Чем отличается терпение от терпимости. Терпение и терпимость

И человеку, как отдельной личности, и обществу в целом, как государству, нужны определенные правила, по которым они выстраивают свою жизнь. Для государства эти правила, в основном, выстраиваются на основании законодательства, и реализуются проводимой им политикой, с учетом той системы ценностей, которая этой страной признается. Для индивидуума, помимо обязательного для него законодательства, правила определяются еще и той совокупностью нравственных норм, которые он исповедует.
В предыдущих главах мы останавливались на многих качествах, которые непременно должны присутствовать у достойного человека. Указывались и честь, и совесть, и доброта, и такт, и многое другое.
В настоящей главе хотелось бы высказать некоторые мысли относительно тех качеств, без которых все остальные трудно реализуемы. Речь идет о таких понятиях, как «терпимость» и «терпение».
В Декларации ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года терпимость (с некоторыми сокращениями) определяется так:
«Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Терпимость способствует достижению мира и замене культуры войны культурой мира – это не уступка, снисхождение или потворство, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Переходя на простой язык, терпимость обозначает, что кто-то кого-то терпит, да еще и в благожелательной форме. Возьмем для примера семью. Случается, что родители исповедуют разную религию. Во всех случаях, когда они уважают и любят друг-друга, это им абсолютно не мешает. Они просто терпимо относятся к разным убеждениям каждого из них.
В семье вырастают дети. Как правило, у них совершено иные взгляды и вкусы, чем у их родителей. Как в этом случае соблюдать мир, спокойствие и благожелательность?
Опять спасительная терпимость. Поскольку в жизни, в большинстве случаев, все взаимно, на родительскую терпимость к их жизненной позиции и образу жизни, дети отвечают «той же монетой».
Быть терпимым - значит признавать за другими право поступать так, как они считают нужным и правильным.
Очень большое значение имеет терпимость в отношениях между государствами. Когда в России произошла революция, и возник СССР, большинство стран его не признавали. Но когда прошло время, и стало ясно, что это «всерьез и надолго», то потихоньку в мире стали более терпимо относиться к совершенно чуждому для того времени «новообразованию».
Более того, в суровые годы Второй мировой войны, терпимость переросла в боевое содружество, что и стало основой Победы.
А вот как терпимость трактует Википедия (с сокращением).
«Терпимость – социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в непресле-довании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение…. Терпимость не требует признания поведения других приемлемым и означает лишь, что люди терпят человека или социальную группу, зачастую как неизбежное зло».
Мне кажется, что эта формулировка изложена в более доступной форме.
Здесь кроется основа правильных взаимоотношений, суть которых в том, что я, хотя и не разделяю Ваших взглядов и убеждений, но готов с уважением относиться к ним.
Термин «терпимость» применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами религии (в таком случае часто употребляется термин веротерпимость), политики и морали.
«Терпимость – очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма. Наш первый порыв, и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы» (Жорж Леметр).
Терпимость подразумевает способность преследовать (наказывать) и сознательное решение не делать этого, это готовность признавать не только свои ошибки, но и правоту других, это корректность в политике, умеренность в религии, и чуткость в общении.
Очень близко к терпимости примыкает пришедший к нам из западного мира термин «толерантность». Некоторые даже считают, что это слова синонимы. Мне кажется, что это не совсем так. В материалах Википедии определяется, что толерантность не равносильна безразличию. Она означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.
В Интернете приводится такая трактовка этих понятий.
«Терпимость – это милосердие. Снисхождение. Понимание». «Мы разные, мои убеждения противоречат вашим, но вы имеете на них право. Я готов терпеть ваши убеждения».
Толерантность – это равнодушие. Вседозволенность. Отсутствие какой-либо позиции. «Мы разные, но у меня нет никаких убеждений, поэтому меня не беспокоят ваши. Я к ним равнодушен, будьте и вы равнодушны к моим».
Несравнимо более жесткую оценку при сравнении этих понятий дают представители церкви.
Они считают, что терпимость - это русское понятие, которое возникло из православного отношения к жизни, и предполагает активную позицию в защиту своих ценностей. При этом осуществляется чёткое разделение хорошего и плохого, и терпение по отношению к тому, что ещё не в силах измениться к лучшему.
Толерантность, в их трактовке, возникает между отдельными индивидуумами либерального общества. Они должны согласовывать свои интересы, чтобы не довести общество до хаоса. Поэтому толерантность безразлична к понятиям «хорошо» или «плохо» в абсолютном смысле этих слов.
Мне кажется, толерантность – не только отношение между людьми, но и, как правило, является (или не является) частью государственной политики.
Фактически, на государственном уровне чаще употребляют термин толерантность, чем терпимость. Зато на уровне межличностного общения этот термин, как мне кажется, вообще не употребляется.
Представитель церкви при сравнении двух указанных терминов, однозначно отрицательно оценил толерантность, как ведущую к пассивному восприятию действительности и безбожию.
Я не намерен вступать в полемику с уважаемым автором, но полагаю, что если разумно и грамотно определить границы дозволенного и в терпимости, и в толерантности, можно свести к минимуму реальные, или мнимые, их негативные последствия.
Поэтому терпимость несправедливых поступков и зла может оказаться вредной, опасной, и даже преступной.
Чем вызвано мое желание написать главу, связанную с терпимостью?
Мы живем на Кавказе. Общеизвестно, что у каждого народа свой менталитет.
У кавказцев, помимо свободолюбия, национальной гордости, и воинственности, это, как правило, повышенная эмоциональность. Надо сказать, что даже не коренные кавказцы, типа меня, со временем тоже воспринимают местный менталитет. Поэтому понятие «терпимость» здесь имеет особо важное значение. С моей точки зрения, общество в целом обладает этим качеством. Будучи недовольными своим правительством, или проводимой им политикой, люди все же, как правило, не бунтуют, и с терпимостью воспринимают объективную реальность. Зато на личностном уровне этих качеств явно недостаточно. В некоторых местах до сих пор еще существует закон вендетты, хотя с ним уже много лет весьма активно борются.
