ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ГЕОГРАФЫ И ГЕОЛОГИ
Вероятно, при слове «география» вам прежде всего представляются дальние страны, тропические леса и саванны, песчаные пустыни и оазисы, тундра или полярные льды. Вы вспоминаете об отважных путешественниках, открывавших новые земли. Но многие ли из вас знают, какая это сложная наука, какими путями развивалась она?
Корни географической науки уходят в глубокую древность. Наши далекие предки неплохо знали географию тех мест, в которых обитали, и умели изобразить их на примитивных картах, нарисованных на песке, вырезанных на дереве, коре, камне. Зачатки настоящих научных географических знаний возникли во времена рабовладельческого строя у древних народов Азии - ассиро-вавилонян, персов, индийцев, финикиян, а также в Египте. Замечательные мореплаватели древности - финикияне, жившие на восточном побережье Средиземного моря, уже знали не только берега этого моря, но около 1200 г. до н. э. проникли за Гибралтар и затем доходили на севере до Британских о-вов, а на юге - по крайней мере до Канарских о-вов.
География пережила несколько периодов расцвета, тесно связанных с важными историческими событиями. Например, в эпоху великих географических открытий, в XV-XVII столетиях, крупнейшие феодальные государства, заинтересованные в открытии и захвате новых земель - колоний, снаряжали одну экспедицию за другой в далекие страны. Вот тогда-то и была открыта Америка и проложены морские пути из Европы в Индию и другие страны Востока.
Долгое время географы занимались открытием и исследованием разных стран: они изучали пути сообщения, связывающие между собой эти страны, собирали сведения о строении земной поверхности, растительном и животном мире, населении и хозяйстве. Человека манили к себе еще неизвестные ему земли, открытие которых сулило богатство. Все увиденное путешественники старались подробно описать.
Но со временем людей перестали удовлетворять одни описания и они стали искать объяснение явлениям природы. Так география превратилась в науку, исследующую причины и связь природных явлений, а также их влияние на хозяйственную деятельность человека.
В наше время познавательное направление в географии сменилось новым. Теперь география стремится активно воздействовать на природу. Задачей современной географии все больше становится не только изучение вновь открываемых территорий, но и лучшее освоение человеком Земли. Главная цель современной географии - помогать человеку вести хозяйство на научной основе, как можно лучше использовать природные ресурсы, восстанавливать их путем преобразования природы.
География как наука распадается на две главные ветви: физическую географию и экономическую географию.
Физическая география исследует окружающие нас природные оболочки, т. е. нижнюю часть атмосферы (воздушной оболочки), воды океанов, морей и суши, почвенный покров, растительный и животный мир, поверхность земной коры, их взаимосвязи. Советская физическая география стремится познать природные свойства среды, в которой протекает жизнь человека, чтобы разумно использовать ее и преобразовывать в интересах людей.
В процессе развития и накопления научных знаний в XIX и XX вв. от физической географии отделились и обособились некоторые ветви географической науки, каждая из них изучает теперь отдельные части географической среды - это геоморфология (наука о рельефе земной поверхности и его развитии), гидрология (наука о водной оболочке Земли), климатология, ботаническая география, зоогеография, география почв и др.
Однако окружающая нас географическая среда представляет единое целое. Это еще в конце прошлого века показал замечательный русский ученый-естествоиспытатель В. В. Докучаев. Крупнейшие советские географы, продолжая разработку докучаевских идей, установили, что в природной географической среде все тесно связано и взаимодействует друг с
другом - рельеф, воздушные массы, воды, почвенный и растительный покров, животный мир. Поэтому, интересуясь отдельными ветвями географической науки, никогда не надо упускать из виду взаимодействие различных процессов, совершающихся на земном шаре, их влияние на деятельность человека и влияние самого человека на ход этих природных процессов.
Экономическая география решает вопрос, как в связи с природными условиями лучше разместить различные отрасли хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д. Она рассматривает также влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Экономическая география решает и такие общественные задачи, как рациональное (наилучшее) использование земли, борьба с силами природы, причиняющими вред человеку, и т. д. Вместе с другими географами экономико-географы изучают проблемы наиболее разумного использования природных богатств, способы их охраны, восстановления, а в ряде случаев и приумножения.
Вместе с тем географы продолжают заниматься изучением отдельных стран, или страноведением. Эта задача приобретает особое значение в наши дни, когда происходит распад колониальной системы и освободившиеся от ига империализма народы нуждаются в помощи развитых стран.
