Человек и общество все понятия. Обществознание тема "человек и общество"

Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. "Человек и общество".





Комментарий ФИПИ: "Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации".

Итак, давайте попробуем разобраться, с каких позиций можно рассматривать эти два понятия.

1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии). В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах: Человек как часть общества. Невозможность существования человека вне социума. Независимость суждения отдельно взятого индивидума. Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию. Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности. Желание человека стать особенным, оригинальным. Противопоставление интересов человека и интересов общества. Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия. Влияние личности на общество. Место человека в обществе. Отношение человека к обществу, себе подобным.

2. Общественные нормы и законы, мораль. Ответственность человека перед обществом и общества перед человеком за все происходящее и будущее. Решение человека принять или отвергнуть законы общества, в котором он живет, следовать нормам или нарушать законы.

3. Человек и общество в историческом, государственном плане. Роль личности в истории. Связь между временем и обществом. Эволюция общества.

4.Человек и общество в тоталитарном государстве. Стирание индивидуальности в обществе. Равнодушие общества к своему будущему и яркая личность, способная бороться с системой. Противопоставление «толпы» и «личности» в тоталитарном режиме. Болезни общества. Алкоголизм, наркомания, отсутствие толерантности, жестокость и преступления

ЧЕЛОВЕК - термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек - представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих - высшая ступень развития органической жизни на Земле.

В социальном смысле человек - существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек - элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т. д., где он выступает как личность. Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть прежде всего права личности.

Синонимы: лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица, двуногий, человеческое существо, индивидуум, царь природы, некто, рабочая единица.

ОБЩЕСТВО - в широком смысле - большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п. (см. Формация общественно-экономическая) , к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.).

Социологические концепции общества различались прежде всего толкованием природы совместности человеческого существования, объяснением принципа образования социальных связей. О. Конт усматривал такой принцип в разделении функций (труда) и в солидарности, Э. Дюркгейм - в культурных артефактах, называемых им «коллективными представлениями». М. Вебер объединяющим началом называл взаимно ориентированные, т. е. социальные, действия людей. Структурный функционализм основанием общественной системы считал социальные нормы и ценности. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие общества как закономерный естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, в основании которых лежит определенный способ производственной деятельности людей. Его специфику определяют не зависимые от сознания людей производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню производительных сил. На базисе этих объективных, материальных отношений надстраиваются системы соответствующих социальных и политических институтов, идеологических отношений, форм сознания. Благодаря такому пониманию каждая общественно-экономическая формация предстает как целостный конкретно-исторический социальный организм, характеризующийся своей экономической и социальной структурой, ценностно-нормативной системой социальной регуляции, особенностям и духовной жизни.

Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития.

Синонимы: социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда, публика, человечество, свет, род людской, род человеческий, братство, братия, ватага, группа.

Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Человек и общество".

Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. Т. Драйзер

Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин)

Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)

Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим (Цицерон)

Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом. (Д. М. Кэйдж)

Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)

Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество; и поэтому самая высшая сфера прекрасного – человеческое общество. (Н. Г. Чернышевский)

Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)

Человек не начинает жить прежде чем он не поднимется над узкими рамками своих личных мнений и убеждений и не приобщится к убеждениям всего человечества. (М. Л. Кинг)

Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)

Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)

Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию. (В. Г. Кротов)

Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества. (У. Джеймс)

Общество состоит из двух классов людей: тех, у которых есть обед, но нет аппетита; и тех, у которых отличный аппетит, но нет обеда. (Н. Шамфор)

Истинно честный человек должен предпочитать себе – семейство, семейству – отечество, отечеству – человечество. (Ж. Д’Аламбер)

Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними. (Ш. Монтескье)

Оторваться от народа – все равно что разум потерять. (Карак)

Человек без людей – что тело без души.

С народом никогда не погибнешь.

Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей. (Х. Келлер)

Есть люди, которые, как мостик, существуют для того, чтобы по нему перебегали другие. И бегут, бегут; никто не оглянется, не взглянет под ноги. А мостик служит и этому, и другому, и третьему поколению. (В. В. Розанов)

Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода – единство, которым поддерживается жизнь... (Сенека Младший)

Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)

Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)

Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)

В одиночестве человек – либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)

Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)

Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)

Человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя.
(Л. Бональд

В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа. (Г. Фрейтаг)

Человеческое общество... похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам,

окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает... (П. А. Сорокин)

Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем... (В. Г. Белинский)

Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни. (Д. И. Писарев)

В каждом человеке есть что-то от всех людей. (К. Лихтенберг)

Объединяйтесь, люди! Смотрите: ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец)

Сообща искать – все отыскать.

У плывущих в лодке судьба одна.

Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту столь восприимчивое к мнениям других людей… (Ш. Монтескье)

Бежавший от народа без погребения остается.

Среди людей и лиса с голода не сдохнет.

Человек – опора человеку.

Кто не любит своего народа, тот не любит и чужого.

Работать для народа – вот самая неотложная задача. (В. Гюго)

Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. (М. М. Пришвин)

Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она во

вне и какими бы волнами ни лилась через край,- она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества. (В. Г. Белинский)

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. (Г. Лихтенберг)

Каждый человек - отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, - яснее проступают его самобытные черты. (В.Я. Брюсов)

Люди рождены друг для друга. (М. Аврелий)

Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим. (Джами)

Человек человеку - волк. (Плавт)

В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетель, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия. (Д. Дидро)

Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть. (Э. Роттердамский)

Земное назначение человека - быть разумным и храбрым, свободным, имущим и счастливым...

