Читаем вместе с ребёнком. Книжная полка: читаем вместе с ребенком

Есть у меня иллюстрация, которая теперь уже с историей. Она называется «В ожидании письма. Март». Именно она была моей отправной точкой в мире книгоиздания. Благодаря ей, я и познакомилась с издателем Вадимом Мещеряковым. История была очень непростая и долгая. Где-то с полгода между нами продолжалась переписка. Вот тогда, в этих письмах, Вадим, обладая каким-то внутренним чутьем издателя, разглядел во мне не только иллюстратора, но и будущего автора книг. За это ему большое спасибо! Сама на такой серьезный шаг я бы не решилась.

Вы писатель и иллюстратор. Что приходит раньше - визуальная картинка или текст?

Всегда по-разному. Бывает, что я не могу удержаться, и рисунок рождается задолго до текста. Он просто живет в моей голове и рвется наружу. Образ, который хочет родиться, должен попасть на бумагу, а то он просто не дает мне покоя. А бывает, что иллюстрация рождается уже после текста. Мне самой больше нравится первый вариант, в котором меньше ограничений, потому что текст жёстче диктует правила. Тут главное понять, что важнее. Бывает, что иллюстрация по своей задаче главенствует, а бывает, что рисунок лишь незаметно подчеркивает важную мысль текста. В любом случае я рада, что могу сама решать, как поступать с иллюстрациями. Рисуя для других авторов, я не имею такой свободы.

На каких книгах выросли вы?

Думаю, что моя любовь к книгам началась с Сутеева и его маленьких историй. Когда уже начала читать самостоятельно, то к любимчикам добавились Носов, Драгунский, Астрид Линдгрен, Джеймс Кервуд. Но был писатель, который покорил меня в восемь лет. Это был Рэй Брэдбери. Его голубая пирамидка (рассказ «И всё-таки наш») меня так потрясла, что с этого момента я стала его фанатом. До сих пор это самый любимый мой писатель.

Как приучать ребенка к чтению?

С какого возраста покупать ребенку книги и какие? Что в книгах самое сложное для детей, на ваш взгляд?

Мне кажется, что книги можно покупать с самого рождения. Сейчас на книжном рынке такое разнообразие, есть что выбирать. Главное - всегда помнить: книжка должна быть безопасной. И по возрасту. Часто на книжках пишут, для какого возраста она предназначена. Для совсем маленького ребенка самое сложное - размер книги и острые края страниц. Учитывайте это, когда покупаете книгу. Книжки-малышки - отличный вариант. У детей постарше проблема с книгами может возникнуть, если история, которую вы предлагаете, им не интересна. Старайтесь учитывать развитие ребенка на данный момент. Не пытайтесь бежать быстрее паровоза. Куда важнее, чтобы книги для ребенка были чем-то очень своим и простым. Чрезмерная толщина книги и отсутствие картинок тоже может усложнить вовлечение в чтение.

Когда ждала рождения дочки, такая мысль мне не пришла в голову, думаю, что это отличная идея. Это очень сближает и маму, и ребенка. Когда ребенок слышит мамин голос, это его успокаивает. Совершенно не вижу ничего плохого в том, чтобы читать ребенку книги еще до того, как он родился. Возможно, я выбирала бы истории очень добрые и коротенькие.

Как правильно выбирать книги для своих детей или в подарок?

Для совсем маленького ребенка старайтесь выбирать те, которые его не поранят и не напугают. Есть книги, которые совсем без текста, где только картинки. Поделюсь маленькой хитростью. Перед тем как пойти в магазин с ребенком, постарайтесь найти ту книгу, которая, на ваш взгляд, будет интересна ребенку. Например, про машины. И весь день говорите с ребенком на эту тему. И когда вы придете в магазин, как бы случайно покажите ему именно ту, которую обсуждали. Еще при выборе книг учитывайте качество печати, шрифт. Было бы прекрасно, если бы вы прочитали книгу до того, как предложите ее ребенку.

