Что делать с этими людьми.

Каждый язык интересен и уникален, и в условиях двуязычия учитель –филолог должен прививать любовь и к русскому, и к родному языку. Очень помогает поразмышлять на эту тему высказывание Кайсы́на Кули́ева, которое хорошо предложить школьникам на вводных уроках русского языка в среднем звене или при обучении анализу текста (подготовка к ЕГЭ, ГИА)

(1) Каждый язык – это целый мир. (2) Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. (3) Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. (4) Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, – это целый мир, полный прелести и волшебства.

(5) Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. (6) На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. (7) Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

(8) Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды». (9) Я хочу, чтобы мой язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался. (10) Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить родную речь – язык моей матери. (К.Кулиев.)

После прочтения этого текста ребята отвечают на вопросы.

1. Ребята, а что вы знаете о Кайсы́не Кули́еве? Когда он жил? Чем прославился?

(Вспоминаем, что Кайсы́н Шува́евич Кули́ев (1917-1985) -народный поэт Кабардино-Балкарской АССР (1967). Он Лауреат Ленинской премии (1990 - посмертно), Государственной премии СССР (1974) и Государственной премии РСФСР имени Горького (1967))

2. Какого типа речи текст: описание, повествование или рассуждение? Докажите, что это рассуждение.

3. Определите тему текста и проблему.

5. Определите основную мысль текста. Что же хотел нам сказать автор?

Выводы. Это текст о русском и родном языке. Любой язык – это живая душа народа. Нужно любить и русский язык, и родной, относиться к ним как к сокровищам.

Мы с вами живём в республике, где её жители пользуются двумя языками - русским и чувашским. Какой для вас родной? Я хочу сказать, что каждый язык уникален, и многие люди изучают несколько языков. Например, А.С. Грибоедов знал 8 языков, А.С. Пушкин -5, Лермонтов - 4. Знание языков обогащает человека, помогает ему лучше понять другие народы. Как это интересно – знать другой язык!

Можно предложить ребятам самим найти доказательства уникальности каждого языка. Школьники делают вывод о том, что изучение русского и родного языков – это полезное и увлекательное занятие.

В заключение хочется сказать, что воспитывать школьника в любви к языку, поддерживать в нем постоянный интерес к языковым явлениям не значит растить националиста, превозносящего свою культуру превыше всех остальных культур. Наоборот, человек, который хорошо знает другие языки, другие культуры и мировую классику, чаще бывает большим патриотом, чем тот, кто не хочет получить эти знания.

озаглавьте текст так, чтобы в названии была отражена его основная мысль.... составьте план, и напишите сжатое изложение... ребята прошу

помогите озаглавить текст, написать сжатое изложение и план....

прошууу...

очень нужно

к-то перед вечером, когда мы возвращались домой, вдруг сорвался сильный ветер и погнал нас прямиком на волнорез, а разгулявшиеся буйные волны словно задались специальною целью шваркнуть нас со всего размаха о гранит волнореза и разнести наше суденышко в щепки. Мы гребли из последних сил; все свое спасение мы видели в том, чтобы добраться до гавани, прежде чем нас ударит о камни. Это оказалось невозможным, и вот нас подняло так высоко, что мы на мгновение увидели море по ту сторону мола, потом бросило вниз, как с пятиэтажного дома, потом обдало огромным водопадом, потом с бешеной силой стало бить нашу лодку о мол то кормою, то носом, то бортом. Я пробовал было отпихнуться от волнореза веслом, но оно тотчас сломалось. Я одеревенел от отчаяния и вдруг заметил, или, вернее, почувствовал, что Житкова уже нет у меня за спиной. Была такая секунда, когда я был уверен, что он утонул. Но тут я услыхал его голос. Оказалось, что в тот миг, когда нас подняло вверх, Житков с изумительным присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его покатую, мокрую, скользкую стену и вскарабкался на самый гребень. Оттуда он закричал мне: - Конец! "Конец" - по-морскому канат. Житков требовал, чтобы я кинул ему веревку, что лежала свернутой в кольцо на носу, но так как в морском лексиконе я был еще очень нетверд, я понял слово "конец" в его общем значении и завопил от предсмертной тоски. К счастью, сторож маяка увидал катастрофу и поспешил мне на помощь. Со страшными ругательствами, которых не могло заглушить даже завывание бури, с искаженным от злобы лицом он швырнул мне конец веревки и вместе с Житковым втащил меня, дрожащего, но невыразимо обрадованного, на мокрые камни мола и тотчас же занялся нашей лодкой: зацепил ее длинным багром и велел подручному ввести ее в гавань, после чего с новым ассортиментом ругательств накинулся на меня и Житкова, требуя, чтобы мы следовали за ним на маяк. Я ожидал необыкновенных свирепостей, но он, не переставая браниться, дал нам по рюмке перцовки, приказал скинуть промокшее платье и бегать нагишом по волнорезу, чтобы скорее согреться. Потом уложил нас на койку в своей конуре, прыкрыл одеялом и, усевшись за опрокинутый ящик, взял перо, чтобы составить протокол о случившемся. А я был поражён храбростью своего верного и надёжного товарища...

