Частное образование: есть ли у него преимущества? Московский инновационный университет. Кто может поступить в вуз без сдачи ЕГЭ

В современных условиях чрезвычайно острой становится проблема поиска новых путей и форм развития образования. Одной из таких форм является частное образование, имеющее в России глубокие исторические корни. Цель данной публикации - провести параллель между прошлым и нынешним временем, проследить общие и различные черты в системе частного образования разных веков, выявить некоторые проблемы.

Гимназия и реальное училище К. Мая.1910 год

Частные школы сегодня имеют неоднозначную репутацию. Некоторые родители не доверяют всему негосударственному, а многие с опаской относятся к новым тенденциям.
Но разве частные школы - это нововведение?

Вовсе нет. История частных учреждений идет еще со времен появления письменности на Руси. Первые частные учреждения - частные школы церковно-славянской грамотности, где учителями были преимущественно лица, носящие духовные звания.

До XV века светского образования в России как такового практически не существовало.

Негосударственные школы допетровской Руси находились вне внимания государства, хотя обеспечивали существенный вклад в дело начального образования. В перечень изучаемых предметов входило: чтение по церковно-славянски, письмо,иностранные языки и многие другие дисциплины.

Во второй половине XVII века оформляются основы профессионально-практического образования.

Это послужило поводом для сокращения монопольного влияния церкви на образование. В период царствования Петра I общее образование одинаково мало ценилось как государством, так и обществом в целом, преобладали частные учреждения.

Первая половина XVIII века характеризуется появлением в России учебных заведений нового типа - частных пансионов.

Пансионы пользовались большой популярностью, так как условия обучения в них были более мягкими в сравнении с казенными школами. Они решали узкую социальную задачу обучения детей дворян и разночинцев.

Отношение правительства к частным учебным заведениям начало меняться в середине 1850-х годов, после смерти Николая I. В столицах было разрешено открывать неограниченное количество частных учреждений разного типа. Эти нововведения вызвали рост частных школ: в Петербурге их число достигало 227, а в Москве - 52.

При подготовке Положения 1864 года в созданных министерством комиссиях обсуждался вопрос и о частных учебных заведениях, которым давался больший простор при сохранении достаточно сильного контроля сверху.

Портрет кисти И. Крамского , 1884 год

Более существенные изменения начались при министерстве Д.А. Толстого (14 апреля 1866–24 апреля 1880 гг.). Его концепция развития частного образования сложилась после анализа состояния частных школ. По мнению министра, из-за слишком строгого контроля и невыгодности условий деятельности содержателей частных заведений существовала неудовлетворенность их работой.

В своем отчете Его Императорскому Величеству за 1867 год Толстой отмечает, что потребности общества растут с каждым годом, «подобные установки сдерживают частную инициативу», «необходимо дать полную свободу», только тогда владельцы «получат стимул к совершенствованию».

Журналъ Министерства народнаго просвѣщения. Часть CXXXVII. 1867 год.

Министр пишет в отчете:
«…учреждение частных школ должно быть возложено на лица, представляющие гарантии для общества»;
«…желательно, чтобы некоторые частные училища вводили у себя классический курс, приближенный к классическому курсу, установленному в казенных гимназиях».

Толстой предложил определить объем образования в учебных заведениях трех разрядов: 1-й разряд школ должен иметь не менее 6 классов, уездные училища 2-го разряда - не менее 3 классов, 3-й разряд - получение элементарной грамотности.

Предложения министра были успешно утверждены Александром II 19. 02.1868 г.

К концу XIX века в России уже сложилась частная практика образования с преобладанием отечественных педагогов. Педагоги активно использовали зарубежный опыт и применяли его при обучении.

Были распространены начальные и средние частные школы. Начальные школы давали право поступать в гимназию, а средние - в университет. Обучение в частных гимназиях стоило в разы дороже, чем в государственных заведениях.
В начале XX века эта разница стала намного меньше, и частные школы стали доступны для интеллигенции.

В это время стали широко развиваться частные учреждения нового типа. Недовольство общества казенными учреждениями, а именно нехваткой учебных мест и снижением качества образования, активизировало организацию альтернативных частных учебных заведений, отвечавших требованиям времени, основанных на прогрессивных педагогических идеях и принципах. Функционировало более 1000 частных учебных заведений, причем отдельные из них достигали высокого уровня образования и воспитания. Одним из лучших в Санкт-Петербурге было «Реальное училище и гимназия
К. Мая».

Однако, несмотря на рост альтернативных учреждений, основная масса населения имела низкий уровень грамотности. С введением Закона о всеобщем начальном образовании(1905–1907 годов) увеличивается государственное финансирование учреждений Министерства народного просвещения. Основная цель: сделать образование общедоступным и бесплатным.

