Что делать если помощи ждать неоткуда. Помощи ждать неоткуда

Лара Коул оказалась среди немногих, кому удалось избежать печальной участи. Но, как и большинство людей, она не смогла предвидеть трагедию.

Солдаты армии США укладывают тела умерших в Джонстауне перед отправкой домой. Фото AP

18 ноября 2018 года трагедии в посёлке Джонстаун в южноамериканской Гайане исполнилось 40 лет. В тот день больше 900 последователей тоталитарной религиозной общины «Храм народов» покончили с собой, следуя заветам своего лидера. Большая часть погибших прибыла из США, рассчитывая построить в чужой стране социалистическую утопию.

Из всех членов церкви спаслись около 80 человек, в том числе американка Лара Коул. Как и многие другие последователи, девушка увидела надежду в идеологии «Храма народов», а в его лидере - героя. По просьбе Би-би-си она вновь к воспоминаниям о жизни в коммуне и к трагедии, которая её постигла.

Из Калифорнии в джунгли Гайаны

Уроженка штата Вашингтон Лара Коул никогда не стеснялась громко выражать свою позицию. К 22 годам она уже побывала на фестивале Вудсток выступала на многочисленных митингах, сотрудничала с леворадикальной партией темнокожих «Чёрные пантеры» и испытала на себе последствия слезоточивого газа во время столкновений с полицией из-за войны во Вьетнаме.

Но к 1970 году девушка устала - её брак разваливался, а политические протесты вымотали физически и морально. Она перебралась в Калифорнию, рассчитывая найти покой. И там был человек, готовый ей с этим помочь.

Когда в 1960 году Джима Джонса приняли в сан священника, за его спиной уже были годы уличных религиозных выступлений. Он увлекался социализмом, выступал за равенство темнокожих с белыми и открыто симпатизировал СССР. Однако это не мешало ему искренне верить, что Холодная война приведёт мир к апокалипсису в форме ядерной войны, а спасутся лишь избранные.

Джим Джонс в США. Фото Нэнси Вонг

В 1965 году его религиозное движение «Храм народов» числом не больше 80 человек перебралось в Калифорнию. Благодаря политическому чутью, параллельно с развитием общины Джонс добился высокого поста в городском муниципалитете Сан-Франциско. Следуя социалистическим заветам, он сконцентрировал вокруг себя выходцев из небогатых слоёв населения, а также темнокожих американцев и представителей сексуальных меньшинств.

«Это была община, которая мне требовалась. Я искала равенства и справедливости, и там были люди всех слоёв и рас», - описывает Коул «Храм народов», в который она вступила в 1970 году. То время стало пиком могущества церкви, но с этим увеличилось и число её противников. Родственники участников «Храма народов» жаловались, что Джонс обманом заманивает людей, насильно удерживает их и вымогает деньги.

Общине грозило федеральное расследование, и в 1974 году Джонс объявил - они найдут новое место для жизни без алкоголя и наркотиков, присущих США.

«Мы нашли Гайану в Южной Америке, которая была идеальным местом для переезда. Прекрасная страна с дальними регионами, которые мы могли заселить», - описывает Коул свои впечатления.

В том же году Джонс арендовал землю в джунглях Гайаны и вместе с несколькими руководителями «Храма народов» заложил поселение Джонстаун, названное в честь создателя общины. Три года спустя Коул оказалась среди более 900 человек, которые вместе со своим лидером уехали из США в свой новый дом. «Меня не смущал переезд. Мне хотелось приключений, и я была рада возможности пожить в джунглях», - говорит выжившая.

Сообща последователи «Храма народов» облагораживали территорию, выращивали сельскохозяйственные культуры, построили жилища, лесопилку, школу и детский сад. Община росла и развивалась, но большая часть населения Джонстауна работала в среднем ежедневно по 11 часов в климате, который кардинально отличался от калифорнийского. Но были ли люди несчастны? Сложно сказать.

Джонстаун в конце 1970-х годов. Фото ФБР

Множество родственников погибших последователей рассказывали, как, приезжая в посёлок, встречали близких измученными и усталыми. Но на каждое такое заявление приходилось обратное, которое описывало Джонстаун как счастливое место, наполненное воодушевлёнными людьми. Таким его запомнила и Коул: «Там были прекрасные люди. Другие выжившие могут сказать иначе, но я была рада. Это была счастливая пора моей жизни».

