Что? где? когда? «занимательная биология и химия». Игорь иванович акимушкин

Внеклассное мероприятие "Занимательная биология" для учащихся 5-6 классов. Форма проведения - игра.

Цель:

Конкурсы:

2. Веселые загадки

3. Верните зверей в слова

4. Черный ящик

6. Словобор


«кроссворд»

Кроссворд

    Кто полгода живёт без обеда? (Медведь)

    Кто на зиму сушит ягоды и грибы? (Белка)

    Предок человека. (Обезьяна)

    Самое крупное млекопитающее? (Кит)

    Животное, которое может сделать фонтан? (Слон)

    Рыжая охотница до кур. (Лисица)

    Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц)

    Горбатое животное. (Верблюд)

    Так зовут дитя собаки. (Щенок)

    Полосатая лошадка. (Зебра)

Просмотр содержимого документа
«сценарий внеклассного мероприятия Занимательная биология»

Сценарий внеклассного мероприятия «Занимательная биология»

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о представителях растительного и животного мира.

Конкурсы:

1. Разминка «Биологические шарады»

2. Веселые загадки

3. Верните зверей в слова

4. Черный ящик

6. Словобор

Ход мероприятия:

Объявление темы и цели мероприятия.

Представление жюри.

Представление команд.

Объявление конкурсов.

Первый конкурс – р азминка «Биологические шарады».

(слайды с 3 по 11) Каждая команда по очереди должна разгадать три шарады, за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не знает правильный ответ, то отвечать может другая команда, зарабатывая дополнительные баллы в свою копилку.

Сливки с буквой «О» лакает.

Второй конкурс «Веселые загадки».

(слайды с 12 по 17) Каждая команда по очереди должна разгадать по две загадки, за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не знает правильный ответ, то отвечать может другая команда, зарабатывая дополнительные баллы в свою копилку.

    В заплатках шея и бока,

На всех он смотрит свысока.

Только этот кран живой

С настоящей головой.

    Летом рад я свежей,

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас.

    Что за зверь лесной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

    Замер заяц, замер хорь

На лесной опушке.

Это кто там сильно «бьёт»,

Прямо как из пушки?

    «Кошка» эта, что в лесах,

Самая большая.

Есть амурская.

Живёт, край свой украшая.

    Ее скрывает словно маска

От всех защитная окраска.

Размечена как переход,

Она по Африке идет.

Третий конкурс «Верните зверей в слова».

(слайды с 18 по 23) Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова, и названия тех зверей, которые из них убежали. За правильный ответ – 1 балл. Если команда не знает правильный ответ, то отвечать может другая команда, зарабатывая дополнительные баллы в свою копилку.

    Г и _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

    Двуст _ _ _ _ а (охотничье ружьё)

    П а _ _ _ _ д н и к (огороженный садик перед домом)

    П _ _ _ _ о к (небольшой населенный пункт)

    Б р а _ _ _ _ е р (охотник вне закона)

    П о _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)

Четвертый конкурс «Черный ящик».

(слайды с 24 по 26) Каждой команде предлагается по описанию отгадать, что находится в черном ящике. Если команда не знает правильный ответ, то отвечать может другая команда, зарабатывая дополнительные баллы в свою копилку.

    Талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний

Пятый конкурс «Ребусы»

Каждой команде по очереди предлагается разгадать предложенные ребусы. Если команда не знает правильный ответ, то отвечать может другая команда, зарабатывая дополнительные баллы в свою копилку.

(смотри презентацию слайды с 27 по 35).

Шестой конкурс «Словобор»

Каждой команде за 2 минуты необходимо составить как можно больше названий растений и животных из предложенных букв. (слайд 36)

Подведение итогов.

Награждение победителей.

(Если останется время, можно предложить учащимся разгадать кроссворд о животных)

Просмотр содержимого презентации



Конкурсы

1. Разминка «Биологические шарады»

2. Веселые загадки

3. Верните зверей в слова

4. Черный ящик

5. Ребусы

6. Словобор


Биологические шарады

С «Л» - на севере живёт, быстро нарты он везёт.

