Человек оружие шлахтер. Вадим шлахтер - человек - оружие

Вадим Шлахтер Человек-оружие

Вадим Шлахтер

Эта книга – по сути первая систематическая и достаточно полная работа по всесторонней подготовке психологическими методами бойца для действий в реальных условиях. Ее автор, ведущий специалист Академии иррациональной психологии, психолог-практик и выдающийся спортсмен В.В.Шлахтер, подготовил не одну сотню высококлассных специалистов указанного профиля, с успехом действующих в различных `горячих` точках планеты. Таким образом, эффективность методик и методов, предложенных в книге, многократно подтверждена на практике. С другой стороны, эти методы четко аргументированы, чему, несомненно, способствовали многолетние научные исследования автора. Книга рассчитана как на профессионалов – бойцов силовых структур, спортсменов, инструкторов боя, – так и на широкий круг читателей, стремящихся повысить свои психофизические возможности.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

И все-таки, почему, для чего и для кого написана эта книга? Чтобы это понять, давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, суперчемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых искусств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физиономиями? Причем «правят» им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастера боя в искусственных условиях – на тотами, на ринге, на ковре – зачастую пасуют в реальных силовых конфликтах?

Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на тренировке руку условного противника, держащую деревянный ноле, оказался скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая сталь. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его психологическая подготовка оказалась недостаточной.

Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим людям – и тем, кто владеет в тон или иной степени боевыми искусствами, так лее и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или додзё, – научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти па ринг или на тотами и одолеть мастера спорта по боксу или каратэиста, по праву владеющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте, в коридоре, на улице, – в общем, в реальной обстановке, – вы будете иметь неплохие шансы на успех. Иными словами, для многих так называемых обычных людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезной, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных физических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Что же касается профессиональных бойцов, скажем, из сил быстрого развертывания или из диверсионных структур, то и они смогут найти в «Человеке-оружии» кое-что полезное для себя – в основном в том разделе книги, что посвящен обостренной интуиции. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется за эту книгу. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намеренным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.

В дальнейшем – для вашей же пользы, дорогие читатели, – автор намерен не излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое самопреобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на своих обучающих семинарах.

Наконец, автор сердечно благодарит: Игоря Олеговича Ваги-на, кандидата медицинских наук, врача-психиатра, сэмпая, за бесценные советы и острые, как бритва, насмешки, Андрея Ме-фодьевича Белоуса, психолога и гипнотизера, без которого эта книга не была бы создана, Геннадия Дмитриевича Горбунова, доктора психологических наук, научного руководителя автора, Павла Исааковича Поличенко, заслуженного мастера спорта СССР по пулевой стрельбе и заслуженного тренера, доказавшего автору, что стрелять можно еще лучше, Николая Васильевича Кудинова, мастера спорта СССР, который первым учил автора, как ломать конечности себе подобным, Марию Семенову, не только превосходного писателя, но и чудесного слушателя, Сергея Юрьевича Хольнова за дружескую помощь и участие.

ВВЕДЕНИЕ

Условий успешного выхода из силового конфликта много. Но решающим является все-таки одно. В начале занятий с группой учеников я часто задаю следующий вопрос. Представьте, что на поединок выходят двое соперников. Один – сильный, тренированный, гордящийся мозолями на кулаках. Он собирается просто по-меряться силами. Второй – вдвое слабее первого. Но он настроен того убить. Как вы полагаете, кто из них победит?

Ученики задумываются, что-то прикидывают, вычисляют. А ответ прост: почти всегда победит тот, чья психологическая установка будет более жесткой.

Мне вспоминается такой пример. Один человек был вынужден вступить в конфликт одновременно с троими представителями неформальной силовой структуры. Правда, и сам этот человек был, что называется, тертый калач – незадолго перед тем ему пришлось провести около шести лет в любопытных местах, от которых пословица не рекомендует зарекаться никому. В общем, перед ним стояло трое крепких спортивного вида парней. У одного в руке был пистолет; двое других держали острые режущие предметы. Но они пришли лишь запугать его, поугрожать ему. У этого же человека жизнь выработала установку всегда действовать на поражение.

Он молча шагнул вперед, аккуратно снял со стола бутылку водки, разбил ее о боковую поверхность черепа первого, получившейся при этом «розочкой» снес нос и глаз другому, а оставшийся осколок воткнул в живот последнему. И все это буквально за два-три мгновения. В результате – трое беспомощных серьезно раненых людей, которые еще несколько секунд назад упивались своею силой и мнимой властью. Каждый из них по отдельности был сильнее, тренированнее, да и просто моложе своего победителя. Но у того было главное преимущество – жесткая психологическая установка.

Теперь поговорим немного об истоках искусства рукопашного боя. Когда-то давным-давно в Китай пришел человек, которого на родине, в Индии, звали Бодхидхарма, или «Закон Разума». Это был двадцать восьмой патриарх исторического буддизма, ставший первым патриархом китайского Чань или японского Дзэн. В Поднебесной его прозвали Тамо, Дарума или Бодаидарума. Этот человек изложил китайцам буддийскую доктрину и, главное, научил их сражаться голыми руками. До нас дошли слова одного из его последователей:

Сказал мудрый учитель Дарума:

"Я покидаю вас,

но знание,

принесенное мною,

останется с вами навеки -

высшая медитация дхьян,

закалившая дух ваш и тело,

и великое древнее искусство

боя голыми руками.

Дабы не были вы беззащитны

перед лицом врага ".

Так сказал учитель Дарума,

когда покидал Шаолинь.

«Высшая медитация, закалившая дух и тело», на мой взгляд, есть ни что иное, как система самовнушения, позволяющая использовать правильные установки для достижения победы. И первую из них я бы сформулировал примерно так: если не можешь победить честно, то все равно победи, то есть победи любой ценой. Уже одна лишь настройка психики на победу во что бы то ни стало значительно наращивает человеческие возможности, хотя и она не всегда эффективна, вернее, ее не всегда достаточно.

В этой книге мы рассмотрим несколько основных внутренних установок психики бойца, а главное, я попробую научить вас переводить эти установки с уровня сознания на уровень рефлексов, на уровень мгновенных реакций нервной системы.

До нас дошло еще одно высказывание неистового Дарумы. Вот оно:

"Я не учу вас приемам, -

так говорил Бодхидхарма. -

Я учу состоянию духа,

а приемы вы придумаете сами".

Возьмем знаменитые 18 положений рук, оставленных патриархом Чань монахам Шаолиня, что впоследствии были преобразованы в 72 движения, положившие начало великому множеству направлений и школ воинских искусств. По моему мнению, эти положения рук архата суть позиции для тренингов по самовнушению, а двигательные элементы, связующие их, – это лишь реализация функций самовнушения.

Нечто подобное тому, что я пытаюсь передать в этой книге, уже излагал в своих трудах величайший мастер боевых искусств двадцатого столетия Брюс Ли. Но, при всем моем преклонении перед этим знаменитым бойцом и учителем, мне приходится все-таки отметить, что он не был психологом, и все его приемы обучения опирались на традиционные восточные принципы, во многом чуждые западному уму.

Мой комплексный метод подготовки бойца, изложенный в этой книге, в чем-то также перекликается с Универсальной боевой системой (сокращенно – Унибос), разработанной Андреем Медведевым. Некоторые сходные черты можно обнаружить и в системе Тараса, которая, кажется, тоже называется «Боевая машина». Немало общего с тем, что я предлагаю, – в частности, в искусстве атаки, – можно найти и в славяно-горецкой борьбе, воссозданной Алексеем Конст...

