Чем занимается гештальт терапевт. Что такое гештальт простыми словами

Основоположник гештальт-терапии, Фредерик Соломон Перлз был немецким врачом-психиатром и психотерапевтом. Получив профессиональное образование у многих знаменитых представителей психоанализа и психиатрии того времени, после работы психиатром в Германии, в конце тридцатых годов двадцатого века, разочаровавшись в психоанализе, он начал разрабатывать гештальттерапию. Уже в своей первой работе "Эго, голод и агрессия", опубликованной в 1942 году, в главе "Пересмотр теории Фрейда и его метода" – Перлз дистанцируется от традиционного психоанализа, и со временем эта дистанция будет всё больше возрастать.

Начиная с 1933 года, после пришествия к власти нацистов в Германии, Перлз, его жена и старшая дочь, были вынуждены эмигрировать, сначала в Голландию, затем южную Африку. В южной Африке Перлз работает штатным армейским психиатром, и в 1946 году, в звании капитана, он переезжает в США, Нью-Йорк.

В Нью-Йорке он активно разрабатывает своё направление психотерапии, назвав его гештальт-терапией, вероятно из-за большого вклада его жены Лоры в разработку. Лора Перлз занималась гештальт-психологией, изучающей вопросы восприятия. Так же, благодаря Лоре в гештальттерапию открылись пути экзистенциальным направлениям, например, философии Мартина Бубера или экзистенциализму Пауля Тиллиха.

Эта работа приводит к тому, что в 1951 году, при активной поддержке нью-йоркской группы, в которую входила Лора Перлз, американский психотерапевт и драматург Пол Гудмен, ученик Перлза, Ральф Хефферлин были разработаны и заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических концепций, феноменологии и экзистенциальной психологии. Венцом их совместных трудов стал фундаментальный труд Перлза, Хефферлина и Гудмена – "Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности", ставший основополагающим в гештальт-терапии. В этом же году к ним присоединяется Изидор Фром, а Перлз создаёт Институт гештальт-терапии.

В начале пути гештальт-подхода, на становление его теоретического и практического метода сильное влияние оказали ближайшие соратники Перлза: врач Курт Гольдштейн, написавший труд "Строение организма", известный своей настойчивостью и вниманию к целостности организма. Перлз некоторое время был его ассистентом. Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучается Перлз. Карен Хорни, Клара Гаппель, Елена Дейч, Пауль Шильдер, психоаналитики, которые были его аналитиками или супервизорами. Вильгельм Райх, который своими работами, в частности о "мышечном щите" и характерологических структурах, вводил работу с телом и телесностью в гештальттерапию. Философ Ж. Смуте, так же способствовавший становлению целостного взгляда на человека, создатель термина "холизм". Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль, немецкий философ, основатель феноменологии. Который хоть и не был непосредственным соратником Перлза, но его идеи о феноменологии глубоко и мощно укоренились в гештальт-терапии.


Дальнейший расцвет гештальт-терапии сопровождался взлётами и падениями, и должен быть описан в отдельном материале. Стоит сказать, что благодаря невероятному творческому энтузиазму Перлза, гештальт-терапия смогла пройти, временами непростой путь, вроде "периода 68 года", и стать тем, чем она является сейчас.

После смерти Перлза в 1970 году, многие последователи перешли в другие направления психотерапии, либо стали искать научных и теоретических обоснований, считая те, что уже имели недостаточными. И лишь некоторые вернулись к истокам, и к тем, кто продолжал развивать гештальттерапию. Благодаря чему большую известность получили Лора Перлз, Изидор Фром и другие члены группы, основавшей гештальттерапию, что дало дали возможность сообществу гештальтистов вновь найти смысл гештальт-подхода вокруг теории "self", разрабатываемой Перлзом и Гудменом в 1951 году.

Гештальт-терапия сегодня

Сейчас гештальт-терапия это одно из трёх основных психотерапевтических направлений, признаваемых и используемых во всём мире. Сегодня в мире существует множество институтов и сообществ гештальтистов, занимающихся практикой и преподаванием гештальт-терапии. Большинство объединены в большие сообщества и организации мирового масштаба. Вот некоторые из них:

FORGE (Международная Федерация организаций, преподающих Гештальт (International Federation of Gestalt Training Organizations): проводит Конгрессы, на которые приглашается ведущий штат тренинговых гештальт-институтов (ректоры и проректоры, директора и их заместители). На Конгрессах обсуждаются темы, касающиеся теории, практики и исследований в поле обучения гештальт-терапии, а также приглашения обучающих гештальт-терапевтов для проведения воркшопов в Институтах, входящих в состав FORGE.

