Чеченцы отомстят всем воевавшим в чечне. Предатели на Кавказской войне: какие русские воевали на стороне чеченцев

Чечня в Великой Отечественной войне. Депортация чеченцев в 1944 год

Чечня и ВОВ. Уклонение чеченцев от призыва в Красную армию. Фашистская организация «Кавказские орлы»

С началом Великой Отечественной войны чеченцы приняли активнейшее участие в боевых действиях в тылу Красной Армии. Германия на Северном Кавказе, как и на Балканах, делала ставку на мусульман.

Не желая воевать против гитлеровцев, чеченское население массово уклонялось от призыва в Красную Армию (63 % подлежавших призыву) или дезертировало, уходя с оружием в горные отряды. Практически все народы Кавказа воевали с фашизмом - (например, осетины были мобилизованы практически поголовно). Но чеченские группировки численностью до 40 тысяч человек (!) били в тыл Красной Армии. Кроме стрелкового оружия, они были вооружены артиллерией и минометами, полученными от немецких «друзей». Обучением их занимались заброшенные гитлеровские инструктора. Немецкая агентура помогла создать фашистскую организацию «Кавказские орлы» (примерная численность - 6540 человек), действовавшую вблизи фронта.

Лидерами «орлов» были братья Хасан и Хусейн Исраиловы и их племянник Магомет Хасан Исраилов (известный также под фамилией Терлоев). Терлоев образовал бандгруппы в Галанчжоуском и Итумкалинском районах, а также в Борзое, Харсиное, Даги-Борзое, Ачхене и других аулах. Он сам сообщал, что в Чечено-Ингушетии, кроме Грозного и Гудермеса, было организовано 5 повстанческих округов — всего 24 970 человек. Командировались уполномоченные и в соседние республики.

За что Сталин в 1944 году депортировал чеченцев и ингушей? Сегодня широко распространены два мифа . Согласно первому, хрущевскому, причин для выселения не было вообще, чеченцы и ингуши храбро сражались на фронте и ударно трудились в тылу, и стали безвинными жертвами сталинского произвола: Сталин, якобы, рассчитывал одернуть малые народы, окончательно сломить их стремление к независимости.

Второй миф, националистический, запущен в оборот Абдурахманом Авторхановым, который при приближении немцев к Чечне перешел на их сторону, организовал отряд для борьбы с партизанами, служил в гестапо, а после войны работал в ФРГ на радиостанции «Свобода». Авторханов всячески раздувает масштабы чеченского «сопротивления» Советской власти и так же напрочь отрицает сотрудничество чеченцев с немцами:

«…находясь даже прямо у границ Чечено-Ингушской республики, немцы не перебросили в Чечено-Ингушетию ни одной винтовки, ни одного патрона. Перебрасывались только отдельные шпионы и большое количество листовок. Но это делалось везде, где проходил фронт. Но главное — восстание Исраилова началось еще зимой 1940 года, т. е. еще тогда, когда Сталин находился в союзе с Гитлером» (Авторханов А. Народоубийство в СССР. Убийство чечено-ингушского народа. М., 1991. С. 59-60).

Массовое дезертирство чеченцев. Чечено-ингушские банды

Итак, за что же Сталин выселял народы, в том числе чеченцев и ингушей? Причинами были:

1) Массовое дезертирство. Вот что сказано в докладной записке на имя наркома внутренних дел Берия «О положении в Чечено-Ингушской АССР», составленной зам. наркома госбезопасности Богданом Кобуловым по результатам его поездки в Чечено-Ингушетию в октябре 1943:

«Население [республики] за время войны сократилось на 25 886 человек и насчитывает 705 814 человек. Чеченцы и ингуши по республике составляют около 450 000. В республике 38 сект, насчитывающих свыше 20 тысяч человек. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 членов ВКП(б), в т. ч. 16 руководителей райкомов ВКП(б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов . Антисоветские авторитеты, связавшись с немецкими парашютистами, по указаниям немецкой разведки организовали в октябре 1942 г. вооруженное выступление в Шатоевском, Чеберлоевском, Итум-Калинском, Веденском и Галанчожском р-нах. Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва.

В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14 576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13 560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам… Группа чеченцев… укрыла парашютный десант офицера германской разведслужбы Ланге и переправила его через линию фронта. Преступники были награждены рыцарскими орденами и переброшены в ЧИ АССР для организации вооруженного выступления. По данным НКВД и НКГБ ЧИ АССР, на оперативном учете было 8535 человек, в том числе 27 немецких парашютистов; 457 человек, подозреваемых в связях с немецкой разведкой; 1410 членов фашистских организаций; 619 мулл и активных сектантов… На 1 ноября 1943 в республике оперируют 35 бандгрупп с общей численностью 245 человек и 43 бандита-одиночки.

Свыше 4000 человек — участников вооруженных выступлений 1941-1942 гг. — прекратили активную деятельность, но оружие — пистолеты, пулеметы, автоматические винтовки — не сдают, укрывая его для нового вооруженного выступления, которое будет приурочено ко второму наступлению немцев на Кавказ».

