Человек который воспринимает все на свой счет. Искусство не принимать все на свой счет

Отказ от чтения чужих мыслей означает прямое и честное высказывание собственных мыслей. Если вам нужна информация, запросите ее. Если вы что-нибудь хотите, попросите прямо. Никаких намеков, шифров, жестов. Только ясный и четкий язык.

Мари говорит: «Я считаю, что курить неприлично. Неужели тип за соседним столиком не понимает, что курение раздражает окружающих?» - что означает: «Разве он не понимает, что курение раздражает меня?» Ответ таков: «Да, господин не понимает!»

Мари могла бы обратиться к курящему мужчине: «Извините, пожалуйста, за беспокойство, но меня очень раздражает табачный дым. Не могли бы вы покурить на улице?» Вышеупомянутый господин либо вежливо затушит сигарету, либо заявит, что он будет курить там, где ему вздумается, а если ей не нравится, то она может убираться отсюда. Очевидно, что высказанная просьба не гарантирует Мари исполнения ее желания. Но только произнесенные вслух слова дают шанс получить желаемый результат. Молчаливая просьба гарантирует лишь то, что Мари будет вынуждена вдыхать дым сигареты.

Высказывание своих мыслей не значит, что вы ведете себя грубо, резко, нахраписто, что вы слишком требовательны или Прагматичны, что вы не способны ни с кем договориться или Кого-то в чем-то обвиняете. Вы просто произносите вслух:

♦ «Мне было бы приятно, если бы ты подарил мне цветы».

♦ «Дорогой, помоги мне донести сумки».

♦ «Мистер Смит, я бы хотел, чтобы вы, если есть такая возможность, позволили мне поработать над проектом».

♦ «Миссис Джонс, я слышал, что в вашей фирме есть вакантное место. Не могу ли я прийти, чтобы поговорить с вами на эту тему?»

♦ «Дорогая, не могла бы ты сказать заранее, что у нас будет на ужин, чтобы я не брал то же самое блюдо на обед?»

♦ «Сегодня у меня был очень тяжелый день, мне так хочется твоего сочувствия».

Чтение собственных мыслей

Принимая любое жизненно важное решение, необходимо учитывать преимущества и недостатки различных видов поведения. Если вы чувствуете себя уверенно, надеетесь только на свои инстинкты, не высказываете свои мысли и не стремитесь выяснить истинные помыслы окружающих, вам следует быть готовым к последствиям неизбежных ошибок. Если вы любите сюрпризы и не говорите прямо, что бы вы хотели получить в подарок, - ну что ж, прекрасно! Но если вы обижаетесь из-за того, что сюрприз оказывается несколько не таким, каким вы его представляли, значит, сама непредсказуемость подарка была для вас не столь уж важна. А поэтому помните: важнее всего разобраться, чего же вы все-таки хотите.

Глава 4

Склонность все относить на свой счет

Однажды кто-то отметил такую закономерность. Если спросить мужчину: «Где ты взял бифштекс?» - он непременно ответит: «В магазине». Если задать такой же вопрос женщине, она обязательно ответит: «А что? Он невкусный?» Женщина, скорее всего, воспримет совершенно невинный вопрос как скрытый намек на ее хозяйственные или кулинарные способности, так как по традиции готовка и закупка продуктов - чисто женские обязанности.

Можно сделать вывод, что склонность все принимать на свой счет присуща в основном женщинам. Однако это не так. Подобно всем описанным в нашей книге ошибкам, склонность все принимать на свой счет равно присуща представителям обоих полов. Мужчина, сохраняющий полную объективность, когда речь идет о бифштексе, теряет способность мыслить логично, если под сомнение ставятся возможности его любимой Футбольной команды. Существующий стереотип истинно мужского поведения требует полного помешательства на спортивной почве («Оскорбляя «Зенит», ты обижаешь меня лично! Пойдем выйдем, и попробуй повторить то, что ты тут сказал!»). Склонность все принимать на свой счет означает истолкование всех замечаний, вопросов и поведения окружающих как нападки на ваше человеческое достоинство, на ваши взгляды, на ваши способности или на вашу сферу деятельности. В отношении данной склонности, как и в отношении других ошибок Мышления, можно сказать, что в сбалансированных и разумных пределах она полезна и нормальна, но, выходя за рамки нормы, порождает трудности и страдания.