прошууууу.....

1. Восстановите последовательность действий при написании сжатого изложения по тексту, воспринимаемому на слух. 1. Зафиксируйте

последовательность событий, рассуждений и составьте план текста.

2. Выберите способы компрессии для каждой части текста и сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.

3. Напишите сжатое изложение.

4. Прослушайте исходный текст и сформулируйте основную тему и идею текста.

5. Проверьте связь между частями изложения и наличие авторского замысла.

О каком русском учёном идет речь? Запишите фамилию в именительном падеже без инициалов.

«Он заложил основы научного изучения фразеологии русского языка, установил три типа фразеологических оборотов (фразеологические сращéния, фразеологические единства, фразеологические сочетания)».

Определите, о каком разделе языкознания идет речь в следующих высказываниях. Правильный ответ в именительном падеже внесите в таблицу ответов.

[Она] «изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или другого языка» (Ш. Балли).

[Её следует определить как науку не только] «о средствах речевой выразительности», но и «о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения» (М.Н. Кожина).

О каком слове идет речь в тексте?

Слово … образовано от названия двух кириллических букв. В современном русском языке это слово обозначает то же, что и греческое слово … . В то же время наблюдается тенденция различения этих понятий: … нередко называют только совокупность букв, но не обязательно в порядке …

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо ». Правильный ответ запишите в виде буквы в таблицу ответов.

Помогите пожалуйста составить сжатое изложение)))

Сейчас на столе у меня в хрустальных вазочках под электрическими лампочками играет отсветами это душистое, сладкое, ароматное и целебное вещество, известное человеку очень давно. Но привезено оно к нам из такого места, где пчёл никогда не было,- из тундры. Этот мёд создан не только одними пчелами, но и ещё и усилиями людей, устроивших нашу русскую родную пчёлку заокских лугов на работу в Заполярье.
На севере за Полярным кругом, бывает, являются цветы целыми горами: стоит гора вся белая- это морошка и черника цветут. А то, бывает, стоит в июле гора вся розовая- это начал цвести иван-чай, а то рябина, то багульник, герань и мало ли что! И подумать только, в каждом цветке нектара здесь в два-три раза больше, чем у нас, и каждый цветок ждал пчелу, а пчёлы за Полярным кругом не водились.
Тем и привлекательно то, что не в убыток природе мы открыли заполярный мёд, что миллионы пудов мёда затем и были в цветах, чтобы привлечь к себе для опыления пчелу, а пчёл-то и не было и мы их привезли.
Есть вещи на свете, первоначальные в своём добре и всем понятные, соединяющие в себе природу и человека древним союзом, и среди этих вещей- хлеб. Но только надо быть очень голодным, чтобы в хлебе чувствовать солнце, и нам легче это видеть на веществе мёда.
Пожалуйста прошу помогите подготовить сжатое изложение С:

. Казалось, что Тарковский так и пришёл в литературу - сложившемся мастером, которому открыты и доступны все богатейшие возможности российского стиха.

И только даты, обозначенные на титульных листах его книг (первая из дат - 1929г.), свидетельствовали: перед читателем итог многолетнего творческого труда, напряженных идейно-философских и художественных исканий автора.

Поэзией, искусством Арсений Александрович Тарковский жил в буквальном смысле этого слова с раннего детства. Родившись в 1907г., он рос в высококультурной, прогресивно настроенной среде... Стихи писали едва ли не все его родные и близкие. Лирические, но чаще шуточные стихи "на случай" сочинял отец, владевший семью европейскими и двумя древними языками. Не чужды поэзии были и мать, и товарищи - гимназисты, друзья дома, знакомившие мальчика со стихами Пушкина, и Лермонтова, Байрона и Баратынского, Тютчева, Фета, Некрасова...

