Чем фонема отличается от буквы. Какие функции выполняют фонемы

Изучение языка предполагает возможность понять, что же представляют собой разные части речи. Особенное внимание заслуживают «звук» и «фонема». Какие отличия отмечаются между фонемами и звуками? Что представляет собой каждая часть речи?

Фонемы и звуки: понятия

Фонемы – минимальные единицы, включенные в звуковой строй языка. Данные единицы позволяют складывать морфемы, слова.

Звук – это членораздельный элемент любой произносимой речи человеком.

Фонемы и звуки: важные отличия

Для понимания особенностей создания различных слов, включенных в лексический запас любого языка, рекомендуется провести правильное сравнение фонем и звуков. Отталкиваться рекомендуется от противопоставлений (оппозиций).

Фонемы – это минимальные единицы любого языка. По данной причине фонемы нельзя разделять на более мелкие единицы, произносимые в речевой цели. В то же время фонема включает в себя определенные признаки, не способных существовать вне установленных границ определения. Подобные признаки объединяют фонемы. Наилучшим примером являются признак звонкости, назальности.

Признаки бывают следующими:

  • Дифференциальные. В этом случае предполагается отличие фонем по параметрам. Например, рассматривается степень глухоты – звонкости. Данные отличия приводят к изменению значений слов;
  • Интегральные признаки. Предполагается наполнение состава фонемы. Это обусловлено отсутствием другой фонемы в языке, которая может быть противопоставлена по анализируемому признаку.

Характеристики существующих фонем определяют типы существующих звуков и особенности создания разных слов. Системные отношения, создаваемые между фонемами и звуками, проявляются в морфемах, словах, фразах, предложениях. Характеристики элементарных единиц любого языка определяют смысловое содержание человеческой речи с учетом особенностей языка.

Фонемы: возможности и функции

Функции фонем:

  1. Дистинктивная . Фонема используется для фонетического и семантического сравнения. Данная возможность также позволяет отличать слова друг от друга. Функция бывает смыслоразличительной и опознавательной.
  2. Перцептивная . Звуки речи доводятся до полноценного восприятия. Функция позволяет воспринимать и опознавать разные звуки, сочетания. В то же время проводится отожествление слов и морфем.
  3. Сигнификативная . Морфемы и слова языка подлежат различению по смыслу.
  4. Делимитивная функция различает морфемы и слова, граничащими друг с другом, но отличающимися функциями и возможностями. Делимитивная функция не проявляется на постоянной основе. Ее наличие подтверждается разными ограничениями на сочетаемость элементов звуков.

Типы звуков в русской речи

Звуки, прежде всего, делятся на гласные и согласные.

  1. Гласные звуки предполагают прохождение воздушного потока через рот. В результате образуется только голос. Русский язык представлен следующими гласными звуками: а, о, э, ы, и, у.
  2. Согласные звуки предполагают несвободное прохождение воздуха через рот. Наличие препятствий обязательно проявляется. Русский язык включает в себя 20 согласных звуков: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Русский язык дополнительно включает в себя два звука, которые не похожи друг на друга. Один звук напоминает по звучанию гласный «и», но он не способен образовывать слога. В связи с отсутствием возможности образования слога, звук является неслоговым гласным. Традиционно используется буква «й». Примеры: мо-и, май; за-и-ка – зай-чик.

Другой звук – это звонкий согласный. Для его образования средняя часть языка должна приблизиться к среднему твердому небу. По данной причине звук также известен как среднеязычный или средненебный. Речь идет о звуке – йот. Для его обозначения в некоторых языках используют букву j. В русском языке ситуация отличается, потому что согласный, соседствующий с гласным, должен отображаться одной буквой:

  • ]э – е (ехать).
  • jo – ё (ёлека).
  • jy – ю (юг).
  • ja – я (ядро).

Звук и фонема: особенности соотношения

Язык предполагает разные типы сочетаний звуков и фонем.

  1. Фонема может включать в себя только один звук (например, «сон»). В этом случае предполагается прямое соответствие. Подобный анализ слова оказывается самым простым, но возможны и другие случаи в языке.
  2. Фонема может включать в себя два звука.
  3. В некоторых случаях один звук включает в себя две фонемы. В этом случае предполагается обязательное длительное звучание. Например, [сж] может быть проявлено фонемами [с], а также [ж], хотя используется звук [ж].

Фонемы языка требуются для создания упорядоченной системы. Предполагается, что каждая фонема будет соотноситься с остальными. В то же время допускается различие фонем, по крайней мере, по одному признаку. Если фонемы различаются только по одному признаку, они являются парными.

Фонема не обладает самостоятельным лексическим или грамматическим значением, но позволяет различать и отождествлять морфемы и слова, являющиеся значимыми единицами языками:

  • Замена одной фонемы на другую меняет значение слова (дом – том, тон – Дон)
  • Изменение порядка фонем образует новое слово (сон – нос)
  • Удаление фонемы приводит к новому слову (т<р>он – тон)

Фонема – это абстрактная составляющая языка. Звук – это материальная реализация фонемы. Изучение языка и его раздела «фонетика» — это наилучший способ понимание особенностей строения разных слов.

Звуки речи, как мы убедились, имеют сложную природу; изучение разных сторон звуков речи привело к выделению различных фонетических дисциплин и методик исследования -экспериментальной фонетики, сравнительно-исторической фонетики, фонологии. Особенно сложно и дискуссионно развивалось учение о фонеме, породившее несколько фонологических школ.

1 От лат. alternatio - чередование.