Если на улице вы проходите мимо двух незнакомцев и один из них смеется, возможны два варианта вашей реакции:

1) вы принимаете смех на свой счет, то есть вы предполагаете , что один из незнакомцев сказал о вас нечто, рассмешившее его спутника;

2) смех не имеет к вам никакого отношения - просто незнакомец рассказал своему спутнику анекдот.

Замечание одно - реакции разные

Учительница говорит всему классу: «Некоторые из вас недостаточно хорошо изучили материал». «Она имеет в виду меня», - думает Эллен.

Учительница не упоминала Эллен по имени. Она обратилась ко всем и каждому, кто недостаточно серьезно относится к учебе. Если Эллен считает, что высказывание преподавателя имеет к ней отношение, значит, у нее есть основания принять данное обращение на свой счет. И если Эллен будет усерднее учить уроки, значит, оно пошло ей на пользу.

Давайте рассмотрим другой сценарий. Эллен много и усердно работает. Восприняв упрек учительницы на свой счет, она чувствует возмущение: «Зачем она говорит обо мне такое? Она несправедлива! Я и так работаю больше всех. Какой смысл стараться, если меня не только не похвалят, но еще и обругают? Стоит ли так вкалывать?»

Вред такой ошибки очевиден. Неспособность отринуть критику, не имеющую к ней никакого отношения, приводит к тому, что Эллен страдает от выстрела, направленного в другую сторону. Она обижена. Она сердится. И она не права.

Вы можете поспорить. А что, если учительница имела в виду и ее тоже? Что, если преподаватель не понимает, каких усилий стоит Эллен учеба? Что, если учительница действительно несправедлива?

Однако и в таком случае для самой Эллен гораздо полезнее не принимать критику на свой счет. Она знает, что слова преподавателя не вполне справедливы, хотя сама учительница может и не догадываться об этом. Если Эллен способна оценить ситуацию, она выберет правильную стратегию поведения, которая варьируется от простого игнорирования замечания до попыток довести до сведения учительницы, как старательно работает школьница.

Наконец, возможна еще одна реакция. Последнее замечание - не единственное высказывание учительницы, которое Эллен восприняла на свой счет. Она считает, что ее доля несправедливых упреков и неуместной критики исчерпана. Эллен становится вспыльчивой, резкой, она готова немедленно дать отпор любым замечаниям. Защищаясь, она отвергает не только критику, которая не имеет к ней отношения, но и направленную прямо на нее.

Давайте предположим, что Эллен все-таки недостаточно усидчива - в конце учебного года ей следовало бы приложить больше усилий. Но вместо того чтобы признать: «Учительница права. Пора кончать валять дурака и взяться за книги», Эллен думает: «Опять то же самое. Учителя все время чем-то недовольны. Я не собираюсь терпеть такое обращение. Мне плевать, что она там говорит».

Итак, подведем итог. В зависимости от того, как Эллен интерпретирует высказывание учительницы, она может:

♦ решить, что надо лучше учиться;

♦ пропустить замечание мимо ушей, потому что оно не имеет к ней отношения;

♦ обидеться, расстроиться и перестать заниматься вообще;

♦ пренебречь своевременным предупреждением и провалить весь курс.

Автосканирование

Во время встреч с избирателями бывший мэр Нью-Йорка Эдуард Кох имел привычку выкрикивать в толпу: «Ну как у нас Дела?» На что его сторонники с энтузиазмом вопили: «Прекрасно!», а противники с не меньшим подъемом орали прямо противоположное. Не все способны задать вопрос так же громогласно, как это делал мистер Кох, но тем не менее все мы время от времени задумываемся о своем положении в обществе, своем рейтинге, восприятии нас окружающими с не меньшим интересом, чем иные политики. Мы всегда настороженно относимся к жуликам и своим противникам, всегда готовы к обороне. Всегда ловим слова и реакции близких, чтобы ответить им должным образом. Тысячами разных способов мы задаем тот же самый вопрос: «Ну как у нас дела?»

«Я всегда переживаю, если двое прекращают разговор, когда я захожу в комнату, - признается 32-летняя Анастасия, - такое впечатление, что они все это время говорили обо мне. И, разумеется, только плохое!» Такая мнительность возникает как проявление у человека глубинного чувства, что его постоянно отвергают. Мучительное и навязчивое, оно порождает неадекватную реакцию на происходящее.

Страх небытия

Тот, кто ощущает себя отвергнутым, брошенным, испытывает множество негативных эмоций. Если меня «не хотят», значит, среди людей мне нет места, я не существую. Малейшая обида заставляет такого человека чувствовать себя униженным, беспомощным, никому не нужным. Он начинает воспринимать реальность через призму горьких переживаний: любой жест или случайное слово оказываются стрелой, пущенной прямо в сердце.

