Чей был константинополь. Император константин великий и основание константинополя

Царьград, Стамбул Словарь русских синонимов. константинополь сущ., кол во синонимов: 6 византия (3) гор … Словарь синонимов

- (Византий; в средневековых русских текстах Царьград), столица Римской империи (с 330), затем Византийской империи. Смотри Стамбул … Современная энциклопедия

- (Царьград) столица Византийской империи. Основан Константином I в 324 330 на месте г. Византий. В 1204 стал столицей Латинской империи. Отвоеван византийцами в 1261. В 1453 взят турками, переименован в Стамбул … Большой Энциклопедический словарь

См. Византия. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

Стамбул Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Константинополь - (Constantinople), город в Турции (совр. Стамбул), первоначально Византии, основан в 657 г. до н.э. как греч. колония. В нач. 4 в. н.э. Константин I Великий выбрал его в кач ве столицы Восточной Римской империи, предпочтя находящейся неподалеку… … Всемирная история

Константинополь - (древняя Византія, славянскій Царьградъ, турецкій Стамбулъ), столица Оттоманской имперіи, на Ѳракійскомъ Босфорѣ, 1.125 т. жит.; имѣетъ укр нія, воен. гавань и арсеналъ. Расположенъ амфитеатромъ на бер. бухты Золотого Рога. Природн. условіями и… … Военная энциклопедия

Константинополь - (Византий; в средневековых русских текстах Царьград), столица Римской империи (с 330), затем Византийской империи. Смотри Стамбул. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Constantinople) 1. Мусульманские завоевания Город был осажден в 668 арабами во главе с Абу Суфьяном, военачальником халифа Муавии. Флот мусульман прошел через Геллеспонт беспрепятственно, но атака на город столкнулась с ожесточенным… … Энциклопедия битв мировой истории

I (греческ. Κωνσταντινουπολις, древ. Βυζαντιον, латинск. Byzantium, древне русск. народн. Цареград, серб. Цариград, чеш. Cařihrad, польск. Carogród, турец. Станбол [произн. Стамбул или Истамбул], арабск. Константинийэ, итал. простонародное и у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Константинополь. Альбом видов , . Константинополь, 1880-е годы. Издание "Deutsche Buch- und Steindruckerei Papier- und Kunsthandlung F. Loeffler" . Альбом с 29 цветными литографиями. Типографский переплет. Сохранность…
  • Константинополь , Д. Эссад. Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала 1919 года Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1919 года (издательство`Издание М. и С. Сабашниковых`).…

Император Константин Великий и основание Константинополя

В начале IV в. в Римской империи царствовали одновременно четыре государя: два кесаря и два августа. Царь Константин, которого впоследствии назовут Великим, владел Галлией, Испанией и Британией. И вот однажды он узнал, что царствующий в Италии император Максентий жестоко угнетает своих подданных и грабит их, а сам ведет жизнь распутную и замышляет убить его - императора Константина. В «Житии» его указывается, что император со сравнительно небольшой армией (что было весьма рискованно!) выступил против Максентия. Быстро перейдя через Альпы, он овладел Верхней Италией и приблизился к Риму. Вместо того чтобы оставаться под защитой Аурелианских стен, Максентий вышел из города и устремился на противника, находившегося на другом берегу Тибра. С военной точки зрения это была такая глупость, что император Константин воспринял свою победу как знак божественного благоволения.

Как повествует епископ Кесарийский Евсевий, император Константин, будучи еще язычником, перед взятием Рима обратился с пламенной молитвой к тогда еще неведомому ему Единому Богу, которого почитали христиане, и просил у Него небесной помощи для одоления врага. И вот когда солнце стало уже клониться к закату, императору явилось на небе знамение Креста Господня, изображенное звездами и сияющее ярче солнечных лучей, с надписью вокруг него латинскими буквами: in hoc vince («Сим побеждай»). Видели это знамение и воины императорской армии, и при виде креста на многих напал страх, ибо у язычников крест был предвестником всяких бед и даже казни. А смерть на кресте считалась самой страшной - уделом разбойников и злодеев.

