Чем занимаются географы в наше время. География в современном мире

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ГЕОГРАФЫ И ГЕОЛОГИ

Вероятно, при слове «география» вам преж­де всего представляются дальние страны, тро­пические леса и саванны, песчаные пустыни и оазисы, тундра или полярные льды. Вы вспоми­наете об отважных путешественниках, открывав­ших новые земли. Но многие ли из вас знают, какая это сложная наука, какими путями раз­вивалась она?

Корни географической науки уходят в глу­бокую древность. Наши далекие предки не­плохо знали географию тех мест, в которых обитали, и умели изобразить их на примитив­ных картах, нарисованных на песке, вырезан­ных на дереве, коре, камне. Зачатки настоя­щих научных географических знаний возникли во времена рабовладельческого строя у древ­них народов Азии - ассиро-вавилонян, персов, индийцев, финикиян, а также в Египте. Заме­чательные мореплаватели древности - финики­яне, жившие на восточном побережье Среди­земного моря, уже знали не только берега этого моря, но около 1200 г. до н. э. проникли за Гибралтар и затем доходили на севере до Британских о-вов, а на юге - по крайней мере до Канарских о-вов.

География пережила несколько периодов расцвета, тесно связанных с важными истори­ческими событиями. Например, в эпоху великих географических открытий, в XV-XVII сто­летиях, крупнейшие феодальные государства, заинтересованные в открытии и захвате новых земель - колоний, снаряжали одну экспеди­цию за другой в далекие страны. Вот тогда-то и была открыта Америка и проложены морские пути из Европы в Индию и другие страны Во­стока.

Долгое время географы занимались откры­тием и исследованием разных стран: они изуча­ли пути сообщения, связывающие между собой эти страны, собирали сведения о строении зем­ной поверхности, растительном и животном мире, населении и хозяйстве. Человека манили к себе еще неизвестные ему земли, открытие которых сулило богатство. Все увиденное путе­шественники старались подробно описать.

Но со временем людей перестали удовлет­ворять одни описания и они стали искать объяснение явлениям природы. Так география превратилась в науку, исследующую причины и связь природных явлений, а также их влия­ние на хозяйственную деятельность человека.

В наше время познавательное направление в географии сменилось новым. Теперь геогра­фия стремится активно воздействовать на приро­ду. Задачей современной географии все больше становится не только изучение вновь открыва­емых территорий, но и лучшее освоение чело­веком Земли. Главная цель современной гео­графии - помогать человеку вести хозяйство на научной основе, как можно лучше исполь­зовать природные ресурсы, восстанавливать их путем преобразования природы.

География как наука распадается на две главные ветви: физическую геогра­фию и экономическую геогра­фию.

Физическая география исследует окружа­ющие нас природные оболочки, т. е. нижнюю часть атмосферы (воздушной оболочки), воды океанов, морей и суши, почвенный покров, растительный и животный мир, поверхность земной коры, их взаимосвязи. Советская физи­ческая география стремится познать природные свойства среды, в которой протекает жизнь че­ловека, чтобы разумно использовать ее и пре­образовывать в интересах людей.

В процессе развития и накопления научных знаний в XIX и XX вв. от физической геогра­фии отделились и обособились некоторые ветви географической науки, каждая из них изучает теперь отдельные части географической сре­ды - это геоморфология (наука о рельефе земной поверхности и его развитии), гидро­логия (наука о водной оболочке Земли), клима­тология, ботаническая география, зоогеография, география почв и др.

Однако окружающая нас географическая среда представляет единое целое. Это еще в конце прошлого века показал замечательный русский ученый-естествоиспытатель В. В. До­кучаев. Крупнейшие советские географы, про­должая разработку докучаевских идей, уста­новили, что в природной географической среде все тесно связано и взаимодействует друг с

другом - рельеф, воздушные массы, воды, почвенный и растительный покров, животный мир. Поэтому, интересуясь отдельными ветвя­ми географической науки, никогда не надо упускать из виду взаимодействие различных процессов, совершающихся на земном шаре, их влияние на деятельность человека и влия­ние самого человека на ход этих природных процессов.

Экономическая география решает вопрос, как в связи с природными условиями лучше разместить различные отрасли хозяйства - про­мышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д. Она рассматривает также влияние хозяй­ственной деятельности человека на окружающую природу. Экономическая география решает и такие общественные задачи, как рациональное (наилучшее) использование земли, борьба с си­лами природы, причиняющими вред человеку, и т. д. Вместе с другими географами экономико-географы изучают проблемы наиболее разум­ного использования природных богатств, спо­собы их охраны, восстановления, а в ряде слу­чаев и приумножения.