Гуманистам надо быть непримиримыми и поднимать оружие всякий раз, когда враждебные силы хотят воспрепятствовать назначению человека. (Г. Манн)

Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя. (Д. Дидро)

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все. (Ф. М. Достоевский)

Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки. (Г. Лихтенберг)

Ни одно общество не может быть хуже, чем люди, из которых оно состоит. (В. Швебель)

Общество - как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)

Все общества похожи друг на друга как коровы в стаде, только у некоторых рога позолочены. (В. Швебель)

Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Л. А. Сенека)

Террор не придумал для уравнения общества никаких других средств, как только рубить головы, поднимающиеся над уровнем посредственности. (П. Буаст)

Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; уверенность в себе - грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи. (Р. Эмерсон)

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (В.И. Ленин)

Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)

Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека. (Ф. Энгельс)

Каждый рассуждает об общественном мнении и действует от имени общественного мнения, то есть от имени мнения всех минус его собственное. (Г. Честертон)

Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становиться общественным врагом. Почему, скажите на милость? (Ф. Петрарка)

Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье. (А. Смит)

Пoдaвляющее бoльшинствo людей… не спoсoбнo сaмoстoятельнo думaть, a тoлькo верoвaть, и… не спoсoбнo пoдчиняться рaзуму, a тoлькo влaсти. (А. Шопенгауэр)
Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое - толпа. (Г. Лебон)

Я никогда не говорила: «Я хочу быть одна». Я только сказала: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое», а это не то же самое. (Г. Гарбо)

1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат био­логической и социокультурной эволюции.)

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

1.3. Виды знаний

1.4. Понятие истины, ее критерии

1.5. Мышление и деятельность

1.6. Потребности и интересы

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1.9. Основные институты общества

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12. Образование, его значение для личности и общества

1.13. Религия

1.14. Искусство

1.15. Мораль

1.16. Понятие общественного прогресса

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

1.1. Природное и общественное в человеке.

( Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез - процесс происхождения и становления физического типа человека.

Антропосоциогенез - процесс становления социальной сущности человека.

Человек - биосоциодуховное существо , высшая ступень развития организмов на Земле.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Биологическая, природная составляющая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, врожденных (генетиче­ских) задатках, способностях. Однако полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социаль­ными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышле­ние, навыки и знания.

Биологические отличия человека от животных:

    прямосотояние, прямохождение;

    развитый артикуляционный аппарат (органы речи);

    отсутствие плотного волосяного покрова;

    большой объём головного мозга (в соотношении с телом);

    развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.

Социодуховные отличия человека от животных:

    мышление и членораздельная речь;

    сознательная творческая деятельность;

    создание культуры;

    создание орудий труда;

    духовная жизнь.

Индивид - человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность - специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожден­ные, так и приобретенные в обществе).

Личность - высшая ступень развития человека, на которой он вы­ступает как субъект сознательной деятельности и как носитель со­циально значимых свойств и качеств.

К социально значимым качествам личности относятся:

    активная жизненная позиция;

    наличие собственного мнения и умение его отстаивать;

    развитые коммуникативные способности;

    ответственность;

    наличие образования и т.п.

Структура личности:

    социальный статус - положение человека в социальной иерархии;

    социальная роль - образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

    направленность - определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации.

Важнейшей социальной характеристикой человека является нали­чие у него сознания.

Существует несколько основных пониманий термина сознание:

    совокупность всех знаний человека;

    направленность на определенный объект;

    самосознание, самоотчет - наблюдение ума за собственной дея­тельностью;

    совокупность индивидуальных и коллективных идей.

Поскольку в индивидуальном сознании большую роль играют идеи, характерные для всего общества, говорят об общественном сознании.

Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций.

Общественное сознание формируется, во-первых, благодаря сбли­жению интересов и деятельности больших групп людей; во-вторых, благодаря широкому распространению идей, присутствующих в обще­ственном сознании с помощью образования, СМИ, деятельности пар­тий.

Общественное сознание формируется под влиянием общественной деятельности и во многом соответствует ей. Однако в отдельных слу­чаях, развитие общественного сознания может отставать от разви­тия социального бытия (пережитки сознания); а в других случаях - опережать (передовое сознание).

Формы общественного сознания передаются из поколения в поколе­ние и активно воздействуют на жизнь общества.

Структура общественного сознания:

    философия;

    политическое сознание;

    правовое сознание;

  • эстетическое сознание;

Соотношение индивидуального и общественного сознания .

Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ, они постоянно взаимодействуют.

Индивидуальное сознание, с одной стороны, формируется под воз­действием общественного сознания, а с другой - отбирает наиболее приемлемое для себя содержание общественного сознания.

Общественное сознание, с одной стороны, существует через инди­видуальное сознание, а с другой - перенимает только отдельные эле­менты, достижения индивидуального сознания.

Особо выделяют массовое сознание - совокупность представле­ний, настроений, идей, отражающих отдельные стороны общественной жизни. Общественное мнение - состояние массового сознания, отра­жающее отношение к определенным социальным фактам.

Помимо сознания существует пласт явлений и процессов, не осо­знаваемых человеком, но влияющих на его поведение. В обществознании это называется бессознательным (в психологии - подсознанием).

К проявлению сферы бессознательного относятся:

    сновидения,

    фантазии,

    творческое озарение,

  • оговорки,

    аф­фекты,

    забывания и т.п.

Отличия бессознательного от сознания:

    слияние субъекта с объектом;

    отсутствие пространственно-временных ориентиров;

    отсутствие механизма причинно-следственных связей.

