Чем сонорные согласные отличаются от шумных. §8

: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.

Как при образовании всех , при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.

Воздух может найти себе выход либо через нос, так образуются звуки [м], [м’], [н], [н’], либо в проход между боковыми краями языка и щеками - звук [л], [л’]. Если преграда мгновенна, то образуется звук [р], [р’]. Когда щель достаточно широка, то образуется звук [j], соответствующий букве й. По этим причинам шум не образуется. В соответствии с этими способами образования сонанты подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие. Таким образом, к щелевым относится звук [j]. При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя.

Звуки [м], [м’], [н], [н’] относятся к смычнопроходящим, поскольку воздух не проходит через полное смыкание, но находит себе путь через полость рта и носа. Смычнопроходящие подразделяются на ротовые, или боковые ([л], [л"]), и носовые ([м], [м"], [н], [н"])

К дрожащим сонантам относится звук [р], [р’]. При его образовании кончик языка загнутый и поднятый к альвеолам, вибрирует под влиянием воздушной струи. В результате происходит то смыкание, то размыкание с альвеолами. Поскольку края языка прижаты к боковым зубам, то воздушная струя проходит посередине.

Эти не имеют пары среди . Другими словами, по глухости/звонкости они являются непарными. В тех позициях в , которые оказывают влияние на голосоведение, они ведут себя по-особому. Например, в окружении глухих согласных или на . В таком положении, в отличии от звонких согласных, они не оглушаются. Для сравнения - коды - код [к`оды - кот]; колы - кол [кал`ы - кол]; впадина [фп`ад"ьна], лампа [л`ампа].

Кроме этого, перед сонантами не происходит озвончения шумных глухих согласных ( [пр`оз"ба], слово [сл`ова]). Сонорные звуки, несмотря на звучность и полное отсутствие шумового компонента, не способны формировать и нести на себе , в отличие от гласных. Звук [j] ("йот") стоит ближе всего к гласным из всех сонорных звуков. Между собой сонорные звуки отличаются твердостью и мягкостью, а также местом и способом образования.

Источники:

  • Фонетика. Фонология. Основные сведения об ударении. Интонация.
  • сонорные звуки это

Состоит из одного, двух и более звуков, произносимых единовременно на выдохе. В состав каждого слога обязательно входит гласный звук. Любое слово содержит, как минимум, один слог. Чтобы безошибочно его выделить, необходимо знать основные правила слогообразования в русском языке.

Инструкция

Следует знать, что в любом содержится столько , сколько в нем гласных звуков, каждому из которых соответствует одно из буквенных обозначений: "а", "о", "у", "е", "и", "ё", "ы", "э", "ю", "я". В отличие от них согласные звуки не являются слогообразующими. Следовательно, слог может состоять и из одного гласного звука. Однако если слог содержит два и более звука, то он обязательно с согласного.

Гласный звук может не только предваряться, но и заканчиваться или с обеих сторон ограничиваться . Поэтому слог бывает открытым (оканчивается на гласный звук) или закрытым (оканчивается на согласный звук). Обратите внимание на то, что открытые слоги в встречаются гораздо чаще, чем закрытые, которые, как правило, располагаются в конце слова. Если слово состоит из двух слогов, между которыми находится два согласных звука, то, как правило, первый слог остается открытым, а

Шумные согласные

ШУМНЫЕ СОГЛАСНЫЕ - согласные (см.), характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие Ш. С., см.), или преобладает над голосом (звонкие Ш. С.). Т. о. голос при произношении Ш. С. или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском яз. к Ш. С. принадлежат: а) глухие Ш. С. к, х, п, ф, т, с, ш, ч, ц и б) звонкие Ш. С. г (см. Задненёбные и Средненёбные согласные), j (см. Средненёбные согласные), б, в, д, з, ж. Впрочем, согласные в и j занимают промежуточное положение между звонкими Ш. С. и сонорными.

  • - ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. Звуки, состоящие акустически из одного шума, производимого органами речи, без участия голоса...

    Словарь литературных терминов

  • - ШУМНЫЕ СОГЛАСНЫЕ - согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука, или преобладает над голосом...

    Словарь литературных терминов

  • - согласные, образуемые прижиманием кончика языка к альвеолам. Например, английские, ...
  • - согласные, при произнесении которых кончик языка прижимается к зубам, десне, альвеолам или загибается к твёрдому нёбу. Например, английские межзубные,...