Эта книга - по сути первая систематическая и достаточно полная работа по всесторонней подготовке психологическими методами бойца для действий в реальных условиях. Ее автор, ведущий специалист Академии иррациональной психологии, психолог-практик и выдающийся спортсмен В. В. Шлахтер, подготовил не одну сотню высококлассных специалистов указанного профиля, с успехом действующих в различных "горячих" точках планеты. Таким образом, эффективность методик и методов, предложенных в книге, многократно подтверждена на практике. С другой стороны, эти методы четко аргументированы, чему, несомненно, способствовали многолетние научные исследования автора. Книга рассчитана как на профессионалов - бойцов силовых структур, спортсменов, инструкторов боя, - так и на широкий круг читателей, стремящихся повысить свои психофизические возможности.

Вадим Шлахтер
Человек-оружие

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

И все-таки, почему, для чего и для кого написана эта книга? Чтобы это понять, давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, суперчемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых искусств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физиономиями? Причем "правят" им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастера боя в искусственных условиях – на тотами, на ринге, на ковре – зачастую пасуют в реальных силовых конфликтах?

Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на тренировке руку условного противника, держащую деревянный ноле, оказался скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая сталь. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его психологическая подготовка оказалась недостаточной.

Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим людям – и тем, кто владеет в тон или иной степени боевыми искусствами, так лее и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или додзё, – научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти па ринг или на тотами и одолеть мастера спорта по боксу или каратэиста, по праву владеющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте, в коридоре, на улице, – в общем, в реальной обстановке, – вы будете иметь неплохие шансы на успех. Иными словами, для многих так называемых обычных людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезной, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных физических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Что же касается профессиональных бойцов, скажем, из сил быстрого развертывания или из диверсионных структур, то и они смогут найти в "Человеке-оружии" кое-что полезное для себя – в основном в том разделе книги, что посвящен обостренной интуиции. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется за эту книгу. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намеренным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.

В дальнейшем – для вашей же пользы, дорогие читатели, – автор намерен не излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое самопреобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на своих обучающих семинарах.

Наконец, автор сердечно благодарит: Игоря Олеговича Ваги-на, кандидата медицинских наук, врача-психиатра, сэмпая, за бесценные советы и острые, как бритва, насмешки, Андрея Ме-фодьевича Белоуса, психолога и гипнотизера, без которого эта книга не была бы создана, Геннадия Дмитриевича Горбунова, доктора психологических наук, научного руководителя автора, Павла Исааковича Поличенко, заслуженного мастера спорта СССР по пулевой стрельбе и заслуженного тренера, доказавшего автору, что стрелять можно еще лучше, Николая Васильевича Кудинова, мастера спорта СССР, который первым учил автора, как ломать конечности себе подобным, Марию Семенову, не только превосходного писателя, но и чудесного слушателя, Сергея Юрьевича Хольнова за дружескую помощь и участие.

ВВЕДЕНИЕ

Условий успешного выхода из силового конфликта много. Но решающим является все-таки одно. В начале занятий с группой учеников я часто задаю следующий вопрос. Представьте, что на поединок выходят двое соперников. Один – сильный, тренированный, гордящийся мозолями на кулаках. Он собирается просто по-меряться силами. Второй – вдвое слабее первого. Но он настроен того убить. Как вы полагаете, кто из них победит?

Ученики задумываются, что-то прикидывают, вычисляют. А ответ прост: почти всегда победит тот, чья психологическая установка будет более жесткой.

Мне вспоминается такой пример. Один человек был вынужден вступить в конфликт одновременно с троими представителями неформальной силовой структуры. Правда, и сам этот человек был, что называется, тертый калач – незадолго перед тем ему пришлось провести около шести лет в любопытных местах, от которых пословица не рекомендует зарекаться никому. В общем, перед ним стояло трое крепких спортивного вида парней. У одного в руке был пистолет; двое других держали острые режущие предметы. Но они пришли лишь запугать его, поугрожать ему. У этого же человека жизнь выработала установку всегда действовать на поражение.

Он молча шагнул вперед, аккуратно снял со стола бутылку водки, разбил ее о боковую поверхность черепа первого, получившейся при этом "розочкой" снес нос и глаз другому, а оставшийся осколок воткнул в живот последнему. И все это буквально за два-три мгновения. В результате – трое беспомощных серьезно раненых людей, которые еще несколько секунд назад упивались своею силой и мнимой властью. Каждый из них по отдельности был сильнее, тренированнее, да и просто моложе своего победителя. Но у того было главное преимущество – жесткая психологическая установка.

Теперь поговорим немного об истоках искусства рукопашного боя. Когда-то давным-давно в Китай пришел человек, которого на родине, в Индии, звали Бодхидхарма, или "Закон Разума". Это был двадцать восьмой патриарх исторического буддизма, ставший первым патриархом китайского Чань или японского Дзэн. В Поднебесной его прозвали Тамо, Дарума или Бодаидарума. Этот человек изложил китайцам буддийскую доктрину и, главное, научил их сражаться голыми руками. До нас дошли слова одного из его последователей:

Сказал мудрый учитель Дарума:
"Я покидаю вас,
но знание,
принесенное мною,
останется с вами навеки -
высшая медитация дхьян,
закалившая дух ваш и тело,
и великое древнее искусство
боя голыми руками.
Дабы не были вы беззащитны
перед лицом врага ".
Так сказал учитель Дарума,
когда покидал Шаолинь.

"Высшая медитация, закалившая дух и тело", на мой взгляд, есть ни что иное, как система самовнушения, позволяющая использовать правильные установки для достижения победы. И первую из них я бы сформулировал примерно так: если не можешь победить честно, то все равно победи, то есть победи любой ценой. Уже одна лишь настройка психики на победу во что бы то ни стало значительно наращивает человеческие возможности, хотя и она не всегда эффективна, вернее, ее не всегда достаточно.

В этой книге мы рассмотрим несколько основных внутренних установок психики бойца, а главное, я попробую научить вас переводить эти установки с уровня сознания на уровень рефлексов, на уровень мгновенных реакций нервной системы.

До нас дошло еще одно высказывание неистового Дарумы. Вот оно:

"Я не учу вас приемам, -
так говорил Бодхидхарма. -
Я учу состоянию духа,
а приемы вы придумаете сами".

Возьмем знаменитые 18 положений рук, оставленных патриархом Чань монахам Шаолиня, что впоследствии были преобразованы в 72 движения, положившие начало великому множеству направлений и школ воинских искусств. По моему мнению, эти положения рук архата суть позиции для тренингов по самовнушению, а двигательные элементы, связующие их, – это лишь реализация функций самовнушения.

Эта книга – по сути первая систематическая и достаточно полная работа по всесторонней подготовке психологическими методами бойца для действий в реальных условиях. Ее автор, ведущий специалист Академии иррациональной психологии, психолог-практик и выдающийся спортсмен В.В.Шлахтер, подготовил не одну сотню высококлассных специалистов указанного профиля, с успехом действующих в различных `горячих` точках планеты. Таким образом, эффективность методик и методов, предложенных в книге, многократно подтверждена на практике. С другой стороны, эти методы четко аргументированы, чему, несомненно, способствовали многолетние научные исследования автора. Книга рассчитана как на профессионалов – бойцов силовых структур, спортсменов, инструкторов боя, – так и на широкий круг читателей, стремящихся повысить свои психофизические возможности.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

И все-таки, почему, для чего и для кого написана эта книга? Чтобы это понять, давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, суперчемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых искусств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физиономиями? Причем «правят» им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастера боя в искусственных условиях – на тотами, на ринге, на ковре – зачастую пасуют в реальных силовых конфликтах?

Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на тренировке руку условного противника, держащую деревянный ноле, оказался скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая сталь. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его психологическая подготовка оказалась недостаточной.

Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим людям – и тем, кто владеет в тон или иной степени боевыми искусствами, так лее и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или додзё, – научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти па ринг или на тотами и одолеть мастера спорта по боксу или каратэиста, по праву владеющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте, в коридоре, на улице, – в общем, в реальной обстановке, – вы будете иметь неплохие шансы на успех. Иными словами, для многих так называемых обычных людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезной, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных физических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Что же касается профессиональных бойцов, скажем, из сил быстрого развертывания или из диверсионных структур, то и они смогут найти в «Человеке-оружии» кое-что полезное для себя – в основном в том разделе книги, что посвящен обостренной интуиции. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется за эту книгу. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намеренным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.

В дальнейшем – для вашей же пользы, дорогие читатели, – автор намерен не излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое самопреобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на своих обучающих семинарах.

Наконец, автор сердечно благодарит: Игоря Олеговича Ваги-на, кандидата медицинских наук, врача-психиатра, сэмпая, за бесценные советы и острые, как бритва, насмешки, Андрея Ме-фодьевича Белоуса, психолога и гипнотизера, без которого эта книга не была бы создана, Геннадия Дмитриевича Горбунова, доктора психологических наук, научного руководителя автора, Павла Исааковича Поличенко, заслуженного мастера спорта СССР по пулевой стрельбе и заслуженного тренера, доказавшего автору, что стрелять можно еще лучше, Николая Васильевича Кудинова, мастера спорта СССР, который первым учил автора, как ломать конечности себе подобным, Марию Семенову, не только превосходного писателя, но и чудесного слушателя, Сергея Юрьевича Хольнова за дружескую помощь и участие.

Вадим Шлахтер: «Человек
Ц оружие»

Вадим Шлахтер
Человек Ц оружие

«Человек Ц оружие»: Респекс;
ISBN 5-7345-0250-2

Аннотация

Эта книга Ц по сути первая сис
тематическая и достаточно полная работа по всесторонней подготовке пс
ихологическими методами бойца для действий в реальных условиях. Ее авто
р, ведущий специалист Академии иррациональной психологии, психолог-пра
ктик и выдающийся спортсмен В.В.Шлахтер, подготовил не одну сотню высоко
классных специалистов указанного профиля, с успехом действующих в разл
ичных `горячих` точках планеты. Таким образом, эффективность методик и ме
тодов, предложенных в книге, многократно подтверждена на практике. С дру
гой стороны, эти методы четко аргументированы, чему, несомненно, способс
твовали многолетние научные исследования автора. Книга рассчитана как
на профессионалов Ц бойцов силовых структур, спортсменов, инструкторо
в боя, Ц так и на широкий круг читателей, стремящихся повысить свои психо
физические возможности.

Вадим Шлахтер
ЧеловекЦ оружие

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В этой книге автор считает необходимым изложить свои взгляды на психоло
гическую подготовку бойца к экстремальным ситуациям, а также поделитьс
я с читателем некоторой суммой знаний и практических навыков в данной об
ласти прикладной психологии. При этом автор не станет афишировать собст
венные атлетические достижения и перечислять многочисленные регалии,
собранные им на ниве спортивных единоборств. И не из ложной скромности. П
росто в отношении профессиональной психологической подготовки он счит
ает куда более важным тот немалый опыт, что накоплен им, практикующим пси
хологом, в реальных силовых конфликтах без каких-либо правил или норм, а т
акже в процессе подготовки специалистов для работы в различных силовых
структурах.
И все-таки, почему, для чего и для кого написана эта книга? Чтобы это понять
, давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, супер
чемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых иску
сств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физион
омиями? Причем «правят» им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастер
а боя в искусственных условиях Ц на тотами, на ринге, на ковре Ц зачастую
пасуют в реальных силовых конфликтах?
Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на
тренировке руку условного противника, держащую деревянный ноле, оказал
ся скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая с
таль. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его псих
ологическая подготовка оказалась недостаточной.
Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим люд
ям Ц и тем, кто владеет в тон или иной степени боевыми искусствами, так ле
е и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или до
дзё, Ц научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив
материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти па ринг или
на тотами и одолеть мастера спорта по боксу или каратэиста, по праву влад
еющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте,
в коридоре, на улице, Ц в общем, в реальной обстановке, Ц вы будете иметь
неплохие шансы на успех. Иными словами, для многих так называемых обычны
х людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезно
й, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных фи
зических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Что же касается
профессиональных бойцов, скажем, из сил быстрого развертывания или из ди
версионных структур, то и они смогут найти в «Человеке-оружии» кое-что по
лезное для себя Ц в основном в том разделе книги, что посвящен обостренн
ой интуиции. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется
за эту книгу. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намер
енным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.
В дальнейшем Ц для вашей же пользы, дорогие читатели, Ц автор намерен не
излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое
самопреобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на сво
их обучающих семинарах.
Наконец, автор сердечно благодарит: Игоря Олеговича Ваги-на, кандидата м
едицинских наук, врача-психиатра, сэмпая, за бесценные советы и острые, ка
к бритва, насмешки, Андрея Ме-фодьевича Белоуса, психолога и гипнотизера,
без которого эта книга не была бы создана, Геннадия Дмитриевича Горбунов
а, доктора психологических наук, научного руководителя автора, Павла Иса
аковича Поличенко, заслуженного мастера спорта СССР по пулевой стрельб
е и заслуженного тренера, доказавшего автору, что стрелять можно еще луч
ше, Николая Васильевича Кудинова, мастера спорта СССР, который первым уч
ил автора, как ломать конечности себе подобным, Марию Семенову, не только
превосходного писателя, но и чудесного слушателя, Сергея Юрьевича Хольн
ова за дружескую помощь и участие.

ВВЕДЕНИЕ

Условий успешного выхода из силового конфликта много. Но решающим являе
тся все-таки одно. В начале занятий с группой учеников я часто задаю следу
ющий вопрос. Представьте, что на поединок выходят двое соперников. Один
Ц сильный, тренированный, гордящийся мозолями на кулаках. Он собирается
просто по-меряться силами. Второй Ц вдвое слабее первого. Но он настроен
того убить. Как вы полагаете, кто из них победит?
Ученики задумываются, что-то прикидывают, вычисляют. А ответ прост: почти
всегда победит тот, чья психологическая установка будет более жесткой.