Понятие фонемы. Первоначально звуки речи определялись как звуковые образования, которым соответствовали буквы>причем долгое время для обозначения звука речи употреб-лялся термин “буква”: буквы “произносились”, были “тверДы~ ми”,“гласными” и т. п. Развитие языкознания в XIX в-привело к четкому противопоставлению звуков и букв, звуков современного языка и звуков родственных языков. Для обозначения звука как

элемента звуковой системы языка был вве-ден специальный термин ф о н е м а. Первым этот термин употребил в 1874 г. немецкий писатель Л. Аве. Однако этот термин сначала использовался как синоним составного наименования “звук речи”. Создателем учения о фонеме является И. А. Бодуэн де Куртенэ. Термин “фонема” обозначает основную звуковую единицу языка - тип звука, модель звука речи языка. Ф о н е м а -это

мельчайшая единица звуковой системы языка, являющаяся элементом звуковой оболочки слов и морфем и способствующая их различению. Фонема - не всякий звук речи, а только такой, который типичен для данного языка и способен различать звуковые оболочки морфем и слов. В русском языке встречаются редуцированные звуки речи в сверхслабой безударной позиции:[мъллко], [съдлвот], [б"ьриэга]. Однако гласные [ъ] и [ь] не являются фонемами русского языка: они всего лишь позиционные варианты фонем (о), <а), (э). В древнерусском языке гласные (ъ) и <ь) были особыми фонемами: тъпът (топот), сънъ (сон), дьнь (день); в современном болгарском языке имеется специфическая гласная фонема <ъ): водя - водить, но въдя -размножать, водица - водичка, но въдица - удочка. Фонема обладает п е р ц е п т и в н о й и с и г н и ф и к а т е 8 "ной функциями. Звуки речи, будучи воспринятыми органами слуха, становятся фактом сознания; в языковом сознании

говорящих имеются образцы (эталоны) звуков речи, их обШие представления. Хотя специальная аппаратура обнаруживает многие признаки звуков речи, воспринимаются не все из них, а только те, которые соответствуют образцу-фонеме, обладающей п е р ц е п т и в н о й функцией, т. е. функцией доведения до восприятия. Например, в словах цеп, цепь, клетка и клеть имеется разное артикулирование и звучание фонемы (э): [э]> [э"], ["э], [э],

однако русские этого не замечают, так как для них это одна и та же фонема; напротив, французы различают ё и ё: ete - лето и рёrе - отец. Звук [е] встречается преимущественно в закрытом слоге и. является напряженным (закрытым) гласным; при его артикуляции спинка языка образует в задней части небольшую ямку, а корень язЫка мягко оттягивается вниз - назад как для зевка; произнесение этого гласного для француза так же


обычно, как Для русского- гласного [ы], а для болгарина - [ъ]. Фонемы отличаются друг от друга не только акустико-ар-тикуляционными признаками, но и способностью различатьморфемы и слова, участвовать в обозначении их, т. е. иметь с и г н и ф и к а т и в н у ю функцию. Например, слова вар и пар различаются ________3fпервым согласным, а слова вар и вор - гласным. Однако, обладая сигнификативной (смыслоразличительной) функцией, фонемы различают лишь звуковые оболочки слов и только в этом смысле участвуют в выражении значения. Слова различаются не столько потому, что состоят из разныхзвуков, сколько потому, что выражают разные понятия; поэтому звуковые оболочки ,[выр], [лар] и т. п. не являются словами русского языка, хотя и составлены из русских фонем. Принципиальное несовпадение звуковой оболочки (фонетического слова) и понятия ярко выражается в явлениях многозначности слов, синонимии и омонимии.

Акустико-артикуляционные признаки фонем не в равной степени устойчивы в потоке речи и важны для различения самих фонем друг от друга. Например, русские гласные [э] и [о] -чистые (неносовые), но этот признак не отличает их от других фонем, поскольку все гласные русского языка являются неносовыми; следовательно, это - общий признак гласных. Такие общие признаки, которые не могут быть использованы для

разграничения фонем языка, называются и н т е г р а л ь н ы м и 1 . Интегральным __________признакам противостоят д и ф ф е р е н ц и а л ь- н ы е2, или р а з л и ч и т е л ь н ы е. Дифференциальными признаками фонем обозначают их акустико-артикуляционные свойства,которые воспринимаются говорящими и отличают фонемы друг от друга, а также способствуют распознаванию слов и. морфем. Так, у французской фонемы <Ε> отсутствие носового шума является дифференциальным признаком, так как во французском языке имеется носовой напряженный гласный (ε): mere - мать и pain [рε] - хлеб. Для русского [т] твердость является дифференциальным признаком, так как в русском языке имеется мягкий глухой зубной переднеязычный согласный [т]: томный [томный], но тёмный [т"омныи]. У русского [ч"] мягкость не является дифференциальным признаком, так как нет твердой

аналогичной аффрикаты. Таким образом, фонема - сложная звуковая единица, совокупность разных акустико-артикуляционных свойств, которые различно проявляются в звуковой цепи и различно выполняют сигнификативную функцию. Фонема в то же время компонент фонетической системы языка, которая охватывает не только

состав фонем, но и их возможное варьирование при звукосочетании.

1 От лат. integer - целый, нетронутый.

2 От лат. differentia - различие.

Фонема и ее варьирование. Фонема как минимальная единица звукового строя выделяется не только совокупностью акустико-артикуляционных признаков, но и соотнесенностью соднофонемными морфемами и словами, звуковой оболочкой которых она является. Например, все русские гласные фонемы могут выступать как аффиксы: стен-а, город- а, решать (ср.решить); сел-о, пальт-о, далек-о; бер-у, троп-у, с-ббк-у; стен-ё [с"т"и"н"э], белеть (ср. белить), на-сторож-ё [нъстърлжэ]; бер-й,земл-й, такс-й, белить (ср. белеть); стен-ы, нож-й [нлжы], Ивановы, решить [р"и^шыт"] (ср. решать). А и и - союзы, о и у - предлоги.Однако фонема обычно бывает частью звуковой оболочки аффикса или корня, например -ак, -ун, -ыш (ср. бедняк, шалун,малыш), стол-, вод-а. Находясь в составе морфемы и слова,фонема подвергается фонетическому варьированию. Варианты фонемы могут быть акустико-артикуляторно близки друг другу,

могут быть и очень далеки друг от друга. Так, варьирование (а) в словах сад [а ] , садик[а] и сядь[ǎ] настолько акустически незначительно, что говорящие на русском языке не замечают этого различия. Напротив, произнесение (з) как [с] и [з"] оказывается весьма заметным, и не только потому, чтомежду этими звуками имеется акустико-артикуляционное различие, но и потому, что они являются самостоятельными фонемами русского языка и