Вместе с тем географы продолжают зани­маться изучением отдельных стран, или стра­новедением. Эта задача приобретает особое значение в наши дни, когда происходит распад колониальной системы и освободившиеся от ига империализма народы нуждаются в помощи развитых стран.

Многообразные и интересные задачи стоят перед советскими учеными, изучающими гео­графию нашей великой Родины. Ведь СССР - крупнейшее государство в мире. Его площадь составляет 22,4 млн. км 2 . С запада на восток СССР простирается на 10 тыс. км. Общая про­тяженность нашей государственной границы составляет свыше 60 тыс. км ! Наша страна обладает всеми природными богатствами, не­обходимыми для экономического процветания, оборонной мощи и культурного развития на­рода.

Советский народ, его ученые и инженеры, опираясь на знание законов природы, преобра­зуют землю своей Родины и заставляют служить себе ее колоссальные богатства. Но еще немало их не используется человеком. Отыскивать и изучать новые природные ресурсы - одна из задач наших географов.

Используя естественные ресурсы, человек неизбежно преобразует окружающую приро­ду. Сначала воздействие на природу носило неосознанный характер, люди не учитывали воз­можные нежелательные результаты. Напри-

География - одна из самых древних наук. Испокон веков человека манили неизведанные земли и богатства отдаленных миров. Первопроходцы создавали не только карты, со своих экспедиций они привозили описание местности, растительности, особенностей культуры и быта коренного населения.

Простому обывателю может показаться, что наша планета изучена вдоль и поперек. Казалось бы, какие еще открытия могут преподнести нам ученые? Однако объектом исследования науки является огромный пласт данных. Так что профессия географ еще долго будет востребованной на рынке труда.

Описание профессии географ

На сегодняшний день наука география предполагает около 55 различных направлений. Специалисты занимаются изучением почвы, изменений земной коры, водных ресурсов (океанологи), вулканической деятельности, миграции населения и т. д.

В период первых открытий исследователи главным образом занимались описанием увиденного. Их работа была опасной, так как экспедиции в неизведанные земли всегда подразумевали риск. Современные географы занимаются описанием процессов, выявлением причин и прогнозированием.

Главный инструмент ученого - это карта. Вне зависимости от области знаний, специалист должен уметь читать и составлять карты.

Работа географа подразумевает командировки, которые могут затянуться на несколько месяцев. Исключением из правил являются учителя географии.

Физическая и экономическая география

Работа эксперта в области физической географии состоит из следующих этапов:

  • Подготовка . Специалист изучает доступные материалы, продумывает и составляет план предстоящих работ.
  • Исследования . На данном этапе ученый занимается непосредственным изучением местности, берет пробы воды и грунта. Полученные данные фиксируются на бумажном или электронном носителе.
  • Лабораторные исследования . Последний этап - это изучение проб в лаборатории путем воздействия на них химическими средствами. В современном инструментарии географа находится компьютерная техника, позволяющая получать подробные данные, которые в дальнейшем ложатся в основу долгосрочных и среднесрочных прогнозов.

Не пропустите:

Специалисты в области экономической географии главным образом занимаются изучением карт, анализом всевозможных данных.

Исследования географа тесно связаны с другими науками. Именно поэтому профессия предполагает изучение химии, физики, истории и других наук. В некоторых отраслях, например, геодезии в основном работают представители сильного пола. Это связано с изнурительными командировками и далеко не самыми лучшими условиями проживания.

Современный географ должен владеть не только теоретическими знаниями, но разбираться в инструментарии и специальных программах.

Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Московской и Ленинградской области:

Плюсы и минусы профессии географ

Преимущества:

  • широкий выбор сфер деятельности. Грамотные специалисты востребования как в НИИ, ВУЗах, так и в частных организациях;
  • низкая конкуренция на рынке труда;
  • интересная, не рутинная работа.

Недостатки:

  • постоянные командировки.

Освоить профессию предлагают следующие учебные заведения:

  • Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия;
  • Факультет географии и геоэкологии СПбГУ;
  • Южный федеральный университет. Геолого-географический факультет;
  • Геолого-географический факультет Белгородского государственного университета.

Географы - ученые-специалисты по географии.

Также данное слово используется для обозначения преподавателя географии на разговорном школьном арго.

Георгаф изучает географическую оболочку Земли - сферу взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и ноосферы, ее структуру, динамику. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы.

Основная цель - научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегий экологически безопасного развития общества.

