Числовые функции. Определение числовой функции и способы её задания

6.1. Определение числовой функции 70

7.1. Сужение функции 72

7.2. Способы задания функции 73

7.3. Явно или неявно заданные функции 73

7.4. Параметрически заданные функции 75

7.5. График функции 77

7.6. Примеры построения графиков функций 78

7.7. Упражнения для самостоятельной работы 83

Вопросы для самопроверки 85

Глоссарий 85

      1. Определение числовой функции

Обозначения: или
или
или
или
.

где x - это независимая переменная, или аргумент;y - это зависимая переменная, или функция.

Если обозначить через

X – множество числовых значений, которые может принимать переменнаяx ,

Y – множество числовых значений, которые принимает переменнаяy ,

то функциональная зависимость между переменными x иy здесь задает отображение числового множестваX на числовое множествоY , при котором каждому элементу
ставится в соответствие единственный элемент множестваY (рис. 40).

Рис. 40

В отличие от более общего определения функции как отображения множеств, состоящих из элементов любой природы, числовая функция задает отображение множества X , элементами которого являются числа, на множествоY , элементами которого тоже являются числа. Кроме того, далее будем считать, что множествоY - это есть множество значений функции, так что отображение
является сюръекцией.

МножествоX задания функции и множествоY значений функции для числовых функций традиционно называютобластью определения функции (ООФ) иобластью значений функции (ОЗФ) .

Значение функции в точке

Если задано отображение множеств функцией
, то элементы множествX иY называются точками. Символом
обозначается при этом как сама функция, так и элемент
, соответствующий элементуx при этой функциональной зависимости.

Если x 0 - это фиксированное значение аргументаx , то значение функции в точкеx 0 обозначается следующими символами:

или
или
или
.

Например,

;



,
.

      1. Сужение функции

Если есть функция
и рассматривается некоторое подмножествоЕ множестваХ , то отображение
называетсясужением функции f на множество Е .

Пример 1 (сужение функций)

1)
,
- это есть сужение функции
,
на множество
;

2) любая последовательность
есть сужение функции
на множество натуральных чисел; например,
– это есть сужение функции
,
на множество.

Наряду с понятием сужения функции существует и понятие расширения функции.

Пример 2 (расширение функций)

1)
; от этой функции можно перейти к её расширению на множество
:
;

2) от функции
можно перейти к её расширению на множество
, если рассматривать её значения на множестве комплексных чисел, где возможно извлечение корня квадратного из отрицательного числа.

      1. Способы задания функции

1.Аналитический способ задания функции - функция задается математической формулой, связывающей аргумент и функцию. По этой формуле для каждого возможного значения аргумента можно вычислить соответствующее значение функции. При этом нужно различать:

    явное задание функции,

    неявное задание функции,

    параметрическое задание функции.

2.Табличный способ задания функции - используется для функций, заданных на дискретном конечном множестве значений аргумента; записывается обычно в виде следующей таблицы:

3.Графический способ задания функции - задается множество точек координатной плоскости, координаты которых являются соответствующими друг другу значениями аргумента и функции.

4.Описательный способ задания функции – функциональная зависимость описывается словами. Например,
, где- этоцелая часть x , которая определяется как наибольшее целое число, не превышающееx .

А описание большинства этих моделей на математическом языке так или иначе связано с функциями. Но в математике действует закон: если используется какой-то термин, то его надо точно определить. За два года изучения курса алгебры мы с вами накопили достаточно много примеров, подтверждающих этот закон. Так, в 7-м классе мы ввели термин «степень с натуральным показателем», точно его определив: «под a 2 , где n = 2, 3, 4, ... , понимается произведение n множителей, каждый из которых равен о; под а 1 понимается само число а». В 8-м классе мы ввели термин «квадратный корень из неотрицательного числа», дав ему точное определение: это такое неотрицательное число, квадрат которого равен a». И так далее и тому подобное - вы сами можете привести аналогичные примеры.

В то же время были случаи, когда мы вводили термин и начинали им пользоваться, но точного определения не формулировали, ограничиваясь приблизительным истолкованием термина. Так было, в частности, с термином «функция». Почему же мы в 7-м классе, как только стали использовать понятие функции, не сформулировали точное определение, почему не сделали этого и в 8-м классе?