GATLA (Лос-Анжелесская ассоциация Гештальт-Терапевтов): это одна из старейших в мире учебных программ по Гештальт-терапии, сформированный ещё в начале 60х годов двадцатого века, когда Фриц Перлз вместе с Джимом Симкиным, в Лос-Анджелесе разрабатывают учебную программу. И сегодня GATLA объединяет терапевтов из более, чем 30 стран. Уже почти 50 лет проходят обучающие программы в Европе и Америке.

EAGT (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии (The European Association for Gestalt Therapy): объединение европейских гештальт-терапевтов, тренинговых гештальт-институтов и национальных гештальтистских Ассоциаций для содействия распространению гештальт-терапии в Европе, обмена знаниями и ресурсами, установления высоких профессиональных стандартов в гештальт-терапии и поощрения исследований в этой области.

АРГИ (Ассоциация "Федерация Русскоязычных Гештальт Институтов"): основателями АРГИ выступили Нифонт Долгополов (МИГиП), Даниил Хломов (МГИ), Олег Немиринский (МИГТиК) и Наталья Лебедева (СПИГ). Основной целью АРГИ является поддержание в России эффективных сфер деятельности гештальт институтов и содействие повышению социального статуса гештальт-подхода.

В России существует много институтов, где проходят обучение гештальт-студенты, среди них четыре ведущих: Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП), Московский Институт Гештальта (МГИ), Санкт-Петербургский Институт Гештальта (СПИГ), Восточно-Европейский Гештальт Институт (ВЕГИ).

От года в год растёт число практиков, их компетентность углубляется и расширяется, а с появлением новейших технологий изучения человеческого мозга и психики, достижениями медицины и нейронаук, проводятся новые исследования, подтверждающие эффективность гештальт-терапии.

При этом 21 век отличающийся своим направлением к интеграции, вносит свой дух и в гештальттерапию: сейчас можно заметить постепенную ассимиляцию с другими методами и подходами, психоанализом, от которого когда-то дистанцировался Перлз, психодрамой, арт-терапией и даже, в некоторых аспектах, когнитивно-поведенческой психотерапией.

Метод гештальт-терапии

В Гештальт-терапии одним из важнейших принципов работы с клиентом является осознание того, что происходит в текущий момент на различных между собой и неразрывно связанных уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Этот важный опыт того, что происходит "здесь и теперь", затрагивает весь организм во всех его проявлениях, за счет того, что содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, мечты, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.

В этом и заключается суть гештальт-терапии: не объяснять клиенту, но дать ему самому возможность быть целостным, неразрывным, присутствующим здесь и сейчас, понять и уважать себя. Первая часть названия, слово гештальт происходит от немецкого Gestalt, что означает "целостный образ".

То, что происходит в процессе гештальт терапии – это исследование опыта клиента контактирования с собой, другими людьми и со средой, окружающей его. Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того, как человек контактирует, как он может прервать этот опыт, замечать или игнорировать свои потребности и желания, регулярно повторять прошлый опыт и ситуации, останавливать творческое приспособление к окружающей среде. Осознание даёт возможность для человека заметить то, что с ним происходит, то, что раньше не было явным, осознать свои потребности, и вернуть себе возможность и способность совершать выбор.

Основные понятия гештальт-терапии

Поле "организм – окружающая среда"

Гештальт-терапия подразумевает, что организм не может существовать вне среды и без среды, (не существует организма без окружающей среды). Поэтому организм и окружающая его среда понимаются и рассматриваются как единое целое, неотделимое друг от друга. Такая неделимость поля лежит в основе теории метода гештальт-терапии. В свете такого взгляда среда предстаёт не как плохо очерченное пространство вокруг организма, но как конкретный мир, причем мир конкретного человека.

Контакт и граница контакта – это основные понятия гештальт-терапии. Контакт – это одновременно и осознавание поля, и физическое действие "контактирования" с ним. И в то же время это и принятие или отвержение того с чем случается контакт, того чем наполнена среда. И именно с помощью контакта организм чувствует своё отличие, а благодаря сохранению контакта – сохраняет и своё отличие.

