Чем вы готовы пожертвовать ради любимого человека?
Задумывались ли вы когда нибудь над тем, чем вы готовы пожертвовать ради любимых вам людей?
И как часто вы жертвуете собою ради них и их счастья, здоровья и безопасности?
Что есть жертвования собою для вас и каких ситуациях стоит жертвовать собою?
Готовы ли вы пожертвовать своими интересами?
Если для него счастье - это отсутствие вас рядом, а вы без него не можете - как вы поступите?
Как вы относитесь к такому мнению, что жертвы эти отнюдь не ради кого то?
Все люди эгоисты. И даже принося жертву со своей стороны, мы ждем ответного, и чем быстрее, тем лучше. А когда не получаем желаемого, то начинаем выяснять отношения, совершать глупости и несуразные поступки.
Так что вопрос "Чем вы готовы пожертвовать?" Да хоть целым миром, но если эта жертва останется незамеченной, то смысл в ней? верно? Подумайте о себе как об эгоисте.
Смотря на что пожертвование идет... Готов отдать практически жизнь,если буду уверен в том,что эта жертва необходима.
я готов пожертвовать ради любимого человека практически всем, только нужна ли она, эта жертва? к сожалению не помню кто сказал из философов далекого прошлого: "настоящая любовь в жертвах не нуждается".
много букав хорошего рассуждения
Пожертвовать??? - наверное всем тем что у меня есть. Почему именно тем что у меня есть??? Да потому, что жертвовать чем то иным (как яркий пример интересами других людей) ради достижения своей цели - это эгоизм. Хотя как на это посмотреть... в свое вермя Маккиавели (вроде бы он) в "Государе" писал что цель оправдывает любые средства... (все зависит от конкретной ситуации)
Говоря о том что мы жертвуем ради того чтобы что-то получить - да, это чистой души эгоизм выраженный в пожертвовании меньшим ради получения большего. Людям свойственен эгоизм и даже на фоне самых благих намерений может проскочить мысль о получении каких-либо "полезных последствий" из своей жертвы. Все дело в том, какой мотив движет человеком или какой цели он хочет достигнуть: сделать любимого человека счастливым совершенно безкорыстно и не требуя от него что-то в замен, либо получить от него что-то или добится чего-то... Честно признаюсь что и у меня пару раз возникала на фоне такая корыстная цель - ну никто не идеален. Хотя когда и возникают такие "порывы" чаще все же стараюсь перед собой поставить первый мотив. Самопожертвование - с одной стороны довольно благородно, с другой - здесь есть много "но". Это все же крайняя мера, хотя скорее всего я ошибаюсь. Жертвовать собой скорее всего надо ради спасения жизни своего любимого человека. Я думаю врядли этот человек оценит если ты пожертвуешь собой если цели можно было достигнуть другим способом. Так ты прежде всего сделаешь больно (слабо сказанно) своему любимому человеку. Смысл же в жертве у каждого свой и полностью зависит от мотивов, целей поступка: как ты говоришь, "если эта жертва останется незамеченной, то смысл в ней?" - ответ: смотря чего хотел получить человек. Если хотел(а) сделать любимую(ого) счастливой(ым) - то возможно результат достигнут даже если этот человек не оценил по достоинству твоего поступка, но за то ты уверен что сделал все возможное и невозможное для этого человека. Если же получить что-то в ответ - то Мир пропал зря.
Ну и самый тяжелый вопрос: "Если для него счастье - это отсутствие вас рядом, а вы без него не можете - как вы поступите?" Наверное уйду, даже не наверное, а уйду... Хотя долго не протяну...
Вот наверное и все...
Я все и всех бросил... Отказался от своей прошлой жизни. Она этого стоит. Стоит большего. Для меня она бесценна. Все это очень сложно, но я не могу без этого человека. И не важно заметят ли эти жертвы.. Я просто хочу быть с ней. Быть до последнего. Готов сделать все по мере сил. До последний капли. Нет, я не раб. Это просто имеет место быть.
Угу - это не рабство - это стремление сделать своего любимого человека счастливым - конечно если любимый человек этого хочет.
ради своей любимой девушки...