различают звуковые оболочки слов: зам, сам. Поэтому по-русски нельзя озвончать [с] перед гласным, как и нельзя сохранять звонкость согласного перед глухим и в конце слова. В этом отношении русская фонетика отличается от фонетики, например, немецкого языка, где [с] перед гласным или между гласными озвончается (ср. Samowar [ samo"va:r] -самовар и Dosis ["do:zis] -доза).Пределы варьирования фонемы определяются фонетическими процессами и чередованиями звуков речи, свойственными данному языку; единство фонемы обеспечивается общим акустико-ар-

тикуляционным представлением о типе звука речи конкретного языка и принадлежностью вариантов одной морфеме, их фонетической обусловленностью.В звуковой цепи фонемы произносятся как варианты, т. е. как конкретные звуки речи - ф о н ы. Их, конечно, значительно больше, чем типов звуков. Например, [٨], [ä], [ь] и [а], встречающиеся в

словах баран [блран] и дядя [д"ад"ь], являются вариантами(оттенками, аллофонами) фонемы (а). Варианты фонемы могут быть ф о н е т и ч е с к и е и нефон е т и ч е с к и е. В свою очередь, нефонетические варианты подразделяются на и н д и в и д у а л ь н ы е, д и а л е к т н ы е и о р ф о э п и ч е с к и е. Индивидуальные оттенки произношения зависят от строения речевого аппарата (ср., например, различие мужских и женских голосов), дефектов речи (картавость, шепелявость, гнусавость), условий общения (громкая и медленная речь), а также личных особенностей произнесения

отдельных звуков речи или слов. Диалектным произношением является произношение, например, щелевого заднеязычного согласного [улра] наряду с [глра], смягченных шипящих [ж"] и [ш"] ([ж"ар] и [ш"ар]) и, напротив, твердого [ч]. Орфоэпические варианты отражают хронологические и стилевые колебания произносительной нормы; ср., например, произнесение окончаний прилагательных на заднеязычный: [гор"к"ьи] и [гор"къи]. Фонетические варианты фонемы являются обязательными для всех говорящих на данном языке, так как вызываются фонетическими процессами и чередованиями звуков данного языка. Среди всех вариантов выделяется о с н о в н о й. Основным вариантом называется такое произнесение фонемы, при котором сохраняются все ее признаки. Идеально такой вариант представляется при изолированном произнесении фонемы; он и служит моделью (эталоном). Близко к этому идеалу фонемы проявляются в благоприятных для них произносительных условиях; их называют с и л ь н ы м и п о з и ц и я м и (им противостоят с л а б ы е п о з и ц и и) .Сильные позиции выявляют в большей степени акустико-артикуляционные признаки звуков речи; сильные позиции для гласных иные, " чем сильные позиции для согласных. Для гласных сильная позиция - это ударный слог, особенно открытый; в безударной позиции гласные в русском языке подвергаются редукции и фонема предстает в неосновном варианте. Мягкость и твердость согласного, а также наличие носового и лабиального окружения влияют на выявление основного варианта в разных языках по-разному. Так, в русском языке безударный гласный [а] после мягких согласных редуцируется как гласный переднего ряда: [м"асъ] мясо, [м"иэснои] мясной, [м"ьслрупкъ] мясорубка. тюркских языках, где имеется параллелизм передних и непередних

гласных, он опирается на палатализацию соседних согласных, которая, однако, не порождает парности среди согласных фонем; ср. татар.: кыз (девушка) - КУЗ (глаз), кул (рука) - кул (небо), бар (имеется) - бар (один). Для согласных сильная позиция - это положение согласного перед гласным или сонорным; в словах соло [солъ], сёла [с"олъ] и золы [золы] обнаруживаются три фонемы русского языка: (с), (с"), (з). Распределение фонем по произносительным позициям может выявлять признаки фонемы четко в том случае, если сходные фонемы оказываются в одной и той же сильной позиции: бак, бок, бук, бык, бек [б"эк]. Фонема (и), отсутствующая в данном ряду, может быть выявлена в ином ряду: (у)пал, пол, пыл, пил, пел. Однако имеются фонемы, которые не встречаются в одной и той же позиции. Например, русская фонема (и) употребляется после смягченных согласных и в начале слова, тогда как фонема <ы> - после твердых. Слабая позиция порождает варианты, которые утратили один или несколько акустико-артикуляционных признаков, свойственных фонеме данного языка. Так, в слове просьба [проз"бъ] фонема <с> утратила глухость (ср. просить) и приобрела звонкость; в корне наблюдается чередование (с’) - <з">. При наличии в языке

пар, отличающихся одним фонологическим признаком, утрата его в слабой позиции ведет к нейтрализации фонологического противопоставления. Это значит, что один и тот же звук речи выступает представителем двух или нескольких разных фонем. Например, звук [т] представляет фонемы <т> и <д> в словах кот и код, звук [л] - фонемы <а> и <о> в словах вагон и вокзал, валы и волы.

Понятие о системе фонем. Очень важной особенностью фонемы является ее принадлежность к звуковому строю конкретного языка, его фонологической системе. Эта система состоит из определенного числа фонем, соотнесенных друг с другом, а также правил их сочетания в речевом потоке и в составе морфем. Фонологические системы языко

отличаются друг от друга, во-первых, к о л и ч е с т в о м ф о н е м и с о о т н о ш е н и е м г л а с н ы х и с о г л а с н ы х. Естественно, что система гласных из 6 фонем (как в русском) отличается от системы гласных из 13 или 15 фонем (как во французском или немецком). Языки отличаются друг от друга также к а ч е с т в о м ф о н е м, их акустико-артикуляционными свойствами. Так, французские носовые гласные и увулярный согласный, английские межзубные согласные, итальянские звонкие аффрикаты, кавказские смычно-гортанные согласные, тюркские заднеязычные носовые согласные, арабский гортанный взрыв и многие иные звуки речи существующие в разных языках, несвойственны русскому произношению, системе фонем русского языка. Во-вторых, системы фонем разных языков отличаются друг от друга о р г а н и з а ц и е й ф о н е м н ы х г р у п п (по терминологии Н. С. Трубецкого - ф о н о л о г и ч е с к и х оппоз и ц и й 1) . Фонемные группы бывают к о р р е л я т и в н ы м и и н е к о р р е л я т и в н ы м и. Коррелятивными группами (или корреляциями2) называют такие группы фонем, которые отличаются друг от друга одним фонологическим признаком, например (б) - <п> (они различаются только по звонкости); некоррелятивные согласные отличаются двумя иди более фоно- логическими признаками. Так, фонема <п) отличается в русском языке от фонемы (с"> четырьмя признаками: это - губной согласный (<с"> - переднеязычный), смычный (<с"> - щелевой), звонкий ([с"] -глухой), твердый ((с") -смягченный).

