .

Когда тебе весело, ты запеваешь песенку. А ведь песня - это особая, связанная с музыкой речь. И когда человеку тяжко, он тоже выражает свои чувства в песне, в её словах. Поэт пишет стихи, где рифмы играют, переливаясь и звеня. Стихи то забавные и остроумные, то глубокие, как море, и могучие, как ураган. А любые стихи, даже самые гениальные,- речь.

Математическая формула, открывающая нам самые главные законы мира,- речь. Лукавая эпиграмма - словесная , от которой плохо приходится недругу,- речь. Колыбельная песня, под которую ты засыпал в детстве,- речь, и великие сочинения лучших людей мира, что учат нас правде и добру,- ,

Встретив человека по одежке, следующую оценку мы даем ему по его словам. Речь о многом может рассказать и помогает определить характер человека. Умение говорить и слушать изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы жить «по понятиям», нужно уметь контролировать свою речь. Там очень трепетно относятся к высказыванию Будды о том, что слово может убить.

Но не все в нашей речи подвластно контролю. Язык, порой, как помело, выдает наружу то, что мы даже не успеваем прежде обдумать. В такие моменты одна реплика, совершенно безобидная, иногда даже ничего не значащая, может рассказать о характере человека очень много.

Но зачастую мы пропускаем мимо ушей такой полезный для изучения характеров наших партнеров материал. Поэтому, продолжая делиться с вами знаниями о разных типах человеческих характеров, сегодня мы расскажем об особенностях речи каждого из десяти эннеатипов.

Напомним, что таких типов существует десять, они называются эннеатипами. И любой человек обладает качествами и талантами одного из них. Эти качества проявляются в нас неосознанно, как бы сами по себе. В речи - это скорость, громкость и способ изложения мысли, а также некие речевые обороты, по которым мы можем прочитать скрытую сущность человека.

Эти обороты принимают форму емких риторических фраз или шуток. Не замечая этого, человек по привычке, не осознанно, очень часто их использует в своей речи. И всего за несколько секунд, если мы обратим на них внимание, они расскажут нам о партнере больше, чем психологические тесты, анкеты, и даже годы совместной жизни или работы.

Первый эннеатип. Вообще Единицы любят уединение и разговоры для них - это целое испытание. Поэтому их речь, интонации и жесты - сухи и скупы. Но разговаривают Единицы быстро. Складывается впечатление, что они сразу желают рассказать все самое важное, чтобы быстрей замолчать и больше не привлекать к себе внимания. Поэтому и мысль Единицы излагают лаконично и четко, избегая лирики, передавая только суть.

Они лучше других знают, как не должно быть, поэтому, выражая свои мысли, в речи часто используют частицу «не». Врожденный негативизм Единиц усугубляется их любовью к английскому юмору и сарказму. Вот фразы, по которым вы можете понять, что имеете дело с Единицей:

- У меня день рождения, слава Богу, никто не пришел.

- Хотите сделать меня счастливым - оставьте в покое.

- Лучшая в мире компания - это я сам.

- Он молчит. Я молчу. Нам хорошо вместе. Мы понимаем друг друга.

- Давайте перейдем к делу.

- Все и так понятно.

- Краткость - сестра таланта.

- Молчание - золото.

- Суета нужна только при ловле блох.

- К сожалению, я перфекционист.

Второй эннеатип. Двойки любят поговорить. О чем? Да хотя бы и о себе! Если на стандартном уровне мышления это будет пустая болтовня и сплетни, то на индивидуальном и гениальном, можно рассчитывать на высокохудожественные импровизации.

Скорость их речи - очень быстрая, темп - энергичный, громкость - высокая, поэтому часто Двоек называют болтунами и болтушками. В диалоге с вами 90% информации будет поступать именно от Двойки. Вам остается просто молчать, поддакивать и изредка задавать вопросы. Вот типичные фразы, которые можно услышать от представителя второго эннеатипа:

- У меня есть еще и такой вариант.

- Давайте набросаем несколько идей и выберем лучшую.

- Послушай, что я придумал.

- Посмотри, как я умею.

- Ты меня любишь? Я тебя люблю.

- Выбери, что тебе больше нравится.

- Я нашел лучшее решение.

- Давай быстро пробежимся по тем вариантам, которые придумали.

- Что я могу для тебя сделать?

- Я здесь нужен?

- Спасибо, я справлюсь сам.

- У меня все в порядке! Лучше всех!

Третий эннеатип. Особенностью Троек является их врожденное стремление изображать других. Поэтому, копируя тот или иной образ, они в точности будут передавать жесты, мимику, стиль одежды, и особенности речи «оригинала».

Но именно в речи они себя ведут как истинные Тройки, когда прямо или косвенно говорят лишь о себе. Даже если Тройка научится прятать выпирающее слово «я» и начнет говорить о деле своей жизни, то будьте уверены: это дело является частью его «я». Стив Джобс, классическая Тройка, вряд ли случайно назвал свои творения iPhone и iPad.