Оценим масштабы уклонения чеченцев и ингушей от службы в Красной Армии. На начало войны их численность составляла приблизительно 460 тысяч человек, что после мобилизации должно было дать примерно 80 тысяч военнослужащих. Находясь в рядах РККА, погибло и пропало без вести 2,3 тысячи чеченцев и ингушей.

Много это или мало? Вдвое меньший по численности бурятский народ, которому немецкая оккупация никак не грозила, потерял на фронте 13 тысяч человек, в полтора раза уступавшие чеченцам и ингушам осетины — 10,7 тысячи. После депортации было уволено из армии 8894 человек (включая балкарцев, чей народ был выселен сразу же после ликвидации ЧИ АССР). В результате получаем, что в рядах РККА служило около 10 тысяч чеченцев и ингушей, т. е. меньше 1/8 призывного контингента. Остальные 7/8 от мобилизации уклонились или дезертировали .

Между тем бандитизм, организация восстаний, сотрудничество с противником во время Великой Отечественной войны наказывались в СССР по всей строгости. Пособничество в совершении преступлений, укрывательство преступников также карались. А уж в этом были замешаны практически все взрослые чеченцы и ингуши. Получается, что обличители сталинского произвола, по сути, сожалеют, что несколько десятков тысяч чеченских мужчин не были на законных основаниях поставлены к стенке!

2) Бандитизм.

Именно дезертирство служило ресурсом для вербовки членов в бандитские ячейки. Чеченцы-дезертиры составили костяк будущих бандформирований, воевавших против Красной Армии. С июля 1941 по 1944 год на территории Чечено-Ингушской АССР было уничтожено 197 банд. Потери бандитов составили 4532 человек: 657 убито, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной. Таким образом, в рядах бандформирований, воевавших против Красной Армии, погибло и попало в плен почти вдвое больше чеченцев и ингушей, чем на фронте! И это не считая потерь вайнахов, воевавших на стороне вермахта в «восточных батальонах»!

А поскольку без пособничества местного населения в здешних условиях бандитизм невозможен, многих «мирных чеченцев» также можно отнести к предателям. Старые «кадры» абреков и местных религиозных авторитетов были выбиты давно. Однако на смену им пришла молодая смена — воспитанные Советской властью, учившиеся в советских вузах комсомольцы и коммунисты , наглядно показавшие справедливость пословицы «Сколько волка ни корми…». Крупнейший из чеченских полевых командиров времен Великой Отечественной войны Хасан Исраилов, известный под псевдонимом «Терлоев» в 1929, 19-летним вступил в ВКП(б) и в том же году поступил в Комвуз в Ростове-на-Дону. В 1933 году для продолжения учебы Исраилова отправляют в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока. В 1935 году он был арестован по ст. 58-10 ч.2 и 95 УК РСФСР и осужден к 5 годам лагерей, однако уже в 1937 году вышел на свободу. Вернувшись в Чечню, работал адвокатом в Шатоевском районе. После начала Великой Отечественной войны Хасан Исраилов с братом Хусейном развил бурную деятельность по подготовке всеобщего восстания чеченцев. Им были созданы многочисленные боевые группы.

Первоначально восстание было назначено на осень 1941 (а не на зиму 1940 года, как лжет Авторханов) и должно было быть приурочено к подходу немецких войск к границам республики. Однако гитлеровский блицкриг сорвался, и срок начала мятежа был перенесен на 10 января 1942. Но из-за отсутствия четкой связи между повстанческими ячейками отложить восстание не удалось. Единое выступление не состоялось, вылившись в разрозненные преждевременные действия отдельных чеченских групп. 21 октября 1941 года жители хутора Хилохой Галанчожского района разграбили колхоз и оказали вооруженное сопротивление пытавшейся восстановить порядок опергруппе. Для ареста зачинщиков в район был послан оперотряд из 40 человек. Однако его командир совершил роковую ошибку, разделив своих людей на две группы. Первая из них была окружена повстанцами, разоружена и расстреляна. Вторая стала отступать, попала в окружение в селе Галанчож и также была разоружена. Выступление чеченцев удалось подавить только после ввода крупных сил. Примерно через неделю вспыхнуло восстание в селе Борзой Шатоевского района. Собравшаяся там толпа обезоружила милицию, разгромила сельсовет и разграбила колхозный скот. С присоединившимися повстанцами из окрестных сел борзоевцы пытались сопротивляться подошедшей опергруппе НКВД, однако, не выдержав её удара, чеченцы рассеялись по лесам и ущельям.