С «С» - бывает после лета время года, дети, это.


Биологические шарады

С буквой «Р» в саду расцветает,

Тех, кто не ест, с буквой «К» забодает.


Биологические шарады

С буквой «И» - фонтан пускает,

Сливки с буквой «О» лакает.


Биологические шарады

С буквой «Р» - он в облаках парит,

С буквой «С» - упрямством знаменит.


Биологические шарады

С буквой «Р» - я задом пячусь,

С буквой «М» - я в булке прячусь.


Биологические шарады

С первой «С» - огромная я птица, что летать не может научиться.

С первой «Ш» - меня должны все знать:

Вальсов много ведь сумел я написать.


Биологические шарады

Первый в бутылку легко залезает, тщательно стенки её отмывает.

А за вторым на рыбалку идём, клюнет когда на крючок он, мы ждём.


Биологические шарады

С буквой «Р» - помощник-автомат, труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х» - его имеет слон, знаменит длиной своею он.


Биологические шарады

C «Г» - я хищник полосатый, вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г» - я учрежденье, всё в мишенях помещенье.


Веселые загадки

В заплатках шея и бока,

На всех он смотрит свысока.

Только этот кран живой

С настоящей головой.


Веселые загадки

Летом рад я свежей,

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас.


Веселые загадки

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы-

Уши больше головы?


Веселые загадки

Замер заяц, замер хорь

На лесной опушке.

Это кто там сильно «бьёт»,

Прямо как из пушки?


Веселые загадки

«Кошка» эта, что в лесах,

Самая большая.

Есть амурская.

край свой украшая.


Веселые загадки

Ее скрывает словно маска

От всех защитная окраска.

Размечена как переход,

Она по Африке идет.


Верните зверей в слова

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них убежали.

Г и _ _ _ _ _

(правила сохранения здоровья)


Верните зверей в слова

Двуст _ _ _ _ а (охотничье ружьё)


Верните зверей в слова

П а _ _ _ _ д н и к (огороженный садик перед домом)


Верните зверей в слова

П _ _ _ _ о к

(небольшой населенный пункт)


Верните зверей в слова

Б р а _ _ _ _ е р (охотник вне закона)


Верните зверей в слова

П о _ _ _ _ _

(окраска поверхностей мелом или известью)


Черный ящик

Согласно легендам многих народов, плод этот наделен магической силой, способной совершать чудеса. Древние греки были уверены, что этот плод появился из капель крови Диониса. Иногда этот плод называют «королем всех плодов» - в первую очередь из-за «хвостика», который своей формой очень напоминает корону.


Черный ящик

Талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей.

Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний


Черный ящик

Египтяне с удовольствием поклонялись этому животному и даже приносили жертвы. Когда оно умирало, все ходили в трауре. Убийство его считалось чудовищным преступлением. Европейцы же, наоборот, долгое время боялись этих животных, считали их слугами дьявола.



незабудка


стрекоза




крокодил


антилопа




словобор

Из предложенных букв составить как можно больше названий растений и животных:

А, С, К, О, Р, Е, И, Т, Б, П, Д, У, Л, Я, Н.


Занимательные задания

1. Головоломка “Расшифруйте фразу”

Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.

Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.

2. Монограмма “Клетка”

Монограммой называют запись слов буквами, нарисованными в геометрических фигурах одна в другой.

Для прочтения монограммы необходимо найти все нарисованные в ней буквы и составить из них слово или целую фразу.

Ответ: клетка.

3. Монограммы “Вещества клетки”

Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.

Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.

4. Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”

Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.

Ответ: окуляр, препарат, объектив, лупа, хромосомы, цитоплазма, ядра, кожица, Линней (клетка).

5. Ребус

Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие вещества, входящие в состав клеток и тканей растений, являются органическими.

Ответ: углеводы, белки, жиры – органические вещества.

6. Кроссворд “Наука о клетке”

Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.

Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология ).