«Страх вновь испытать унижение мешает общению с другими людьми, усиливая склонность человека все принимать на свой счет, домысливать скрытые мотивы самых невинных слов и поступков других людей», - объясняет когнитивный психолог Сергей Харитонов. И человек попадает в порочный круг, бесконечно копит обиду, становится злопамятным и подозрительным.

Светлана, 35 лет, бухгалтер

«Я с детства никогда не была уверена в том, что именно другие люди думают обо мне. Нередко была убеждена, что надо мной смеются, что я одета как-то не так… Я переживала эту несправедливость и продолжала держать все в себе, чувствовала себя изгоем и стыдилась этого. Но однажды я встретила своего будущего мужа.

Началось все с недоразумения. На одной корпоративной вечеринке он подошел ко мне и, обознавшись, сказал: «Ой, я совсем не вас искал…» И, увидев, какое у меня сразу стало лицо, начал расспрашивать, что случилось. Неожиданно для себя я призналась, что именно его фраза так задела меня. Он объяснил, что в компании недавно и всего-то навсего искал кого-то из PR-отдела. А потом пригласил потанцевать.

У меня в голове что-то щелкнуло: пора наконец перестать чувствовать себя мишенью! С тех пор, если во мне просыпается обида, я в шутку прошу людей объяснить мне, что они на самом деле имели в виду, или сама придумываю еще два-три возможных объяснения, не имеющих ни малейшего отношения ко мне».

Искаженные послания

«Однажды вечером моя подруга закрылась с телефоном на кухне, - рассказывает 42-летний Павел. - Я был абсолютно уверен, что она что-то от меня скрывает. На самом деле она договаривалась о трудоустройстве с будущим работодателем…»

«Как правило, сразу, не спрашивая объяснений, делают выводы те, кто с детства жил в атмосфере недосказанности, в окружении смутных посланий, значения которых в том возрасте были не до конца ясны, - продолжает Сергей Харитонов. - Ребенок, который не может задать вопрос, потому что это не принято или не одобряется в его семье, должен все время гадать, что имеется в виду на самом деле. Став взрослым, он может по-прежнему днями и неделями мучиться вопросом, что же означало случайно брошенное кем-то слово».

Но эти черты характера приобретаются не только в детстве: они могут стать и результатом серии психологических травм, полученных во взрослом возрасте.

Ловушки воображения

«Сестра мужа никогда меня не любила, - вспоминает 35-летняя Татьяна. - Я была уверена, что она нашептывает ему что-то за глаза, настраивает против меня. Пытаясь разобраться, я несколько раз подслушивала их телефонные разговоры, смотрела его электронную почту. Ничего конкретного не нашла, но мои переживания только усилились…» Татьяна измучила подозрениями и себя, и мужа - и в конце концов их брак распался.

«Такие люди часто направляют всю свою энергию на то, чтобы подтвердить свои подозрения, разоблачить, а не найти способ упрочить отношения, - комментирует Сергей Харитонов. - Неверно истолковывая слова и действия других, они строят жизнь, руководствуясь своими домыслами».

Основывая свое поведение на таком зыбком фундаменте, трудно не попасть впросак, и результаты оказываются закономерными: человек своими руками разрушает отношения.

Вас раздражает чья-то обидчивость? Избегайте конфликта - он лишь заведет ситуацию в тупик. Скорее стоит помочь этому человеку взглянуть в глаза реальности: вместе проанализируйте все возможные сценарии (как благоприятные, так и наоборот) развития ситуации, которая могла бы его ранить.

Поощряйте его чувство собственного достоинства, делайте комплименты. Будьте абсолютно искренни: с тем, кто склонен негативно истолковывать любую ситуацию, очень важно разговаривать открыто и чистосердечно, чтобы у собеседника не возникло ни малейшего сомнения в понимании ваших слов и намерений.

Что делать?

Отстранитесь от ситуации. Вместо того чтобы переживать наедине с самим собой, попробуйте разобрать случившееся событие с человеком, который вас задел. Объясните ему, как именно вы поняли сказанное или сделанное им. Откровенно расскажите ему, что обычно склонны истолковывать произошедшее в негативном ключе - без сомнения, он оценит ваше стремление что-то изменить.

