Читаем вместе с детьми.

Уже в середине прошлого века учёные забили тревогу - жители планеты всё меньше и меньше читают.

А сейчас место книг всё больше и больше вытесняют интернет и телевидение, но эта замена не равнозначная. В жизни человека роль книги неоценима. Без неё невозможны ни образование, ни формирование культуры в обществе. Именно книга хранит то, что в различных областях деятельности накопило человечество.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение. Он не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать, пользоваться информацией, исследовать её. А в наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе её анализа считается высоким профессионализмом. Чтение развивает речь человека, делает её правильной, чёткой, понятной, образной, красивой. Чтение - импульс к творческому озарению и созданию нового художественного творения [Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка – Пресс, 2003.].

Читательские навыки, как и большинство других, закладываются в родном доме. Доказано, что чтение вслух - это та основа, на которой вырастает любовь к книге. Прививая культуру чтения, следует помнить, что родители - самый главный пример для ребёнка.

Невозможно найти замену совместному семейному чтению с раннего возраста.

Долгое время это было обязательным не только в дворянских усадьбах и дворцах, но и в скромных мещанских домах и квартирах. практически в каждой библиотеке и школе размещался лозунг «Чтение - вот лучшее учение».

Сегодня во многих семьях картина иная: родители проводят вечера за компьютером или телевизором, приобщая к этому малышей. Специалисты подсчитали, что 90% школьников читают не по желанию, а по необходимости, исключительно в рамках учебной программы. Между тем, именно литература расставляет акценты духовных ценностей и нравственных приоритетов личности.

Дошкольников просто необходимо ненавязчиво подводить к удивительному миру чтения, книжных чудес и загадок.

Процесс приобщения к духовному наследию посредством книги довольно долог, но если первоначальный этап будет успешным, то со временем число молодых людей, которые любят книгу, значительно увеличиться. Семейное чтение весьма значимо не только в тот период, когда ребёнок не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Психологи рекомендуют читать детям вслух до 12 лет. Это позволяет протянуть своеобразную ниточку от старших к младшим, поддержать общение в семье. Чтобы ребёнок рос всесторонне здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, а не только во время приготовления ужина или просмотра телепередач.

Вместе с тем, через книгу ребёнок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться целей, разрешать конфликты), которые могут пригодиться в различных жизненных ситуациях. Наилучший эффект достигается в тех случаях, когда чтение дополняется совместным обсуждением с ребёнком того, что ему понравилось, что было близко, что напугало, а что позабавило.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, царит гармоничная и доброжелательная атмосфера.

Традицию семейного чтения важно возобновлять и сохранять как можно дольше. Есть ли что-нибудь приятнее, чем взяв маленького человечка под мышку, усесться с книгой и отправиться в незабываемое путешествие в иные времена и страны.

Пока родители сами читают детям , такого вопроса не возникает. Главное требование, чтобы книга была интересной для ребенка и соответствовала его возрасту.

Как только начинает ребенок читать самостоятельно, резко изменяются. Необходимо обращать внимание не только на соответствие возрасту, но и на качество исполнения книги и стиль написания. Кстати, стиль написания очень сильно влияет на интерес ребенка к книге и чтению вообще.

Несмотря на то, что нынешние дети очень продвинуты в некоторых вопросах, часто начинают читать намного раньше, чем родители, но они все равно остаются детьми и мозг ребенка развивается по тем же законам, что и 30-40 лет назад. А это значит, что книги для чтения должны быть написаны именно для детей. И не только для детей, а именно для самостоятельного чтения ребенка. Чем они отличаются?

Давайте возьмем только одно предложение из всем нам известной сказки для детей:

« Молодая королева поставила свою прялку поближе к окну, распахнула раму из черного, очень дорогого дерева – ведь королевским особам не делают оконные рамы из чего попало!» (Белоснежка и семь гномов. Братья Гримм)

Как Вы думаете, ребенок 6 лет, который только , сможет прочесть и понять это предложение из 25 слов? Начнем с того, что 25 слов в минуту читает хорошо читающий первоклассник. Это значит, что ребенок будет это предложение читать больше минуты. Кроме того, сложные обороты в предложении, уточнения никак не способствуют лучшему пониманию текста. А ведь нам надо чтобы ребенок не только механически прочитал, но и понял то, о чем читает.

Значит, такие сказки можно читать только вместе с родителями. Взрослый читает весь текст, по ходу чтения объясняет непонятные слова, а ребенку предлагает прочитать короткое предложение из 3-4 слов. У ребенка создается впечатление соучастия в чтении. Когда мы так читаем детям, то ребенок считает, что это он читает книгу, а мама или папа только помогают. А значит, это доставляет ребенку огромное удовольствие и дает повод гордиться своими успехами.