План Кавказской федерации, вассальной Германской империи

Исраилов активно занялся партийным строительством. Свою организацию он строил по принципу вооруженных отрядов по районам. 28 января 1942 на нелегальном собрании в Орджоникидзе (Владикавказе) Исраилов учредил «Особую партию кавказских братьев» (ОПКБ). Её программа предусматривала «создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи» . Партия выработала собственную символику:

«Герб ОПКБ - ОРЕЛ а) голова орла окружена изображением солнца с одиннадцатью золотыми лучами; б) на лицевом крыле его рисован пучком коса, серп, молот и ручка; в) в его когтях правой ноги в захваченном виде нарисована ядовитая змея; г) в его когтях левой ноги в захваченном виде нарисована свинья; д) на спине между крыльями нарисованы вооруженные двое людей в кавказской форме, один из них стреляет в змею, а другой шашкой режет свинью…

Объяснение ГЕРБА такое:

I. Орел означает Кавказ.

II. Солнцем обозначается Свобода.

III. Одиннадцать солнечных лучей обозначают одиннадцать братских народов Кавказа.

IV. Коса обозначает скотовода-крестьянина; Серп — хлебороба-крестьянина; Молот — рабочего из кавказских братьев; Ручка — наука и учеба для братьев Кавказа.

V. Ядовитая змея — большевик, потерпевший поражение.

VI. Свинья — русский варвар , потерпевший поражение.

VII. Вооруженные люди — братья ОПКБ, ведущие борьбу с большевистским варварством и русским деспотизмом».

«Национал-социалистическая партия кавказских братьев» и «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация». Майрбек Шерипов

Чтобы лучше угодить вкусам немецких хозяев, Исраилов переименовал свою организацию в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев» (НСПКБ). Ее численность вскоре достигла 5000 человек. Другой крупной антисоветской группировкой Чечено-Ингушетии была созданная в ноябре 1941 «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация» . Ее лидер Майрбек Шерипов, младший брат знаменитого командира так называемой «Чеченской Красной Армии» Асланбека Шерипова, убитого в сентябре 1919 года в бою с деникинцами, был членом ВКП(б), тоже был арестован за антисоветскую пропаганду в 1938, а в 1939 освобожден за недоказанностью вины и вскоре назначен председателем Леспромсовета ЧИ АССР. Осенью 1941 он объединил вокруг себя главарей банд, дезертиров, беглых уголовников Шатоевского, Чеберлоевского и части Итум-Калинского районов, установил связи с религиозными и тейповыми авторитетами, пытаясь вызвать вооруженное выступление. Основная база Шерипова находилась в Шатоевском районе. Шерипов неоднократно менял название своей организации: «Общество спасения горцев», «Союз освобожденных горцев», «Чечено-ингушский союз горских националистов» и, наконец, - «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация».

Захват чеченцами райцентра Химой. Штурм Итум-Кале

После приближения фронта к границам Чеченской республики, в августе 1942 Шерипов вошёл в связь с вдохновителем ряда прошлых восстаний, сподвижником имама Гоцинского, Джавотханом Муртазалиевым, который с 1925 находился на нелегальном положении. Воспользовавшись его авторитетом, он сумел поднять крупное восстание в Итум-Калинском и Шатоевском районах. Оно началось в селении Дзумской. Разгромив сельсовет и правление колхоза, Шерипов повел бандитов на центр Шатоевского района — село Химой. 17 августа Химой был взят, чеченские повстанцы разгромили партийные и советские учреждения, а местное население разграбило их имущество. Захват райцентра удался благодаря предательству начальника отдела по борьбе с бандитизмом НКВД ЧИ АССР ингуша Идриса Алиева, связанного с Шериповым. За сутки до нападения он отозвал из Химоя опергруппу и войсковое подразделение, охранявшие райцентр. Мятежники во главе с Шериповым пошли захватывать и райцентр Итум-Кале, по пути присоединяя к себе земляков. Полторы тысячи чеченцев окружили Итум-Кале 20 августа, однако взять не смогли. Небольшой гарнизон отбил все их атаки, а подошедшие две роты обратили чеченских повстанцев в бегство. Разгромленный Шерипов попытался объединиться с Исраиловым, но 7 ноября 1942 был убит сотрудниками органов госбезопасности.

Немецкие диверсанты на Кавказе

Следующее восстание организовал в октябре того же года немецкий унтер-офицер Реккерт, заброшенный в Чечню с диверсионной группой. Установив связь с бандой Расула Сахабова, он при содействии религиозных авторитетов завербовал до 400 человек и, снабдив их немецким оружием, сброшенным с самолетов, поднял ряд аулов Веденского и Чеберлоевского районов. Этот мятеж чеченцев тоже был подавлен, Реккерт погиб. Расул Сахабов был убит в октябре 1943 года своим кровником Рамазаном Магомадовым, которому за это пообещали прощение бандитской деятельности. И другие немецкие диверсионные группы чеченское население встречало очень благожелательно.

Им поручалось создать отряды горцев; провести диверсии; перекрыть важные дороги; совершать теракты. Наиболее многочисленная диверсионная группа в количестве 30 парашютистов была заброшена 25 августа 1942 в Атагинском районе близ села Чешки. Возглавлявший ее обер-лейтенант Ланге вступил в связь с Хасаном Исраиловым и с Эльмурзаевым, бывшим начальником Старо-Юртовского райотдела НКВД, который в августе 1942 скрылся со службы, забрав 8 винтовок и несколько миллионов рублей. Однако Ланге постигла неудача. Преследуемый чекистами, он с остатками своей группы (6 немцами) с помощью проводников-чеченцев перешёл обратно за линию фронта. Исраилова Ланге охарактеризовал как фантазера, а написанную им программу «кавказских братьев» назвал глупой.

