Чем город будущего будет лучше. Каким должен быть город будущего? Город с пустыми постройками

Егорова Анастасия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Эссэ «Будущее моего города – мое будущее»

Родина...Казалось бы, какое обширное, многогранное, необъятное, неисчерпаемое понятие. О ней можно писать, писать и писать, и каждый раз находить что-то новое для себя. И сколько красивых слов посвящено чистой и нежной любви к Родине, Отечеству. На нашей Земле много государств и стран, но одна у человека мать, одна у него и Родина. Ведь у каждого из нас на Земле есть такой уютный светлый уголок, которому душа радуется. Возможно, вы скажете, что их много, я не стану спорить, доказывая своё, ведь сама Россия прекрасна, несмотря на трескучие морозы, метель и пургу. Для всех нас с вами она одна - Россия, но у каждого есть свой родной поселок, родное село, а для меня Родиной является мой город - МОЙ ЯРОСЛАВЛЬ.

Ярославль является одним из древнейших городов России, и, по праву, занимает особое место в истории нашей большой и великой Родины. Пережив разорения и возрождения, он гордо идет вперед, неся свою славную судьбу. Тысячи людей воспевали Ярославль в своих песнях и стихах, прославляли его боевыми и трудовыми подвигами, заставляли гордиться научными и спортивными достижениями. Я искренне верю, что и моё поколение продолжит этот путь, внесет лепту в процветание нашей малой Родины.

Я бы хотела представить к вашему вниманию моё видение тех направлений деятельности, которые могут способствовать дальнейшему процветанию нашего города. Многие из нас планируют связать свое будущее с родным городом, а это значит, что наше будущее, моё будущее во многом зависит от будущего моего города, от тех процессов, которые будут способствовать его развитию. И это, в свою очередь, накладывает на нас огромную ответственность - именно мы, должны взять на себя задачу развития и благополучия нашей малой Родины. Если каждый из нас по крупице, по частичке будет вносить свою лепту, как это делали наши деды и прадеды, то и нам будет что передать будущим поколениям.

На мой взгляд любовь к своему городу, а вместе с ней и ответственность за его судьбу, невозможно прочувствовать, если не знать его историю, его истоков, не испытать гордость за свою малую Родину. Поэтому я считаю, что необходимо ещё более актуализировать участие подрастающего поколения в поисковой работе, в олимпиадах, конференциях, в результате которых мы узнаём о судьбе родного города, его трудовых и боевых буднях, о жизни известных людей, об истории улиц, предприятий, родной школы.

Молодежь уже сегодня волнует получение востребованных профессий, трудоустройство, дальнейшее развитие производства, создание условий для досуга и отдыха. Я думаю, что отток ярославской молодежи в города - мегаполисы (главным образом Москву) должен стимулировать работу органов власти в области молодежной и социальной политики. Необходимо ещё более пристальное внимание уделять профилактике вредных привычек и популяризации ведения здорового образа жизни, физического развития и стремления к физическому самосовершенствованию, отношения к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре. Создание программ, направленных на поддержку молодых, на изменение политики в области трудоустроиства молодежи, позволит сделать Ярославль привлекательны городом для максимальной реализации творческого потенциала молодых, их новаторских идей и устремлений.

Конечно, нужно не забывать и о том, что мы можем сделать для нашего города, а значит и для себя, здесь и сейчас.

Проще всего завидовать странам Запада, мол, там у них чистенько и красиво. Но что мешает сделать чистенько и красиво у нас? Самое элементарное, что мы можем сделать, – это не сорить, никогда не оставлять мусор после себя. Если кто-то где-то сделал «чисто и красиво», не губить его усилия и удерживать от этого других. К сожалению, есть примеры антисоциального поведения и вандализма. Так может поступить только человек, который не ассоциирует себя с городом. Возможно создать организации, сообщества, которые помогали бы верно направить свое творчество, например, рисование на подъездах по просьбе жителей. Еще один из способов облагораживания нашего города это озеленение, субботники, так как забота об окружающей среде является глобальной проблемой не только города, но и всего мира. Чтобы каждый мог жить в чистоте и наслаждаться красотой, действовать надо сообща. Каждый должен внести свой вклад или хотя бы не мешать, уважать чужой труд.