Самосознание - определение человеком себя как личности, спо­собной принимать самостоятельные решения и нести за них ответ­ственность.

Самопознание - постижение человеком своей индивидуальности во всем ее многообразии (также и изучение обществом самого себя).

Рефлексия - размышления человека о происходящем в его сознании.

Самореализация - наиболее полное выявление и осуществление лич­ностью своих целей и идеалов, стремление к творческой реализации.

Самосознание и самореализация являются основой социального поведения.

Социальное поведение - целенаправленная активность в отноше­нии других людей.

Социальное поведение становится возможным при условии успеш­ной социализации личности.

Социализация - длящийся на протяжении всей жизни процесс вза­имодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместной деятельности.

Социализация личности проходит в два этапа:

1. Первичная социализация - неосознаваемое самим человеком и некритически воспринимаемое воздействие общества, его норм и институтов, приводящее к первичному усвоению норм и навыков социального взаимодействия. Первичная социализация заканчивается формированием личности.

2. Вторичная социализация - критичное и выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных институтов.

Социализация в обществе происходит с помощью институтов социализации.

Институты социализации - социальные институты, ответст­венные за социализацию индивида в обществе. В качестве таковых выделяют:

Агенты социализации - люди, которые осуществляют социализа­цию в рамках определенных институтов (отец, командир (начальник), журналист).

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие Волков Вячеслав Викторович

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Человек в системе социальных связей:

Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, независящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает на вопрос, что определяет деятельность людей. Объективные условия социальной жизни всегда тесно взаимосвязаны со своей противоположностью - субъективными условиями.

Субъективный фактор - это более или менее осознаваемая деятельность общества (субъекта), направленная на достижение определенных целей.

Сознательная деятельность людей осуществляется в различных формах, которые не всегда связаны с пониманием законов развития общества. Тот факт, что люди в общественной жизни выступают, как сознательные существа, вовсе не означает, что вся их деятельность является сознательной. Категория «субъективный фактор» служит для того, чтобы раскрыть механизм воздействия людей на объективные условия общественной жизни, показать значение практики в изменении социальной деятельности. Это понятие отвечает на вопрос: кто действует, какая социальная сила осуществляет общественные преобразования.

Рассматриваемые понятия надо использовать конкретно. Если взять общество в целом, то субъективным фактором будет деятельность людей с их сознанием, волей, а объективным фактором - материальные условия их жизни. В данном случае общественное сознание входит в субъективный фактор. Но по отношению к отдельной личности, взятой в качестве субъективного фактора, общественное сознание вместе с общественным бытием, политическим строем общества должны войти в объективные условия.

Объективные условия не сводятся только к материальным фактором. Так же неправомерно ограничивать субъективный фактор сознанием: всегда следует исходить из деятельности реальных субъектов, а не только из их сознания.

Таким образом, объективный и субъективный факторы - необходимые стороны деятельности людей, находящиеся в тесном взаимоотношении. Объективные условия определяют вероятное направление и результаты деятельности субъективного фактора. Он же обычно реализует назревшие потребности объективного развития общества.

Проблема отчуждения

Объективные обстоятельства порождают проблему отчуждения человека, то есть его отстранения от основ жизнедеятельности: собственности, природы, творчества, других людей. Эту связь можно установить, анализируя человеческую деятельность и общение.

Так, общение может быть двух типов: а) непосредственное, субъект - субъектное общение индивидов (S 1 ..........S 2) и б) отчужденное опосредованное (насилием, государством, товарно-денежными отношениями) общение (S 1 ? опоср. звено? S 2).

Структурные компоненты деятельности (потребности-мотив? интерес? оценка? целеполагание? выбор средств? действие) могут быть частями либо отчуждённой деятельности, либо неотчуждённой. Таким образом, последовательный гуманизм может быть реализован только при ликвидации отчуждения, что означает: устранение всех опосредствующих социальных звеньев между субъектами при их общении и реализацию каждым субъектом своей сущности во всех звеньях деятельности.

Насилие и ненасилие

Насилие - это способ принуждения кого-либо, включающий угрозу применения или применение силы, нарушение безопасности, с целью приобретения, господства, выгоды, получения привилегий. Насилие как общественное явление, как вид социального действия, всегда связано с силой, ее применением.

Социальная сила - это возможности государства, общественной группы использовать реальные ресурсы для воздействия на поведение других стран, общностей людей в желательном для себя направлении. Сила может быть использована в качестве аргумента деятельности людей, а может и не быть востребованной.

Насилие - историческое явление, оно возникло на определенном этапе развития общества.

Причины насилия:

Во-первых, несправедливое распределение собственности, доходов, жизненных благ, власти между людьми, социальными общностями, странами.

Во-вторых, связанная с этим антагонистическая социальная структура, состоящая из групп, слоев, политических сил, имеющих противоположные цели и интересы.

В-третьих, наличие государственных политических доктрин, учений, идеологий, которые обосновывают необходимость насилия, в том числе и вооруженного.

Социальное насилие всегда имеет политическую направленность. В этом состоит его сущность. Оно не существует вне политики, вне общественных отношений. Поэтому сферой политического насилия прежде всего являются политические отношения, политическая борьба.

В зависимости от отношения к общественному прогрессу социальное насилие подразделяется на:

Прогрессивное, рациональное;

Регрессивное, иррациональное.

В зависимости от политической системы и режима насилие бывает демократическим, авторитарным и тоталитарным.

Тоталитаризм - это социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государства в идеологию, экономику, культуру, общественную и личную жизнь.

