Человек отличается от животного двумя ценными способностями. Чем человек отличается от животного? Отличия человека и животных

Вопрос, в чём заключается отличие человечества от животного мира, беспокоил людей почти с тех самых пор, как они осознали себя отдельной биологической единицей.

Несмотря на то, что в системе природной классификации человек является отдельным видом животных, очевидно, что в своём развитии он максимально отдалился от стандартного пути существования живых организмов. Вопросами основных различий занимаются не только биологи, антропологи и медики, эти проблемы решают также социологи, психологи, философы и представители других наук.

Социальные и морально-этические аспекты в жизни людей очень важны, но для скептиков они не подходят в качестве доказательств различия с животным миром. Поэтому в первую очередь нас интересуют очевидные и неоспоримые факты, касающиеся строения органов и их систем человеческого организма, а также физиологические особенности.

Хромосомный набор

Человек – продукт эволюции, ближайшими родственниками которого являются приматы крупного размера понгиды и хилобатиды. Несмотря на то, что мы очень похожи на своих сородичей, есть одна важная деталь, которая определяет нас, как отдельный вид – хромосомный набор.

Размер человеческого генома такой же, как и у некоторых приматов, но количество хромосом в наших клетках равно 46, они расположены попарно в двух спиралевидных нитях ДНК. Всего таких пар – 23, и именно они определяют то, как выглядит наш вид и по какой программе развивается каждый отдельный организм на протяжении всей своей жизни. Эта индивидуальная программа присуща только человеку разумному и не может быть воспроизведена больше ни одним животным.

При формировании вида произошло одно уникальное событие: люди выбрали прямохождение в качестве удобного метода передвижения. Это оказало огромное влияние на дальнейшее формирование и развитие человечества.

В результате такого способа перемещения позвоночник и другие отделы скелета изменились:

  • Таз расположился ниже и стал более широким, так как он несёт большую нагрузку по сравнению с тазовым отделом позвоночника других животных. Кости таза человека изменили свою структуру, стали толще и крепче.
  • Изменилось анатомическое строение стоп, которые являются основным механизмом при ходьбе. Количество костей и суставов в этом отделе очень велико, чтобы обеспечивать достаточную степень свободы во время шага.
  • В связи с прямохождением изменилась длина костей нижних конечностей. Они удлинились, что позволило ходить быстрее за счёт увеличения шага.
  • Позвоночный столб приобрёл новые для животного мир изгибы (лордозы и кифозы), которые позволили правильно распределить нагрузку по позвоночнику.

За возможность прямохождения человечество расплачивается периодическими болями в спине и пояснице, которые испытывают гораздо большее давление, чем такие же отделы позвоночника у представителей животного мира, использующих перемещение на четырёх лапах.

Мелкая моторика

После того, как люди начали ходить на двух ногах, ладонь перестала быть опорой при передвижении. Функция кистей рук изменилась, что отразилось и на её анатомии.

Строение человеческого большого пальца является уникальным в животном мире. Так ловко управляться с мелкими предметами, как могут это делать люди, не под силу больше никаким представителям царства животных.

Язык

Для живых организмов высшего порядка характерна первая сигнальная система, основанная на передачи рефлексов. Люди развили и успешно используют вторую сигнальную систему – речь. Учёные признают, что такой способ общения возможен не только у нас: те же дельфины могут разговаривать и даже дают своим детям имена. Но особое анатомическое строение человеческой гортани делает возможным использование большого диапазона звуков.

Ещё одна особенность заключается в том, что любые представители животного мира понимают друг друга одинаково, из каких бы зон обитания они не были. И только у человека существуют разные языки, не доступные для понимания тем, кто живёт в другой языковой среде. Такое явление – уникально и присуще только человечеству.

ЦНС

Человеческий мозг не является самым большим ни фактически, ни в пропорциональном отношении. Но анатомически он имеет ряд отличий от животных. Благодаря наличию больших и развитых лобных долей мы умеем вспоминать, планировать, мечтать, замечать общее и выделять различное. Пределы мышления человека раздвинуты очень далеко, что обусловлено функциональными возможностями его головного мозга.

Экологические отличия

В способе жизни, распространения, методах освоения новых пространств для обитания люди тоже имеют уникальные черты, отличающие их от животных.

Распространение вида

Многие виды живой природы занимают все материки, чему предшествовала длинная цепь эволюции, которая смогла обеспечить им механизмы для выживания в данных условиях. Человек смог поселиться на тех территориях, которые не подходят ему для жизни, поскольку его существование в определённых местах не ограничивается условиями окружающей среды.

С этой же целью человечество изобрело одежду – уникальное явление, которое не наблюдается в природе больше ни у одного вида. Благодаря такой высокой приспособляемости люди смогли жить в местах с холодным климатом, который не соответствует требованиям человеческой физиологии. То есть, распространение людей по земному шару не диктуется природными условиями.