Наши дети – наше будущее. К сожалению, не все они имеют полноценные семьи, здоровье, счастливое детство. Часто дети лишены почти всего, брошены на обочину жизни нерадивыми родителями, семейными трагедиями, несчастным случаем, равнодушием государства. А ведь помочь совершенно несложно. Для этого существует много способов, даже самый бедный и занятой человек может внести свой вклад в спасение ребёнка. С миру по нитке – бедному рубашка. Многие ошибочно считают, что благотворительная деятельность – удел богатых персон, швыряющих деньгами, «отмывая» грехи. Но волонтерская деятельность особенно популярна у молодёжи, которой перевести на счёт ещё нечего. Волонтёрская служба при разных благотворительных организациях работает непосредственно с детьми. Волонтеры проводят с ними праздники, ведут кружки, просто навещают, дружат, переписываются, делают фотографии и фотоальбомы, присматривают за детьми, словом, делают всё, чтобы маленький человечек почувствовал себя комфортно в дружественной обстановке. Ведь известно, что если больной человек находится в хорошем расположении духа, то и выздоравливает он гораздо быстрее. Волонтёрская помощь – этот тот вид помощи, который не требует ничего, кроме любящего тёплого сердца. Прийти почитать ребёнку сказку, поговорить с ним о жизни, прогуляться в парке, устроить день рождения – такая малость для большого человека и огромная радость для ребёнка. Задумайтесь – и вы могли бы поучаствовать в этом. Когда начинаешь заниматься благородным и общественно полезным делом, то обязательно, рядом появятся единомышленники и соратники.

Активное участие молодых людей в жизни местных сообществ позволит напитать эту жизнь энергией и идеями молодежи, а для нового поколения создаст благоприятную среду саморазвития – личностного, социального и профессионального становления. Для молодых людей важно не абстрагироваться от общегородских проблем и жизни в городе, а, наоборот, высказали свое мнение и свои идеи по поводу улучшения обстановки в Ярославле.

Ярославль – город в котором я родилась, живу и собираюсь жить. Будущее моего города неизменно связано с моим будущим. Мы неразделимы, а значит мы зависим друг от друга. Я люблю его проспекты и переулки, его жителей, я горжусь его историей. Возможно мое имя не впишут красной строкой в летопись ярославской истории, но свою хотя бы малую крупицу в благополучие моего города я обязательно внесу. Всегда надо начинать с себя. Сделать из себя специалиста, заниматься, совершенствоваться, учиться и работать качественно. Все это так просто и банально. Все это мы можем сделать, если возьмем на себя ответственность, осознаем свою роль и перейдем от пустых жалоб и бездействия к полезным действиям. Не кивать на пассивных сограждан, отвечать за себя, заражать других своим примером, оптимизмом, делать все возможное со своей стороны, на своей улице, на своем месте учебы или рабочем месте, в своей семье. Быть чистым помыслами и честным душою...

Быть достойным тебя, МОЙ ЯРОСЛАВЛЬ!!!

Мы привыкли жить в условиях постоянно изменяющегося облика городов. Старые здания исчезают - появляются новые, привычные виды транспорта постепенно уходят в небытие - остаются более экологичные аналоги. Одни архитектурные стили вытесняют другие. Эти изменения происходят постоянно, и мы уже перестали их замечать. А если заглянуть на 10-20 лет вперед и представить, как выглядят города будущего, построенные с нуля и переполненные технологиями?


И тут фантазия рисует города на Марсе, города - космические станции, поселения в других галактиках… Возможно, так и случится. Но пока мы приземлимся обратно на Землю и расскажем о проектах городов будущего, которые изменят облик не только стран и целых континентов, но и всего XXI века.