Дело в том, что история развития математики показывает: были понятия, которые человечество активно и длительное время использовало как рабочий инструмент, не задумываясь о том, как его определить. Лишь накопив необходимый опыт в работе с тем или иным понятием, математики начинали думать о его формальном определении. Разумеется, не всегда первые попытки определить то или иное понятие, вроде бы ясное на интуитивном уровне, оказывались удачными, их приходилось впоследствии дополнять, уточнять. Так было и с понятием функции .

Проанализируем наш опыт работы с термином «функция». В 7-м классе мы ввели термин «линейная функция», понимая под этим уравнение с двумя переменными специального вида у = кх + m и рассматривая переменные хи у как неравноправные: х - независимая переменная, у - зависимая переменная. Затем задались вопросом: а не встречаются ли при описании реальных процессов математические модели подобного вида, но такие, у которых у выражается через х не по формуле у = кх + m, а по какой-либо иной формуле? Ответ на этот вопрос был получен сразу: встречаются. В 7-м классе, кроме упомянутой линейной функции, мы изучили математическую модель у = х 2 , в 8-м классе добавили к ним модели
Постепенно мы начали осознавать, что, изучая какой-либо реальный процесс, обычно обращают внимание на две переменные величины, участвующие в нем (в более сложных процессах участвуют более двух величин, но мы такие процессы пока не рассматривали). Одна из них меняется как бы сама по себе, независимо ни от чего (такую переменную чаще всего обозначают буквой x), а другая переменная принимает значения, каждое из которых каким-то образом зависит от выбранного значения переменной х (такую зависимую переменную чаще всего обозначают буквой у). Математической моделью реального процесса как раз и является запись на математическом языке зависимости у от х: у = fх). Такие математические модели мы называли функциями.

Математическая модель у = f(х) обычно дополняется указанием на то, из какого числового множества берутся значения независимой переменной х. Например, мы говорили о функции , подразумевая, что (график функции изображен на рис. 42), но мы рассматривали и функцию (график функции изображен на рис. 43). Это разные математические модели, значит, и разные функции.


Использование математической модели вида у = f(x) оказывается удобным во многих случаях, в частности тогда, когда реальный процесс описывается различными формулами на разных промежутках изменения независимой переменной. Вот одна из таких функций: у = g {х), где
изображен на рис. 44. Помните, как строить такие графики? Сначала надо построить параболу у = х 2 и взять ее часть при (левая ветвь параболы), затем построить прямую у = 2х и взять ее часть при х > 0. И, наконец, надо обе выделенные части объединить на одном рисунке, т.е. построить в одной координатной плоскости. Этот пример (или аналогичные) мы рассматривали и в 7-м, и в 8-м классах.


Так что же такое функция? Проведенный выше анализ и наш опыт изучения конкретных функций в 7-м и 8-м классах позволяют выделить два существенных момента.

1. Запись у = f(х) представляет собой правило (обычно говорят «правило f»), с помощью которого, зная конкретное значение независимой переменной х, можно найти соответствующее значение переменной у.

2. Указывается числовое множество X (чаще всего какой-то числовой промежуток), откуда берутся значения независимой переменной х.

Теперь мы можем сформулировать одно из главных определений школьного курса алгебры (да, пожалуй, и всей математики).

Определение 1.

Если даны числовое множество X и правило f, позволяющее поставить в соответствие каждому элементу х из множества X определенное число у, то говорят, что задана функция у = f(х) с областью определения X; пишут у = f(x), х є X. При этом переменную х называют независимой переменной или аргументом, а переменную у - зависимой переменной.

Замечание.

В реальной жизни мы часто говорим: «каковы мои функции» или «каковы мои функциональные обязанности», - спрашивая тем самым соответственно: «каков круг моих действий, моих обязанностей» или «что я должен делать, как действовать». Фактически в реальной жизни слово «функция» означает «действие» или «правила действий». Обратите внимание, что фактически тот же смысл имеет и математический термин «функция», который мы разъяснили выше в определении 1.

Итак, D(f) = (-оо, 4].

б) Значение х = - 2 удовлетворяет условию следовательно, f (-2) надо вычислять по первой строке задания функции. Имеем f(х) = -х 2 , значит, f (-2) = -(-2) 2 = - 4.


в) Область значений функции, как мы уже отметили выше, удобнее всего находить с помощью графика функции. Построение графика осуществим «по кусочкам». Сначала построим параболу у = -х 2 и выделим ее часть на луче (-оо, 0] (рис. 46). Затем построим прямую у = х + 1 и выделим ее часть на полуинтервале (0, 2] (рис. 47). Далее построим прямую у - 3 и выделим ее часть на полуинтервале (2, 4] (рис. 48). Наконец, все три «кусочка» изобразим в одной системе координат - это и будет график функции у = f (х) (рис. 49).