Вооруженное насилие - это крайний способ принуждения, вид насильственных действий, где средством воздействия выступает оружие и организация людей его применяющая.

Насилию всегда противостояла философия ненасилия. Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь «Не убий!»

Человек и исторический процесс, личность и массы:

Исторический процесс - это движение общества во времени, его развитие во всех сферах жизнедеятельности. История общества включает в себя совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, больших и малых социальных групп, всего человечества.

Идеи о «конце истории» (Ф. Фукуяма) бессмысленны и вредны.

Субъект истории - это личность или социальная группа действующая осознано, самостоятельно и ответственно за свою деятельность.

С точки зрения христианской философии подлинным субъектом истории является Бог. Народ становится субъектом истории только в том случае если осознал и почувствовал любовь, мудрость и волю Бога, уверовал в него, живет и действует по его законам.

В представлениях субъективных идеалистов субъектом истории являются выдающиеся личности, «творческое меньшинство», герои, которые бросают вызов «толпе», увлекают ее и ведут за собой. Например, исторический релятивист Х. Ортега-и-Гассет (1883–1955) считал, что деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является двигателем истории.

В диалектическом материализме не отрицается ни роль духовного начала в обществе, ни роль выдающихся личностей (то есть людей, оказавших влияние на ход истории), но указывается, что деятельность исторической личности зависит от объективных обстоятельств, которые задают возможности и направления деятельности. Всякие попытки игнорировать их приводили эти личности к краху; их устраняли с исторической арены.

Таким образом личность не может изменить законы развития общества, но может изменить картину истории. И здесь мы должны сказать о том, что диалектика «объективного» и «субъективного » в истории заключается в том, что первый фактор не является однозначным, он многовариантен и только люди делают выбор из множества альтернатив.

Подлинным творцом истории является народ - социальный субъект, воплощающий в себе единство народных масс и выдающихся личностей. Что обеспечивает это единство ? Общая историческая судьба, общая вера, отражающая глубинные потребности, историческая память народа, общая историческая перспектива. Поэтому прав Г. Гегель: «Каждый народ имеет то государство, которое он заслуживает».

В марксистской литературе термином «народ» называют слои населения, участвующие в решении задач социального прогресса.

Из книги Иметь или быть автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

7. Человек, общество и государство у Платона Проблема души и телаУ Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет

Из книги Беседы с Кришнамурти автора Джидду Кришнамурти

Человек и общество Мы шли по многолюдной улице. Тротуары отяжелели под людской массой, а наши ноздри наполнял запах выхлопа автомобилей и автобусов. Магазины демонстрировали множество дорогостоящих и дешевых вещей. Небо было бледно-серебристым, и когда мы вышли из

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем - биологической и социальной.Человеческое общество - это самая высокая ступень развития живых систем,

Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Человек в системе социальных связей:Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, независящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

4. Государство и гражданское общество Cтруктура гражданского общества - 182 Бюрократия и гражданское общество - 184 Политические партии - 185 Закрытые и открытые общества в их отношении к гражданам В предыдущих параграфах мы выяснили, что государство всегда - в большей

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Часть третья. Новый человек и новое общество

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

2. Индустриальное общество - модернизированное сословное общество Особенности антагонизмов в жизненных обстоятельствах мужчин и женщин можно определить теоретически в сопоставлении с положением классов. Классовые противоречия резко вспыхнули в XIX веке из-за

Из книги Мишель Фуко, каким я его себе представляю автора Бланшо Морис

Общество крови, общество знания Между тем возврат Фуко к некоторым традиционным вопросам (даже если его ответы и оставались генеалогическими) ускорили обстоятельства, на прояснение которых я не претендую, поскольку они представляются мне достаточно приватными и к тому

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

Из книги Этьенн Бонно де Кондильяк автора Богуславский Вениамин Моисеевич

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

4. Человек, общество и природа: проблемы экологии О единстве человека и природы. Кажется, чего проще - разделить природные и общественные начала - одни предметы отнести к природе, а другие - к обществу. На самом деле это не так просто. Деревья в саду посажены человеком. Их

Из книги Петр Берон автора Бычваров Михаил

Язык, социальный человек и общество Переход человека от алогического состояния в логическое Берон ставит в зависимость от появления языка. В «Панэпистемии» он уделяет большое внимание этому социальному явлению. В его теории есть немало рациональных моментов, в целом

Из книги Демокрит автора Виц Бронислава Борисовна

Глава IV. Человек и общество Познай самого себя! Изречение семи мудрецов Человек - это то, что все мы знаем. Демокрит Поворот к человеческим делам. Проблемы эпохи биографиях нескольких греческих философов встречается ходячий анекдот: философ, увлеченный исследованием

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Глава 5 Управление материями. Виды и формы жизни. Животные и мозг. Прародитель человека, человек, общество Позвольте людям думать, что они управляют, и они будут управляемы. Уильям Пени «Тот, кто правит, должен видеть людей такими, каковы они есть, а вещи такими, какими им

Из книги История марксистской диалектики (От возникновения марксизма до ленинского этапа) автора

3. Человек и общество. Диалектика личного и общественного Коммунистическое преодоление частной собственности Маркс рассматривает в «Экономическо-философских рукописях» как основу преобразования всей общественной структуры, как основу практического разрешения тех

Два главных понятия обществознания - человек и общество, всегда были неразделимыми, и не только для этой дисциплины. Они исторически возникли одновременно, породив друг друга. Иначе говоря, люди получили право так называться, когда осознанно начали жить вместе. На данный момент предметом изучения антропогенеза (части эволюции, которая касается становления человека как вида) являются как биологические факторы, так и социальные предпосылки и процесс возникновения и развития общества - социогенез.