Мне вспоминается такой пример. Один человек был вынужден вступить в конф
ликт одновременно с троими представителями неформальной силовой струк
туры. Правда, и сам этот человек был, что называется, тертый калач Ц незад
олго перед тем ему пришлось провести около шести лет в любопытных местах
, от которых пословица не рекомендует зарекаться никому. В общем, перед ни
м стояло трое крепких спортивного вида парней. У одного в руке был пистол
ет; двое других держали острые режущие предметы. Но они пришли лишь запуг
ать его, поугрожать ему. У этого же человека жизнь выработала установку в
сегда действовать на поражение.
Он молча шагнул вперед, аккуратно снял со стола бутылку водки, разбил ее о
боковую поверхность черепа первого, получившейся при этом «розочкой» с
нес нос и глаз другому, а оставшийся осколок воткнул в живот последнему. И
все это буквально за два-три мгновения. В результате Ц трое беспомощных
серьезно раненых людей, которые еще несколько секунд назад упивались св
оею силой и мнимой властью. Каждый из них по отдельности был сильнее, трен
ированнее, да и просто моложе своего победителя. Но у того было главное пр
еимущество Ц жесткая психологическая установка.
Теперь поговорим немного об истоках искусства рукопашного боя. Когда-то
давным-давно в Китай пришел человек, которого на родине, в Индии, звали Бо
дхидхарма, или «Закон Разума». Это был двадцать восьмой патриарх историч
еского буддизма, ставший первым патриархом китайского Чань или японско
го Дзэн. В Поднебесной его прозвали Тамо, Дарума или Бодаидарума. Этот чел
овек изложил китайцам буддийскую доктрину и, главное, научил их сражатьс
я голыми руками. До нас дошли слова одного из его последователей:

Сказал мудрый учитель Дарум
а:
"Я покидаю вас,
но знание,
принесенное мною,
останется с вами навеки -
высшая медитация дхьян,
закалившая дух ваш и тело,
и великое древнее искусство
боя голыми руками.
Дабы не были вы беззащитны
перед лицом врага ".
Так сказал учитель Дарума,
когда покидал Шаолинь.

«Высшая медитация, закалившая дух и тело», на мой взгляд, есть ни что иное,
как система самовнушения, позволяющая использовать правильные установ
ки для достижения победы. И первую из них я бы сформулировал примерно так:
если не можешь победить честно, то все равно победи, то есть победи любой ц
еной. Уже одна лишь настройка психики на победу во что бы то ни стало значи
тельно наращивает человеческие возможности, хотя и она не всегда эффект
ивна, вернее, ее не всегда достаточно.
В этой книге мы рассмотрим несколько основных внутренних установок пси
хики бойца, а главное, я попробую научить вас переводить эти установки с у
ровня сознания на уровень рефлексов, на уровень мгновенных реакций нерв
ной системы.
До нас дошло еще одно высказывание неистового Дарумы. Вот оно:

"Я не учу вас приемам, -
так говорил Бодхидхарма. -
Я учу состоянию духа,
а приемы вы придумаете сами".

Возьмем знаменитые 18 положений рук, оставленных патриархом Чань монахам
Шаолиня, что впоследствии были преобразованы в 72 движения, положившие на
чало великому множеству направлений и школ воинских искусств. По моему м
нению, эти положения рук архата суть позиции для тренингов по самовнушен
ию, а двигательные элементы, связующие их, Ц это лишь реализация функций
самовнушения.
Нечто подобное тому, что я пытаюсь передать в этой книге, уже излагал в сво
их трудах величайший мастер боевых искусств двадцатого столетия Брюс Л
и. Но, при всем моем преклонении перед этим знаменитым бойцом и учителем, м
не приходится все-таки отметить, что он не был психологом, и все его прием
ы обучения опирались на традиционные восточные принципы, во многом чужд
ые западному уму.
Мой комплексный метод подготовки бойца, изложенный в этой книге, в чем-то
также перекликается с Универсальной боевой системой (сокращенно Ц Уни
бос), разработанной Андреем Медведевым. Некоторые сходные черты можно об
наружить и в системе Тараса, которая, кажется, тоже называется «Боевая ма
шина». Немало общего с тем, что я предлагаю, Ц в частности, в искусстве ата
ки, Ц можно найти и в славяно-горецкой борьбе, воссозданной Алексеем Кон
стантиновичем Беловым. Несомненно, все эти мастера немало сделали для фо
рмирования современной универсальной системы боевого искусства Ц отн
осительно легкой в усвоении, высокоэффективной и чрезвычайно жесткой. И
все-таки, не будучи профессиональными психологами, они упустили много в
ажных, на мой взгляд, аспектов.
То, что я предлагаю читателю в своей книге, принципиально отличается от в
сех перечисленных методов подготовки бойца. В других школах, по традиции
, начинают работу с двигательных рефлексов и, отталкиваясь от последних,
переходят к сознанию и разуму. Я, напротив, начинаю с осознания психологи
ческих установок, чтобы затем вывести их на подсознательный уровень и пе
ревести в плоскость двигательных рефлексов.
Как-то раз одному молодому участнику состязаний по каратэ выпал жребий
встретиться на тотами с противником, значительно превосходящим его ква
лификацией, опытом и силой. Пользуясь случаем, я провел небольшой психол
огический эксперимент. Напустив побольше туману, я доверительно сообщи
л молодому человеку, что храню таинственное жуткое средство, удесятеряю
щее человеческие силы, которое не уловит ни один допинг-контроль. Это сна
добье, якобы, было передано мне одним из лам Ташилун-по. Перед поединком я
тщательно отмерил ему пять капель чайной заварки из специально подобра
нного флакона причудливой формы. Юноша выпил снадобье и сказал:
Ц Я что-то ничего не чувствую.
Ц Подожди, Ц ответил я. Ц Сядь, закрой глаза и посиди так пару минут.
Он послушался меня, и уже через минуту я заметил некоторое изменение в ег
о внешности. У юноши чуть приподнялись скулы, лицо заострилось, стало жес
тче. Еще через минуту он открыл глаза, встал и спокойным ровным голосом, со
всем не похожим на тот, каким он объяснялся со мною еще недавно, произнес:

Ц Ну, все. Я готов.
Вскоре объявили его выход, и началось настоящее чудо. Его маститый проти
вник летал по тотами, как мячик, и молодой кара-тэист одержал яркую убедит
ельную победу. После схватки он подошел ко мне и сказал:
Ц Вот это средство! Вот это сила! У тебя есть еще?
И тут я допустил ошибку, непростительную для психолога. Вместо того, чтоб
ы поить его этим «таинственным эликсиром» и впредь перед каждым выступл
ением, я засмеялся и сказал:
Ц То, что ты выпил, Ц всего лишь чайная заварка. Ты просто поверил в свои
силы.
К сожалению, этим был сведен к нулю весь эффект внушения. В последующих вы
ступлениях этот каратэист ни разу не добился сколько-нибудь значительн
ых результатов.
Если человек поверил в свои возможности, в свои силы, или же, как в приведе
нном выше случае, если кто-то сумел заставить его в них поверить, то этим в
озможностям воистину не будет предела, вернее, предел будет определен ве
рой человека. Это Ц непреложная истина.
При подготовке к экстремальным ситуациям я в свое время давал ученикам т
ехнику хождения по горячим углям. Однажды на занятиях двадцать человек о
дин за другим проходили босиком по десятиметровой дорожке из раскаленн
ых углей. Они шли с отрешенными лицами Ц каждый с внутренней верой, убежд
енностью, что он Ц сверхчеловек, заговоренный, которому не страшно ничт
о. Девятнадцать человек прошли этот путь, не дрогнув. Но двадцатый где-то
посреди него случайно опустил глаза и увидел багровые пышущие жаром угл
и. В тот же миг на его лице отразился страх; он с криком повалился на бок и вы
катился из зоны огня. Страх, только страх и неверие в себя привели этого че
ловека к травме. Вспомнив слова из Евангелия, я подошел к нему, взял за рук
у и спросил: «Маловер, зачем ты усомнился?»
Итак, основа всего Ц вера. Запомните один из важнейших принципов самоко
дирования, направленного на повышение своих пси-хо-физических возможно
стей. Чтобы это работало, надо верить. Я нашел эти слова в одном из фильмов
ужасов. Там есть такая сцена. Человек видит перед собою вампира и, припомн
ив, что нечисть, вроде бы, боится креста, срывает со стены распятие. Но вамп
ир преспокойно забирает крест у него из рук со словами: «Чтобы это работа
ло, нужно верить». Что поделаешь! Эти слова, хотя и сказаны нечистью, но спр
аведливы, справедливы всегда, везде и во всем.
Мы Ц то, что о себе думаем. Если вы в глубине души ощущаете себя слабым, бес
помощным, жалким существом, то, какой бы мощью ни обладали ваши мускулы, вс
е равно в битве вы Ц ничто. Но, как только вы научились верить в то, что вы
Ц настоящий герой, способный справиться с любыми трудностями, так это у
беждение становится явью Ц и для вас самого, и для окружающего мира.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Вадим Шлахтер
Человек-оружие