«Великий город» без автомобилей, Китай



«Великий город» - проект экологически чистого города, построенного на участке площадью около 3 квадратных километров поблизости города Чэнду. Он способен решить общепризнанную проблему Китая - перегруженность инфраструктуры - за счет практически полного отказа от автомобилей. Город не потребляет много энергии, не загрязняет окружающую среду выбросами углекислого газа, более половины его территории занимают зеленые насаждения, до которых из любого дома можно добраться всего за две минуты.


Эко-парки будут перерабатывать сточные воды, твердые отходы и производить электроэнергию. Местный климат не очень хорошо подходит для солнечных батарей, поэтому все здания разработаны для максимального использования энергии ветра.




«Великий город» станет домом для 80 тысяч человек, часть из которых трудоустроят на самом проекте. Расстояние между двумя любыми точками города можно будет пройти пешком за 15 минут, потребность в автомобиле исключается. Но не полностью. Половину дорожного пространства отведут для безмоторного транспорта. С Чэнду и близлежащими окрестностями город станет сообщаться с помощью сети транспортных коммуникаций, образующей в центре города региональный транзитный узел, вынесенный под землю.

«Роза пустыни», Дубай


Зеленая «Роза пустыни».


«Роза пустыни» - так называется проект города-спутника площадью 14 тысяч гектаров, который будет использовать только экологически чистый транспорт, а с Дубаем его свяжет линия наземного метро. Снабжение электроэнергией станет производиться из альтернативных возобновляемых источников. Помимо этого, предусмотрены пешеходные дорожки с кондиционированием воздуха в знойную погоду. Строительство города займет десять лет и пройдет в четыре этапа.


Проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебные заведения и органические фермы, энергия для которых будет вырабатываться при помощи 200 квадратных километров солнечных панелей. Солнечные батареи смогут обеспечить половину потребностей города, а использование экологического транспорта компенсирует оставшуюся часть выбросов углекислого газа.

«Плавучая зелень», Япония



Рост ввысь - стандартное решение для развития городов азиатского региона, но для Японии этот способ не всегда хорош из-за частых угроз землетрясений и цунами. Но тут японцы нашли другой выход - построить города на воде! Таким городом стал проект «Плавучей зелени», состоящий из десяти островов, подобных водяным лилиям, и с центральными башнями высотой около километра.




Башни должны вмещать в себя более 30 тысяч человек. В верхней части создадут пространство для работы, магазинов и компаний сферы услуг. В середине каждой башни - место фермы для выращивания фруктов и овощей. Основание острова используют для жилой зоны, вмещающей в себя 10 тысяч человек, а также леса и пляжи. Каждый плавучий оазис будет закреплен на дне океана.

Первый в мире подводный город, Япония


Шарообразный город под водой.


Но для японцев идея плавучего города далеко не новая: к 2035 году они планируют создать первый в мире подводный город Океанская Спираль (Ocean Spiral). Это будет строение сферической формы, способное вместить до 5 тысяч человек и получающее энергию со дна моря. Кислород станет преобразовываться из углекислого газа, а большую разницу температур и давления используют для производства электроэнергии.



Внутри шарообразного строения расположен небоскреб, рассчитанный на проживание и работу 5 тысяч человек.


Форма высокотехнологичного города - огромные шары диаметром 500 метров и вместимостью 5 тысяч человек. Шары смогут плавать на поверхности или опускаться под воду по гигантской спиральной структуре, уходящей на глубину до 15 километров, где появится завод по добыче полезных ископаемых. Система огромных шаров должна уберечь людей во время землетрясений и цунами. Стоимость такого сооружения оценивается в 25 миллиардов долларов, а основным строительным материалом будет резина.



Твердая спираль упирается в океаническое дно, на котором расположен завод по добыче полезных ископаемых.