И еще Тройки часто говорят о том, как важно выглядеть на все сто. Для них образ - это все. Вот типичные фразы, которые можно услышать от Троек, в каком бы образе они в данный момент не находились:

- Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?

- Я - само совершенство.

- Лучше купить одну пару хороших туфель, чем три пары плохих.

- Встречают по одежке.

- Они не достойны меня и не способны оценить меня по достоинству.

- Я достоин лучшего.

- У меня все прекрасно. Что нужно сделать, чтобы было еще лучше?

- Как я сейчас выгляжу?

- Я выбираю только лучшее.

- Главное, чтобы костюмчик сидел.

- Самое важное в обществе - это правильно себя подать.

Четвертый эннеатип. При общении с Четверками у вас может возникнуть ощущение, что они как бы находятся не здесь, хотя сидят напротив вас и выглядят так, будто внимательно слушают. Заметив это, попытайтесь предположить и почувствовать, где находится в этот момент их внимание.

Если оно в процессе наблюдения за тенью, войдите в эту игру. Например, протяните руку их тени и поздоровайтесь. Или сделайте необычный жест, который изменит фигуру вашей тени, после чего на мгновение остановитесь, обратив внимание на собственную тень. Четверка обязательно оценит ваш ход. Это произойдет потому, что вы заговорили с ней на ее языке.

Своего собеседника Четверки обезоруживают интонациями своего голоса. Их бархатный тон как бы обволакивает вас изнутри и пронзает в самое сердце искренностью и естественностью. Говорят Четверки не торопясь, мысли излагают путанно, перескакивают с одного на другое, теряют нить, начинают все сначала. Вот стандартные реплики, по которым вы можете узнать в человеке Четверку:

- Все, что ни случается - к лучшему.

- У меня тоже получится!

- А что?

- Все гениальное просто. Но просто - не значит примитивно.

- Обыденное мне чуждо.

- Бог дал - Бог взял.

- Почему бы не попробовать это?

- У него это получилось, потому что он умнее, смелее, красивее, удачливее.

- Как бы я хотел быть таким, как ты! Я тоже буду таким и даже лучше!

- Я всех люблю.

- Эврика!

Пятый эннеатип. Пятерки разговаривают, как и ходят, четко, громко и ритмично, помогая себе всем телом. Смотреть предпочитают прямо собеседнику в глаза, чтобы, в случае чего, уличить его в неискренности или обмане. Мысли и чувства обычно выражают просто и прямо, говорят, что думают.

Имеют своеобразное чувство юмора, как бы с задержкой: смеются над шуткой обычно последними, иногда на следующий день. Вот обычные фразы, по которым вы можете узнать классическую Пятерку:

- Давайте взвесим все варианты.

- Решения не должны основываться на голом энтузиазме.

- Я знаю, что ничего не знаю.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

- Доверяю только серьезным, вдумчивым и глубоко мыслящим людям.

- Почему?

- Возможно ли это? Конечно, возможно, если не исключено.

- Сравните и взвесьте все «за» и «против».

- Быть или не быть?

Шестой эннеатип. Главное отличие Шестерок - упор на логику. Поэтому свои мысли Шестерки излагают четко, внятно, логично и лаконично, без лишней лирики и эмоций.

Шестерки раскладывают окружающий мир по принципу «причина-следствие» и способны создавать длинные и разветвленные цепочки умозаключений, что, отражается и в их способе излагать. Логики умеют думать, рассуждать и говорить последовательно и непротиворечиво. Очень часто от классической Шестерки вы можете услышать такие выражения:

- Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? Зачем?

- Исключения нарушают правила .

- Чтобы быть незаменимым, нужно все время меняться.

- Во всем надо искать логику. Где ее недостает, надо подозревать обман.

- Эмоции - ложка дегтя, пустяк, который все портит!

- Чем труднее, тем интересней.

- К вершине - шаг за шагом, или «Как съесть слона?»

- Если меч тебе понадобится всего раз, носи его всегда.

- Я уважаю ваше мнение обо мне. Но мне на него наплевать.

- Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.

Седьмой эннеатип. Вальяжные, спокойные и неторопливые, Семерки всегда видны и слышны, даже в огромной и шумной компании. Они громко произносят все: спичи, тосты, шутки, комплименты. При этом могут нагрубить и нахамить, если социальный статус собеседника ниже «королевского», к которому Семерки относят, конечно же, себя.

Зачастую в их интонациях вы услышите покровительствующие или снисходительные нотки. Вот реплики, по которым вы легко в человеке узнаете Семерку:

- Приятно познакомиться. Царь.

- Гулять, так гулять!

- Жизнь должна приносить удовольствие, только тогда она имеет смысл.

