Чтение слогов для дошкольников тренажер онлайн. Сестры обучают братьев! Небольшое, но очень важное отступление

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Подборка уникальных виртуальных тренажеров-читалок для маленьких деток от Quicksave сделает первое знакомство с алфавитом легким и непринужденным. Эффективные обучающие игры для развития начальных навыков чтения, доступны в полном объеме на сайте портала и регулярно пополняются свежими новинками. Для дошкольников такая увлекательная забава закладывает солидный образовательный фундамент, который значительно облегчит дальнейшее обучение.

Буквенная мозаика онлайн для самых маленьких

Современные браузерные игры, которые помогут маленьким геймерам научиться читать, имеют развивающую специфику. Несложные интеллектуальные развлечения насыщены огромным количеством ярких картинок и нескучных упражнений. Для улучшения результатов, в играх реализована функция работы над ошибками, отслеживающая ошибки, исключая вероятность неправильного запоминания слов. Вам обязательно нужно попробовать:

  • Разгадывание простеньких слов по слогам на начальном уровне познаний в азбуке с дальнейшим повышением сложности;
  • Правильное сопоставление слов с картинками для решения очередной задачки;
  • Успешно справиться со всеми заданиями, закрепив в памяти правила составления слов, слогов и целых предложений.

Юных игроманов ждет незабываемое путешествие в мир загадочных букв, с которыми им предстоит столкнуться в игровом процессе. Не вызывает сомнений, что такой интерактивный обучающий материал – это по-настоящему действенный метод, который поможет в сжатые сроки научить ребенка азам правописания. Виртуальный букварь станет незаменимым помощником для ребятишек, которые делают первые шаги в запоминании алфавита.

Изучаем звуки и буквы с удовольствием

Выбор слов, вставка пропущенных букв, тренировка произношения и правила постановки ударения – с таким универсальным инструментарием, ваше чадо очень быстро достигнет положительного эффекта. Развитие памяти, концентрации внимания, поддержание пытливого ума в тонусе – это весомый аргумент, чтобы попробовать вместе с друзьями подняться на уровень выше и стать гораздо смышленее.

Многие родители задаются вопросом, когда и как нужно учить ребенка читать. Кто-то стремится сделать это, как можно раньше, дав малышу неоспоримое преимущество перед менее развитыми сверстниками, дав повод собою гордиться и облегчив усвоение школьной программы, а кто-то терпеливо ждет до поступления ребенка в школу, надеясь, что там его всему научат. Но вне зависимости от того, учится ребенок читать в 5 или в 8 лет, дома или в школе это очень важный шаг в его развитии. Умение читать и понимать прочитанное остается основой успешного обучения даже в наш век развитых компьютерных технологий. Поэтому долг каждого ответственного и любящего родителя помочь своему ребенку научиться читать, не допустив того, чтобы он столкнулся с трудностями, которые на всю жизнь сделают чтение ненавистной обязанностью и превратят дальнейшее обучение в пытку.

Если ваш ребенок уже знаком со всеми буквами алфавита, то эта обучающая настольная игра-тренажер поможет ему быстро научиться читать и превратит обучение в развлечение. Разработанная педагогом Олесей Емельяновой методика иллюстрированных слогов существенно облегчает детям задачу слитного прочтения букв в слоге, а картинки не только привлекут внимание ребенка, но и на первом этапе выполнят роль подсказок.

На игровом поле изображены дорожки, ведущие к саду колдуньи, где растет волшебный цветок, который стережет дракон. А по краю поля располагаются клетки с заданиями.

Задания могут быть очень разными: назвать буквы слога, изображенного на карточке; прочитать слог, пользуясь картинкой-подсказкой; прочитать слог без картинки (для подобных заданий в игре есть специальные трафареты с прорезными окошками); назвать первый слог изображенного на картинке слова; прочитать составленное взрослым слово; составить слово из двух или более карточек-слогов; отгадать слово по картинкам слогов его составляющих и так далее. В игре есть возможность собрать все изображенные на карточках слова, а также множество других слов русского языка.

У каждого из игроков-малышей есть две одинаковых фишки – одна ходит вокруг поля по клеткам заданий, а вторая по дорожкам в центре поля. Играть можно за лисичку, зайчонка, медвежонка, песика или белочку. Чем успешнее малыш справляется, тем быстрее его фишка продвигается по клеткам поля к финишу. А за дракона, который строит высокий забор и подбирает малышам карточки для выполнения заданий, предстоит играть взрослому. Игра позволяет ему полностью контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности восприятия материала каждым малышом. Методика занятий подробно описана в правилах игры.