Ответ: 1. Цитоплазма. 2. Объектив. 3. Тубус. 4. Оболочка. 5. Окуляр. 6. Вакуоль. 7. Гук. 8. Штатив. 9. Ядро.

7. Лабиринт

Найдите начало лабиринта и прочитайте одно из главных положений биологии.

Ответ: передача клетками наследственных свойств связана с хромосомами.

8. Кроссворд “Растительная клетка”

Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была общей для всех строчек. Цифрами пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.

Ответ: 1. Пора. 2. Ядро. 3. Цитоплазма. 4. Лейкопласты. 5. Хромопласты. 6. Хлоропласты.

9. Кроссворд “Строение клетки” По горизонтали: 5. Пространство между клетками. 7. Важнейший процесс жизнедеятельности клеток и всего организма. 10. Пластида клетки, окрашенная в оранжевый цвет. 11. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. 12. Небольшое плотное тельце, расположенное в ядре клетки. 15. Оптическая часть микроскопа, направляемая на препарат. 17. Зрительная труба микроскопа. 19. Оптическая часть микроскопа, в которую смотрят. 20. Вещество, входящее в состав клеточной стенки. 22. Бесцветное вязкое внутриклеточное содержимое. 23. Более тонкие участки клеточной оболочки. По вертикали: 1. Оптический увеличительный прибор. 2. Процесс, приводящий к увеличению числа клеток. 3. Небольшое плотное тельце в цитоплазме клетки. 4. Голландский ученый, усовершенствовавший микроскоп Янсенов. 6. Увеличительное стекло в оправе. 8. Цилиндрической формы тельца, передающие наследственные признаки от клетки к клетке. 9. Пластида зеленого цвета. 13. Процесс, приводящий к увеличению размеров клетки. 14. Часть клетки. 16. Органические вещества, входящие в состав клетки. 18. Оптическая часть микроскопа. 21. Вещество, на долю которого приходится 80–95% массы растения.

Ответ: По горизонтали: 5. Межклетник. 7. Дыхание. 10. Хромопласт. 11. Вакуоль. 12. Ядрышко. 15. Объектив. 17. Тубус. 19. Окуляр. 20. Целлюлоза. 22. Цитоплазма. 23. Пора. По вертикали: 1. Микроскоп. 2. Деление. 3. Ядро. 4. Левенгук. 6. Лупа. 8. Хромосомы. 9. Хлоропласт. 13. Рост. 14. Оболочка. 16. Белки. 18. Зеркало. 21. Вода.

Данная игра направлена на расширение кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить, находить верное реше¬ние при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-путешествие по стране «Занимательная биология»

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.

Цели и задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.

Оборудование : карточки, календарики, семена фасоли, компьютер, слайды.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Занимательная биология». Мы будем останавливаться на разных станциях и участвовать в разных занимательных конкурсах. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления. Не сбиться с пути и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия (лист с картой путешествия вывешивается на доску). У нас сформировались две команды. Та команда, которая доедет до конечной станции быстрее, станет победителем, и будет награждена медалями «Знаток природы». Каждый конкурс будет оценивать жюри. Чтобы отправиться в путь, нужно отгадать название наших команд.

1-й конкурс: «Отгадай цветочное название команды»

Капитаны команд загадывают загадки о своем цветке. После того, как соперники отгадают загадку, участники команды показывают изображение этого цветка и зачитывают приготовленные стихотворения о нем.

Команда 1.

Загадка:

Золотая середина, и лучи идут кругом.

Это может быть картина: солнце в небе голубом.

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветы ………….

(Ромашка).

Стихотворение:

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Команда 2.

Загадка:

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.

И зовут его, ребята, просто ………….

(Одуванчик).

Стихотворение:

Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью

Других ветров волна,

Срываются, взвиваются

На воздух семена.

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес...

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

Итак! С командами мы познакомились! Отправляемся в путешествие по стране Занимательная биология! Готовы! В добрый путь!

Первая остановка – «Корзина загадок». Будьте внимательны, ведь здесь вас ждут интересные загадки. Учитель загадывает командам загадки о растениях и животных. Если загадка разгадана, балл получает команда, разгадавшая загадку, если ответ не найден – ход переходит к другой команде. Жюри, считайте!