Географ может специализироваться в краеведении, физической географии, геоморфологии, гляциологии, экономической географии, геоинформатике. Краевед собирает материал о родном крае, изучает его, ведет просветительскую работу. Физикогеограф всесторонне оценивает природные комплексы и определяет их пригодность для той или иной цели, разрабатывает географические прогнозы того состояния, в каком ландшафт может оказаться под влиянием различных причин через 10, 20, 50 лет. Изучает рельеф земной поверхности и результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты. Это делается при поиске полезных ископаемых, при строительстве шахт, газопроводов, дорог, в гидростроительстве, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

Работа географа чаще всего состоит из трех этапов: подготовительный, полевой и камеральный. На подготовительном этапе делается постановка задачи, изучаются имеющиеся материалы, карты, результаты предшествующих исследований, определяется программа полевых работ. В полевой этап собирается фактический материал. Все данные фиксируются в полевых дневниках. В камеральный этап обрабатывается набранный материал, интерпретируются результаты исследования.

Само слово география (др.-греч. землеописание, Земля и пишу, описываю) имеет два определения:

Единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

Свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э.

Можно сказать, что географ — это человек, изучающий землю и все, что на ней происходит.

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты:

1) географическую картину мира,

2) географическое мышление,

3) методы географии,

4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Существуют различные виды географии: физическая география, есть экономическая, политическая, медицинская и другие.

Выделяют основыне два вида:

Физическая география

Социально-экономическая география

Географ работает не только в помещении, но и на открытой местности; могут быть выезды на природу (экспедиции, полевые наблюдения, даже экскурсии со студентами или школьниками — если это географ-педагог).

Этот специалист должен быть физически крепким человеком.

Географ должен знать также математику, физику, геологию, и биологию, почвоведение, химию.

Профессионально важные качества

Любознательность;

Склонность к исследовательской деятельности;

Глазомер;

Развитая память;

Хорошая ориентация на местности;

Неприхотливость;

Умение анализировать и логически мыслить;

Физическая выносливость.

Медицинские противопоказания

Инфекционные и кожные заболевания;

Неврозы;

Психические и нервные заболевания;

Плохие зрение и слух.

Пути получения профессии - это высшие учебные заведения.

Родственные профессии

Эколог, гидролог, геолог, геохимик, геофизик, геоморфолог.

Греческое слово география, как вы знаете, означает землеописание. Начальной задачей этой науки действительно было описание: где и что на Земле возвышается и течет, растет и бегает, построено и распаха­но. На такую инвентаризацию пона­добилось несколько веков. Сначала люди просто осматривались вокруг, познавая окрестности для использо­вания их в своей жизни. Со временем они уходили от близких мест, а глав­ным образом уплывали, расширяя свой кругозор и возможности полу­чения земных даров. Дошло до пла­вания по морям и океанам. Открыва­лись новые континенты, острова, реки, горы.

Кстати, географическим открытием следует считать увиденное, описанное и положенное на карту. Многие наро­ды, в том числе и высокоразвитые, вроде американских ацтеков, майя и других, не додумались положить на карту свои земли и позволили «от­крыть» себя испанцам, португальцам, англичанам и французам. Такая недо­гадливость обернулась для них поте­рей собственных земель и свободы.

К середине XX в. земной шар был открыт, описан и положен на карту. В том числе вся наша страна имела топографические, геологические, поч­венные, климатические и другие карты. Значит, все? География выполнила свою задачу? Теперь она нужна только для общего образования и повышения культуры школьников?

Нет! Географическая наука, как и всякая другая, неисчерпаема. Да, география выполнила первую часть своего назначения. Она ответила на вопросы, что и где размещается. Но перед нею встали более сложные и необходимые для человечества за­дачи - ответить на вопросы «поче­му?», «как?» и «сколько?». Начинается самая сложная и увлекательная часть географии, единственной науки, ис­следующей взаимосвязи компонентов природы вообще и в условиях ис­пользования их людьми.

Для изучения всего этого внедря­ются разнообразные методы исследова­ния. Интенсивно применяются дистан­ционные методы, самые скорые в познании многих взаимосвязей в при­роде.

Дистанционный метод исследова­ний стал применяться в 1934 г. при создании топографической государ­ственной карты. Черно-белый аэро­фотоснимок содержит 64 различные тоновые градации. По ним при пер­вичном дешифровании аэрофотосним­ка на Земле можно определить практи­чески все предметы, включая различ­ные травяно-мохово-лишайниковые покровы, темнохвойные и светлохвойные, мелко- и широколиственные леса, песчаные, глинистые, солончаковые пустыни и т. п. Получив дешифро­ванный на земле снимок одного рай­она, можно по аналогии создавать топографическую карту других рай­онов, без обязательного посещения и наземных исследований. В результа­те к 1954 г. вся площадь страны была закартирована в масштабе 1:100 000 очень точной топографической съемкой. Несколько позже таким же ме­тодом составлена государственная геологическая карта. В ее создании географы, знакомые с методами аэро­фотосъемки, играли важную роль.