Обмен ресурсами

Отсутствие ресурсов не способно препятствовать распространению человека, поскольку мы научились обмениваться пищевыми запасами, полезными ископаемыми и другими необходимыми для жизни материальными ценностями. Это способствовало дальнейшему освоению территорий, которые не могли бы заселиться другими видами животных из-за недостатка кормовой базы.

Использование орудий труда

Некоторые животные могут использовать для своих потребностей определённые предметы. Исключительная черта человечества заключается в том, что мы научились сами создавать такие приспособления, придумывать, проектировать и изготавливать их, что значительно расширило перечень возможностей.

Благодаря тому, что прогресс продолжается, люди не прекращают создавать другие приспособления, которые нередко предопределяют дальнейшее развитие цивилизации.

Применение огня

Биологи, историки, антропологи и другие учёные единогласно считают, что в своём развитии люди совершили огромный скачок благодаря применению огня. Эта способность повлияла не только на возможность переселения в холодные регионы, но и стала началом эры термической обработки пищи. Такое новшество постепенно изменило анатомию желудка и кишечника, повлияло на зубной ряд и челюстную кость. Поэтому клыки у людей не выступают за пределы линии других зубов, как это бывает у животных.

Влияние на планету

Ни один вид живой природы не оказывает такого огромного влияния на Землю, как человек. Мы меняем ландшафты, пути водных артерий, изменяем климат в определённых местностях и на всей планете. Кроме того, деятельность людей активно сказывается и на видовом разнообразии природы.

Социальные и духовные отличия

Большинство людей считают, что у животных нет души, в то время как у человека она есть. Но такое широкое понятие, о котором спорят уже много веков, сложно осознать.

Есть несколько морально-социальных факторов, которые резко отличают нас от животного мира.

Мышление

Сознание и мышление людей отличается от братьев наших меньших. В этом направлении человек намного опередили их.

Наше мышление состоит из таких элементов:

  • сбор информации;
  • анализ;
  • сравнивание;
  • абстрагирование;
  • обобщение;
  • конкретизация.

На основе этих мыслительных операций мы можем рассуждать, судить о чём-то и делать свои умозаключения. Для животных такой высокий уровень мыслительной деятельности недостижим.

Этапы жизни

Безусловно, по продолжительности жизни отдельно взятый человек не может конкурировать со многими другими животными. Но пропорции различных периодов в биологическом развитии людей уникальны. Организм животного очень быстро деградирует после завершения половой программы, поэтому после прекращения деторождения животные долго не живут.

Совсем другая картина наблюдается у людей: период старости и угасания у нас отличается от остальных представителей живой природы и является самым длинным.

Мораль и этика

Животный мир существует по законам, которые продиктованы естественным отбором. Человек всё больше отдаляется от такого положения вещей, поэтому с прогрессом мышления появился новый свод правил или специфических законов жизни и взаимодействия социума – нравственность и мораль.

Творчество

Потребность к творчеству – черта, присущая только людям. Необходимость изменять пространство вокруг себя, создавать, воплощать свои эмоции в определённых видах творчества стала для нас привычной и даже обязательной.

Для тех, кто не преуспевает в создании творческих проектов, существует необходимость потреблять этот продукт в форме музыки, фильмов, картин, литературных произведений и пр. В животной среде такое явление полностью отсутствует.

Длительность взросления

Детство у каждого вида продолжается определённое количество времени. За этот период животное успевает овладеть всеми знаниями и навыками, которые необходимы ему после начала самостоятельной жизни отдельно от родителей.

У человека этот период самый продолжительный, поскольку темпы его развития и взросления довольно умерены, а половая зрелость наступает позже, чем у других видов. Из-за сложного устройства центральной нервной системы время, необходимое для её полного дозревания и формирования, становится длиннее, чем у животных.

Проявление эмоций

Внешнее проявление радости, гнева, удовольствия, огорчения и прочих эмоций у животных не так развито, как у людей. Улыбка, смех, румянец от смущения – всё это является специфичной способностью человечества. Мы не всегда в силах контролировать такие проявление на своих лицах.

Учёные считают, что эта особенность возникла у людей из-за тесных социальных связей. Эмоции с давних времён облегчали невербальные способы общения и со временем закрепились.

Рост потребностей

У любого вида братьев наших меньших есть предел комфорта и хороших условий для жизни, который ограничивает дальнейший прогресс. Человечество в этом плане пошло по иному пути – по пути непрекращающегося роста потребностей. В природе человека заложено не останавливаться на достигнутом, поэтому новые желания возникают благодаря прогрессу и изобретениям, которые само же человечество и производит.

Эта особенность стала базой для развития людей и причиной того, что этот процесс не прекращается.