    Большая Советская энциклопедия

  • - задненёбные, согласные, образуемые поднятием задней части спинки языка к заднему нёбу или к задней части твёрдого нёба. См. Согласные...

    Большая Советская энциклопедия

  • - смычно-взрывные, эксплозивные, согласные, при произнесении которых смычка разрывается. См. Согласные...

    Большая Советская энциклопедия

  • - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога...

    Большая Советская энциклопедия

  • Современная энциклопедия

  • - звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды...

    Большой энциклопедический словарь

  • - § 58...

    Правила русского правописания

  • - То же, что губно-губные согласные...
  • - То же, что задненёбные согласные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Звуки, при образовании которых напряжение локализовано в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду в фокусе образования согласного, взрывая ее и проходя через щель. Эти шумы и...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ШУ́МНЫЙ, -ая, -ое...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 много шуму из ничего...

    Словарь синонимов

"Шумные согласные" в книгах

Шумные духи хабаровского музея

Из книги 50 самых знаменитых привидений автора Гильмуллина Лада

Шумные духи хабаровского музея Еще ни один музей в России (в мире такие случаи были) официально не заявлял, что в его стенах живет привидение. Хабаровский краевой музей имени Гродекова стал первым, сообщившим об этом на государственном уровне! Призрак живет здесь вот уже

Не играй дома в шумные игры

Из книги Как вести себя дома автора Шалаева Галина Петровна

Не играй дома в шумные игры

Из книги Как себя вести? автора Шалаева Галина Петровна

Не играй дома в шумные игры Мы с ребятами играли, Мы слонов изображали: Мы гуляли как слоны От стены и до стены. Грохот был, ещё какой! Шли слоны на водопой! Но звонок раздался в дверь, Заглянул сосед к нам в щель: – Что у вас тут приключилось? Люстра у меня

32. Я не пойду в клуб, т. к. не люблю шумные места

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

32. Я не пойду в клуб, т. к. не люблю шумные места Намерение: ты хочешь отдыхать, чтобы нравилось? Тем более…Переопределение: да, там громче, чем в библиотеке, и веселей.Разделение: но в одном коктейле ты мне не откажешь.Объединение: я тоже не люблю, но там правда

Непроизносимые согласные

автора

Непроизносимые согласные § 83. В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств - начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного

Двойные согласные

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Двойные согласные Двойные согласные на стыке значимых частей слова § 93. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть,

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 10. Непроизносимые согласные Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных вств, здн, ндск, нтск, стл, стн и др., нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного звука этой группы стоял

§ 10. Непроизносимые согласные

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 10. Непроизносимые согласные Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц, а также в некоторых словах свств нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго

Дентальные согласные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Согласные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

ЖЕЛЧНЫЕ КАМНИ: СПОКОЙНЫЕ И ШУМНЫЕ

Из книги Шокирующая правда о воде и соли автора Брэгг Патриция

ЖЕЛЧНЫЕ КАМНИ: СПОКОЙНЫЕ И ШУМНЫЕ К первой разновидности желчных камней, «спокойных», или «молчаливых», относятся те образования в желчном пузыре, которые остаются в нем неподвижными и не вызывают резких болей, известных в медицине как колики от желчных камней. Однако в

Эти шумные компаньоны

Из книги Собаки и мы. Записки дрессировщика автора Затевахин Иван Игоревич

Эти шумные компаньоны Также я счел, что излишним будет составление особой таблицы для традиционных в нынешнее время собак-компаньонов типа бернских зенненхундов, лабрадоров, голден-ретриверов и далматинов. Эти собаки, в принципе, очень схожи в своем отношении к хозяевам,

Шутки, беготня и шумные игры с папой

Из книги Как сделать из обычного мужа образцового отца автора Камаровская Елена Витальевна

Шутки, беготня и шумные игры с папой Это необходимо и отцу и ребенку, особенно если у вас мальчик.Посещающие мои занятия мужчины часто

332. Я не пойду в клуб, т. к. не люблю шумные места

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

332. Я не пойду в клуб, т. к. не люблю шумные места Намерение: ты хочешь отдыхать, чтобы нравилось? Тем более…Переопределение: да, там громче, чем в библиотеке, и веселей.Разделение: но в одном коктейле ты мне не откажешь.Объединение: я тоже не люблю, но там правда

Почему американцы такие шумные

Из книги Америка... Живут же люди! автора Злобин Николай Васильевич

Почему американцы такие шумные Американцы – крайне шумная нация. Говорят они очень громко и как бы подразумевают, что их никто не слушает из тех, кого это не касается. Например, в музеях не принято говорить вполголоса – сами экскурсоводы часто практически орут, в восторге

Артикуляционные и акустические признаки шумных и сонорных, шумных глухих и звонких русских согласных

По уровню шума (степени его интенсивности) со­гласные делятся на сонорные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л ’ ], [p] , [j] и шумные [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [т], [т’], [д], [д’], [c],[с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [ш], [ш’], [ж], [ж’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] и др.

