Человек говорит по телефону. Эффективное общение по телефону

Вас раздражает, если кто-нибудь орет в свой мобильный телефон в публичном месте? Адам Резерфорд и Ханна Фрай выяснили, почему люди так ведут себя.

Громкий телефонный разговор соседа по вагону метро заставит вздрогнуть кого угодно… Недавно ученые Адам Резерфорд и Ханна Фрай отвечали на вопросы слушателей новой радиопрограммы Би-би-си под названием «Любопытные истории Резерфорда и Фрай» (программу можно послушать по ссылке), и Дэниел Сарано из Нью-Джерси, США, спросил как раз про это.

«Мне неинтересно слушать о чужой личной жизни, — пишет Сарано. — Сама мысль об этом была бы неприемлема для старшего поколения. Думаю, громкие разговоры на публике раньше сочли бы за грубость».

Многие люди громко говорят, сами того не осознавая — есть ли этому научное объяснение?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить о характерной особенности телефонов, появившейся задолго до изобретения мобильных — так называемом местном эффекте: звонящий слышит собственный голос в динамике, когда говорит.

Благодаря этому эффекту человек понимает, что его слышат, и поэтому повышать голос не нужно.

У городских телефонов местный эффект предусмотрен для того, чтобы офисные работники не слишком шумели.

Контекст

Мобильник и сказка

L"Espresso 07.06.2015

Турки и смартфон

Habertürk 19.07.2014

Глупец, спрячь свой сотовый телефон

L"Espresso 12.08.2012 Что же произошло после появления мобильных — местный эффект исчез? Как отмечает акустический технолог Ник Закаров, это не так: существуют международные правила, устанавливающие рекомендуемый уровень громкости местного эффекта в мобильных телефонах.

Проблема мобильных в том, что они мобильны, по ним разговариваешь в самых разных местах, и фиксированный уровень громкости местного эффекта не всегда достаточен при фоновом шуме.

Кроме того, не стоит забывать и об эффекте Ломбарда: мы естественным образом повышаем голос, чтобы компенсировать уровень окружающего шума.

Как правило, мы ориентируемся на самый громкий звук из слышимых нами — например, на отбойный молоток на стройке.

Отсюда и возникает такое явление, как слышные всем вокруг разговоры по мобильному.

Стоит, однако, отметить, что пользование телефонами и раньше вызывало вопросы с точки зрения хороших манер.

В викторианскую эпоху, когда телефоны впервые появились, многое было непонятно. Может ли человек разговаривать по телефону, не будучи одетым? Уместно ли вставать, когда разговариваешь по телефону с женщиной?

Похоже, телефоны как явление всегда будут провоцировать нас на то или иное нарушение общепринятого этикета.

1.Как он реагирует на звонок. Если человек, услышав телефонный звонок, тут же бросает все и стремглав несется к телефону, то, наверное, его жизнь скучна. Он верит, что однажды она чудесным образом изменится: например, ему позвонит Путин и предложит стать премьер-министром. Такие люди недовольны своей жизнью и считают себя недооцененными. А те, кто, наоборот, специально тянет время, не снимая трубку, стремятся придать себе важности: мол, у них и без телефона дел хватает.

2. Кто в семье подходит к телефону. Обычно трубку первым берет тот человек, вокруг которого крутится жизнь семьи, - он считает, что все в доме принадлежит ему. Это может быть вечно занятый отец семейства или его жена, борющаяся с ним за власть. Часто трубку берет теща или свекровь, которая страстно желает быть в курсе всего, что происходит в доме, и поэтому требует от каждого звонящего назвать свое имя, род занятий и цель звонка. Крайне невежливо по отношению к звонящим позволять снимать трубку таким людям. А также маленьким детям - ведь трехлетнему малышу вряд ли будут звонить по телефону, а если звонок важный, то тратить время на объяснения с ребенком бывает очень досадно.