Слава Богу, у нас этого нет. Но воспитание терпимости, как к отдельным людям, или к их группе, так и к некоторым общественным явлениям, очень важная задача каждого из нас. В этом случае нет проигравших.
В некоторых источниках пишут, что надо уметь относиться терпимо даже к тем, кто к нам относится нетерпимо.
Может это и правильно, не знаю. Но я бы не взялся пропагандировать такую позицию.
Терпимость требуется от нас и в обычном контакте с нашими близкими, соседями, сослуживцами. Сказал кто-то (по нашему мнению) глупость - надо ли его высмеивать или презирать? Если чье-то решение идет вразрез с нашими привычками или убеждениями, будет все же разумным принять это, а не стараться во что бы то ни стало убедить человека поступить по-другому.
Терпимость и уважение к старикам и детям, инвалидам и гастарбайтерам, бомжам и заключенным - вполне естественны, как к людям, какими мы были, или будем, или можем стать (общеизвестно, что от сумы и от тюрьмы - не зарекаются).
Очень обширный материал по вопросам терпимости размещен в Интернете. При всех различиях своих толкований, большинство авторов сходятся во мнении, что терпимость должна иметь свои пределы и активную позицию, в основе которой лежит выбор в пользу той или иной нормы поведения, базирующейся на определенной системе ценностей.
Одной из основ терпимости является терпение. Хотя это и однокоренные слова, но разница между ними очень принципиальна. Если терпимость – это поведение в отношении других, то терпение - это поведение самого себя.
Терпеть (по Википедии) – безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, неприятное, нежелательное). Это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидании результата от неподконтрольного процесса.
В течение длительного периода народ и отдельные мудрецы создали немало афоризмов и пословиц, связанных с терпением.
Желая показать неодинаковость понятий терпимость и терпениие Г. Бичер, в качестве примера, пишет: «Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание».
Вот как результаты терпения видел Конфуций:
«Сиди терпеливо на берегу реки, и мимо проплывет труп твоего врага».
Одна из самых известных пословиц: « Терпи казак, атаманом будешь!».
Терпеливых людей чаще всего делят на две группы. Одна без ропота и покорно тянет свою лямку, несет «свой крест». Другие живут по формуле «Улыбнись, и мир в ответ улыбнется тебе». Они умеют соединить терпение с упорством, и, как правило, добиваются положительных результатов. «Терпение и труд – все перетрут» – вот мудрость нескольких поколений.
«Терпение – прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть» (Навои А).
Некоторые авторы считают, что любовь неотделима от терпимости, которая и придает ей силу. (Марк Леви) По их мнению, толерантность, которая вырастает из принципов справедливости, немыслима без сочувствия и любви, в то время, как неприязнь к инакомыслящим приводит лишь к ненависти и войне.
В принципе, я согласен с такой оценкой, хотя и не совсем уверен, что недостойного человека, которого вынужден терпеть, я смогу любить.
Специалисты, исследующие истоки происхождения терпения и терпимости, приходят к выводу, что в основе терпения лежит страх, а терпимости – собственное достоинство.
Начиная думать над вопросами терпимости, мне хотелось показать, насколько она важна в общении людей. Однако, в силу наличия огромного материала по этим вопросам, для того, чтобы даже слегка их коснуться, пришлось расширить первоначальные рамки.
Всем нам довольно часто приходилось быть свидетелями, когда отсутствие терпимости к взглядам и мыслям другого человека, приводило к жестким ссорам, в результате которых не только продолжение беседы теряло смысл, но и возможность новых встреч спорщиков вызывала большие сомнения. Хуже всего то, что если у любого индивидуума с детства не привито чувство терпимости, очень трудно выработать в себе это качество в последующем.
Терпимость, как одно из непременных условий общения, необычайно нужна и важна на уровне семьи, и при общении людей в обществе.
По моему мнению, одной из причин бесчисленного множества разводов, чему мы все свидетели, как раз и является отсутствие элементарной терпимости друг к другу. Любовь вряд ли сможет существовать изолированно от других человеческих качеств. И минимально необходимыми из них, как я думаю, и являются уважение и терпимость. В этих случаях либо совсем исчезнет, либо намного сократится сакраментальная формулировка причин развода «Не сошлись характером».
Терпимость – это непременный компонент всякой любви, всякой дружбы и всякого партнерства.
В жизни современного общества достаточно большую роль играет позиция Государства и Церкви к тому или иному вопросу.
Поэтому нам необходимо и понимать, и разделять (при возможности) позиции этих Институтов.
Исторически, политическая и религиозная сфера являлись наиболее важными для продвижения идей терпимости, так как различия в политических и религиозных идеологиях вели к многочисленным войнам, чисткам и другим жестокостям. В разных религиозных конфессиях отношение к терпимости их представителей варьируется от полного неприятия до безоговорочного принятия её принципов.
В настоящее время практически все христианские конфессии за терпимость. Однако большинство из них твёрдо стоит на своём праве высказываний негативных оценок в адрес инакомыслящих.
В иудаизме, в соответствии с Библией, заведомо нетерпимое отношение к идолопоклонникам.
Буддизм. Пожалуй, единственная из конфессий, безоговорочно принимающая принципы терпимости.
Есть мнение, что зороастризм также терпимо относится к другим религиям.
Вопросы терпимости, в особенности веротерпимости, неоднократно становились предметом рассмотрения на государственном уровне. Так, в 1905 г. в России был принят Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Еще раньше аналогичные законодательные акты были приняты в некоторых других странах.
В качестве иллюстрации примеров проявления терпимости приводятся такие:
- когда люди различных религиозных взглядов умеют договариваться и взаимодействовать;
- когда государственные деятели отказываются от деления людей по расовому либо национальному признаку;
- когда люди, придерживающиеся разных точек зрения по одному и тому же вопросу, не вступают в перепалку, а спокойно и с достоинством ищут компромисс.