Из всего вышесказанного можно заключить: несмотря на то, что человек является частью природы, он имеет много уникальных, присущих только ему черт, которые позволяют выделить его в отдельную группу, резко отличающуюся от других.

В отношениях с природой у людей и зверей есть существенные различия. На первый взгляд они довольно просты и очевидны. Однако не каждый взрослый может назвать все сходства и отличия человека от животного. Что уже говорить о детях и подростках. Поэтому еще труднее сказать, чем первобытные люди отличались от обычных зверей.

Вконтакте

Внешний вид

Любой ребенок может не задумываясь сказать, что главное отличие человека от животного во внешнем виде. Однако у всех млекопитающих есть сходные черты строения , которые говорят об имеющемся родстве. Все организмы состоят из и тканей, имеют сходства в структуре скелета и во внутриутробном развитии.

Человека от животного отличает способность передвигаться вертикально на двух ногах и отсутствие шерстяного покрова.

Интересно! Несмотря на то, что по сравнению с многими млекопитающими, люди выглядят голыми, они обладают огромным количеством волосяных луковиц. Волос у них столько же, сколько и у приматов, просто они тоньше, короче и светлее.

Человек в отличие от животных обладает ловкостью и цепкой хваткой: он может соединять большой палец с любым другим. Это помогает умело держать инструменты и выполнять различную физическую работу. Homo Sapiens уникален тем, что носит одежду и может краснеть при определенных эмоциях.

Отличительным признаком также является различие в движении челюстями. Оно зависит от вида питания млекопитающего. У травоядных челюсть двигается горизонтально, у хищников – по вертикали, а Homo Sapiens имеет обе эти способности.

Человеческие дети дольше находятся под родительской опекой, чем детеныши четвероногих. Все дело в отличии необходимого времени для обучения, роста и развития. Млекопитающие звериного царства размножаются в течение всей жизни, а мужчины и женщины продолжают существовать после прекращения воспроизведения потомства.

Особенности мышления

Основные отличия человека от животного заключаются в умении мыслить и предвидеть. Известно, что у нас не самый большой размер мозга среди млекопитающих, но он дает необыкновенные возможности: творить, исследовать, учиться, рассуждать и т.д.

Человеку свойственно решать мыслительные задачи, такие как:

  1. Систематизация. В процессе этой деятельности происходит распределение объектов по группам в зависимости от их сходства и различия.
  2. Обобщение. Эта операция объединяет предметы и явления по общим признакам.
  3. Конкретизация. Представляет собой выделение у объекта индивидуальных особенностей, не связанных с теми, что присущи общему классу предметов.
  4. Сравнение. Эта операция устанавливает сходство и различие между предметами познания.
  5. Абстрагирование. В момент этой мыслительной деятельности происходит выделение одной стороны объекта или явления, которая не существует отдельно.
  6. Анализ. Представляет собой разделение целого по частям, в зависимости от свойств и признаков.
  7. Классификация. Это есть результат сравнения.

Человек действует, исходя из этих операций мышления, и ежедневно практикует их на работе, дома и на улице. Учеными было установлено, что человекообразные обезьяны имеют предрасположенность к синтезу и анализу.

На вопрос: «Чем человек отличается от животного?», наука философия находит ответ в умении мыслить и желании жить среди себе подобных.

Действительно, индивидуум может подстраивать свое поведение под определенные условия, играть любые социальные роли. Он в состоянии заранее осознать последствия своих поступков и действий, выражать ценностное отношение к реальности. В отличие от животных, любой человек действует сознательно.

Звери подчиняются своему инстинкту и не отделяют себя от естественной среды обитания. Их действия запрограммированы самой природой. Животные приноравливаются к окружающей обстановке, определяющей их образ жизни. Они не могут изменять условия своего обитания. Это выступает существенным фактором, отличающим человека от объектов изучения зоологии.

Членораздельная речь

Возможность разговаривать членораздельно дает Homo Sapiens умение выражать действительность с помощью речи, передавать информацию через современные средства связи. Человеку в отличие от обезьян, досталась низко расположенная гортань, которая позволяет ему говорить.

Речь зверей представляет собой различные звуки, понятные только их сородичам. Эти сигналы не несут информации об отрезках времени или абстрактных понятиях.

Блага имущественного и культурного характера

Каждому человеку, в отличие от любых животных, свойственно заниматься духовной деятельностью и трудом на благо . Современные люди воздействуют на природу средствами труда, которые сами изготовили.

Они возделывают искусственные объекты, усиливая тем самым свои физические возможности. Причем орудия труда создаются совместно с другими индивидуумами. Чем выше уровень развития коммуникации в обществе, тем выше организация и уровень развития психики каждой личности.