1 От лат. opposltio - противопоставление.

2 От лат. correlatio - соотношение.

Система фонем разных языков определяется с о с т а в о м ф о н о л о г и ч е с к и х п а р и р я д о в (троек). Более или

менее универсальными являются пары фонем, опирающиеся на способ артикуляции (смычные и щелевые) и голос (звонкие и глухие). Твердость и смягченность, столь характерные для фонологической системы русского языка, не являются универсальным фонологическим признаком согласного, как не универсален и носовой признак для системы гласных, хотя он является характерной особенностью французского или польского языка. Система согласных фонем, например, абхазского языка троична: здесь согласные бывают не только смычными и щелевыми (спирантами), но и смычно-гортанными (абруптивами); и в языке имеются губно-губные, переднеязычные, заднеязычные и фарин- гальные ряды троичных смычных согласных; троичные ряды образуют и аффрикаты - свистящие, шипящие и лабиализованные. Естественно, что такая организация смычных фонем является особенностью фонологической системы данного языка. В-третьих, системы фонем разных языков отличаются друг от друга ф у н к ц и о н и р о в а н и е м ф о н е м в р е ч е в о м п о т о к е, их чередованиями и исторической обусловленностью. Иначе говоря, система фонем отличается не только составом фонем и корреляций, но и теми а к у с т и к о - а р т и к у л я ц и о н н ы м и х а р а к т е р и с т и к а м и ф о н е м, которые свойственны артикуляционной базе языка, и теми фонетическими свойствами, которые присущи произношению слов данного языка. Например, в русском и корейском языках имеются боковые и

дрожащие сонорные согласные. Однако их положение в фонологической системе разное: в русском языке оба согласных являются фонемами, образуя к тому же корреляцию по палатализации: <л> - <л"> и (р) - (р">. В корейском языке нефонологично не только противопоставление твердых и мягкихсогласных, но и сонорного <л> и (р): [р] является произносительным _________вариантом фонемы <л> в интервокальной позиции (в положении между гласными) и перед <х>.Различно произносятся фонемы в открытом и закрытом слогах,в начале и конце морфем и слов.Для русского произношения, как известно, характерны сохранение твердости, но утрата звонкости в конце слова, отсутствие придыхания в начале слова и слога, сильное смягчение согласных, редукция безударных гласных. Эти и

некоторые другие особенности произношения создают русский акцент, когда русские говорят на других языках, где нет этих особенностей при произнесении фонем в связном потоке речи. Наконец, система фонем данного языка, будучи результатом его исторического развития, отличается от фонем другого языка, в том числе близкородственного, с о о т н о ш е н и е м ф о н е м при их ч е р е д о в а н и и. Например, фонема <о> в русском языке соотносится с <а>, <э> и нулем звука; ср. усвоить - усваивать, [с"олъ] сёла и [с"эл"ск"ьи] сельский; сон, но сна; [плд"бныи] подённый, но [д"эн] день и дня. В украинском языке фонема <о> произносится в ударном и безударном слогах и соотносится не только с <э) и нулем звука, но и с [i]: чорний (чёрный) и черниця (монахиня), сон, но сну, день, но дня, шч, но ночи В сербскохорватском языке обнаруживается не только чередование [о] - [а], [о] - [э], но и [о] - [л]. Дело в том, что в

сербскохорватском языке согласный л в конце слова или слога произносится как [о]: угао (род. п. угла) -угол, бёо - белый (ср.бела - белая), бйо - был и бил (ср. била - была и била), угаоний - угольный и угловой, бёома - бельмо. В сербскохорватском языке имеется также [у], возникший из [л]; ср. вук - волк, дуг - долг, су за - слеза.

Рассмотрение основных вопросов общей фонетики и фонологии

показывает, что звуковой строй языка, его единицы и категории обладают разными свойствами. Среди этих свойств необходимо отметить ограниченный набор единиц и большую вариантность их, позволяющую им свободно сочетаться друг с другом в составе слова и морфемы. В то же время состав фонем, их акустикоартикуляционные признаки и правила сочетания в потоке речи достаточно разнообразны в языках мира, что говорит о конкретноисторической природе звукового строя каждого языка.__

11.Фонетические изменения и звуковые законы.

ПОНЯТИЕ ФОНЕМА.

Введение

То что нашу речь можно разделить на отдельные звуки, которые мы отличаем друг от друга, представляется само собой разумеещимся. Кажется совершенно очевидным, что все слышат разницу между гласными в словах дома – дума , или согласными в словах вес – весь, рак – лак и отличают налет от нальет просто по звучанию.

Однако, на самом деле выделение отдельных звуков в потоке речи вовсе не определяется только звучанием. Одно и то же звучание носителями разных языков оценивается с точки зрения звукового состава по-разному: корейцы не заметят отличия р от л , арабы о от у, для французов в словах вес и весь как разные звуки будут оценены гласные, а не конечные согласные; и носители очень многих языков не смогут услышать разницы между налет и нальет.

Следовательно, выделение отдельных звуков и оценка их как одинаковых или разных зависит от особенностей языкового строя.

Чтобы определить, сколько разных звуковых единиц используется в языке, необходимо решить две задачи: 1) разделить поток речи на отдельные звуки – минимальные звуковые отрезки; 2) определить, какие звуки нужно рассматривать как одинаковые, а какие различать.

Языковые механизмы, обеспечивающие такое линейное членение и отождествление сегментов речевой цепи, впервые показал Л. В. Щерба в 1912 г.