Осман Губе - несостоявшийся кавказский гауляйтер

Пробираясь к линии фронта по аулам Чечни, Ланге продолжал создавать бандитские ячейки. Им были организованы «группы абвер»: в селе Сурхахи (10 человек), в ауле Яндырка (13 человек), в ауле Средние Ачалуки (13 человек), в ауле Пседах (5 человек), в ауле Гойты (5 человек). Одновременно с отрядом Ланге 25 августа 1942 в Галанчожский район была заброшена группа Османа Губе. Аварец Осман Сайднуров (псевдоним Губе он взял в эмиграции) в 1915 году добровольно вступил в русскую армию. Во время гражданской войны вначале служил поручиком у Деникина, но в октябре 1919 дезертировал, жил в Грузии, а с 1921 года — в Турции, откуда в 1938 году был выслан за антисоветскую деятельность. Затем Осман Губе прошел курс в немецкой разведывательной школе. Немцы возлагали на него особые надежды, планируя сделать его своим наместником на Северном Кавказе.

В начале января 1943 года Осман Губе и его группа были арестованы НКВД. Во время допроса несостоявшийся кавказский гауляйтер красноречиво признавал:

«Среди чеченцев и ингушей я без труда находил людей, готовых служить немцам. Меня удивляло: чем недовольны эти люди? Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чем я лично убедился. Чеченцы и ингуши ни в чем не нуждаются. Это бросалось в глаза мне, вспоминавшему постоянные лишения, в которых обреталась в Турции и Германии горская эмиграция. Я не находил иного объяснения, кроме того, что чеченцами и ингушами руководили шкурнические соображения , желание при немцах сохранить остатки своего благополучия, оказать услуги, в возмещение которых оккупанты оставили бы им часть скота и продуктов, землю и жилища».

По материалам книги Николая Гродненского "Неоконченная война: История вооруженного конфликта в Чечне"

Со времён Хрущевской «оттепели» и особенно после «Перестройки» и "демократизации" конца 20 века, принято считать, что депортация малых народов в годы Великой Отечественной войны – это одно из многих преступлений И. Сталина, в череде многих.

Особенно, якобы Сталин ненавидел «гордых горцев» - чеченцев и ингушей. Даже, подводят доказательную базу Сталин – грузин, а в своё время горцы весьма Грузии досаждали, та даже помощь Российской империи просила. Вот и решил Красный император сквитать старые счёты, т. е. причина чисто субъективная.

Позднее появилась вторая версия – националистическая, её запустил в оборот Абдурахман Авторханов (профессор Института языка и литературы). Этот «ученый», при приближении гитлеровцев к Чечне, перешел на сторону врага, организовал отряд для борьбы с партизанами. По окончанию войны жил в ФРГ, работая на радиостанции Свобода». В его версии всячески увеличиваются масштабы чеченского сопротивления и полностью отрицается факт сотрудничества чеченцев с немцами.

Но это очередной «черный миф», придуманный клеветниками, чтобы исказить .

Собственно причины

- Массовое дезертирство чеченцев и ингушей: всего за три года Великой Отечественной войны из рядов Красной Армии дезертировало 49362 чеченца и ингуша, еще 13389 «доблестных горца» уклонились от призыва (Чуев С. Северный Кавказ 1941-1945. Война в тылу. Обозреватель. 2002, №2).
Например: в начале 1942 года при создании национальной дивизии, удалось призвать лишь 50% личного состава.
Всего в Красной Армии честно служило примерно 10 тысяч чеченцев и ингушей, погибло и пропало без вести 2,3 тысячи человек. А более 60 тыс. их сородичей уклонились от выполнения воинского долга.

- Бандитизм. С июля 1941 года по 1944 год, на территории Чечено-Ингушской АССР, органами государственной безопасности было ликвидировано 197 банд – 657 бандитов убито, 2762 захвачены, 1113 сдались добровольно. Для сравнения, в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии погибло или попало в плен почти вдвое меньше чеченцев и ингушей. Это без подсчета потерь «горцев», в рядах гитлеровских «восточных батальонов».

А с учетом пособничества местного населения, без которого в горах бандитизм не возможен, в силу первобытнообщинной психологии горцев, многих
«мирных чеченцев и ингушей» также можно занести в категорию предателей. Что в условиях военного, а часто и мирного времени карается только смертью.

- Восстания 1941 и 1942 годов.

- Укрывательство диверсантов. При приближении фронта к границам республики, немцы стали забрасывать на её территорию разведчиков и диверсантов. Разведывательно-диверсионные группы немцев были встречены местным населением весьма благожелательно.