После трагедии американские военные наркотиков в зданиях коммуны. Неизвестно, как часто их использовали, однако родственники погибших последователей рассказывали, что наркотики были способом надавить на тех, кто пытался покинуть общину. Помимо этого Джонс сам употреблял запрещённые вещества, которые, как выяснилось позже, ввозили из США.

В октябре 1978 года Джонс лично попросил Коул перебраться в столицу Гайаны Джорджтаун, чтобы работать в местном отделении общины. Как говорит выжившая, это был расчётливый шаг проповедника: он отправлял в столицу благонадёжных членов общины, которые при случае могли бы рассказывать миру об успехах «Храма народов». А в тот год коммуне как раз больше всего недоставало хорошей репутации.

900 человек перед финальным решением

Осенью 1978 года член Демократической партии в Калифорнии Лео Райан готовился посетить Джонстаун по просьбе родственников последователей общины. Тем временем, вспоминает Коул, Джонс начал терять связь с реальностью и разочаровываться в идее посёлка. Среди местных ходили слухи о его помешательстве, а до американской прессы доносились заявления о насилии над детьми.

Поселение испытывало перебои с запасами еды, всё больше людей страдало от диареи. «Его [Джонса] наркозависимость и психические отклонения становились всё хуже. Он всё меньше и меньше был способен работать», - описывает Коул последние месяцы Джонстауна. Порой лидер общины собирал всех последователей, включая детей, и заставлял выпить жидкость, которую выдавал за яд. Люди повиновались, а когда ничего не происходило, Джонс торжественно объявлял, что просто проверял их «преданность».

Офис «Храма народов» в Джонстауне. Фото Alamy

17 ноября политик Лео Райан, представители общественных организаций и несколько журналистов прибыли в поселение: следующие два дня они общались с местными и изучали быт Джонстауна. Ради гостей в общине устроили праздничный концерт, и даже скептически настроенные репортёры признали - люди выглядят дружелюбными и счастливыми. Тем не менее на предложение Райна вернуться в США откликнулось несколько семей, и изначальная группа прибывших увеличилась на 16 человек.

Когда Джонс узнал об отъезде группы последователей, он вернул им паспорта, дал денег на дорогу домой и пожелал удачи. Уезжающие не выглядели напуганными или измученными, а некоторые из них хотели лишь погостить у родственников, после чего вернуться в Джонстаун. Вскоре после этого и произошёл инцидент, который, как показало время, прибывшие восприняли слишком снисходительно. Один из членов коммуны напал на Райана, приставив нож к его горлу. Злоумышленника быстро обезоружили, а прибывший Джонс заверил, что нарушителя сдадут местной полиции. Политика это вполне удовлетворило.

Пока делегация стояла на взлётной площадке и готовилась к возвращению в США, на дороге неожиданно показались грузовик и трактор. Члены общины подъехали к недоумевающим людям, вышли, достали оружие и открыли огонь. Застрелив пять человек, включая Райана, и ранив ещё несколько, участники «Храма народов» забрались в транспорт и уехали. Инцидент частично записал оператор телеканала NBC, погибший в ходе перестрелки.

Запись инцидента в аэропорту. Осторожно, в ролике присутствуют сцены насилия

Власти США всё ещё не понимали, что случилось, а тем временем Джонс собрал всех последователей на вечернюю речь. Он объявил, что американский политик убит, и вскоре в поселение нагрянут войска и отберут у общины детей. Лидер видел лишь один путь - «революционное самоубийство». Большинство последователей согласились с проповедником, но девушка по имени Кристин Миллер выступила против. Она предложила попросить помощи у СССР, с которым глава социалистической коммуны давно поддерживал связь.

Но для Джонса всё уже было решено. По его приказу жителям Джонстауна (около 909 человек) разлили виноградный напиток, как на регулярных репетициях, только на этот раз с добавкой цианида калия и диазепама. Сначала яд выпили дети (примерно 300 от общего числа населения), а затем все остальные.

Джим Джонс был мошенником, он убедил всех воспринимать его как отца. Он говорил им: «Вы не можете вернуться, у вас нет денег», - и это была правда. Все средства они вложили в церковь. Они боялись последствий гибели конгрессмена. Он врал им ежедневно, довёл до паранойи. Им неоткуда было ждать помощи.