Взгляните со стороны. Поставьте себя на место другого человека, чтобы оценить происходящее и с его точки зрения. Вы убедитесь, что большую часть времени его внимание сосредоточено не на вас, что его поведение не зависит от вас, а главное - у него нет специального намерения ранить вас или унизить. Используйте свою чувствительность к словам окружающих, чтобы понять позицию другого человека и спокойно услышать критику.

Пересмотрите прошлое. Вернитесь к истокам своей ранимости: какие события пробудили эту черту вашего характера? Вспомните их и попробуйте оценить сегодняшним взглядом. По-прежнему ли важны для вас те давние события? Хотите ли вы строить свою жизнь, не ставя ее в зависимость от них? Если да, вам стоит попытаться освободиться от их власти, не принимая любое напоминание о прошлом на свой счет.

Слово «искусство» в заголовке статьи использовано не для высокопарности, я действительно верю, что уметь разделять, что из происходящего вокруг относится к вам, а что нет – мастерство, которое требует учения и практики. Поскольку почти все люди, за исключением истинных , эгоцентрированы (не путать с « »), вполне логично, что в собственном мире каждый из нас является центром, вокруг которого вращаются разговоры, люди и события. Очень часто склонность принимать все на свой счет служит плохую службу. Ради сохранения я предлагаю вместе со мной научиться, как не воспринимать все на свой счет.

Причины явления

Популярный психолог Дейл Карнеги подарил миру не менее популярную мысль о том, что каждый человек думает только о себе, даже если кажется, что он вас слушает, скорее всего, в этот момент он раздумывает, как выглядит сам. Понимание природы человеческого мышления помогает не только меньше нервничать и переживать по поводу своих слов и поступков, но и становиться смелее. Если думать, что все вокруг говорят и думают о вас, а также, что вы являетесь причиной всех бед, можно оказаться скованным негативными мышления. Давайте разберемся, откуда берется гипертрофированное восприятие всего на свой счет.

  • Наша давняя знакомая – заниженная самооценка – принуждает человека воспринимать каждое слово как личную обиду, каждый смешок как плевок в свою сторону. Из-за низкой , выливающейся в восприятие всего на свой счет, можно потерять объективность и стать невыносимым в . Например, если бы каждый раз, когда мои всеядные друзья употребляют в пищу мясо при мне, вегетарианке, я воспринимала бы это как личное оскорбление, то у меня, скорее всего, не осталось бы ни друзей, ни душевных сил.
  • Необходимость быть принятым социумом – вполне нормальный аспект современной жизни. Мы стараемся заслужить одобрение, любовь и восхищение других людей. Но часто грань между «нормально» и отклонением от нормы стирается, и тогда человеком в буквальном смысле начинает управлять мнение других, а, точнее, даже не мнение, а домыслы. Если кто-то сконцентрирован лишь на том, он рискует потерять себя и прожить жизнь для кого-то еще. Быть принятым обществом и при этом следовать своим – тот баланс, который необходимо соблюдать.
  • «Дело не в тебе» — эту фразу произносят, как правило, искренне, но воспринимают всегда на свой счет. Часто мы не способны поверить, что дело не в нас , например, при расставании (ведь все крутится вокруг нас!), и считаем, что нам попросту недоговаривают правду. Еще одна причина кроется в коварной частице «не», которую наше сознание неспособно различать. Получается, что дело всегда в нас.

Как перестать принимать все на свой счет

  • Прежде всего, нужно работать над самооценкой и . Именно на отсутствие самодостаточности, в первую очередь, указывает привычка принимать все на свой счет.
  • Иногда для того, чтобы перестать принимать все происходящее вокруг как личное, достаточно уделить пару часов тому, чтобы определить границы своего влияния – . Возьмите лист бумаги и четко разделите на две колонки то, на что вы можете повлиять , а на что – нет. Например, от вас зависит, будут ли дети сыты, будут ли у них лучшие преподаватели. Но от вас не зависит, вырастут ли они гениями. Счастье семьи не может зависеть от одного человека, оно всегда в равной степени является ответственностью всех ее членов. Вы можете поощрять и подбадривать любимого человека, поддерживать в его начинаниях, но реализует ли он свой потенциал, не зависит от вас.
  • Заведите привычку отслеживать неконструктивные мысли типа «она сказала, что работает допоздна, а на самом деле просто не хочет меня видеть» и пресекать их. Отличайте волнение по поводу от беспочвенных тревог и . Как только в вас просыпается привычная реакция – принять что-либо на свой счет, задайтесь вопросом: «А действительно ли это предназначалось мне? Почему я думаю, что этот упрек (оскорбление, порицание и т.д.) обращены именно на меня?». Отвечать: «Потому что мне так кажется» нельзя. Если вы уверены, что удар предназначался вам, задайте оппоненту прямой вопрос: «Что вы имеете в виду?», «Почему вы так думаете?».
  • Еще одна полезная привычка – отвечать на вопросы прямо , а не косвенно и задавать такие же прямые вопросы. Прямой ответ не дает поводов для обид и почвы для домыслов. Например, если вас спрашивают, когда вы вернетесь домой, отвечайте: «В восемь», даже если вашей первой реакцией было задать встречный вопрос: «А что, я вам мешаю?». Скорее всего, никакого подтекста в вопросе не было, но вы приняли его она свой счет и, возможно, положили начало конфликту. Недопонимание – причина почти всех ссор, поэтому будьте прямы и в общении.