Очень красноречивы воспоминания немецкого диверсанта, аварского происхождения, Османа Губе (Сайднуров), его планировали назначить гауляйтером (наместником) на Северном Кавказе:

«Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им.

Меня удивляло: чем недовольны эти люди? Чеченцы и ингушы при Советской власти жили зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционные времена, в чем я лично убедился после четырёх месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии.

Чеченцы и ингуши, повторяю, ни в чём не нуждаются, что бросалось в глаза мне, вспоминавшему тяжелые условия и постоянные лишения, в которых обреталась в Турции и Германии горская эмиграция. Я не находил иного объяснения, кроме того, что этими людьми из чеченцев и ингушей, настроениями изменческими в отношении своей Родины, руководили шкурнические соображения, желание при немцах сохранить хотя бы остатки своего благополучия, оказать услугу, в возмещение которых оккупанты им оставили бы хоть часть имеющегося скота и продуктов, землю и жилища».

- Предательство местных органов внутренних дел, представителей местной власти, местной интеллигенции. Например: предателем стал нарком внутренних дел ЧИ АССР ингуш Албогачиев, начальник отдела по борьбе с бандитизмом НКВД ЧИ АССР Идрис Алиев, начальники райотделов НКВД Эльмурзаев (Старо-Юртовский), Пашаев (Шароевского), Межиев (Итум-Калинского, Исаев (Шатоевского), начальники райотделов милиции Хасаев (Итум-Калинский), Исаев (Чеберлоевский), командир отдельного истребительного батальона Пригородного райотделаотдела НКВД Орцханов и мн. другие.

Со своих постов, при приближении линии фронта (август-сентябрь 1942 года), бросили две трети первых секретарей райкомов, видимо оставшиеся были «русскоязычными». Первый «приз» по предательству можно присудить партийной организации Итум-Калинского района, где в бандиты ушли первый секретарь райкома Тангиев, второй секретарь Садыков и почти все партийные работники.

Как должны быть наказаны предатели!?

Согласно закону, в условиях военного времени дезертирство и уклонение от военной службы наказывается расстрелом, в качестве смягчающей меры- штрафная часть.

Бандитизм, организация восстания, сотрудничество с противником – смерть.

Участие в антисоветских подпольных организациях, хранение , пособничество в совершении преступлений, укрывательство преступников, недонесение – все эти преступления, особенно в условиях ведения войны, карались большими сроками заключения.

Сталин, по законам СССР, должен был позволить привести приговоры, по которым свыше 60 тысяч горцев были бы расстреляны. И десятки тысяч получили бы большие сроки заключения в учреждениях с весьма строгим режимом.

С точки зрения юридической законности и Справедливости, чеченцев и ингушей наказали весьма мягко и нарушили Уголовный кодекс в угоду гуманности и милосердию.

А как бы посмотрели на полное «прощение» миллионы представителей других народов, честно отстоявших свою общую Родину?

Интересный факт! При проведении операции «Чечевица» по высылке чеченцев и ингушей в 1944 году были убиты при сопротивлении или попытке сбежать лишь 50 человек. Никакого реального сопротивления «воинственные горцы» не оказали, «знала кошка чьё масло съела». Стоило Москве продемонстрировать свою силу и твердость, как горцы послушно отправились на сборные пункты, они знали свою Вину.

Еще одна особенность операции - на помощь в выселении привлекались дагестанцы и осетины, они были рады избавиться от беспокойных соседей.

Современные параллели

Не надо забывать, что это выселение не «вылечило» чеченцев и ингушей от их «болезней». Всё, что присутствовало в годы Великой Отечественной войны – бандитизм, грабежи, издевательства над мирными жителями («не горцами»), предательство местных властей и органов безопасности, сотрудничество с врагами России (спецслужбы Запада, Турции, арабских государств), повторилось в 90-е годы 20 века.

Русские должны помнить, что за это еще никто Не Ответил, ни торгашеское правительство в Москве, бросившее мирных жителей на произвол судьбы, ни чеченский народ. Он должен будет Ответить, рано, или поздно – и по Уголовному Кодексу, и по Справедливости.

Источники: по материалам книги И. Пыхалова, А. Дюкова. Великая оболганная война -2. М. 2008.

Чечены и прочие даги (в меньшей степени) фатально не понимают русских. (Впрочем, русские и сами не понимают себя)

Что получается? В индивидуальном порядке чечены бьют русских. Потом вдруг что то случается, русские вдруг объединяются и начинают бить чеченов. И так бьют, что чечены на два поколения успокаиваются и больше не хотят бить русских.

Начнём издалека. По психологии никакой человек не может пойти против мнения общины, которое выражает авторитет этой общины.

Если глава рода говорит: не дерись с ним! Вы можете представить, что чечен будет драться с кем то? Вряд ли. Но чеченский авторитет говорит: дерись, и если надо, убей! Вот чечен и дерётся. Община и её лидер одобряет.

А русский, как сказал Иосиф Виссарионыч, царист. Для него авторитет – русский царь. Как бы он не назывался: хоть генсек, хоть президент. Русский очень любит ругать своего царя. Но только потому, что царь не отдаёт того приказов, которых ждёт русский. Пока царь не отдаст долгожданного приказа.

