Человек с высокой самооценкой как называется. Проблема завышенной самооценки

Самооценка представляет собой оценку той ценности, которую с точки зрения индивидуума он представляет как личность. Ей приписывают выполнение трёх функций: защита, регуляция и развитие.

Виды самооценки

Самооценкой именуется оценка личностью своих действий, суждений и мыслеформ. Известно разделение на виды самооценки. Так она бывает адекватной, заниженной и завышенной. От того к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.

Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.

Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.

Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам, т.к. индивидуум, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Они уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие люди начинают избегать их общества.

Самооценка и уверенность в себе

Есть два основных фактора, которые влияют на возможность человека стать успешным, это адекватная самооценка и уверенность в себе. Они непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Если у личности есть проблемы в адекватной оценке собственных возможностей, он не сможет приобрести конструктивную уверенность в своих силах. Такому человеку необходимо провести анализ своих действий и выработать умение оценивать свои качества адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая их значимость. Процесс такой метаморфозы может занять долгие годы.

Можно выделить несколько черт, характерных для людей уверенных в себе:

  • Выражение своих потребностей от своего имени, не прикрываясь некоторой формацией («мне нужно» или «Я хочу», вместо «для таких как я»);
  • Положительная оценка своих возможностей и достижение целей, которые достижимы, но не просты;
  • Признание собственных достижений и собственных неудач;
  • Умение выражать свои мысли и воспринимать конструктивную критику.
  • Восприятие достижение поставленных задач как фактор успешность, и, в то же время, в случае невозможности выполнения поставленных целей адекватная оценка результата и поиск более реальных задач;
  • Выполнение задач по мере поступления, не форсируя и не откладывая на потом.

При наличии адекватной самооценки, человек становится уверенной в себе личностью. Для её формирование нужно прилагать немало усилий на практике и совершения определённого воздействия, оценивая совершенные действия в последующем.

Диагностика самооценки

Для определения уровня адекватности в оценке своей личности, потенциала и достижения необходимо обратиться к такому фактору, как диагностика самооценки.

Существует огромное множество разнообразных техник, позволяющих это осуществить:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Она даёт возможность оценить три главных параметра, определяющих самооценку: высоту, реалистичность и устойчивость. Главным в этой методике является обращать внимание на те комментарии, которые даёт человек по поводу его нахождения на том или ином уровне в этих шкалах. Для оценки индивидуума, разговор с ним является ключевым.
  • Методика Будасси. Основана на корреляции качеств идеального «Я» и реального. Данный метод полагается на самооценивании личности. Человек сам находит точки соприкосновения реальных своих характеристик с идеальными. Или же в сравнении себя с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. На данный момент представляет собой очень популярный метод оценивания личности и её ключевых черт. Данный опросник служит для определения 16 личностных факторов. Одним из них является самооценка. Оптимальными являются средние числа в результате, которые показывают адекватную самооценку.
  • Метод В. Шур. Так же его можно именовать «лесенкой». Проводится как групповой, так и индивидуальный вариант. Чаще всего применяется на детях. Заключается в том, что перед человеком, или группой людей, изображают лестницу из семи ступенек. На первой находятся «хорошие» люди, а на седьмой «плохие». И личность должна сама определить своё местоположение.
  • Тест Тимоти Лири. Заключается в списке из 128 суждений, разделённых на 8 типов взаимоотношений по 16 пунктов в каждом. Они упорядочены в зависимости от степени интенсивности по возрастающей. Особенностью данного метода заключается то, что суждения сгруппированы не подряд, а по 4 типа и повторяются через равные промежутки.

Так же существует и множество других техник. Перечислить все не представляется возможным в формате одной статьи.

Развитие самооценки

Развитие самооценки происходит постоянно, на протяжении всей жизни. Однако самым важным этапом является раннее детство. Посему, очень значительным влиянием пользуются родители, а так же воспитатели и учителя в детских садах и начальных школах. Именно на данном этапе закладывается фундамент представлений о мире и своём положении в нём.

Ребёнок в первую очередь подражает тем взрослым людям, которые его окружают. А так же ищет их одобрения. Таким образом, не имея опыта противостояния авторитетному мнению, самооценка, которая задаётся ребёнку родителями, принимается им беспрекословно.

В дошкольном возрасте формируется стереотип поведения человека. Он закладывается родителями вместе с социализацией личности. Ребёнка учат быть учтивым, общительным, скромным. Часто так же передаются шаблоны общественного поведения, которые могут со временем стать преградой для достижения личных целей.