Граница контакта – это место, точка, где организм соприкасается со средой его окружающей. Она всегда происходит изнутри, и продолжается уже в окружающем мире. "...Контактная граница, например, чувствительная кожа, – это не столько часть "организма", сколько орган особой связи организма и окружающей среды" (Перлз).

Осознание

Одним из важнейших терминов, постоянно использующимся в терапевтическом процессе, является "осознание". Это осознание происходит немедленно, здесь и сейчас, и отличается отрефлексии, растянутой во времени. В английском языке используется слово "awareness", означающее немедленное осознание всего, что происходит именно в моменте – чувств, мыслей, действий, проявлений телесности, других людей, среды. Такое осознание обладает, в том числе, интегрирующей функцией, как бы собирая в одно целое всё то, что происходит на разных уровнях восприятия.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться осознавать, делать это сознательно и в любой момент времени, выйти из фиксации, неподвижного состояния, чтобы достичь настоящего контакта с окружающей средой.

Здесь и сейчас

Принцип, говорящий о том, что наиболее актуальное для клиента происходи в настоящем, будь то чувства, мысли, действия, отношения и так далее. Благодаря принципу здесь и сейчас, или здесь и теперь, процесс осознания проходит более интенсивно и выраженно.

Ответственность – способность человека осознавать, принимать последствия собственных действий и выборов, как позитивные, так и негативные, продолжать жить с этими последствиями. Ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь – за свои желания, действия, опираться на себя.

Саморегуляция

Перлз (1973) говорит об этом так: "Организм старается поддержать баланс, который из-за его нужд постоянно нарушается и который затем восстанавливается, когда потребности удовлетворены или устранены". Саморегуляция не гарантирует хорошее здоровье, но обеспечивает уверенность в том, что организм делает то, что он может с тем, что он имеет в своем распоряжении. Если человеку чего-то не хватает, то он старается заполнить брешь; если чего-то много, то организм избавляется от излишка.

Творческое приспособление

Это синтез приспособления и творчества. Под приспособлением в гештальте понимается взаимодействие потребностей организма с окружающей средой. Творчество – это способность искать и находить новые решения, самое подходящее, лучшее из возможного, исходя из того, что имеется "под рукой" или с помощью добывания нового. Творческое приспособление – это способность соединять одно с другим, и устанавливать баланс между потребностями организма и тем, что даёт среда. Развитие творческого приспособления у клиента является важной частью работы гештальт-терапевта.

Техники гештальт-терапии

Немного забавно, что довольно большая часть психологов, и не только, определяет гештальт-терапию по различным методам. Так, например, наверняка известная большинству читателей техника диалога с пустым стулом, метафорически представляющим кого-то значимого в жизни клиента, была заимствована Перлзом, в конце его жизни, из психодрамы Морено.

Важно понимать, что любые техники – это лишь способы реализации самой сути гештальт-терапии, её фундаментального подхода, и в общем, при достаточном навыке, гештальт-терапевт может использовать любую технику и из других подходов, лишь бы они были совместимы с методом и актуальны к происходящему здесь и сейчас. Техники в гештальт-подходе не самоцель. Гештальт-подход, в основном, ориентирован на работу по осознанию ("awareness") происходящего на границе контакта, и возможности осуществления или восстановления способности к творческому приспособлению в контакте со средой.

Благодаря такой высокой пластичности, формы, которые терапия может принимать, меняются с каждым новым клиентом, обеспечивая индивидуальный подход, подчёркивая уникальность каждого человека, его жизненного опыта. Также процесс и форма терапии могут меняться в зависимости от личности, индивидуального опыта, чувственности каждого отдельного терапевта.

И всё же, существуют базовые техники, постоянно, так или иначе применяющиеся в работе гештальт-терапевтами.

И первая из них это экспериментирование, сердцевина метода. Помимо высокой эффективности обеспечивает уникальное своеобразие гештальт-терапии. В ходе терапии клиенту предлагается не просто рассказывать, о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа "здесь и теперь".

Так, например, терапевт может:

  • Сфокусировать клиента на осознавании, предложив, например, заметить, почувствовать и осознать какой-либо феномен, происходящий в текущем процессе терапии, например, дыхание, эмоции или телесные проявления.
  • Предложить осуществить метафору, которую клиент может употребить ("Я чувствую себя под прессом!", "Я как будто в клетке", "Хочу, чтобы со мной общались как с ребенком").
Терапевт может попросить усилить или сделать акцент на выявленном феномене, благодаря чему можно получить информацию, "о том, что произойдет" в ситуациях, которые трудно или невозможно смоделировать в действии.