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

И все-таки, почему, для чего и для кого написана эта книга? Чтобы это понять, давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, суперчемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых искусств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физиономиями? Причем «правят» им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастера боя в искусственных условиях – на тотами, на ринге, на ковре – зачастую пасуют в реальных силовых конфликтах?

Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на тренировке руку условного противника, держащую деревянный ноле, оказался скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая сталь. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его психологическая подготовка оказалась недостаточной.

Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим людям – и тем, кто владеет в тон или иной степени боевыми искусствами, так лее и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или додзё, – научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти па ринг или на тотами и одолеть мастера спорта по боксу или каратэиста, по праву владеющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте, в коридоре, на улице, – в общем, в реальной обстановке, – вы будете иметь неплохие шансы на успех. Иными словами, для многих так называемых обычных людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезной, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных физических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Что же касается профессиональных бойцов, скажем, из сил быстрого развертывания или из диверсионных структур, то и они смогут найти в «Человеке-оружии» кое-что полезное для себя – в основном в том разделе книги, что посвящен обостренной интуиции. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется за эту книгу. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намеренным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.

В дальнейшем – для вашей же пользы, дорогие читатели, – автор намерен не излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое самопреобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на своих обучающих семинарах.

Наконец, автор сердечно благодарит: Игоря Олеговича Ваги-на, кандидата медицинских наук, врача-психиатра, сэмпая, за бесценные советы и острые, как бритва, насмешки, Андрея Ме-фодьевича Белоуса, психолога и гипнотизера, без которого эта книга не была бы создана, Геннадия Дмитриевича Горбунова, доктора психологических наук, научного руководителя автора, Павла Исааковича Поличенко, заслуженного мастера спорта СССР по пулевой стрельбе и заслуженного тренера, доказавшего автору, что стрелять можно еще лучше, Николая Васильевича Кудинова, мастера спорта СССР, который первым учил автора, как ломать конечности себе подобным, Марию Семенову, не только превосходного писателя, но и чудесного слушателя, Сергея Юрьевича Хольнова за дружескую помощь и участие.

ВВЕДЕНИЕ

Условий успешного выхода из силового конфликта много. Но решающим является все-таки одно. В начале занятий с группой учеников я часто задаю следующий вопрос. Представьте, что на поединок выходят двое соперников. Один – сильный, тренированный, гордящийся мозолями на кулаках. Он собирается просто по-меряться силами. Второй – вдвое слабее первого. Но он настроен того убить. Как вы полагаете, кто из них победит?

Ученики задумываются, что-то прикидывают, вычисляют. А ответ прост: почти всегда победит тот, чья психологическая установка будет более жесткой.

Мне вспоминается такой пример. Один человек был вынужден вступить в конфликт одновременно с троими представителями неформальной силовой структуры. Правда, и сам этот человек был, что называется, тертый калач – незадолго перед тем ему пришлось провести около шести лет в любопытных местах, от которых пословица не рекомендует зарекаться никому. В общем, перед ним стояло трое крепких спортивного вида парней. У одного в руке был пистолет; двое других держали острые режущие предметы. Но они пришли лишь запугать его, поугрожать ему. У этого же человека жизнь выработала установку всегда действовать на поражение.

Он молча шагнул вперед, аккуратно снял со стола бутылку водки, разбил ее о боковую поверхность черепа первого, получившейся при этом «розочкой» снес нос и глаз другому, а оставшийся осколок воткнул в живот последнему. И все это буквально за два-три мгновения. В результате – трое беспомощных серьезно раненых людей, которые еще несколько секунд назад упивались своею силой и мнимой властью. Каждый из них по отдельности был сильнее, тренированнее, да и просто моложе своего победителя. Но у того было главное преимущество – жесткая психологическая установка.

Теперь поговорим немного об истоках искусства рукопашного боя. Когда-то давным-давно в Китай пришел человек, которого на родине, в Индии, звали Бодхидхарма, или «Закон Разума». Это был двадцать восьмой патриарх исторического буддизма, ставший первым патриархом китайского Чань или японского Дзэн. В Поднебесной его прозвали Тамо, Дарума или Бодаидарума. Этот человек изложил китайцам буддийскую доктрину и, главное, научил их сражаться голыми руками. До нас дошли слова одного из его последователей:


Сказал мудрый учитель Дарума:
"Я покидаю вас,
но знание,
принесенное мною,
останется с вами навеки -
высшая медитация дхьян,
закалившая дух ваш и тело,
и великое древнее искусство
боя голыми руками.
Дабы не были вы беззащитны
перед лицом врага ".
Так сказал учитель Дарума,
когда покидал Шаолинь.

«Высшая медитация, закалившая дух и тело», на мой взгляд, есть ни что иное, как система самовнушения, позволяющая использовать правильные установки для достижения победы. И первую из них я бы сформулировал примерно так: если не можешь победить честно, то все равно победи, то есть победи любой ценой. Уже одна лишь настройка психики на победу во что бы то ни стало значительно наращивает человеческие возможности, хотя и она не всегда эффективна, вернее, ее не всегда достаточно.

В этой книге мы рассмотрим несколько основных внутренних установок психики бойца, а главное, я попробую научить вас переводить эти установки с уровня сознания на уровень рефлексов, на уровень мгновенных реакций нервной системы.

До нас дошло еще одно высказывание неистового Дарумы. Вот оно:


"Я не учу вас приемам, -
так говорил Бодхидхарма. -
Я учу состоянию духа,
а приемы вы придумаете сами".

Возьмем знаменитые 18 положений рук, оставленных патриархом Чань монахам Шаолиня, что впоследствии были преобразованы в 72 движения, положившие начало великому множеству направлений и школ воинских искусств. По моему мнению, эти положения рук архата суть позиции для тренингов по самовнушению, а двигательные элементы, связующие их, – это лишь реализация функций самовнушения.

Нечто подобное тому, что я пытаюсь передать в этой книге, уже излагал в своих трудах величайший мастер боевых искусств двадцатого столетия Брюс Ли. Но, при всем моем преклонении перед этим знаменитым бойцом и учителем, мне приходится все-таки отметить, что он не был психологом, и все его приемы обучения опирались на традиционные восточные принципы, во многом чуждые западному уму.