Почему русский на бытовом уровне не бьёт чечена? А потому, что царь – единственный авторитет для русского (Батяня комбат – вторичный авторитет, легитимизованный русским царём), на вроде главы рода для чечена, ему говорит: “даже не вздумай! А то…” Вот русский и не дерётся. А если и дерётся, то чувствует себя виноватым. Что сдерживает его в средствах.

Но в конце концов царь говорит: иди и убивай! И русский срывается с привязи, идёт и убивает, причём достаточно эффективно.

Чечен этого не ожидает и очень удивляется: почему так хорошо всё началось и так плохо всё закончилось?

А просто у царя более замедленная реакция, чем у ближе расположенного главы рода.

И ещё: столкновение чеченского и русского менталитетов, это столкновение эпох. Россия, это индустриальное общество. Чечня, это переходное общество от общинно-родового строя к раннему феодализму. Русь в этом состоянии была в 8м-9м веках. Самым ценным элементом в это время был воин. Вот чечены и даги воспитывают из своих детей воинов.

Но тут стоит выбор: либо ребёнка воспитывать как бойца, либо как скрипача. Совместить не удастся. Ибо руки бойца не способны управлять скрипкой. Вот среди горцев и нет скрипачей. И не только скрипачей..

Идём дальше: мозг очень энергозатратный орган. У нормального человека в состоянии покоя мозг потребляет 40% энергии, вырабатываемой организмом. Один килограмм мозга по энергозатратам эквивалентен 15ти килограммам мышечной массы. Поэтому вундеркинды часто задохлики. Просто преждевременно развывшийся мозг высасывает все соки из организма, не давая развиваться мышцам. Но современному обществу нужны не только бойцы, но и математики. Которые вырастают из вундеркиндов – задохликов. В Чечне в силу особенности их воспитания, математиков что-то не видно.

Кстати, это вредит чеченам и в войне. Чечены непревзойдённые войны в масштабе стрелкового батальона. Не выше. Один наш спецназовец так охарактеризовал чеченский спецназ: “Я никогда не видел более молчаливого и более стремительного спецназа” .

А вот артиллеристы уже из них никудышные. Образования не хватает. Для артиллериста надо тригонометрию знать как свои пять пальцев. Поэтому, если чечены стреляли из пушек, то как правило, промахивались. А наши попадали.

Чечены и прочие кавказцы выскакивали из БМП и стреляли из автомата. БМП, особенно в группе, сильное оружие. Если ими правильно управлять и координировать. Для кавказца это слишком сложно. Проще из калаша…

Вот поэтому при всей их личной доблести, они в конце концов терпели поражение.

Чему сами они очень удивлялись.

Фото с сайта www.newsru.com

Британская газета The Sunday Times опубликовала выдержки из личного дневника высокопоставленного офицера российского спецназа, который участвовал во второй чеченской войне. Обозреватель Марк Франкетти, который самостоятельно перевел текст с русского языка на английский, в своем комментарии пишет, что ничего подобного никогда не публиковалось.

«Текст не претендует на роль исторического обзора войны. Это история автора. Свидетельство, которое писалось в течение 10 лет, холодящая кровь хроника казней, пыток, мести и отчаяния в течение 20 командировок в Чечню», — так характеризует он эту публикацию в статье «Война в Чечне: дневник убийцы», на которую ссылается InoPressa.

В выдержках из дневника содержатся описания боевых действий, обхождения с пленными и гибели товарищей в бою, нелицеприятные высказывания о командовании. «Чтобы уберечь автора от кары, его личность, имена людей и географические названия опущены», — отмечает Франкетти.

«Проклятой» и «кровавой» называет Чечню автор записок. Условия, в которых приходилось жить и воевать, сводили с ума даже таких крепких и «натасканных» мужчин, как спецназовцы. Он описывает случаи, когда у них сдавали нервы и они начинали бросаться друг на друга, устраивая потасовки, или измывались над трупами боевиков, отрезая им уши и носы.

В начале приведенных записей, видимо, относящихся к одной из первых командировок, автор пишет, что жалел чеченских женщин, чьи мужья, сыновья и братья примкнули к боевикам. Так, в одном из селений, куда вошла российская часть и где остались раненые боевики, две женщины обратились к нему с мольбой отпустить одного из них. Тот внял их просьбе.

«Я мог бы казнить его на месте в тот момент. Но мне стало жаль женщин», — пишет спецназовец. «Женщины не знали, как меня благодарить, совали мне в руки деньги. Я взял деньги, но это осело на душе тяжелым грузом. Я почувствовал себя виноватым перед нашими погибшими ребятами».

С остальными ранеными чеченцами, согласно дневнику, поступили совсем иначе. «Их выволокли наружу, раздели догола и запихали в грузовик. Некоторые шли сами, других били и толкали. Один чеченец, потерявший обе ступни, выкарабкался сам, шагая на культях. Через несколько шагов он потерял сознание и осел на землю. Солдаты избили его, раздели догола и бросили в грузовик. Мне не было жаль пленных. Просто зрелище было неприятное», — пишет солдат.