Биосоциальная природа человека

Человек живет в обществе - это один из ключевых признаков его биосоциальной природы, принципиальное отличие от животных, помимо прямохождения, сознания и, как следствие, речи, и, главное, труда. Именно с рассмотрения феномена труда философы позапрошлого века, например Ф. Энгельс и К. Маркс, и начали говорить о том, что природа человека биосоциальная. Они заложили целую научную концепцию, объединяющую два понятия - биологический вид человек и социум, который он строит своим трудом.

Новорожденные рождаются полностью зависимыми от родителей во всех сферах своей жизни. И этим люди не сильно отличаются от животных. Хотя период взросления детей у людей самый длинный среди прочих биологических видов, ни один детеныш не выживает без старших особей. Но взрослый человек продолжает стремиться быть частью сообщества. Во-первых, для совместного удовлетворения своих физиологических нужд. Но главное, человек и общество обществознание объединяет потому, что для людей важна компания себе подобных в духовном плане. Во все времена одной из самых страшных пыток была одиночная камера, сводящая с ума любого. А страдания людей, потерянных на необитаемых островах, - любимых героев приключенческих романов - отнюдь не выдумка.

Общественные институты

Это сообщества, объединенные по роду деятельности, которые отвечают на конкретные социальные и физиологические потребности отдельных людей. И снова возникает синергия человека и общества. Обществознание выделяет пять направлений деятельности таких институтов.

    Духовно-религиозное.

    Политическое.

    Экономическое.

    Культурное, которое включает образование и науку.

    Социальное (в том числе семья и брак).

Они отвечают разнообразным потребностям каждого индивида - от базовых (еда, сон, безопасность) до духовных. Но позаботиться об этих нуждах можно только всем вместе.

Чего ждет от человека общество

Обществознание оперирует базовой единицей - человек, и их совокупностью - социальной системой. Как и в любой системе, в ней есть свои законы взаимодействия между частями и уровнями. И никогда общество не может состоять из одного человека. А он, в свою очередь, не может жить один, как ему заблагорассудится.

Любое взаимодействие элементов и уровней любой системы подчиняется определенным правилам, иначе ее ждут разрушение и хаос. Социальные нормы поведения разделяются на:

    Правовые.

    Духовно-нравственные.

    Религиозные.

    Традиционные.

Каждый человек должен соблюдать эти правила, ради свободы творить и выбирать свою судьбу, опираясь на совместное удовлетворение базовых потребностей. Ведь человечество давно осознало, что вместе в любой области люди могут достичь большего.

Постиндустриальное общество

На данный момент человечество строит постиндустриальное общество:

    Основное направление работы - услуги и продажи.

    Большая часть производства автоматизировано за счет компьютерных технологий.

    Информация - главная ценность, поэтому инструменты ее передачи влияют в значительной степени на общество: социальные сети, СМИ, сеть Интернет.

    Человеческим личности и счастью уделяется первостепенное значение. В соответствии с Конституцией РФ, вообще, сама жизнь каждого гражданина - это главная ценность.

    Членов общества. Каждый человек может изменить свое социальное положение в любой момент.

Ученые продолжают изучать биосоциальный феномен синергии человека и общества, и мир, который они породили вместе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТЕХНИКУМ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕФЕРАТ

по обществознанию

на тему: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Выполнил студент 1 курса:

Вологдин А.В.

Проверил:

Опеканец Владимир Николаевич

Кирово-Чепецк 2014

Введение

1. Понятие общества. Сферы общественной жизни

2. Понятия «индивид» и «личность». Формирование личности

3. Социализация личности

4. Социальный статус личности, социальные роли личности

5. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Заключение

Библиографический список

Введение

С самых давних известных нам времен жизнь человека всегда протекала в общественной среде и, следовательно, была организованной... Излюбленное мнение наших предков, будто общество, возникло на основе соглашения между разобщенными до этого людьми, исторически не подтверждается, а является домыслом... Неправильно было бы также считать, что развитие человеческого общества идет по пути превращения людей в одиноких отшельников. Уже сам рост населения сделал бы одиночество затруднительным, если бы даже оно и было желательным, чего в действительности нет. Более того, тот небольшой период времени, который имеет письменную историю, является как бы своеобразной школой цивилизации - нелегкой науки, благодаря которой люди становятся cives, гражданами, способными жить сообща с наименьшим количеством конфликтов и недоразумений. Несомненно, в силу этого появились понятия, выражаемые такими многозначащими собирательными именами существительными, как "человечество", "общество", "нация", "церковь". Они являются собирательными в том смысле, что обозначают собой целые системы с особой структурой взаимоотношений, составляющей основу их организации. Члены этих систем принадлежат к ним иногда по своему рождению или вследствие принуждения, а иногда и по личному желанию, но в любом случае их членство оказывает сильное влияние на их внутренний склад.

Хотелось бы остановиться и рассмотреть более подробно следующий вопрос: ”Что же заставляет человека стремиться к чему то новому, познавать что-то непознанное”. Является ли стремление к знанию у человека внутренним желанием, или на это его наталкивает общество? Вот как отвечает на этот вопрос американский философ Карлос Кастанеда. На самом деле, все, что есть у человека это жизнь, смерть и воля. Видя смерть, человек понимает, насколько действительно прекрасно жить, а воля заставляет человека идти вперед. Человек без воли это уже не человек, он уже не сможет достичь чего-то нового. Человек создан для знания, и жизнь его заключается в постижении чего-то нового, неизведанного.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых, но и всех людей.