Размышляя впоследствии о том, что служение поэзии родственно подвигу или есть подвиг, Арсений Тарковский с покоряющей силой утверждал в своём творчестве мысль о пророческой, преображающей власти искусства, о великом призвании поэта, тысячью нитей связанного с жизнью, Родиной, с историей своего народа и всей отечественной и мировой культурой:

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть её, и до листвы моей

Доходят жилы, влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга, И потому бессмертен я, пока

Течёт по жилам - боль моя и благо -

Ключей подземных ледяная влага,

Все Эр и эЛь святого языка.

Напишите, пожалуйста, сжатое изложение, используя материалы словарного диктанта.

Сложившийся мастер, российский стих, впоследствии размышлая, преображающая власть, отечественная культура, призвание поэта, ледяная влага, властительная тяга, святой язык; льняной, костяной, кровяной, бессмертный, пророческий, искусство.

Буду очень благодарна!!!

Цель урока:

  1. Систематизация знаний по типам текстов и связи предложений, абзацев в тексте.
  2. Углубление и систематизация умений и навыков лингвистического анализа текста в рамках подготовки к ЕГЭ.
  3. Способствовать воспитанию уважения и любви к русскому языку и другим языкам.
  4. Развитие выразительной устной и грамотной письменной речи; навыков составления сочинения-репортажа и выступления-сообщения.

Оборудование:

  • стенд по двуязычию;
  • портрет К.Кулиева;
  • стенная газета «Русское слово»;
  • альбом-отчет «Международного дня родных языков».

Ход урока

I. Орфографический тренинг (на доске).

Родной язык, люблю татарский язык, русский язык, любить родную речь, язык живёт и развивается, малочисленный народ.

II. Ребята, на какую тему подобраны орфограммы? (Язык.) Вы сказали правильно, мы будем говорить сегодня на уроке... (О языках.)

Эпиграфом урока я решила взять слова из текста, над которым мы с вами будем работать (тексты на партах в печатном виде и на экране).

Эпиграф: Каждый язык – это целый мир.

Балкарский поэт Кайсын Кулиев родился в семье скотовода и охотника. Талантливый ребенок с детства проявлял артистические и поэтические способности. В 18 лет приезжает в Москву, поступает в театральное училище. Будучи студентом, переводит на балкарский язык стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Затем он учится в Литературном институте. Является участником Великой Отечественной войны.

Чтение текста и работа над ним.

(1) Каждый язык – это целый мир. (2) Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. (3) Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. (4) Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, – это целый мир, полный прелести и волшебства.

(5) Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. (6) На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. (7) Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

(8) Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды». (9) Я хочу, чтобы мой язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался. (10) Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить родную речь – язык моей матери. (К.Кулиев.)

К какому типу относится текст? (Текст-рассуждение.)

Определите части текста. (Начало – 1,2 предложения, средняя часть – 3-9 предложения, концовка – 10 предложение.)

Сформулируйте и зачитайте основную мысль каждой части.

(Начало: «Я зык – душа народа, его радость, боль, память, сокровище.» Средняя часть: «Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.» Концовка: «Уважение и любовь к русскому языку совсем не мешает любить родную речь – язык матери.»)

Дайте заглавие тексту. (Уважение и любовь к русскому языку.)

Сколько абзацев в тексте? (Три.)

Как соединены абзацы между собой? (Лексическим повтором и местоимениями, цепной связью.)

Покажите, как соединены между собой предложения в абзацах?

Вывод. Соединение в абзацах осуществляется с помощью лексического повтора и местоимений, то есть цепной связью.

В предложениях 2, 9 найдите контекстуальный синоним. (Язык – сокровище.)

Найдите сравнения в 7 предложении. (Язык, как голос матери, как хлеб родной земли.)

О чем заставил задуматься этот текст? (О значении русского языка.)

Какое значение имеет русский язык для вас? (Дети читают свои ответы на вопрос, которые они писали дома.)

На сегодняшний урок группа учащихся подготовила сочинение – репортаж «Мы любим русский язык», сейчас мы послушаем их.

Репортаж с Международного дня родных языков.

Нияз, понравилось тебе собственное выступление?