Желтая курица
Под тыном дуется.
Толста и желтокожа,

Всю жизнь проводит лежа.

(Тыква.)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картофель.)

В земле сидит,
Хвостом вверх глядит,
Сахар из нее можно добыть,
Вкусный борщ сварить.

(Свёкла.)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит.

(Крапива.)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужком,
Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела.)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет,
Золотистые глаза.

Кто же это?

(Стрекоза.)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивает шелком круг.

(Паук.)

Прыг-скок трусишка,

Хвост - коротышка.

Одежда - в два цвета:

На зиму и лето.

(Заяц.)

Землекоп почти слепой

Строит город под землей.

(Крот.)

Великан в бору живет.

Он сладкоежка, любит мед.

Когда испортится погода,

Ложится спать - да на полгода.

(Медведь)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей.)

Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит – и легче.

(Дятел)

Слово жюри.

Вторая остановка: «Ягодная»

Командам нужно решить «Ягодный кроссворд», вписав в клеточки названия плодовых и ягодных растений. Задание нужно выполнить как можно быстрее и правильно. Продолжительность конкурса 5 минут.

Например, слива, малина, ежевика, клубника, земляника, костяника.

Слово жюри.

Третья остановка «Цветочная» - конкурс капитанов «Рассказ о своем цветке»

Капитаны сообщают заранее приготовленную информацию о растениях, выбранных в качестве эмблемы.

Капитан команды «Ромашка»:

Ромашка - однолетнее травянистое растение. Растет в полях, в огородах, около жилища человека. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле-августе. Корневая система стержневая, стебель сильноветвистый.

Ромашка - лекарственное растение. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах, ларингитах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.

Капитан команды «Одуванчик»:

Одуванчик - многолетнее растение. Травянистое, с золотисто-желтыми цветами. Растет на лугах, лесных опушках, полянах, в парках, садах и огородах. Цветет в апреле - июне, плоды созревают в мае - июне. Листья простые, собранные в прикорневую розетку, стержневая корневая система.

Одуванчик находит применение в медицине. Об этом говорит даже его научное название - «лекарственный». Из корней одуванчика готовят средство для лечения болезней пищеварительной системы. Молодью листья одуванчика используют для приготовления салатов. Соцветия - для приготовления варенья и для лечения простудных заболеваний.

Слово жюри.

Четвертая остановка - «Овощная арифметика»

Нужно быстро и правильно решить задачку.

1. Для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней.
Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачка
в грунт 1 июня?

Пятая остановка: «Песенная».

Команды приготовили частушки с биологическим уклоном. Послушаем?

Мы, Авзянские девчата,

Красоты рекорды бьем.

Красоты своей рецепты

В огороде мы берем.

У меня фигурка тонка

И высокий каблучок.

Я не буду есть котлеты,

Мне пожарьте кабачок!

Почему в шкафу у мамы

Стало очень пусто?

Все наряды я надела,

Как кочан капусты.

Вся в царапинах ты, Зина!

Кошка, что ль, тебя драла?

Ох, ходила по малину,

На пирог вот набрала.

В синих шариках, ура,

Бабушкина слива!

Буду жить теперь под ней

Сладко и счастливо.

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка.

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока.

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем.

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать.

Воду нужно кипятить,

Чтоб микробы в ней убить.

Ах, ты, мама, хочешь, чтобы

Пил я дохлые микробы!

Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко:

Нам поможет убирать

В огороде репку.

Следующая остановка «Научная».

Нужно отгадать кроссворд "Наука о растениях".

Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих растений.

Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей растения (ботаника) . Члены команд по очереди выходят к доске и вписывают в кроссворд названия растений. Команда, выполнившая задание, получает максимум 4 очка.

Ответы:

  1. рябина
  2. шиповник
  3. капуста
  4. ландыш
  5. пшеница
  6. земляника
  7. кукуруза
  8. василек

Слово жюри.