Как привить любовь к чтению ребенку, если ему это не нравится и он требует в руки не книгу, а гаджеты?

Приучить ребенка к чтению непростая задача. Тут нужно терпение со стороны родителей, бабушек и дедушек. Еще раз повторюсь, что заставлять не стоит. Нужно пойти на хитрость. Вы сами лучше знаете своего ребенка. И нужно всегда уважать его мнение. Это не значит, что, если он отказывается, нужно бросить это дело. Возможно, нужно искать компромисс. Например, пусть ребенок сам их выбирает. Возможно, использовать поощрительные моменты. Старайтесь обсуждать книги, героев, ситуации в них.

Сколько книг должно быть в доме для малыша?

Мое мнение - чем больше книг, тем лучше. Но, как и с игрушками, не стоит все книги разом предлагать ребенку. Пусть на полке будет выбор. Дети часто выбирают для чтения одну и ту же книгу. На протяжении месяца это может быть всего лишь «Курочка ряба» или «Колобок». Для взрослого это покажется скучным, но ребенок так устроен, и ему важно повторять то, что ему нравится.

Нужно ли создавать какую-то спецзону для чтения или нет?

Со своим ребенком такую специальную зону для чтения я не создавала. Бывало так, что ребенок приходил с прогулки и, не раздеваясь, мог открыть книгу и в одежде заинтересованно читать. Интерес к книгам может возникнуть в любое время. Тут главное - найти баланс. Например, я шла на хитрость и предлагала прочитать абзац смешным голосом, пока ребенок снимет сапоги или куртку.

Читать книги нужно в разное время. Тут еще, конечно, зависит от ребенка. Если ребенок - непоседа, то чтение на ночь - это выход. Потому что поймать и усадить попрыгунчика днем - сложно. Но все равно не сдавайтесь и старайтесь читать в разное время. Важно читать книги, когда ребенок в спокойном состоянии. Дайте немного остыть малышу. Тогда ему будет проще переключиться с баловства на книгу.

Уважаемые родители! Для ребенка не так важно, сколько времени в день вы ему уделяете. Важно как вы это делаете. Удается ли вам настроиться на волну ребенка, слышать его, видеть, быть искренним и по-настоящему взаимодействовать, или вы выполняете свои родительские функции автоматически.

Рекомендую вам список книг. Совместное прочтение и последующее обсуждение сделает ваше общение еще более наполненным и разнообразным. Буду стараться пополнять список, делиться с вами новинками и просто своими открытиями. Всего вам самого доброго!

Читаем вместе с детьми от 2 до 7 лет:

1. Райт, Оливер: Кролик Прыг-Скок и его смешная мордочка

В нашей жизни иногда все складывается не так, как нам хочется. Мы думаем, что лучше не показывать друзьям своего разочарования, и держим это чувство при себе. Но рано или поздно оно все равно прорывается наружу. Например, у кролика Прыг-Скока даже уши изнутри становились красными. Но постепенно он научился справляться со своим гневом. Н. Райт и Г. Оливер предлагают и вам последовать примеру нашего героя.

2. Норберт Ланда: Охота на монстра

Рано утром гусыню разбудили зловещие звуки, доносившиеся из-под кровати. Гусыня никак не могла понять, что же это такое, а заглянуть под кровать боялась. Мало ли что там! А вдруг монстр? На помощь гусыне приходят друзья - Поросёнок, Медведь, Волк и Сова. Вместе им удаётся разгадать тайну «грозного монстра». Для дошкольного возраста. Для детей 3-5 лет.