Интенсивность шума у шумных согласных значи­тельно выше, чем у сонорных . Объясняется это различия­ми в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных.

Шум­ные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возни­кает преграда воздушной струе. Поэтому и сила воздушной струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса (тона). Голос возникает в результате того, что голосовые связки сбли­жены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так обра­зуются звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос значительно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] и др. При их произнесение голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По глухости/звонкости согласные звуки образуют пары [п] - [б], [ф] - [в], [д] - [т], [с] - [з], [ш] - [ж] и др. Звук [ц] глухой, но у него есть парный звонкий [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным: пла[дз]дарм, Шпи[дз]бёрген, коне[ дз]года. Такую же пару составляю глухой [ч’] и звонкий [д’ж’]. Перед звонким шумным со гласным на месте [ч’] произносится [д’ж’]: на[д’ж’]базы мя[ д’ж’] забили, до[д’ж’] говорила. Звук [γ] составляет звон­кую пару [х] и произносится, например, в словах дву[у] годичный, мо[ γ] зеленый, и[γ] ждали.

У сонорных согласных тоже есть звонкие и глухие пары и др. Глухие сонорные могут выступать, в частности, на конце слова после глухого согласного: мет [р], вих[р’] , смыс[л], мыс [л’], пес [н’], кос[м] . Глухой - пара звонкому сонорному [j] - возможен на конце слова, особенно в эмоциональной речи: Отда !; Откpo !; Спо[j]!

Артикуляционная характеристика и классификация согласных звуков по месту, по способу образования, по твердости-мягкости (веляризации и палатализации)

Место образовани я согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с ка­ким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препят­ствие. Если активный орган - нижняя губа, то согласные могут быть

- губно-губными : [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] (пассивный орган - верхняя губа) и

- губно-зуб­ными : [в], [в’], [ф], [ф’] (пассивный орган - верхние зубы).

Если активный орган - язык, то характеристика согласно­го зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или зад­ней частью нёба - язык сближается либо смыкается.

Переднеязычные согласные бывают

- зубными , когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [ц], и

- передне­нёбными , когда она направлена к передней части нёба: [p], [р’], [ш], [ш’], [ж], [ж’], [ч’].

Среднеязычные одно­временно всегда и средненёбные : [j], .

Заднеязыч­ные либо задненёбные : [к], [г], [х], [γ], [ҥ], либо средненёбные: [к’], [г’], , [γ’]. Звук [ҥ] - носовой заднеязычный - редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу[ҥ]ктйр, фра[ҥ]кский, ко[ҥ]гресс .

Способ образования согласного - это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушно струи и способа его преодоления. Препятствие это бывает трех родов:

Узкая щель между сближенными органами речи,

Полная их смычка и

Дрожащий в потоке речи активны орган.

Поэтому все согласные делятся на щелевые , смычные и дрожащие .

Щелевые (или фрикативные, от лат. fricatio – ‘трение’) образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, образующих узкую щель.

Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’], [ж], [ж’], [j], [х], [х’], [γ], [γ’].

При артикуляции щеле­вых боковых воздух протекает по бокам ротовой полости, между боковыми частями языка и зубами: [л], [л’].

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на носовые, взрывные, аффрикаты, имплозивные .

Носовые согласные характеризуются полным замы­канием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески, в результате чего воздух свободно протекает через носовую полость: [м], [м’], [н], [н’], [ҥ]. Другие согласные неносовые, ртовые . При их произношении нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что воздушная струя выходит через рот.

При образовании взрывных согласных сначала про­исходит полная задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в об­разовавшийся проход с характерным шумом: [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].

