Чем вы готовы пожертвовать ради любимого человека.

Чем вы готовы пожертвовать ради любимого человека?
Задумывались ли вы когда нибудь над тем, чем вы готовы пожертвовать ради любимых вам людей?
И как часто вы жертвуете собою ради них и их счастья, здоровья и безопасности?
Что есть жертвования собою для вас и каких ситуациях стоит жертвовать собою?
Готовы ли вы пожертвовать своими интересами?
Если для него счастье - это отсутствие вас рядом, а вы без него не можете - как вы поступите?

Как вы относитесь к такому мнению, что жертвы эти отнюдь не ради кого то?
Все люди эгоисты. И даже принося жертву со своей стороны, мы ждем ответного, и чем быстрее, тем лучше. А когда не получаем желаемого, то начинаем выяснять отношения, совершать глупости и несуразные поступки.
Так что вопрос "Чем вы готовы пожертвовать?" Да хоть целым миром, но если эта жертва останется незамеченной, то смысл в ней? верно? Подумайте о себе как об эгоисте.

Смотря на что пожертвование идет... Готов отдать практически жизнь,если буду уверен в том,что эта жертва необходима.

я готов пожертвовать ради любимого человека практически всем, только нужна ли она, эта жертва? к сожалению не помню кто сказал из философов далекого прошлого: "настоящая любовь в жертвах не нуждается".

много букав хорошего рассуждения

Пожертвовать??? - наверное всем тем что у меня есть. Почему именно тем что у меня есть??? Да потому, что жертвовать чем то иным (как яркий пример интересами других людей) ради достижения своей цели - это эгоизм. Хотя как на это посмотреть... в свое вермя Маккиавели (вроде бы он) в "Государе" писал что цель оправдывает любые средства... (все зависит от конкретной ситуации)
Говоря о том что мы жертвуем ради того чтобы что-то получить - да, это чистой души эгоизм выраженный в пожертвовании меньшим ради получения большего. Людям свойственен эгоизм и даже на фоне самых благих намерений может проскочить мысль о получении каких-либо "полезных последствий" из своей жертвы. Все дело в том, какой мотив движет человеком или какой цели он хочет достигнуть: сделать любимого человека счастливым совершенно безкорыстно и не требуя от него что-то в замен, либо получить от него что-то или добится чего-то... Честно признаюсь что и у меня пару раз возникала на фоне такая корыстная цель - ну никто не идеален. Хотя когда и возникают такие "порывы" чаще все же стараюсь перед собой поставить первый мотив. Самопожертвование - с одной стороны довольно благородно, с другой - здесь есть много "но". Это все же крайняя мера, хотя скорее всего я ошибаюсь. Жертвовать собой скорее всего надо ради спасения жизни своего любимого человека. Я думаю врядли этот человек оценит если ты пожертвуешь собой если цели можно было достигнуть другим способом. Так ты прежде всего сделаешь больно (слабо сказанно) своему любимому человеку. Смысл же в жертве у каждого свой и полностью зависит от мотивов, целей поступка: как ты говоришь, "если эта жертва останется незамеченной, то смысл в ней?" - ответ: смотря чего хотел получить человек. Если хотел(а) сделать любимую(ого) счастливой(ым) - то возможно результат достигнут даже если этот человек не оценил по достоинству твоего поступка, но за то ты уверен что сделал все возможное и невозможное для этого человека. Если же получить что-то в ответ - то Мир пропал зря.
Ну и самый тяжелый вопрос: "Если для него счастье - это отсутствие вас рядом, а вы без него не можете - как вы поступите?" Наверное уйду, даже не наверное, а уйду... Хотя долго не протяну...

Вот наверное и все...

Я все и всех бросил... Отказался от своей прошлой жизни. Она этого стоит. Стоит большего. Для меня она бесценна. Все это очень сложно, но я не могу без этого человека. И не важно заметят ли эти жертвы.. Я просто хочу быть с ней. Быть до последнего. Готов сделать все по мере сил. До последний капли. Нет, я не раб. Это просто имеет место быть.

Угу - это не рабство - это стремление сделать своего любимого человека счастливым - конечно если любимый человек этого хочет.