Теперь хорошо видно, что область значений функции состоит из двух промежутков: луча (-оо, 0] - он сплошь заполняется ординатами точек ветви параболы у = -х 2 , х < 0 - и полуинтервала (1, 3] - он сплошь заполняется ординатами точек участка прямой у = х+ 1,0<х<2. Итак, Е(f) = (-оо, 0]U(1, 3].

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Что такое функция. Определение. Соответствия, при которых каждому элементу одного множества сопоставляется единственный элемент другого множества называются функциями. Пишут: у = f(x), x Є X. Переменную х называют независимой переменной или аргументом. Множество всех допустимых значений независимой переменной является областью определения функции и обозначается D(y). Переменную у – зависимой переменной. Множество всех значений зависимой переменной является областью значений функции и обозначается Е(у).


Способы задания функции Существуют 4 способа задания функции. 1. Табличный способ. Удобен тем, что позволяет найти значения функции имеющихся в таблице значений аргумента без вычислений. Х2345 У Аналитический способ. Функция задается одной или несколькими формулами. Этот способ незаменим для исследования функции, установления ее свойств. У=2 х+5, у= х² -5 х+1, у= |х+5|. 3. Графический способ. Функция задается своей геометрической моделью на координатной плоскости. 4. Описательный способ. Удобно использовать тогда, когда задание другими способами затруднительно.


§3 Свойства функции Монотонность: Возрастание; убывание нули функции (значения аргумента, в которых значение Функции равно нулю) непрерывность периодичность четность нечетность Экстремумы: точка максимума, точка минимума выпуклость Наибольшее и наименьшее значения функции Промежутки знакопостоянства (промежутки, в которых функция принимает только положительные или только отрицательные значения)




О. Функция вида у=к/х, где к 0, называется обратной пропорциональностью. График обратной пропорциональности (гипербола) получается из графика функции у=1/х с помощью растяжения (а при к








Функция у = |х| у=|х |= х, если х 0 -х, если х


0. О. График дробно-линейной функции- гипербола, получаемая из графика обратной пропорциональности с помощью сдвига." title="Дробно-линейная функция О. Функция вида называется дробно- линейной, где с>0. О. График дробно-линейной функции- гипербола, получаемая из графика обратной пропорциональности с помощью сдвига." class="link_thumb"> 11 Дробно-линейная функция О. Функция вида называется дробно- линейной, где с>0. О. График дробно-линейной функции- гипербола, получаемая из графика обратной пропорциональности с помощью сдвига. 0. О. График дробно-линейной функции- гипербола, получаемая из графика обратной пропорциональности с помощью сдвига."> 0. О. График дробно-линейной функции- гипербола, получаемая из графика обратной пропорциональности с помощью сдвига."> 0. О. График дробно-линейной функции- гипербола, получаемая из графика обратной пропорциональности с помощью сдвига." title="Дробно-линейная функция О. Функция вида называется дробно- линейной, где с>0. О. График дробно-линейной функции- гипербола, получаемая из графика обратной пропорциональности с помощью сдвига."> title="Дробно-линейная функция О. Функция вида называется дробно- линейной, где с>0. О. График дробно-линейной функции- гипербола, получаемая из графика обратной пропорциональности с помощью сдвига.">


Нахождение области определения функции




Множество значений функции 1.у= 2sin²x-cos2x Решение: 2sin²x-cos2x=2sin²x-(1-2sin²x)=4sin²x-1 0 Sin²x 1, -1 4sin²x-1 3 Ответ: -1 у 3 2. у = |cosx| Решение: -1 cosx 1, 0 |cosx| 1, |cosx| 1 1 Ответ: -1 у 1 3. Функция задана графиком. Укажите множество значений этой функции. E(f)=(-2;2] E(f)= [-3;1] E(f)= (-;4]







Урок по теме «Определение и способы задания числовой функции» проводится в 10 классе на уроках алгебры в рамках содержания образования. Как и любой другой урок по математике, данный урок требует тщательного подбора средств обучения, которые будут отвечать принципам наглядности, системности и доступности. Данный видеоурок, который разработан автором с целью помоепчь учителям математики в подготовке к урокам, отвечает всем этим принципам.