3. Первое слово при разговоре. Если, снимая трубку, человек отрывисто говорит "да", то он настраивает собеседника на то, что разговор будет кратким и по делу. В принципе, это граничит с хамством - ведь звонящего как бы заранее считают бездельником, который отнимает чужое время. А еще "да" и "слушаю вас" говорят люди, которые постоянно на связи и стараются поменьше занимать "эфирное время". "Алё" - самый распространенный вариант, у которого есть вариации. Например, "алло" (по-иностранному) отвечают люди, претендующие на интеллигентность, а "але" говорят патологические шутники. Впрочем, у шутников есть целая обойма затертых шуток, вроде "у аппарата!", "Смольный слушает" и так далее. Почему-то им до сих пор это кажется смешным. Но предел бескультурья - начинать телефонный разговор со слов: "А с кем я разговариваю?" Сначала надо представиться самому. В Европе принято представляться, снимая трубку: "Смит", "квартира Смитов", "компания "Смит корпорейшн". Подобное правило сейчас принято и во многих российских учреждениях.

4. Как подзывает к телефону. В женских коллективах, подзывая кого-то к телефону, обычно уточняют: "Приятный мужской голос". Это говорится в надежде на то, что счастливица, пообщавшись с мужчиной, в подробностях обсудит с коллегами все детали разговора и этим скрасит серость рабочих будней. Впрочем, мужчины тоже этим страдают.

5. Легко ли он дозванивается. Есть целая категория людей с "тяжелой рукой", которые никуда не могут дозвониться. Такое впечатление, что техника сознательно восстает против них. Замечено, что так происходит с людьми властными и решительными. Возможно, во всем виновата их повышенная энергетика. Зато именно такие люди часто делают успешную карьеру и заводят себе секретарей, которые гораздо легче находят общий язык с техникой.

6. Отношение к телефонному аппарату. Старенький дисковый аппарат, перевязанный скотчем, демонстрирует, что его владелец - человек консервативный, категорически не желающий что-либо менять в жизни. Если шнур телефонной трубки сильно перекручен, то хозяин аппарата - человек неусидчивый и не очень аккуратный. Зато очень обаятельный и дружелюбный. Те же, кто провода раскручивает, - ответственные, но недооцененные люди. Чем больше в аппарате функций (автоответчик, память и так далее), тем более педантичен и целеустремлен его владелец. Люди же, старающиеся угнаться за модой и регулярно меняющие телефоны (особенно мобильные), явно еще не нашли себя в жизни.

7. Манера разговора. Если человек говорит по телефону громко, чуть ли не крича, значит, этот звонок деловой и очень для него важен (плохая слышимость не в счет). А когда говорящий неожиданно переходит на вкрадчивый шепот - будьте уверены, у него появились амурные дела. Долго занимают телефон эгоистичные люди, которые даже не хотят подумать о том, что другим членам семьи тоже нужно куда-то позвонить. Это характерно для подростков и инфантильных жен, находящихся на содержании у мужа.

8. Шифры и коды. Разговаривая по телефону, некоторые люди из кожи вон лезут, стараясь, чтобы никто из окружающих не понял, о чем они говорят. Вспомните, как герой фильма "Осенний марафон" назначал свидание любовнице: "Завтра в семь - кафедра", - говорил он, чтобы жена не догадалась. Но мужчины напрасно недооценивают женскую проницательность. Как бы жена ни делала вид, что безразлична к вашей беседе, она всегда внимательно слушает и лучше детектора лжи улавливает фальшивые интонации голоса мужа. Мужчина, разговаривающий по телефону, всегда под подозрением.

9. Характерные жесты при разговоре. Человек, который во время разговора нервно барабанит пальцами по столу или постукивает ногой, явно подвергается "психологической обработке". Звонящий либо о чем-то просит его, либо просто откровенно раздражает, а нагрубить в ответ воспитанность не позволяет. Такого человека надо спасать - например, громко сказать, что к нему пришли (чтобы звонящий услышал это и наконец отстал). Для того, кто рисует на бумаге абстрактные фигуры или накручивает локон на палец, разговор - скорее способ расслабиться и пообщаться с друзьями.