Результаты чрезмерной чувствительности


Какие же неприятности может повлечь за собой чрезмерная чувствительность автосканера?

Прежде всего она вызывает необоснованное чувство обиды .

Если вы видите оскорбление там, где его не было и нет, вы испытываете самую настоящую, неподдельную боль.

Свекровь Марианны рассказывает о своей соседке Мэри. Марианна слушает ее и размышляет: «На самом деле она говорит обо мне. Она говорит о какой-то Мэри, но имеет в виду Марианну». Почему она сделала такое заключение? Потому что Марианна уверена в том, что свекровь не питает к ней дружеских чувств, и старательно выискивает в каждом ее слове признаки негативного отношения. Рано или поздно она что-нибудь да обнаружит. В отношениях между Марианной и свекровью пройдет трещина, о которой противная сторона, возможно, даже и не подозревает.

Склонность все принимать на свой счет подбрасывает дрова в костер гнева.

Обида ведет к гневу. Постоянно нагнетая чувство обиды, пополняя список «очевидных» оскорблений, вы подкармливаете свой гнев, поддерживаете его в активном состоянии, что проявляется в тенденции использовать в качестве аргумента давние происшествия. На свадьбе свекровь Марианны попросила сына - мужа Марианны - собрать всех родственников, чтобы сфотографироваться на память. «Позови брата, и дядю Дэна, и тетю Терезу…» Марианна тогда сильно обиделась, потому что ее не упомянули среди членов семьи.

Свекровь объяснила, что присутствие жениха и невесты на каждом снимке - дело само собой разумеющееся. Но Марианна расценила случай на свадьбе как свидетельство того, что свекровь не признает ее. «Я знаю, как твоя мать ко мне относится, - заявила Марианна в ответ на протесты мужа. - Она просто захотела, чтобы меня не было на снимке собственной свадьбы!»

Склонность все принимать на свой счет приводит к пустым тратам времени и энергии.

Если вы привыкли все принимать на свой счет, вы затрачиваете огромные усилия на поиск потенциальных проблем, которые либо не существуют вовсе, либо являются не такими уж тяжелыми.

Если вам кажется, что вас оскорбляют, вы не только кипятитесь и обижаетесь. Вы посвящаете все свое время и все свои силы борьбе. Вы даете отпор. Переходите в наступление. А насколько оправданна контратака? Ведь если никто и не собирался вас оскорблять, все ваши внутренние диалоги - пустая трата времени и эмоций.

Эти диалоги истощают силы. Человек прокручивает в уме каждый разговор, проигрывает его снова и снова, выискивает новые и новые обиды: «Он сказал, что устал. На самом деле он имел в виду, что не хочет встречаться со мной». Если мобилизовать все свои силы на борьбу не только с реально существующими угрозами, но и с выдуманными или совсем не страшными опасностями, мы рискуем всю жизнь провести на баррикадах. А это очень утомительно. У вас не останется ресурсов для более продуктивных занятий. Между вами и теми, кто не хочет проводить свою жизнь в сражениях, образуется глубокая пропасть.

Склонность все принимать на свой счет ограничивает возможности.

Никто не любит, когда его обижают. Никто не любит, когда его отталкивают. Вы не хотите попасть в положение, которое грозит обидой или отказом? Вы не одиноки в своем стремлении. Но если вы склонны воспринимать ситуацию как обидную для вас лично, даже когда точно ничего не известно, вам вряд ли удастся избежать неприятных положений. Вы обижаетесь и отвергаете сами себя еще до того, как кто-нибудь другой попытается оскорбить ваши чувства.