По его признанию, местное население смотрело на русских с ненавистью, а раненые боевики — с такими ненавистью и презрением, что рука сама невольно тянулась к оружию. Он рассказывает, что ушедшие чеченцы оставили в том селении раненого русского пленника. Ему переломали руки и ноги, чтобы он не смог сбежать.

В другом случае автор описывает ожесточенное сражение, в ходе которого спецназовцы выбили боевиков из дома, где они засели. После боя солдаты обшарили здание и в подвале обнаружили несколько наемников, сражавшихся на стороне чеченцев. «Все они оказались русскими и воевали за деньги, — пишет он. — Они принялись кричать, умоляя нас не убивать их, потому что у них семьи и дети. Ну и что с того? Мы сами тоже не оказались в этой дыре прямиком из сиротского приюта. Мы казнили всех».

«Истина в том, что храбрость людей, воюющих в Чечне, не ценится», — рассуждает спецназовец в дневнике. В пример он приводит случай, о котором ему рассказали солдаты другого отряда, с которым они вместе коротали одну из ночей. На глазах одного из их ребят убили его брата-близнеца, но тот не только не был деморализован, но и отчаянно продолжил сражаться.

«Вот как люди пропадают без вести»

Довольно часто в записях встречаются описания того, как военные уничтожали следы своей деятельности, связанной с применением пыток или казнями пленных чеченцев. В одном месте автор пишет, что одного из мертвых боевиков завернули в полиэтилен, засунули в колодец, наполненный жидкой грязью, обложили тротилом и подорвали. «Вот как люди пропадают без вести», — добавляет он.

Так же поступили с группой чеченских смертниц, захваченных по наводке в их убежище. Одной из них было за 40, другой едва исполнилось 15. «Они были под кайфом и все время нам улыбались. На базе всех трех допросили. Поначалу старшая, вербовщица шахидок, отказывалась говорить. Но это изменилось после побоев и воздействия электрошоком», — пишет автор.

В итоге смертниц казнили, а тела взорвали, чтобы скрыть улики. «Значит, в итоге они получили то, о чем мечтали», — рассуждает солдат.

«В высших эшелонах армии полно муд**ов»

Много пассажей дневника содержит резкую критику командования, а также политиков, которые посылают на смерть других, а сами остаются в полной безопасности и безнаказанности.

«Однажды меня поразили слова генерала-идиота: его спросили, почему семьям моряков, погибших на атомной подлодке «Курск», выплатили крупную компенсацию, а солдаты, убитые в Чечне, до сих пор дожидаются своей. «Потому что потери на «Курске» были непредвиденными, а в Чечне они прогнозируются», — сказал он. Значит, мы пушечное мясо. В высших эшелонах армии полно таких муд**ов, как он», — говорится в тексте.

В другом случае он рассказывает, как его отряд попал в засаду, потому что их обманул собственный командир. «Чеченец, обещавший ему несколько АК-47, уговорил его помочь ему совершить кровную месть. В доме, который он нас послал зачищать, не было мятежников», — пишет спецназовец.

«Когда мы вернулись на базу, погибшие ребята лежали в мешках на взлетно-посадочной полосе. Я раскрыл один из мешков, взял друга за руку и сказал: «Прости». Наш командир даже не взял на себя труда попрощаться с ребятами. Он был в стельку пьян. В тот момент я его ненавидел. Ему всегда было плевать на ребят, он их просто использовал, чтобы делать карьеру. Позднее он даже пытался обвинить в неудачной зачистке меня. Му**к. Рано или поздно он заплатит за свои грехи», — проклинает его автор.

«Жаль, что нельзя вернуться назад и что-то исправить»

В записках также рассказывается о том, как война повлияла на личную жизнь солдата — в Чечне он постоянно скучал по дому, жене и детям, а возвращаясь, постоянно ссорился с женой, часто напивался с сослуживцами и нередко не ночевал дома. Отправляясь в одну из длительных командировок, откуда он мог уже не вернуться живым, он даже не попрощался с женой, которая накануне наградила его пощечиной.

«Я часто думаю о будущем. Сколько еще страданий нас ожидает? Долго ли еще мы сможем продержаться? Ради чего?» — пишет спецназовец. «У меня много хороших воспоминаний, но только о ребятах, которые действительно рисковали своей жизнью ради части. Жаль, что нельзя вернуться назад и что-то исправить. Все, что я могу, — это попытаться избежать тех же ошибок и всеми силами постараться жить нормальной жизнью».

«Я отдал спецназу 14 лет жизни, потерял много, многих близких друзей; ради чего? В глубине души мне остается боль и ощущение, что со мной поступили нечестно», — продолжает он. А финальная фраза публикации такова: «Я жалею только об одном — что может быть, если бы в бою я повел себя иначе, некоторые ребята до сих пор были бы живы».