Для того чтобы исследовать фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные ситуации или "застывшие" ситуации, разрешение которых кажется невозможным могут использоваться некоторые формы проекции. Экспериментирование даёт широкие возможности для глубокого исследования границ собственного "Я" и контакта: ограничений проявления себя, границ самовыражения, способов прерывания контакта, ощущений, движений, ценностей и т.д.

Здесь и теперь

Этот принцип стал символом, лозунгом гештальт-терапии, по которому она однозначно опознаётся в среде психологов. Однако, наблюдается некоторое недопонимание этого принципа: бытует мнение, что для гештальт-терапии с её принципом "здесь и сейчас", совершенно не интересны прошлое и будущее клиента. Конечно же, это не так: прошлое, несомненно, важно также как и настоящее и будущее. Более того, "здесь и сейчас" это не "мантра", которую надо вдалбливать клиенту.

Принцип "здесь и сейчас", или "здесь и теперь", это рабочий инструмент терапевта необходимый, чтобы обратить внимание, клиента на то, что "именно теперь ты вспоминаешь" или что "именно теперь ты предвосхищаешь события". И если благодаря экспериментированию клиент может открыть доступ к каким-то решениям и к осуществлению творческого приспособления, то только в настоящем это может произойти.

Перлз много раз повторял, что "ничего не существует кроме настоящего"; имея в виду, что настоящее содержит в себе прошлое и будущее. Именно поэтому нет постоянной необходимости возвращаться в прошлое, потому что оно уже здесь, обличено в жизненный опыт, разворачивающийся прямо здесь и сейчас.

Работа со сновидениями

Когда-то, благодаря подходу к снам, для Перлза пробил час славы в его последние годы жизни. Он рассматривал сон, как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое "экзистенциальное послание", с которым спящий обращается к самому себе. Эта работа немного театрализована, частично взята из психодрамы, что, однако только добавляет не только эффектности, но и эффективности.

Телесная работа

Гештальт-терапевт использует целостный подход к опыту клиента. И это значит, что терапевт принимает в расчет как телесные, так и эмоциональные проявления, наравне с когнитивными процессами и другими феноменами клиента, с которыми терапевт работает, и может пользоваться этим, чтобы быть в контакте с клиентом.

Это также значит, что терапевт не разделяет то, мы обычно привыкли разделять: что "тело" – это одно, а "ум" – это другое. "Телесность" или "эмоции" представляют собой частные проявления опыта человека. При патологических процессах эти проявления могут быть нарушены или закрыты и, конечно, их нельзя рассматривать по отдельности, если цель нашей работы в восстановлении их целостности.

Практическая подготовка и обучение гештальт-терапевтов

Всё обучение гештальт-терапии проходит в атмосфере бережности и безопасности, создаваемой тренерами. Благодаря атмосфере безопасности, неспешности, студенты имеют возможность не только получить качественную подготовку в психотерапии, но и глубоко познать себя, собственные границы, возможности, проработать трудности, мешающие комфортно и счастливо жить. Подготовка гештальт терапевта проходит в течение двух основных и одного дополнительного цикла.

Первый цикл представляет собой закрытую терапевтическую группу, где один раз в месяц, в течение полугода, происходит базовое обучение основам метода сочетанное с групповой психотерапией, занимающей большой объём времени. Такой способ обучения через погружение в метод эффективен, в силу того, что за время обучения в группе каждый участник проходит интенсивную терапию, прорабатывая собственные внутренние трудности, получая ценнейший опыт контакта с собой и другими, одновременно с этим изучая базовые основы гештальт-терапии и тут же применяя их на практике.

Второй цикл занимает от двух до четырех лет, в зависимости от того, как составлена учебная программа, и включает в себя 20 блоков по три дня. В этом цикле происходит основное обучение гештальт-терапии, методу, техникам, основам психологического консультирования. Этот этап одновременно позволяет углубить уже полученные знания и навыки, и кроме того частично, но в гораздо меньшей степени продолжить работу над самим собой при помощи гештальт-терапии в группе, и заложить практические и теоретические основы гештальт-терапии. Каждая фаза обучения представляет собой сочетание преподавания научных основ, прожитого опыта и обучения на практике.