ради своей любимой девушки...
думаю всем чем только можно...
люблю ее очень сильно...
если потребуеться то думаю можно будет пойти на все ради нее...

Я случайно набрела на достойные материалы в интернет-страничке для мужчин, где ее создатели призывают к следующему: «Хочешь, чтобы твои отношения с женщинами улучшились? Начни с себя. Пойми себя. Свои желания. Свой внутренний мир. И встреча не заставит ждать»

Вдобавок к этому, вспоминается прошлогоднее интервью одного итальянца, которого показывали по Euronews. Кажется, зачинатель какого-то прогрессивного движения. «Понятие о мужественности должно измениться в головах мужчин, говорил он. Показная мужественность, выражаемая в неприступности к чувствам и эмоциям самого мужчины, никак не является доказательством его незыблемости и неуязвимости…»

Как видим, к пониманию того, что для того, чтобы в нашу жизнь пришел тот, который дарует любовь и счастье нужно начинать с себя — приходят и те, и другие. И женщины, и мужчины.

Вопрос вот в чем. Что же нужно менять в себе, чтобы далекое счастье улыбнулось и обернулось прекрасной Царевной. Или храбрым Царевичем.

Себя-то точно не изменишь. Сколько раз, сталкиваясь в критической ситуации со своим очередным комплексом, над которым вы работали и работали, вы разочарованно убеждались – ничего во мне не меняется!..

Давайте подумаем. Все было замечательно в Василисе Прекрасной. И готовить умела, и шить, и собой хороша. Даже женила на себе царевича в образе лягушки. Шкуру ей сожгли, и жить бы ей поживать счастливо без этого ненавистного колдовского обличья.

Но почему — нет? Почему обернулась лебедем и улетела?

Оказалось, что для того, чтобы стать по-настоящему свободной от злых чар – надо пройти немалый путь. И в конце этого пути встретиться лицом к лицу с Кощеем бессмертным. С тем, что умрет только после того, как жертва будет отдана.

Жертва эта – хранится в самом дорогом и неприступном месте. До него еще добраться надо. «…на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».

Наверное, вы догадались, что метафора сжигания шкуры заключается в том, что каждый из нас, делая значительные изменения в своей жизни, будь то поступление на учебу, новая работа, новый проект, бизнес, отношения – сбрасывает с себя частичку прошлого. И входит в новую жизнь.

Но если в этом «новом» нет понимая того, что вы отдаете за это определенную цену – нет смысла в сжигании шкуры. Просто взять и сжечь шкуру почти ничего не значит.

Как бы ни было это страшно признать и увидеть, можно потерять и спокойствие, и финансы, и столкнуться с полной беззащитностью. Как социальной, так и физической.

Но если увидеть – во имя чего на плаху легла голова, на горизонте четко обозначается цель. Вы идете к ней. И точно знаете – за чем и для чего.

Царевич в сказке для женщины – это ее потенциал, ее деятельность.

С которым она, реализуя себя в творчестве, придет к счастливом концу и, сбросив колдовские чары, встретится с Царевичем, в храбрости которого она убедилась не на словах, а на деле.

Вам не хватает признания? Пожалуйста, начинайте создавать и использовать свои творческие таланты. И не говорите, что их у вас нет. В этом вас уверяет ваш внутренний Кащей, тощий и немощный, который кажется бессмертным.

Царевна в сказке для мужчины – это его чувственная часть, которую он принимает в себе, решившись на поиски истинного зова своей души. Когда мужчина не верит своим чувствам, цепляясь за привычную и более безопасную логику, то Царевна может быть потеряна.

Придется пускаться в долгий и далекий путь, нащупывая верную дорогу к своим чувствам через инстинкты. Которые предстают в сказках в виде животных – лебедя, медведя, зайца, рыбы, утки.

И, конечно же, встретиться с искаженным материнским образом, который предстает в сказке в виде Бабы Яги, Костяной ноги. Даже здесь сказка дает очевидный ответ. Если уметь договориться с колдовской частью мамы, «избушка повернется к лесу задом, а к герою передом». И поведает Баба Яга главный секрет – где найти смерть Кощея. Немощного, не потенциального, лишенного чувств. Через принятие своей чувственной части, к мужчине приходит и понимание женщин.