Лев Владимирович Щерба был основателем Ленинградской Фонологической школы, стоял у истоков образования такой науки как фонология . Вопросы фонетики интересовали Л.В. Щербу на протяжении всей его научной деятельности. Наиболее значительными работами Щербы по фонетике (дореволюционный период) были "Субъективный и объективный метод в фонетике" (1909) и "Русские гласные в качественном и количественном отношении" (1912). Л.В. Щерба поддерживал мысль Бодуэна де Куртенэ о существовании в языке таких фонетических единиц, которые не совпадают с акустическими или физиологическими единицами. Эти единицы, по мнению Щербы, являются результатом психической деятельности. Придерживаясь на ранних этапах своей деятельности психического объяснения сущности фонетических единиц, Щерба и задачу фонетики как науки видит в исследовании звуковых представлений речи. Но в отличие от Б.де Куртенэ Щерба привносит смысловой момент в определение фонемы. Он определяет фонему как кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова, причем фонема может выделяться в речи без искажения фонетического состава слова.

Основой лингвистического мировоззрения Щербы в дореволюционный период был субъективный психологизм. Он считал язык психическим явлением, одним из продуктов деятельности нашей психики. Единственным фонетическим методом он признавал субъективный метод, поскольку мы всегда должны обращаться к сознанию говорящего на данном языке индивида. Позднее, уже в советское время, Щерба стал все больше склоняться к материалистической философии языка, к диалектическому материализму. Это проявилось и в трактовке фонемы, которую в 1937 году Щерба рассматривал как диалектическое единство общего и частного. В этот период он понимал фонему как звуковой тип, способный дифференцировать слова и их формы. Оттенок фонемы - как реально произносимые различные звуки, являющиеся тем частным, в котором реализуется фонема. Именно Л. В. Щерба объединил исследования своих предшественников, структурировал знания о таком языковом феномене как фонема и стал основопологателем фонемного анализа.

Фонемный анализ

Функции фонемы

Звуковая материя формируется и используется каждым языком по-особому, в соответствии с правилами его фонологической системы, включающей в себя подсистему сегментных средств и подсистему суперсегментных (просодических) средств.

Минимальными (кратчайшими в линейном плане) структурно-функциональными звуковыми единицами в большинстве языков являются фонемы. Они сами по себе не обладают значениями, но потенциально связаны со смыслом как элементы единой знаковой системы. В сочетании друг с другом и нередко по отдельности они образуют экспоненты слов и морфем и обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц.
Так, благодаря разному составу фонем, а именно употреблению разных фонем в одной и той же позиции, в экспонентах русских слов род /rot/ и рад /rat/ оказываются возможными опознание каждого из этих слов и их различение между собой. Точно также различные фонемы появляются в тождественных позициях, различая экспоненты, а тем самым и в целом:

  • английские слова but /bVt/ ‘но’ и boot /bu:t/ ‘ботинок, башмак’,
  • немецкие слова liegen /li:g&n/ ‘лежать’ и legen /le:g&n/ ‘положить, класть’,
  • французские слова mais /mE/ ‘но’ и mes /me/ ‘мои’.

В большинстве случаев экспоненты слов оказываются многофонемными. Однофонемными экспонентами располагают, например, русские слова а /a/, и /i/, у /u/, в /v/, к /k/, морфемы -л /l/ в спа-л , -ть /t’/ в спа-ть , -ы /ы/ в стол-ы , -у /u/ в ид-у , в - /v/ во в-лез-ть , -а - /a/, -j - и -у /u/ в шаг-а-j-у (орфографически: шагаю ). По одной фонеме содержат

  • экспоненты английских слов o /@U/ ‘нуль’, А /eI/ ‘оценка “отлично” (в американской школе)’, e /i:/ ‘число е (в математике)’, I /aI/ ‘я’,
  • экспоненты немецких слов А /a:/ ‘ля (муз.)’, Е /е:/ ‘ми (муз.)’, o! /o:/ ‘о!, ах!’,
  • экспоненты французских слов а /a/ ‘имеет’, eau /o/ ‘вода’, ou /u/ ‘или’.

Однофонемными являются экспоненты многих морфем в этих языках.
Экспонент языкового знака не может состоять меньше чем из одной фонемы.

Фонемная сегментация

Звучащая речь представляет собой с точки зрения акустической и с точки зрения артикуляционной континуум, т.е. нечленимое целое. Языковые же единицы вообще и фонемы в частности имеют дискретную природу, т.е. они достаточно чётко отграничиваются друг от друга в синтагматическом и парадигматическом отношениях. Выделимость фонем в речи опирается не на акустические или артикуляторные признаки, а на признаки структурно-функциональные, т.е. собственно языковые. Фонемная сегментация задаётся самой языковой системой. Цепочке дискретных фонем в результате фонемной сегментации ставится в соответствие ряд звуков (фонов ).
Фон выступает индивидуальным, единичным представителем (репрезентантом) определённой фонемы в речи. Каждой фонеме соответствует бесконечное множество фонов.

В соответствии с морфологическим (семиотическим по своей природе) принципом, который сформулирован в школе Л.В. Щербы, границы между фонемами проходят там, где проходят границы между морфемами . Например, слог да в слове (словоформе) вод-а членится на две фонемы: /d/ и /a/, отражая наличие морфемного шва: вод-а. Точно так же устанавливается синтагматическая граница между фонемами /v/ и /a/ в словоформе трав-а, между /u/ и /p/ в словоформе у-пад-у .

Многократно повторяясь по отдельности, фонемы приобретают автономию в фонологической системе языка, так что и в экспоненте слова да , где нет морфемного членения, наличествует граница между фонемами /d/ и /a/.

С помощью морфологического критерия можно определить, имеем ли мы дело с долгими согласными, долгими гласными, дифтонгами как с едиными фонемами или как с сочетаниями фонем (монофонематическая и бифонематическая трактовка).
Так, в слове вводить , начинающемся фонетически долгим , выделяются две фонемы /v/, одна из которых является экспонентом морфемы в -, а другая является начальной в экспоненте корневой морфемы -вод -. Морфологический критерий даёт возможность доказать, что в русском языке отсутствуют дифтонги как единые фонемы, а в немецком и английском языках дифтонги монофонематичны.
О границах между фонемами могут сигнализировать также значащие чередования (например, чередования по аблауту в английских словоформах find ~ found ( ~ ]aU]), в немецких словоформах find-en ~ fand-en ([I] ~ [a]).
Таким образом, границы между фонемами возможны как на стыках слов и морфем, так и внутри морфем. Они не обязательно должны совпадать с границами слогов.
Иным оказывается положение в слоговых языках. В них слог, как правило, является неделимым экспонентом морфемы и/или слова. По своим функциям такой слог подобен фонеме. Поэтому о слоге в таких случаях говорят как о кратчайшей фонологической единице - силлабеме.