Следующая остановка «Экологическая»

Ребята, нам пришло письмо. Нам пишет ученик младшего класса. Летом он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как они вели себя в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку - 1 очко.

Рассказ ученика.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц.) Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует - разрушается грибница.) Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Все равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет.) Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землей или залить водой.) В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует.) Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо.) Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник.)

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.)

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Команды называют ошибки, зарабатывают очки.

Следующая остановка «Зоологическая»

От каждой команды участвуют по одному человеку. Командам показывают картинку с изображением животного. Команда описывает животное, не называя его. Задача ученика – быстро и правильно «разгадать» изображение на картинке. За каждое правильно отгаданное животное – очко.

Остановка: «Поймай птицу»

Командам раздают наборы карточек с цветными буквами. За одну минуту нужно собрать название птиц.

1 команда: СОРОКА, ГРАЧ, ЛАСТОЧКА, ПАВЛИН, ГАЛКА.

1 команда: СОЛОВЕЙ, ДЯТЕЛ, СОВА, КЛЕСТ, ВОРОБЕЙ.

Остановка «Всезнайка»

Команда, первая ответившая правильно на вопрос, получает очко.

1. «Отец медицины» Гиппократ восхвалял этот овощ как один
из самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач XI в.
Гален назвал его «золотым оранжевым корнем». Что это?

(Морковь).

2. В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из
дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за овощ?

(Лук).

3. В каком овоще наибольшее количество витамина «С»?

(Перец).

4. Это растение 6 тысяч лет выращивают на американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются к
мясу. Что это за растение?

(Фасоль).

5. Что означает слово «помидор»?

(В переводе с итальянского «помо доро» означает «золотое - яблоко». А в переводе с французского - «яблоко любви»).

6. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в
пишу?

(В них образуется ядовитое вещество соланин).

7. Это растение имеет много названий - «чуньо», «тартуфелъ»,
«чертовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение?

(Картофель).

По количеству заработанных баллов определяется команда-победитель.

Жюри подводят итоги.

Победители награждаются медалями «Знаток природы».

Ведущий: На этом наше путешествие по стране «Занимательная биология» завершается. Вам понравилось?

Хоть и путь недолог,

Возвращаться нам пора,

Но на следующем занятье

Вновь продолжится игра!

Всем спасибо!


«Музыкально-биохимический хит»«Музыкально-биохимический хит» 1. Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в одной из песен группы «Блестящие».1. Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в одной из песен группы «Блестящие». Ответ: Бананы-кокосы Ответ: Бананы-кокосы


2. «Лучшие друзья девушек – это бриллианты», - утверждается в одной из современных песен. Назовите формулу бриллианта.2. «Лучшие друзья девушек – это бриллианты», - утверждается в одной из современных песен. Назовите формулу бриллианта. Ответ: (С)Ответ: (С)




4. В известной песне Добрынина утверждается, что данная аэрозоль (смесь жидкости и газа) синяя, да ещё и похожа «на обман». О чём речь?4. В известной песне Добрынина утверждается, что данная аэрозоль (смесь жидкости и газа) синяя, да ещё и похожа «на обман». О чём речь? Ответ: «Синий туман» Ответ: «Синий туман»


«Таинственная рукопись» 1. Zn+ ?=ZnCl2+ ?1. Zn+ ?=ZnCl2+ ? 2. тимофеевка? лягушка?2. тимофеевка? лягушка? 3. ? мышь? сова 3. ? мышь? сова 4. BaCl2+ ?= BaSO4+ ?4. BaCl2+ ?= BaSO4+ ? 5. гниющие остатки? сойка?5. гниющие остатки? сойка? 6. Fe2O3+ ?=Fe+ ?6. Fe2O3+ ?=Fe+ ?