Видеоурок облегчает учителю не только подготовку к уроку, но и сам процесс обучения, который будет строиться на основе видеотрансляции материала. Учитель может взять за основу такие видеоуроки, таким образов, выработать у обучающихся привычку слушать и понимать материал с первого раза при однократном просмотре его во время трансляции. При этом учителю все же придется потрудиться и найти задания, которые будут соответствовать теме урока и уровню образования обучающихся.

На уроках алгебры в 10 классе обучающиеся продолжают изучать материал, с которым они знакомились ранее, но в уже более углубленном виде, а также начинают знакомиться с началами математического анализа. Наглядность на таких уроках, особенно в формате видеоурока, просто необходима. Тем более, что здесь содержится все только самое важное и ничего лишнего.

Урок, продолжительностью 5:03 минут, начинается с рассмотрения числовых множеств, где показано, что каждому элементу одного множества ставится в соответствие единственное значение элемента из другого множества. Так вводится понятие функции с ее областью определения. Здесь же автор поясняет, что переменная xявляется независимой переменной или аргументом, а переменная y, соответственно, зависимой переменной. Также вводится обозначение области определения функции и ее области значений.

Далее автор задает проблему, которая требует ответа на вопрос, какие бывают способы задания функции. Для того, чтобы получить ответ на поставленный вопрос, автор предлагает обратить внимание на такой факт: функцию считают заданной, если указано правило, по которому можно вычислить значение функции при любом значении соответствующей переменной. Таким образом, автор приходит к аналитическому способу задания функции. Затем на экране появляются примеры аналитического задания функции. Также автор замечает, что параметрическое задание функции также относится к аналитическому способу. Кроме этого, обращается внимание на то, что данный способ считается самым распространенным. После этого автор отмечает преимущества и недостатки данного способа задания функции.

Далее автор переходит к следующему способу задания функции - графическому. Наряду с определением, на экране появляется иллюстрация этого способа на рисунке. Автор отмечает, что этот способ тоже достаточно распространенный, особенно в науке и технике. На экране демонстрируются приборы, где графики играют важную роль. Далее автор поясняет, что означает, задать функцию графически. Аналогично предыдущему способу автор отмечает преимущества графического способа и его недостатки. Кроме этого, дается замечание, что эти два способа, а именно, графический и аналитический, дополняют друг друга.

Затем рассматривается табличный способ, где демонстрируется пример. Затем отмечаются достоинства этого способа и недостатки.

После того, как рассмотрены способы задания функции, объясняется в общем случае, когда функция считается заданной.

На этом урок завершается. Но стоит отметить, что объяснение материала построено на доступном для обучающихся языке. Автор подробно останавливается на тех моментах, которые считаются наиболее важными в данной теме. Так обучающимся будет легче понять, о чем идет речь, и где это применить.

ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА:

Немного истории

Путь к современному появлению понятия функции заложили в семнадцатом веке французские ученые Франсуа Виет и Рене Декарт; они разработали единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание.

В «Дифференциальном исчислении», вышедшем в свет в тысяча семьсот пятьдесят пятом году, Эйлер дает общее определение функции: «Когда некоторые количества зависят друг от друга таким образом, что при изменении последних и сами они подвергаются изменению, то первые называют функцией вторых».

Само слово «функция» (от латинского functio — совершение, выполнение) впервые было употреблено немецким математиком Лейбницем в тысяча шестисот семьдесят третьем году в письме к Гюйгенсу (под функцией он понимал отрезок, длина которого меняется по какому-нибудь определенному закону), в печати он его ввел с тысяча шестисот девяносто четвертого года. Начиная с тысяча шестисот девяносто восьмого года, Лейбниц ввел также термины «переменная» и «константа».

В восемнадцатом веке появляется новый взгляд на функцию как на формулу, связывающую одну переменную с другой. Это так называемая аналитическая точка зрения на понятие функции.

Подход к такому определению впервые сделал

швейцарский математик Иоганн Бернулли.

Что же называется числовой функцией?

Если даны числовое множество икс большое

и правило эф , которое позволяет поставить в соответствие

каждому элементу икс из множества икс большое

единственное число игрек,

то говорят, что задана функция игрек равен эф от икс

с областью определения икс большое .

Переменная икс- независимая переменная или аргумент.

Переменная игрек- зависимая переменная.

Область определения обозначают икс большое или дэ от игрек

Область значений - игрек большое или е от игрек.