Уже несколько поколений просвещенных людей цитируют афоризм Вольтера: «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать».
Что касается меня, то я не готов в полной мере поддержать этот тезис. Я бы предпочел, чтобы и противная сторона проявляла терпимость и не высказывала того, что заведомо неприемлемо для меня. Хотя в принципе, это хороший пример проявления терпимости.
Английский философ Локк (1632-1704) еще в свое время сформулировал, что «Веротерпимость, - главная характеристика «истинной церкви».
Поскольку ни я сам, ни мои предполагаемые читатели не являемся государственными, или церковными деятелями, для нас всех наибольшее значение имеет терпимость, проявляемая в семье, в быту, при общении друг с другом.
Самое интересное состоит в том, что позиция, или точка зрения собеседника, которая в пылу спора казалась совершенно неприемлемой, или даже абсурдной, по зрелому размышлению, может оказаться вполне заслуживающей внимания.
Поэтому, проявляя терпимость, мы не только создаем благоприятную ситуацию для общения, но и расширяем свой кругозор, вникая в чужие мысли и понятия, то есть фактически оказываемся в выигрыше.
Если бы терпимость можно было прививать, как вакцину, в каком бы выигрыше оказалось общество!
Мне всегда было очень обидно, когда я становился свидетелем, что из-за отсутствия элементарной терпимости к чужим взглядам, не совпадающими со своими, весьма достойные люди теряли друг друга.
Неизмеримо хуже, если подобное, буквально бедствие, произойдет на уровне семьи.
В нынешнем просвещенном мире, перенасыщенном информацией и высокими технологиями, отсутствие терпимости может вызвать серьезные осложнения, как на государственном, так и на личностном уровне.
В свое время очень популярным был лозунг: «Люди, будьте бдительны!»
Если бы я мог, то сегодня бы провозгласил другой призыв, который диктуется современными реалиями: «Люди, будьте терпимы!». Вся наша жизнь станет светлее, если все мы будем терпимы друг к другу…
Содержание этой главы позволяет мне рассчитывать, что мой узкий круг читателей сумеет проявить:
Терпимость, чтобы нормально воспринять мой труд.
Терпение, чтобы прочесть эту книгу, даже если не будет желания.
Толерантность, чтобы разделить позиции автора.
Взамен, я всем желаю Счастья!