Страх воинов передался и императору Константину, который не знал, что же знаменует собой явление креста. Но ночью во сне ему явился Сам Иисус Христос, который снова показал виденное в небе знамение и повелел: «Сделай изображение сего креста и повели носить перед полками; и не только Максентия, но и всех врагов твоих победишь». Проснувшись, император Константин призвал искусных мастеров и повелел им немедленно сделать крест, украсив его золотом, серебром и драгоценными камнями. А всему воинству своему приказал сделать изображения креста на оружии, щитах и шлемах.

27 октября 312 г. при Красных утесах, располагавшихся примерно в 14 километрах от Рима, произошло решительное сражение, в котором войско Максентия было разбито. Сам он бежал и при переправе через Тибр погиб вместе с остатками своей армии. Так император Константин стал неоспоримым, единоличным правителем западной части Римской империи. Войдя в Рим с победой, он повелел поставить на высоком каменном столбе крест и сделать на нем надпись: «Спасительным сим знамением град сей избавлен от ига мучительского».

Задуманная императором Константином новая столица должна была находиться вдалеке от внутренних событий Римской империи, но в то же время она должна была быть защищена от нападения врагов. Император перебрал много мест возможного основания новой столицы, но особенное внимание его привлек древний Илион (Троя), откуда прибыл Эней, положивший начало римскому государству. Народ много раз хотел восстановить древний город, и тогда император Константин отправился в знаменитые места и лично определил очертания будущего города. Были уже поставлены городские ворота, однако римляне были недовольны тем, что император хочет основать там свою резиденцию в ущерб Риму. К тому же ночью, по свидетельству Созомена (христианского писателя V в.), Константину во сне явился Господь, повелевший искать для новой столицы другое место. После этого Константин решил не отстраивать старый город, а послал много мудрых мужей в Азию, Ливию и Европу, чтобы избрали они место для возведения нового города.

Крещение императора Константина

Возвратившись, посланники более всего хвалили Македонию и Византии, и тогда император стал размышлять о месте для новой столицы. И был ему во сне голос: «В Византии подобает граду Константинову создатися». Так император окончательно остановил свой выбор на Византии, который своим выгодным расположением, своей торговлей и плодородными почвами отвечал всем требованиям, которые можно предъявлять к столице. А своими семью холмами он был очень похож на Рим…

На другой день император Константин с матерью своей равноапостольной царицей Еленой отправился в Византии, взяв с собой жену Максимиллу (дочь императора Диоклетиана), сына Константина, зятя Ликиния, двух братьев (Далмата и Констандиона) и их сыновей. В то время Византии, еще не оправившийся от учиненного Септимием Севером разгрома, был незначительным поселением и занимал лишь часть мыса, вдающегося в Мраморное море.

Существует много легенд об основании Константинополя. В одной из них, например, рассказывается, что император Константин расположился лагерем у того места, где заперся его соперник Лициний. Ночью императору во сне явилась знатная дама, которая вдруг превратилась в молодую, сказочно красивую девушку, и император возложил на нее знаки царской власти. Сон очень поразил Константина, и он решил, что в образе прекрасной женщины перед ним предстал город, которому он должен вернуть его прежнее величие и богатство. К тому же император тоже оценил выгодное местоположение Византия, располагавшегося на стыке Европы и Азии.

Когда прибыли на место, Константин приказал разметить место натри угла, в каждую сторону по семь верст, чтобы город мог расположиться между двумя морями - Черным и Мраморным.

Лишь только стали производить разметку, внезапно выполз из своей норы змей и пополз к месту, где производились работы. Но вдруг сверху спустился орел, схватил змея, поднялся с ним и скрылся из глаз. В воздухе змей обвился вокруг орла и одолел его, и пали они вместе на землю - на то самое место, откуда взлетел орел. Прибежавшие люди убили змея и освободили орла. Царь пришел в ужас от увиденного, а потом созвал мудрецов, чтобы они разъяснили ему это знамение. После некоторых размышлений те сказали:

«Место это называется Седмихолмием, и прославится оно и возвеличится во всей Вселенной паче иных городов. Но так как оно стоит между двумя морями, то будет бито морскими волнами и поколебимо будет, так как будет доступно нападениям врагов и поколеблется. Орел есть знамение христианское, а змей - знамение басурманское. И так как змей одолел орла, то басурманы впоследствии одолеют христиан. Но так как христиане убили змея и освободили орла, это знаменует, что напоследок христиане одолеют басурманов, возьмут Седмихолмие и в нем воцарятся».