думаю всем чем только можно...
люблю ее очень сильно...
если потребуеться то думаю можно будет пойти на все ради нее...
Вдобавок к этому, вспоминается прошлогоднее интервью одного итальянца, которого показывали по Euronews. Кажется, зачинатель какого-то прогрессивного движения. «Понятие о мужественности должно измениться в головах мужчин, говорил он. Показная мужественность, выражаемая в неприступности к чувствам и эмоциям самого мужчины, никак не является доказательством его незыблемости и неуязвимости…»
Как видим, к пониманию того, что для того, чтобы в нашу жизнь пришел тот, который дарует любовь и счастье нужно начинать с себя — приходят и те, и другие. И женщины, и мужчины.
Вопрос вот в чем. Что же нужно менять в себе, чтобы далекое счастье улыбнулось и обернулось прекрасной Царевной. Или храбрым Царевичем.
Себя-то точно не изменишь. Сколько раз, сталкиваясь в критической ситуации со своим очередным комплексом, над которым вы работали и работали, вы разочарованно убеждались – ничего во мне не меняется!..
Давайте подумаем. Все было замечательно в Василисе Прекрасной. И готовить умела, и шить, и собой хороша. Даже женила на себе царевича в образе лягушки. Шкуру ей сожгли, и жить бы ей поживать счастливо без этого ненавистного колдовского обличья.
Но почему — нет? Почему обернулась лебедем и улетела?
Оказалось, что для того, чтобы стать по-настоящему свободной от злых чар – надо пройти немалый путь. И в конце этого пути встретиться лицом к лицу с Кощеем бессмертным. С тем, что умрет только после того, как жертва будет отдана.
Жертва эта – хранится в самом дорогом и неприступном месте. До него еще добраться надо. «…на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».
Наверное, вы догадались, что метафора сжигания шкуры заключается в том, что каждый из нас, делая значительные изменения в своей жизни, будь то поступление на учебу, новая работа, новый проект, бизнес, отношения – сбрасывает с себя частичку прошлого. И входит в новую жизнь.
Но если в этом «новом» нет понимая того, что вы отдаете за это определенную цену – нет смысла в сжигании шкуры. Просто взять и сжечь шкуру почти ничего не значит.
Как бы ни было это страшно признать и увидеть, можно потерять и спокойствие, и финансы, и столкнуться с полной беззащитностью. Как социальной, так и физической.
Но если увидеть – во имя чего на плаху легла голова, на горизонте четко обозначается цель. Вы идете к ней. И точно знаете – за чем и для чего.
Царевич в сказке для женщины – это ее потенциал, ее деятельность.
С которым она, реализуя себя в творчестве, придет к счастливом концу и, сбросив колдовские чары, встретится с Царевичем, в храбрости которого она убедилась не на словах, а на деле.
Вам не хватает признания? Пожалуйста, начинайте создавать и использовать свои творческие таланты. И не говорите, что их у вас нет. В этом вас уверяет ваш внутренний Кащей, тощий и немощный, который кажется бессмертным.
Царевна в сказке для мужчины – это его чувственная часть, которую он принимает в себе, решившись на поиски истинного зова своей души. Когда мужчина не верит своим чувствам, цепляясь за привычную и более безопасную логику, то Царевна может быть потеряна.
Придется пускаться в долгий и далекий путь, нащупывая верную дорогу к своим чувствам через инстинкты. Которые предстают в сказках в виде животных – лебедя, медведя, зайца, рыбы, утки.
И, конечно же, встретиться с искаженным материнским образом, который предстает в сказке в виде Бабы Яги, Костяной ноги. Даже здесь сказка дает очевидный ответ. Если уметь договориться с колдовской частью мамы, «избушка повернется к лесу задом, а к герою передом». И поведает Баба Яга главный секрет – где найти смерть Кощея. Немощного, не потенциального, лишенного чувств. Через принятие своей чувственной части, к мужчине приходит и понимание женщин.
Прямо сейчас спросите себя – чем ценным вы готовы пожертвовать в себе, чтобы в вашу жизнь пришли глобальные изменения? От чего вы готовы отказаться ради большой и настоящей любви?