В конце второго цикла студенты, решившие стать гештальт-терапевтами, проходят сертификацию, представляющую собой теоретический и практический экзамен. Для допуска к экзаменам, студенту необходимо регулярно сдавать одному из тренеров протоколы выполненных упражнений в специальных минигруппах, традиционно называемых тройками. Такие группы формируются в конце первого блока второго цикла, и в них студенты работают до завершения обучения.

Кроме того, за время обучения так же необходимо пройти около 80 часов личной терапии и супервизии, посетить некоторое количество (разное, в зависимости от выпускающей организации) интенсивов и конференций. Эти требования также необходимо выполнить для того, чтобы быть допущенным к сертификации.

Третий, дополнительный цикл, открыт после завершения двух предыдущих циклов и экзаменов для тех, кто хочет углубить своё профессиональное образование, получив практические знания работы с терапевтической группой и различными сложными темами, специфическими запросами, требующими дополнительных знаний и навыков.

В России на сегодняшний день существует множество институтов и сообществ, занимающихся профессиональной подготовкой или переподготовкой гештальт-терапевтов, отличающихся и по подходу к обучению, и по качеству образования. Среди них всех особо выделяются четыре больших института:

1. – одно из ведущих российских учебных заведений, отвечающих за образовательные программы по гештальт-подходу и психодраме. Созданный в 1996 году Нифонтом Борисовичем Долгополовым, МИГиП является соучредителем Ассоциации Русскоязычных Гештальт Институтов (АРГИ), Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России (ФПТИР) и входит в четверку базовых российских институтов как в области обучения гештальт-методу, так и психодраме.

Институт состоит в основных международных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии и психодрамы: FEPTO (Federation of Europian Psychodrama Training Organisation) – Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций, FORGE (International Federation of Gestalt Training Organization) – Федерации Организаций, Преподающих Гештальт-терапию, AAGT (The Association for the Advancement of Gestalt Therapy) – Ассоциации Развития Гештальт-терапии, IAGP (International Association for Group Psychotherapy and Group Processes) – Международной Ассоциации Групповой Психотерапии, EAGT (European Association for Gestalt Therapy) – Европейской Ассоциации Гештальт-терапии. МИГИП создал свои центры и представительства института во многих городах России и за ее пределами.

2. Общество практикующих психологов "Гештальт-подход" , основанное в начале 90х годов Даниилом Хломовым, ставящее своими целями поддержку и развитие Гештальт-терапии на основании программы "Московский Гештальт Институт" в соответствие со стандартами МГИ и EAGT; МГИ так же имеет развитую сеть представительств по России.

3. вырос из СПб Центра гештальт-терапии, основанного в 1994 году. Занимается подготовкой специалистов в области психотерапии, организационного и психологического консультирования, так же состоит в основных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии имеет представительства в городах России.

4. . ВЕГИ существует с 1996 года. Программы Института разработаны в соответствии с принятыми в России стандартами для повышения квалификации, переквалификации и специализации в области Гештальт-терапии и Гештальт-консультирования. Восточно-Европейский Гештальт Институт встроен в международную систему организаций, практикующих гештальт и обучающих гештальт-подходу в консультировании, бизнесе и организационном развитии.

Заключение

Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. Благодаря концепции целостности, в гештальт-терапии существует огромное уважение к человеку, к каждому его проявлению и через это открывается возможность для принятия и поддержки.

Использование феноменологического подхода, принципа "здесь и сейчас", позволяет клиенту самостоятельно, без дополнительных интерпретаций терапевта, чувствовать и понимать происходящее с ним и вокруг него, замечая особенности своего контакта со средой, выстраивая границы, чувствуя происходящее на границе контакта.

Гештальт-терапия, возможно, сейчас развивается не так быстро, как другие подходы, но этот вид терапии широко распространен и активно влияет на другие направления. Основываясь на совокупности человеческого опыта во всех его аспектах: телесном, эмоциональном, интеллектуальном и духовном, гештальт-терапия имеет огромный потенциал и остается ведущим видом психотерапии.

Список литературы:

1. "Эго, голод и агрессия" – Фредерик Перлз.
2. "Внутри и вне помойного ведра" – Фредерик Перлз.
3. "Гештальт-терапия" – РобинЖан-Мари.
4. "Построение и разрушение гештальтов" – РобинЖан-Мари.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

  • Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
  • Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.