3. Петер Никл: Правдивая история о добром волке

«Правдивая история о добром волке», написанная немецким философом-антропологом Петером Никлом - это красивая и мудрая сказка о том, как из-за глупых предубеждений и устоявшихся стереотипов нам порой трудно отличить хорошее от плохого, добро от зла, тем более, если зло выглядит так притягательно и звучит столь убедительно, что хочется верить ему без оглядки. Но, как и в любой сказке, добро здесь, конечно же, побеждает и преподносит нам важный урок: умей видеть и думай своей головой.
Йозеф Вилкон (р. 1930) - польский художник и скульптор с мировым именем. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Однако широкой публике Вилкон известен, прежде всего, как книжный иллюстратор, создавший более 200 книг для детей и взрослых, изданных на многих языках.
Его иллюстрации имеют особый, неповторимый характер и, кажется, выходят за рамки двухмерного, плоского пространства, творя чудеса. Вилкон умеет передавать не только образы, но и ощущения. Нарисованный им рыхлый, свежий снег - пахнет снегом и его хочется потрогать. К нарисованным зверькам тянется рука, чтобы погладить шкурку. Вилкон умеет нарисовать даже ветер - холодный, зимний пронизывающий ветер, который задувает со страниц и от которого тянет поёжиться.
В России книги с иллюстрациями Йозефа Вилкона выходят впервые: это «Правдивая история о добром волке» и «История про кошку Розалинду, непохожую на других». Обе - в издательстве «Мелик-Пашаев». Для детей 3-6 лет.

4. Кэрил Харт: Принцесса и подарки

Что вас ждет под обложкой: Профилактическая смешная сказка для избалованных принцесс (а также принцев). Таких избалованных принцесс, как наша, ещё поискать. И уж точно другие принцессы не получают в день рождения столько замечательных вещей. Но знаете, что? Порой даже у принцесс бывает перебор с подарками. И тогда каждая принцесса, даже самая капризная и жадная, вдруг понимает: а ведь вещи-то - не самое главное в жизни! Яркие и красочные иллюстрации. Рекомендованный возраст: 3-7 лет.

5. Екатерина Серова: Сказка о страхе

Однажды в лес пришел Страх, и мышонок Малыш решил отправиться в путешествие, чтобы найти того, кто научит зверей и птиц не бояться… Сказка в стихах, написанная Екатериной Серовой, расскажет детям, что победа над страхом - одна из самых больших и важных в жизни! А выразительные, наполненные нежностью и добротой иллюстрации кисти Платона Швеца придутся по вкусу даже самым взыскательным юным читателям и подарят много радостных минут общения с книгой.

6. Леви Пинфолд: Чёрный пёс.

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать легенду про Чёрного Пса? Говорят, от одного только взгляда на это чудовище в жизни начинают происходить жуткие вещи… Никто не упрекнул бы английское семейство по фамилии Хоуп, когда, увидев Чёрного Пса возле дверей своего дома, они все слегка перепугались. Эта история - про страх. Про бесстрашие. Про то, как мы смотрим на мир.

7. Сказки перед сном

Приглашаем вас в чудесный мир сказок, которые перевел замечательный поэт и переводчик Григорий Кружков. Вы найдете здесь пять трогательных и веселых историй о любви, доброте и дружбе, которые с удовольствием будете читать своему малышу на ночь. Отправляйтесь в африканскую пустыню вместе с песчанкой Робле и в волшебный сад вместе с Нанукой, помогите Совушке найти верного друга, а малышу Теду - справиться со своими страхами, а потом сладко засыпайте! Для чтения взрослыми детям.

8. Нильсон, Эриксон: Один на сцене

Мой младший брат считает, что я пою лучше всех. Но петь перед публикой я не хочу ни за что на свете. Прожекторы светят прямо в глаза. Я ужасно стесняюсь. Я крепко цепляюсь за учительницу… Выйти на сцену? Одному? Настоящий кошмар!
Ульф Нильсон и Эва Эриксон - легендарный шведский тандем лауреатов Международной премии имени Астрид Линдгрен - с понимаем и юмором расправляются с очередным знакомым всем с детства страхом - страхом перед сценой.

9. Дэвид Макки: Элмер на ходулях

Беда! В лес идут охотники! Слоны волнуются: что же делать? Элмер, слон в клеточку, придумывает, как провести злодеев. Но в жизни не всегда всё идет по плану…
Внутри книги вы найдете лист с наклейками, которые можете использовать в «Альбоме для творчества» Элмера.