Как можно чаще задавайте этот вопрос себе. И понаблюдайте – это действительно есть цель вашей жизни?
@Саида Мавлан
Цель моей рассылки с еженедельными письмами – дать вам ценную информацию, благодаря которой вы маленькими, степенными шагами начнете идти к своей счастливой судьбе. Только в письмах, в блоге не публикуется.
Моя многолетняя связь с читателями научила меня больше отдавать, больше делиться и строить доброжелательные отношения. Напишите в форме подписки своё имя, адрес – и до скорой связи!:)
Хорхе Мендес
Рейне Тейлор было тридцать четыре, и у неё никогда не было мужчин.
Её коллеги, бесстыдно шушукавшиеся за чашечкой кофе («Лесбиянка! Рейна, должно быть, лесбиянка, я вам точно говорю!» – весящая под четыреста фунтов* и будто бы принципиально не моющая волосы Хильда Дикс, как всегда, была беспрекословна) были, как ни странно, неправы: женщин у Рейны тоже никогда не было.
Секс, отношения и «вся такая прочая лабуда-лабудень», как любила выражаться Рейна, – это занимало её меньше всего на свете.
Рейна жила работой.
Правду сказать, историей она болела с самого детства.
Она заболела ею намного раньше, чем этот предмет начали изучать в школе.
Рейну интересовала история родной страны, каждого штата. Европа, Азия и всё остальное увлекало её гораздо меньше. В старшей школе Рейна стала проявлять интерес к истории афроамериканского населения (что, впрочем, должно быть совершенно обычным в Литл-Роке**). К тому моменту как она начала обучение в университете, Рейна знала об афроамериканцах в США и их борьбе за гражданские права практически всё. Увлечённую своим делом едва ли не до безумия девушку, разумеется, заметили, и к моменту окончания обучения в университете Рейна уже чётко знала, где будет работать и чем заниматься.
Для научно-исследовательского центра, куда она попала, Рейна была совершенно идеальным, если не сказать незаменимым сотрудником. Её не просто не интересовали ни мужчины, ни женщины – Рейну не интересовало ничего из того, что, как правило, в той или иной степени волнует подавляющее большинство людей. Она не ходила в кино, не читала беллетристику, не интересовалась последними новинками в мире техники и ничего не понимала в моде. Одевалась она так, чтобы было попросту удобно, книги читала только те, что могли потребоваться ей по работе, а аккаунт в Фейсбуке Рейна завела лишь для того, чтобы подписаться на те паблики, что могли показаться ей интересными.
Разумеется, все эти паблики были связаны исключительно с историей.
Пару лет назад ей поступало предложение пополнить ряды преподавателей исторического факультета одного из престижных университетов; Рейна ответила на него отказом.
Преподавание будет отнимать время и силы, рассудила она. Которые лучше потратить на исследования.
На исследования Рейне никогда не было жаль ничего.
Ни времени, ни сил, не денег.
Ничего вообще.
Порой ей (впрочем, не только ей – окружающим тоже) казалось, что ради своей работы она готова пожертвовать всем.
Впрочем, почему бы и не пожертвовать всем ради того, что ты сам искренне считаешь смыслом своей жизни?
Разве не так?
Выйдя из научно-исследовательского центра, Рейна быстро сбежала по ступенькам. Подмышкой у неё была зажата папка с бумагами (впрочем, как всегда), а длинные светло-рыжие волосы собраны в высокий хвост (впрочем, тоже как всегда: хвост Рейна считала самой удобной и универсальной причёской, волосы ей постоянно мешали, но стричь их она, тем не менее, не желала – ведь в таком случае нужно будет регулярно обновлять стрижку, а на это Рейна не была готова). Погода была такой, как всегда бывает в Литл-Роке в это время года: сыро, влажно, но, в принципе, терпимо. Подняв воротник куртки, Рейна пошла по направлению к своей машине, попутно рассуждая о том, что ей следует запланировать на завтра. Водила Рейна плохо, ездила медленно, будто бы постоянно страшась попасть в аварию, из-за чего нередко становилась объектом насмешек местных водил-лихачей. «Эй, ты, ты что, уснула! Езжай давай!» – нечто подобное Рейна слышала каждый божий день и в итоге попросту привыкла к этому.