Лара Коул


Закат «Храма народа»

Перед тем как застрелиться вместе с женой, Джонс отправил радиосообщение в филиал «Храма народов» в Джорджтаун. В нём говорилось, что прямо сейчас в Джонстауне умерли или умирают последователи общины, и всем остальным её членам следует поступить точно так же. Спустя 40 лет Коул всё ещё мучает вопрос, что было бы, услышь она это сообщение. В то время она вышла по делам в город, а когда вернулась, национальная гвардия уже увозила тела секретаря филиала и её детей. Они выполнили требование Джонса.

Тела погибших в Джонстауне. Фото Getty

«Думаю, если бы я была в Джонстауне и видела, как 900 любимых мной людей делают выбор, я бы не смогла представить жизнь после этого», - размышляет Коул. Тела умерших лежали повсюду, навалившись друг на друга. Следующие несколько месяцев девушка, как и сотни других людей, отчаянно пытались найти близких в этом хаосе. Репортёр, переживший инцидент в аэропорту, одним из первых вернулся в поселение. Он увидел не только сотни человеческих тел, но и тела животных, отравленных хозяевами.

Но несмотря на трагедию, Коул не покинула «Храм народов». В конце ноября она вернулась в Калифорнию к членам местного отделения общины. «Они были моей семьёй, я прожила с ними восемь лет, знала их так близко. Я никогда не боялась. Лишь Джим Джонс виноват в этих смертях», - объясняет она. Впрочем, через год она ушла в другое религиозное сообщество, где встретила будущего мужа. А потом оставила жизнь в общине позади. С тех пор она работает преподавателем, и, как утверждает, имеет возможность рассказывать людям правду о сектах.

Лара Коул

выжившая участница общины «Храм народов»

После трагедии 1978 года правительство Гайаны временно переселило в Джонстаун этнических беженцев из Лаоса, но несколько лет спустя место покинули окончательно. Дома и постройки растащили жители ближайших поселений, а в середине 1980-х годов пожар почти полностью уничтожил столицу «Храма народов».

Михаил Егорович Исанин

Вечером прибыл посыльный от комполка с приказом: «Исанину или Воскобоеву немедленно выехать на передовую с 3-суточным запасом продуктов». Воскобоев в это время уехал в прежнее расположение полка, ибо смертельно боялся бомбёжек и старался держаться от них подальше. На передовую должны были также пройти штабная машина и ремлетучка. Они появились около 12 часов ночи.
Дул страшный ветер. Машины всё время вязли в снегу и буксовали.

Как добраться до деревни Клемятино? На улице намело такие сугробы,что вместе с ними застряла вереница машин другой части. Взялись за лопаты, но сил явно не хватало. Зажгли фары, давали гудки. Противник засёк скопление машин и снова открыл сильнейший миномётный огонь. Бросив всё, люди разбежались, укрылись в земляных ямах, домах, погребах. Начальник колонны приказал всем возвращаться назад.

Рано утром поехали опять. Во главе колонны был начштаба на броневике. С трудом проехав Клемятино и спустившись в долину, увидели, что все мосты через небольшую речушку разрушены танками, а лёд слабоват. Немцы открыли миномётный огонь. Первая мина не долетела. Ждать помощи было неоткуда. Шофёр сел за руль и, раскачав машину, проскочил на другой берег. Ремлетучка последовала за ней. Какая-то машина, идущая сзади, увязла в сугробах. Не оглядываясь назад, так как мины пошли одна за другой, помчались по другой стороне долины. Дорога была завалена снегом и разбита. Броневик застрял в снегу, забуксовал. Образовалась глубокая колея, посередине снег упирался в радиатор машины. Попадались ямы, из которых было не выбраться. Думали, думали, и кто-то догадался подбросить в колеи трупы немецких солдат, валявшиеся недалеко и замерзшие, как брёвна. Решились и пошли засовывать трупы в колеи. Водители включили моторы и прямо по трупам выехали на дорогу, где почти весь снег смело ветром. Броневик ушёл.