Давайте откроем книгу рассказов для детей и посмотрим, что можно увидеть там.

«Но Марина уже отворила дверь. На пороге стоял милиционер. Блестящие пуговицы так и сверкали на нем. Сашка опустился на четвереньки и полез под диван.» (Н.Носов. «Саша»)

Вы заметили, какие простые предложения в этом отрывке? И таким же образом написаны все рассказы Н. Носова. Никаких сложных конструкций и оборотов! Очень удобные для чтения предложения легко читаются и понимаются детьми даже при самостоятельном чтении.

Конечно, далеко не все рассказы написаны таким образом. Так же как и не все сказки трудны для понимания и чтения.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что выбирая , надо смотреть не только на внешнее оформление, что тоже важно, но и на структуру и объем предложений, и стиль написания текста.

Если Вы , а там много достаточно длинных предложений, более 5-6 слов, то такую книжку необходимо читать вместе. Наличие в тексте прилагательных, причастий, деепричастий, редко употребляемых слов, авторских слов со смещенным ударением (часто бывает в стихотворениях), архаизмов и диалектов,- всего, что украшает речь, значительно затрудняет чтение и понимание текста ребенком.

Читая книжку вместе с ребенком, взрослый читает большую и трудную часть текста, а ребенку предлагает прочитать 1-2 маленьких предложения. И так, по-очереди, можно за короткое время прочесть достаточно большой рассказ или сказку и ребенок совсем не устанет и не потеряет интерес к чтению.

Таким простым способом взрослые приучают ребенка к чтению, помогают быстрее и легче научиться читать и читать с интересом. И все это без слез и скандалов, без принуждения. Надо только сказать волшебную фразу:

А что Вы думаете по этому поводу?

Ответ на вопрос «когда нужно читать книги ребёнку» является двусторонним. Во-первых, чем раньше ребёнок познакомится с книгой, тем быстрее он её полюбит. Но с другой стороны, как может полугодовалый ребёнок что-то понять. Поэтому, начало чтения - это процесс сугубо индивидуальный. Стоит ли торопить этот процесс? А почему бы и нет! Ведь существуют книжки для самых маленьких, в которых множество забавных картинок и всего лишь парочка слов. Помните, что книга помогает быстрее формироваться навыкам речи. Специалисты рекомендую читать детям книги на родном и понятном языке. Статистика гласит, что дети XXI века стали разговаривать на полгода позже, чем наши мамы и бабушки. Возможно, причиной всему этому служит низкое внимание к чтению книг?

Внимательному чтению очень сильно помогает обстановка. Помните, что читать нужно медленно, чтобы ребёнок улавливал суть и следил за сюжетом. Возможно, вам придётся несколько раз перечитывать текст. После прочитанного текста неплохо будет обсудить сюжет с малышом, попросить его пересказать текст или даже разыграть небольшую сценку или спектакль.

Перед началом чтения очень важно настроить ребёнка на серьезный момент. Для этого можно предложить малышу закрыть глаза и представить, что сейчас он отправится в сказочную страну, где узнает много интересного и полезного. Позаботьтесь о том, чтобы юный слушатель умостился поудобней.

Никогда не принуждайте ребёнка к чтению, если он говорит «нет», значит, он не будет вас слушать внимательно, а это не принесёт никакой пользы. Дождитесь того момента, когда он сам попросит почитать ему.

Читать нужно, не торопясь, чтобы ваши слова стали приятным и долгожданным ручейком слов. Если вы наизусть знаете сюжет этой сказки или рассказа, периодически отрывайте свои глаза от книги, и смотрите на ребёнка. Не забывайте после каждого рассказа или сказки спрашивать у ребят их мнение по поводу прочитанного. Если ребёнок начинает отвлекаться и вертеться, нужно дать ему возможность немного отдохнуть.

Когда же ребёнок начинает придумывать что-то своё, не ругайте его и не исправляйте. Дайте немного возможности разгуляться его фантазии.

Чаще всего родители начинают читать книги вместе со своими трёхлетними детьми. Знайте, что в три года ребёнок уже знает назначение предметов. Самое главное для него - это игра, он живёт в ней, любит что-то менять переставлять. Именно поэтому стоит выбирать сказки и рассказы, в которых всё наоборот, например, небылицы. Почемучки часто нуждаются в интересном общении с взрослыми, поэтому нужно большое внимание уделять чтению о природе, художественной литературе, возможно даже материалы из детских энциклопедий. В читаемых текстах должно конкурировать добро и зло, чтобы ребёнок начинал понимать, что хорошо, а что плохо.