Снисходительного, мягкого, терпимого человека сегодня модно называть толерантным. Сегодня в обществе нас призывают быть толерантными и терпимыми ко многому. Но часто терпимость путают с терпеливостью и терпением, а ведь терпение – одна их христианских добродетелей. Как не попасть в эту ловушку? Где граница между терпением и терпимостью, между терпимостью и толерантностью? Надо ли быть толерантными к иному мнению, к другой расе, к противоположному полу? И не приводит ли толерантность и терпимость к предательству – своих убеждений и Бога? Мы собрали мнения служителей.

Бог призывает меня к терпимости. Он учит меня не судить. Прощать. Любить, даже врагов.

В наше время, когда мир охвачен множеством конфликтов, когда на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в некоторых других африканских странах погибает большое количество христиан, когда они уничтожаются целыми поселениями и городами с невероятной жестокостью, когда разрушаются их храмы и монастыри, когда мировое сообщество никак не может выработать общих подходов в борьбе с терроризмом… наши братья-христиане страдают и в Европе, и в других странах, где злой политической силой под видом толерантности христианство изгоняется из общественной жизни.

В СМИ, публицистике, различных гуманитарных науках распространено применение таких терминов, как «толерантность» и «терпимость». Они считаются очень близкими. Но разница между ними вместе с тем существенна. В чем она заключается?

Что такое толерантность?

Под толерантностью принято понимать отсутствие у людей - отдельных граждан или общества в целом - неприятия к людям других национальностей, рас, имеющих особые взгляды, культурные и этнические предпочтения. Толерантность не обязательно означает проявление лояльности и поддержки по отношению к другим людям, но во многих современных сообществах принято отождествлять рассматриваемый термин с указанными категориями.

Толерантность - явление, как правило, характеризующее взаимоотношения людей, очень непохожих друг на друга. Если это не так, то острой необходимости в проявлении толерантности одного человека к другому обычно не возникает.

Современные общества, если говорить о развитых странах, представлены большим количеством разных социальных групп. Население многих современных государств представлено также большим количеством национальностей, является мультикультурным. Поэтому толерантность в таких обществах необходима.

Примечательно, что толерантность может сформироваться даже при том условии, что к взаимному позитивному отношению людей друг к другу нет объективных предпосылок. Два народа могут иметь совершенно разные культуру и традиции, но дружить.

Но стоит отметить, что рассматриваемое явление не может быть кем-либо насаждено - например, государством. Толерантность должна формироваться естественным путем, по мере культурного созревания общества. Если это не так, то мирное сосуществование людей тем не менее возможно, но за счет другого явления - терпимости.

Рассмотрим его специфику.

Что представляет собой терпимость?

Под терпимостью принято понимать сознательный отказ людей - отдельных граждан или общества в целом - от проявления открытого неприятия к другим людям, непохожим на них по тем или иным признакам. Внутренне человек, в свою очередь, может испытывать весьма ощутимый дискомфорт при общении с непохожими на него людьми. Но в то же время он в силу внутренних убеждений способен быть терпимым к ним, сотрудничать с ними, совместно решать значимые задачи.