До передовой не больше 1–2 километров

Выехав из долины через линию немецких окопов и блиндажей, оказались в деревне Цицино. Везде сгоревшие и разрушенные дома, целых почти не было. В домах много раненых. Проезжая по улице, увидели: слева бьют наши батареи, вдалеке - пехота. До передовой не больше 1–2 километров.
Покатили дальше по дороге на деревню Спас. Не доезжая Спаса, услышали, как сзади и слева часто-часто бьют миномёты и пушки. Идущие навстречу машины и подводы других частей остановились. Все спрашивали: «Что там сзади?» Никто ничего не мог объяснить, все видели обыкновенную, ставшую привычной
картину обороны.

Оказалось, в это время немцы повели наступление на деревню
Цицино. Рассчитывали отрезать наш корпус и окружить его. Одновременно они двинулись на деревню Шипарево с правого фланга, чтобы сомкнуть кольцо и, овладев трактом, выйти на Клемятино. Тракт шёл на город Белый и представлял собой удобный путь вдоль фронта немецкой обороны.

Михаил Егорович вспоминал:
«Проехав Спас, я нашёл свой полк в лесу. Доложил командиру полка, который тоже заинтересовался тем, что происходит сзади. Наши танки находились в обороне.
Я раздавал табак, спички, махорку, бумагу. Машину не разгружал. День прошёл быстро. Завывала вьюга, и я в кабине промёрз до костей. Прибежал солдат, сказал, что меня вызывает командир полка. Я пришёл в землянку, а там яблоку негде упасть.
Майор, рассматривая карту, объяснял начальнику, приехавшему на штабной машине, что штабную и хозяйственную машины, а с ними ремлетучку нужно отправить в расположение тыла. Следовало оставить только одну машину для кухни.

Завотделом хозчасти старшего лейтенанта Суранова, прибывшего со мной для выдачи командирам суконного обмундирования, надо отправить обратно. Продукты поручили выдать всем на руки.
Двигаться надо немедленно, но ехать не через деревню Цицино, которая занята немцами, а на деревню Шипарево, которая как будто ещё не оккупирована. Мне было приказано оставаться здесь.

Побежал к машине. Быстро разгрузили продукты в недостроенную землянку. Котлован был покрыт только жердями и еловыми ветками. Мы с сапожником остались в этой
яме. Холод был лютый. Укутались плащ-палатками, но всё равно мёрзли ноги, хотя одеты были, как не знаю кто: бельё нижнее, бельё тёплое, свитер, суконное обмундиро-
вание, ватные штаны, меховые рукавицы, шапка и полушубок, суконные портянки и валенки. Мёрзли только ноги. Но самочувствие было почему-то бодрое, в окружение
не верилось. Не верилось также, что будем отступать.

Минная дорога

Утром чуть свет я стал раздавать продукты, ночью за ними никто не пришёл. Завтрак был приготовлен горячий, но так как опять снимались с места, никто путём не поел, Завтрак вылили на землю и в кухне стали растапливать снег - ехать за водой было некогда. Один за другим танки уходили по дороге, по которой я приехал.
Я уложил остаток продуктов на машину и стал ждать, пока освободится кухня.
Комполка приказал посадить на машину связистов и человек 15 сапёров, а кухню оставить на месте. Ротный лёгких танков должен был пристроиться к последнему танку, а я - ехать вслед за броневиком начштаба. Я двинулся, но за броневиком, конечно же, не успеешь, он скрылся. При выезде из леса увидел, что на опушке стоит броневик и начштаба машет мне рукой. Подбежал к нему.

Показывая на длинную колонну автомашин и подвод, майор сказал, чтобы я, выбравшись на дорогу, постарался втереться в колонну: „Ты поезжай прямо полем к голове колонны, к оврагу и деревне Спас, которые ты проехал. Туда пошли танки. Двигайся за ними”.
Забравшись в машину, мы покатили полем наперерез колонне - благо, снег сдуло ветром до самой земли. Перед спуском в овраг я увидел, что на дороге рвутся мины.
Шофёр, наверно, их ещё не заметил, а „публика” в кузове заорала благим матом и стала стучать по кабине. Крикнул шофёру, он резко нажал на газ.
Что делать? Я увидел, что между спуском в овраг, где рвутся мины, и головой колонны образовалось свободное пространство. Впереди идущая машина, видимо, решила его проскочить. Пошла вперёд. Вот бугор и спуск.