Прямо сейчас спросите себя – чем ценным вы готовы пожертвовать в себе, чтобы в вашу жизнь пришли глобальные изменения? От чего вы готовы отказаться ради большой и настоящей любви?

Как можно чаще задавайте этот вопрос себе. И понаблюдайте – это действительно есть цель вашей жизни?

@Саида Мавлан

Цель моей рассылки с еженедельными письмами – дать вам ценную информацию, благодаря которой вы маленькими, степенными шагами начнете идти к своей счастливой судьбе. Только в письмах, в блоге не публикуется.
Моя многолетняя связь с читателями научила меня больше отдавать, больше делиться и строить доброжелательные отношения. Напишите в форме подписки своё имя, адрес – и до скорой связи!:)

Хорхе Мендес

Рейне Тейлор было тридцать четыре, и у неё никогда не было мужчин.

Её коллеги, бесстыдно шушукавшиеся за чашечкой кофе («Лесбиянка! Рейна, должно быть, лесбиянка, я вам точно говорю!» – весящая под четыреста фунтов* и будто бы принципиально не моющая волосы Хильда Дикс, как всегда, была беспрекословна) были, как ни странно, неправы: женщин у Рейны тоже никогда не было.

Секс, отношения и «вся такая прочая лабуда-лабудень», как любила выражаться Рейна, – это занимало её меньше всего на свете.

Рейна жила работой.

Правду сказать, историей она болела с самого детства.

Она заболела ею намного раньше, чем этот предмет начали изучать в школе.

Рейну интересовала история родной страны, каждого штата. Европа, Азия и всё остальное увлекало её гораздо меньше. В старшей школе Рейна стала проявлять интерес к истории афроамериканского населения (что, впрочем, должно быть совершенно обычным в Литл-Роке**). К тому моменту как она начала обучение в университете, Рейна знала об афроамериканцах в США и их борьбе за гражданские права практически всё. Увлечённую своим делом едва ли не до безумия девушку, разумеется, заметили, и к моменту окончания обучения в университете Рейна уже чётко знала, где будет работать и чем заниматься.

Для научно-исследовательского центра, куда она попала, Рейна была совершенно идеальным, если не сказать незаменимым сотрудником. Её не просто не интересовали ни мужчины, ни женщины – Рейну не интересовало ничего из того, что, как правило, в той или иной степени волнует подавляющее большинство людей. Она не ходила в кино, не читала беллетристику, не интересовалась последними новинками в мире техники и ничего не понимала в моде. Одевалась она так, чтобы было попросту удобно, книги читала только те, что могли потребоваться ей по работе, а аккаунт в Фейсбуке Рейна завела лишь для того, чтобы подписаться на те паблики, что могли показаться ей интересными.

Разумеется, все эти паблики были связаны исключительно с историей.

Пару лет назад ей поступало предложение пополнить ряды преподавателей исторического факультета одного из престижных университетов; Рейна ответила на него отказом.

Преподавание будет отнимать время и силы, рассудила она. Которые лучше потратить на исследования.

На исследования Рейне никогда не было жаль ничего.

Ни времени, ни сил, не денег.

Ничего вообще.

Порой ей (впрочем, не только ей – окружающим тоже) казалось, что ради своей работы она готова пожертвовать всем.

Впрочем, почему бы и не пожертвовать всем ради того, что ты сам искренне считаешь смыслом своей жизни?

Разве не так?

Выйдя из научно-исследовательского центра, Рейна быстро сбежала по ступенькам. Подмышкой у неё была зажата папка с бумагами (впрочем, как всегда), а длинные светло-рыжие волосы собраны в высокий хвост (впрочем, тоже как всегда: хвост Рейна считала самой удобной и универсальной причёской, волосы ей постоянно мешали, но стричь их она, тем не менее, не желала – ведь в таком случае нужно будет регулярно обновлять стрижку, а на это Рейна не была готова). Погода была такой, как всегда бывает в Литл-Роке в это время года: сыро, влажно, но, в принципе, терпимо. Подняв воротник куртки, Рейна пошла по направлению к своей машине, попутно рассуждая о том, что ей следует запланировать на завтра. Водила Рейна плохо, ездила медленно, будто бы постоянно страшась попасть в аварию, из-за чего нередко становилась объектом насмешек местных водил-лихачей. «Эй, ты, ты что, уснула! Езжай давай!» – нечто подобное Рейна слышала каждый божий день и в итоге попросту привыкла к этому.