В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.

Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.

Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.

Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.

Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.
Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.
Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.

Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.

Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.
Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.

Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты . Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты» .

Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:

Формирование и осознавание.

Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.

Удовлетворение потребности.

Осмысление полученного опыта.

На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.

1. Проекция

Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.

Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.

Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.

Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения

Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.

Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».

2. Интроекция

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.

Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.

Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

3. Конфлюэнция (слияние)

Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.

Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.

Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться

Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.

При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.

4. Ретрофлексия

Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.

Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.


Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится

У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.

Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.

***

Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.

Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.


Об эксперте

– психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа .

Вообще, единица анализа сознания и психики. Фишка в том, что психику человека нельзя взять, поделить на части, а потом сложить обратно и получить обратно психику. Человеческая психика обладает свойством сверсуммации - мы не можем просто взять и просуммировать ее составные части, есть что-то еще. Поиском этого чего-то и занималась гештальтпсихология. А гештальт - это, грубо говоря, уже цельные образования сознания человека.

Скажем так. Изначально гештальтисты изучали восприятие человека. Это когда вы что-то чувствуете (слышите, видите итд), и это обрабатывается у вас в сознании, познается вами. До гештальтистов психологи хотели раскладывать сознание на элементы и по этим элементам изучать психику (о бессознательном Фрейда тогда еще речи не велось). В общем, до гештальтистов сознание и психика считались таким конструктором Лего, который можно разбирать и собирать, параллельно радуясь жизни и тому, какие мы все умные. "Фигушки!" - сказали гештальтисты и придумали целостность. (Так, собственно и переводится слово гештальт с немецкого.) На самом деле, конечно, не придумали, а выдвинули, проанализировав такие вещи, как инсайт (об этом ниже), феномен фигуры-фона (вот он:)

Что вы тут видите? Старуху или молодую женщину? Это зависит от того, что вы принимаете за целое, а что - за его часть, как выделяете фигуру и фон. Я лично вижу старуху, наверное, это потому что я злобная и противная, черт его знает. Таких картинок очень много, они все прикольные и интересные.

Теперь об инсайте. У него нет нормального перевода на русский, но можно обозначить это как озарение, хотя суть немного в другом. Это чем-то походе на выделение фигуры из фона, только уже в реальности. Инсайт происходит тогда, когда вы пытаетесь решить какую-то задачу, но все никак, вы уже начинаете сомневаться в своих умственных способностей, страдаете, плачете, пьете водку с абсентом, но тут вдруг раз! и ни с того, ни с сего вся картинка задачи складывается воедино, становится целостной , и вы доходите до решения.

Классический эксперимент: обезьянка в клетке. Обезьянка очень хочет бананы, но вот незадача - они висят очень высоко под потолком, и самой ей никак его не достать. Вот такие вот садисты-психологи гады: посадили обезьяну в высокую клетку и сделали так, что она не может достать до банана. На самом деле, эти садисты туда еще и палку положили. Палка аккурат такой длины, что обезьяна ей может сбить бананы с потолка. И вот обезьяна бьется, бьется, а потом встает с такого ракурса, что видит палку и бананы в одном поле зрения. И тут возникает инсайт. Обезьяна хватает палку, сбивает бананы и счастливо их поедает.

Овации, слезы радости от зрителей, крики "браво". Обезьяна получила бананы, а вы, я надеюсь, хоть немножко поняли гештальтпсихологию.

Каково учиться в МГУ? Почему в Японии дети отказываются от личной жизни в пользу знаний, а наших кнутом не заставить учиться? Проблема в системе образования или культуре в целом?

В современной психологии набирает популярность такое направление, как гештальт-терапия. Она использует очень мягкие подходы к человеку. Также есть такой термин, как "незавершенный гештальт", который можно закрыть. Но что это за слова такие? Что это - закрыть гештальт? Рассмотрим все ответы ниже, но для начала нужно понять, что вообще означает это слово.

Что значит гештальтпсихология?

Вообще, от немецкого gestalt переводится как "форма", "личность", образ" и "фигура". Что такое гештальт простыми словами? Это термин и основная единица сознания и психики в гештальт-психологии, которая зародилась в начале XX века. Суть в том, что из этих единиц восприятия образуется целое, несводимое к сумме своих частей. Основателем этого направления (или, по-другому, школы) психологии считается Макс Вертгеймер. Гештальт-психология объясняет вопросы восприятия и мышления.