Вдруг - разрыв мины, и машина перевернулась вверх колёсами.
Пошла вторая - проскочила. Разрыв хлопнул, когда машина уже юркнула в овраг.
Пошла третья, трах - машина упала на бок. Люди частью лежат, частью побежали. Поколебавшись, я спросил у шофёра: „Проскочим?”

Парень ответил: „Подъедем ближе”. Я сказал: „Подъезжай, будь наготове.
Как крикну: „Пошёл!”, включай мотор, и проскочим. Только при спуске в овраг не перевернись”. Подтянулись к месту разрывов метров на 50. Я сообразил, что бьёт всего один миномёт, и между выстрелами можно проскочить. Трах - разрыв.
Крикнул: „Пошёл!” Шофёр включил газ, и мы, как бешеные, промчались мимо разбитых машин и убитых бойцов. Нырнули в овраг. Услышал, как сзади хлопнул разрыв мины. Скатились на тормозах вниз и ахнули. Весь овраг был забит техникой, а впереди буксовали машины, пытаясь выбраться наверх.
Пристроились в ряд. Я выскочил из кабины и крикнул пассажирам: „Целы ли, братцы?” Но увидел только сапожника. Остальные выпрыгнули из кузова, когда мы подъезжали к месту обстрела.

Помощь артиллеристам

Мы остановились. Некоторые машины, следуя моему приказу, сделали то же самое, а люди стали обходить обстреливаемый участок справа и слева. Вперёд не поедешь - буксуют машины, и танки поехали по полю.

Я прошёл вперёд и увидел, что забуксовали машины с пушками. И странное дело: по дороге шли сотни солдат-пехотинцев, но ни одному из них и в голову не пришло помочь артиллеристам, которые выбивались из сил, подталкивая пушки.

Я сказал лейтенанту, командиру батальона: „Давай останавливать пехоту”. Мы сняли автоматы и, останавливая идущих солдат, заставили их подталкивать пушки. Одни просто обходили нас стороной, а другие - ругались, но помогали. По одной вытащили машины с пушками. Затем пошли машины без прицепов, и примерно часа через два по-катила и моя машина, которую тоже подталкивали. Всё время боялись, что миномётный огонь перейдёт вправо по оврагу, и тогда - конец всем, или налетит вражеская авиация, и от нас ничего не останется.

Всё занято немцами

Выехали к деревне Спас. Дальше машины шли или прямо на деревню Цицино, или налево. Мы повернули налево. Подъехали к леску, увидели начштаба и только один танк. Оказалось, что я спасал машину, а начштаба просто бросил свой броневик и пересел в танк. А танк почему-то заглох. Начштаба мне сказал: „Пусть машины идут по дороге, а ты присоединяйся к нам. Пойдём лесом, так как вот-вот появится немецкая авиация. И верно, смотрим - идут 7 самолётов, и ну поливать пулемётным огнём людей и технику.

Мы бросились вглубь леска. Увидели, что самолёты идут к оврагу, где целая пропасть машин и подумали: „Ну и дадут они там жару!” Но, к нашему удивлению, нас почему-то не бомбили. Пошагали по лесу гуськом и натолкнулись на наш танк.

Майор на него залез, открыл люк, а оттуда показался новый командир бригады, подполковник, сменивший Чернова. Спокойно спросил: „Что на дороге?” Даже обидно стало. Майор юркнул в танк, оба скрылись в машине, и танк пошёл дальше.

Поглядел я, плюнул, и мы с ребятами вернулись на дорогу. А там шли машины, люди, подводы.
Танкисты стали собираться вместе. Где комполка, никто не знал. Выяснилось, что, приказав всем танкам следовать за ним, сам он дал газу и оторвался от своих подчинён-ных. Ушёл вперёд так далеко, что проскочил мимо деревни Шипарево.