Октябрьская революция 1917 года по идеологическим причинам остановила развитие частного образования в России на многие десятилетия. Частное образование начало возрождаться лишь в постсоветский период.

Первые учебные заведения, напоминающие частные школы, начали появляться в 1980-х годах. Их основателями были уже состоявшиеся педагоги (как и в эпоху Российской империи), которые меняли привычную систему обучения.

В конце 80-х годов еще не было правовой основы для создания платного образования. С принятием в 1991 году закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» негосударственные образовательные учреждения получили возможность создаваться открыто. А уже в 1992 году с принятием Закона РФ «Об образовании» признавалась возможность существования в России негосударственного сектора образования.

В 1992–1995 годы государство интенсивно поддерживало развитие частного образования по всей стране. При этом крайне тяжелое финансовое положение было у государственных учреждений. Например, многие государственные вузы стали предоставлять услуги на платной основе.

В начале 2000-х в России было зарегистрировано более 1500 частных учебных заведений. К 2010 году в России насчитывалось до 400 частных школ, из которых около 2/3 в Москве и ещё около четверти в Санкт-Петербурге; на долю регионов приходилось около 50 постоянно действующих частных заведений среднего образования. К 2012 году в России действовали уже 533 частных школы, обслуживавших сравнительно небольшой сектор клиентуры (всего около 1 % от общего числа школ в России).

Для частных образовательных организаций конца XX - начала XXI веков характерны следующие черты: они решают проблему недостаточного предложения, предоставляют дополнительные учебные места. В негосударственных учреждениях открывается все больше возможностей для осуществления прогрессивных педагогических идей.

Частное образование сегодня.

В настоящее время образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Новая редакция Закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОСами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования.

Что же Закон говорит о частном образовании?

Согласно Закону, частная образовательная организация может быть создана физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом(лицами) или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22).

Образовательную деятельность вправе осуществлять, в том числе, индивидуальные предприниматели - как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности(ст. 32).

Фото взято с сайта: http://www.schoolioneri.com

Теперь руководители частных образовательных организаций назначаются на должность в соответствии с Уставом организации и ТК РФ.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ систематически получает информацию о состоянии и деятельности негосударственных учреждений с целью обобщения и распространения положительного опыта и устранения недостатков в их работе. Как можно заметить, проведение контроля - мера крайне важная для поддержания состояния образования в России и в нынешнее время. Но следует отметить, что положительных перемен в отношении государства к частному сектору образования в XXI веке не произошло, сохраняется традиционное для России отстранение государства от участия в деле развития частной системы образования.

Негосударственное образование в России было исторически ранее организовано, чем государственное, и долгое время существовало как единственная форма получения образования, а позже как альтернативная форма государственному образованию. При этом контроль над развитием частных школ в различные эпохи всегда сохранялся.

Нужно ли частное образование в России? Есть ли у него преимущества перед государственным? - вопросы, вызывающие бурное обсуждение в последнее время.

В условиях кризиса традиционной системы образования в деятельности частных учреждений России находит процесс перехода к личностно-ориентированной программе образования. По своему характеру частные организации становятся более открытыми к взаимодействию с обществом и к развитию новых направлений.

Существует множество проблем в этой сфере сегодня.

Одной из таких проблем является непризнание государственными учреждениями негосударственных образовательных организаций равными в правах с государственными школами. Сохраняется и некое неравенство педагогов государственных и частных учреждений (например, вышедшие на пенсию учителя негосударственных школ не получают доплату за выслугу лет и т.п.).

Также государственная политика обусловила автономный характер деятельности частных организаций в России, которые являются в правовом и финансовом отношении самостоятельными субъектами образовательного пространства, что создает ряд дополнительных трудностей и позволяет развиваться сфере частного образования только в экономически благополучных регионах.

Открытой остается и проблема поступления учеников в частные иностранные образовательные организации.

Является ли возрождение частного образования в России следствием кризиса традиционной (государственной) формы образования, кризиса всей образовательной системы?

Много еще неразрешенных вопросов….

Охватить всю проблематику данной темы представляется непростой задачей. Как видим, многие проблемы имеют исторические корни. Мы предлагаем вместе попытаться найти пути решения некоторых из них. Или нам и вовсе не нужно частное образование сегодня? Как считаете Вы?

Частное образование

В Западной Европе и США сложились устойчивые системы частного образования, которые так или иначе находились под государственным контролем. Вместе с тем положение частного образования в разных странах складывалось неодинаково.