Царь повелел записать слова мудрецов, а потом приказал спутникам своим разделиться, и одних послал размерять стены и башни. Другим он повелел размерять улицы и площади будущего города на римский манер, устраивать храмы Божий, царский дворец и дворцы вельмож, а также сооружать водопроводы.

По другой версии император Константин сам решил обозначить территорию города. Древнее предание повествует, что, взяв в руки копье, он возглавил торжественную процессию, путь которой повелел отмечать как границу будущего города. Император и его спутники стали совершать круговой маршрут, во время которого приближенные осмелились заметить, что город будет слишком велик. На это император Константин ответил, что будет идти до тех пор, «пока не остановится некто, идущий впереди». Так он решил продемонстрировать своему окружению, что его действиями руководит высшая сила.

Церемония освящения и закладки городских стен состоялась в воскресенье 8 ноября 324 г. Вокруг пяти холмов император повелел возвести стены; затем внутри них были возведены дворцы, церкви, бани, водопроводы, фонтаны, форум, два больших здания для сената, два дворца для сокровищ. Все возводимые сооружения стоили императору Константину огромных средств, так как он стремился, чтобы новая столица превзошла своей красотой и великолепием древний Рим. По приказанию императора отовсюду свозили сюда для строительства и украшения города мраморные колонны разрушенных языческих храмов, лучшие статуи Рима и греческих городов (Коринфа, Афин и др.); лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковную утварь, мощи святых. Эти богатства древнего мира, создававшиеся веками, превратили Константинополь в город-памятник, город-музей.

По прошествии некоторого времени царь с патриархом собрали всех священников, чиновников и множество народа и совершили молебен в честь Пресвятой Богородицы. Император передал город и его жителей в руки Царицы Небесной и сказал: «Ты убо, Всенепорочная Владычица, Богородица, человеколюбивая естеством сущи; не остави град сей достояния Твоего, но яко Мати христианскому роду, заступи, и сохрани, и помилуй его, наставляя и научая во все времена, яко человеколюбивая и милостивая Мати, яко да в нем прославится и возвеличится имя великолепия Твоего вовеки».

Посвятив город Пресвятой Богородице, император повелел воздвигнуть обелиск из красного порфира и поставить его на белый мраморный пьедестал. Между колонной и пьедесталом положили один из гвоздей, которыми было прибито к кресту пречистое тело Спасителя, и остатки чудесных хлебов, которыми Иисус Христос накормил 5000 человек. Благоговение императора Константина перед этим памятником было таким, что всякий раз, проезжая мимо колонны, он сходил с коня и приказывал своим спутникам делать то же самое.

В день освящения новой столицы, 11 мая 330 г., императорским эдиктом, вырезанным на мраморной колонне, город был назван Новым Римом. Но название это не прижилось, и город стал именоваться Константинополем, а вскоре и на медалях появилось название «Константинополь».

Но хотя перенос столицы произвел много изменений, новый город точно воспроизводил древний Рим. Все учреждения в нем, нравы, интересы и обычаи были римскими; Константинополь стал местом пребывания римских сенаторов. Кроме того, в нем предписывалось проживать богатым людям из провинций, причем им выдавались пенсии и определенная доля из общественных запасов продовольствия. Император заставил римских граждан, имевших владения в Азии, переселиться в Константинополь, если они не хотели потерять свои права на землю. Архитекторов, ваятелей, живописцев, плотников, каменщиков и других мастеров освободили от всех государственных повинностей. Тому, кто будет селиться в новой столице, были обещаны большие льготы и привилегии; переселенцам выдавали за счет казны хлеб, масло, вино, топливо…

В Константинополе ежедневно раздавалось 80 000 хлебов. Право на участие в этой раздаче жаловалось как награда за заслуги, однако в некоторых случаях оно превращалось в наследственное. Такого рода раздачи мало походили на те, которые производились в Риме в пользу бедных граждан, не имевших других средств к существованию.