При появлении в окружении других детей, ребёнок начинает больше сравнивать себя со своими сверстниками, а не с родителями. Хотя ключевую роль, всё ещё играют взрослые. В частности учителя. Здесь выходит на передний план успеваемость и адекватность нормам поведения в школьной среде. В этом возрасте прививаются основные ярлыки поведения.

Часто это происходит не совсем адекватно реальной картине, а то и совсем неадекватно. непоседливого назовут хулиганом. Если он не справляется с учебным планом – то его назовут ленивым. Подобные суждения так же принимаются на веру, будучи авторитетными.

Подходя к взрослой жизни, подросток всё меньше считается с мнением старших, принимая за авторитет теперь оценку его ровесников, поскольку в этом возрасте человек стремиться занять свою определённую нишу в социальной иерархии. Первоначально у человека развивается критическое отношение к другим людям и лишь потом к себе и своим действиям. Это часто приводит к тому, что ребёнок может поступать неоправданно жестоко по отношению к окружающим людям. Важным критерием для личности является принадлежность к той или иной социальной группе. Если индивидуум не чувствует себя принятым в ту или иную компанию, он будет искать другую, где он займет своё подобающее место. Часто именно этот фактор играет роль в том, что ребёнок вливается в «дурную» компанию.

После окончания школы, пройдя переходный возраст, человек вступает во взрослую жизнь, уже обладая тем набором установок, которые в нём укоренились с раннего детства. Они могут быть как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». Позитивная установка способствует устойчивости в своей самооценке и стойкости в восприятии своих неудач, которые будут более походить на перегруппировку.

Адекватная самооценка

В человеческом сообществе существует множество действительно талантливых и одарённых людей, которые не смогли достигнуть желанных высот только вследствие своей низкой самооценки. Адекватная самооценка является тем фундаментом, на котором можно построить крепкую динамику успеха. Оценить её можно либо на практике в деле достижения поставленных целей или же при помощи выводов специалистов в данной сфере.

Адекватная самооценка выражается в реалистичном взгляде на себя и собственные достижения. Она позволяет человеку критически оценивать свои возможности, ставить цели, которые возможно реализовать, и достигать их. Существует множество факторов, влияющих на её развитие. Среди них как структура собственного восприятия себя и окружающей действительности, так и влияние суждения окружающих людей.

Адекватная оценка своей личности привносит человеку состояние гармонии и уверенности в себе и своих силах. Она помогает не только компенсировать свои негативные качества, но и дать достойную реализацию своим талантам.

Высокая самооценка

Бытует мнение, часто ошибочное, что высокая самооценка способствует успешной реализации в человеческом сообществе. С точки зрения психологов, данное утверждение очень далеко от истины. На самом деле завышенная самооценка столь же опасна, сколь и заниженная, поскольку формирует неадекватное представление о себе и окружающих людях. Она способствует тому, что человек воспринимает конструктивную критику «в штыки».

Такие люди часто находят в любых случаях попытку уязвить их . Они агрессивно реагируют на любую попытку их поправить или указать на недостаток. В противоположность людям с завышенным самомнением, люди с адекватной самооценкой способны воспринимать критику окружающих людей и осознают свои недостатки и дефекты. Они не ощущают угрозы со стороны мнения окружающих людей, а посему не находятся в постоянном напряжении ожидая от других людей «агрессии» в свою сторону.

Существует два признака завышенной самооценки:

  • Слишком высокое суждение о себе, своей личности и своих способностях
  • Высокий уровень нарциссизма

Хотя сама по себе умеренно высокая самооценка не так уж и плоха, но она имеет одно опасное свойство. Если подобная оценка не будет подкреплена реальными достижениями, человек может приобрести противоположную, заниженную самооценку.

Поднятие самооценки

Более 80-ти процентов людей обладают заниженной самооценкой. Они не способны адекватно оценивать свои способности и качества, находясь в плену постоянной самокритики.

Может решить проблему собственной реализации и достижения как успехов в общении в своей среде, так и достижению определённых карьерных высот.

Итак, что же необходимо сделать, чтобы повысить свою самооценку?

Прежде всего, нужно перестать сравнивать себя по отношению к другим. Всегда, во всех случаях можно найти человек более или менее успешного, чем вы. Нужно просто отдавать себе отчет, что ваши личные качества уникальны. Необходимо найти свои собственные достоинства и положительные черты.