1. Понятие общества. Сферы общественной жизни

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1)экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2)социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3)политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4)духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

2. Понятия «индивид» и «личность». Формирование личности

В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить.

В то же время понятие «индивид» включает задатки психических качеств, или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.

Как из индивида формируется личность? Как те задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности?

В литературе описано немало случаев, когда маленькие дети попадали в мир животных, лишались человеческого общения. Всем известен пример Маугли. Во всех подобных случаях закономерности развития человеческого индивида сохранялись. В 1991 г. в Таджикистане у стаи волков был отбит юноша, который несколько лет провел с этими животными. Он был хорошо физически развит, ловок, имел крепкие зубы, умел угрожающе рычать, прыгать и т. д. Но он так и не смог научиться держать в руках карандаш, писать и читать, выражать свои мысли вслух (научился говорить отдельные слова). Он не смог овладеть какой-либо профессией.

Следовательно, решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Личность - это представитель общества, продукт социально обусловленного

индивидуального развития, носитель социальных свойств. Личность - это индивид,

включенный в систему общественных отношений.

Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности. Это набор черт, присущих только данной личности.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Личность является предметом изучения целого ряда гуманитарных наук: физиологии, философии, психологии, социологии и др.

Философия рассматривает личность с точки зрения ее мировоззрения, как субъекта познания мира. Психология изучает личность в качестве более или менее устойчивой целостности психических свойств, процессов и состояний, которая и обусловливает поведение человека.

Социологический подход заключается в определении социальных свойств, социальных качеств личности, т. е. тех, которые формируются под воздействием непосредственного окружения и всего общества в целом. Именно эти качества в большей степени и определяют социальное поведение человека.

Таким образом, процесс формирования личности имеет две стороны.

Внутренняя сторона подразумевает развитие в человеке психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических образований (знания, навыки и умения). Эта сторона процесса формирования личности является предметом изучения психологии. Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»

Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные ей роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.

Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность чувствовать себя не только частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Существуют различные взгляды на сроки формирования личности.

С точки зрения сторонников гетерохронного подхода, темпы развития у разных личностей неодинаковы, люди достигают зрелости в разном возрасте. Но конечный результат и критерии зрелости для всех одни и те же.

Сторонники гомохронного подхода утверждают, что период формирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что упущено в детстве, наверстать невозможно. Следовательно, индивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.

Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, т. е. разную продолжительность формирования каждой личности, но отрицающие возможность предсказать заранее результат развития личности, так как «дремлющие», «отсроченные» качества, заложенные в генную природу человека и сформированные его социальным окружением, могут проявиться в тот или иной период в определенных социальных, возрастных и других условиях.

В человеческом обществе немало людей, частично или полностью выпадающих из-под его влияния, не получивших в процессе своего формирования его развивающих импульсов. В результате - недоразвитие соответствующих личностных качеств. Неумение логически или абстрактно мыслить, недостаток фантазии, отсутствие интереса к культуре означают, что у данной личности в детстве не было достаточного детского и взрослого окружения, что ребенок не доиграл со сверстниками, не получил требуемых ответов от взрослых.

В случае недостаточного уровня общения, недогрузки процессов памяти, мышления, воли, отсутствия эмоционально-чувственных проявлений может

наблюдаться процесс, обратный развитию, формированию, - деградация личности.

От недостатка, хронической нехватки мыслительной, логической деятельности может развиться умственная деградация.

Еще страшнее - моральная деградация - отсутствие нравственных ориентиров, отсутствие чувства сострадания.

Вот почему так опасно развитие насилия для общества. Во время войн, когда масса людей привыкают к насилию, крови и виду трупов, когда снижается порог чувствительности к страданиям, развивается моральная деградация общества. Преодолеть моральную деградацию общества очень трудно. Необходим целый комплекс мер по реабилитации людей, занимавшихся и подвергшихся насилию, улучшение социальных условий жизни, развитие образования, культуры, совершенствование системы воспитания подрастающего поколения, общая гуманизация отношений.

Формирование личности, полагает американский социолог Джордж Мид, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии.

Стадия имитации (подражания). На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознательно. На этой стадии (до полутора-двух лет) они стремятся делать то и так, что и как делает его мать, отец, старшие братья и сестры. Поэтому они предпочитают пользоваться не игрушками, а реальными предметами: ложкой помешать суп в кастрюле (как мама), позвонить по телефону (как папа), отказаться есть кашу (как старшая сестра). Имитация как социальное подражание существует не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Игровая стадия. В этот период у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменить реальные предметы игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папы, космонавта, военного). Поэтому эту стадию Дж. Мид назвал также стадией ролевых игр.

Стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать ожидания окружающих. Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам - все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определенного действия полностью социален: ребенок исходит из своего положения и игровой ситуации (положения партнеров, противников и т. д.). Структура сформировавшийся личности (по Дж. Миду) состоит из двух компонентов: «Я - сам» и «Я - меня». «Я - сам» - это отклик личности на других людей и общество в целом. «Я - меня» - это объект самосознания, самопонимания, рефлексия на оценки других.

Американский социолог Чальз Кули считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий - интеракций (концепция зеркального «Я»). Представления человека о себе (а это, по понятиям Ч.Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя (самосознание. - Б. И.), представляя, что о нем думают другие, т. е. в интеракциях человек как бы отражается в представлениях о нем других людей как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:

Представление о том, как другие видят меня;

Представление о том, как другие оценивают меня;

Ощущение «Я» как ответ представления оценки меня.

