Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.
Экологическая составляющая
С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.
46. Термин «устойчивое развитие» как обще- цивилизационная цель был введен в научный и международный политико - глобалистский оборот в 1986 году в докладе Международной Комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) на 42 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время существует множество подходов к определению устойчивого развития, но наиболее популярным остается именно это определение, которое вместе с принципами Декларации в Рио-де-Жанейро представляет подход к устойчивому развитию, принятый на международном уровне.Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»*
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ. 1 вариант
1. Личность – это человек как:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) субъект деятельности;
2. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:
а) гордостью нации;
б) избирателем;
в) личностью;
г) интеллектуалом.
3. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:
а) показухой;
б) поведением;
в) самовыражением;
г) презентацией.
4. Эксперимент, в обычных жизненных условиях:
а) лабораторный
б) естественный
в) пилотажный
г) формирующий
5. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:
а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;
б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;
в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;
г) верно: а, б, в.
а) индивид;
б) ребенок;
в) человек;
г) личность.
7. . Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:
а) бодрость;
б) воодушевление;
в) апатия;
г) убежденность.
8. Способность человека к длительному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:
а) настойчивостью;
б) оптимизмом;
в) трудолюбием;
г) сознательностью.
9. Для волевого регулирования присущи действия:
а) неосознанные;
б) сознательные;
в) интуитивные;
г) непроизвольные.
10. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:
а) стресс;
б) аффект;
в) фрустрация;
г) страсть.
11. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:
а) рефлексией;
б) индентификацией;
в) эмпатией;
г) симпатией.
12. Краткое стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, - это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
13. Развитие человека как вида называется:
а) онтогенезом;
б) социогенезом;
в) филогенезом;
г) антропогенезом.
14. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:
а) беседой;
б) анализом продуктов деятельности;
в) контент-анализом.
г) экспериментом;
15. Как называется принцип, требующий рассматривать (изучать, исследовать) психические явления в постоянном движении, изменении:
а) принцип детерминизма;
б) принцип развития;
в) принцип объективности;
г) принцип всесторонности.
16. Наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности, это:
б)методика;
в)методология.
17. Соответствие метода тому, для изучения и оценки чего он предназначен, это:
а)валидность;
б)надежность;
в)объективность.
18. Переживание отрицательных эмоциональных состояний при неудовлетворении потребностей, это:
а)стресс;
б)психическая напряженность;
в)фрустрация.
19. Снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество, это:
а)ирония;
б)перенос;
в) сублимация;
г) замещение.
20. . Соотнесите между собой методологические принципы и их характеристики:
Название принципа | Характеристика принципа |
1. Принцип отражения | А) Акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружающий мир. |
2. Принцип активной деятельности личности | Б) диктует рассмотрение явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. |
3. Принцип детерминизма | В) Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощью речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики. |
4. Принцип развития | Г) Согласно принципу, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. |
5. Принцип единства сознания и деятельности | Д) Психика обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного и социального характеров. При исследовании личности необходимо учитывать три подсистемы детерминации ее поведения: прошлое, настоящее и будущее. |
6.Принцип всесторонности | Е) Логика познания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю. |
7. Принцип единства | Ж) Предполагает комплексный подход к исследованию процессов и явлений |
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ. 2 вариант
1. Основной метод в психологии:
а) психологический эксперимент
б) беседа
г) наблюдение
2. Наблюдение – это:
а) психологическое испытание
б) обучение и воспитание
в) систематическое и целенаправленное восприятие изучаемого явления
г) суждения индивида
3. Возможность создать и изменять ситуацию психологического исследования является главным достоинством:
а) наблюдения
б) эксперимента
в) анкетировании
г) тестирования
4. Интервью - это:
а) социометрия
б) устный опрос
в) интроспекция
г) контент-анализ
5. Эксперимент, с применением специальной аппаратуры, называется:
а) пилотажным
б) естественным
в) лабораторным
г) полевым
6. Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных), - это:
а) индивид;
б) ребенок;
в) человек;
г) личность.
Индивидуальность – это
а)специфические черты, присущие человеку как биологическому
организму
б)темперамент человека, его характер
в)неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке
8. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
а) творческая активность
б) обменные процессы
в) работа органов чувств
г) потребность в пище
Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,
а) чувства и волю
б) знания и умения
в) физическое развитие
г) возрастные особенности
Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
а) различных типов темперамента
б) собственной внешности
в) моральных и правовых норм
г) взаимодействия человека и природы
Результатом самопознания, в частности, является
а) накопление знаний о человека и природе
б) познание ценностей общества
в) представление о своих способностях
г) изучение социальных норм
12.Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:
а) беседой;
б) анализом продуктов деятельности;
в) экспериментом;
г) контент-анализом.