Ребёнок всегда стремится наследовать во всём взрослых. Уделяйте внимание тем книгам, в которых есть самостоятельные дети, например «Простоквашино». В 4 года у детей появляется некая потребность в научных фактах. Им очень интересно что, как и почему работает. В таком случаи вам сгодятся книги, таких авторов, как Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. Скрябитский и др. Как знают многие взрослые, ребёнок - это создание, что почти всё своё время проводит в движении. Поэтому ему будут очень интересны книги с резкими сменами сюжетов и событий. (К. Чуковский)

К 4 годам ребёнка занимают истории, которые якобы рассказываются от имени одного человека. Очень часто малыш ровняется именно на него. Также не менее полезны в этом возрасте скороговорки и стишки, где происходит игра слов. Основная деятельность вашего ребёнка - это игра. В ней можно что угодно придумывать, не ограничивая свою фантазию. Поэтому очень актуальными будут сказки, где сильно приукрашенные события, например, «Три поросенка», «Кот в сапогах».

Для младшего дошкольного возраста полезным будет чтение книг с положительными героями. Это могут быть мифы, легенды, былины. Предпочтение лучше всего отдать таким авторам, как В. Кун и А. Н. Афанасьева. Не лишним будет знакомство детей с текстами на морально-этическую тематику. В этих текстах часто присутствует конфликт между героями, рассказывается о том, что такое хорошо, а что такое плохо, что такое дружба и т.д., интересными станут истории про Кузю, Дядю Фёдора и др. В таком возрасте дети начинают понимать шутки и юмористические рассказы и повести.

Нужно знать простую истину, что не столь важно, когда вы начнёте читать. Важно, чтобы вы завлекали ребёнка собственным примером.

Консультация для родителей

“Читаем детям, читаем вместе с детьми»

Подготовила воспитатель

Емельянова Н. А.

г. Павлово 2016 г.


«Судьба ребёнка зависит от того,

какие взрослые люди его окружают»

М.К.Боголюбская

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». Однако в настоящее время, данный сегмент рынка сильно расширился: появились новые авторы, новые произведения, переизданы любимые родителями с детства книги. Разобраться во всем этом изобилии очень непросто, ведь нужно не только найти интересную книжку, но и понять, насколько она будет доступна ребенку.

Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней.

Наверное, самый главный способ - это чтение вслух.

Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от сложности книги, от эмоционального настроя малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению. Но в любом случае надо соблюдать одно главное правило: чтение книги должно быть для ребенка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно праздником, и большой радостью.

Чтение вслух - дело не простое . И сложность здесь даже не столько в умении делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Гораздо важнее самому понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это уже подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между писателем, читающим взрослым и маленьким слушателем.

Есть детские книги, которые необходимо перечитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой: ребенок очень полюбил книгу, сам просит почитать ее еще и еще. Иногда это вызвано важностью и нужностью книги, ее глубоким и серьезным содержанием. Но и в том и в другом случае обязательно надо соблюдать меру. Нельзя, чтобы одна книга заслонила все другие.

Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объемные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц. Такие книги для малышей тоже есть, например всем известная книга английского писателя А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Конечно, чтение такой большой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими кусочками, так, чтобы одно приключение кончалось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес к проделкам забавного Винни-Пуха. Книга позволяет это сделать.

Нужно постараться, чтобы ребенок стал как бы полноправным членом сказочной компании, сжился с героями этой сказки. Может быть, в этом поможет плюшевый медвежонок, который до того просто лежал в ящике для игрушек. Теперь назовите его Винни-Пухом. Может быть, найдутся в игрушках малыша и все друзья Винни-Пуха, а чудесный лес можно нарисовать или сделать из прутиков, кубиков, просто из стульев. Ребенок с большим нетерпением будет ждать продолжения чтения и все, что было прочтено раньше, запомнит лучше, особенно если играть и распевать веселые бурчалки, шумелки и пыхтелки - песенки медвежонка:

Я Тучка, Тучка, Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно Тучке

По небу лететь!

Малыш полюбит Винни-Пуха и будут с удовольствием слушать эту книгу хоть целый год.


Вообще нужно стараться всегда читать малышу «не просто так». Рассматривать вместе иллюстрации и разговаривать про них. Вспоминать похожие, живые, жизненные ситуации - и опять разговаривать про них. Придумывать продолжения рассказов или представлять себя на месте действующих лиц, т. е. всячески стимулировать и пробуждать детскую активность, детскую творческую фантазию.