10. Как прощается. Человек, который в процессе разговора несколько раз прощается, но все никак не может положить трубку, - телефонный наркоман. Часто этим недугом страдают женщины, которым телефон заменяет прогулки, выход в свет и даже мужчин. Они переживают, что забыли сказать или спросить у собеседника что-то важное, и начинают разговор сначала, надеясь, что волнующая тема вновь всплывет в памяти. А, положив, наконец, трубку, тут же набирают новый номер, чтобы передать распирающую их информацию дальше.

Телефонные разговоры - составная часть делового общения. Значительная часть служебных контактов с партнерами, чиновниками, клиентами происходит именно по телефону. Грамотное использование возможностей телефонной связи весьма эффективно экономит драгоценное время. Однако незнание телефонного этикета наносит непоправимый вред репутации и имиджу делового человека.

Основные требования телефонного этикета просты.

Договариваясь о звонке, всегда уточняйте, когда его удобнее сделать. После набора номера не следует долго держать трубку, если на другом конце провода никто не отвечает. Максимальная продолжительность ожидания - шесть гудков. Если вы поручили дозвониться до интересующего вас человека сотруднику или секретарю, то вы должны быть готовы в любой момент подключиться к разговору.

Не забывайте здороваться. Всегда и со всеми. Психологи рекомендуют говорить: «Добрый день!», а не «Здравствуйте!», так как в последнем слове больше согласных. Говорить «Доброе утро!» и «Добрый вечер!» также не желательно: у нас рабочий - день.

После приветствия пригласите к телефону интересующего вас человека, затем представьтесь - первым называет себя тот, кто звонит. Допустимо не называть себя, если на месте нет того абонента, с которым вам необходимо поговорить. Можно поинтересоваться, когда он будет на месте, или попросить что-либо ему передать.

Не стоит спрашивать «Вы кто? А какой у вас номер?», но можно уточнить, правильно ли вы набрали номер и дозвонились ли туда, куда хотели. Если вы ошиблись номером, то при следующем наборе сразу уточните, тот ли это номер, что вам нужен. Если разговор прервался по техническим причинам, то перезвонить должен инициатор разговора.

Звонок по телефону должен подчиняться требованиям краткости. Не забывайте: время - деньги! Рекомендуемая продолжительность деловой беседы не более пяти минут. Будет очень любезно с вашей стороны, если в начале разговора вы спросите, располагает ли собеседник временем и в каком объеме. Если он занят, извинитесь и поинтересуйтесь, когда лучше перезвонить.

Отвечая на телефонный звонок, необходимо снимать трубку до четвертого-пятого звонка, идеально - после второго. Такие ответы, как «Да!», «Алло!», «Слушаю!», в служебной обстановке недопустимы. Деловой этикет рекомендует создать сценарий первых слов приветствия применительно к специфике вашей фирмы, компании. Можно не называть фамилии, ограничившись лишь обозначением своей должности или отдела компании. Важно, чтобы набравший ваш номер человек понимал, куда именно он позвонил и кто с ним говорит. Если к телефону просят вашего коллегу, неприлично выяснять, кто его спрашивает.

Если вы очень заняты, то телефон лучше отключить или попросить отвечать на телефонные звонки секретаря. Если в вашем кабинете находится клиент или посетитель, то общение с ним, несомненно, является приоритетным. Следует ответить на звонок только для того, чтобы выяснить, кто звонит, и сообщить, когда вам можно перезвонить, или попросить собеседника оставить свой номер и пообещать перезвонить ему позже. Если у вас посетители, а вам необходимо позвонить, то следует перед ними извиниться, а сам звонок постараться сделать максимально коротким.

При равных условиях заканчивает разговор тот, кто позвонил. При разговоре с начальником инициатива завершения разговора должна исходить от него. (Кстати, во внеслужебной обстановке такую же привилегию имеет женщина). Если беседа затягивается, то можно подвести итог, воспользовавшись фразами: «Полагаю, что мы обсудили все вопросы», «Благодарю, что вы уделили мне время» и тому подобное. Постарайтесь не проявлять нетерпения, оставьте о себе приятное впечатление.