13. Для волевого регулирования присущи действия:
а) неосознанные;
б) непроизвольные.
в) интуитивные;
г) сознательные;
14. Личность – это человек как:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) субъект деятельности;
15. Эксперимент, в обычных жизненных условиях:
а) лабораторный
б) естественный
в) пилотажный
г) формирующий
Качество метода исследования, которое позволяет получить одни и те же результаты при многочисленных исследованиях.
а)валидность;
б) объективность.
в) надежность;
17.Способность человека к длительному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:
а) настойчивостью;
б) оптимизмом;
в) трудолюбием;
г) сознательностью.
18. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:
а) рефлексией;
б) индентификацией;
в) эмпатией;
г) симпатией.
19. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:
а) радость;
б) воодушевление;
в) фрустрация;
г) убежденность.
20. Соотнесите между собой методологические принципы и их характеристики:
Название принципа | Характеристика принципа |
1. Принцип отражения | А) Акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружающий мир. |
2. Принцип активной деятельности личности | Б) диктует рассмотрение явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. |
3. Принцип детерминизма | В) Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощью речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики. |
4. Принцип развития | Г) Согласно принципу, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. |
5. Принцип единства сознания и деятельности | Д) Психика обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного и социального характеров. При исследовании личности необходимо учитывать три подсистемы детерминации ее поведения: прошлое, настоящее и будущее. |
6.Принцип всесторонности | Е) Логика познания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю. |
7. Принцип единства | Ж) Предполагает комплексный подход к исследованию процессов и явлений |
3возрастные физические особенности 4проявление наследственности изменчивости РЕШИТЬ СРОЧНО!
А 5 Какое суждение является верным:А. Синергетика – теория самоорганизующихся систем
Б. Базовыми понятиями синергетики являются: порядок и хаос, организация и
самоорганизация.
1) верно только А. 2) верно только Б.
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 6 Создание и практическое внедрение урожайных, не поддающихся заболеваниям,
скороспелых сортов картофеля иллюстрирует функцию науки:
1) социальную
2) мировоззренческую
3) творческую
4) производственную
А 7 Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической
и социальной. К психическим особенностям человека относится:
1) способностью ощущать при помощи органов чувств
2) способность к прямохождению
3) способность осознавать свои действия и поступки
4) наличие духовных идеалов и ценностей
А 8 Часть природного или социального бытия, на которую направлена активность
познавательной деятельности человека, называется:
1) объект
2) образ
3) структура
4) субъект
А 9 Знания, полученные путем гадания на кофейной гуще, являются:
1) научными
2) параллельными
3) паранаучными
4) парадоксальными
А 10 Какое суждение является верным:
А. Непрерывное образование получается не только в учебных заведениях, но и путем
самообразования.
Б. Сегодня в РФ обязательной ступенью образования является среднее общее полное
образование
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
ценности 2возрастные физические особенности 3рассовые отличия 4проявления наследственности и изменчивости
Социальными нормами являются:а) традиции,б) документы,в) нравы,г) контракты,д) законы природы.2. Определите признак, свойственный постиндустриальномуобществу.1) появление массовой культуры;2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;3) основными критериями стратификации общества является профессионализм иуровень образования;4) структура общества является жёсткой и закрытой.3. В отличие от природы, общество:1) является системой;2) находится в развитии;3) выступает в качестве творца культуры;4) развивается по собственным законам.4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилищачеловека от несанкционированного вторжения?1) познавательную;2) прогностическую;3) объяснительную;4) социальную.5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?1) субъект; 3) средства;2) объект; 4) потребности.6. Верны ли следующие суждения об истине?А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемогомира.Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностейчеловека.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:1) уровень воспитанности;2) вся преобразовательная деятельность человека;3) производство материальных ценностей;4) художественное ремесло.8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:а) понятий;б) суждений;в) представлений;г) умозаключений.9. Четыре фактора производства - это:а) производство, распределение, обмен, потребление;б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;в) труд, земля, капитал, предпринимательство;г) труд, товары, деньги, земля.10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,психической и социальной. К психической составляющей относятся:1) интересы и убеждения;2) физиологические признаки;3) половые особенности;4) типы нервной системы.11. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество представляет собой часть материального мира.Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые иотмирать старые элементы.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.12. Общим для науки и художественного творчества является:1) обоснованность предположений;2) стремление к познанию мира;3) выражение эмоций;4) формирование чувства прекрасного.13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?1) экономическую;2) социальную;3) политическую;4) духовную.14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой виддеятельности иллюстрируется этим примером?1) духовная;2) экономическая;3) политическая;4) социальная.15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.16. Какое суждение является верным?А. Брокеры - это лица или фирмы, специализирующиеся на посредническихбиржевых операциях.Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажуиностранной валюты.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны
«Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира называется __________(А), когда она представляет собой группулюдей, объединённых общими интересами. Общество развивается как сложная _________(Б), так как включает в себя разнотипные составляющие элементы. Группируя определённые ________(В), а также отмечая важные изменения в организации обществ, происходящие с течением времени, выделяют различные типы обществ.Для традиционного общества аграрный сектор является основой _________(Г), а сохранение традиций представляется более высокой ценностью, чем развитие. __________(Д) общество основывается на промышленности с гибкими динамичными социальными структурами, а характеризуется оно разделением труда, широким развитием средств массовой коммуникации и высоким уровнем урбанизации (развитием городов). В результате научно-технической революции общество трансформируется в ___________(Е) общество, и приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг».