Фонологические оппозиции и дифференциальные признаки

Каждый язык фонемного (неслогового) строя насчитывает небольшое по количеству, закрытое множество фонем. Они могут осуществлять свою идентифицирующую и дифференцирующую функцию благодаря тому, что они различаются между собой, будучи противопоставленными парадигматически.

Парадигматические особенности фонем выявляются на основе фонологических оппозиций , т.е. таких противопоставлений между фонемами, которые различают не просто разные наборы фонем, но и использующие эти наборы в качестве своих экспонентов разные слова (и морфемы).

Впервые типология фонологических оппозиций была разработана Н.С. Трубецким.

В данной работе будут использованы следующие характеристики оппозиций:

  • по числу противопоставляемых членов:
    • оппозиции двухчленные (бинарные), например: /d/:/t/ - дом :том ;
    • трёхчленные (тернарные), например: /p/:/t/:/k/ - пот :тот :кот , и т.д.;
  • по числу дифференциальных признаков, служащих различению противопоставляемых фонем:
    • оппозиции однопризнаковые (например: /g/:/k/, противопоставленные по признаку звонкость:глухость (незвонкость) - год :кот ), и
    • многопризнаковые, например: /t/:/z/, противопоставленные по признакам звонкость:глухость и смычность:щелинность (несмычность) - тол :зол ;
  • по отношению к системе фонем:
    • оппозиции изолированные (например, нем. /l/:/r/ - lassen:Rassen, и
    • пропорциональные, например: рус. /l/:/r/ = /l"/:/r"/ - лов :ров = Лёв (< Лёва ):рёв .

Тесты на участие данной фонемы в фонологических оппозициях позволяют установить набор её симультанных дифференциальных признаков .
Так, для русской фонемы /d/ посредством оппозиционного анализа, т.е. сопоставлений /d/ с другими фонемами (/d/:/t/, /d/:/n/, /d/:/d"/, /d/:b/, /d/:/g/, /d/:/z/, фонологическое содержание /d/ предстаёт как набор признаков

В любом учении о языках есть такое понятие, как фонема. Оно может показаться странным и непонятным человеку, далекому от лингвистики. На самом же деле это важнейший элемент в системе общей филологии.

Понятие фонемы

Разобраться с этим термином можно на примере абстрактных и конкретных понятий. С абстрактным определением фонема соотносится конкретный звук человеческой речи. Один и тот же человек в разной ситуации по-разному произносит одну и ту же фонему. Поэтому можно утверждать, что звуков неограниченное количество, в то время как их абстрактных образов - определенный конечный набор в каждом языке.

Исходя из всего этого, ученые определяют, что фонема - это мельчайшая смысловая единица речи, обобщающая конкретные звуки.

У нее есть форма выражения и форма значения. Выражается конкретными знаками (графемами) и Лексического значения фонема не имеет, но несет в себе грамматическое. Например, конь-коня - это разные формы слова, на что указывает фонема [а], выраженная при помощи буквы я.

История изучения

В конце 19-го века ученый Ф. де Сосюр впервые ввел этот термин в научный обиход. В то время он говорил, что фонема - это психический образ звука, указывая на его субъективность.

Немного позже Б. де Куртене наполнил это понятие новым смыслом. Он предположил, что фонемы могут быть элементарными единицами речи. Это предположение доказал Л.Щерба, указывая на функции

С того времени все лингвисты уже точно знают, что такое фонема и как ее выделять в системе конкретного языка. Ученые начали изучать так называемую фонетическую матрицу. Она состоит из определенного набора фонем, которые позволяют носителю языка различать чужие слова и создавать свои.

Если у людей не совпадают фонетические матрицы, они не могут общаться. Поэтому при изучении иностранных языков очень важно постоянно слушать его носителей. Это позволяет формировать в своем сознании адекватную для устного общения систему фонем.

Фонетика, фонология и орфоэпия

В лингвистике традиционно сложилось так, что на вопрос «Что такое фонема?» отвечают сразу три ее раздела. Главное задание фонетики - изучение системы абстрактных единиц речи конкретного языка, их взаимодействия и изменения под действием разных фонетических позиций.

В фонологии изучаются звуки, способы их образования и факторы, от которых они могут изменяться. Понятие фонемы здесь используется для соотнесения абстрактного и конкретного выявления одного и того факта действительности. Именно фонология помогает определить, от чего зависит образование в языке той или иной фонемы.

Орфоэпия - практическая наука. Она сопоставляет фонемы и звуки и следит за тем, чтобы они соответствовали друг другу. Несоответствие этих понятий чревато изменением всей в глобальном масштабе, и простого непонимания говорящими людьми друг друга в частности.

Орфоэпия разрабатывает ряд правил, как нужно произносить фонемы, чтобы получались те звуки, которые они обозначают. Как правило, они известны носителям языка на интуитивном уровне, но иногда случается так, что люди могут «съедать» звуки, стирая границы между фонемами.

Способ определения

Любая единица должна выделяться по определенным правилам. Признаки фонемы довольно просты: это минимальная единица речи, и она определяет значение слова, не неся в себе такого значения.

Минимальность фонемы можно доказать, разделив речевой поток на самые мелкие составляющие - звуки. Заменяя один звук на другой, получаем новые слова. Поскольку фонема является обобщенным значением звука, можно утверждать, что она является наименьшей

Касательно ее способности различать слова стоит обратиться к конкретным примерам. Нос и нож отличаются лишь одной согласной фонемой. Замена в конце кардинально меняет лексическое значение слова с части тела живого существа на кухонную принадлежность для нарезки продуктов.

Слова сидеть и седеть в речи имеют размытые границы фонем [и-е]. Поэтому точное лексическое значение слова можно определить либо в контексте, либо поставив слово в форму, где фонема окажется в сильной позиции и будет давать условия для четкого звука. Именно таким образом и проявляются дифференциальные признаки фонем в любом языке.