Многообразные и интересные задачи стоят перед советскими учеными, изучающими географию нашей великой Родины. Ведь СССР - крупнейшее государство в мире. Его площадь составляет 22,4 млн. км 2 . С запада на восток СССР простирается на 10 тыс. км. Общая протяженность нашей государственной границы составляет свыше 60 тыс. км ! Наша страна обладает всеми природными богатствами, необходимыми для экономического процветания, оборонной мощи и культурного развития народа.
Советский народ, его ученые и инженеры, опираясь на знание законов природы, преобразуют землю своей Родины и заставляют служить себе ее колоссальные богатства. Но еще немало их не используется человеком. Отыскивать и изучать новые природные ресурсы - одна из задач наших географов.
Используя естественные ресурсы, человек неизбежно преобразует окружающую природу. Сначала воздействие на природу носило неосознанный характер, люди не учитывали возможные нежелательные результаты. Напри-
География - одна из самых древних наук. Испокон веков человека манили неизведанные земли и богатства отдаленных миров. Первопроходцы создавали не только карты, со своих экспедиций они привозили описание местности, растительности, особенностей культуры и быта коренного населения.
Простому обывателю может показаться, что наша планета изучена вдоль и поперек. Казалось бы, какие еще открытия могут преподнести нам ученые? Однако объектом исследования науки является огромный пласт данных. Так что профессия географ еще долго будет востребованной на рынке труда.
Описание профессии географ
На сегодняшний день наука география предполагает около 55 различных направлений. Специалисты занимаются изучением почвы, изменений земной коры, водных ресурсов (океанологи), вулканической деятельности, миграции населения и т. д.
В период первых открытий исследователи главным образом занимались описанием увиденного. Их работа была опасной, так как экспедиции в неизведанные земли всегда подразумевали риск. Современные географы занимаются описанием процессов, выявлением причин и прогнозированием.
Главный инструмент ученого - это карта. Вне зависимости от области знаний, специалист должен уметь читать и составлять карты.
Работа географа подразумевает командировки, которые могут затянуться на несколько месяцев. Исключением из правил являются учителя географии.
Физическая и экономическая география
Работа эксперта в области физической географии состоит из следующих этапов:
- Подготовка . Специалист изучает доступные материалы, продумывает и составляет план предстоящих работ.
- Исследования . На данном этапе ученый занимается непосредственным изучением местности, берет пробы воды и грунта. Полученные данные фиксируются на бумажном или электронном носителе.
- Лабораторные исследования . Последний этап - это изучение проб в лаборатории путем воздействия на них химическими средствами. В современном инструментарии географа находится компьютерная техника, позволяющая получать подробные данные, которые в дальнейшем ложатся в основу долгосрочных и среднесрочных прогнозов.
Не пропустите:
Специалисты в области экономической географии главным образом занимаются изучением карт, анализом всевозможных данных.
Исследования географа тесно связаны с другими науками. Именно поэтому профессия предполагает изучение химии, физики, истории и других наук. В некоторых отраслях, например, геодезии в основном работают представители сильного пола. Это связано с изнурительными командировками и далеко не самыми лучшими условиями проживания.
Современный географ должен владеть не только теоретическими знаниями, но разбираться в инструментарии и специальных программах.
Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Московской и Ленинградской области:
Плюсы и минусы профессии географ
Преимущества:
- широкий выбор сфер деятельности. Грамотные специалисты востребования как в НИИ, ВУЗах, так и в частных организациях;
- низкая конкуренция на рынке труда;
- интересная, не рутинная работа.
Недостатки:
- постоянные командировки.
Освоить профессию предлагают следующие учебные заведения:
- Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия;
- Факультет географии и геоэкологии СПбГУ;
- Южный федеральный университет. Геолого-географический факультет;
- Геолого-географический факультет Белгородского государственного университета.
Географы - ученые-специалисты по географии.
Также данное слово используется для обозначения преподавателя географии на разговорном школьном арго.
Георгаф изучает географическую оболочку Земли - сферу взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и ноосферы, ее структуру, динамику. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы.
Основная цель - научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегий экологически безопасного развития общества.