Пошли вперёд, увидели множество машин, а в голове колонны нашли броневик начштаба. Шофёр бодро доложил, что машина в порядке. Танк с начальником штаба и комбригом стоял недалеко. Я достал водку, налил ребятам граммов по 100, дал консервы, хлеб. Закусили. Пришёл один из командиров: „Исанин, налей фляжку водки. Я пришлю солдата”. Солдат пришёл. Я налил флягу, дал консервы, сала, хлеба. Через полчаса опять прибежали за водкой. Я скрипнул зубами, но налил. А потом прибежали ещё раз. Изругался я страшно. Но налил ещё флягу и сказал ребятам, а собралось человек 40: „Пейте ещё”, и начал раздавать по полкружки. Ребята, конечно, обрадовались. Я сам с ними тоже выпил и закусил. И когда солдат опять прибежал с флягой, я трахнул пустой банкой о дорогу и сказал: „Передай, что водки нет, и больше не ходи”.Он убежал. Недалеко оказался КП командира корпуса генерал-лейтенанта Соломятина. От него пришёл какой-то командир, передал приказ, и машины тронулись.

Километра через два остановились в перелеске. Кругом зарево пожаров. Постоянно шли разговоры, что нас отрезали, что немцы заняли Цицино, Шипарево, Плоское, и по дорогам дальше ехать нельзя - разве что пробираться через лес. Я и верил, и не верил этим разговорам. Подошёл какой-то майор с группой солдат.

Его обступили и стали расспрашивать. Он сказал, что ходил в разведку в Цицино, Шипарево и Плоское - всё занято немцами. Танков у них нет, но, так или иначе, МЫ В ОКРУЖЕНИИ.

Помощи ждать неоткуда?

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё сильнее.

Франсуа де Ларошфуко

Не стоит рассчитывать, что наличие свидетелей гарантированно убережёт вас от нападения. Известно немало случаев, когда люди пассивно наблюдали за попавшим в беду человеком, не приходя ему на помощь. В социальной психологии этот феномен называют «апатия наблюдателя».

Наиболее известным примером, часто упоминаемым в работах на данную тему, является трагическая гибель Кэтрин Дженовезе в 1964 году . На стоянке рядом с многоквартирным домом на неё напал маньяк, нанеся несколько ударов ножом в спину. Дженовезе закричала: «Он ударил меня ножом! Помогите!» Преступник, напуганный криками жертвы и зажегшимся в окнах светом, скрылся с места нападения на своей машине. Раненая Дженовезе сумела подняться и направилась домой. Маньяк вернулся через 10 минут и, обыскав окрестности дома и стоянку, нашёл Кэтрин лежащей в полуобморочном состоянии в коридоре дома. Здесь он снова напал на неё, нанеся ещё несколько ударов ножом. Затем он изнасиловал её и ограбил. С момента нападения на автостоянке до того, как преступник скрылся после второго нападения, прошло 35 минут. Не менее двенадцати свидетелей видели те или иные эпизоды нападения, а ещё более двух десятков слышали крики Дженовезе. Тем не менее никто не пришёл Кэтрин на помощь. Дженовезе умерла спустя час в машине «Скорой помощи» по дороге в больницу.

Такой случай при всей его дикости далеко не уникален. Например, спустя десять лет рядом с тем же домом рождественским утром 1974 года фотомодель Сандра Цалер была забита до смерти . Несмотря на её крики о помощи, никто не только не вмешался, но даже не вызвал полицию.

Можно привести и случай из недавней истории. Например, в апреле 2010 года Хьюго Альфредо Тэйл-Якс пришёл на помощь женщине, на которую напал вооружённый ножом злоумышленник. Хьюго спас женщину, но сам получил ранение и упал на тротуар.

Камера наблюдения, установленная неподалёку, в течение часа зафиксировала 25 человек, равнодушно прошедших мимо истекающего кровью человека . Один из них даже остановился, чтобы сделать фотографию на мобильный телефон. Другой прохожий нагнулся к Хьюго и потряс за плечо. Однако, увидев натекшую из-под тела лужу крови, тут же скрылся. Спустя полтора часа к этому месту подъехали пожарные, прибывшие по другому вызову. Они обнаружили тело Хьюго, который к тому моменту был уже мёртв.

После убийства Дженовезе, получившего большой общественный резонанс, психологи приступили к исследованию феномена «апатии наблюдателя». Одними из первых данный эффект в лабораторных условиях сумели воспроизвести Д. Дарли и Б. Латане. Серия экспериментов привела к парадоксальным на первый взгляд выводам. Человек с гораздо большей вероятностью приходит на помощь, если он является единственным свидетелем несчастья. Если же наблюдателей несколько и они не знакомы друг с другом, эта вероятность существенно снижается. Впоследствии данное явление в социальной психологии получило название «рассеивание ответственности» . Мысли каждого из свидетелей при этом можно выразить так: «Нас здесь так много, кто-то обязательно поможет или позвонит куда надо. Мне не обязательно вмешиваться».