Гештальт-терапия

Выше мы говорили о гештальт-психологии. Но не стоит путать это направление с гештальт-терапией, которая появилась только в 50-х годах прошлого века. Хоть она и переняла значительную часть идей от гештальт-психологии, тут она относится скорее к психиатрии. В гештальт-терапии большее значение уделяется практике работы с людьми. Обычно этот термин употребляется, когда говорят о психиатре или психологе, который помогает своему клиенту развить самосознание, проработать то, что его беспокоит, и отпустить тревожащее его прошлое. Очень важным понятием в гештальт-терапии является такое словосочетание, как "закрытый гештальт". Что это значит - закрыть его? Что вообще обозначает этот термин?

Закрыть гештальт - что значит?

Почти у каждого человека есть в его жизни такие события, к которым он мысленно иногда или часто возвращается, переживает вновь и вновь или даже думает о том, как можно было бы сделать иначе. Случаи бывают разной степени тяжести. Например, женщина пережила резкое и болезненное расставание с мужчиной, которого любила, и теперь постоянно вспоминает об этом, размышляет о том, как надо было сделать все "правильно", чтобы предотвратить. Сюда же, к примеру, можно отнести и смерть близких людей. И вот именно такое состояние человека, когда он мысленно к чему-то тревожащему из прошлого возвращается постоянно, называют незавершенным гештальтом. Он бывает в любви, в отношениях с людьми, в самореализации и многом другом.

К этому понятию относят даже обычную тревогу по поводу незаконченных дел. Это не относится к прошлому, но каждый чувствует груз на плечах, если у него есть какие-то незаконченные дела. Они "висят" в списке, но людям порою очень сложно взяться за них. А дела так и продолжают копиться. Но что это такое - закрыть гештальт? Простыми словами - это значит отпустить весь этот груз, который давит.

В таких ситуациях очень хорошо может помочь психолог или психотерапевт, специализирующийся на гештальт-терапии. Он помогает разобраться в себе и закрыть гештальт с индивидуальным подходом к человеку.

Чем вредны незавершенные гештальты?

Теперь перейдем к более подробному рассмотрению опасных последствий. В первую очередь, если у человека накопилось много незаконченных дел, планов, проектов, то рано или поздно это перегрузит его, вызовет постоянную тревогу. Тут можно провести параллель с новенькой машиной или квартирой. Если за ними никогда не ухаживать после покупки, то все начнет мараться со временем, появиться грязь, пыль, возможно, царапины, повреждения, поломки, тараканы и т. д.

При незавершенном гештальте в отношениях или после ситуации, которая вызвала психологическую травму, дела обстоят обычно сложнее. Здесь желательна помощь специалиста, потому что самому человеку трудно взять и избавиться от тревоги. Чтобы дальше нормально или даже счастливо жить в обществе, стоит закрыть гештальт. Что это значит? А это означает то, что у любого может появиться депрессия, апатия и другие более серьезные проблемы. Могут также возникнуть проблемы со здоровьем и сном.

Как нейтрализовать гештальт?

Вообще, в гештальт-терапии есть несколько шагов для нейтрализации ощущения незавершенности:

  • Осознание истинных причин своей тревоги. Тут можно попробовать составить список дел, которые вы все никак не можете закончить.
  • Далее нужно взять себя в руки, выделить какое-то время и завершить все проекты, задания и другое.
  • Теперь гештальт закрыт. Но для профилактики не следует допускать перегрузки незаконченными делами или переживаниями.

Другими словами, сначала нужно понять свои чувства, осознать то, что действительно важно, и почему. Не стоит держать переживания в себе. Об этом можно кому-нибудь рассказать, пережить чувства, что поможет их потом отпустить.

Затем нужно провести "уборку" в своей жизни: избавиться от ненужного, закончить дела, убрать все "камни", которые мешают. Бывает так, что человек не очень понимает, что ему нужно закончить и что тревожит его. В таких случаях зачастую бывает так, что в прямом смысле нужна генеральная уборка своего дома, избавление от хлама и мусора, а также "чистка" своего окружения и упорядочивание своего режима. У любого такие большие и маленькие дела копятся на протяжении всей жизни. Чтобы сильно не затягивать с ними, желательно проводить чистку хотя бы пару раз в месяц.