Разговоры о книгах, безусловно, должны иметь и чисто педагогическую направленность. Как ребенок запомнил содержание рассказа? Как понял его? Сумеет ли связно пересказать, ответить на вопросы?

Если сумеет, то попробуйте предложить ему пофантазировать: сочинить продолжение рассказа или свой рассказ, сказку. Так чтение будет способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.

Читать книги малышам очень интересно. И здесь взрослый может проявить все свои таланты и умения. Давайте пофантазируем, какие возможности таит в себе, например, всем известная русская народная сказка «Три медведя» в обработке Л. Н. Толстого.

Эта сказка маленькая, ее можно прочитать за десять минут. Прочитать - и все. А если поставить эту сказку в домашнем кукольном или теневом театре? Что ж, попробуем. Сначала надо распределить обязанности. Папа или старший брат пусть станет главным режиссером и постановщиком; мама вместе с бабушкой, сестрой и малышом - костюмерами; дедушка пусть готовит ширму и декорации. А куклы и медведь есть у каждого ребенка.

Разучивание пьесы не составит труда. И взрослые, и маленькие участники спектакля быстро выучат слова своей роли и с восторгом будут вопрошать: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?!»

Если же все это покажется слишком трудным, можно поставить сказку и без кукол. Придумать для каждого исполнителя какую-нибудь характерную деталь туалета (кофту и платок для Настасьи Петровны, шляпу и пиджак - для Михаила Ивановича) и разыграть пьесу прямо в комнате, без сцены и декораций, или просто прочитать, сидя за столом.

Можно и иначе познакомиться со сказкой «Три медведя». Сначала прочитать ее, а потом вылепить всех героев из пластилина, смастерить из картофеля, шишек, лоскутков и палочек.

Из этих примеров видно, как можно читать книги малышам, читать так, чтобы вызвать у них стремление не расставаться с героями, продолжить действие книги, чтобы книжные герои не только запомнились, но и полюбились, чтобы малыш принял их в свою игру.

Особого внимания заслуживают стихи, которые так близки детям. Иногда кажется, что в ритме стиха выражен сам ритм детского движения, мышления, биения детского сердца. Наверное, поэтому так легко, играючи, могут маленькие ребята запоминать стихотворные строки. Это происходит у них как будто непроизвольно. Но взрослые должны и здесь вмешиваться, осторожно и настойчиво отбирать для ребенка лучшие образцы детской поэзии, позаботиться о том, чтобы с возрастом расширился и круг поэтических привязанностей малыша. Диапазон здесь огромный. От стихотворной азбуки, которая весело и незаметно поможет ребенку выучить алфавит, до сюжетных длинных стихотворных сказок и произведений литературной классики.

Взрослый человек, читающий ребенку книгу, взрослый человек, просто выбирающий эту книгу для ребенка, неизбежно становится «соавтором» писателя и художника, продолжателем их педагогических и художественных замыслов.

Взрослый человек, - то необходимое связующее звено, которое соединяет новую, только что возникшую жизнь малыша с бесконечным миром творчества, миром книги. И значение этой связи трудно переоценить.


Кто владеет знанием - тот владеет миром. В наш век информационного бума это выражение как никогда актуально. Быстрое развитие радио, телевидения, компьютеров и т.п. привело к существенному снижению интереса детей к чтению. Из-за этого замедляются процессы интеллектуальной деятельности ребёнка: дети медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. А родители, конечно же, хотят, чтобы их дети научились не только читать, но и размышлять, фантазировать, сопереживать. А всему этому способствует любовь к книгам. Но как привить ребенку интерес к чтению?


Родителям нужно создать такую атмосферу, чтобы общение с книгой у ребёнка вызывало только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?

1. Читайте детям вслух надо с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей и видеозаписей сказок и рассказов.
2. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. Если члены семьи не читают, а постоянно проводят время перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребёнок заинтересуется этим видом деятельности.

4. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
5. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
6. Покупайте журналы для ребёнка с учётом его интересов.

7. Пусть ребёнок читает вслух вам или кому-нибудь из домашних.
8. Поощряйте чтение.
9. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

10. В доме должна обязательно быть детская библиотечка. В ней должны быть разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
11. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом.
12. Не спешите сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

13. Собирайте дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
14. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
18. Читайте по очереди: по одной страничке или отрывку.

После чтения произведения надо обязательно поговорить с ребёнком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств. Можно спросить:
- Понравился ли рассказ, сказка, или нет, почему?
- Кто из героев понравился (не понравился), почему?
- Какие действия героя понравились (не понравились), почему?
- Как бы в этом случае поступил ты?

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Именно в младшем школьном возрасте идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний.

Помните слова В. А.Сухомлинского «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».
Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!