Подобно Риму, новая столица была разделена на 14 районов, каждым из которых управлял куратор (или регионарх), имевший под своей командой диантелея (блюстителя порядка) и пятерых девтеревонтов (или топотеривтов) - ночных сторожей. В зелени садов утопали дворцы императоров и знати, десятки общественных зданий - одно краше другого! - украшали площади и улицы города. Старинная легенда повествует, что, когда император прибыл в город и захотел выстроить для себя дворец, он повелел развесить в разных частях города куски печенки. На другой день слуги стали осматривать их и увидели, что во всех кусках завелись черви. Кроме тех, что висели у Адрианопольских ворот… В этом месте император и повелел возводить дворец, потому что здесь, стало быть, самый чистый воздух.

Огромная столица естественным образом распадалась на две части: восточную, в которой размещались центры политической, социальной и религиозной жизни, великолепные общественные и частные здания, и западную - где копошилось бедное, а потому беспокойное и опасное население города. На востоке Константинополя близко друг к другу размещались Большой императорский дворец и Ипподром; здесь же находились главные святыни Константинополя - храмы Святой Софии и Святых Апостолов. На западной стороне нельзя было увидеть ничего, кроме лачуг, нищеты и грязи. В восточной части Константинополя происходили все важнейшие события столичной жизни; на западе обыкновенно все было тихо и спокойно, но население именно этой части города играло главную роль во всех уличных беспорядках, мятежах и столкновениях партий Цирка.

Следует отметить, что как основание, так и характер и весь внешний облик Константинополя еще долгое время носили на себе смешанный языческо-христианский оттенок. Пока новые начала не успели окончательно вытеснить старые, античное и варварское, языческое и христианское сталкивались на каждом шагу и порождали самые причудливые явления (нередко уродливые). Так, императоры могли председательствовать на христианских соборах и вместе с тем фигурировать в роли великого понтифекса древнего язычества. Одна казна выдавала средства и новому христианскому духовенству, и старым жреческим коллегиям. Христианские церкви и языческие храмы с одинаковым усердием сооружались одними и теми же людьми. Изображения языческих богов, древних героев и мудрецов использовались и для украшения христианских святынь. Чисто античные увеселения (игры в цирках и театрах) по-прежнему были любимой потехой народа, несмотря на существование христианской религии. В бой легионы шли и со старыми орлами, и с монограммой Иисуса Христа, потому что то и другое пользовалось у солдат одинаковым уважением. Христианские проповедники часто украшали свои речи цветистыми оборотами из Эсхила и Демосфена, стихи Гомера и Эврипида звучали в проповедях рядом с изречениями святых апостолов и ветхозаветных пророков. Эти противоречия, конечно же, наложили свой отпечаток на новую столицу империи.

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Император Фридрих II. - Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя. - Нищенствующие монашеские ордена. - Борьба в Италии и Германии. - Крестовые походы против язычников на северо-западе Европы. - Император Конрад IV Фридрих IIБитвой при

Из книги Франция. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ В 306 г. умирает Констанций Хлор. Его легионы провозглашают новым цезарем сына покойного, двадцатилетнего Константина (285-337 гг., правил в 306-337 гг.). Молодой человек быстро проявил свои полководческие способности, отбросив обратно за Рейн сунувшихся было в

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XVII Основание Константинополя. - Политическая система Константина и его преемников. - Военная дисциплина. - Дворец. -

Из книги История упадка и крушения Римской империи [без альбома иллюстраций] автора Гиббон Эдвард

Глава 7 (XVII) Основание Константинополя. - Политическая система Константина и его преемников. - Военная дисциплина. - Дворец. - Финансы. (300–500 гг.) Век Великого КонстантинаНесчастный Лициний был последним соперником, противостоявшим величию Константина, и последним