Мой комплексный метод подготовки бойца, изложенный в этой книге, в чем-то также перекликается с Универсальной боевой системой (сокращенно – Унибос), разработанной Андреем Медведевым. Некоторые сходные черты можно обнаружить и в системе Тараса, которая, кажется, тоже называется «Боевая машина». Немало общего с тем, что я предлагаю, – в частности, в искусстве атаки, – можно найти и в славяно-горецкой борьбе, воссозданной Алексеем Константиновичем Беловым. Несомненно, все эти мастера немало сделали для формирования современной универсальной системы боевого искусства – относительно легкой в усвоении, высокоэффективной и чрезвычайно жесткой. И все-таки, не будучи профессиональными психологами, они упустили много важных, на мой взгляд, аспектов.

То, что я предлагаю читателю в своей книге, принципиально отличается от всех перечисленных методов подготовки бойца. В других школах, по традиции, начинают работу с двигательных рефлексов и, отталкиваясь от последних, переходят к сознанию и разуму. Я, напротив, начинаю с осознания психологических установок, чтобы затем вывести их на подсознательный уровень и перевести в плоскость двигательных рефлексов.

Как-то раз одному молодому участнику состязаний по каратэ выпал жребий встретиться на тотами с противником, значительно превосходящим его квалификацией, опытом и силой. Пользуясь случаем, я провел небольшой психологический эксперимент. Напустив побольше туману, я доверительно сообщил молодому человеку, что храню таинственное жуткое средство, удесятеряющее человеческие силы, которое не уловит ни один допинг-контроль. Это снадобье, якобы, было передано мне одним из лам Ташилун-по. Перед поединком я тщательно отмерил ему пять капель чайной заварки из специально подобранного флакона причудливой формы. Юноша выпил снадобье и сказал:

– Я что-то ничего не чувствую.

– Подожди, – ответил я. – Сядь, закрой глаза и посиди так пару минут.

Он послушался меня, и уже через минуту я заметил некоторое изменение в его внешности. У юноши чуть приподнялись скулы, лицо заострилось, стало жестче. Еще через минуту он открыл глаза, встал и спокойным ровным голосом, совсем не похожим на тот, каким он объяснялся со мною еще недавно, произнес:

– Ну, все. Я готов.

Вскоре объявили его выход, и началось настоящее чудо. Его маститый противник летал по тотами, как мячик, и молодой кара-тэист одержал яркую убедительную победу. После схватки он подошел ко мне и сказал:

– Вот это средство! Вот это сила! У тебя есть еще?

И тут я допустил ошибку, непростительную для психолога. Вместо того, чтобы поить его этим «таинственным эликсиром» и впредь перед каждым выступлением, я засмеялся и сказал:

– То, что ты выпил, – всего лишь чайная заварка. Ты просто поверил в свои силы.

К сожалению, этим был сведен к нулю весь эффект внушения. В последующих выступлениях этот каратэист ни разу не добился сколько-нибудь значительных результатов.

Если человек поверил в свои возможности, в свои силы, или же, как в приведенном выше случае, если кто-то сумел заставить его в них поверить, то этим возможностям воистину не будет предела, вернее, предел будет определен верой человека. Это – непреложная истина.

При подготовке к экстремальным ситуациям я в свое время давал ученикам технику хождения по горячим углям. Однажды на занятиях двадцать человек один за другим проходили босиком по десятиметровой дорожке из раскаленных углей. Они шли с отрешенными лицами – каждый с внутренней верой, убежденностью, что он – сверхчеловек, заговоренный, которому не страшно ничто. Девятнадцать человек прошли этот путь, не дрогнув. Но двадцатый где-то посреди него случайно опустил глаза и увидел багровые пышущие жаром угли. В тот же миг на его лице отразился страх; он с криком повалился на бок и выкатился из зоны огня. Страх, только страх и неверие в себя привели этого человека к травме. Вспомнив слова из Евангелия, я подошел к нему, взял за руку и спросил: «Маловер, зачем ты усомнился?»

Итак, основа всего – вера. Запомните один из важнейших принципов самокодирования, направленного на повышение своих пси-хо-физических возможностей. Чтобы это работало, надо верить. Я нашел эти слова в одном из фильмов ужасов. Там есть такая сцена. Человек видит перед собою вампира и, припомнив, что нечисть, вроде бы, боится креста, срывает со стены распятие. Но вампир преспокойно забирает крест у него из рук со словами: «Чтобы это работало, нужно верить». Что поделаешь! Эти слова, хотя и сказаны нечистью, но справедливы, справедливы всегда, везде и во всем.

Мы – то, что о себе думаем. Если вы в глубине души ощущаете себя слабым, беспомощным, жалким существом, то, какой бы мощью ни обладали ваши мускулы, все равно в битве вы – ничто. Но, как только вы научились верить в то, что вы – настоящий герой, способный справиться с любыми трудностями, так это убеждение становится явью – и для вас самого, и для окружающего мира.

Итак, главное – внутренняя вера. Правда, и ее можно толковать по-разному. Вот забавный пример. Как известно, над дверью лаборатории великого Нильса Бора была прибита подкова. Ктогто из журналистов спросил его:

– Как же так?! Вы – физик, образованный человек… Неужели вы верите, что подкова приносит счастье?

– Нет, – покачал головою Бор, – конечно, не верю. Но подкова-то приносит счастье независимо от того, верю я в это или нет.

Точно так же обстоит дело и с техниками, которые я предлагаю вашему вниманию. Они работают, работают совершенно независимо от того, верите вы мне или нет. Верить нужно только в себя.

Каждый человек (как, впрочем, и вообще всякое живое существо) наделен инстинктом самосохранения. Только у человека, помимо этого благодатного инстинкта, имеется еще нечто такое, что стремится дублировать его функции. Это – страх. Страх не следует путать с инстинктом самосохранения. По сути, эти психологические явления диаметрально противоположны, хотя и имеют некоторое внешнее сходство.

Допустим, вы оказались в экстремальной ситуации. Что внушает вам инстинкт самосохранения? – Рвануться вперед и сокрушить преграду. А что диктует вам страх? – Сжаться в комок, закрыть глаза, застыть на месте – то есть покориться.

Человек развил в себе ум, разум, ставший для него одновременно и благословением, и проклятием. Несомненно, разум дает человеку силу, но одновременно и ослабляет его. Умение эффективно действовать в бою всегда является производной функцией от способности отключить свой разум. Повторяю, разум – это одновременно и двигатель и тормоз в развитии человека. Причем тормоз – в значительно большей степени, нежели двигатель. Дело в том, что страх – это порождение разума. Инстинкт же самосохранения – порождение тела.

В иррациональной психологии есть такое понятие «мышление туловищем», или мышление на уровне рефлексов, которое предполагает выключение разума и, как следствие, отсутствие страха. Об этом подробнее мы побеседуем в главе, которая называется «Постановка боевых рефлексов тела».

Запомните: никогда и никого страх не делает сильнее – он только ослабляет человека.

Существует много специальных форм тренинга именно для того, чтобы побороть в себе страх. Некоторые из них в виде формул самовнушения и аутотренинга будут предложены вашему вниманию в этой книге.

Дорогие читатели, умение победить в себе страх является одним из наиболее важных. Непонятно, каким образом разуму человека удалось установить тотальную власть над его действительно «мудрым» телом.