Проект арктического города «Умка», Россия



Уникальный проект под названием «Умка»: за Полярным кругом на вечной мерзлоте собираются построить город. За основу взята структура Международной космической станции. Для жителей города будут предусмотрены аквапарк, луна-парк, свое производство хлеба и рыбных продуктов, дома, научные лаборатории, школы, храм, отели, больница. Городской транспорт станет работать на электричестве. Размеры такого города составят 1,5 километра на 800 метров, а строительство обойдется примерно в 5-7 миллиардов долларов.



Предполагаемое месторасположение - остров Котельный архипелага Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане (примерно в 1,5 тысячи километров от Северного полюса).


В городе собираются создать регулируемую климатическую систему с использованием космических и других передовых технологий. Источником электричества станет плавучая атомная станция, а все виды отходов будут перерабатываться на двух заводах.

Первый умный город Индии

Такие мегаполисы, как Дели и Мумбай, славятся развитой промышленностью, инфраструктурой, финансовыми рынками, квалифицированной рабочей силой и присутствием иностранных компаний. Но бо́льшая часть Индии - бедные провинции с очень низким уровнем жизни населения. Потому и родилась идея строительства промышленного коридора (DMIC) между крупнейшими мегаполисами, которая позволит развивать провинции, создавая новые рабочие места и высокотехнологичную инфраструктуру. Стоить такой проект будет 90 миллиардов долларов.



Первый умный город Индии Дхолера построят в рамках проекта промышленного коридора Дели - Мумбай


Отметим один весьма претенциозный факт: промышленный коридор Дели - Мумбай является одной из важнейших частей плана по строительству сотни умных городов по всей территории страны. Сотни, Карл! В Индии! И первый такой город появится в штате Гуджарат. Дхолера будет возведен за десять лет и станет настоящей технологической жемчужиной Индии: цифровое управление движением, отсутствие загрязнений, пробок и толп людей. Для сравнения, размеры Дхолеры превысят размеры Мумбая в два раза.



Международный город финансов и технологий Гуджарата станет одним из самых первых индийских умных городов.


В этом же штате находится на этапе реализации другой не менее футуристичный проект - Международный город финансов и технологий Гуджарата (GIFT). Он также предполагает обеспечение населения инфраструктурой будущего и множеством рабочих мест. Комплекс будет включать в себя офисы, школы, жилые помещения, гостиницы, конференц-центр и торговые площади. А самым ярким зданием этого города станет Башня Diamond GIFT.

«Хазарские острова», Азербайджан

Для строительства нового умного города Азербайджан решил создать искусственный архипелаг из 44 островов общей площадью 3 тысячи гектаров. На «Хазарских островах» (Khazar Island) появятся аэропорт, яхт-клуб, трек для «Формулы 1», дома для 800 тысяч жителей и самый длинный в мире бульвар - 150-километровый. Стоимость проекта оценивается в 100 миллиардов долларов.



Башня Азербайджан может стать самой высокой башней в мире.


Но главной достопримечательностью архипелага станет Башня Азербайджан . Ее высота достигнет 1050 метров, что может побить рекорд самой высокой башни Бурдж-Халифа. Башня Азербайджан будет очень прочной и сможет выдержать землетрясение в девять баллов. Небоскреб планировали закончить к 2018-2019 годам, а острова - к 2022 году, но в прошлом году строительство отложили на неопределенный срок из-за недостатка финансирования.

«Облачный житель» Китая


Города в облаках - мечта для густонаселенных районов планеты.


В китайском городе Шэньчжэнь планируется постройка небесного города - нового делового центра мира. В нем появятся жилые модули, офисные и IT-кластеры, общественно-коммерческие зоны и зеленые террасы. Город будет включать в себя три взаимосвязанные башни высотой примерно 600 метров. Общая площадь здания соизмерима с площадью княжества Монако, а окна башен станут выходить на Гонконг. И это сделано специально. Местным власти хотят продемонстрировать новые финансовые возможности региона Гонконгу, представляющему собой старую финансовую модель мира. Умный небесный город сможет полностью обеспечивать себя экологически чистой электроэнергией.