Дальнейшие исследования в этой области социальной психологии позволили сформулировать основные причины, вызывающие бездействие людей. Прежде чем человек решится помочь, он должен сам себе ответить на следующие вопросы.

1. Вижу ли я, что что-то происходит?

2. Является ли происходящее чрезвычайной ситуацией?

3. Лежит ли на мне ответственность?

4. Что я могу сделать?

5. Следует ли мне вмешаться?

Что нужно делать, чтобы повысить вероятность оказания вам помощи окружающими? Нужно помочь им ответить утвердительно на указанные выше вопросы.

Во-первых, окружающие должны знать, что что-то происходит. Многие люди погружены в свои мысли и достаточно невнимательны к тому, что их окружает, особенно если они идут знакомым маршрутом или куда-то спешат. Следовательно, если вы подвергаетесь нападению и вам требуется помощь, необходимо привлечь внимание окружающих - кричите изо всех сил.

Во-вторых, окружающие должны понять, что то, что они видят, - чрезвычайная ситуация, требующая их вмешательства. Зачастую со стороны очень трудно понять, что именно происходит. Громким голосом или криком сообщите окружающим, что на вас напали и вам требуется помощь.

В-третьих, выберите из окружающих одного и обращайтесь конкретно к нему. Можете указать на него рукой, сказать, в какой он одежде. Настаивайте, что только он может вам помочь. Например: «Друг, вот ты, в синей куртке, никто кроме тебя мне не поможет». Такое обращение призвано перебороть эффект «рассеивания ответственности», описанный выше. Необходимо дать понять выбранному человеку, что за помощью обращаются лично к нему, и именно он несёт персональную ответственность за то, как будут дальше развиваться события. Упомянутый эффект «рассеивания ответственности» возникает только в том случае, когда наблюдатель не знает пострадавшего лично и подсознательно уверен в своей анонимности . Хотя бы поэтому следует знать своих соседей по подъезду или дому (а лучше микрорайону), чтобы в критической ситуации иметь возможность обратиться за помощью по имени или, на худой конец, по месту жительства, например: «Сосед помоги! Мы ж с тобой в одном подъезде живём».

В-четвёртых, люди зачастую теряются и не могут сообразить, что они могут сделать в конкретной ситуации. Другим поводом для отказа в помощи являются сомнения в собственных силах или навыках. Тому человеку, от кого вы ожидаете помощи, нужно сказать, что он конкретно должен сделать, даже если это нечто очень простое, вроде звонка в полицию или «Скорую помощь».

В-пятых, человек должен оценить, насколько опасно ему вмешиваться или чего это ему будет стоить. Например, не станет ли он сам объектом нападения или судебного разбирательства. Известны случаи, когда человек, не зная, что перед ним семейная ссора, и видя, как мужчина бьёт женщину, заступался за неё, после чего оба супруга подавали на него в суд, а иногда и вместе набрасывались с кулаками. Необходимо донести до человека, от которого вы ждёте помощь, что ему ничего не угрожает, если он вам её окажет.

Некоторые психологи даже советуют кричать «Пожар!» вместо «Помогите!», поскольку призыв о помощи может отпугнуть прохожих, а вот вопли о пожаре скорее привлекут зевак. Безусловно, таким образом непосредственную помощь вы вряд ли получите, однако сможете обеспечить наличие свидетелей, присутствия которых так опасаются многие преступники.

Как показал ряд исследований, человек, считающий себя хорошим, склонен поступать соответственно . Укрепите эту веру в себя у того, к кому обращаетесь. Например: «Ты же хороший, добрый человек, помоги!»

В качестве крайней меры, если человек всё ещё колеблется, можно усилить эффект, напирая на то, что неоказание помощи влечёт уголовную ответственность. Например: «Меня сейчас из-за тебя убьют, ты ж потом по 109-й сядешь за бездействие!» (109-я статья Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности, в том числе в результате бездействия, т. е. неоказания помощи). Альтернативным методом является апелляция к чувству тщеславия: «Ты ж героем будешь, тебя в «Новостях» покажут!»