Какие же существуют способы задания функции?

Чтобы ответить на этот вопрос,

обратим внимание на такой факт: функция считается заданной, если указано правило, по которому по произвольно выбранному значению икс принадлежащем дэ от эф можно вычислить соответствующее значение игрек. Чаще всего это правило связано с одной формулой или несколькими.

Такой способ задания функции называется аналитическим. Сюда относится и параметрический. Аналитический способ самый распространенный, основной способ задания функции в математике.

Его преимущества: всегда можно найти значение функции с определенной точностью и быстро. Недостатки: по формуле невозможно определить характер изменения функции.

Графический способ - задание функции с помощью графика. Он используется в науке и технике. Иногда график бывает единственно доступным способом задания функции, например при пользовании приборами, автоматически записывающими изменение одной величины в зависимости от изменения другой (кардиограф, барограф, термограф, и другие.)

Что значит задать функцию графически?

Это значит - указать правило, по которому

прямая, проходящая через любую точку (икс) из области определения параллельно оси ординат, пересекает график в одной точке. Ордината точки эм - это число эф от икс, которое соответствует выбранному значению икс. Таким образом, на отрезке от а до бэ, задана функция игрек равен эф от икс.

Преимущество графического способа - это наглядность. На графике сразу видно, как ведёт себя функция, где возрастает. где убывает. А также можно узнать некоторые важные характеристики функции.

Вообще, аналитический и графический способы задания функции дополняют друг друга. Работа с формулой помогает построить график. А график частенько подсказывает решения, которые в формуле и не заметишь...

Табличный способ

Этот способ представляет собой простую таблицу. В ней каждому иксу соответствует (ставится в соответствие ) какое-то значение игрека. В первой строчке пишем значения аргумента. Во второй строчке - соответствующие им значения функции, например.

Преимущества табличного способа задания функции только в том, что считать ничего не надо. Всё уже посчитано и написано в таблице. Недостатки:. мы не знаем значения функции для аргумента, которых нет в таблице. В этом способе такие значения аргумента просто не существуют. Кроме того, мы не можем узнать, как ведёт себя функция за пределами таблицы.

Словесный способ.

Правило задания функции описывается словами. Например, функцию игрек равен три икс можно задать следующим словесным описанием: каждому действительному значению аргумента икс ставится в соответствие его утроенное значение. Правило установлено, а, значит, и функция задана. Способ словесного описания встречается крайне редко.

Таким образом, функция считается заданной только в том случае, если есть закон однозначного соответствия между икс и игрек . Он может быть выражен одним из способов: формулой, таблицей, графиком, словами. Этот закон позволяет по значению аргумента определить соответствующее значение функции.

Тема урока: « Определение числовой функции и способы её задания».

Дидактическая цель. Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о функциях. Дать определения области определения функции и графика функции, а так же рассмотреть способы задания функции.

Воспитательная цель. Познакомить учащихся с причинно-следственными связями на примере развития понятия функции. Идея зависимости величин восходит к древнегреческой науке. Развитие механики и техники в XVI-XVII вв. потребовало введения общего понятия функции, что было сделано немецким философом и математиком Г.Лейбницем (1646-1716). П.Ферма и Р. Декарт показали, как представлять функции аналитически. Декарт ввел в математику понятие переменной величины. Строгое определение функции дал Ию. Бернулли (1667-1748), а затем его ученик, член Петербургской Академии наук Л.Эйлер (1707-1783) ввел обозначение f(x) и объявил понятие функции центральным понятием анализа. Позднее Ж. Фурье (1768-1783), Н.И. Лобачевский (1792-1856), П. Дирихле (1805-1859) и другие внесли большой вклад в развитие понятия функции. Установление функциональной зависимости между величинами иллюстрирует важные философские категории – причины и следствия.

В процессе построения графиков необходимо обращать внимание на правильность выполнения графика, эстетическое оформление, воспитывать при этом аккуратность, внимание, четкость, учить производительно использовать каждую минутку учебного времени, с целью подготовки к ЕГЭ.

Основные знания и умения. Знать: определения числовой функции, графика функции; способы задания функции. Уметь находить область определения и область значения функции, а также выполнять простейшие преобразования графиков функции: растяжение и сжатие вдоль осей координат, сдвигать, вдоль осей координат, зеркальное отображение относительно оси абсцисс.