Образование аффрикат (или смычнощелевых, слитных согласных ), как и взрывных, начинает­ся с полной смычки органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приот­крываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, на­пример, [ц], [ч’]. Они иногда обозначаются в транскрипции и иначе: [ц] как , [ч’] как . Такой способ обозначе­ния указывает на неоднородность звука. Однако не равно [т+с] (как и не равно [т’+ш’]): - один слитный звук, а [т+с] - два звука. По-разному произносятся сочетания о целевой и от солевой , о цепной и отсыпной , о цыпке и отсыпке : в первом примере этих пар звук [ц] (= ), во втором примере ему соответствуют два звука. Начальная и конечная фазы аффрикаты только напоминают звуки [т], [с], но не совпадают с ними полностью.



Имплозивные (или сомкнутые) согласные со­держат только фазу смычки. У них нет второй фазы, как у взрывных и аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед такими же аффри­

Дрожащие согласные, или вибранты , образуют­ся путем вибрации, дрожания кончика языка в выходящей струе воздуха. Обычно происходит также смыкание и раз­мыкание с альвеолами или заальвеолярной частью нёба: [р], [р’]. Дрожащие характеризуются точечным контактом языка с пассивным органом и кратковременностью смыч­ки в отличие от смычных согласных, у которых эта смычка более плотная и более длительная.

Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых - в задней части ротовой полости; ср.: [в’]ил - [в]ыг, [п’]ил - [п]ыл; [л’]ёг - [л]ог, [р’]яд - [р]ад.

Это основное положение языка сопровождается дополнительной артикуляцией. При обра­зовании мягких согласных в результате сдвига языка впе­ред происходит палатализация - приподнятие по направлению к твердому нёбу средней части спинки языка (от лат. palatum - нёбо), а также расширение и увеличение объема глотки. Поэтому мягкие согласные, кроме [j], палатализованные.

У [j] приподнятие к средней час­ти нёба средней части спинки языка не дополнительная, а основная артикуляция, поэтому [j] - палатальный согласный.

При образовании твердых согласных в резуль­тате сдвига языка назад происходит сужение в области глот­ки и уменьшение ее объема - фарингализация (от греч. pharinx - глотка). Поэтому твердые согласные фарингализованные.

Кроме того, при образовании твер­дых согласных может наблюдаться веляризация - приподнятие по направлению к мягкому нёбу задней части спинки языка (от лат. velum palat i - ‘нёбная занавеска’), такие согласные - веляризованные .

У заднеязыч­ных [к], [г], [х], [γ] подъем задней части спинки языка к мягкому нёбу - основная артикуляция, без которой задне­язычные произноситься не могут, веляризация же - арти­куляция дополнительная к основному фокусу согласных. Поэтому заднеязычные не веляризованные согласные, а ве­лярные.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягко­сти: [п]-[п’], [б]-[б’], [ф] - [ф’], [в]-[в’], [м]-[м’], [т]-[т’], [д]-[д’], [с]-[с’], [з]-[з’] и др.

Звук [ц] твердый, а мягкий [ц’] произносится, например, на месте [т’] перед [с’]: пя[ц’]ся, жа[ц’] Серёжи. Звук [ч’] мягкий, его твердая пара - [ч], который бывает перед [ш], в том числе на месте [т], [д]: лу[ч]ше (ср. лу[ ч’]), о[ч]шатнуться, по[ч]шутить. У твер­дого звука [ш] мягкая пара [ш’]: [ш’] чаем, мо [ш’]ный! [ш’:]ука. У звука [ж] пара [ж’], который бывает почти всегда двойным, долгим: во[ж’:]и, дро[ж’:]и, ви[ж’:]ать. Так произносят слова вожжи, дрожжи, визжать многие гово­рящие на литературном языке (допустимо и произноше­ние [ж:] на месте [ж’:]).

Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд , дам и дум , таз и туз , то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напря­жения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум , туз , а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализа­цией (от лат. labium - ‘губа’), а согласные звуки [с°], [д°], [т°] и т.п. - лабиализованными (или огубленными). Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произ­носить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд , но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация соглас­ных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но [стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обыч­но не отмечается.

Специфика функционирования и звукового воплощения

Только у звука [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка к средней части нёба - основная артикуля­ция, без которой никакого согласного звука вообще не воз­никает.

ФОНЕТИКА и ФОНОЛОГИЯ. Лекция № 1.

Фонетика - наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч. phonē - звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. Для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

Фонетические средства РЯ

К фонетическим средствам РЯ с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон ).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (кл у бы - клуб ы , д ы ры - дыр ы , р у ки - рук и ).