автора

Основание Константинополя Вторым событием первостепенной важности, после признания Христианства, было основание Константином новой столицы на европейском берегу Босфора, уже при входе его в Мраморное море, на месте древней мегарской колонии Византия (?????????? – Byzantium).Уже

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора Васильев Александр Александрович

Константин XI (1449–1453) и взятие Константинополя турками Территория, признававшая власть последнего византийского императора, ограничивалась Константинополем с его ближайшими окрестностями во Фракии и большей частью лежавшего в стороне от столицы Пелопоннеса или Мореи,

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора

35. Оказывается, «античный» римский император Константин Великий сражался на русской реке Каме Согласно скалигеровской версии, император Константин I воевал в Средиземноморье, в Западной Европе, но на Руси никогда не бывал. И уж во всяком случае никогда якобы не сражался,

автора Васильев Александр Александрович

Основание Константинополя Вторым событием первостепенной важности, после признания Христианства, было основание Константином новой столицы на европейском берегу Босфора, уже при входе его в Мраморное море, на месте древней мегарской колонии Византия (?????????? – Byzantium).

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т. е. «наместника». Следующие три халифа. Омар, Осман и Али, также были избираемы,

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Константин I Великий (Род. в 28 г. – ум. в 337 г.) Римский император (c 306 г.). Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь, сохраняя при этом языческие культы. Ситуация в Римской империи к моменту начала восхождения

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

88 Заключение в оковы Лициния; перенесение царского двора из Рима и основание Константинополя Когда Бог рассеял всех властителей перед лицом Константина, тот возвеличил Лициния высокими почестями, отдал ему в жены свою неединоутробную сестру и украсил его императорской

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

XXIV. ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН IV (668–685)

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе. Положение Христианской Церкви с IV-го века в отношении к внешнему миру, в особенности к государству, радикально, хотя и не сразу, изменяется. Церковь из гонимой

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Константин XI (1449–1453) и взятие Константинополя турками Территория, признававшая власть последнего византийского императора, ограничивалась Константинополем с его ближайшими окрестностями во Фракии и большей частью лежавшего в стороне от столицы Пелопоннеса или Морей,

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

27. Император Гераклий, он же Константин Великий = Дмитрий Донской Персидский шах Хосров (Хозрой), он же хан Мамай Шестая флорентийская фреска посвящена походу персидского шаха Хосрова (Хозроя) на Иерусалим, см. рис. 1.188. «Подойдя к Гробу Господню, он вместе со своим войском

Когда говорят об основании Константинополя Константином, следует иметь в виду, что речь идет не о новом городе, построенном на новом месте. Здесь, на оконечности треугольного полуострова, расположенного между Мраморным морем и огромной естественной гаванью Золотого Рога, уже существовала старая мегарская колония Византии. И процветанием, и превратностям своей истории Византии был обязан исключительно благоприятному географическому положению на торговом пути через проливы, пути, по которому в античный период шла торговля зерном, пути, проходящему там, где Европа встречается с Азией. Но когда Константин остановил свой выбор на Византии, дабы дать империи вторую столицу, тот представлял собой не более чем крупное селение.

До Константина у «римского мира» была одна столица - Рим. После Константина теоретически их стало две - Рим и Константинополь. В действительности же, в то время как Рим, брошенный на произвол судьбы, постепенно приходил в упадок, Константинополь рос с каждым днем. Сам факт, что этот город стал резиденцией императора и местом нахождения органов власти, превратил его в подлинную столицу. Именно это - главнейшее событие эпохи царствования Константина, событие, на мой взгляд, значительно более важное, чем даже принятие христианства, которое лишь ускорило неизбежный процесс. Еще в античные времена говорили, что Константин покинул Рим, оплот язычества, поскольку чувствовал, что он там не популярен. Это ошибочное мнение. Неверно было бы также считать, поверив свидетельству Псевдо-Евсевия, что он хотел превратить Константинополь в христианский город.