Как ни крути, по большому счёту это было совершенно не важно.

Ничто не казалось важным, кроме дела всей её жизни.

Подойдя к автомобилю, Рейна зашарила в поисках ключей, когда чей-то голос заставил её обернуться.

– Славный денёк сегодня, мисс.

Повернув голову, Рейна увидела перед собой смуглого, невысокого роста старика. В коричнево-желтоватых пальцах его была зажата сигарета. Он курил.

– Мы знакомы? – с удивлением отозвалась Рейна, отчаянно напрягая память. Нет, никого подобного она не припоминала. Впрочем, это также не было удивительным: случайных знакомых Рейна запоминала редко.

– Нет, но ничто ведь не мешает нам восполнить этот пробел, – докурив, старик отправил окурок в урну столь уверенным и чётким движением, будто бы ему было лет двадцать, хотя выглядел он, надо сказать, на все восемьдесят. – Меня зовут Хорхе. Хорхе Мендес, – он протянул Рейне свою худую сморщенную смуглую руку. – А вы, должно быть…

– Рейна, – автоматом отозвалась она, пожимая руку старика. – Рейна…

– Доктор Рейна Тейлор. Не скромничайте.

Рейна удивлённо подняла брови:

– Откуда вы знаете?

Старик тихо засмеялся типичным старческим скрипучим смехом.

– О вас пишут в газетах, миссис Тейлор…

– Разумеется. Простите. Мисс Тейлор, конечно. Хотя, как я уже сказал, мне следовало бы называть вас «доктор Тейлор».

– Это уже как вам угодно. Странно, что обо мне пишут в газетах. Никогда бы не подумала.

Старик вновь тихо рассмеялся:

– О, это совершенно необычные газеты, мисс Тейлор… доктор.

– Необычные?

– О да, да. Я читаю самые что ни на есть необычные газеты, доктор Тейлор. О необычных людях.

– Вам кажется, я необычная?

Хорхе Мендес (кажется, так он представился) посмотрел ей в глаза.

– Все увлечённые люди – необычны, мисс.

– Увлечённые?

– Да. Именно. Увлечённые. Такие, как вы.

Рейна покачала головой.

– Простите, но мне пора идти, – сказала она. – Было приятно познакомиться, мистер Мен…

– Подождите.

Только сейчас Рейна ощутила, что старик схватил её за руку. Прикосновение было неожиданно жёстким и…

И сильным.

– Отпустите, – стараясь говорить спокойно, произнесла она, пытаясь выдернуть руку. Старик тут же отпустил её.

– Простите, доктор, я не хотел делать вам неприятно, – извинился он. – Просто, видите ли… мне кажется, я мог бы немного помочь вам… в ваших исследованиях.

Волшебное слово «исследования» немедленно заставило уже развернувшуюся, чтобы уходить, Рейну, остановиться.

– Ч… что? – переспросила она.

Мендес широко заулыбался, обнажая крупные жёлтые зубы. Как ни странно, они у старика были целы.

– Вы когда-нибудь слышали о городке Биг-Блэк-Таун? – спросил он.

Рейна кивнула. Разумеется, она слышала. Биг-Блэк-Таун был поселением, которое основали афроамериканцы, пытаясь скрыться от сторонников расовой сегрегации, поднимавших бунты против совместного обучения чёрного и белого населения. Вынести травлю в Литл-Роке смогли далеко не все, и многие приняли решение скрыться и затаиться.

Биг-Блэк-Таун не был отмечен на карте. Он не был отмечен вообще нигде.

И, тем не менее, он был.

Был – и Рейна прочла о нём всё, что только можно было достать.

В семидесятые годы прошлого столетия Биг-Блэк-Таун опустел.

Официальная версия сводилась к тому, что отношения между белым и черным населением стабилизировались, и в подобном поселении якобы больше не было смысла. Оттого все люди попросту разъехались оттуда в другие города.

Но существовала и другая версия.

Та, которую давно уже отнесли к историям, называемым «городскими легендами».