С 1817 по 1864 год Российская империя вела Кавказскую войну, цель которой присоединение горских районов Северного Кавказа. Наиболее ярым противником России оказался имам Шамиль, который на территории современного Дагестана и Чечни основал теократическое государство Северо-Кавказский имамат. Боевые действие войны отличались кровопролитностью и упорством сторон, а одной из ее особенностей были многочисленные случаи дезертирства русских солдат и их переход на сторону горцев.

Одним из ближайших помощников и переводчиком имама Шамиля был беглый солдат Андрей Мартин, который принял ислам и стал Идрисом. История сохранила имена и других перебежчиков: прапорщика Залетова, солдата Родимцев, которого Шамиль отличил за храбрость, Якова Алпатов, возглавлявшего отряд чеченцев и руководившего разведкой в тылу русских.

Почему русские переходили на сторону противника

Еще с 17-18 веков к горцам убегали русские солдаты, не выдерживающие тяготы службы, постоянной муштры и наказаний. Рекрутской система набора стала продолжением политики крепостничества в армии, и бывшие крестьяне искали возможности начать новую жизнь среди свободных племен Дагестана и Чечни.

В 19 веке служба на Кавказе считалась непрестижной и приравнивалась к ссылке, которую называли «теплой Сибирью». Сюда направляли провинившихся офицеров и наиболее неблагонадежные части. Часто это были пропитанные духом свободолюбивые люди и авантюристы, которые не понимали, зачем Россия воюет с горцами. Попав в плен или убежав русские, оказывались в особой атмосфере, при которой в войне участвует все население. Постепенно они втягивались в конфликт и поворачивали оружие против своих бывших сослуживцев.

Солдаты, служа на Кавказе, пропитывались местной культурой и, совершая какой-либо проступок, убегали в горы, где быстро находили общий язык с психологически похожими на них жителями аулов. В то время шайка из головорезов-абреков и русских дезертиров, которая с одинаковым рвением грабила всех участников конфликта никого не удивляла.

Особое отношение у горцев было с местными казаками. Столетие совместной жизни выработало между ними уважение, схожесть быта и характера поведения. Практически у каждого казака были кунаки из чеченцев или дагестанцев, с которыми по менталитету он был ближе, чем с великороссом из центральной России.

Распространены случаи бегства казаков-раскольников целыми семьями и станицами в горы, откуда они вместе с горцами устраивали набеги и воровали скот. Перебежчики часто выполняли функции проводников и шпионов.

Как жили русские среди горцев

На территории подконтрольных Шамилю территориях были целые слободы, населенные русскими дезертирами, и самая большая группа проживала в селении Дарго. Здесь 500 бывших солдат занимались обслуживанием пушек, литьем ядер и картечи, обучением горцев военному делу. Пленные чеченцы говорили, что 300 русских проживает в Ведено и еще 200 человек живет в аулах Чарской области.

У горцев даже появилось выражение «свои русские» и имам Шамиль особенно ценил перебежчиков, которых он использовал и для полицейских целей. В письме от 1844 года Шамиль писал, что он считает русских беглецов своими друзьями и просит создавать все условия для их перехода в ислам. Имам поощрял женитьбу русских на чеченках и дагестанках, после которой дезертиры принимали ислам и признавались полноправными членами общины.

При этом беглецам и пленным не запрещалось совершать православные обряды не только в аулах, но и в столице имамата. После Андийский съезд наибов было решено содержать всех русских перебежчиков за счет казны. Политика покровительства над дезертирами способствовала увеличению их количества и снижению боевого духа армии.

Как воевали предатели

Помимо обучения и обслуживания артиллерии русские активно участвовали в боевых действиях против соотечественников. Они играли роль проводников, разведчиков и командиров конных отрядов горцев. Весной 1854 года в селении Дарго картечью был расстреляны пленные русские солдаты и офицеры. За орудиями стояли дезертиры. Предатели понимали, что пощады им не будет, поэтому сражались они храбро и всегда до последнего сопротивлялись.

Солдаты считались своей обязанностью уничтожать перебежчиков и отвечали им такой же озлобленностью. Во время последнего боя Шамиля в горном ауле Гуниб, его охраняло 400 последних сторонников-мюридов. Большинство горцев предало своего имама, и только русские и польские дезертиры до последнего отчаянно сопротивлялись и все погибли.

Судьба дезертиров

Русское командование пыталось решить проблему дезертирства и даже покупало беглецов у горцев, расплачиваясь за них солью. В 1845 году было составлено «Воззвание кавказского командования к русским солдатам, бежавшим в горы», в котором было объявлено, что все проступки им прощаются без взысканий. Большинство дезертиров приняли ислам и, духовно породнившись со свободолюбивыми горцами, отказались сдаваться.

Большого успеха воззвание не имело, но часть беглецов добровольно сдалась. Вместе со своими горскими женами и детьми они были переселены в поселки на территории Чечни, а 47 семей зачислены в казачье сословие. В наше время некоторые тейпы Чечни и Ингушетии считаются русскими из-за того, что они принимали русских дезертиров.