Географ может специализироваться в краеведении, физической географии, геоморфологии, гляциологии, экономической географии, геоинформатике. Краевед собирает материал о родном крае, изучает его, ведет просветительскую работу. Физикогеограф всесторонне оценивает природные комплексы и определяет их пригодность для той или иной цели, разрабатывает географические прогнозы того состояния, в каком ландшафт может оказаться под влиянием различных причин через 10, 20, 50 лет. Изучает рельеф земной поверхности и результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты. Это делается при поиске полезных ископаемых, при строительстве шахт, газопроводов, дорог, в гидростроительстве, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.
Работа географа чаще всего состоит из трех этапов: подготовительный, полевой и камеральный. На подготовительном этапе делается постановка задачи, изучаются имеющиеся материалы, карты, результаты предшествующих исследований, определяется программа полевых работ. В полевой этап собирается фактический материал. Все данные фиксируются в полевых дневниках. В камеральный этап обрабатывается набранный материал, интерпретируются результаты исследования.
Само слово география (др.-греч. землеописание, Земля и пишу, описываю) имеет два определения:
Единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)
Свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)
Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.
География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э.
Можно сказать, что географ — это человек, изучающий землю и все, что на ней происходит.
Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты:
1) географическую картину мира,
2) географическое мышление,
3) методы географии,
4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.
Существуют различные виды географии: физическая география, есть экономическая, политическая, медицинская и другие.
Выделяют основыне два вида:
Физическая география
Социально-экономическая география
Географ работает не только в помещении, но и на открытой местности; могут быть выезды на природу (экспедиции, полевые наблюдения, даже экскурсии со студентами или школьниками — если это географ-педагог).
Этот специалист должен быть физически крепким человеком.
Географ должен знать также математику, физику, геологию, и биологию, почвоведение, химию.
Профессионально важные качества
Любознательность;
Склонность к исследовательской деятельности;
Глазомер;
Развитая память;
Хорошая ориентация на местности;
Неприхотливость;
Умение анализировать и логически мыслить;
Физическая выносливость.
Медицинские противопоказания
Инфекционные и кожные заболевания;
Неврозы;
Психические и нервные заболевания;
Плохие зрение и слух.
Пути получения профессии - это высшие учебные заведения.
Родственные профессии
Эколог, гидролог, геолог, геохимик, геофизик, геоморфолог.
Греческое слово география, как вы знаете, означает землеописание. Начальной задачей этой науки действительно было описание: где и что на Земле возвышается и течет, растет и бегает, построено и распахано. На такую инвентаризацию понадобилось несколько веков. Сначала люди просто осматривались вокруг, познавая окрестности для использования их в своей жизни. Со временем они уходили от близких мест, а главным образом уплывали, расширяя свой кругозор и возможности получения земных даров. Дошло до плавания по морям и океанам. Открывались новые континенты, острова, реки, горы.
Кстати, географическим открытием следует считать увиденное, описанное и положенное на карту. Многие народы, в том числе и высокоразвитые, вроде американских ацтеков, майя и других, не додумались положить на карту свои земли и позволили «открыть» себя испанцам, португальцам, англичанам и французам. Такая недогадливость обернулась для них потерей собственных земель и свободы.
К середине XX в. земной шар был открыт, описан и положен на карту. В том числе вся наша страна имела топографические, геологические, почвенные, климатические и другие карты. Значит, все? География выполнила свою задачу? Теперь она нужна только для общего образования и повышения культуры школьников?
Нет! Географическая наука, как и всякая другая, неисчерпаема. Да, география выполнила первую часть своего назначения. Она ответила на вопросы, что и где размещается. Но перед нею встали более сложные и необходимые для человечества задачи - ответить на вопросы «почему?», «как?» и «сколько?». Начинается самая сложная и увлекательная часть географии, единственной науки, исследующей взаимосвязи компонентов природы вообще и в условиях использования их людьми.
Для изучения всего этого внедряются разнообразные методы исследования. Интенсивно применяются дистанционные методы, самые скорые в познании многих взаимосвязей в природе.
Дистанционный метод исследований стал применяться в 1934 г. при создании топографической государственной карты. Черно-белый аэрофотоснимок содержит 64 различные тоновые градации. По ним при первичном дешифровании аэрофотоснимка на Земле можно определить практически все предметы, включая различные травяно-мохово-лишайниковые покровы, темнохвойные и светлохвойные, мелко- и широколиственные леса, песчаные, глинистые, солончаковые пустыни и т. п. Получив дешифрованный на земле снимок одного района, можно по аналогии создавать топографическую карту других районов, без обязательного посещения и наземных исследований. В результате к 1954 г. вся площадь страны была закартирована в масштабе 1:100 000 очень точной топографической съемкой. Несколько позже таким же методом составлена государственная геологическая карта. В ее создании географы, знакомые с методами аэрофотосъемки, играли важную роль.