Терпимость может быть навязана человеку - посредством убеждения, воздействия через СМИ, применения различных социальных технологий. Данный механизм позволяет заинтересованным субъектам - прежде всего, государству - в довольно короткие сроки наладить взаимопонимание в обществе, которое состоит из людей, непохожих по тем или иным признакам друг на друга.

Можно отметить, что проявлять взаимную терпимость иногда требуется от народов, которые, казалось бы, в силу близости их культуры и традиций не должны испытывать неприязни друг к другу.

Сравнение

Главное отличие толерантности от терпимости заключается в том, что первое общественное явление предполагает отсутствие неприязни человека к другим людям, непохожим на него по тем или иным признакам. Терпимость, в свою очередь, характеризуется возможным внутренним дискомфортом гражданина во взаимодействии с людьми, непохожими на него, но сознательным его отказом от проявления открытой неприязни к ним.

Толерантность - явление, которое, как правило, формируется в рамках длительного периода времени. Оно не может быть навязано человеку заинтересованными лицами. Терпимость может появиться в гражданском обществе в довольно краткие сроки. Вполне возможно, что и при содействии заинтересованных лиц, например представителей власти. Значительную роль при этом могут играть СМИ, публичные лица.

Не исключено, что в обществе одновременно будет присутствовать определенный процент как толерантных, так и терпимых людей. В зависимости от различных факторов - социально-политических, экономических, культурных - может преобладать первая или вторая категория граждан. Но в ряде случаев воздействие тех или иных факторов непросто объяснить. Как мы отметили выше, бывает, что не вполне близкие друг к другу народы взаимно толерантны, а тем, которые характеризуются близостью, приходится проявлять взаимную терпимость.

Определив, в чем разница между толерантностью и терпимостью, отразим выводы в небольшой таблице.

Все мы знаем, что - одна из христианских добродетелей. Но от этого слова произведено другое - терпимость. Это второе понятие оказалось в наших глазах скомпрометированным. Потому что для определенных групп населения и у нас, и - в гораздо большей степени - на Западе (где это стало уже государственной политикой) терпимость, она же , - это такая лукавая вывеска, под которой в реальности - апология греха и возведение его в ранг добродетели; отрицание традиционных нравственных ценностей как деспотических; разрушение семьи и тому подобное.

К тому же, у нас, русских, свои исторические ассоциации со словом «терпимость», тоже не самые приятные. Всё вместе рождает негативную реакцию на это слово: многим сразу кажется, что терпимость - это моральный плюрализм, принятие греха, мир и лад с ним.

Кто-то, может быть, со мной не согласится, но в моем понимании терпимость - совсем другое. И мне очень хочется это понятие реабилитировать. Потому что, на мой взгляд, именно ее, терпимости, нам очень часто не хватает. Подчеркиваю, нам - значит, и мне самой тоже.

Терпимость, как мне кажется, означает не просто потерпеть грехи, несовершенства, недостатки и заблуждения ближнего, а принять этого ближнего… именно как ближнего, как своего, не чужого.

Понимать, что другой человек - это всегда другой мир, другой жизненный путь, и не требовать, чтобы ближний наш был похож на нас и воспринимал всё так, как воспринимаем мы.

И не навязывать ему своих убеждений - даже если ни малейшего сомнения у нас нет в их (убеждений) церковности.

В чем проявляется нетерпимость? Иногда - в постоянных претензиях к окружающим, к близким, к одноприхожанам, в желании поучать, одергивать, выговаривать, «строить»: «Вы, женщина, переступили порог храма в мужской одежде… Вы думаете, это мелочи?!»; «Я видела, ты мороженое ел, а сегодня, гляжу, причащаться собрался?!»… Причем нередко претензии оказываются или просто надуманными, или - порождением излишней нервной чувствительности и околоцерковных суеверий. Однажды, например, пришлось наблюдать такое: пожилая прихожанка прямо-таки набросилась на шестилетнего левшу. Он крестился левой! Досталось и его маме: она, будучи занята младшим, сидевшим на ее руках, не уследила, какой рукой у нее старший крестится, вот такая неблагочестивая мама…

Другой грустный эпизод: служба долгая, а прихожанка в новых туфлях, ногам больно, боль отвлекает от молитвы, и она быстренько (чтобы, опять же, не отвлекаться и ловить каждое слово!) сбрасывает обувку, стоит босиком. Никому до этого дела нет - кроме ее соседки, которая, видимо, не настолько погружена в молитву, чтобы не успевать следить за чужими ногами:

Сестра! Наденьте обувь! Что значит «Почему нельзя?» Вы не дома. Вы находитесь в храме. Это неуважение к Богу! Что значит «Кто сказал?» Я вам говорю: обуйтесь немедленно!