10. Томи Унгерер: Три разбойника

История про трех разбойников - одна из самых популярных историй Томи Унгерера, писателя и непревзойденного мастера иллюстраций. Его произведения уже давно относят к классике детской литературы, а автора ставят в один ряд с такими великими сказочниками как Ганс Христиан Андерсен и братья Гримм.
Книжка-картинка Томи Унгерера, живого классика современной иллюстрации, лауреата премии Андерсена (1988), про трёх свирепых разбойников, которые неожиданно для себя начали помогать осиротевшим детям. Для детей дошкольного возраста.

11. Стив Смолман: История про овечку, которая пришла на обед к волку
Однажды в дом голодного-преголодного волка постучалась маленькая овечка. Волк не поверил своей удаче - он так давно мечтал отведать мясного рагу, и вот, наконец, «рагу» само пожаловало к нему прямо в лапы! Но овечка так дрожала, что волку пришлось сперва ее отогреть (он терпеть не мог замороженные продукты). Потом овечка начала икать и волк долго ее успокаивал (он боялся, что икота заразна и что съев икающую овечку ему сделается плохо). Словом, одно за другим, волк и сам не заметил, как готовя овечку «к обеду» он проникся к ней нежностью и уже не мог вот так запросто взять ее и съесть.
Трогательная история о зарождении дружбы и любви, написанная британцем Стивом Смолманом и проиллюстрированная молодой французской художницей Жоэль Дрейдеми. Для дошкольного возраста. Для детей 3-5 лет.

12. Ленэн Тьерри «Надо бы»

Еще не родившийся ребенок наблюдает со своего сказочного острова тот мир, в котором ему предстоит жить. Чистая душа видит много несправедливости и понимает: так быть не должно. Надо бы жить по-другому. Силой фантазии малыш превращает ружья в жердочки для птиц и дудочки для пастухов - чтобы не было войны, наполняет молоком и водой реки - чтобы не было голодающих. Он хочет поделить между всеми людьми хлеб, землю и деньги, чтобы все жили в достатке. Трогательная, очень ласковая история подскажет маленьким читателям, что изменить мир, сделав доброе дело, - в наших силах. Стоит только захотеть. Для детей 3–7 лет.

13. Мария Кутовая «Сказки от слез», «Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах»

Дети растут, общаются друг с другом и взрослыми, познают окружающий мир и… иногда ведут себя так, что мамы и папы, бабушки и дедушки удивляются, возмущаются и сердятся! Как без нотаций и нравоучений, не ругая, дать детям понять, что есть «хорошо», а что - «плохо»? Как ненавязчиво научить правилам, по которым живет окружающий мир? Как тактично подсказать выход из затруднительных ситуаций?
В новой книге М. С. Кутовой вместе с детьми вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

14. Анни М.Г. Шмидт «Саша и Маша»

В стране Голландии нет ни одной мамы, ни одного папы, ни одного мальчика и ни одной девочки, которые бы не знали и не любили смешных и интересных историй про Сашу и Машу. Только в Голландии этих детей зовут Йип и Йанеке… Трудные имена, правда? Поэтому мы решили, что в России их будут звать Саша и Маша. Написала эту книжку Анни М. Г. Шмидт. Самая знаменитая голландская писательница. Она написала очень много разных историй и сказок, и даже получила самую главную премию всех детских писателей в мире — имени Ганса Христиана Андерсена.
Для детей младшего школьного возраста.

15. С. Прокофьева «Капризик и Зловредик» (3-5 лет)

В этой книге вы найдете добрые и поучительные сказки для совсем маленьких детей. Они узнают, как хорошо быть добрыми и заботливыми, как здорово иметь много друзей и к чему приводят капризы и хулиганство.