Как ни крути, по большому счёту это было совершенно не важно.
Ничто не казалось важным, кроме дела всей её жизни.
Подойдя к автомобилю, Рейна зашарила в поисках ключей, когда чей-то голос заставил её обернуться.
– Славный денёк сегодня, мисс.
Повернув голову, Рейна увидела перед собой смуглого, невысокого роста старика. В коричнево-желтоватых пальцах его была зажата сигарета. Он курил.
– Мы знакомы? – с удивлением отозвалась Рейна, отчаянно напрягая память. Нет, никого подобного она не припоминала. Впрочем, это также не было удивительным: случайных знакомых Рейна запоминала редко.
– Нет, но ничто ведь не мешает нам восполнить этот пробел, – докурив, старик отправил окурок в урну столь уверенным и чётким движением, будто бы ему было лет двадцать, хотя выглядел он, надо сказать, на все восемьдесят. – Меня зовут Хорхе. Хорхе Мендес, – он протянул Рейне свою худую сморщенную смуглую руку. – А вы, должно быть…
– Рейна, – автоматом отозвалась она, пожимая руку старика. – Рейна…
– Доктор Рейна Тейлор. Не скромничайте.
Рейна удивлённо подняла брови:
– Откуда вы знаете?
Старик тихо засмеялся типичным старческим скрипучим смехом.
– О вас пишут в газетах, миссис Тейлор…
– Разумеется. Простите. Мисс Тейлор, конечно. Хотя, как я уже сказал, мне следовало бы называть вас «доктор Тейлор».
– Это уже как вам угодно. Странно, что обо мне пишут в газетах. Никогда бы не подумала.
Старик вновь тихо рассмеялся:
– О, это совершенно необычные газеты, мисс Тейлор… доктор.
– Необычные?
– О да, да. Я читаю самые что ни на есть необычные газеты, доктор Тейлор. О необычных людях.
– Вам кажется, я необычная?
Хорхе Мендес (кажется, так он представился) посмотрел ей в глаза.
– Все увлечённые люди – необычны, мисс.
– Увлечённые?
– Да. Именно. Увлечённые. Такие, как вы.
Рейна покачала головой.
– Простите, но мне пора идти, – сказала она. – Было приятно познакомиться, мистер Мен…
– Подождите.
Только сейчас Рейна ощутила, что старик схватил её за руку. Прикосновение было неожиданно жёстким и…
И сильным.
– Отпустите, – стараясь говорить спокойно, произнесла она, пытаясь выдернуть руку. Старик тут же отпустил её.
– Простите, доктор, я не хотел делать вам неприятно, – извинился он. – Просто, видите ли… мне кажется, я мог бы немного помочь вам… в ваших исследованиях.
Волшебное слово «исследования» немедленно заставило уже развернувшуюся, чтобы уходить, Рейну, остановиться.
– Ч… что? – переспросила она.
Мендес широко заулыбался, обнажая крупные жёлтые зубы. Как ни странно, они у старика были целы.
– Вы когда-нибудь слышали о городке Биг-Блэк-Таун? – спросил он.
Рейна кивнула. Разумеется, она слышала. Биг-Блэк-Таун был поселением, которое основали афроамериканцы, пытаясь скрыться от сторонников расовой сегрегации, поднимавших бунты против совместного обучения чёрного и белого населения. Вынести травлю в Литл-Роке смогли далеко не все, и многие приняли решение скрыться и затаиться.
Биг-Блэк-Таун не был отмечен на карте. Он не был отмечен вообще нигде.
И, тем не менее, он был.
Был – и Рейна прочла о нём всё, что только можно было достать.
В семидесятые годы прошлого столетия Биг-Блэк-Таун опустел.
Официальная версия сводилась к тому, что отношения между белым и черным населением стабилизировались, и в подобном поселении якобы больше не было смысла. Оттого все люди попросту разъехались оттуда в другие города.
Но существовала и другая версия.
Та, которую давно уже отнесли к историям, называемым «городскими легендами».