Считается дурным тоном звонить по служебным делам домой или на личный мобильный телефон. Деловые люди с хорошей репутацией должны успевать делать свою работу в рабочее время. Если ваш партнер по бизнесу предоставил вам номер своего домашнего или мобильного телефона и разрешил звонить в любое время, не следует понимать это буквально. В случае предварительной договоренности или крайних обстоятельств вы, конечно, можете позвонить в нерабочее время, но такой звонок должен быть исключением, а не правилом. Тем более сто раз подумайте перед тем, как звонить слишком рано утром или поздно вечером. Чтобы вы решились позвонить до 8 утра и после 11 вечера, как минимум, должен случиться пожар.

И самое главное, будьте всегда доброжелательны. Ведь телефонные провода умеют передавать как мрачный вид и недовольное выражение лица, так и приветливую улыбку.

1.Как он реагирует на звонок. Если человек, услышав телефонный звонок, тут же бросает все и стремглав несется к телефону, то, наверное, его жизнь скучна. Он верит, что однажды она чудесным образом изменится: например, ему позвонит Путин и предложит стать премьер-министром. Такие люди недовольны своей жизнью и считают себя недооцененными. А те, кто, наоборот, специально тянет время, не снимая трубку, стремятся придать себе важности: мол, у них и без телефона дел хватает.

2. Кто в семье подходит к телефону. Обычно трубку первым берет тот человек, вокруг которого крутится жизнь семьи, — он считает, что все в доме принадлежит ему. Это может быть вечно занятый отец семейства или его жена, борющаяся с ним за власть. Часто трубку берет теща или свекровь, которая страстно желает быть в курсе всего, что происходит в доме, и поэтому требует от каждого звонящего назвать свое имя, род занятий и цель звонка. Крайне невежливо по отношению к звонящим позволять снимать трубку таким людям. А также маленьким детям — ведь трехлетнему малышу вряд ли будут звонить по телефону, а если звонок важный, то тратить время на объяснения с ребенком бывает очень досадно.

3. Первое слово при разговоре. Если, снимая трубку, человек отрывисто говорит «да», то он настраивает собеседника на то, что разговор будет кратким и по делу. В принципе, это граничит с хамством — ведь звонящего как бы заранее считают бездельником, который отнимает чужое время. А еще «да» и «слушаю вас» говорят люди, которые постоянно на связи и стараются поменьше занимать «эфирное время». «Алё» — самый распространенный вариант, у которого есть вариации. Например, «алло» (по-иностранному) отвечают люди, претендующие на интеллигентность, а «але» говорят патологические шутники. Впрочем, у шутников есть целая обойма затертых шуток, вроде «у аппарата!», «Смольный слушает» и так далее. Почему-то им до сих пор это кажется смешным. Но предел бескультурья — начинать телефонный разговор со слов: «А с кем я разговариваю?» Сначала надо представиться самому. В Европе принято представляться, снимая трубку: «Смит», «квартира Смитов», «компания „Смит корпорейшн“. Подобное правило сейчас принято и во многих российских учреждениях.

4. Как подзывает к телефону. В женских коллективах, подзывая кого-то к телефону, обычно уточняют: „Приятный мужской голос“. Это говорится в надежде на то, что счастливица, пообщавшись с мужчиной, в подробностях обсудит с коллегами все детали разговора и этим скрасит серость рабочих будней. Впрочем, мужчины тоже этим страдают.

5. Легко ли он дозванивается. Есть целая категория людей с „тяжелой рукой“, которые никуда не могут дозвониться. Такое впечатление, что техника сознательно восстает против них. Замечено, что так происходит с людьми властными и решительными. Возможно, во всем виновата их повышенная энергетика. Зато именно такие люди часто делают успешную карьеру и заводят себе секретарей, которые гораздо легче находят общий язык с техникой.

6. Отношение к телефонному аппарату. Старенький дисковый аппарат, перевязанный скотчем, демонстрирует, что его владелец — человек консервативный, категорически не желающий что-либо менять в жизни. Если шнур телефонной трубки сильно перекручен, то хозяин аппарата — человек неусидчивый и не очень аккуратный. Зато очень обаятельный и дружелюбный. Те же, кто провода раскручивает, — ответственные, но недооцененные люди. Чем больше в аппарате функций (автоответчик, память и так далее), тем более педантичен и целеустремлен его владелец. Люди же, старающиеся угнаться за модой и регулярно меняющие телефоны (особенно мобильные), явно еще не нашли себя в жизни.