16. Людмила Петрановская «Что делать, если…» (5-7 лет)

Известный детский психолог в увлекательной форме расскажет вашему ребёнку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми он сталкивается на каждом шагу, а красочные забавные картинки помогут ему преодолеть страх и избежать опасности.

17. Элинор Портер «Поллианна» (от 7 лет)

Удивительная история девочки-сироты (которую из «чувства долга» взяла к себе суровая тетка), умение которой при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всем лучшую сторону помогает не только ей самой, но и окружающим ее людям. Почти детективные повороты сюжета, психологическая точность, с которой автор создает образы, - все это неизменно привлекает к книге внимание читателей вот уже нескольких поколений.

18. Наталия Кедрова «Азбука эмоций» (младшие школьники и подростки)

Книга детского психолога и гештальт-терапевта Наталии Кедровой адресована младшим школьникам и подросткам, которым хочется больше узнать, как устроены их переживания, как понять себя и других людей в радости, горе, обиде или зависти, как переживается уважение или гордость. Книгу можно читать сразу целиком или небольшими частями, перечитывая важные места. Это поможет лучше узнать свои чувства и научиться мудро с ними обращаться. Книга будет интересна не только детям, но и взрослым, ведь им тоже необходимо понимать переживания детей и разбираться в своих чувствах.

19. Дорис Берт «Жила-была девочка, похожая на тебя»

Что говорить ребенку, который боится темноты? Или маленькому честолюбцу, который отказывается делать то, что у него сразу не получается хорошо? Или тому, кого дразнят в школе? Или пережившему развод родителей? В книге австралийского детского психолога Д. Бретт читатель найдет целую россыпь примеров, рецептов и рекомендаций для этих и многих других проблемных ситуаций.

Ярославцева Ольга
Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми»

Читаем вместе с детьми

«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать»

(Д. И. Писарев)

Давайте поговорим о книгах: какие книги мы выбираем, когда находим время для чтения, как мы читаем нашим детям?

Попробуем ответить на первый вопрос: какие книги мы выбираем для чтения нашим детям?

Если мы зайдем в книжный магазин, то нашему вниманию будет предоставлен огромный выбор детской художественной литературы, изданной на хорошей бумаге и прекрасно иллюстрированной. И это понятно, т. к. каждое издательство будет бороться за своего покупателя. Однако, при покупке книги нужно быть очень внимательным и даже осторожным, потому что не всё, что в красивой и яркой обложке, будет полезно для чтения нашим детям. Лучшими будут те произведения, которые отличаются не только увлекательным сюжетом, но и способствуют нравственному воспитанию ребенка: учат добру, справедливости, честности, храбрости, трудолюбию.

Перейдем ко второму вопросу : как найти время для чтения нашим детям?

Пожалуй, если придерживаться нескольких правил, то время обязательно найдется. Итак:

Читаем в любое время дня

Постараемся не откладывать чтение на конец дня, когда уже и ребенок и родитель устали. Так чтение может превратиться в еще одну скучную работу. Лучше читать днем: до прогулки, после обеда или перед вечерним купанием.

Используем каждую свободную минуту

Маленькие дети не могут удерживать на чем-то свое внимание в течение длительного времени, поэтому начинать читать нужно по 3-4 минуты несколько раз в день.

Расположим книги правильно

Плотно стоящие книги в закрытых книжных шкафах могут не вызывать желания у ребенка их прочесть. Для детей книги лучше держать в разных местах квартиры - на столах, диванных столиках, подоконниках, даже на кухне. Вовремя оказавшаяся под рукой яркая книжка скорее заинтересует малыша, чем ровные ряды книг на полках.

Возьмем книгу с собой

И последний вопрос : как правильно читать произведение ребенку?

К одному литературному произведению можно вернуться несколько раз.

Читаем в спокойном темпе, ориентируясь на скорость усвоения прочитанного ребенком.

Начинаем чтение, четко проговорив название произведения и автора.

По окончании прочтения задаем ребенку несколько вопросов о главных героях и ключевых моментах событий, внимательно рассмотриваем иллюстрации.