Обществознание.«Человек».
Человек – высшаяступеньразвитияживыхорганизмовнаЗемле.
Теориипроисхождения:
1) Религиозная. Божественноепроисхождение.
2) Человек – созданиенеземное,пришельцыизКосмоса,посетивЗемлю,оставилинанейчеловеческиесущества.
3) Человекпоявилсяврезультатеэволюции(Ч.Дарвин)
Человек – индивид, личность и субъект, который предстает в виде целостности, обусловленной единством биологического, социального и психологического. Человек – биосоциальноесущество
Биологическая составляющая человека:
- представитель вида homo sapiens («человек разумный»).
- результат длительной эволюции.
- существо, генетически связанное с другими формами жизни и выделившееся из них благодаря способности к труду.
Характеристика человека как биологического вида
1. Подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим закономерностям развития (сходство с другими животными):
- строение и развитие организма (рост, старость, смерть)
- дыхание, питание, способностькпродолжениюрода, выкармливание детей молоком
- инстинкты, эмоции
- биологические потребности
· способностьприспосабливатьсякусловиямсуществования
2. Обладает особенностями (отличия от животных):
- Обладаетмышлениемичленораздельнойречью.
- Способенксознательнойцеленаправленнойтворческойдеятельности.
· Нетолькоприспосабливается,ноипреобразуетокружающуюдействительность.
- Способенизготавливатьорудиятрудаииспользоватьихкаксредствопроизводстваматериальных благ.
- Совершенстворукикакпроизводящегоорудия
- Присутствуютдуховныепотребности.
Социальная составляющая человека:
- социальный объект – в процессе взаимодействия с обществом человек социализируется (т.е. приобретает определенные свойства, качества).
- формирование в процессе социокультурной эволюции.
- социальный субъект, который выступает создателем «второй природы» — культуры.
Характеристика человека как социального субъекта
1. Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ, способностьнакапливатьзнанияитрудовыенавыки
2. Способность к социальной целенаправленной творческой деятельности.
3. Способность преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему материальные и духовные ценности.
4. Сознание и разум.
5. Свобода и ответственность
6. Способностьвидетьцельсвоихдействий
7. Способностьоцениватьсебяидругих
Психологическая составляющая человека:
- личность, которая является субъектом сознательной деятельности
Психологическая характеристика человека
Внутренний духовный мир
Структурадуховногомирачеловека:
1) Познание (основанонаинтеллекте)
2) Эмоции – кратковременныепереживанияпоповодуситуацийиявленийдействительности(удивление,радость,гнев,страх)
3) Чувства – эмоциональныесостояния,болеедлительные,чемэмоции(дружба,любовь,тоска,патриотизм)
4) Мировоззрение – системаобщихвзглядовнамир.Мировоззрениебывает:религиозное,обыденное,научное.
Способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий.
Потребностииспособности
Потребность – этонуждачеловекавтом,чтосоставляетнеобходимоеусловиеегосуществования.
Видыпотребностей:
1) Биологические(органические,материальные):пища,одежда,жилище
2) Социальные:общение,общественнаядеятельность
3) Духовные(идеальные,познавательные):знания,созданиепрекрасного
Классификацияпотребностей,разработаннаяамериканскимпсихологомА.Маслоу:
1) Первичные(врожденные):
— физиологические(пища,дыхание,одежда,жилище,воспроизводстворода)
— экзистенциальные(безопасностьсуществования,комфорт,уверенностьвзавтрашнемдне)
2) Вторичные(приобретенные):
— социальные(общение,привязанность,заботаодругомчеловеке,вниманиексебе)
— престижные(уважениесостороныдругих,достижениеуспеха,служебныйрост)
— духовные(самовыражение)
Способности – этосовокупностьсвойствчеловека,благодарякоторымобеспечиваетсяегодеятельность.
Уровниразвитияспособностей:
· Задатки
· Способности
· Одаренность
· Талант
· Гениальность