Обеспечение занятия

ТСО Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оснащение ТСО. DVD-диски « Алгебра 7-11», «Алгебра 10-11». Программное обеспечение « Графопостроитель».

Вид занятия . Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Мотивация познавательной деятельности учащихся.

При изучении и исследовании разнообразных явлений природы, при решении технических задач приходится рассматривать взаимосвязанные переменные величины. В природе не существует изолированных переменных величин, на связанных с другими физическими величинами. Например, пройденный путь является функцией времени. Многие понятия данной темы имеют большое значение для последующего изучения математики. Функции, их свойства и графика являются и объектом изучения, и той непосредственной средой, в которой строятся все основные понятия «математического анализа».

Последовательность изложения материала

    Основные понятия и определения: функции, области определения функции, области значения функции, графика функции.

    Параллельный перенос графика функции вдоль осей координат.

    Растяжение или сжатие графика функции по осям координат.

    Построение графиков функций, аналитическое выражение которых имеет знак модуля.

    Способы задания функции.

I .Повторение опорных знаний учащихся.

Найдите на рисунке и назовите графики функций:

y= ax+b, y= ax 2 +bx+c,

Слайд №1

II Обобщение и систематизация знаний.

1 Основные понятия и определения: функции, области определения функции, области значения функции, графика функции.

Слайд №2

Если даны числовое множество Х и правило f, позволяющее поставить в соответствие каждому элементу х их множества Х определенное число у, то говорят, что задана функция у=f(х) с областью определения Х.

Пишут: у=f(х), х

Для области определения функции используют обозначение D(f).

Переменную х называют независимой переменной или аргументом,

а переменную у – зависимой переменной.

Множество всех значений функции: у=f(х), х называют областью значений функции и обозначают Е(f).

Если дана функция у=f(х) , х и на координатной плоскости хОу отмечены все точки вида (х;у), где х, а у=f(х), то множество этих точек называют графиком функции у=f(х), х.

2 Параллельный перенос графика функции вдоль осей координат.

Слайд №3

Вопрос :

Как параллельно переносить график функции при а>0 и b

Рассмотрим параллельный перенос графика функции вдоль координатных осей на примере функции у=х 2 .

Слайд№4

3 Растяжение или сжатие графика функции по осям координат.

Теперь вспомним как преобразовывается график функции у=f(х), в следующих случаях

у= bf(x), если b>1или 0

y=f(ax), если a>0 или 0

Слайд№5

Как изменятся графики при b>1 и 0

Рассмотрим на примере функции у=
.

Слайд№6

Рассмотрим на примере функции: у=х 2

Слайд№7

4.Построение графиков функций, аналитическое выражение которых имеет знак модуля.

Слайд №8

f (х), при у=
- часть графика верхней полуплоскости и на оси абсцисс без изменения, а вместо части графика в нижней полуплоскости строим симметричную ей относительно оси Ох.

Рассмотрим преобразования графика функции у= f (х), при у= f ( - часть графика в правой полуплоскости и на оси ординат без изменения, а вместо части в левой полуплоскости строим симметричную правой относительно оси Оу.

Слайд №9

5.Способы задания функций.

Работа по учебнику страницы 9, 10 с комментариями учителя.

1. Аналитический способ - задание функции с помощью формулы (или формул). Сюда относится и параметрический способ. Аналитический способ саамы распространенный, основной способ задания функции в математике. Но он недостаточно нагляден и часто требует больших вычислений.

2. Графический способ - задание функции с помощью графика. используется в неуке и технике, причём иногда график бывает единственно доступным способом задания функции, например при пользовании приборами, автоматически записывающими изменение одной величины в зависимости от изменения другой (барограф, термограф, кардиограф и др.)

3.Словесный – задание функции словами.

4. Табличный – задание функции с помощью таблицы. Распространен в науке, технике т т.д. Этот способ определяет функцию не полностью и не дает наглядного изображения характера изменения функции с изменением аргумента.

III Применение знаний при решении примеров и задач.

1. Найти область определение и область значений функции на чертеже

(задания ЕГЭ 2007 года)

Слайд №10

2. Решить в учебнике №1.4(а)

Найдите область определения функции и область значений:

Ответ: D(f)=(-∞;0)
Е(f)= (-∞;3)

3. Решить в учебнике № 1.5(а)

Найдите область определения функции:

Ответ: (-∞;

4. Решить графически уравнение в учебнике №1.16(в) (самостоятельно с последующей проверкой).