Интересуемся у ребенка о том, что он почувствовал, когда слушал текст. Рассказываем ему о своих чувствах и переживаниях за героев книги.

САМОЕ ГЛАВНОЕ: чтение должно доставлять радость и РОДИТЕЛЮ. Ребенок внимательно следит за нашей реакцией на прочитанное и формирует свое личное мировосприятие. Наше положительное отношение к книге является залогом любви ребенка к чтению.

Нужно помнить: книг не бывает слишком много. Записываем ребенка в библиотеку, ходим вместе с ним в книжные магазины. Чем больше книг прочтет ребенок, тем богаче будет его внутренний мир.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Творим вместе с детьми. Дымковская игрушка» «Дымковская игрушка»Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать.

Как часто слышат мамы. "Поиграй со мной, поиграй со мной. " Но, увы, не всегда, и не все мамы могут выкроить вечером кусочек и уделить.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» группа раннего возраста Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Взрослые ошибочно думают, что с маленькими детьми общаться достаточно легко и просто.

Наступают самые жаркие летние дни. Многие семьи отправились с детьми к морю на отдых. И если родители мудро и правильно организуют его,.

Отдых на море – это самый, на мой взгляд, лучший отдых для детей. В предыдущей публикации я писала, что многие семьи отправились с детьми.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность.

Я постараюсь в своем экспресс-обзоре затронуть не те книги, которые наверняка обязательно есть у всех - русские сказки, сказки народов мира, сказки Пушкина, книги Чуковского, а немного расширить круг детской литературы. Разумеется, никогда не устаревают «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Стихи Михалкова и Барто лишились в глазах современных детей своей идеологической составляющей, но сохранили легкий слог, прекрасный язык и понятные, занимательные сюжеты.

Когда я рос, вокруг меня было очень много книг. Среди моих первых книжек были «Винни-Пух», Незнайка во всех видах, затем Жюль Верн, потом Джек Лондон.

Кстати, хочется отметить, «Винни-Пух» А. Милна настолько хорошо переведен на русский язык Б. Заходером, что некоторые родители, начиная изучать с ребенком английский язык по оригинальной версии, с удивлением замечают, что оригинал не так забавно и легко читается, как привычный русский вариант. Эту книгу можно читать ребенку уже с полутора лет, дети могут с ее помощью учиться говорить.

Среди сказок русских писателей можно отметить «Городок в табакерке» В. Одоевского, «Черную курицу» А. Погорельского и «Белую цаплю» Н. Телешова.Эти истории интересны и вместе с тем довольно поучительны.

Николай Носов пишет для детей постарше, можно выразиться, что это «детская литература о недетском». В книгах он затрагивает вопросы экономики, астрономии, физики, литературы и других наук, повествуя обо всех предметах ненавязчиво, увлекательно и с большим юмором. У Носова целая палитра характеров, у всех забавные «говорящие» имена, причем отрицательные персонажи на редкость симпатичны. Сюжеты Носова в изданиях моего детства сопровождались запоминающимися и эмоциональными рисунками Г. Валька.

Позже появилась книга «Муми-тролль и комета» и другие книги Туве Янссон. В этой выдающейся серии книг детей привлекают невероятные приключения героев. При этом мир Туве Янссон - это мир счастливой семьи, где Муми-мама всех накормит и приютит. Без чудесных иллюстраций автора достаточно сложно было бы ориентироваться в обилии колоритных скандинавских персонажей. Обычно эту книгу читают лет с 9 - 12. Автор говорит с ребенком на равных, в книге есть неоднозначные рассуждения об опасности, одиночестве, жизни, смерти, времени. Можно сказать, что книги Янссон написаны «на вырост», поэтому, повзрослев, дети вновь перечитывают их, открывая для себя много нового. Разбираясь в перипетиях обитателей Муми-Дола, дети могут переносить сказочные события на окружающий нас мир.