Да. Сначала я боялся, справлюсь ли с заданием. Ведь в зале сидела почти вся школа. Но любовь к русскому языку победила страх.

А какие у тебя успехи по русскому языку?

Я успеваю на 4, но очень люблю, когда ставят 5. Люблю читать стихи.

А может, ты нам расскажешь одно стихотворение?

Да, с удовольствием прочитаю стихотворение Ахмата Ерикеева:

Мне, нерусскому, близок и дорог
Замечательный русский язык,
Я постиг его строй в разговорах
И к нему, как к родному, привык.

Как же может быть речь не родною,
Если с ней я богаче стократ!-
Пушкин, Герцен, Некрасов со мною
На родном языке говорят.

Ребята, у других не возникло желание рассказать стихотворения о родном и русском языках?

(Учащиеся читают стихи.)

Габдулла Тукай «Родной язык».

Родной язык – святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоём богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать.
И сказки бабушки потом я научился понимать.

Родной язык, родной язык, с тобою смело шёл я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоём я в первый раз молил творца:
«О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца».

Шайхи Маннур, татарский поэт.

Знай язык и русский, и татарский,
Выучи, мой друг!
С ними откроешь ты познанье,
Каждый близок и высок.

Языки сближают нас,
В мир ведут большой.
Изучи язык ты русский,
Не забудь родной.

Т.Зумакулова, балкарская поэтесса. «Два языка».

Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной …
Но, как родной,
Люблю язык я русский…
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.

Евгений Буков, русский поэт.

Коль язык ты знаешь русский,
Всяк поймет тебя при встрече,
Хоть объезди всю страну.
Всем понятной русской речью
Будут говорить с тобой
И грузин, и украинец,
И узбек, и белорус.

Габдулла Тукай, татарский поэт.

С русским мы в веках породнились,
Словарем, языком обменялись.
Одни песни у нас родились,
И события одни воспевались.

Я вижу, что вы действительно с большим желанием изучаете этот язык. А какая страница устного журнала вам понравилась больше. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями, Эндже? (Обращается к другой ученице в классе.)

Мне понравилась последняя страница, где открывали молодые таланты. На этой странице выступала моя подружка из 9 класса Нуриева Гульназ. Я знала, что она пишет стихи на татарском языке, а в тот день я открыла для себя новость: она прекрасно пишет и на русском языке. Я горжусь, что соседка Гульназ – близкая моя подруга.

Хорошо, ребята. Я поняла, что мероприятие прошло с пользой и запомнится вам надолго. Наша работа над текстом на сегодняшнем уроке была как бы продолжением того мероприятия. Желаю удач и старания всем моим одноклассникам.

Учитель: Послушаем сообщение по газете (проверка индивидуального задания: ученик(ца) делают сообщение по газете): Я хочу сделать короткое сообщение по газете «Русское слово». Ее выпустили члены кружка «Занимательная грамматика». Меня заинтересовал особенно раздел дополнительных сведений. По этой статье я узнала, что русский язык является одним из шести основных языков Организации Объединенных Наций. Шесть языков: английский, французский, испанский, японский, китайский и русский. На русском языке, оказывается, говорят многие – четверть миллиарда людей.

В статье «Все о языках» говорится о путях развития и роста русского языка, о его значении. Далее: стихи о русском языке, пословицы, поговорки, загадки. А также занимательный материал на размышление.

Хочу сообщение закончить словами К.Паустовского: «Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».

III. Оценивание ответов учащихся на каждом этапе урока и в целом на уроке (с комментарием).

IV. Домашнее задание.

I уровень: составить план к тексту в форме вопросов.

II уровень: составить простой план к тексту.

III уровень: написать сочинение-миниатюру «Что мне даст в будущем знание русского языка».

Году Русского языка посвящается…

Великое русское слово»

Я люблю свой родной язык!

Как держава наша, могуч.

Воздушно легок, сочен, вкусен, суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий, и междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский, старайся глубину постичь.

Он создал чудо тени, света, и звука взлет, и слова лад,

Им жизнь поэзии согрета, в нем звезды вечности горят.

Народ – певец, ваятель, воин, и в безмятежности своей

Бессмертия он удостоен. Одной с ним жизнью жить умей.

Язык народа и богат и точен,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Слова бывают разные, слова бывают всякие,

Слова бывают ясные, твердые и мягкие.