Землескреб в Мексике


Не бункер, а город будущего нового типа - землескреб!


Пока другие страны видят будущее городов в облаках, Мексика нашла другой путь - подземелье. Землескреб (Earthscraper) - это 65-этажная перевернутая пирамида площадью 7618 квадратных метров. Он появится в центре Мехико. Крышей здания будет панель из прозрачного стекла 240 на 240 метров. «Снаружи» она станет выглядеть как общественная площадь, на которой жители смогут наслаждаться прогулками, концертами, выставками и военными парадами. Источником энергии для здания будет служить геотермальная энергия, которая сделает подземный город самодостаточным.

Первый мегалополис Китая


Размеры нового китайского города превзойдут размеры Лондона в 137 раз.


В Китае планируется создать город-мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи, который объединит Пекин, Тяньцзинь и Хэбэй. В нем предположительно будут проживать 130 миллионов человек, а его размер (212 тысяч квадратных километров) превысит размер более половины отдельно взятых стран мира. Каждому городу в этом объединении отведена своя роль: Пекин - культурный и технологичный район, Тяньцзинь - производственный район, а в Хэбэе сосредоточатся мелкие отрасли промышленности. Чтобы дорога из одного города до другого занимала не более часа, строятся новые высокоскоростные поезда.

Город на воде, распечатанный на 3D-принтере, Рио-де-Жанейро



Достоин внимания весьма необычный концепт бельгийского архитектора Винсенто Каллебо, который предложил построить в прибрежной зоне Рио-де-Жанейро город на воде. Строительным материалом послужит композит из переработанных пластиковых отходов и водорослей, а сам город распечатают при помощи 3D-принтера. Структуры для строительства могут расти самостоятельно за счет карбоната кальция, содержащегося в воде, который сможет формировать внешний скелет и полупроницаемые мембраны для опреснения морской воды, а микроводоросли будут использоваться для производства энергии для отопления и климат-контроля.




Внешне жилые конструкции диаметром около 500 метров будут напоминать медуз. В них расположат рабочее пространство, мастерские, заводы по вторичной переработке, научные лаборатории, спортивные площадки и фермы. Такой город сможет обеспечить жильем порядка 20 тысяч человек.


Проблему недостатка продовольствия архитектор решает при помощи огромных ферм (Farmscrapers), в которых будут выращиваться растения. Место ферм - на самой вершине структур. Одной из главных задач такого города станет строительство научных центров для исследования океана.

Вместо заключения: и все-таки о Марсе


Для кого-то фантазии о городах на Марсе становятся не просто сюжетом для научно-фантастической книги, а целым архитектурным проектом.

Каким должен быть город будущего?

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом.

Как результат — намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Это забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Давате познакомимся с 10 проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие — уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.

Город без машин


Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей, взялось правительство Китая, одобрив проект населенного пункта Great City. «Великий город» строится с нуля невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.



Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка — жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания — вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City — это город без машин, то Масдар в ОАЭ — город без машин и без небоскребов.


Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.


В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.

Зеленый город в пустыне


Дубай — еще один город из ОАЭ, который сможет стать «зеленым» городом будущего. Специалисты компании Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.



Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.

Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

«Зеленый» город с плотной застройкой


В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture считают, что сверхплотная застройка — одна из визитных карточек города будущего.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город


В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.

Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.

Город пешеходов


Пуэрториканский город Сан-Хуан — это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.

Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта


Конкурс ReThink Athens призван был найти проект, который позволит полностью переосмыслить центр античного города, сделает его более спокойным и чистым.

Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка


Шан-Суи — еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.

Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.

3D-город


Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть — в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.

Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков


Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для китайского города Шэнчьженя.

Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях.

Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.