Сектор биология 1. На ногах многих насекомых, живущих в пустыне Сахара, имеется веер из тонких хитиновых щетинок. Густо опушены лапы фенеков, барханных кошек и тушканчиков. У живущих в пустыне гекконов обычно веерообразно расширены кончики пальцев. Чем объяснить такие особенности строения? Ответ: «Песчаные лыжи, которые позволяют «Песчаные лыжи, которые позволяют передвигаться по рыхлому песку, передвигаться по рыхлому песку, увеличивают несущую поверхность. увеличивают несущую поверхность.




3 Согласно древней легенде, если цветок этого растения положить под голову, то он усыпит и подскажет во сне, что ожидает человека. Если носить это растение с собой. То никакая нечистая сила не подступится. Этот цветок растёт в местах, где есть залежи никеля и кобальта, он накапливает их в себе. При избытке металлов растение вянет. Назовите его Ответ: (Сон-трава, или прострел) или прострел)


5. Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного употребления вещества, формула которого С2Н5ОН?5. Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного употребления вещества, формула которого С2Н5ОН? Ответ: Цирроз Ответ: Цирроз


7. Чем интересны эти земноводные в особенностях размножения и заботе о потомстве?7. Чем интересны эти земноводные в особенностях размножения и заботе о потомстве? Ответ: жаба-повитуха наматывает свои икринки на ноги, а пипа «вынашивает» свои икринки в особых кожных углублениях до появления своего потомства Ответ: жаба-повитуха наматывает свои икринки на ноги, а пипа «вынашивает» свои икринки в особых кожных углублениях до появления своего потомства


8. Рассказывают, что итальянские скрипачи в 18 веке в футлярах своих скрипок держали жаб, а перед концертом их вынимали и гладили. Для чего они это делали?8. Рассказывают, что итальянские скрипачи в 18 веке в футлярах своих скрипок держали жаб, а перед концертом их вынимали и гладили. Для чего они это делали? Ответ: чтобы руки не потели во время игры Ответ: чтобы руки не потели во время игры







6. Быстро протекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением света и теплоты. Ответ: горение Ответ: горение 7. Какая связь между дубом и полушубком? Ответ: дубильные вещества Ответ: дубильные вещества 8. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина.8. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина. Ответ: железо Ответ: железо 9. Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса.9. Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса. Ответ: озон Ответ: озон




Опыт «Золотой нож» Ответ: В насыщенный раствор CaSO4+ 1 млH2SO4 опускаем нож. Железо вытесняет медь из сульфата меди и покрывает поверхность ножа.Ответ: В насыщенный раствор CaSO4+ 1 млH2SO4 опускаем нож. Железо вытесняет медь из сульфата меди и покрывает поверхность ножа.


Литературная биология. Литературная биология. 1. Какие литературные жанры просто немыслимы без животных и растений?1. Какие литературные жанры просто немыслимы без животных и растений? Ответ: басни, сказки Ответ: басни, сказки 2. Во время пребывания в Одессе А.С.Пушкин был послан графом Орловым собирать сведения об этих насекомых. Что это за насекомые? Ответ: саранча 3. Назовите птицу, из-под пера которой вышло множество литературных шедевров. Ответ: гусь За описанную им птицу он получил Нобелевскую премию не по биологии, а по литературе. Назовите его имя и произведение. Ответ: Морис Метерлинк Синяя птица


История и химия 1. Рим спасли гуси – это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно – враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые- токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим?1. Рим спасли гуси – это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно – враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые- токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим?


Ответ Ответ. По мнению ученых-токсикологов, в падении Римской империи виноват свинец. Римская аристократия быстро вымирала потому, что пользовалась дорогой свинцовой посудой и косметическими красками, содержащими соединения свинца, из- за этого средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий меньше подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его были сделаны из свинца.


2 Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно в озеро, а за это он предложил выкуп:2 Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно в озеро, а за это он предложил выкуп: либо золота на один год, либо серебра на десять лет, либо железа на вечные времена.либо золота на один год, либо серебра на десять лет, либо железа на вечные времена. Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли.Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли. О какой стране с богатыми запасами железной руды идет речь?О какой стране с богатыми запасами железной руды идет речь? Ответ. Австрия. Более конкретно, Штирия – одна из крупнейших ее земель.Ответ. Австрия. Более конкретно, Штирия – одна из крупнейших ее земель.