Функции

Ученые выделяют всего две функции фонемы. Одна существует для образования смысловой оболочки слова. Именно из постоянного набора фонем состоят одни и те же единицы, имеющие лексическое и грамматическое значение. Без этой постоянной системы не возможно функционирование ни одного языка в мире. Чем больше соответствие между фонемами и звуками, тем проще освоить иностранный язык. По этому принципу создавался Эсперанто, где выдержано полное тождество между этими понятиями.

Вторая функция - различительная. Что такое фонема в ее контексте, становится понятно на конкретных примерах. Лексическое значение темное время суток слова «ночь» кардинально меняется на «ребенок женского пола» (дочь) при замене всего лишь одной начальной фонемы.

Грамматические связи отлично видны на примере окончаний рука (единственное число) - руки (множественное число).

Таким образом, все фонемы имеют огромное значение для строения минимальных смысловых единиц языка и их дифференциации.

Виды фонем

Фонемы любого языка делятся по нескольким критериям. За участием шума и голоса выделяют гласные и согласные. Для гласных характерно иногда попадать под ударение, когда поток выдыхаемого воздуха находится в наивысшей точке артикуляции.

По уровню мягкости произношения согласные на палатализованные и непалатализованные. По способу образования выделяют африкативные и смычно-щелевые. По звонкости различают глухие и звонкие.

Согласные и гласные фонемы могут находиться как в сильной, так и в слабой позиции. От этого зависит простота их дифференциации.

Роль позиции в слове

Одна и та же фонема в слабой позиции может терять свою различительную функцию. Это зависит от того, что на нее начинают влиять стоящие рядом минимальные единицы речи. Механизм этого процесса довольно прост. Речевой аппарат человека в процессе произношения слова за доли секунды должен перестраиваться под каждую конкретную фонему. Если в слове есть кардинально отличающиеся по какому-то признаку единицы или это абсолютный конец, то возможен вариант, когда аппарат речи подстроится не правильно и смажет четкость звучания фонемы в конкретном звуке.

Примером можно назвать слово «морковь», где конечный звук слышится как мягкий[ф], но в проверочном слове «моркови» слышно четкое [в].

Еще сложнее обстоят дела с гласными [и-е]. В слабой позиции они становятся похожими друг на друга, образуя среднюю по звучанию фонему. В таком случае бывает трудно определить, какое именно лексическое значение у слова. Это становится причиной речевых казусов. Таким образом, дифференциальные функции фонемы сильно зависят от ее сильной или слабой позиции в слове.

Соотношение фонема-звук-буква

В лингвистике сильно переплетаются понятия фонемы, звука и буквы. Все это потому, что они являются отображением одного и того же факта действительности. Самым первичным понятием в человека выступает звук. Еще доисторические люди издавали их, начиная образовывать некоторые зачатки языка.

Только после того, как человеческие существа научились общаться с помощью звуков, образовалось понятие фонем - некоторого воспроизводимого набора звуков, которое имеет определенное значение. Конечно, сам термин и понимание, что такое фонема, пришло к человечеству только в конце 19-го века.

Буквы же стали необходимыми, чтобы создавать графические обозначения звуков и слов. С развитием цивилизации люди научились отражать минимальную единицу речи с помощью написанных знаков. В то же время в иероглифической письменности до сих пор нет обозначения конкретных фонем. Но в алфавитной системе многих языков наблюдается поразительное соответствие между буквами и фонемами.

Структура фонемы (различительные признаки)

Различительные (дифференциальный), когда только по данному признаку какая-либо фонема отличается от другой.

Неразличительные (интегральные), так как нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку.

Описание системы фонем языка опирается на противопоставления фонем по различительным признакам (глухость-звонкость, твёрдость-мягкость и т. п.). Можно сказать, что фонема состоит только из этих. Фонологическая система невозможна без оппозиций: если в языке (например, французском) нет понятия мягких согласных фонем, то там нет и твёрдых согласных фонем, хотя произносимые звуки речи могут расцениваться носителями другого языка (например, русского) как твёрдые или мягкие.

Чаще всего, однако, различительные признаки, не влияющие на смысл, не осознаются носителями языка. Таковы, например, закрытые-открытые гласные в русском языке: в словах тесть [т’э̂с’т’] - тест [тэст] разные гласные звуки, но мы различаем слова тесть и тест по твёрдости-мягкости согласных. В русском языке открытые и закрытые гласные никогда не встречаются в одной и той же позиции; не существует ни одной пары слов, различающихся только закрытым-открытым гласным; закрытость-открытость гласного является лишь сопутствующим признаком мягкости-твёрдости согласного

Фонемы существуют в языке в составе слогов, тактов, фраз и попадают в разные произносительные условия называются дистрибуцией. В одних произносительных условиях фонемы не меняют своего звучания, в других меняют.

В одних произносительных условиях фонемы различаются и различают смысл, в лругих перестают различаться и различать смысл (сам - сом).

Произносительные условия называются позициями.

Позиции бывают сильные и слабые.

Сильные позиции – это позиции благоприятные для выполнения фонемой её функций.

Слабые позиции – это позиции неблагоприятные для выполнения фонемой её функций.

В кипрском греческом комплексы и встречаются в начале слова наряду с другими сочетаниями согласных, поэтому сочетания и считаются состоящими из двух фонем.



Системы фонем некоторых языков

Русский язык

Согласно Петербургской фонологической школе, в русском языке 43 фонемы: [а э и о у ы п п" б б" м м" ф ф" в в" т т" д д" н н" с с" з з" р р" л л" ш ж щ җ ц ч й к к" г г" х х"]. Иногда [җ] не выделяют в качестве отдельной фонемы, так как она практически вышла из употребления в литературном русском языке; в таком случае остаётся 42 фонемы.

Московская фонологическая школа не выделяет фонему [ы], считая её равной фонеме [и]; также не различаются твёрдые и мягкие варианты фонем [к], [г] и [х]. В таком случае получается 39 фонем.

Английский язык

Точное число фонем английского языка зависит от диалекта и критериев выделения фонем, но большинство оценок сходятся на числе от 40 до 45. Это чуть выше среднего по языкам мира.

Фонему можно представить в виде набора дифференциальных (отличающих) признаков. Фонема - неделимая, основная единица.

Также фонема - класс вариантов звука (аллофонов).