Для примера давайте разберемся: почему человек тонет? – Да потому, что он боится утонуть, и этот страх заставляет его как можно выше задирать из воды голову. В результате происходит неоправданный расход сил. Человек слабеет и не может противостоять стихии. Думаю, что профессиональные спасатели на воде в этом со мной согласятся.

Почему пешеходы гибнут на дорогах? Чаще всего человек успел бы еще выскочить из-под колес, если бы не страх, парализовавший его. Именно страх заставил беднягу либо застыть на месте, либо бессмысленно задергаться вперед и назад. В результате он пострадал.

Почему в уже приведенном мною примере великолепный самбист пропустил удар ножа, столкнувшись в реальном конфликте с противником, уступавшим ему во всем? Ведь этот самбист столь уверенно действовал на тренировках против серьезных соперников… Парня подвел страх, ослабивший его тело.

Инстинкт самосохранения – нечто совсем иное. Вам предстоит научиться его в себе пробуждать и культивировать. А это – важнейшее умение бойца. Чтобы обрести его, нужно пробиться сквозь пелену умственных наслоений к своему первозданному животному сознанию, которое одновременно является сверхчеловеческим.

Теперь я вкратце изложу одну простую социальную схему, точнее, схему социальной психологии, как я ее понимаю. Любое общество – рабовладельческое, демократическое, тоталитарное -можно условно уподобить отаре овец. Отару же составляют (или сопровождают) четыре категории существ. Во-первых, овцы. Их стригут, пасут, режут, перегоняют с лужка на лужок. Во-вторых, пастухи, которые решают, куда погнать стадо – в горы, на заливные луга, или же – к демократии, к коммунизму… В-третьих, сторожевые собаки, которые, следуя воле пастухов, непосредственно управляются с овечками и, в то же время, охраняют стадо. От кого? – От четвертой категории, от волков. С последними сторожевые собаки часто грызутся, но еще чаще мирно сосуществуют. Таков в общих чертах основной принцип построения любого общества.

Подумайте: к какой категории относите вы себя. К овцам? – Тогда закройте эту книгу и уберите ее куда-нибудь подальше. К пастухам? Если так, то вам стоит ее внимательно прочесть, хотя бы для того, чтобы уяснить для себя, какими возможностями будет обладать тот, кто решит не оставаться больше овцой. К сторожевым собакам? Что ж, вам пригодится «Человек-оружие».

Чтобы выполнить любое неординарное действие, человек должен преодолеть множество барьеров. Первый из них – это барьер страха. О нем мы уже подробно говорили. Кстати, преодолеть его легче прочих. Второй барьер – догмы и комплексы.

Любой человек изначально намеренно «закомплексован»; он постоянно сам перед собою воздвигает барьеры – психологические, физические, эмоциональные, психо-эмоциональные. Умение преодолевать их является важнейшим, ибо только с его помощью высвобождаются внутренние силы человека. Эти силы незримо присутствуют в каждом из нас, лишь изредка проявляя себя в экстремальных ситуациях. Вы не можете раскрепостить полностью мышление своего тела, пока над вами довлеют заповеди, законы, нормы. Как только вы сумеете отринуть их, вы сразу же ощутите свободу. Нет незыблемых этических принципов «хорошо-плохо». Чтобы овладеть системой «Боевая машина», необходимо понять, что все введенные в вас прежде установки и принципы лишены для вас какого-либо смысла. Любой общественный свод законов – от уголовного кодекса до норм поведения в гостях – основан на изначальных заповедях. Важнейшая из них – «не убий». Хорошая заповедь? – Согласен, неплохая. Но кто ее придумал и для чего? – Логично предположить, что она установлена пастухами для овец, чтобы не сокращалось их поголовье.

Многие тысячелетия у разных племен и народов существовал обычай кровной мести – впрочем, его рудименты несложно отыскать и в нашей жизни. Теперь допустим – господин А убивает господина Б. А у того есть брат и сват, а у свата – сын и так далее. Господин же А тоже родственниками не обделен. В общем, пошла резня до двенадцатого колена. Нужно это пастухам? – Ни в коем случае. А потому они говорят овцам: «Не убий!»

Вот еще одна заповедь – «не укради». Хорошая? – Вполне. Тем более что в старые добрые времена правоохранительные органы со своей работой хронически не справлялись. Зато существовал обычай, согласно которому человек, поймавший вора, имел право

Изначально нет в этом мире ни добра, ни зла. Представьте, вы поймали в прорезь прицела голову человека и спустили курок. Что же вы совершили: добро или зло? С одной стороны, вроде бы как и зло – ведь человек лишился жизни. С другой, – возможно, этот человек готовился «наворотить» столько зла, что ваше действие, не допустившее этого, человечество может рассматривать как великое благодеяние.

Теперь допустим, что вы с риском для жизни вытащили из воды человека. Добро вы сотворили? Может, и так, а возможно – мир еще содрогнется от деяний того, кому суждено было бы утонуть, не вмешайся вы в это дело.

Нет ни добра, ни зла. Возьмем к примеру двух снайперов, работающих в одной горячей точке. Оба они каждый день нажимают на спусковой крючок, ловя в перекрестье прицела людей с немного другим цветом кожи, формой носа и разрезом глаз. Первый переживает, страдает, мается. Он сознает, что убивает людей. И потому ему плохо, невыносимо тяжело. У него сдают нервы; он не может нормально есть и спать. Что ж, в конце концов он допустит какую либо ошибку. И для него – снайпера – первая же ошибка окажется и последней. Иначе говоря, его настигнет воздаяние. «Такова его карма», – сказали бы о нем последователи восточных учений.

Другой снайпер в той же горячей точке каждый день делает то же самое. Но при этом для него нет людей, которых он уничтожает. Этот снайпер просто выполняет свою работу, если он кон-трактник, или же свой долг, если он офицер. Он с аппетитом ест, нормально спит – в общем, не испытывает никакого дискомфорта. Постигнет ли его воздаяние? – Скорее всего, нет. Вспомним «Бха-гаватгиту» – не в сумасшедшем кришнаитском издании, но в переводе профессора Семенцова. Есть там одно место, где Кришна, настраивая Арджуну на битву, произносит такие слова: «Уравняв с поражением победу, сражайся, Бхарата». «Уравняв с поражением победу» – что это значит?

В какой-то момент действий вами должно овладеть полное безразличие, безразличие к результату. Только тогда ваши действия станут по-настоящему эффективны – эффективны тотально, абсолютно, на все сто процентов.

Тот, кому доводилось выступать на тотами, на ринге или на борцовском ковре, наверное, согласится со мною: наиболее впечатляющие результаты достигаются не тогда, когда вы заранее взвешиваете шансы – свои и соперника – и очень хотите победить. Но бывает так, что победа заранее кажется невозможной. Вы махнули рукой и решили: «Будь, что будет, я пошел…» И неожиданно для себя самого блестяще выиграли схватку. В тот момент, когда вы наполняетесь внутренним безразличием, когда вы отторгаете все побудительные причины, все связи, все корреляции, все формы мышления, вами овладевает лишь одно – бой.

Как-то раз ко мне обратился руководитель некоей неформальной силовой структуры с просьбой подготовить группу своих сотрудников для успешного разрешения конфликта с другой силовой структурой. Причем силы оппонента настолько превосходили возможности моего клиента, что победа последнего казалась просто невозможной. Прежде всего, я дал бойцам песню. Они слушали ее много часов, а я, на пороге слышимости, проводил одновременно мягкое гипносуггестивное внушение.