3. Какое отношение имеет слово пломба к химии? Ответ: Когда-то образующиеся полости в разрушающихся зубах стоматологи заполняли свинцом. Поскольку свинец по-латыни плюмбум, то заполненную полость стали называть пломбой.. Несмотря на то, что для этой цели сейчас применяют в иные материалы, слово пломба в стоматологии, существует традиционно.


4. Один шотландский химик случайно залил свой плащ жидким каучуком. Другой бы на его месте расстроился, так как одежда была испорчена, но он был настоящий химик и благодаря этой случайности изобрел предмет, который в дальнейшем получил его имя. Что он изобрел? Ответ: Чарльз Макинтош изобрел непромокаемый плащ, который стали называть его именем.

В этой книге не рассказано обо всем даже понемногу. Ведь нельзя объять необъятное. Поэтому я старался не писать о том, что так или иначе всем известно, что можно узнать из учебников и справочников. Я избегал анатомии, биохимии, даже физиологии - всего слишком специального и того, что уже не ново (если без этого можно было обойтись).

Зато о генетике, о которой у нас долго не писали, я рассказал подробно, рискуя наскучить однообразным повторением генетических терминов, без знания которых, впрочем, теперь невозможна никакая культурная деятельность человека.

Предпочтение было отдано тем исследованиям последних десятилетий, которые меня поразили, чего я сам не знал до недавнего времени и что интересно.

В работе над книгой мне помогали друзья, которым я хочу сказать здесь большое спасибо!

Жене моей Алине - за умные идеи, которые она так щедро дарила и за главу «Вечная слава воде!».

Моей сестре (и кандидату медицинских наук) Л. И. Приваловой - об аллергии и конец главы о крови написала она.

Н. М. Пожарицкой - за веселый рассказ о том, «Чем люди думают» и «Как это случилось?».

Н. В. Лысогорову (кандидату наук и писателю) - за оптимизм, с которым он уверяет, что «Никто еще не умер от старости».

Поверим ему без спора. Ведь истинная мудрость, говорит философ, состоит в том, чтобы рассуждать о жизни, а не о смерти. Поэтому переверните страницу - в каждой главе вас ждут рассуждения о жизни.

Великий пролог

«Откуда есть пошла Земля»

Десять миллиардов лет назад нам дали основательного пинка, и с тех пор мы летим, «в звезды врезываясь». Летим со скоростью сверхкосмической.

Астрофизики обнаружили, что в спектрах видимых галактик линии поглощения смещены в их красные концы. Это значит, что галактики разлетаются во все стороны. И чем дальше они от нас, тем быстрее летят и тем больше в красный край спектра сдвинуты линии поглощения их газов. Самые далекие мчатся почти так же быстро, как фотоны! А ведь быстрее фотонов (а проще говоря, света) нет ничего во вселенной.

Это значит также, что когда-то, по-видимому, все галактики толпились в одном центре, и плотность вещества здесь была сверхогромной. Потом взрыв, равного которому мир не знал с тех пор, разбросал материю во все концы. Случилось такое, как полагают, 10–13 миллиардов лет назад. Это, утверждают некоторые наши астрономы, «экспериментальный факт, который нельзя игнорировать». Другие же говорят, что никакого взрыва сверхплотного вещества не было: откуда и куда летят галактики, нам неведомо.

С одного или с разных стартов начала звездная материя свой вечный круговорот, не так уж и важно. Важно, что она существует.

В каком же виде существует?

Силовые поля, плазма, протоны, нейтроны, электроны, фотоны, атомы…

Среди атомов - две трети водородных, почти треть гелия и лишь сотая часть всех других элементов, известных на Земле. Значит, мир, в котором мы вращаемся, в основном водородно-гелиевый.

Мир занят синтезом: при жарище в сотни миллионов градусов и под давлением в миллиарды атмосфер в недрах звезд (а их миллионы миллиардов!) из ядер легких элементов «куются» ядра тяжелых.