«Основание» города сопровождалось языческими обрядами, и хотя Константин повелел построить церкви, он оставил в городе и языческие храмы (и даже, по вполне правдоподобному свидетельству язычника Зоси-мы, распорядился возвести новые). На самом деле Константин руководствовался стратегическими, экономическими и политическими соображениями. Стратегические соображения: самая серьезная угроза для империи исходила от готов и персов. Рим, незащищенный от набегов германских и иллирийских племен, был слишком удален от двух основных театров военных действий. Константинополь - одновременно и неприступная крепость, и прекрасная отправная точка для сухопутных и морских походов против варваров севера и востока. Экономические соображения: необходимость в эти смутные неспокойные времена сохранить свободу судоходства по проливам и обеспечить торговый обмен между Средиземноморьем и странами Черноморского побережья, между Европой и Азией. Наконец, политические соображения: общий упадок Италии, уже столь явный во II в., становился все более ощутимым. Рим, гордо застывший в старых привилегиях, был мертвым городом. Греческий Восток, благодаря своему богатству и культуре, несомненно, являл собой живую часть империи.

Впрочем, с III в. Рим фактически перестал быть столицей. Разве не знаменательно, что из четырех правителей тетрархии ни один не имел резиденции в Риме и что в Италии в эту эпоху его место занял Милан? Константин также жил не в Риме, а в Трире, Сирмии (Митровице), Сердике (Софии), Никомидии: все это этапы на великом пути с Запада на Восток, который проходил и че- рез Константинополь, но обошел стороной Италию. В 324 г., получив после победы над Лицинием власть над Востоком, Константин по гениальному озарению останавливает свой выбор на Византии. Тотчас начинаются строительные работы, которые продолжались вплоть до 336 года. В них было занято много рабочих, в том числе 40 тыс. землекопов-готов. Из крупных городов вывозили произведения искусства, памятники лишались колонн или скульптур, которым надлежало украсить будущую столицу. Для привлечения знатных римлян им даровали только что построенные дворцы, а для простого люда установили такую же, как в Риме, аннону (годовой налог, выплачиваемый продуктами) и бесплатную раздачу зерна.

Константин самолично определил границы города - его территория сразу же в четыре или пять раз превзошла старый Византии. Торжественная церемония прошла 11 мая 330 г., до завершения строительных работ. С этого дня именно в Константинополе пребывает император и заседает имперский совет. Город, которому Константин дал свое имя, также часто называли Новым Римом - и это наименование закрепилось за ним. Как и Рим, Константинополь стоял на семи холмах, был разделен на четырнадцать районов, имел свой форум, Капитолий и сенат. Более того, территория города считалась италийской землей, а не провинциальной, и, следовательно, освобождалась от налогов. Рим пока не потерял ни одной из своих привилегий, но все они были поделены в пользу Константинополя. И совершенно естественно Константинополь становится подлинной столицей, а Рим остается в одиночестве и забвении, бесплодно вспоминая события своего славного прошлого. «На монетах 330 г. изображены оба города в образе бюстов в шлемах, увенчанных лаврами, и в императорских мантиях.

Но скипетр в руках у Константинополя» (Л. Брейе). Последствия были огромны. Прежде всего, углублялись различия между латинским Западом, о котором, казалось, забыли и чей упадок уже нельзя было предотвратить, и греческим Востоком. Основание Константинополя ознаменовало победу Востока над Западом, эллинистического мира, подвергшегося сильному влиянию Востока, над миром латинским. Оно стало также точкой отсчета истории новой цивилизации, которую заслуженно назвали византийской, ведь ни один город в истории не имел столь сильного и длительного влияния, как Константинополь. Империя окажется под угрозой, на нее будут нападать, она подвергнется вторжениям со всех сторон - но Константинополь продержится одиннадцать веков. Под защитой стен в его дворцах, монастырях, мастерских произойдет слияние восточных и христианских, греко-латинских элементов, которые и создадут византийскую культуру.