Призрачно все в этом мире бушующем.
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется «жизнь»…

Звучала песня, а я внушал людям на пороге слышимости: «Жизнь – это мгновение. Если вам придется сейчас умирать, вся ваша жизнь пронесется перед вами за считанные мгновения. Это значит, что вы и не жили на свете. Мгновение назад вы родились, а еще через мгновение уже уйдете из этой жизни. И не важно: отодвинется ли это мгновение на несколько секунд, или же на десятки лет. Жизнь – это лишь миг». К концу сеанса люди хором пели:

Чем дорожу, чем рискую на свете я?

Мигом одним, только мигом одним.

Все это помогло им уверовать: они ничем не рискуют в этой жизни, ибо, даже потеряв ее, они не теряют ничего. Когда же после многочасового сеанса и короткого сна без сновидений они вышли на свою рискованную встречу, их противники ощутили почти что суеверный ужас. Пустые глаза, расслабленные мышцы, способные мгновенно напрячься, отрешенные лица, выражающие лишь внутреннюю готовность умереть – здесь, сейчас, в эту самую секунду… И чрезвычайно жесткие в иных случаях «силовики» отступили, просто отказались от своих претензий.

Что же я сделал? Правильно подобрал форму тренинга, и провел его. Повторяю: под звуки соответствующей моей задаче песни я провел мягкое – на пороге слышимости – суггестивное внушение о бренности и преходящести жизни, о том, что каждый ее миг может стать последним. И потому нет смысла оттягивать свой уход из этого мира. Мои подопечные в это уверовали. А научившись в это верить, они обрели внутренний покой, релаксацию и, одновременно, динамизм, готовность к мгновенным действиям, адекватным обстановке.

Существует очень старая притча о трех великих бойцах. Когда-то давным давно в Срединной Империи – так в ту пору называли Китай – собрались на турнир со всего света самые лучшие, самые могучие бойцы. Судил состязания великий китайский мудрец. Наконец, после многих тысяч боев он выбрал троих самых великих воинов и попросил каждого из них рассказать, как тот тренируется. Первым поднялся огромный свирепого вида боец и сказал:

– Каждое утро на восходе солнца я ломаю деревья, камни, доски – все, что попадается мне на пути. Вокруг моего жилища на день пути все обращено в прах, в пустыню.

– Прекрасно, – сказал мудрец. – А как тренируешься ты? – спросил он другого бойца.

Поднялся высокий худощавый человек, более похожий на монаха или аскета.

– Каждое утро на восходе, – сказал он, – я предаюсь медитации. Я беру свое тело под контроль разума и воли и заставляю его быть легким и быстрым, как мысль.

– Прекрасно, – сказал мудрец. – А как тренируешься ты? – спросил он третьего воина.

Поднялся самый обычный ничем не примечательный внешне человек. Если бы он еще совсем недавно не выиграл тысячу поединков, никто бы и не подумал, что это – воин, да еще великий.

– А я вообще не тренируюсь, – сказал третий. – Просто я стараюсь присутствовать во всем, что делаю.

Итак, эффект присутствия, эффект пребывания человека в том, что он делает – еще одна важнейшая составляющая любой психологической подготовки, в том числе и подготовки бойца. Как толь-

16ко у человека появляется страх, – а это неизбежно происходит, когда им овладевает разум, – он перестает присутствовать в том, что делает. Его сознание как бы раздваивается. Вот с этим-то дроблением сознания и необходимо бороться.

Когда я поведал эту притчу на одном из обучающих семинаров по программе «Боевая машина», один из слушателей поднялся, поклонился мне и вышел из зала. Больше я его не видел на своих занятиях. Спустя некоторое время я случайно встретил этого парня на улице, спросил, почему он так поступил, и услышал в ответ:

– Мастер, в тот момент я понял все, чего мне не хватало, чтобы стать великим воином.

– А теперь ты им стал? – спросил я.

Несостоявшийся мой ученик улыбнулся, шагнул к овощному лотку, возле которого мы остановились, подобрал с него сырую картофелину и сжал ее голой рукой. Грязноватая жижа просочилась меж его пальцев и потекла по руке.

Этот юноша уяснил для себя механизм присутствия и научился вводить его в свое тело. Больше ему никогда, ни у кого и ничему учиться не нужно.

Закончить это введение мне хотелось бы древним гимном, по преданию преподанным Бодхидхармой шаолиньским монахам.


У меня нет Родины;
Земля и небо стали моей Родиной.
У меня нет крепости;
Неколебимый дух – моя крепость.
У меня нет оружия;
Направленная воля – мое оружие.
У меня нет учения;
Истинный путь – мое учение.
У меня нет закона;
Справедливость стала моим законом.
У меня нет учителя;
Жизнь – мой учитель.
У меня нет властелина;
Путь – мой властелин.
У меня нет магии;
Внутренняя сила – моя магия.
Я обретаю себя, только себя потеряв.
Я умер, чтобы родиться вновь,
Вновь родиться другим -
Таким, каким я хочу себя видеть ".

О чем говорит отказ от учителя, от властелина, от любой другой привязанности в этом мире? – Прежде всего, о том, что над вами не должен довлеть ничей авторитет, ничья власть, ничье влияние. Возьмем любого человека, с которым вы сталкиваетесь в жизни. Каким бы могучим ни был его интеллект, какой бы колоссальной физической силой и ловкостью он ни обладал, какое бы положение в обществе ни занимал, вы должны помнить, что для вас он – никто и ничто. Ничей авторитет довлеть на вас не может; вы свободны действовать и мыслить, как вам заблагорассудится.

Так уж случилось, что боевые искусства в течение веков и тысячелетий развивались на Востоке. Казалось бы, логично предположить, что именно там должны рождаться наиболее могучие бойцы. Как бы не так! Почему-то на международных состязаниях по дзюдо, по каратэ, по рукопашному бою без правил побеждают обычно американцы, немцы и наши с вами соотечественники.

Где же они – великие восточные мастера боя, якобы, умеющие творить чудеса?

Бытует легенда: дескать, эти корифеи избегают публичных выступлений, считая ниже своего достоинства состязаться с европейскими недоучками. И правильно делают. Иначе последние мигом «настучат» мастерам по голове, и никто уже не будет почитать их таковыми.

В чем же изъян восточных боевых школ? – В том, что они буквально пропитаны авторитарным духом. Кого можно воспитать бесконечными поклонами сэнсею, сэмпаю, жене и брату того и другого, а также портрету учителя и портрету его учителя? Можно ли так вырастить непобедимого воина, для которого не существует и самой возможности поражения, даже от выдающегося противника? – Никоим образом.

Возьмите для сравнения западный культ силы, в центре которого всегда – герой-одиночка. В далекие века он звался сэром Ланселотом или Роланлом; сегодня его зовут Рэмбо или Бонд. Но характер этого лихого парня нисколько не изменился. Прискакал, вломился, влетел, порубил головы всем драконам или перестрелял мерзкую банду – в общем, жестоко покарал злодеев. Всегда один, не прибегая ни к чьей помощи, не признавая никаких авторитетов… В крайнем случае лишь снисходительно прислушиваясь к советам чудака-друга или престарелого мудреца. Такова концепция героя на Западе.