«Да у вас настоящая свалка!» - заходя в комнату, прорычал босс. Бетти услышала его громкий возглас и решила: «Ему не понравилась моя работа». Бетти углубляется в тягостные размышления. Она сердится на начальника. Она жалуется коллегам. У нее просто не остается времени, чтобы объективно взглянуть на проблемы отдела и предложить что-то для их решения. Бетти изо всех сил старается, чтобы ее пророчество сбылось. Рано или поздно начальник критически выскажется о ее работе, и она с горечью заметит: «Ну вот, я же говорила…»

Привычка принимать все на свой счет формирует чувство вины.

Надо обладать очень большим самомнением, чтобы считать себя ответственным за все, что происходит в мире: за счастье детей, супруга, соседей; за успешную работу фирмы; за чистоту окружающей среды; за вкус каждого куска мяса; за успех местной футбольной команды. Когда ты уверен, что без тебя все рухнет, это очень льстит самолюбию.

Ничего не принимайте не свой счёт. (Дон Мигель Руис, 4 соглашения)

Что бы ни происходило вокруг вас, не принимайте это на свой счет.
Вспомним приводившийся пример: когда я, не зная вас, встречу вас на улице и скажу: "Да вы ужасно глупы!", то в действительности это утверждение будет касаться меня. Вы можете принять его на свой счет разве только по той причине, что сами верите в это. Может быть, про себя вы думаете: "Откуда он знает? Ясновидящий что ли? Или моя глупость уже видна каждому?"

Вы принимаете высказывание близко к сердцу, поскольку соглашаетесь с ним. Как только это происходит, отрава проникает в вас, и вы - в ловушке адского сна. А попадаетесь из-за чувства собственной важности. Которое вместе с мнительностью суть крайние выражения эгоизма, потому что каждый из нас считает, будто все вертится вокруг его "я".