Наверное, этих строгих прихожанок нельзя осуждать и можно понять: они ведь по-своему искренни. Их задевает то, что представляется им неблагочестивым, неблагоговейным, их травмирует нарушение правил - подлинных или надуманных, но правил - которые они приняли как правила своей жизни и которыми, как стеной, защищаются от жизни враждебной. Но при этом требовательные прихожанки не осознают, что сами ранят других людей, и ранят подчас жестоко - ведь в церкви, в храме человек беззащитен. Нехватка любви… Но не только в ней причина нетерпимости. Для того чтобы увидеть ее глубже, лучше всего обратиться к себе самой, к тому самому бревну в собственной глазнице.

Моя нетерпимость проявляется иначе, чем нетерпимость упомянутых выше женщин. Я бываю нетерпима, когда сталкиваюсь с непониманием, с заблуждениями людей - чаще всего моих старых друзей и коллег - относительно Православия и Церкви. Ну раздражает меня, понимаете, раздражает упорствование в невежестве! «Бог должен быть в душе, зачем все эти ритуалы в церкви?!»; «Я сам с Богом разберусь, попы в качестве посредников мне не нужны»; «Человек сам должен решения принимать, а религия ему готовые ответы навязывает…» Сколько можно эти глупости повторять!..

…Как будто я сама в свое время не хваталась за эти глупости. Я переболела всеми болезнями гордого интеллигентского сознания, я хворала ими не год и не два. Да, я выздоровела - в том, по крайней мере, смысле, что в Церковь пришла, - но так поздно, что вряд ли могу быть судьей чужим опозданиям, хотя бы и непоправимым. Однако я забываю про это, и, когда возникает спор, веду себя столь агрессивно и нетерпимо, что могу великих дров наломать. По крайней мере двух своих старых подруг я уже ранила, и довольно ощутимо. А ведь они в свое время помогали мне, поддерживали, были очень мне нужны! Теперь я забываю их щадить - а почему забываю? Откуда она, моя нетерпимость в подобных случаях, в чем ее причина?

В моей любви к Истине, в ревности по ней? Да нет же.

Болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием.

Причина - в каком-то моем собственном внутреннем неблагополучии, которое мне не удается пока понять. Я только догадываюсь: болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием - такой вот психологический парадокс.

Но не меня одной это касается. По крайней мере часто, если не всегда, истинная причина нашего нетерпимого, жесткого, резкого поведения, нашей агрессии - не в личном нашем благочестии и благоговении и не в любви к Истине. Истинно благоговейный человек, кстати, не станет шуметь в храме; да и в частном разговоре постарается внутренний свой храм не осквернить, не впустить в душу раздражение и злость. Причина в другом - во внутренней нашей ущербности, которая ищет компенсации; в душевной и духовной неустойчивости; а у кого-то, возможно, - в скопившейся обиде на людей, в неудовлетворении собственной жизнью, в затаенной несчастности.

К вере все приходят искренне, ни в чьей искренности здесь сомневаться не надо. Но беда еще и вот в чем: мы ведь не изменяемся мгновенно, не перерождаемся за один день, - придя в Церковь, мы во многом остаемся прежними. Тут-то и подстерегает нас, как мне кажется, ловушка: вместо того, чтобы освобождаться от своих совсем не лучших качеств и состояний, человек находит для них высшее оправдание, мысленно сам для себя их «освящает». Он уже не просто вспыльчив и гневлив, а «горяч в вере». Не просто властолюбив и деспотичен, а «ревнует о должном порядке в храме». Не просто любит в глубине души своей унижать других, а «наставляет заблудших на путь истинный с необходимой и спасительной для них строгостью»…