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (Снег идет и Снег идет ).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (Снег тает и Снег тает? ).

Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.

Фонетические единицы РЯ

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Речевой такт (или синтагма ) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.

Речевой такт делится на фонетические слова , т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.

Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги , а последние - на звуки .

Слогораздел. Типы слогов в РЯ. Ударение.

Понятие слога

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н ), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та . Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай . Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта . Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон .

Основной закон слогораздела в РЯ

Строение слога в РЯ подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные. Во-да : 1-3/1-3; ло-дка : 2-3/1-1-3; ма-сло : 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то : 2-3/1-3; сте-кло : 1-3/1-2-3.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и .

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [а/де/сит]; искусство [и/ску/ствъ]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].

Ударение

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово : [под-горо й], [на-стороне ], [вот-те-ра з].

РЯ свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в РЯ для различения омографов и их грамматических форм (о рган - орг а н ) и отдельных форм различных слов (м о ю - мо ю ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (х а ос - ха о с ) или придает слову стилистическую окраску (молод е ц - м о лодец ). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огор о д, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов ), или переходит с одной части слова на другую (г о род, -а, -у, -ом, -е; - а , - о в ). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (к у пите - куп и те, н о ги - ног и ).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: тв о рог и твор о г, и наче и ин а че, о бух и об у х .

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [н а -зиму ], [з а -город ], [п о д-вечер ].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать , некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнер у сский . Таковыми являются слова:

1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостро е ние ),

2) сложносокращенные (гôстелец е нтр ),

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлант и ческий, послеокт я брьский ),

4) некоторые иноязычные слова (пôстскр и птум, пôстф а ктум ).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм , | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам .

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам .

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

Звуковой состав РЛЯ. Понятие звука

Кратчайшая, минимальная, нечленимая далее звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи . Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.

Согласные звуки и их классификация

Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении. Согласные различаются:

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса . По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [j].

Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], [j], [γ], [γ"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Место образования шума . В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные . Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф].

Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].

Способы образования шума . В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные : носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных . Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими , а образуемые без нее - твердыми .

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании: р о за - рос а и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.

Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

По способу

По месту

Губные

зубно- губные

зубные

средне- небные

задне- небные

Взрывные

Фрикативные

Аффрикаты

Сонорные

взрывные

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

(, - долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дро"и], ["и]).

Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки ([л"ес], [в"ес], [б"ес]).

Звуковые законы в области согласных звуков

    Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдje ст].

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишо л по jьст] (пришел поезд ); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш ). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

    Ассимиляция согласных по звонкости и глухости . Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны РЯ. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [ду шкъ - ду шкъ] (дужка - душка ), [в"и е с"ти - в"и е с"т"и ] (везти - вести ), [фп"ьр"и е м"е шку - фп"ьр"и е м"е шку] (вперемежку - вперемешку ).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут , [Λтjе ст] (отъезд), свой, твой .

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхо ткъ] (походка), [збор] (сбор ); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу ), [зд"е лъм] (с делом ); 3) на стыке слова с частицей: [го т-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы ), [рас-п"ат"] (раз пять ).

    Ассимиляция согласных по мягкости . Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [э]; [б"эл], [в"эс], [м"эл], [с"эл] (бел, вес, мел, сел ); 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили ).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (конце - кольце ).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу . Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"э с]; ср. [Λо р]) и перед частицей ([рос-л"и ]; [рΛсли ]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли ).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"êс"т"], [в"и е з"д"е], [ф-ка"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь ). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"и е л"ит"], [ръс"т"и е нут"], [б"ъз"-н"и е во ), [б"и е с"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил ). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на , а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"эх], [з"в"êр], [д"в"êр|, [т"в"êр], [с"п"êт"], [с"-н"им], [ис"-пêч"], [рΛз"д"êт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть ).

Владение устной речью очень важно для социальной жизни и развития индивида. Большое внимание в изучении родного (или иностранного) языка уделяется разговорной речи — правильному произношению фонем. Существует множество слов, различающихся лишь отдельными звуками. Поэтому функционированию органов речи и звукообразованию уделяется особое внимание.

Производство звуков

Звукообразование происходит в результате умственной и речевой деятельности человека. Голосовой аппарат состоит из диафрагмы, гортани, надгортанника, глотки, голосовых связок, полости носа и рта, язычка, нёба (мягкого и твердого), альвеол, зубов, языка, губ.