Во время обучения или приручения люди привыкают все брать на себя. Нам кажется, будто мы за все в ответе. Я, я, я - всегда я!
Но окружающие действуют не ради вас. А руководствуясь собственными побуждениями. Каждый человек живет в индивидуальном сне, в собственном сознании; он находится в мире, совершенно не похожем на наш. Принимая что-то на свой счет, мы предполагаем, будто люди ориентируются в нашей реальности, и мы пробуем совместить свой мир и их. Даже в очень личной ситуации, когда вас буквально оскорбляют, это вас не касается. Все, что люди говорят, делают или о чем судят, находится в соответствии с соглашениями их собственного разума. Их точка зрения обусловлена программой приручения, "одомашнивания".
Если кто-то высказывается по вашему поводу: "Только посмотри, какой ты толстый", - не обращайте внимания, потому что на самом деле этот человек связан с индивидуальными ощущениями, верованиями и взглядами. Он попытался передать вам яд, и если вы примете его суждение на собственный счет, то отрава проникнет и в вас. Мнительность делает человека жертвой хищников, черных магов. Они завладевают им при помощи незначительного замечания и передают какую угодно отраву, а если он принимает ее на свой счет, то проглатывает яд. Вы поглощаете эмоциональные отбросы, и они моментально становятся вашими. Но если ничего не принимать на свой счет, то можно выстоять и в пекле. Иммунитет к отраве среди ада - дар данного Соглашения. Принимая на свой счет, вы чувствуете себя оскорбленными и стремитесь, создавая конфликты, защитить собственные верования. Из мухи делаете слона, ведь вы всегда должны быть правы, а другие - нет. Свою непогрешимость вы доказываете, навязывая собственное мнение. Ваши поступки и чувства являются лишь проекцией вашего личного сна, отражением собственных соглашений. Слова, дела и мнения, соответствующие им, никакого отношения ко мне не имеют. Не важно, что вы обо мне думаете, ваши личные соображения меня не интересуют. Я не принимаю на свой счет, когда говорят: "Мигель, ты - самый лучший", но точно так же не принимаю на свой счет, если скажут: "Мигель, хуже тебя нет". Я знаю, что когда вы счастливы, то скажете: "Мигель, ты просто ангел!" Но если злитесь: "О Мигель, ты воплощение дьявола! Ты отвратителен. Как можно такое говорить?" Ни то, ни другое на меня не действует. Потому что я себя знаю. У меня нет нужды в том, чтобы меня признавали. Мне не нужно, чтобы кто-то говорил: "Мигель, ты хорошо поступаешь!" или "Да как ты смеешь!" Нет, я не принимаю это на свой счет. Независимо от того, что вы думаете, чувствуете, я знаю: это ваша, а не моя проблема. Таким вы видите мир. Моего тут быть не может, потому что дело в вас, а не во мне. У других свой взгляд, обусловленный собственной системой верований, а посему их суждения обо мне касаются не меня, а их самих. Вы даже можете сказать: "Мигель, мне больно вас слушать". Однако страдаете не от того, что я говорю, а от ран, которые бередят мои слова. Вы сами себе делаете больно. Я ни в коем случае не могу принять это на свой счет. И не потому, что не верю или не доверяю вам, а потому, что вы смотрите на мир другими глазами - собственными. У вас в голове создается полотно или кинокартина; вы в ней режиссер, продюсер и выступаете в главной роли. Все остальные - на второстепенных ролях. Ведь это ваш кинофильм. Концепция его обусловлена соглашениями с жизнью. Ваш взгляд вам дорог. Да и истина в нем - только ваша. Злитесь на меня, а я знаю, что это вы разбираетесь с собой. Я - только повод для гнева. Вы злитесь, потому что боитесь, имеете дело со страхом. Если это не так, то и на меня гневаться не будете. Если не боитесь, то не возненавидите меня и ревновать или грустить не будете. Если живете без страха, если любите, то для упомянутых выше эмоций просто нет места. А коли так, то и самочувствие будет хорошим. При хорошем же самочувствии все вокруг прекрасно. Когда окружающее великолепно, будете счастливыми. Вы любите мир, так как любите себя. Вам нравится быть такими, какие вы есть. Вы удовлетворены собой, поскольку вам нравится ваша жизнь. По душе фильм с вашей режиссурой, нравятся соглашения с жизнью. Вы в мире с собой и счастливы. Живете в состоянии благодати, и все окружающее великолепно. В этом состоянии благодати вы любите все, что есть в вашем восприятии. Независимо от того, что люди делают, чувствуют, думают или говорят, ничего не принимайте близко к сердцу. Если говорят, какой вы распрекрасный, то делают это не из-за вас. Вы и сами это знаете. Нет необходимости прислушиваться к другим людям, говорящим это. Ничего не принимайте на свой счет. Если кто-то выстрелил вам в голову из пистолета, в этом не было ничего личного. Даже в такой экстремальной ситуации. Ваше собственное мнение о себе не обязательно истинно, поэтому не берите на свой счет то, что звучит в ваших мыслях. Разум имеет свойство болтать с самим собой, но он также способен слышать информацию других сфер. Иногда вы слышите голос, но его источник неясен. Может, он из другой реальности, где есть живые феномены, похожие на человеческий разум. Толтеки называли их Союзниками, В Европе, Африке и Индии - Богами. Наше сознание тоже существует на уровне Богов. Наш ум также живет в их реальности и способен чувственно воспринимать ее. Сознание видит глазами и воспринимает бодрствующую реальность. Но оно также способно видеть без помощи глаз, хотя разум едва ли осознает это. Ум функционирует не в одном измерении. Есть идеи, которые не были созданы вашим разумом, но воспринимались им. Вы имеете право верить или не верить этим голосам, а также не принимать их высказывания на свой счет. Человек