- Делу - время, потехе я посвятил последние полгода!

- Покажите мне проблему, я найду в ней возможность.

- Меня не обязательно любить. Достаточно просто кланяться при встрече.

- Быстрей под папочкино крылышко!

- Я памятник воздвиг себе!

- Слово дал, слово забрал.

- Лень - двигатель прогресса.

- Все, что ты можешь вообразить, реально.

- Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны.

- Ситуацию мало уметь использовать, ее надо уметь создавать.

Восьмой эннеатип. Говорят Восьмерки громко, мысль излагают кратко и четко, как будто руководят вами, даже если вы познакомились всего пару минут назад. Стиль их общения сухой и лаконичный. Их речь структурирована и напоминает пункты плана. А если все идет не так, как хотят Восьмерки, ждите придирок, провокаций и раздражения.

Восьмерки не боятся открытых споров и конфликтов. При этом с ними можно договориться: поспорить и отстоять свою позицию, что делает общение с ними продуктивным и конструктивным. Но никакой романтики, чувств и слез в общении с Восьмерками вы не заметите. Чувства - признак слабости, а хороший босс не может быть слабым. Часто Восьмерки выдают себя следующими репликами:

- Если не я, то кто же?

- Не существует неспособных людей.

- Мистер Фикс, у вас есть план?

- Я знаю, чем все это закончится.

- Должно быть все сделано, как я решил.

- Отдыхать будем на кладбище.

- На войне все средства хороши.

- В споре рождается истина.

- Докажи, что ты сильный.

- Я всегда контролирую все.

- Строг, но справедлив.

Девятый эннеатип. Девятки созерцательны, медлительны и ленивы, не терпят суеты, болтливости и торопливости. Поэтому и сами говорят мало и медленно, негромко, как бы, не желая сильно напрягаться. При этом часто забывают упомянуть, казалось бы, важные подробности, детали, нюансы. Но это лишь особенность их способа мыслить абстрактно. Им нужна общая картина, общее впечатление. Детали для Девяток - неважны.

Им проще понять и сформулировать, чего они не хотят, с чем они не согласны. Поэтому отрицательная частица «не» их постоянный спутник в способе выразить свои мысли. Подчёркивает негативизм натуры Девяток и их склонность к черному юмору и сарказму. А вот и фразы, которые могли бы стать девизом на гербе любой Девятки:

- Бесит, когда ты лежишь на софе и занимаешься созерцанием окружающего мира, а тебя называют бездельником.

- Что мне нужно сделать сейчас, чтобы потом я мог спокойно расслабиться?

- Ребята, давайте жить дружно!

- Вам что-то не нравится? Это ваша проблема.

- Весь мир - спектакль, а я в нем - зритель.

- Всегда оставайся собой!

- Я плыву по течению.

- Все считают меня неконфликтным человеком. Но они не знают, что мне просто лень отвечать на тупость некоторых людей.

- Упрямство - дорога к успеху.

- Главное - не выдохнуться на разминке.

- Мне ничего не надо.

- Не сейчас. Потом как-нибудь.

- Мне все равно.

Десятый эннеатип. Десятки знают, что не бытие определяет сознание, а наоборот. Поэтому на первом месте у них всегда чувства, идеи, мысли и энергии. Десятки говорят энергично и быстро, как бы желая не отстать от своих идей и фантазий, излагают мысли путанно и эмоционально, те кажутся невероятными или непонятными.

Тем не менее, они, как магниты, притягивают к себе других людей. Реплики и фразы, по которым вы безошибочно узнаете в человеке Девятку:

- Я не такой, как все!

- У меня хотя бы была мечта.

- Вы никогда не угадаете, сколько мне лет!

- Мир прекрасен! О Боже! Какая красота!

- Интуиция - наше всё!

- Делать нужно только то, что приносит счастье.

- Эпатаж - это я.

- Взрослые не умеют радоваться жизни. Поэтому я - большой ребенок.

- Что угодно, только не рамки.

- Я не боюсь ничего, кроме предательства.

- Я верю в чудеса, магию и волшебство.

- У меня табу на грустных и скучных.

- Перепады настроения - это так гадко… это так здорово… это так ужасно… это так забавно!

И помните, что приведенные фразы - всего лишь обобщения. В каждом конкретном случае они могут быть выражены другими словами. Но смысл останется тот же.

Приятных вам открытий после внимательного «прислушивания»!

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

Структура речи

Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат. Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию. Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат. Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям. Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

Функции речи

Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией. Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

Виды речи

В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.

Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Особенности речи человека

Выражение эмоциональной составляющей

То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками. Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость. Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

Передача накопленного опыта

Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их. Затем малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать. Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения. Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

Значение речи в жизни человека

Способность к обучению

Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания. Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика. Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.

Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Самосовершенствование

Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства. Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь. Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя — она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.

Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение. Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми. Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.