Если вам высказали комплимент, примите его с благодарностью. Не отказывайтесь от него. Ну и наконец, смените своё окружение. Поскольку люди конструктивные и мыслящие позитивно будут способны адекватно воспринимать ваши качества и будут способствовать повышению вашей самооценки. Таких людей должно быть больше в сфере вашего общения, чем других.

Жизнь доказывает, что вы никогда не можете быть лучше своего мнения о себе; т.е. вашей самооценки, основанной на чувстве согласия с собой.

Э. Роберт

Высокая самооценка … Кто является ее счастливым обладателем? И какие преимущества имеет человек с высокой самооценкой перед человеком с низкой или заниженной самооценкой.

Высокая самооценка фактически является уверенностью в себе. А уверенность в себе – это свойство личности, которое следует рассматривать с трех сторон:

  • это вера в то, что в Вас есть нечто большее, чем Вы о себе думаю, т.е. скрытый потенциал
  • это вера в то, что в трудной ситуации Вы можете положиться на самого себя
  • это ответ на вопрос “Что я представляю собой в этом мире: яркую личность или серую посредственность?”

Человек с высокой самооценкой имеет ряд преимуществ перед человеком с заниженной самооценкой.

Для человека с высокой самооценкой характерны:

1. Оптимистический взгляд на мир, осознаие силы позитивного мышления , понимание колоссальных возможностей, которые дает ему жизнь.

2. Осознание себя хозяином своей собственной жизни.

3. Принятие себя таким, какой он есть (это касается и внешних данных).

4. Умеренное отношение к миру вещей (шопоголизм и вещизм не входят в систему его ценностей).

5. Отсутствие необходимости сравнивать себя с другими людьми и конкурировать.

6. Ассертивность – “умеренное” отношение к мнению других людей. Умение отстаивать свою жизненную позицию, сохраняя при этом уважительное отношение к другим людям.

7. Признание своих способностей и талантов. Осознание уникальности своей собственной личности.

8. Умение принимать похвалы и комплименты в свой адрес.

10. Принятие ответственности за свои решения и поступки на самого себя.

11. Отсутствие вредных привычек, к которым могут относится обжорство и недоедание, курение, употребление наркотиков и алкоголя и многое другое.

Важно осознавать, что формирование высокой самооценки – не эгоизм, а глубокое понимание того, что Вы являетесь уникальной и достойной личностью, человеком, которому не требуется подражать другим своими достижениями или благосостоянием. Развитие уверенности в себе – не просто способ стать счастливым человеком, это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь .

Что же способствует формированию высокой самооценки?

1. Определение и реализация своего жизненного предназначения . Только человек, идущий своим истинным путем может уважать себя, приносить пользу другим людям и получать удовлетворение от жизни.

2. Постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности . Регулярное осуществление программы личностного роста и раскрытия духовного потенциала.

3. Творческое саморазвитие . Ведь каждый из нас от рождения наделен творческим потенциалом. И если творческие способности человека не реализуются, они трансформируются в негативные эмоции, неудовлетворенность жизнью и неуверенность в себе.

Дорогой друг! Формирование высокой самооценки не происходит по мановению волшебной палочки. Это труд ни одного дня, зато очень увлекательный процесс. Приглашаю Вас подписаться на мою рассылку (под левым меню этого сайта) и начинать целенаправленную работу по обретению уверенности в себе, определению своего жизненного предназначения и планированию своих достижений прямо сейчас.

«Если низкая самооценка – это плохо, то, наверное, высокая самооценка – это то, к чему стоит стремиться», — подумаете вы и… окажетесь неправы. Многие психологи пришли к единому мнению, что высокая самооценка — это не одно и то же, что здоровая самооценка. Высокая самооценка имеет множество градаций. Например, неустойчивая и поверхностная высокая самооценка ничем не отличаются от низкой самооценки. Люди с неустойчивой высокой самооценкой компенсируют свою мнительность навязчивой тенденцией по любому поводу отстаивать и защищать чувство собственного достоинства.

Высокое самомнение считается положительным качеством, необходимым для счастливой и продуктивной жизни. Однако в последнее время психологи стали находить все больше примеров тому, что высокая может приносить больше вреда, нежели пользы. Есть множество видов высокой самооценки, где только некоторые из них можно справедливо отнести к позитивному психологическому функционированию. Высокая самооценка может принимать негативный окрас, когда сопровождается словесной защитой, т.е. вспышками гнева. Обычно это происходит в условиях оспаривания мнения, взглядов, утверждений или системы ценностей того или иного человека.