Китай создает город без автомобилей с нуля, выстраивая городской центр вокруг жилого ядра, в котором умещается 80 000 человек. Great City (Большой город) должен появиться в сельской местности за пределами Чэнду. Он будет полностью пешеходным и зеленым. От центра до внешнего кольца парков на ногах можно добраться меньше чем за десять минут. Другие ближайшие городские центры будут доступны через общественный транспорт. Город будет использовать на 48 % меньше энергии и на 58 % меньше воды, что другие традиционные города такого же размера, и будет производить на 89 % меньше отходов.

Масдар: первый в мире город с нулевым выбросом углерода



Самый экологичный в мире метрополис - без машин и небоскребов - сейчас строится в пустыне за пределами Абу-Даби. Масдар, первый в мире город с нулевым выбросом углеродов и отходов, будет работать на системе общественного скоростного транспорта вместо личных автомобилей и зависеть от энергии солнца, ветра и геотермальной энергии. Гигантские «шапки подсолнухов» обеспечат подвижную тень в течение дня, будут хранить тепло и выделять его в ночное время.

Город Шан-Суи



MAD Architects видит в городе Шан-Суи город будущего. В основе концепции лежит поклонение горам и воде в Китае, поэтому концепт состоит из масштабных многофункциональных зданий с большим количеством общественных мест, где люди могут собираться, общаться и наслаждаться природой. Плотное заселение приводит к тому, что все необходимые ресурсы легкодоступны в пределах легкой прогулки или передвижения на общественном транспорте. Архитекторы утверждают, что высокая плотность жизни куда более устойчива как идея при строительстве города, чем нынешняя тенденция « ». В основе этой концепции также лежит легкий доступ к природе, так же, как к школам, местам здравоохранения и работы.

Экология и Дубай




Baharash Architecture предлагает включить в Дубае «лучшие практики в экологическом строительстве», сосредоточившись на общественных связях и социальном взаимодействии на фоне зеленых насаждений. Строение состоит из 550 вилл, органических ферм, учебных заведений и 200 000 квадратных метров солнечных панелей. Город будет самостоятельно вырабатывать 50 % необходимой энергии и компенсировать ею выбросы углерода за счет общественного транспорта.

Зеленый Гетеборг будущего


Шведский Гетеборг может быть еще зеленее, как считает Kjellgren Kaminsky Architecture. Сверхплотная застройка сделает Гетеборг самодостаточным по части энергии и еды. На крышах разместятся ветряные мельницы для выращивания еды и солнечные батареи для выработки электричества. Плотная застройка снижает дорожный трафик, и река становится более значимым средством для транспортировки.

Множественность от John Warde Architects

«Мельбурн не разрастается, а растет вверх и вниз», - говорят в John Wardle Architects о своем концепте Multiplicity, в котором австралийский город представлен через сотню лет.

«Новые воздушные и подземные пути открывают городу совершенно новые перспективы. Самолеты и городская топография позволяют в будущем собирать продукты питания, дождевую воду и энергию из новых источников».

Город пешеходов Сан-Хуан в Пуэрто-Рико


Весь город Сан-Хуан в Пуэрто-Рико подвергается трансформации на 1,5 миллиарда долларов и превращается в «город для прогулок» с новой системой общественного транспорта. Это крупнейшее и очень спорное изменение. В черте города запрещены автомобили. Сан-Хуан страдает от сокращения населения последние 60 лет, и власти хотят привлечь новых людей, очаровав их пешеходной зоной в самом центре города, где пешеходам не придется переживать об автомобилях или вдыхать выхлопные газы. Прекрасные пляжи города сейчас недоступны из-за портов и чрезмерной зависимости от автомобилей.

Переосмысление Афин


Победивший проект в рамках конкурса ReThink Athens от OKRA превращает сердце города в яркий, зеленый и доступный пешеходам, а не автомобилям, центр. Зеленые зоны обеспечивают тень и укрытие, смягчают жару, поощряя более активный отдых. Новые зеленые проспекты также обеспечивают проходимость ко всем прилегающим районам.