Безусловно, вероятность того, что человек придёт вам на помощь, во многом определяется его личными качествами. Однако соблюдение указанных выше принципов при обращении за помощью значительно повышает вероятность её получения. При этом речь может идти как о помощи в отражении или предотвращении нападения, так и помощи после нападения или несчастного случая (падения, автокатастрофы и т. п.), а также в случае внезапных проблем со здоровьем (сердечный приступ и т. п.).

Из книги Любовь и измена автора Курпатов Андрей Владимирович

ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ ЖДАТЬ? В течение 10 лет я встречаюсь с мужчиной, который мне очень дорог. Наши отношения то заканчиваются, то возобновляются. Моему мужчине 36 лет, девять лет назад его жена ушла к другому, он сильно переживал. Сейчас он не готов к браку, я не знаю, сколько это

Из книги О технике актера автора Чехов Михаил Александрович

Активно ждать Но вы не должны думать, что образы будут являться перед вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтоб, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать. Леонардо да Винчи

Из книги Турбо-Суслик. Как прекратить трахать себе мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

Скорости работы - когда ждать результатов Специфика данной системы такова, что результаты, во-первых, отложены во времени, а во-вторых, при постоянной, ежедневной проработке в течение первого времени общее состояние практикующего может просто не позволить оценить

Из книги Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн автора Хьюмс Джеймс

Заставьте слушателей ждать ваших слов В возрасте 26 лет Хуарес попал в законодательное собрание Мексики. Когда этот невзрачный низенький индеец поднялся, чтобы произнести свою первую речь, большинство слушателей смотрели на него с презрением. Однако у него уже был

Из книги Мне очень нравится курить… но я бросаю! автора Иопп Андреас

Чего вам ждать от этой книги Если ты знаешь и себя, и своего врага, можешь не опасаться за исход тысячи сражений. СУН-ЦЗЫ. ИСКУССТВО

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Хватит ждать Хватит ждать, пора действовать, чтобы:СовершенствоватьсяВдохновлятьсяПозволить себе…Вновь обрести уверенностьИзменитьсяПерестать страдатьПоявились нужные людиДети смогли уехать из домуГороскоп стал благоприятнееВласть перемениласьБольше ничего не

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Чего ждать от ожиданий До сих пор в этом действии мы говорили о том, как управлять реакцией на угрозу, потому что она, как правило, возникает чаще, чем реакция на поощрение, сильнее нее. Да и кому интересно знать, как справляться с эмоциями, возникающими после хорошего обеда

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Не будем ждать плохого будущего Он очень прост и исходит из несложной мысли: давайте не будем ждать, пока Жизнь применит к нам все свои «воспитательные» средства. Давайте опередим ее - сами допустим в свою жизнь то, что она нам может предъявить в качестве мер

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Из книги Привычки неудачников [Вы не станете успешным, если…] автора Адамс Стивен

5.8. Привычка ждать чуда Лузеры думают, что принести богатство им лично может только чудо. Поэтому так часто они тянутся к азартным играм, покупают лотерейные билеты, участвуют в сомнительных акциях и стремятся получить деньги в проектах, обещающих несказанные доходы с

Из книги Красивый вопрос автора Бергер Уоррен

Почему мы должны так долго ждать фотографию? Эдвин Лэнд был блестящим изобретателем, которого сегодня иногда называют Стивом Джобсом своего времени. Он был способен видеть новые возможности – порой они являлись ему в форме четких, детальных видений, – которых другие не

Из книги Аутята. Родителям об аутизме автора Коган Виктор

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

78. Я не куплю у Вас шкаф, т. к. его долго ждать под заказ Намерение: Вы же хотите, чтобы Ваша мебель была сделана качественно и без спешки… тогда…Переопределение: сроки выше средних, и вот почему…Разделение: давайте сначала выберем модель, цвет, комплектацию, потом Вы

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

390. Я не буду Вас больше ждать, т. к. Вы опоздали уже на 20 минут Намерение: Вы не хотите тратить время зря? И не потратите. Я скоро.Переопределение: да, я задерживаюсь, но скоро буду.Разделение: Вы же можете подождать ещё всего 8 минут.Объединение: согласен, 20 минут – это