Язык с нижней губой активно участвуют в звукопроизводстве. Зубы, нёбо, верхняя губа остаются пассивными.

Производство звуков (фонем) включает:

  • респирацию — дыхание,
  • фонацию — использование гортани и голосовых складок для создания фонем,
  • артикуляцию — работу для звукопроизводства.

Шумные (глухие) русского языка

Букв в русском языке ровно 33, а звуков гораздо больше — 42. Гласных фонем, состоящих из чистого голоса, — 6. Оставшиеся 36 звуков — согласные.

В создании 16 согласных фонем участвует только шум, образующийся в результате преодоления выдыхаемым воздушным потоком неких преград, представляющих собой взаимодействующие речевые органы.

[к, ], [п, ], [с, ], [т, ], [ф, ], [х, ], [ч, ], [щ, ], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш] — глухие согласные звуки.

Чтобы научиться определять, какие согласные звуки глухие, надо знать их основные особенности: каким способом и в каком месте они образуются, как участвуют голосовые складки в их производстве, имеется ли палатализация при произношении.

Образование шумных согласных

В процессе производства глухих согласных фонем происходит взаимодействие различных органов речевого аппарата. Они могут смыкаться друг с другом либо образовывать щель.

Глухие согласные звуки рождаются, когда выдыхаемый преодолевает эти преграды. В зависимости от вида препятствий глухие фонемы разделяют на:

  • смычные взрывные [к, п, т, к, п, т];
  • смычные щелевые (аффрикаты) [ц, ч, ];
  • щелевые (фрикативные) [с, ф, х, щ, с, ф, х, ш].

В зависимости от мест, где образуются преграды, среди глухих фонем различают:

  • губно-губные [п, п];
  • губно-зубные [ф, ф];
  • переднеязычные зубные [с, с, т, т, ц];
  • переднеязычные нёбно-зубные [ч, щ, ш];
  • заднеязычные задненёбные [к, х, к, х].

Палатализация и веляризация

Шумные фонемы классифицируются с учетом степени напряженности середины языка. Когда в процессе звукопроизводства к твердому нёбу поднимаются передняя и средняя области языка, рождается палатализованный согласный (мягкий) глухой звук.Веляризованные (твердые) фонемы производятся путём поднятия корня языка к задней области мягкого нёба.

6 мягких и 6 твёрдых шумных глухих фонем составляют пары, остальные пар не имеют.

Парные глухие согласные звуки — [к, — к], [п, — п], [с, — с], [т, — т], [ф, — ф], [х, — х]; [ц, ч, ш, щ, ] — глухие непарные согласные звуки.

Артикуляция

Сочетание всех работ отдельных органов речевого аппарата, задействованных при произнесении фонем, называют артикуляцией.

Чтобы речь была понятной, надо уметь четко проговаривать звуки, слова, предложения. Для этого требуется тренировать свой речевой аппарат, отрабатывать произношение фонем.

Поняв, как образуются глухие согласные звуки, как их правильно произносить, ребенок или взрослый гораздо быстрее овладеет речью.

Звуки [к — к, х — х, ]

Опустить конец языка, слегка отодвинуть от резцов нижней челюсти. Рот приоткрыть. Заднюю часть языка поднять так, чтобы она соприкоснулась с пограничной зоной приподнятых мягкого и твёрдого нёба. Посредством резкого выдоха воздух преодолевает преграду — [к].

Прижаться концом языка к нижним передним зубам. Среднюю и заднюю часть языка сблизить со средне-задней областью твёрдого нёба. Выдохнуть — [к, ].

При производстве фонем [х — х, ] органы речи располагаются аналогично. Лишь между ними остается не смычка, а щель.

Звуки [п — п, ]

Сомкнуть губы, язык оставить свободно лежать, кончик его чуть отодвинуть от нижних резцов. Выдох. Воздушная струя прорывается сквозь губы — [п].

Губы располагаются так же. Конец языка прижать к резцам нижней челюсти. К твёрдому нёбу приподнять середину языка. Резким толчком воздуха преодолевается губная преграда — [п, ].

Звуки [с — с, ]

Губы растянуть, зубы почти сомкнуть. Концом языка коснуться передних зубов нижней челюсти. Выгнуть язык, приподняв среднюю спинку к нёбу. Его боковые края прижимаются к верхним жевательным зубам. Воздушный поток проходит по канавке, образующейся в середине языка. Преодолевает щель между альвеолярной дугой и передней спинкой языка — [с].