Слова бывают смелые, упрямые, суровые.

Но непременно дело стоит за каждым словом.

Много слов на земле. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева…

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.

Любопытно, забавно и тонко: стих, почти не похожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребенка в совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи изощренность известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи в жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады, надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий, полный разума русский язык.

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий по дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей в провидящее сердце

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном – бег зарницы.

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим к зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска смирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там – смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Гремучим сновиденьем наяву

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С Янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал,

Зальешь и запоешь умы и страны.

Не твой ли он, колдующий Байкал,

Где в озере под дном не спят вулканы?

Он так могуч и так прекрасен, суровый РУССКИЙ наш язык!

Мир покорен одной лишь фразой, с которой дрался наш мужик,

Когда громил фашистов клятых, и шел в атаку на врага.

И пели русские солдаты, когда до смерти три шага,

На РУССКОМ РУССКУЮ «Катюшу», и было легче во сто крат.

И враг коварный песню слушал, в руках сжимая автомат.

Есенин наш под звуки танго, или танцуя вальс, фокстрот,

Любил прекрасной иностранке шепнуть на РУССКОМ пару строк.

Когда ворвались в космос бурей мы на железном рысаке,

Услышал мир: Гагарин Юрий дал старт на РУССКОМ языке!

Мы речь родную с детства слышим, на РУССКОМ пишем, говорим.

Олимпиады РУССКИЙ Миша все страны мира покорил.

Конкурс чтецов

«И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово»

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Добрый день, уважаемые учителя, дорогие ребята!

2013-2014 учебный год муниципалитетом Учалинского района объявлен Годом русского языка.

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь с любовью и восхищением писал о русском языке:

«Перед вами громада - русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

С благоговеньем прикасайся к тому, чем ты вооружен,

Твори светло и упивайся безбрежным русским языком.

Приглашаются учащиеся 5 классов.

Создателем и хранителем русского национального языка является русский народ.

Национальный язык связывает прошлое и настоящее народа. Он хранит достижения науки и культуры, опыт жизни поколений.

Послушайте, что говорил о русском языке Алексей Николаевич Толстой:

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Народ – властитель тайны слова и всех сокровищ языка,

Им выткана его основа для поколений на века.

Приглашаются учащиеся 6 классов.

Наконец, и на высоком государственном уровне осознали значение языка в нашей жизни. В стране наблюдается упрощенность, загрязненность нашей речи. А «пустые» словечки стали почти нормой языка.

Выдающийся ученый современности, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» писал:

«…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Горят, как жар, слова иль стынут, словно камни, -

Зависит от того, чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час притронулся руками

И сколько отдал им душевной теплоты.

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь – до дна,

Но их подмена словесами

Измене может быть равна…

Приглашаются учащиеся 7 классов.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.

200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре Сергея Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях Александра Сергеевича Пушкина было использовано 20 тысяч слов.

В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения.

Свершился в мире потрясенном

Предвосхищенный мыслью миг.

И новым словом, вдруг рожденным,

Обогащен родной язык.

Приглашаются учащиеся 8 классов

Ученые, общественные деятели высоко ценили достоинства русского языка. Русские писатели, мастера слова, те, кто осмысливает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие.

И.С.Тургенев сравнивал русский язык с морем, которое «разлилось кругом безбрежными и бездонными волнами».

Максим Горький считал русский язык могучим орудием культуры и отмечал, что «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов видели в русском языке отражение высоких моральных и духовных сил нашего народа.

К.Г.Паустовский восклицал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Приглашаются учащиеся 9 классов.

Великий русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой человеческой деятельности.

Пользуясь богатством языка, говорящий или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому что я владею

Русским всеохватным языком.

Приглашаются учащиеся 10 классов.

«Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.

Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, - это целый мир, полный прелести и волшебства». Так писал о языке Кайсын Кулиев, балкарский писатель.

Наш РУССКИЙ так многообразен, изящен, скромен и силен.

Он для врага настоль опасен, в любви настолько ласков он.

Оставь, мой друг, свои сомненья, и честь родного языка

Неси достойно поколеньям на все грядущие века!

Приглашаются учащиеся 11 классов.

Безграничная любовь к родному языку, страстное желание сохранить и приумножить его богатства звучат в обращении Ивана Сергеевича Тургенева к будущим поколениям русских людей:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»