В США и Англии частные учебные заведения занимали прочные позиции. В США в разряд частных учебных заведений входило множество учебных заведений, открытых при поддержке общин. В Британии их деятельность во многом зависела от средств частных лиц. Школьное законодательство оставляло большой простор частной инициативе. Школу вправе был открыть любой британец, гарантировавший обучение определенного числа учащихся. От учредителей и преподавателей частных школ не требовались свидетельства о педагогической подготовке. До 1832 г. учреждением частных начальных школ занимались благотворительные конфессиональные организации. Они открывали школы для бедных, воскресные школы и пр. Закон 1832 г. подтвердил, что частная инициатива в образовании не будет ущемляться. Закон 1870 г. предусматривал выделение государственных кредитов на частные школы. Средние учебные заведения, по сути, являлись частными. С 1860-х гг. происходит некое "огосударствление" сферы среднего образования, что выразилось в кредитовании грамматических школ из коммунальных и правительственных фондов. Но программу, распорядок деятельности этих учреждений по-прежнему определяли устроители.

В Пруссии государство энергично вмешивалось в работу частных учебных заведений. С 1794 г. здесь действовало законодательство, по которому все школы, включая частные, подлежали правительственному контролю. Контроль осуществлялся через инспекторов и предусматривал соблюдение стандартных программ, уставов и пр.

Во Франции деятельность частных (свободных) школ была гарантирована законами 1850–1880-х гг. В частных учебных заведениях действовал контроль в виде правительственной инспекции. Вплоть до принятия законов 1880-х гг. на частные школы отпускались общественные средства (коммунальные и общегосударственные). Наличие во Франции системы частного образования являлось существенным фактором трансформации состава учащихся общественных учебных заведений. Так, в середине XIX в. число учеников муниципальных и общенациональных коллежей и лицеев сократилось из-за перехода многих учащихся в частные учебные заведения. При этом переменился и социальный состав учащихся общественных средних школ: увеличилась доля выходцев из мелкой и средней буржуазии и, напротив, сократилось число молодых людей, родители которых относились к высшим кругам. Подавляющее число частных учебных заведений во Франции находилось в руках представителей различных конфессий и церквей. Позиции церкви в системе образования, особенно частного, оставались весьма прочными.

Управление образованием

При решении проблем управления образованием столкнулись две ориентации: на централизацию и децентрализацию. Свою роль сыграли сложившиеся традиции. Предлагались разные решения. Во Франции сходились преимущественно во мнении о необходимости централизованной школьной системы. В Англии и США – о целесообразности местного самоуправления. В Германии шла полемика между защитниками централизации и теми, кто отстаивал автономию школьного дела. Так, идея независимости образования от центральных властей Пруссии нашла отражение в Проекте 1813 г., предусматривавшем для государственных учебных заведений свободу выбора в вопросах внутренней жизни.

В итоге организация управления образованием в странах Запада происходила при проявлении тенденций централизации и децентрализации. В Пруссии и во Франции децентрализацию образования тормозили традиции, унаследованные от эпохи абсолютизма. В Англии и США, не отягощенных этими традициями, напротив, управление образованием осуществлялось при наличии значительных прав регионов и отдельных школ. Прерогативы Департаментов по образованию в Англии и США сводились прежде всего к координации общенациональной школьной политики.

В Пруссии поощрялся централизованный режим управления образованием. Так, актами 1850–1870-х гг. была резко усилена роль правительственных школьных органов. Общинам вменялась обязанность выполнять предписания центра, которые были настолько регламентированы, что школа своими порядками скорее напоминала армию. Инициатива учителей была ограничена. Руководство образованием находилось в руках Министерства образования. Все без исключения учебные заведения подлежали государственному контролю. Учителя общественных школ считались государственными служащими и назначались правительством. В учебных заведениях распоряжались инспекторы, которые подчинялись непосредственно министру образования. В провинции высшую власть над школой имел губернатор, который возглавлял школьный земельный совет, назначал по представлению министра инспекторов. Школьный земельный совет утверждал кандидатуры учителей, которые предлагали школьные советы общин.

Во Франции управление школой находилось в ведении властных структур во главе с министром образования. На местах в управлении принимали участие влиятельные лица из имущих слоев: коммунальные и кантональные делегаты. Страна была поделена на педагогические округа (академии). Ректоры академий подчинялись министру образования, который через них осуществлял свои функции. Кроме министерства, действовал также Совет но образованию. Чтобы сломать корпоративный дух академий, Министерство образования неоднократно перетасовывало состав учебных округов. В итоге инспекторы видели своим начальником не ректора, а главу местной администрации – префекта. Инициатива на местах была строго ограничена. Централизация усиливалась путем повышения роли министерства, ректоров академий, префектов.