Люди с низкой самооценкой или хрупкой высокой самооценкой обычно демонстрируют вербально-оборонительное поведение. Это происходит отчасти потому, что обладатели такой самооценки обычно преувеличивают степень потенциальной угрозы по сравнению с теми, у кого стабильная высокая самооценка, поэтому им приходится прикладывать больше усилий, чтобы сохранить чувство собственного достоинства.

С другой стороны, люди со стабильной высокой самооценкой склонны принимать себя со всеми изъянами и недостатками. Чувствуя себя в большей степени безопасно, они редко обвиняют других, прибегая к вербальным защитным механизмам, и не оправдываются по поводу прошлых ошибок или угрожающих ситуаций.

Повышенная оборонительность, как правило, свидетельствует не о здоровом психологическом восприятии, а о неуверенности. Нет ничего крамольного в том, что люди хотят думать о себе хорошо. Но, когда это приобретает навязчивый характер, человек становится слишком чувствительным к критике окружающих и вынужден постоянно доказывать свою значимость. Такая самооценка, скорее, неустойчива, нежели стабильна и лишает человека всех своих психологических преимуществ.

«Если веришь в себя, добьешься любой цели», «Высокая самооценка – гарантия успеха», «Вы достойны всех благ, которые есть на земле». Эти слоганы стали уже привычными в наше время. Но действительно ли они отражают реальность?

Наиболее распространенные мифы о самооценке комментирует руководитель московского психологического центра «Фора» Даниил Сергеевич Войцековский.

Миф 1. Без высокой самооценки не может быть качественной жизни.

На самом деле . Современные исследования не подтверждают, что люди, которым с детства внушали: «Ты – самый-самый», выросли счастливыми. Нередко они обладают меньшей психологической устойчивостью. И получив низкую оценку, негативный отзыв о себе, страдают сильнее, чем другие. У таких людей нереалистичные ожидания от жизни. А мир не торопится соответствовать их притязаниям.

Более того, психолог Николас Элмер из Лондонской школы экономики установил, что люди с завышенной самооценкой отличаются агрессивностью. Тот, кто считает себя достойным всех благ, не получив их, впадает в ярость. Поэтому, видимо, среди заключенных английских тюрем, как подчеркивает исследователь, больше людей с завышенной самооценкой, чем с заниженной. Так что жизнь самоуверенных людей далеко не так легка, как кажется.

Миф 2. Если вы поднимете свою самооценку, ваша карьера пойдет в гору.

На самом деле. Наиболее известные в мире люди добились успеха, не потому что себе нравились, а потому что оказались наиболее компетентными в своей области. А для того, чтобы стать лучшим, им пришлось вложить в это много таланта и еще больше тяжелого труда. Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самоуважения. Ее можно представить в виде дроби: числитель – реальные достижения, знаменатель – амбиции. Самый надежный способ повысить самоуважение – это добиваться настоящих успехов и не завышать свои притязания. Если же вы будете раздувать самооценку, не подкрепляя ее реальными достижениями, это приведет к неврозу, а не к взлету карьеры.

Миф 3. Люди с высокой самооценкой больше нравятся другим. Скромность давно не украшает человека.

На самом деле. Обратимся снова к экспериментам ученых. Исследователь Калифорнийского университета Рэндалл Колвин со своей командой снимал на пленку поведение студентов в группе и просил их составить самоотчеты с оценкой собственных качеств. За каждым участником эксперимента следили двое их сверстников. Они тоже оценивали поведение испытуемых. В результате оказалось: те, у кого была завышенная самооценка, получали наиболее негативные оценки. И наоборот, те, кто не склонен был оценивать себя чрезмерно позитивно, вызывали наибольшую симпатию. Так что завышенная самооценка не только не привлекает других людей, но даже отталкивает. И личности чересчур самоуверенные проигрывают скромным.

Миф 4. При приеме на работу при прочих равных возможностях возьмут человека, наиболее уверенного в себе.

На самом деле. Английский профессор бизнес-психологии доктор Томас Чаморро-Премузик приводит такой пример. Он был экспертом на собеседования с несколькими кандидатами, претендовавшими на службу в крупном банке. Присутствующий там генеральный директор демонстрировал свою высокую уверенность и огромную важность. Три кандидата прошли собеседования великолепно: за словом в карман не лезли, предъявляли отличные характеристики, рассказывали о своих достижениях. Последний претендент выглядел слабовато: нервничал, запинался, с трудом подбирал слова. Поскольку он говорил не слишком много, у генерального директора появилась прекрасная возможность рассказать о себе, о своем бизнесе, репутации. «Угадайте, кого взяли на работу?» – спрашивает психолог. Вот именно – слабого кандидата.