Плавучий город на Гаити


Гаити представляет собой островное государство, разоренное бедностью и стихийными бедствиями, вроде землетрясений, которые сравняли большую часть Порт-о-Пренса с землей и оставили миллионы людей без жилья. Архитектор Э. Кевин Шопфер представил новый плавучий город на 30 000 жителей в непосредственной близости от берега с жилой площадью, поддерживающей сельское хозяйство и легкую промышленность. 3-километровый в диаметре комплекс состоит из четырех кварталов в виде плавающих модулей, соединенных между собой линейной системой каналов. Способный выдерживать ураганы и тайфуны, город может быть при необходимости расширен.

Трехмерный город


Что, если бы наши города были такими, словно наши архитекторы работали с трехмерной сеткой? Идея принадлежит конкурсу eVolo 2011 Skyscraper Competition и называется NeoTax. Строения, которые растут вверх и далее. Организованные в горизонтальную и вертикальную сетки улиц, здания основаны на модульной системе, где каждый модуль можно рассматривать как отдельное здание, соединенное с другим на уровне земли. Грубо говоря, все мы будем соседями и не будем корчевать зеленые насаждения ради строительства.

Азиатские пирамиды


Бельгийский архитектор Винсент Каллебо известен своим дизайном, который черпает вдохновение из природных форм, вроде плавающих городов в форме лотоса. В этот раз он представил вертикальный город Шэнчьжень в Китае, сделанный в виде кэрнов, или каменных пирамид.

«Задача в создании благоприятной городской среды с нулевым уровнем выбросов углерода и позитивной энергетикой», - говорит архитектор. В этом проекте город должен жить по законам джунглей, быть высокоплотным и обладать садами и огородами, устроенными прямо в жилых башнях. Каждая башня содержит 20 остекленных «камешков», покрытых солнечными батареями и ветряными турбинами.

Город, свободный от страха


Каково это - жить в городе, свободном от страха? Этот концепт создан для Now+When, австралийской выставки урбанизма в 2010 году, и фокусируется на вещах, которые делают люди, свободные от страха, а не притесняемые им в современных городах. Для этого в городе должны строиться такие решеточные улицы и помещения, которые подчеркивали бы взаимосвязь и движение. Видимые связи, соединяющие различные здания и окрестности на всех уровнях города, позволили бы горожанам чувствовать себя более открыто.

В то же время многие из этих проектов кажутся иллюстрациями к еще ненаписанным научно-фантастическим романам. В экономическом и техническом отношении они стоят по меньшей мере на грани осущест­вимости. Главный же их недостаток состоит в том, что они очень часто противоречат требованиям человека к жизненной среде, превращая ее в некие склады для людей.

Современное состояние большинства крупных городов мира и выше­описанные проекты показывают, что компактное и концентрированное развитие многомиллионных метрополий является для человеческого об­щества неприемлемым. Картину города будущего, развившегося на одной и той же основе, еще в 1908 г. проницательно нарисовал Анатоль Франс. Предостерегающий голос писателя прозвучал в описании, данном в начале 8-й книги «Острова пингвинов», названной «Будущие време­на.- История без конца»: «Дома все казались недостаточно высокими, их непрерывно надстраивали, строили в тридцать, сорок этажей, в кото­рых помещались конторы, магазины, банки, правления разных обществ. И, разрывая почву все глубже и глубже, прокладывали туннели, выво­дили подвалы.

Пятнадцать миллионов людей работали в гигантском городе при све­те прожекторов, которые не угасали ни днем, ни ночью. Дневной свет совершенно не проникал сквозь дым, поднимавшийся из фабричных труб, опоясывающих город. Иногда только виднелся красный диск солн­ца без лучей, скользивший по черному небосклону, изрезанному желез­ными мостами, с которых падал непрерывный дождь копоти и каменно­угольной пыли. Это был самый промышленный, самый богатый город в мире. Устройство его казалось совершенным. В нем не осталось и сле­да старых аристократических или демократических форм правления; все в нем было подчинено интересам трестов» 33 .