Но вот, однако, пример противоположный. Я знаю людей - не много, но знаю, - которые, придя к вере и воцерковившись, сознательно избрали для себя очень строгую жизнь. Они начинают и завершают день долгим, подчас монашеским правилом, неуклонно соблюдают все посты - тоже по монастырскому уставу (куда мне до этого!), каждую субботу и воскресенье непременно стоят на службе. Нередко их благочестие - в данном случае подлинное, идущее от сердца - выражается и во внешнем виде: женщины отказываются от брюк или открытых сарафанов, мужчина не станет ходить в шортах не то что по улице, а даже и по собственному дачному участку. Причем это не «ежовые рукавицы», нет, это их личная внутренняя потребность: «Я уже не смогу иначе, даже если захочу», - сказала мне одна из таких христианок. Но вот что интересно: и она, и все остальные, те, кого я в этой группе моих знакомых вспомнила, - очень далеки от того, чтобы навязывать свой выбор, свой образ жизни окружающим. Они совершенно спокойно и вполне доброжелательно относятся к тем своим братьям и сестрам, которые не следуют или не во всем следуют их примеру. У них, у этих моих воистину благочестивых знакомых, есть, как я заметила, правило: разговор на тему образа жизни возможен лишь если ближний (гость, друг и т.д.) сам его заведет. Ближние, окружающие рядом с такими православными свободны. Именно потому, полагаю, что внутренних причин быть агрессивными, деспотичными, нетерпимыми у таких людей нет: причины изжиты. Кстати, не потому ли эти христиане столь благотворно воздействуют - не только на несовершенных единоверцев, но и на неверующих, отвергающих Православие людей? Подчас от одной только мягкой улыбки такого человека - да от самого его облика! - пользы (в миссионерском смысле) бывает больше, чем от всех моих, к примеру, бурных словоизвержений.

Чем духовнее человек, тем он терпимее; чем строже к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим.

Я давно уже заметила: чем духовнее на самом деле человек, тем он терпимее. Можно то же самое иначе сказать: чем строже человек к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим. Конечно, бывает так, что человек вынужден быть строгим: по долгу, по должности, по причине возложенной на него ответственности - но он не станет искать удовольствия в строгости к другим, если он действительно строг к себе и от этого духовен.

Где еще наблюдается нетерпимость? Клиническую картину нетерпимости дают порой форумы православного сегмента интернета (про весь остальной интернет я не говорю, что о нем говорить). Создается впечатление, что иной участник, собираясь на форум, берет с собой из дома виртуальную дубину или плеть, а вот мало-мальское сомнение в своем праве наносить удары, в праве поучать и морально третировать других - как раз дома-то и оставляет. И не помнит, видимо, слов Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).

Кому-то кажется оправданной нетерпимость при столкновении с сектантскими проповедниками. Мне пришлось однажды услышать трагикомическую фразу: «Огрел бы я чем-нибудь этих мормонов, чтоб надолго запомнили, да нельзя - иностранные подданные, скандал будет». Оставлю ее без лишних комментариев… Мне представляется, что терпимость в данном случае должна заключаться - не в экуменическом братании, конечно, не в рассуждениях о «разных тропинках к одной вершине», нет: такие рассуждения Церкви чужды. Она должна заключаться в понимании того, что американец-мормон или наш доморощенный свидетель Иеговы - это тоже человек, Божие создание, такое же «Я», как наше. Да, он сбился с истинного пути (или, скорее, никогда по этому пути не шел) и забрел в темные заболоченные дебри. Но откуда в нас уверенность, что с нами этого произойти в принципе не могло? Может статься, только по Божиему о нас попечению и не произошло. К тому же, мы не родились в штате Юта. Человеку, родившемуся там, в десятом-двенадцатом поколении мормонской семьи, прийти к ортодоксальному восточному христианству - ох как непросто. Вряд ли мы вправе его судить за то, что не пришел.

Кроме тех моих благочестивых знакомых, о которых я говорила выше, у нас есть еще великие учителя терпимости. Это русские святители-миссионеры, которые принимали и любили каждый из «диких» народов таким, каким он был; и именно поэтому добивались успеха в своем деле. Это Оптинские и иные старцы, принимавшие каждого приходящего к ним, не гнавшие никого. Это святой , молитвой своею исцелявший иноверных. Но прежде всего это, конечно, Сам Спаситель, Который, с одной стороны, сказал; «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11: 23) - и тем самым утвердил единственность и непреложность Истины; а с другой - остановил апостолов, готовых уже просить о низведении огня на самарянское селение, в котором не приняли их Учителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55-56).