Каждый из нас стремится добиться благосклонности окружающих – даже если это самый знаменитый артист, спортсмен или бизнесмен. И умение высоко ценить окружающих, иногда даже занижая собственную самооценку, оказывает человеку большую услугу, чем беспрекословная уверенность в себе.

Миф 5. Высокомерные люди наиболее успешны.

На самом деле . Казалось бы, с этим трудно поспорить: не так уж много мы встречаем успешных людей, которые бы вели себя скромно. Начальники чаще всего бывают уверенными и даже самоуверенными личностями. И тем не менее…

Психолог Джим Коллинз, один из главных авторитетов в области менеджмента, более 30 лет изучает вопрос, почему одни организации работают лучше, чем другие. И чем отличаются особо успешные компании? Он сделал неожиданный вывод. Секрет успеха – скромные лидеры. Они работают в компании, как правило, дольше, чем заносчивые эгоцентрики. Они не ввязываются в сомнительные авантюры. А самое главное – добросовестны, доброжелательны и способны поставить себя на место другого. Скромность плюс компетентность – это ценится в любом коллективе. Именно поэтому сейчас все чаще выдвигают женщин на высокие посты: многие из них обладают как раз всеми этими качествами.

Когда же руководитель высокомерен, подчиненные начинают ненавидеть свою работу и увольняются. Или трудятся спустя рукава. Человеку действительно компетентному в своей области и умеющему находить общий язык с людьми, незачем надуваться и смотреть свысока на других. А если он это делает, то не исключено, что он таким образом скрывает свой непрофессионализм.

Миф 6. Человек с низкой самооценкой никогда не достигнет успеха.

На самом деле. Человек с невысоким мнением о себе более открыт для самосовершенствования. Если я не чувствую себя уверенным в какой-то важной для меня области, я буду искать возможность стать более компетентным в этом. Высокая самоуверенность не станет толкать человека к новым знаниям, к постижению премудрости того или иного дела. Это хорошо видно на примере некоторых молодых людей, которые сегодня начинают свой трудовой путь. Многие из них убеждены, что им должны платить деньги уже только за то, что они приходят на работу. К чему приведет такая позиция – нетрудно догадаться. Слишком высокая уверенность может тормозить продвижение по карьерной лестнице. Особенно если вы сами верите своему пиару.

И наоборот, низкая самооценка помогает реалистично взглянуть на себя, держать под контролем иллюзии, помогает подготовиться к неприятным событиям заранее и гарантирует, что вы будете выглядеть скромным человеком. Что, несмотря на моду, по-прежнему нравится людям.

Миф 7. Самооценку можно повысить, пройдя психологический тренинг.

На самом деле. Доктор Рой Баумайстер из Университета штата Флорида проанализировал десятки психологических техник повышения самооценки. И пришел к выводу, что ни одна из них не дает положительного эффекта. Наоборот, если человек старается перенять приемы уверенного поведения, не повышая своих знания и умений в том, где стремится показать себя с лучшей стороны, это приводит к противоположному результату. Более того, чем больше нам говорят, что высокая самооценка – норма и ее легко достичь, тем хуже мы себя чувствуем.

Конечно, все это не значит, что надо заниматься самоуничижением, искусственно понижать самооценку. Если человек сам себя не любит, то он провоцирует такое же отношение к себе окружающих. Речь идет только о том, что не нужно искусственно раздувать свою значимость, желая произвести впечатление. Надо трезво отдавать себе отчет в своих сильных и слабых сторонах. Развивать первые и компенсировать вторые. Адекватная самооценка складывается из наших достижений, компетентности и критичного отношения к себе. И только выработав ее, вы будете чувствовать уверенность в себе и сможете достичь успеха хоть в бизнесе, хоть в карьере, хоть в личной жизни.

Анастасия ЛЕнСкАЯ

Что в ней преобладает, хорошее или плохое? Тем не менее, дать четкое определение понятию самооценка не так уж легко. У самооценки есть много сторон: это отношение человека к самому себе, чувство, которое мы испытываем по отношению к себе, представление о самом себе.

Проблемой самооценки очень много занималась американский психолог Вирджиния Сатир. Она считает, что высокая самооценка, которая заключается в способности человека честно, с любовью и по – достоинству оценить себя, - это основа психологического благополучия.

Как отмечает В. Сатир, как правило, люди c высокой самооценкой обладают следующими качествами:

◦ Такой человек создается вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви.