По представлениям Зигмунда Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:

Ид («Оно») - является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности;

Эго («Я») - сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности;

Суперэго («сверх-Я») - оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля.

Мы считаем, что структуру личности лучше всего отражают два компонента:

биофизическое «Я» и психосоциальное «Я», состоящие, в свою очередь из биологического («био-Я»), физиологического («фи-зио-Я»), психологического («психо-Я») и социального («социо-Я») компонентов (таблица 1).

Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма.

Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.

Под идентификацией социологи понимают способ усвоения индивидом ценностей и норм. Идентичность - это ощущение индивидуальности личности или принадлежности её к какой-либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие сначала идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера.

Социальный контроль (стыд) - оценка поступков личности, сравнение их с окружающими стандартами.

Индивидуальный контроль (совесть) - внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда - внешнего, общественного контролера).

Таблица 1. Структура личности

Под конформизмом понимается податливость установок и поведения личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с лидером (властью), изменяет свое поведение.

Действие этих механизмов мы рассмотрели в теориях Дж. Мида, Ч. Кули и З. Фрейда, их взаимодействие порождает и развивает процесс формирования личности.

Имитация и идентификация - позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования. Социальный (стыд) и внутренний контроль (совесть) - негативные, сдерживающие механизмы, действующие как запреты.

Итак, мы выяснили, что в отличие от индивида как природного существа в обществе действуют личности, сформировавшиеся в результате взаимодействия природных и социальных сил.

3. Социализация личности

Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.

Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.

Социализация - это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. личность общество ценность социализация

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.

Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры

Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. - все это и есть внешние проявления процесса социализации.

Отличия социализации от формирования заключаются в следующем:

Социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации;

Социализация дает возможность получить определенные навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения;

Формирование личности создает внутреннюю психологическую установку на определенный тип социальных действий; социализация, корректируя эти социальные действия, делает всю установку более гибкой.

Процесс социализации в советской социологии привязывался к трудовой деятельности, которая понималась как оплачиваемая государством работа. При таком подходе выделяются три типа социализации:

дотрудовая (детство, школа, вуз);

трудовая (работа на производстве);

послетрудовая (на пенсии).

Такая периодизация, делавшая упор на трудовую деятельность, неудовлетворительно раскрывала сущность социализации в детстве и неадекватно рассматривала положение пенсионеров.

Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода:

первичная социализация - период от рождения до формирования зрелой личности;

вторичная социализация (ресоциализация) - перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.

Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.

Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко относятся к власти авторитета. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в основном заняты физическим трудом и работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей.

Национальные различия, национальные ценности и нормы также оказывают значительное влияние на социализацию личности.

Рассмотрим для сравнения американские и российские национальные ценности (табл. 2). Понятно, что, испытав одни и те же процессы социализации, но впитывая, приобщаясь к разным нормам и ценностям, американцы и россияне приобретают разные черты личности. Впрочем, следует отметить влияние реформ и общего направления развития российского общества на изменение базовых национальных ценностей и черт национального характера, которые берут свое начало еще в чертах русской общины в сторону сближения их с более рациональными характеристиками развитых постиндустриальных обществ.

Таблица 2. Американские и российские национальные ценности

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются:

Ценности и нормы поведения;

Навыки и умения;

Статусы и роли;

Поощрения и санкции.

Рассмотрим эти средства:

Язык - основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.

Ценности, как мы уже выяснили, - это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы - усвоенные личностью общественные образы мышления, поведения, общения.

Навыки и умения - это образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую) роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но дает новые навыки общения во всемирной электронной сети Интернет.

Для иллюстрации социологического термина «статус» введем понятие «социальное пространство», под которым будем понимать всю совокупность социальных позиций данного общества, т. е. весь объем так называемой «социальной пирамиды». Социальное пространство, как видим, не совпадает с геометрическим. Например, в геометрическом пространстве король и шут почти всегда находятся рядом, но в социальном пространстве их разделяет почти вся высота социальной пирамиды.

Социальный статус - это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальный статус характеризуется социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д.

Следует отметить личный статус, который характеризуется личными качествами и ярче проявляется в небольшой группе.

Например, в любом давно сложившемся коллективе, особенно в неслужебное время, общение идет на основании личного, а не социального статуса, если различия в должностях невелики.

Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик и т. д.

Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом. Например: сын крупного начальника.

Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом.

Поведение личности, связанное с ее социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью .

Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым набором.

Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами.

Поведение личности

Если поведение человека соответствует общественным (групповым) ценностям и нормам, он получает социальное поощрение (престиж, деньги, похвалу, успех у женщин и т. д.); если не соответствует - социальные санкции (штрафы, осуждение общественным мнением, административные наказания, тюремное заключение и др.).

С помощью средств социализации (язык, ценности и нормы, навыки и умения, статусы и роли) становится возможным постоянное взаимодействие между личностями, личностью и институтами социализации, т. е. теми группами, которые и обеспечивают процесс вхождения молодого поколения в общество.

Рассмотрим подробнее основные институты социализации.

Семья - один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

Группа ровесников - выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.).

Школа - действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим человеком.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Военное образование дает возможность молодому офицеру быстро внедриться в военную систему. Другое дело - призванные на срочную службу. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности, не вызывали у молодых людей психических потрясений. Для этого служит специальная подготовка (допризывные сборы, курс молодого бойца), на это направлена деятельность командиров, военных социологов и психологов. Старослужащие, прошедшие вторичную социализацию, не столько протестуют, сколько «примеряют» на себе новые роли «гражданской» жизни.