7. Манера разговора. Если человек говорит по телефону громко, чуть ли не крича, значит, этот звонок деловой и очень для него важен (плохая слышимость не в счет). А когда говорящий неожиданно переходит на вкрадчивый шепот — будьте уверены, у него появились амурные дела. Долго занимают телефон эгоистичные люди, которые даже не хотят подумать о том, что другим членам семьи тоже нужно куда-то позвонить. Это характерно для подростков и инфантильных жен, находящихся на содержании у мужа.

8. Шифры и коды. Разговаривая по телефону, некоторые люди из кожи вон лезут, стараясь, чтобы никто из окружающих не понял, о чем они говорят. Вспомните, как герой фильма „Осенний марафон“ назначал свидание любовнице: „Завтра в семь — кафедра“, — говорил он, чтобы жена не догадалась. Но мужчины напрасно недооценивают женскую проницательность. Как бы жена ни делала вид, что безразлична к вашей беседе, она всегда внимательно слушает и лучше детектора лжи улавливает фальшивые интонации голоса мужа. Мужчина, разговаривающий по телефону, всегда под подозрением.

9. Характерные жесты при разговоре. Человек, который во время разговора нервно барабанит пальцами по столу или постукивает ногой, явно подвергается „психологической обработке“. Звонящий либо о чем-то просит его, либо просто откровенно раздражает, а нагрубить в ответ воспитанность не позволяет. Такого человека надо спасать — например, громко сказать, что к нему пришли (чтобы звонящий услышал это и наконец отстал). Для того, кто рисует на бумаге абстрактные фигуры или накручивает локон на палец, разговор — скорее способ расслабиться и пообщаться с друзьями.

10. Как прощается. Человек, который в процессе разговора несколько раз прощается, но все никак не может положить трубку, — телефонный наркоман. Часто этим недугом страдают женщины, которым телефон заменяет прогулки, выход в свет и даже мужчин. Они переживают, что забыли сказать или спросить у собеседника что-то важное, и начинают разговор сначала, надеясь, что волнующая тема вновь всплывет в памяти. А, положив, наконец, трубку, тут же набирают новый номер, чтобы передать распирающую их информацию дальше.

Пожалуй, в жизни каждого современного человека уйма времени уходит на телефонные разговоры: с близкими, партнёрами по бизнесу, поставщиками, с кандидатами на должность и даже с продавцами в Интернет-магазине.

К сожалению, во время беседы по телефону мы не можем видеть лица собеседника и его жестов, а слышим только его голос. Контролировать речь мы учимся с детства, поэтому слова - не самый надёжный источник информации. Однако, если знать, на что обращать внимание, из телефонного разговора можно извлечь много информации и определить, когда человек лжёт.

Определяем норму

Эта информация нужна для того, чтобы впоследствии замечать любые изменения в речи собеседника. Поскольку они, как правило, возникают из-за неприятной темы или вопроса, которые заставляют нервничать. При этом важно помнить основное правило при детекции лжи: любая ложь - это всегда стресс, но стресс - не всегда ложь.

Привычную манеру речи проще отметить, когда мы знаем человека не один день. Если знакомство происходит по телефону, и у нас есть всего полчаса на то, чтобы выяснить нужную информацию - это сложнее, но тоже возможно. Начните разговор с простых открытых вопросов, чтобы собеседник чувствовал себя уверенно и больше говорил. Когда вы перейдёте к более сложным, неприятным вопросам – заметите разницу.

На что обращать внимание?

  1. Следите за тем, получаете ли вы ответы на свои вопросы.

Излюбленные тактики тех, кто не хочет отвечать на вопрос:

  • переспросить и увести беседу в другое направление;
  • начать ответ с комплиментов и продолжить в стиле «Ну ты же свой человек, понимаешь…»;
  • атаковать встречными вопросами в попытке выставить вас не компетентным.