Но на Солнце, которое так жарко светит в летний полдень, созидается лишь гелий: из водорода. Почему? Да потому, что температура там - увы! - слишком мала для синтеза тяжелых элементов. Так почему же они все-таки есть в атмосфере солнца и в недрах его спутников? Железо, свинец, уран? А потому, что когда-то очень давно вещество, из которого теперь сложена вся солнечная система, было «телом» гигантской звезды. В ее утробе тяжелые элементы и родились. Потом звезда взорвалась, и из осколков «слиплось» Солнце и планеты. Значит, все мы состоим из атомов, бывших уже в употреблении.

Итак, 5 миллиардов лет назад Солнце светило ярко и жарко. Но светило, можно сказать, попусту, никого не радовало: ведь Земли тогда еще не было. Не было и других планет. Только пыль космическая кружилась вокруг одинокого желтого карлика (так непочтительно называют астрономы наше Солнце).

Пыль была холодная: минус 200 градусов! Все плотнее сжималась она и плотнее. Медленно сгущалась. А затем расслоилась, и каждый слой слипся в твердый, бешено вертящийся шар. Родились планеты.

На третьем вертящемся шарике мы с вами и живем. Сначала он был очень холодный. Но радиоактивные вещества - уран да радий, - распадаясь, разогрели земные породы. Шар начал плавиться. А потом снова остыл, но только с поверхности.

Когда шар плавился, более легкие минералы всплывали на поверхность, тяжелые погружались в глубины. Поэтому, когда новоиспеченная Земля покрылась корочкой, оказалось, что затвердевшие на ее поверхности горные породы сложены из двух слоев - легкого верхнего и тяжелого нижнего . Их называют «сиалем» и «симой». Слова эти ввел в науку известный австрийский геолог Эдуард Зюсс. Первый слог обоих терминов «си» образован от принятого в химии обозначения кремния - «Si». Последние слоги «аль» и «ма» - от «Al» и «Ma», начальных букв в названии алюминия и магния.

Легкие породы земной коры сложены, оказывается, преимущественно из кремния и алюминия. (Легкие они весьма относительно, так как удельный вес сиаля равен приблизительно 2,67, а симы - 3,27.) Нижний тяжелый слой - сима - из кремния и магния.

Сиаль называют также гранитной оболочкой, потому что его образуют в основном граниты и гранодиориты. Толщина сиаля - 10–30 километров, но местами тоньше: например, на северо-западе Германии - 3–5 километров.

Верхний слой симы (до глубины примерно в 30–60 километров) составляет базальт. Здесь встречаются уже расплавленные породы, которые называют магмой. Под базальтом залегает еще более плотный перидотит (удельный вес его 3,6–4) - это царство магмы: температура здесь уже так высока , что все минералы и породы расплавлены. Но они не жидкие! Колоссальные давления, которые здесь господствуют, пишет советский геолог С. Кузнецов, «удерживают вещества магмы в пластическом, а местами твердом состоянии». Магма в переводе с греческого означает «густая мазь, тесто».

Это природный силикатный, то есть каменный, раствор. Он нагрет выше точки плавления, и, если давление в земных недрах по какой-либо причине ослабевает, магма сейчас же переходит в жидкое состояние, ее объем увеличивается и она с чудовищной силой прорывается в верхние слои земной коры, а иногда и на ее поверхность. Так происходят извержения вулканов. Излившуюся магму называют лавой.

Рождение люльки

Вернемся к сиалю. Казалось бы, толщина его всюду на поверхности Земли должна быть одинаковой. На самом деле это не так. Сиаль наиболее толст там, где континенты. Чем ближе к их краям, тем тоньше, а на дне океанов почти совсем его нет. Ложе Тихого океана (а как показали работы советских ученых, возможно, также и Северного Ледовитого) выстлано фактически только симой. Поэтому говорят иногда, что континенты - это гигантские блоки легких пород, всплывшие на поверхность более тяжелой, но менее твердой массы минералов. Сима, как я уже говорил, очень пластична.