Попробуем представить себе, что могло бы произойти, если бы Рим, падение которого было близко и неизбежно, погиб под натиском варваров. Вместе с ним исчезло бы все наследие античной культуры, как это и произошло за несколько веков на Западе. Никакой другой город, даже Антиохия или Александрия, не был способен стать вместилищем классического знания, к тому же приближалась эпоха арабских завоеваний. Едва родившись, Константинополь начал притягивать к себе все то живое, что еще оставалось в греко-латинской культуре. На протяжении своей истории, благодаря могуществу, богатству, престижу и самому факту сохранения греческого языка, Константинополь защищал это наследие. Самое великое и славное достижение Константина, возможно, именно в том, что, своевременно перенеся центр империи, он спас то, что еще можно было спасти.

Константинополь, Царьград, Новый Рим, Второй Рим, Истанбул, Стамбул – во всех случаях речь идет об одном городе, ставшем в 330 году столицей Римской империи, по распоряжению римского императора Константина I Великого. Новая столица империи появилась не на пустом месте. Предшественником Константинополя был древнегреческий город Византий, основанный, по преданиям, в 667 г. до н.э. Византом – сыном богаПосейдона.

Константин, чуравшийся надменного Рима, решил перенести столицу государства на периферию. Константинополь не являлся «полноценно» европейским городом – это единственный город на земле, который расположен сразу в двух частях света: Европе (5%) и Азии (95%). Город расположен на берегах пролива Босфор, являющегося границей континентов. Город контролировал Босфор и торговлю из Европы в Азию.

По распоряжению первого христианского императора Константина, в городе началось масштабное строительство: он расширяется, строятся крепостные стены, возводятся церкви, со всей империи в город свозятся произведения искусств.

За всю истории Константинополя в нём правили 10 римских и 82 византийских императоров, 30 османских султанов. Город осаждали в общей сложности 24 раза. Во времена наивысшего расцвета численность населения Константинополя достигала 800 тысяч человек.

Город обрёл новую жизнь, увеличившись в несколько раз. Уже через полвека, во времена правления императора Феодосия, построены новые городские стены - они сохранились до наших дней. Местами городская стена достигает 15 метров в высоту, а толщина её достигает 20 метров.

Золотой век город переживает во времена правления императора Юстениана (527 – 565). Разрушенный на пятый год правления Юстениана в ходе восстания «Ника», город отстраивается неутомимым императором вновь – для этого привлекаются лучшие архитекторы того времени. Возводится вновь и сгоревший собор Святой Софии, который более чем на тысячу лет становится крупнейшим христианским храмом на земле. Золотой век правления Юстениана был омрачен эпидемией чумы, которая в 544 году унесла жизни почти половины жителей столицы Византии.

С середины VII до X века Константинополь преследует череда нападений и осад. Город атакуют арабы, болгары, славяне.

Второе рождение Царьград (как называли город славяне) переживает в IX веке, с приходом Македонской династии. Этому способствует ряд побед, которые удается одержать над заклятыми врагами – арабами и болгарами. Наука и культура переживают невиданный подъем. После раскола в 1054 году христианского мира на православный и католический Константинополь становится центром православия, активно проводя миссионерскую деятельность, особенно среди славян.

Начало угасанию города положили рыцари–крестоносцы Четвертого крестового похода. Вместо того, чтобы освобождать Гроб Господень, они решили поживиться сокровищами богатейшего европейского города. В 1204 году они предательски захватили его, разграбили и сожгли, вырезав большое количество горожан. Более чем на полвека город становится столицей нового государства крестоносцев - Латинской империи.

В 1261 году византийцы освобождают Константинополь, и к власти приходит династия Палеологов. Однако городу уже никогда не суждено достичь своего былого величия и могущества.

В 1453 году Константинополь захватывают турки-османы. Османы переименовали город в Стамбул и сделали его столицей своей империи. Султан Мехмед II застроил город мечетями, медресе, дворцами султанов. Собор Святой Софии превратили в мечеть, пристроив к нему минареты.

В 1923 году, после отмены султаната, Стамбул теряет статус столицы Турции – она переносится в Анкару.

В настоящее время Стамбул является крупнейшим городом мира, численность населения которого составляет около 15 миллионов человек. Это самый промышленно развитый город Турции. Кроме того, в городе сосредоточено огромное количество памятников Римской, Византийской и Османской империй.