Со временем метод аэрофотосъем­ки развивался и уточнялся. Многие регионы большую часть года закрыты облаками. Однако сейчас это не по­меха.

В таких случаях используют вы­сокочастотный диапазон волн, не вос­принимаемый глазом человека, но фиксируемый специальной аппара­турой и преобразуемый затем в ви­димые изображения.

Для радиодиапазона земная ат­мосфера прозрачна, а неровности рельефа и различия растительности «видны» и под облаками, и ночью. Кроме того, радиосигналы проникают на определенную глубину в почву (до 0,5-1,5 м) и дают сведения о сос­таве грунтов, их влажности, уровне залегания грунтовых вод, что чрез­вычайно важно для сельского хозяй­ства.

В тепловом диапазоне специальной аппаратурой можно с точностью до 0,1 - 0,2°С определить температурные различия растительности, почв, воды. Это сродни слепой чувствительности летучих мышей или змей, которые «ви­дят» добычу на невидимых человеком волнах.

Этот метод получил широкое при­менение. Например, лесные пожары дают обширные дымовые завеcы. Ку­да сбрасывать парашютистов-пожар­ников? Снимки дают точный ареал пожара, направление движение огня, тут же выявляют сухие огнеопасные и, наоборот, более сырые, помогаю­щие тушению участки леса. Не выходя из самолета, пожарники точно узнают, где им выгоднее спуститься и какие методы огнетушения применять.

Тем же способом определяется температура и влажность почв, что крайне важно при решении, когда и какую культуру начинать сеять. Дис­танционное многозональное зондиро­вание применяют и для изучения вулканических районов, многолетнемерзлых почвогрунтов, разных ак­ваторий, пахотных полей и многих других объектов.

Сочетая различные способы съем­ки, можно изучить особенности релье­фа, гидрографии, геологии, распреде­ление растительности и почв на боль­шой территории, получить объектив­ную и оперативную информацию о тем­пературе, влажности и некоторых дру­гих параметрах поверхности, характе­ре и ходе процессов в атмосфере и океанах.

На рисунке приведена картина загрязнения акватории Финского за­лива, полученная путем сложения (синтезирования) снимков, сделанных в разных зонах спектра.

Для специальных целей применяют также и другие виды съемок – лазерное сканирование, гамма-съемку и др.

Вообще в географической науке сейчас происходит революция. Рань­ше многочисленные экспедиции соби­рали день за днем образцы почв, растений, делали замеры высот речных террас, обмеряли площади разнотип­ных лесов, болот, лугов и множества других компонентов природного комплекса. На это тратились многие годы и колоссальное физическое напряжение, о чем и рассказано в этой книге. Сейчас те же данные можно получить за считанные часы с помощью аэрофото- и космической съемки.

На картах из космоса часто отра­жаются такие подробности, которые не замечаются даже при наземных исследованиях. Космические снимки по сравнению с ними дают более точные данные о разломах, тектони­ческих трещинах, лесах, болотах, лугах и» даже отражают типы рас­тений.

По современным аэрофотосним­кам обновляются и создаются вновь более точные топографические кар­ты. На них сразу же обозначают­ся не только высоты речных террас, но и деревьев с запасами древесины на каждом участке. Если раньше 100 км2 снимали за три-четыре меся­ца в зависимости от сложности релье­фа, то теперь достаточно одного про лета самолета и тем более спутника, чтобы получить снимок на сотню квадратных километров. При этом все существующее можно измерить с точ­ностью в 1-2 м ширины и в 15 см высоты.

Важно, что появились методы обработки и хранения огромного ко­личества информации. Компьютерная техника берет на себя запись и архи­вацию всех данных с тем, чтобы при необходимости можно было легко выбрать все сведения по любому району страны.

Самое же главное достижение географии - осознание взаимозави­симости объектов и явлений на Земле. На базе прошлых наземных исследований развилась наука о ландшаф­тах, о том, что вся Земля состоит из небольших участков, имеющих только им присущее строение, специфические направления развития и достаточно определенные границы. Они живут в своем режиме и темпах развития, взаимодействия между собой. За­дача современной географии - об­наружение законов взаимодействия составляющих ландшафты частей и исследование взаимозависимости меж­ду ландшафтами. А для этого не­обходимо составление крупномасштаб­ной карты ландшафтов.