◦Он чувствует себя важным и нужным, ощущает, что мир стал лучше, от того, что он в нем существует,

◦Он доверяет самому себе, но способен просить о помощи от других.

◦Благодаря ощущению собственной ценности человек способен видеть, уважать и принимать высокую ценность других людей.

◦Такой человек никогда не пользуется правилами, которые бы противоречили его чувствам, но с другой стороны, никогда не идет на поводу у своих переживаний.

Отметим, что обладание высокой самооценкой совершенно не гарантирует постоянное ощущение успеха и отсутствия жизненных поражений или неудач. Человек с высокой самооценкой не всегда чувствует себя на высоте, он может сталкиваться с жизненными трудностями, переживать негативные эмоции. Но высокая самооценка позволяет такому человеку не прятаться от трудностей. Он готов признать и принять переживание собственного неуспеха, не закрывать на него глаза и не вести себя так, как будто его нет. Он воспринимает сложности, как временные, как естественный результат возникшего кризиса, который может оказаться началом каких-то новых возможностей.

Если самооценка человека не достаточно высока, то такой человек, как правило, будет отрицать существование любых жизненных неприятностей, игнорировать отрицательные переживания и в любой ситуации вести себя так, как будто все в порядке. Такая реакция на жизненные сложности может быть признаком того, что мы недооцениваем и не признаем самого себя и, как правило, только усугубляет их.

Одновременно низкая самооценка заставляет человека накапливать опыт неуспеха, ошибок, поражений, который может сформировать ощущение собственной неудачливости или даже безнадежности. Поэтому, как пишет В. Сатир, людям с низкой самооценкой свойствен постоянный страх. Такой человек постоянно предвидит что-то неприятное в будущем.

Как формируется самооценка?

Наиболее важными для формирования самооценки являются первые пять лет жизни. В это время ребенок ориентируется только на те оценки, которые ему дают окружающие люди, как личности.

Во взрослом возрасте на формирование самооценки влияют различные факторы: наши отношения с близкими людьми (друзьями, родителями, любимым человеком), наши учебные и профессиональные успехи или неудачи и многое другое.

Огромную роль в формировании самооценки играет процесс общения. То как нас воспринимают другие люди влияет на наше представление о самом себе. Здесь могут быть важными каждое слово, мимика, жест или интонация, обращенные к нам другим человеком, хотя как правило мы не осознаем своей реакции на них.

В. Сатир предлагает провести такой эксперимент: в общении с значимыми для Вас людьми внимательно отслеживатйе, что происходит с Вами, когда Вам обращаются. Какую реакцию у Вас вызывают слова другого человека: ощущение собственной ценности или наоборот ощущение приниженности?

Что помогает поддерживать высокую самооценку?

Во первых, поддерживать высокую самооценку помогает внимательное и заботливое отношение к собственным чувствам и переживаниям. В любой момент времени собенно в сложной или напряженной ситуации полезно отвечать себе на следующие вопросы:

Что я сейчас чувствую?

Что сейчас происходит со мной?

Как я реагирую на то, что происходит?

Что я чувствую по поводу своей реакции?
Чтобы лучше понять, что такое высокая или низкая самооценка, также полезно анализировать и наш прошлый жизненный опыт:

В какие моменты Вашей жизни ваше настроение поднималось и вы чувствовали себя глубоко самоценным?

С какими событиями это было связано?

Какими были Ваши ощущения, чувства, переживания в те дни?

Можно вспомнить другие ситуации, когда мы допустили какой – то промах или ошибку, чувствовали себя бессильным и приниженными. Хотя такие воспоминания могут принести некоторую боль, они позволяют посмотреть на пережитые сложности с новой стороны:

Какие чувства Вы испытывали в этих ситуациях?

Что было для Вас особенно неприятным?

Чему эти ситуации Вас научили?

Чтобы Вы сейчас сделали по – другому?

Поддержание высокой самоценности возможно только, если мы поддерживаем особенные честные, доверительные и искренние отношения с другими людьми. Как пишет В. Сатир, “ощущение самоценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение откровенно и довери­тельно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого - неотъемлемая часть взаимоотношений”.

Конечно, описанные выше отношения можно рассматривать как идеал, к которому нужно стремиться, однако в том, как строятся наши отношения с другими очень многое зависит и от нас. В наших силах принимать окружающих людей такими, какие они есть, открыто выражать свои чувства, вести себя по отношению к ним уважительно, ответственно и честно, и как правило такой стиль поведения оказывает огромное влияние на наши отношения.