Со временем метод аэрофотосъемки развивался и уточнялся. Многие регионы большую часть года закрыты облаками. Однако сейчас это не помеха.
В таких случаях используют высокочастотный диапазон волн, не воспринимаемый глазом человека, но фиксируемый специальной аппаратурой и преобразуемый затем в видимые изображения.
Для радиодиапазона земная атмосфера прозрачна, а неровности рельефа и различия растительности «видны» и под облаками, и ночью. Кроме того, радиосигналы проникают на определенную глубину в почву (до 0,5-1,5 м) и дают сведения о составе грунтов, их влажности, уровне залегания грунтовых вод, что чрезвычайно важно для сельского хозяйства.
В тепловом диапазоне специальной аппаратурой можно с точностью до 0,1 - 0,2°С определить температурные различия растительности, почв, воды. Это сродни слепой чувствительности летучих мышей или змей, которые «видят» добычу на невидимых человеком волнах.
Этот метод получил широкое применение. Например, лесные пожары дают обширные дымовые завеcы. Куда сбрасывать парашютистов-пожарников? Снимки дают точный ареал пожара, направление движение огня, тут же выявляют сухие огнеопасные и, наоборот, более сырые, помогающие тушению участки леса. Не выходя из самолета, пожарники точно узнают, где им выгоднее спуститься и какие методы огнетушения применять.
Тем же способом определяется температура и влажность почв, что крайне важно при решении, когда и какую культуру начинать сеять. Дистанционное многозональное зондирование применяют и для изучения вулканических районов, многолетнемерзлых почвогрунтов, разных акваторий, пахотных полей и многих других объектов.
Сочетая различные способы съемки, можно изучить особенности рельефа, гидрографии, геологии, распределение растительности и почв на большой территории, получить объективную и оперативную информацию о температуре, влажности и некоторых других параметрах поверхности, характере и ходе процессов в атмосфере и океанах.
На рисунке приведена картина загрязнения акватории Финского залива, полученная путем сложения (синтезирования) снимков, сделанных в разных зонах спектра.
Для специальных целей применяют также и другие виды съемок – лазерное сканирование, гамма-съемку и др.
Вообще в географической науке сейчас происходит революция. Раньше многочисленные экспедиции собирали день за днем образцы почв, растений, делали замеры высот речных террас, обмеряли площади разнотипных лесов, болот, лугов и множества других компонентов природного комплекса. На это тратились многие годы и колоссальное физическое напряжение, о чем и рассказано в этой книге. Сейчас те же данные можно получить за считанные часы с помощью аэрофото- и космической съемки.
На картах из космоса часто отражаются такие подробности, которые не замечаются даже при наземных исследованиях. Космические снимки по сравнению с ними дают более точные данные о разломах, тектонических трещинах, лесах, болотах, лугах и» даже отражают типы растений.
По современным аэрофотоснимкам обновляются и создаются вновь более точные топографические карты. На них сразу же обозначаются не только высоты речных террас, но и деревьев с запасами древесины на каждом участке. Если раньше 100 км2 снимали за три-четыре месяца в зависимости от сложности рельефа, то теперь достаточно одного про лета самолета и тем более спутника, чтобы получить снимок на сотню квадратных километров. При этом все существующее можно измерить с точностью в 1-2 м ширины и в 15 см высоты.
Важно, что появились методы обработки и хранения огромного количества информации. Компьютерная техника берет на себя запись и архивацию всех данных с тем, чтобы при необходимости можно было легко выбрать все сведения по любому району страны.
Самое же главное достижение географии - осознание взаимозависимости объектов и явлений на Земле. На базе прошлых наземных исследований развилась наука о ландшафтах, о том, что вся Земля состоит из небольших участков, имеющих только им присущее строение, специфические направления развития и достаточно определенные границы. Они живут в своем режиме и темпах развития, взаимодействия между собой. Задача современной географии - обнаружение законов взаимодействия составляющих ландшафты частей и исследование взаимозависимости между ландшафтами. А для этого необходимо составление крупномасштабной карты ландшафтов.