Фонема [с, ] произносится аналогично. Лишь середина язык поднимается повыше, а передняя больше выгибается (канавка исчезает).

Звуки [т — т, ]

Приоткрыть губы. Конец языка упереть в резцы верхней челюсти, образовав смычку. Струя выдыхаемого воздуха с силой прорывается через преграду — [т].

Положение губ такое же. Кончиком языка прижаться к нижним резцам. Передней частью языка коснуться верхней альвеолярной дуги, создав смычку. Под напором воздушной струи преодолевается преграда — [т, ].

Звуки [ф — ф, ]

Нижнюю губу чуть втянуть и прижать к ней верхние резцы. Заднюю часть языка приподнять к задней области мягкого нёба. На выдохе воздух проходит через плоскую щель, образованную губой и зубами — [ф].

Губы и зубы в том же положении. Кончик языка придвинуть к нижним резцам. Среднюю часть языка приподнять к нёбу. Поток воздуха проникает сквозь губно-зубную щель — [ф, ].

Звук [ц]

Звук производится в два этапа:

  1. Растянуть немного напряженные губы. Конец языка притиснуть к передним нижним зубам. Приподнять переднюю часть языка, сомкнув с твёрдым нёбом (сразу за альвеолярной дугой).
  2. Воздушный поток поступает в ротовую полость. Язык чуть изогнуть — среднюю часть приподнять, заднюю опустить, боковые края прижать к жевательным зубам. Смычка превращается в щель и воздух выходит наружу — [ц].

Звук [ч, ]

Образование фонемы состоит из двух фаз:

  1. Чуть округлить и выдвинуть губы. Концом и передней частью языка прижаться к твёрдому нёбу и альвеолярной дуге, создав преграду.
  2. Вытолкнуть воздух: на месте смычки между языком и нёбом получатся щель. Одновременно надо приподнять середину языка — [ч, ].

Звук [ш]

Слегка округленные губы выдвинуть. Конец языка приподнять до образования узкого прохода с нёбом и альвеолярной дугой (1-я щель). Опустив середину языка, поднять его заднюю часть (2-я щель). Края прижать к жевательным зубам, образовав чашу. Плавно выдохнуть — [ш].

Звук [щ, ]

Губы немного выдвинуть и округлить. Конец языка поднять к альвеолярной дуге, не прижимая, чтобы остался просвет. Язык приподнять к твёрдому нёбу (кроме передней части), краями прижаться к коренным зубам верхней челюсти. Выдохнуть медленно. Центральная часть языка уходит вниз, создавая желоб, по которому проходит воздушный поток. Язык напрягается — [щ, ].

В речевом потоке глухие согласные звуки соседствуют с другими фонемами Если после шумной фонемы следует гласная, то губы принимают положение для артикуляции последней.

Сопоставление шумных глухих и звонких фонем

Звонкими являются фонемы, в образовании которых участвует одновременно голос и шум (последний преобладает). Некоторые звонкие имеют парные звуки из числа глухих.

Парные глухие согласные звуки и звонкие: [к — г], [к, — г, ], [п — б], [п, — б, ], [т — д], [т, — д, ], [с — з], [с, — з, ], [ф — в], [ф, — в, ], [ш — ж].

Звонкие и глухие непарные согласные звуки:

  • [й, л, м, н, р, л, м, н, р] — звонкие (сонорные);
  • [х, ч, щ, х, ц] — шумные глухие.

Обозначение шумных фонем буквами

Умение грамотно писать не менее важно, чем говорить. Овладение письменной речью сопряжено с ещё большими трудностями, так как некоторые звуки на бумаге могут записываться разными буквами или буквосочетаниями.

Глухие согласные звуки при написании передаются аналогичными буквами, если находятся в сильных позициях.

По глухости-звонкости: перед гласным, [в — в, ], другими шумными (применимо к парным глухим!).

По твёрдости-мягкости: перед гласным, [б, м, г, к, п, х, б, м, г, к, п, х, ] — для звуков [с, с, т, т, ], в конце слова.

В остальных случаях для определения верной буквы (либо сочетания букв) для глухой согласной фонемы надо применять определенные правила русского языка. А иногда необходимо просто запоминать верное написание слов (словарных).