Помимо небольших дел, вопрос незавершенного гештальта часто касается и более глобальных вещей: это мечты и жизненные цели, например. Проблема в том, что наши желания могут быть обманчивы. За одной мечтой скрывается жажда совсем другого. И тут важен анализ самого себя. Возможно, незавершенный гештальт лучше отпустить в некоторых случаях, чем закрыть, понять, что это не ваше, чем тревожиться из-за отсутствия реализации.

А вот для осуществления истинных целей потребуется толчок. Например, хотите всю жизнь быть танцором, но дальше мыслей об этом дело не заходило? Следует собраться и наконец записаться на курсы танцев или совершить любое другое действие, которое способно положить начало пути к реализации мечты.

Как закрыть гештальт в отношениях

С мужчиной или женщиной - расставание или тяжелая потеря может произойти с каждым. Обычно об этом чаще переживают представительницы женского пола. Основная причина ощущения незавершенности гештальта в отношениях - это рефлексия, попытка найти причину в себе, даже если инициатором разрыва выступил партнер. К этому же можно отнести постоянные мысли о том, что нужно было тогда сделать иначе, вести себя по-другому, быть другим, и этого бы не произошло.

Если возникла такая ситуация, когда прошлое не отпускает, то нежелательно держать все в себе. Если хочется поплакать, то следует это сделать. После того как эмоции выпущены, нужно прийти в себя, отвлечься на что-то другое (хобби, например). Это поможет проанализировать ситуацию и лучше понять себя, осознать причины незакрытого гештальта.

Имеет смысл сначала "выпустить пар" и эмоции после прошлых отношений, затем простить бывшую любовь и, наконец, отблагодарить за все хорошее и светлое и отпустить.

Но если никак не получается, а со временем это не проходит, то желательно обратиться к психотерапевту.

Последствия незавершенного гештальта в отношениях

Из чувств и признаков незавершенности могут присутствовать злость, гнев, обида на партнера. Обычно это ощущается вместе с чувством тоски и желанием, чтобы бывшая половинка вернулась. Одними из главных проблем, которые могут возникнуть из-за незавершенного гештальта в отношениях, являются:

  • депрессия, апатия;
  • страх и недоверие по отношению к противоположному полу;
  • неготовность к новым отношениям (сложно полюбить заново и раскрыться человеку, если еще осталось чувство незавершенности в прошлых отношениях);
  • пессимизм, сформировавшийся негативный сценарий в мыслях, касающийся отношений;
  • есть новые отношения, в которых вроде бы все отлично, но внутренняя тревога и мысли о прошлом не дают человеку полностью расслабиться;
  • также незакрытый гештальт прошлых отношений может вылиться и проявиться в новых; например, человеку изменил партнер, и в последующие свои отношения он будет ожидать измены, подозревать, ревновать;
  • женщина может стать очень зависимой от партнера из-за страха снова его потерять.

Стоит отметить, что незавершенность может возникнуть даже при постоянных отношениях, когда не было разрыва. Такое может произойти, если женщина склонна к зависимости от партнера, вкладывает в их отношения намного больше, чем мужчина.

Как предупредить незавершенные гештальты?

Лучший метод борьбы с чем-то - это профилактика. Чтобы не допускать появления незакрытых гештальтов, следует:

  • всеми силами не допускать лени и вовремя выполнять все дела;
  • 2-3 раза в месяц уделять время незавершенным гештальтам;
  • регулярно проводить генеральную уборку;
  • выражать чувства, если трудно держать их в себе;
  • регулярно проводить пересмотр своих желаний.

Посещения психолога тоже подойдут для профилактики.

Это лишь основные пункты. Для каждого человека все индивидуально. Тем не менее однозначно можно сказать, что закрыть гештальт самостоятельно более чем реально.

Заключение

Закрыть гештальт - что это значит? Если говорить вкратце, то это обозначает закончить дела и все незавершенное, которое беспокоит нас. Звучит просто, но это может вызвать большие трудности у человека. К незавершенным гештальтам относится многое, начиная от накопившихся проектов, заканчивая неотпущенным прошлым.

Если человек проработал все это, завершил дела внешние и избавился от ощущения незавершенного внутреннего, то можно считать, что гештальт закрыт. Это значит - освободиться: теперь можно жить спокойно и почти не тревожиться.