Понятие фонемы сложилось во второй половине 19 века. С этого периода различные фонетические школы занимались ее изучением и предлагали свои определения этой единицы. Основные фонетические школы: Московская, Пражская, Ленинградская.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем.

Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, для твердых/мягких -позиция конца слова.

Слабая позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке. Здесь фонологическое

Согласные звуки.

Проход во рту, по которому идёт струя воздуха из лёгких может быть:

свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода – гласные.

Суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода – фрикативные согласные (спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): ф, в, с, з, ш, ж, й, х, а также гортанные придыхательные, сомкнутые, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду – смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

1) взрывные, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу (п, б, т, д, к, г, а также и гортанный взрыв);

2) аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух походит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно (пф, ц, дз, ч, дж);

3) носовые (назальные), когда смычка остаётся ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (м, н);

4) боковые (латеральные), когда смычка остаётся ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним т щекой образуется боковой обход, по которому и выходит звук.

5) Дрожащие (вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, т. е. органы речи производят дрожание или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания (р).

Все фрикативные относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие – ф, с, ш, х

Звонкие – в, з, ж

Глухие взрывные – п, г, т, к.

Аффрикаты – пф, ц, ч.

Звонкие взрывные – б, д, г.

Аффрикаты – дз, дж.

Признаки, по которым классифицируется согласные звуки:

1. Место образования звука, то есть участие в образовании преграды определённого активного органа речи (языка, губ).

2. Способ образования звука, то есть та «работа» активного органа речи, которая создаёт преграду.

При образовании губных звуков преграда создаётся сближением нижней губой с верхней (п, б, м и мягкие производящие от них). Соответствующие звуки получили название губно-губных и зубно-губных

При образовании переднеязычных звуков преграда создаётся сближением передней части языка с зубами а альвеолами. Передняя часть языка очень подвижна, поэтому может принимать разнообразные положения, менять свою форму и величину сближаемых с зубами и альвеолами участков. От этого и зависит подразделение переднеязычных.

Так, различаются звуки дорсальные, апикальные, какуминальные. При образовании дорсальных звуков кончик языка опущен к нижним зубам, а передняя часть спинки языка приближена к верхним зубам и альвеолам.

При образовании апикальных звуков кончик языка поднимается вместе с передней частью спинки к верхним губам и альвеолам.

При образовании какуминальных звуков передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь, а кончик языка приподнят.

При образовании среднеязычных звуков

Гласные звуки.

Широкие – а,

Средние – э, о

Узкие – и, у.

На слух гласные различаются прежде всего высотой тона, но не голосового. В каждом языке бывает самая высокая и самая низкая гласная.

При произношении гласных кончик языка не играет роли, он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью. При этом каждая часть языка поднимается на тот или иной уровень.

Если поднять переднюю часть языка и опустить заднюю, то получаются гласные, высокие на слух: при полном подъёме – и, при неполном – э.

Если же, наоборот, поднять заднюю часть и опустить переднюю, то получаются гласные, низкие на слух: при полном подъёме – у, при неполном – о.

Положение губ – очень важное условие для характеристики гласных. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон, округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивают переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон; эта артикуляция называется огублением или лабиализацией.

Наиболее важной характеристикой гласных звуков является деление по ряду:

гласные переднего ряда: и-э-ы;
гласные непереднего ряда: а-о-у.

Укажем самые существенные особенности согласных.

1. Противопоставление по мягкости/твёрдости:

а) парные: д-д, з-з, л-л, н-н, р-р, с-с, т-т, ц-ц, ;

б) непарные:
губные - б,п,м,в;
заднеязычные - к,г;
нёбные - ж,ш,ч,й.

Губные и заднеязычные смягчаются в положении перед гласными переднего ряда, образуя варианты фонем.
Нёбные ж,ш,ч всегда твердые; й - всегда мягкий.

2. Противопоставление по глухости/звонкости:

а) парные: б-п, д-т, з-с, з, -с, ж-ш, г-к;
б) непарные:
только звонкие - в, й, л, л, м, н, н, р, р, ;
только глухие - ч, ц, ц, .

3. Противопоставление по составу:

а) сонорные: л, л, н, н, р, р,м, в, й;
б) шумные: все остальные согласные.

Функции фонемы

Благодаря разному составу фонем, а именно употреблению разных фонем в одной и той же позиции. Точно также различные фонемы появляются в тождественных позициях, различая экспоненты, а тем самым и в целом

По одной фонеме содержат

  • экспоненты английских слов o /@U/ ‘нуль’, А /eI/ ‘оценка “отлично” (в американской школе)’
  • экспоненты немецких слов А /a:/ ‘ля (муз.)’, Е /е:/ ‘ми (муз.)’, o! /o:/ ‘о!, ах!’,
  • экспоненты французских слов а /a/ ‘имеет’, eau /o/ ‘вода’, ou /u/ ‘или’.

Однофонемными являются экспоненты многих морфем в этих языках. Экспонент языкового знака не может состоять меньше чем из одной фонемы.

Каждая фонема в потоке речи подвергается различным модификациям (видоизменениям) в результате:

  • коартикуляции (наложения артикуляций смежных звуков),
  • комбинаторных звуковых изменений типа аккомодации и ассимиляции ,
  • позиционных звуковых изменений типа редукции , обусловленных её реализацией в ударном или неударном слоге.

В середине ХIХ века, когда, благодаря успехам точных наук и техники, лингвисты получили возможность использовать для изучения звуковой стороны человеческой речи различные технические приспособления, они оказались в растерянности перед бесконечным многообразием звуков, не поддающимся точному учёту и систематизации. Ведь ни один звук не произносится абсолютно тождественно ни разными говорящими, ни даже одним говорящим при повторении. Снять это противоречие, упорядочить весь этот фонетический хáос, свести бесконечное многообразие реальных звуков речи к ограниченному числу повторяющихся единиц системы языка позволило введение понятие фонемы.
Фонемы это минимальные единицы звукового строя языка, которые выполняют в данном языке определенную функцию: служат для складывания и различения материальных оболочек значимых единиц языка - морфем, слов.
К основным функциям фонемы относятся следующие:

1. конститутивная (строительная) функция;

2. дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;

3. перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);

4. делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).

Система фонем

Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.

Отличие фонемных систем разных языков