Если протест принимает открытые формы и действует постоянно, это означает так называемую неудачную социализацию.

Социологические исследования показывают, что когда в процессе социализации используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.

4. Социальный статус личности, социальные роли личности

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

5. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

1)нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

2)нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3)религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

4)политические нормы - нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения, прежде всего, должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

5)правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Все социальные нормы сопровождаются санкциями. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

Поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название - делинквентное поведение.

Американский социолог Ф. Зимбардо провел так называемый «тюремный эксперимент». Он отобрал несколько студентов-добровольцев и ночью вывез их за город в специально оборудованное здание, имитирующее тюрьму. Очевидно, неожиданное перемещение ему нужно было для чистоты эксперимента: вхождение в роли «тюремщиков» и «заключенных» должно было быть таким, чтобы участники эксперимента максимально отрешились от их прежних ролей. «Тюремщики» изучили инструкции. Им была дана установка: «Поддерживать порядок и добиваться послушания». Все участники эксперимента были переодеты либо в форму надзирателей, либо в костюмы заключенных.

Вначале, при вхождении в роли, студенты допускали нарушение инструкций, фамильярность. Но затем, решая задачу поддержания должного порядка, «тюремщики» становились все более требовательными, забывая свои прежние роли студентов-коллег. Это привело к бурной реакции со стороны «заключенных». Они протестовали, высказывали неповиновение, один из «заключенных» бросил в лицо своему «тирану» тарелку с макаронами. «Надзиратели» отвечали насилием и запретами: отказывали в курении, вмешивались в разговоры при свиданиях, надевали наручники.

Насилие зашло так далеко, что Зимбардо пришлось прекратить эксперимент на шестые сутки, хотя он планировался на две недели. Когда после эксперимента студенты-участники описывали свои ощущения и переживания, все они отметили, что ранее вообще отрицали насилие.

В результате эксперимента Зимбардо сделал вывод, что социальное поведение человека гораздо больше зависит от внешних социальных сил (стимулов), чем от внутренних качеств личности (и вытекающих из них мотивов).

Заключение

Одна из основных философских проблем - вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире. Человек, по своей сути - существо биосоциальное (био - часть природы, социо - часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Человек становится человеком, только вступая в контакт с другими людьми. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Общество - сложная динамическая система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Личность - понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности.

Социализация - процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия. Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом. Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Нормы предают современному миру регулярность и предсказуемость. Люди часто отклоняются от правил, которым они должны следовать, что именуется девиацией. Это можно определить как несоответствие имеющейся норме, принятой значительной частью людей в группе или обществе. Отклонения бывают не только индивидуальными, но и групповыми. Наиболее часто мы следуем социальным правилам и нормам, т. к. в процессе социализации нам привычно поступать именно так, или мы верим, что предписываемое поведение истинно.

В человеке, как в капле воды, отражается всё общество: лучшие качества и его пороки

Библиографический список

Кон И. В поисках себя: личность и самосознание. М., 1984.

Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992. С. 31-106.

Смэлзер Н. Социология. М., 1994. С. 94-130.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 162, 316,367-368, 380-383.

Сорокин П.А. Общая социология // Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 32-60.

Социология / Сост. И.Л. Яковлев. СПб., 1993. С. 19-48.

Человек и общество: Хрестоматия. М., 1992. С. 142-154.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Человек, индивид, личность. Потребности и способности человека. Особенности межличностных отношений. Нации и межнациональные отношения в современном обществе. Глобальные проблемы современности.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2011

    Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. Теории развития личности. Основные факторы формирования личности и ее социализации. Взаимодействие личности и социума.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2012

    Социализация как способ усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей общества. Киберсоциализация человека на этапе обучения - процесс качественных модификаций структуры самосознания и мотивационной сферы личности.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2017

    Понятия "личность", "человек" и "индивид" в социологии. Перечень важнейших компонентов в структуре личности. Социальные статусы и социальные роли личности. Процесс социализации индивида. Основные жизненные стратегии человека и способы их самореализации.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2014

    Анализ роли социальных практик в процессе формирования самосознания личности. Роль общественных традиций в процессах социализации. Личностная идентичность личности в современных социальных и культурных условиях. Основные факторы адаптационного процесса.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2013

    Человек, личность, индивид, индивидуальность - основные понятия. Основные факторы развития личности; ценностные ориентации, ролевые качества. Процесс формирования личности. Теории социолизации Ч. Кули, Дж. Мида, А. Халлера; уникальный индивидуальный опыт.

    презентация , добавлен 21.05.2016

    Характеристика общества, этапов его развития и основных сфер жизни. Отличительные черты социологических определений "человек", "индивид", "личность", "социализация". История воззрений на общество. Основные социальные проблемы современного общества России.

    методичка , добавлен 26.06.2010

    Проблема личности человека как одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Отличия понятий "человек", "индивид" и "личность". Личность как субъект и продукт социальных отношений. Межличностные отношения, социализация личности.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Процесс становления личности ребенка: обучение, воспитание и усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Виды, содержание и факторы социализации. Семья, образование и религия как социальные институты.

    презентация , добавлен 07.08.2015

    Индивид как субъект общественных отношений. Соотношение понятий "личность", "индивид", "субъект", "индивидуальность". Социализация личности как процесс включения личности в общество, ее социальная сущность. Основные положения теорий развития личности.