Учет глобальных видоизменений в пространстве и времени сейчас совершенно необходим при любом вмешательстве человеческой деятельности в природу; Именно такой расчет исключит многочисленные просчеты ведомств при использовании отдельных природных ресурсов (переувлажнение и засоление почв при орошении, вспашке целины, переосушении болот, перерубе лесов на различных формах рельефа, губительные действия процессов в многолетнемерзлых грунтах и многое другое).
География начинает использовать достижения кибернетики. Этим создается геоинформационная система (ГИС), т.е. соединение всех сведений о территории: состав грунтов, тектоническое положение, естественная растительность и ее варианты, почвенные условия и разности в зависимости от рельефа и увлажнения, климатические и мезоклиматические данные, освоенность промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и динамика воздействия их на естественное состояние территории, воздух, воду, почвы, медицинские условия и т. п. Банк данных постоянно пополняется дистанционным зондированием в широком спектре электромагнитных волн в совокупности с необходимыми наземными наблюдениями. Все это включается в ГИС.
География сейчас входит в круг точных наук, с помощью которых можно рассчитывать рациональное вмешательство и планировать его дозы в естественных природных условиях и процессах. Имея технику и методы, географы могут выполнять ландшафтное картографирование ряда территорий (точных ландшафтных карт у нас по существу еще нет). На таких картах уже можно отражать причины возникновения или изменения каждого из природных компонентов. В первую очередь выявляются данные о последствиях цивилизованной деятельности на ландшафт, а значит, можно вырабатывать методы и способы предупреждения гибельных экологических последствий.
Однако это лишь новый этап географии. Со временем возникнут другие проблемы, ибо наука неисчерпаема, как жизнь и ее прогресс.
Похожие материалы:
Когда эпоха Великих географических открытий давно прошла, а каждый кусочек суши и моря получил своё название, может показаться, что современным землеописателям только и остаётся что без конца воспроизводить знания своих предшественников. Но последователи Колумба, Магеллана и да Гама готовы поспорить с этим. Сегодня, как и раньше, географы имеют огромные просторы для исследовательской деятельности.
География — это комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Исследователи-географы, занимающиеся изучением местности и её населения, открывают человечеству путь к рациональному ведению хозяйства. Работа географа состоит из множества задач: наблюдение, исследование, описание, анализ данных, ведение статистики, прогнозирование. Природа и человек находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, поэтому географические данные необходимо регулярного обновлять. Профессия требует от географов отлично ориентироваться не только в географии, но и в биологии, химии, физике, экологии, истории, экономике, социологии и других науках. Профессиональные качества географа — любознательность, аналитический ум, любовь к исследованиям, отличная память и развитый глазомер. Так как работа такого специалиста подразумевает нередкие командировки, понадобится и физическая выносливость, и умение ориентироваться на местности.
Физическая география, экономическая география, политическая география, картография, космоаэрокартография, геоморфология, гидрология, геохимия, геофизика, краеведение — лишь малая часть специализаций, которые может выбрать географ. Всего можно насчитать около полусотни направлений
Частый стереотип, с которым приходится бороться географам, это приравнивание их профессии к должности учителя. На самом же деле характер деятельности будет зависеть от выбранной географом специализации. Географы могут устроиться по специальности в научно-исследовательские центры, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, на картографические фабрики, в естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники, национальные парки. Географическое образование даёт возможность найти работу в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, областных и городских комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды, на метеостанциях, в природоохранных организациях. При наличии лидерских качеств можно поискать себя в сфере экологического менеджмента.
Французский океанолог Жак-Ив Кусто — великий исследователь ХХ века, чей труд достоин восхищения
Востребованы сегодня и специалисты, работающие с геоинформационными системами. Геоинформационная система (ГИС) — это система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах. Для такой работы нужна соответствующая квалификация.
В Беларуси самый обширный перечень географических специальностей имеет . Там готовят географов, специализирующихся на геоинформационных системах (причём не только на географическом, но и на военном факультете), будущих преподавателей географии и экологии, а также специалистов в геоэкологии, гидрометеорологии и космоаэрокартографии. Помимо Белгосуниверситета, в столице есть ещё один вуз, готовящий географов: квалификацию «Преподаватель биологии и географии» можно получить в .
Возможность выучиться на преподавателя географии дают и региональные вузы.