Важно! Существует тип личности, которому свойственно говорить уклончиво, неуверенно, отвечать вопросом на вопрос. В их случае это является нормой и не является признаком лжи или манипулированием.

  1. Реакцию на вопрос помогут определить метапрограммы – это фильтры восприятия, усвоения и передачи информации.

Они определяют особенности нашего мышления и модели общения с окружающими. Когда человек искажает или умалчивает информацию, его метапрограмма меняется на противоположную. Использовать этот инструмент можно, если до телефонного разговора был опыт общения с человеком, и мы знаем, как он обычно доносит информацию. Чтобы рассказать, как это работает, разберём примеры нескольких метапрограмм.

Метапрограмма мотивации «ОТ» и «К»

О чем больше говорит человек? О том, чтобы не стало хуже? Старается предвидеть всевозможные ошибки и уязвимые места в договорённостях? Значит, его мотивация - избегание неудач.

Больше говорит о будущем, перспективах, о том, что получит и к чему приведет проект - мотивация на достижение успеха.

Также важно понимать, что мотивация может меняться в зависимости от того, был ли у человека опыт в этой сфере или нет.

Если ваш собеседник на все вопросы отвечает с мотивацией на успех, а на какой-то теме он её изменил, значит, этот вопрос стрессовый, и у него был какой-то негативный опыт, связанный с этой темой.

Метапрограмма: ДЕТАЛЬНЫЙ или ГЛОБАЛЬНЫЙ.

Детальный - это тот человек, которому очень важны детали и подробности, у него потребность постоянно уточнять и конкретизировать, что именно он имеет в виду.

Глобальный говорит более обобщенным языком. Ему важно, чтобы была донесена общая концепция . Фактов, как таковых, у него мало.

Если человек желает что-то скрыть или солгать, у него произойдёт смена привычной метапрограммы.

Если в начале разговора человек очень подробно перечислял преимущества, какие действия необходимо сделать, чтобы их получить, а при ответе на вопрос о том, как именно это работает и почему даёт такие результаты вдруг резко перешёл на глобальный стиль, значит человек либо сильно нервничает, либо лжёт.

Качество речи

Любые изменения в речи также необходимо фиксировать. Ведь паузы, заминки, перемена громкости голоса – это не что иное, как реакция мозга на раздражение. Если какая-либо тема для человека неприятна, он захочет избежать честного ответа на вопрос и попытается найти способ это сделать. Но в любом случае, его речь подаст «голос правды». На вероятный обман могут указывать:

  1. Замирание, пауза после вопроса

Это момент, когда человек решает, что ему делать - врать или не врать. Например, на какой-то вопрос человек не может ответить сходу, потому что задумался, хотя до этого отвечал быстро. Значит, затронутая тема для него значима, и он думает либо о том, как сформулировать ответ, либо что соврать. Для того, чтобы выяснить, что же он решил, следует задать ему несколько вопросов на эту тему. Возможно, он не выдержит и скажет всё, как есть.

  1. Смена скорости речи

Если на протяжении разговора человек говорит медленно, «с чувством, с толком, с расстановкой», а при ответе на какой-то вопрос темп резко ускорился – значит, он занервничал. Ему хочется скорее сказать фразу, чтобы перейти к другой теме.

  1. Тембр, громкость и высота голоса

Некоторые люди, когда лгут, непроизвольно начинают говорить тише. Также, если собеседник говорит низким уверенным голосом, а на какой-то теме интонации стали повышаться, появились «петухи» – это значит, что он очень сильно волнуется.

  1. Ухудшение дикции, заикание, частые откашливания, шумные вдохи и выдохи – это всё говорит о том, что вопрос был неприятным. Отвечая на него, человек переживает и нервничает.

Не забывайте о своём собственном поведении в ходе беседы. Меняйте тему и направление разговора, чтобы собеседник не мог подстроиться под вашу тактику. Используйте открытые вопросы, чтобы получить больше информации. Даже по телефонному разговору можно определить, обманывают вас или нет. Главное - быть внимательным и следить за любыми изменениями в речи собеседника.