Неизгладимое впечатление на меня произвел «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери. Наверняка, мы не раз слышали ставшие крылатыми выражения: «зорко одно лишь сердце» и «мы в ответе за тех, кого приручили». Потерпевший авиакатастрофу, изнемогающий от жажды в пустыне пилот вдруг получает моральную поддержку от юного обитателя другой планеты. Маленький мальчик внушает взрослому веру в жизнь и чувство сопричастности со всем миром. Существует мнение, что эту книгу обязательно надо прочитать в 10, 30 и 40 лет. Сюжет каждый раз раскрывается с другой стороны через сочетание образов, емких, простых, и одновременно философских. Так, глядя на шляпу, узнаешь историю, как удав съел слона, а в нарисованном ящике живет барашек.

Стоит дать ребенку прочесть книги Жюля Верна. Даже по прошествии ста лет эти книги сохранили ощущения восторга от прикосновения к тайне, к неизвестному, радость могущества человеческого разума. Кроме того, путешествие - это всегда познание мира и, что намного важнее, познание самого себя, стремление к самостоятельности. А для современного ребенка плавание на парусном корабле - это и романтика, это и приключение, это и возврат к хорошо забытому старому, это просто увлекательно.

Недавно я столкнулся с классической книгой американской детской литературы «Там, где живут чудовища» (Where the wild things are) Мориса Сендака. Для российских читателей на всякий случай напомню сюжет: мальчик Макс, наказанный мамой за баловство, отправляется в костюме волка в воображаемое морское путешествие. На собственном корабле он попадает на остров, населенный чудищами, становится их королем, но все же принимает решение вернуться домой, где его ждут к ужину любящие родители. Она была удостоена медали Калдекотта за лучшую книгу с картинками. Вначале педагогическая общественность приняла книгу очень сурово, критики вынесли вердикт, что книга странная, ничему не учит, поощряет хулиганство и неповиновение.

Но эта интересна тем, что в ней окружающий мир показан глазами самого ребенка. Постепенно появились и положительные отзывы критиков, которых становилось все больше, пока приключения Макса не вошли в ряды детской классики.

Часто родители жалуются, что их ребенок не любит книги, и читать его можно только заставить. Обычно это случается в семьях, где родители сами мало читают или у них мало времени, которое они могут провести вместе с ребенком. Если папа и мама не читают ничего кроме глянцевых журналов и кулинарных рецептов, то и ребенок вряд ли потянется к книгам. Но попробуйте почитать ребенку книги на ночь вслух. Пока он сам еще не умеет. Тогда, может, ему потом захочется узнать, как из этих белых листочков получаются замечательные истории, возникают сказочные герои.

Фото - фотобанк Лори

Консультация для родителей

«Читаем вместе с детьми»

Многие родители, когда ребенок начинает учиться в школе, задаются вопросом: как заставить его читать? Ответ здесь может быть только один: не надо заставлять, надо сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение, и воспринимал его как увлекательное занятие, а не скучную обязанность. Как это сделать? Читать вместе с ним!
Что же почитать ребенку 5-6 лет? Конечно же, выбирая книги для совместного чтения, надо ориентироваться, в первую очередь, на интересы ребенка и его способность воспринимать информацию на слух. Не читайте то, что ребенку скучно, непонятно, даже если это классическое и наполненное смыслом произведение для детей, выберите то, что ребенку будет интересно слушать. Если ребенок не воспринимает то, что рекомендуется для его возраста, начните с книг для детей более младшего возраста.
Если ребенок не приучен к слушанию, плохо воспринимает чтение, невнимателен, начинайте с очень небольших произведений, постепенно длительность чтения можно увеличивать. Очень хорошо тренирует память и внимание, помогает развить интерес к книге чтение с продолжением. Делите произведение на небольшие части, и читайте понемногу ежедневно, желательно в дно и то же время, предварительно вспомнив вместе с ребенком, о чем вы читали в предыдущие дни, на чем остановились. Здесь самое главное - читать ЕЖЕДНЕВНО, потерянный день - это потеря интереса.
Если ребенок уже хоть немного умеет читать, предложите прочесть начало произведения, это может быть одно слово, предложение или одна страница в зависимости от сформированности навыка чтения.
Обязательно спрашивайте ребенка, о чем вы читали, почему герои произведения совершили те или иные поступки, попросите дать оценку этим поступкам, рассказать, как поступил бы он на их месте. Ребенку необходимо учиться не только механически слушать или читать, но и размышлять о прочитанном. Будущий первоклассник должен уметь пересказывать небольшое произведение без наводящих вопросов, сохраняя в пересказе главный смысл прочитанного.
Читайте в спокойной обстановке, выключайте телевизор и все, что может отвлечь ребенка, добивайтесь, чтобы на время чтения он убирал из рук игрушки, уберите из поля зрения все, что может его отвлечь. Сядьте рядом, обнимите ребенка, самое главное, чтобы вы сами воспринимали ежедневное чтение не как свою скучную обязанность, а как прекрасные минуты отдыха и общения с вашим любимым сыном или дочкой.