может выбирать, доверять или нет голосам собственного сознания, точно так же как решать, чему верить и с чем соглашаться в планетарном сне. Кроме того, сознание способно разговаривать с собой и слушать себя. Оно разделено подобно телу. Ведь мы можем сказать: "У меня есть рука, и я могу пожать ею другую руку и почувствовать ее". Сознание может само с собой разговаривать. Одна часть его говорит, а другая - слушает. Серьезные сложности возникают тогда, когда тысячи частей вашего сознания начинают говорить одновременно. Помните, это называется митоте? Ее можно сравнить с огромным базаром, где тысячи людей одновременно разговаривают и торгуются. У каждого из них свои мысли и чувства, своя точка зрения. Алгоритмы сознания - наши соглашения - не обязательно совместимы друг с другом. Каждый договор подобен отдельному живому существу со своей личностью и собственным голосом. Многочисленные соглашения настолько категорично противоречат друг другу, что в голове вспыхивает крупномасштабная война. Существование митоте объясняет, почему люди не всегда осознают, чего они хотят, как этого хотят и когда именно. Они пребывают в растерянности, потому что одни части разума желают одного, а другие - иного. Одна часть сознания возражает против каких-то мыслей и действий, а другая поддерживает их. Эти мелкие существа создают внутренний конфликт, ибо они живые, и у каждого - свой голос. Только составив опись собственных соглашений, мы раскроем все конфликты в сознании и в конечном счете упорядочим хаос митоте. Ничего не принимайте на свой счет, потому что в противном случае вы подвергнете себя терзаниям из-за ничего. Люди привержены страданиям в различной степени и на разных уровнях и поддерживают друг друга в сохранении этой приверженности. Они договариваются помогать друг другу страдать. Если вы хотите, чтобы вас оскорбляли, то можете убедиться сами - сделать это легко. Если вы общаетесь с людьми, испытывающими потребность в страдании, что-то заставит вас оскорблять их. Будто на лбу у них написано: "Пожалуйста, ударьте меня". Они нуждаются в оправдании своих мучений. Их склонность к страданию - не что иное, как ежедневно подкрепляемое соглашение. Вы повсюду найдете людей, лгущих вам, и по мере того, как крепнет понимание этого, заметите, что тоже врете себе. Не ожидайте, что люди скажут правду, ведь прежде всего они лгут себе. Надо верить себе и выбирать - доверять или нет тому, что вам говорят. Когда мы действительно видим других людей такими, какие они есть, ничего не принимая на свой счет, они ни словом, ни делом не смогут нас уязвить. Вам врут? Ну и ладно. Лгут, потому что боятся. Опасаются, вдруг вы обнаружите, что они несовершенны. Снимать социальную маску больно. Когда люди говорят одно, а делают другое, то вы обманываете себя, если не замечаете их действий. Но когда вы искренни с собой, вы сможете защитить себя от эмоциональной боли. Может оказаться весьма болезненным говорить себе правду, но у вас нет необходимости привязываться к этой боли. Выздоровление не за горами: немного времени, и все наладится. Если кто-то относится к вам без любви и уважения, считайте благом, если такой человек уйдет из вашей жизни. Если он не уйдет, то ваши страдания продолжатся многие годы. Такой уход какое-то время отзывается болью, но через некоторое время ваше сердце исцелится. И можно будет сделать выбор по собственному желанию. Увидите: чтобы делать правильный выбор, вам нужно доверять прежде всего себе, а не другим. Если у вас выработается устойчивая привычка ничего не принимать на свой счет, вы сможете избежать многих разочарований. Гнев, ревность и зависть исчезнут, и даже печаль испарится. Когда Второе Соглашение войдет в привычку, вы увидите, что больше ничто не сможет повергнуть вас в ад. Начнете чувствовать безграничную свободу. Посредством соглашения ничего не принимать на свой счет вырабатывается иммунитет к черным магам, и нет такого заклятия, которое бы на вас подействовало. Пусть о вас судачит весь мир, но иммунитет не позволит принимать сплетни на свой счет. Кто-то может преднамеренно направить в ваш адрес эмоциональную отраву, но, если вы не будете принимать все на свой счет, она вас не коснется. А в таком случае хуже становится отравителю, а не вам. Видите, насколько важно это Соглашение? Ничего не принимая на свой счет, вам легче избавиться от многих привычек и соглашений, удерживающих вас в адском сне и причиняющих ненужные страдания. Выполняя Второе Соглашение, вы разрываете десятки мелких подростковых соглашений, вызывающих у вас терзания. Благодаря первым двум соглашениям вы освобождаетесь от трех четвертей договоренностей, удерживающих вас в аду. Напишите это Соглашение на бумаге и повесьте на холодильнике, чтобы оно постоянно напоминало: Ничего не принимай на свой счет. Когда это войдет в привычку, вам не надо будет полагаться на то, что делают или говорят другие. Вам нужна будет только ваша истина, чтобы отвечать за свой выбор. Вы не несете ответственности за действия других, вы отвечаете только за себя. Когда поймете это и ничего не будете принимать на свой счет, вас вряд ли ранят непродуманные замечания или действия других. Если будете придерживаться этого Соглашения, то сможете с открытым сердцем путешествовать по миру и никто не уязвит вас. Будете говорить: "Я люблю вас", не опасаясь, что вас высмеют или отвергнут. Попросите о том, что вам нужно. Произнесете "да" или "нет", как сочтете необходимым, - без ощущения вины или самоосуждения. Всегда сможете поступить по зову сердца. Даже посреди преисподней внутри у вас будет покой и радость. Сможете пребывать в своем блаженстве, а ад окажется бессильным.