Обучающая настольная игра-тренажер «Чтение по слогам» рассчитана на количество игроков от 2 до 6 и предназначена для детей в возрасте от 5 до 8 лет. Участие взрослого обязательно. Продолжительность одной игровой партии 20-30 минут.

Пусть ваш малыш учится с удовольствием! Давайте поможем ему в этом!

© Производитель: ООО «Русский Стиль». 2009-2013 г.



Фирма «Русский стиль» один из ведущих производителей развлекательных, развивающих и обучающих игр и игрушек для детей на российском рынке. Она делает все возможное, чтобы интересные и полезные игры были доступны по цене как можно большему количеству покупателей и оправдывали их наилучшие ожидания. Выбирая игру для своих детей или в подарок, помните, что высокая цена гарантирует не интерес, а качество и готовность к игре ее комплектующих, и зачастую обусловлена только тем, что все уже вырезано, а картон у игрового поля потолще. Если вам не лень потратить перед первой игрой 5-10 минут и самостоятельно вырезать карточки и фишки, то, отдавая предпочтение продукции фирмы «Русский Стиль», вы сможете приобрести для своих детей гораздо больше хороших настольных игр, превосходящих художественным оформлением, понятностью правил, сбалансированностью и интересом игрового процесса многие гораздо более дорогие отечественные и зарубежные игровые продукты.

Полное описание

Игра развивает преимущественно навык чтения слогов-слияний . Желательно, чтобы чтению слогов предшествовало обучение по двум слоговым таблицам:
1. Обратные двухбуквенные слоги, например, АЗ, ОВ, ИХ, и т.д.

2. Слоги-слияния типа БА, НО, ТУ, и т.д.

Взрослым необходимо понимать, что таблицы в строчку бывает читать гораздо сложнее, чем по столбцам, то есть БА-БО-БУ-БЫ и т.д. читать труднее, чем БА-ВА-ГА-ДА и т.д. Если и это ребенку трудно усвоить, то юному ученику нужно давать задания такого типа: «найди в этом столбце слог МА, далее слог РА, …» После того, как ребенок начнет правильно находить слоги, нужно повторять чтение по столбцам в произвольном порядке, затем постепенно можно переходить к словам из нашей образовательной игры.

Взрослый читает слово из левого столбца, а ребенок должен постараться прочитать рифмующееся слово из правого столбца.

Можно превратить тренинг в игру: для этого взрослый выкладывает на стол 14 фишек (или каштанов, или что-то другое). Если ребенок правильно и достаточно быстро прочитал слово, то он берет одну фишку себе. Если ребенок ошибся или просит помощи, то взрослый подсказывает ему и забирает одну фишку себе. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Поощрять ребенка за выигрыш материально не обязательно, достаточно того, что взрослый будет выражать свою радость по поводу правильных самостоятельных ответов ребенка.

Игра ориентирована на детей, которые учатся читать. Тренажер предлагается в двух формах:

А) Форма А рассчитана на детей, которые читать практически не умеют, хотя и знают буквы.

Б) Форма Б рассчитана на детей, которые самостоятельно могут прочитать четырехбуквенные слова (пусть даже медленно и с ошибками). В этой форме слова правого столбца переставлены так, что ребенок должен искать рифмующееся слово.

Для каждой из форм предлагается 15 упражнений (заданий), при этом на одно занятие больше двух заданий (упражнений) давать не рекомендуется.

Форма Б включает 2 столбца по 7 слов, каждому слову из левого столбца ребенок должен подобрать рифмующееся слово из правого столбца. Материал должен использоваться как для тренинга чтения и быстрого поиска рифмующегося слова, так и для игры. Взрослому необходимо распечатать упражнение, так чтобы был подходящий шрифт и крупные буквы.

Возможен такой вариант применения формы Б:

Ребенку дают цветные карандаши и разрешают вначале самостоятельно прочитать и соединить цветными линиями рифмующиеся слова и только после этого прочитать слова взрослому.

В этой статье даны таблицы формы А, таблицы формы Б будут даны в следующих статьях.

Упражнение №1 (А)

НО-ГА

РО-ГА

ЛА-КИ

МА-КИ

О-СИ

ЛО-СИ

ШИ-ЛО

МЫ-ЛО

МУ-КА

РУ-КА

ЛИ-ПЫ

ТИ-ПЫ

ТЕ-НИ

СЕ-НИ

Упражнение №2 (А)

РА-КИ

БА-КИ

ГО-ЛЫ

КО-ЛЫ

НО-ТА

РО-ТА

ТЕ-ЛО

ДЕ-ЛО

ЩИ-ТЫ

КИ-ТЫ

ЗУ-БЫ

ГУ-БЫ

РЯ-ДЫ

СА-ДЫ

Упражнение №3 (А)