Что же можно почитать?
Во-первых, для детей этого возраста доступно все богатство русских народных сказок: сказки о животных, волшебные сказки, поучительные сказки. Правда, следует учесть, что русские народные сказки иногда содержат достаточно жестокие подробности и могут пугать тревожного ребенка с богатой фантазией. То же можно сказать и о волшебных сказках зарубежных авторов. В этом случае выбирайте сказки без пугающих моментов, для детей более младшего возраста, существуют адаптированные для малышей более добрые варианты известных сказок.
Все многообразие детской поэзии – тоже для вас, можно почитать и выучить и некоторые "взрослые" стихи, например, стихотворения о природе Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина.
Так же рекомендуются для детей старшего дошкольного возраста:
Аксаков С. «Аленький цветочек»
Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» и другие книги этой серии
Андерсен Г. Х. Сказки
Афанасьев А. Сказки
Бажов П. «Серебряное копытце»
Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»
Булычев Кир «Приключения Алисы»
Велтистов Е. «Приключения Электроника»,
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и другие книги из этой серии
Гауф В. «Маленький Мук», «Карлик Нос»
Гофман Э. Т, А. «Щелкунчик и мышиный король»
Губарев В. «В тридевятом царстве», «Королевство кривых зеркал»
Ершов П. «Конек-Горбунок»
Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю»
Заходер Б. «Стихи для детей»
Зельтен Ф. «Бэмби»
Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
Константиновский М. «КОАПП»
Киплинг Р. Сказки
Крылов И. Басни
Куприн А. «Слон»
Лагин Л. «Старик Хоттабыч» Ларри Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Линдгрен А. «Повести о малыше и Карлсоне»
Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки»

Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»
Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
Михалков С. «Праздник непослушания»
Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», рассказы
Остер Г. «38 попугаев», «Вредные советы»
Пантелеев Л. «Честное слово», «Белочка и Тамарочка»
Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос»
Перова О. «Ребята и зверята»
Перро Ш. Сказки
Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял»
С. Прокофьева «Лоскутик и облако»
Пушкин А. Сказки
Родари Д. «Приключения Чиполлино»
Сладков Н. Рассказы о природе
Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Черный А. «Дневник фокса Микки»
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
Хогарт Энн «Мафин и его друзья»

Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания картинок в книге:

Что изображено на этой картинке?

Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить. О чём, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чём - подробно?

Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?

Чем ты закончишь рассказ об увиденном?

Какие слова (эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?

Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?»

Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

Что нового, интересного он узнал?

Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки,

стихотворения.

Как описана природа?

Какие слова и выражения ему запомнились?

Чему научила его книга?

Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Как научить ребенка беречь книги?

Для этого необходимо выполнить следующие правила:

Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.

Не загибать листы, пользоваться закладкой.

Класть книгу только на чистый стол.

Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

Своевременно оказывать скорую помощь «больным» книгам.

Приятного Вам чтения!