Учет глобальных видоизменений в пространстве и времени сейчас со­вершенно необходим при любом вмешательстве человеческой деятель­ности в природу; Именно такой рас­чет исключит многочисленные просче­ты ведомств при использовании от­дельных природных ресурсов (пе­реувлажнение и засоление почв при орошении, вспашке целины, переосушении болот, перерубе лесов на различных формах рельефа, губитель­ные действия процессов в многолетнемерзлых грунтах и многое другое).

География начинает использовать достижения кибернетики. Этим созда­ется геоинформационная система (ГИС), т.е. соединение всех сведе­ний о территории: состав грунтов, тектоническое положение, естествен­ная растительность и ее варианты, почвенные условия и разности в зави­симости от рельефа и увлажнения, климатические и мезоклиматические данные, освоенность промышленными и сельскохозяйственными предприя­тиями и динамика воздействия их на естественное состояние террито­рии, воздух, воду, почвы, медицинские условия и т. п. Банк данных постоян­но пополняется дистанционным зон­дированием в широком спектре электромагнитных волн в совокуп­ности с необходимыми наземными наблюдениями. Все это включается в ГИС.

География сейчас входит в круг точных наук, с помощью которых можно рассчитывать рациональное вмеша­тельство и планировать его дозы в естественных природных условиях и процессах. Имея технику и методы, географы могут выполнять ландшафт­ное картографирование ряда территорий (точных ландшафтных карт у нас по существу еще нет). На таких картах уже можно отражать причины возникновения или измене­ния каждого из природных компо­нентов. В первую очередь выявляют­ся данные о последствиях цивилизо­ванной деятельности на ландшафт, а значит, можно вырабатывать методы и способы предупреждения гибельных экологических последствий.

Однако это лишь новый этап географии. Со временем возникнут другие проблемы, ибо наука неисчер­паема, как жизнь и ее прогресс.

Похожие материалы:

Когда эпоха Великих географических открытий давно прошла, а каждый кусочек суши и моря получил своё название, может показаться, что современным землеописателям только и остаётся что без конца воспроизводить знания своих предшественников. Но последователи Колумба, Магеллана и да Гама готовы поспорить с этим. Сегодня, как и раньше, географы имеют огромные просторы для исследовательской деятельности.

География — это комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Исследователи-географы, занимающиеся изучением местности и её населения, открывают человечеству путь к рациональному ведению хозяйства. Работа географа состоит из множества задач: наблюдение, исследование, описание, анализ данных, ведение статистики, прогнозирование. Природа и человек находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, поэтому географические данные необходимо регулярного обновлять. Профессия требует от географов отлично ориентироваться не только в географии, но и в биологии, химии, физике, экологии, истории, экономике, социологии и других науках. Профессиональные качества географа — любознательность, аналитический ум, любовь к исследованиям, отличная память и развитый глазомер. Так как работа такого специалиста подразумевает нередкие командировки, понадобится и физическая выносливость, и умение ориентироваться на местности.


Физическая география, экономическая география, политическая география, картография, космоаэрокартография, геоморфология, гидрология, геохимия, геофизика, краеведение — лишь малая часть специализаций, которые может выбрать географ. Всего можно насчитать около полусотни направлений

Частый стереотип, с которым приходится бороться географам, это приравнивание их профессии к должности учителя. На самом же деле характер деятельности будет зависеть от выбранной географом специализации. Географы могут устроиться по специальности в научно-исследовательские центры, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, на картографические фабрики, в естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники, национальные парки. Географическое образование даёт возможность найти работу в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, областных и городских комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды, на метеостанциях, в природоохранных организациях. При наличии лидерских качеств можно поискать себя в сфере экологического менеджмента.


Французский океанолог Жак-Ив Кусто — великий исследователь ХХ века, чей труд достоин восхищения

Востребованы сегодня и специалисты, работающие с геоинформационными системами. Геоинформационная система (ГИС) — это система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах. Для такой работы нужна соответствующая квалификация.


В Беларуси самый обширный перечень географических специальностей имеет . Там готовят географов, специализирующихся на геоинформационных системах (причём не только на географическом, но и на военном факультете), будущих преподавателей географии и экологии, а также специалистов в геоэкологии, гидрометеорологии и космоаэрокартографии. Помимо Белгосуниверситета, в столице есть ещё один вуз, готовящий географов: квалификацию «Преподаватель биологии и географии» можно получить в .


Возможность выучиться на преподавателя географии дают и региональные вузы.