КО-НИ

ПО-НИ

ВЕ-КИ

РЕ-КИ

ЦЕ-ПИ

КЕ-ПИ

ЖА-ЛО

СА-ЛО

ЧИ-ЖИ

НО-ЖИ

И-МЯ

ВЫ-МЯ

У-ШИ

ДУ-ШИ

Упражнение №4 (А)

РЕ-ЧИ

ПЕ-ЧИ

РО-СА

КО-СА

ША-РЫ

ДА-РЫ

ЛЮ-КИ

ЛУ-КИ

ВЕ-НЫ

ГЕ-НЫ

ДЯ-ДЯ

ВА-ДЯ

ТЁ-ТЯ

МО-ТЯ

Упражнение №5 (А)

ФА-РА

ТА-РА

РО-ЗА

ПО-ЗА

ЦЕ-ЛИ

ЩЕ-ЛИ

ТУ-ЧА

КУ-ЧА

ЧА-СЫ

ВЕ-СЫ

ТЕ-МЯ

СЕ-МЯ

НО-ГИ

ЙО-ГИ

Упражнение №6 (А)

МЕ-ХА

ЦЕ-ХА

ДУ-МЫ

ПУ-МЫ

ГО-РА

НО-РА

СО-КИ

ТО-КИ

РИ-ФЫ

МИ-ФЫ

ЩЕ-ПА

РЕ-ПА

ВА-ЗЫ

ГА-ЗЫ

Упражнение №7 (А)

СА-НИ

ЛА-НИ

ПА-РИ

ЦА-РИ

ЯЙ-ЦО

ЛИ-ЦО

ПЕ-НА

МЕ-НА

ШИ-НЫ

МИ-НЫ

МЕ-ЛИ

СЕ-ЛИ

ДУ-ГА

НУ-ГА

Упражнение №8 (А)

ПИ-РЫ

МИ-РЫ

МЕ-РА

СЕ-РА

ША-ЛИ

ДА-ЛИ

ГО-ДЫ

ВО-ДЫ

СЕ-ТИ

ДЕ-ТИ

КУ-РЫ

ТУ-РЫ

ЗА-РЯ

МО-РЯ

Упражнение №9 (А)

СУ-ША

ТУ-ША

БЕ-ДЫ

ДЕ-ДЫ

ПИ-ЛЫ

СИ-ЛЫ

ШЕ-Я

ФЕ-Я

МО-РЕ

ГО-РЕ

ВИ-ЗА

РИ-ЗА

МЯ-ЧИ

МЕ-ЧИ

Упражнение №10 (А)

ПИ-ЛЮ

БЕ-ЛЮ

ДА-РЮ

ГО-РЮ

И-ЩУ

ПИ-ЩУ

ГО-НЮ

МА-НЮ

ПИ-ШУ

ПА-ШУ

ЛЬ·Ю

БЬ·Ю

ПЬ·ЁТ

ШЬ·ЁТ

Упражнение №11 (А)

ДА-ША

МА-ША

СИ-МА

ДИ-МА

ТО-ЛЯ

КО-ЛЯ

НЮ-РА

ШУ-РА

ТА-СЯ

ВА-СЯ

МИ-ТЯ

ВИ-ТЯ

СО-НЯ

ТО-НЯ

Упражнение №12 (А)

ЛЮ-СЯ

ДУ-СЯ

ПА-ША

СА-ША

ЛИ-НА

РИ-НА

ГА-ЛЯ

ВА-ЛЯ

СЁ-МА

ТЁ-МА

ЛЕ-РА

ВЕ-РА

ЛЁ-ВА

ВО-ВА

Упражнение №13 (А)

ЛЁ-ША

ГО-ША

ЛЕ-НА

ГЕ-НА

ВЕ-НЯ

ЖЕ-НЯ

НИ-НА

ЗИ-НА

СА-НЯ

ТА-НЯ

РО-МА

ТО-МА

И-РА

КИ-РА

Упражнение №14 (А)

О·СЬ

ЛО·СЬ

ЛА·НЬ

ДА·НЬ

НО·ЛЬ

СО·ЛЬ

СЫ·ПЬ

ВЫ·ПЬ

ЩЕ·ЛЬ

ЦЕ·ЛЬ

ХО·РЬ

КО·РЬ

ВЯ·ЗЬ

БЯ·ЗЬ

Упражнение №15 (А)

РЫ·СЬ

ВЫ·СЬ

ЛИ·НЬ

СИ·НЬ

РУ·ЛЬ

ТЮ·ЛЬ

МЕ·ДЬ

ВЕ·ДЬ

ЗЯ·ТЬ

МА·ТЬ

ЛА·РЬ

ЦА·РЬ

ДЕ·НЬ

ТЕ·НЬ