Однако, несмотря на всю непривлекательность такой картины, оче­видно, нереально предполагать, что большие города исчезнут совсем. Нельзя во всяком случае рассчитывать на их устранение в ближайшие десятилетия. Напротив, приходится все больше считаться с тем, что, вследствие чрезвычайно высокого роста народонаселения и непрекраща­ющегося процесса концентрации, появятся новые большие города. Необ­ходимо принимать во внимание вполне понятные стремления интенсивно использовать для новой застройки каждый гектар дорогой городской земли.

Отсюда возникает целый ряд вопросов. Представляет ли процесс дальнейшего роста крупных городов непреодолимую закономерность или же есть необходимость и возможность управлять этим процессом, стремясь к ограничению концентрации расселения? Нужно ли содей­ствовать максимальной концентрации населения, создавая совершенно искусственную среду, или же, наоборот, необходимо стремиться к сниже­нию плотности в больших городах, все более активно используя в них зелень и другие природные компоненты? Являются ли транспортные и технические проблемы следствием усиливающейся концентрации насе­ления или же можно разрешить вопрос об основных предпосылках су­ществования больших городов? Если можно, то какой ценой - путем затрат колоссальных финансовых средств или путем снижения качества окружающей человека среды? Вся мировая теория и практика градо­строительства ищут ответ на эти актуальные вопросы. Мы уже познако­мились с целым рядом конкретных и теоретических проектов, авторы которых хотят решить сложные вопросы реконструкции и дальнейшего развития современных больших городов, стремясь преодолеть их серьез­ные недостатки. Однако мы видели также, что часто в новых проектах отдельные неблагоприятные моменты большого города настолько уси­ливаются, что доходят до своего абсурда.


Все вместе они ярко свидетельствуют об огромных трудностях, стоя­щих на пути решения проблем большого города - целесообразной взан-

мосвязи жилья и работы, обеспечения доступности зелени, зон отдыха и природы вообще, развития эффективных транспортных средств и си­стем. Именно в больших городах возникают специфические социальные и гигиенические проблемы, а создание благоприятных условий жизни для человека оказывается подчас не только сложным, но и дорогостоящим.

При этом создание благоприятной среды для общества в целом и для отдельного человека, для полного развития его физических и духовных сил остается первоочередной проблемой современного и будущего боль­шого города.

Общий признак большинства современных проектов - попытка пре­одолеть стихийное развитие и хаотическое разрастание больших городов. Во многих концепциях учитывается важность планомерного развития городского организма. Понятно, что чаще всего это относится к проек­там, по которым предстоит создавать новые города на пустом месте. Значительно сложнее обстоит дело с разрешением проблем реконструк­ции существующих городов и неудивительно, что наименее удовлетвори­тельными оказываются результаты тех новейших преобразований, кото­рые наблюдаются в крупнейших городах. Именно в этой области нали­чествуют существенные различия в понимании наиболее целесообразной структуры, которую исследуют в пределах от традиционных центричес­ких планов вплоть до членения вдоль различных композиционных и экс­плуатационных осей. По-разному подходят и к трактовке микрострукту­ры отдельных элементов города, и к максимально допустимым размерам городских напластований. С течением времени все большее внимание в теоретических концепциях уделяется коммуникационным сетям, при разработке которых очевидное преимущество отдается массовым видам транспорта.

Ввиду огромной сложности проблем, а иногда полной неспособности их решить отдельные специалисты полностью отрицают возможность дальнейшего существования городов. Однако, если не принимать во вни­мание крайности, следует признать, что в большом количестве современ­ных замыслов содержатся полноценные, жизненные идеи и намечаются конкретные пути их воплощения в жизнь. Само собой разумеется, что реализация этих замыслов возможна лишь в условиях прогрессивного социального строя.


Сноски к главе V


Проблемам больших городов и их от­дельных компонентов посвящены десят­ки книг, тысячи статей и специальных разработок. В настоящей главе материал ограничен рассмотрением вопросов раз­вития и современного состояния теоре­тических концепций большого города как целого.