Высокоразвитые обезьяны хоть и способны использовать камни и палки для определенных целей, но не один из видов не может самостоятельно изготовить инвентарь или инструменты и начать использовать их на практике. Этим человек отличается от животного.

Люди удовлетворяют не только биологические надобности, но потребности в духовном развитии. В нашем мире есть такие понятия, как религия, искусство и философия.

Интересно! Представители звериного царства способны удовлетворять лишь естественные потребности, которые связаны с их инстинктами.

Пещерные люди

Теперь осталось выяснить, чем первобытные люди отличались от зверей. Многие умения пещерных людей присущи некоторым особям дикой природы. Так, звери могут использовать ветки и камни для постройки жилища. Медведь, например, нагибает и запутывает верхушки деревьев для создания подобия шалаша. Различаются млекопитающие по следующим принципам:

  1. Главным признаком, отличающим древнего человека от животного, является использование огня. Звери не любят и бояться пламени, а пещерные люди, наоборот, боготворили его, грелись у костра, готовили на нем пищу.
  2. Среди внешних различий – прямохождение. Древние люди ходили не на четырех, а на двух ногах.
  3. Наши далекие предки обладали мышлением и со временем научились говорить членораздельно, после того, как у них сформировалась подъязычная кость.
  4. Звери не могут изготавливать механические средства труда, а пещерный человек способен был создавать различные инструменты для работы. Он также обладал духовными благами и ценностями.
  5. Творческое сознание наших предков выражается в настенных рисунках пещер, поделках из кости и дерева. Звери к такому проявлению талантов не склонны.
  6. Древние люди отличались от животных своим отношением друг к другу. Они всегда хоронили мертвых, практиковали религиозные обряды и обладали коммуникационными навыками.

ЕГЭ по обществознанию. Урок №2 «Отличия человека от животного»

Начнем с понятия человека. Человек - это существо, состоящее из двух единств: биологического и социального. Биологическое начало дает жизнь человеку и относит его к природе, а социальное - относит его к обществу и учит говорить, совершать деятельность, взаимодействовать с другими людьми.

Животное - это существо, живущее на планете Земля и не обладающее признаками человека.

К отличительным признакам человека от животного относят:

1) Высокоразвитый мозг и мышление. Человек обладает самым развитым мозгом из всех существ, живущих на планете Земля. Мозг человека способен создавать новое и учиться новому, воспринимать различную информацию, анализировать и делать соответствующие умозаключения. Несмотря на то, что мозг человека самый высокоразвитый, он не самый большой по объему. Есть в мировом океане животные, мозг которых превосходит человеческий.

2) Членораздельная речь. Речь - это совокупность звуков, которые человек преобразует в слова и тем самым обменивается информацией с себе подобными. Речь может быть устной и письменной. Устную речь мы слышим, а письменную видим на бумаге или экране телевизора, монитора. У каждого народа (этноса) свой язык. Однако есть и универсальный язык, на котором можно объясняться во многих странах мира - это английский язык.

3) Целенаправленная творческая деятельность. Из всех живых существ на Земле, только человек способен творить, т.е. создать нечто новое никогда ранее не существовавшее. Деятельность человека всегда предполагает наличие цели (желаемого результата своей деятельности), а поведение животного подчинено инстинктам, которые он приобрел с рождения.

4) Мнимые потребности. Человек обладает как подлинными, так и мнимыми потребностями. Подлинные потребности - это потребности, идущие во благо человеку, а мнимые - во вред. К мнимым потребностям можно отнести вредные привычки человека (курение, алкоголизм, игромания и т.д.).

5) Прямохождение. Только человек ходит прямо на двух конечностях имея при этом четыре.

6) Изготовление орудий труда. Человек изготавливает орудия руда (например молоток). Животные используют природные орудия труда.

Помимо отличительных особенностей, человек и животное во многом схожи. Это касается биологических потребностей, таких как потребность в еде, питье, воде, воспроизводстве рода и т.д.

ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

План.

  1. Отличия человека от животного.
  2. Задания.

Теории происхождения человека.

Человек - это

Существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное);

Существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности);

Существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о про­исхождении человека.


Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предполо­жения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии кос­моса, электромагнитных волн, радиации и других воздейст­вий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Влияние природы и социума на развитие человека.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущ­ность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.



Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

1. Биологизаторский подход. Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы

2. Социологизаторский подход. Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, фактически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его

действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью . Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли ;

– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности . Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ .

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

Тема 2. Бытие человека

Бытие философская категория, обозначающая существование, реальность . Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.

В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела . В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие – основание для бытия личности.

Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Тема 3. Потребности и интересы человека

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования . В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во‑первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во‑вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому‑либо объекту его потребности .

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

– по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества .

– по направленности: экономические; социальные; политические; духовные .

От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет . Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность .

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.