В Англии школьное законодательство предоставляло важные права и функции местным органам. Школы Лондона, например, имели собственные статус и администрацию. В округах избирались школьные комитеты, которые составляли школьные уставы, взимали налог на образование, открывали учебные заведения. В структуре английских средних школ отсутствовало какое-либо единообразие. Каждое учебное заведение действовало но собственному уставу.

В США управление образованием складывалось в особых условиях, когда государственность только формировалась и штаты обладали значительной самостоятельностью. Школьные законы отдельных штатов были во многом сходны. В штатах и графствах действовали учебные округа (дистрикты) под началом выбранного жителями директора (интенданта). В дистриктах открывались учебные заведения. Постепенно во всех штатах были учреждены школьные комитеты и посты суперинтендантов, координировавших школьную политику в штате. Школьный комитет состоял из губернатора и вице-губернатора штата, а также суперинтенданта. Непосредственное руководство учебных заведений осуществляли советы, избранные общиной. Округа и школы, фактически, не зависели от федерального Департамента образования и подчинялись властям штата. Штаты сохраняли за собой права контроля деятельности школ, определения принципов образования, типов учебных заведений, сроков и программ обучения, содержания образования, учреждения органов школьного управления, распределения средств на образование. Чиновники дистриктов взимали школьный налог, назначали преподавателей, составляли учебные программы и планы.

Ещё в XVII веке в России были мастера грамоты, которые за деньги учили детей читать и писать. Позже, во времена царствования Петра I , появились первые частные заведения, где уже обучались как мальчики, так и девочки(до этого считалось, что женщине грамота ни к чему). А к середине XVIII века дворянам было разрешено обучать своих детей прямо на дому. Качество знаний резко ухудшилось, потому что нанимали иностранцев-шарлатанов.

Екатерина II, решив, что негоже необразованным иностранцам воспитывать цвет русской нации, организовала над частным образованием жёсткий чиновничий контроль. Открыть частное учебное заведение стало возможным только с разрешения приказа общественного призрения, после проверки учебного плана и преподавательского состава. Но Октябрьская революция надолго прервала летопись российского частного образования. И только в 1991 году оно снова подняло голову.

Частная школа сегодня

Вместо термина« частные» было бы правильнее употребить слово« негосударственные». Потому что термин« частные» подразумевает не только форму собственности, но и право собственника делать то, что он сочтет нужным. Однако у коммерческих школ такой свободы нет. Если школа аккредитована государством, то она по закону об образовании абсолютно адекватна государственной. Различаются только источники финансирования, а программы, требования, нормы, экзамены и аттестат те же. В случае если школа не аккредитована, то для получения аттестата государственного образца и вместе с ним возможность поступать в российские вузы, ученики частных учебных заведений зачисляются на экстернат при государственной школе, где и сдают экзамены.

Частные школы бывают:

  • российские и зарубежные;
  • светские и с религиозным уклоном;
  • с разными образовательными системами;
  • с разной системой оплаты.

Любовь Овсиенко, заместитель министра образования:

На сегодняшний день в нашем обществе уже сформировался класс людей, готовых оплачивать школьное образование своим детям. Отвечая потребностям общества, сектор частных школ должен начать развиваться более активно. Совершенно недопустима ситуация, когда потенциальные клиенты таких школ отправляют детей на учебу за границу. Это экономически невыгодно для республики, поэтому будут разрабатываться и специальные государственные программы, нацеленные на помощь в развитии частного сектора образования.

На сегодняшний день в Казани работают всего 13 негосударственных школьных заведений, для сравнения в Москве — 300. Очевидно, что ситуацию надо менять. Ведь увеличение числа частных школ приведет к появлению здоровой конкуренции среди них, что, в свою очередь, положительно отразиться на качестве предлагаемого образования. Отдельным вопросом стоит вынести проблему частных детских садов. Учитывая то, что сегодня из-за многих факторов дети рождаются не полностью здоровыми, им необходимы особые условия для полноценного развития. В настоящее время обычные детские сады не могут предложить таких условий. Пока это под силу только частным« садикам», которых, к слову сказать, не так много.

Плюсы частных школ

Первый и, возможно, главный плюс частного образования — это индивидуальный подход к ребенку. Ведь дети все разные: кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее, кто-то любит общаться с педагогом, кто-то замкнут. В этом смысле в частной школе почти всегда есть возможность уделять ребенку столько внимания, сколько требуется, ведь наполняемость классов редко превышает 12−14 человек. Как правило, составляя договор с родителями, школы обычно оговаривают максимальное количество учеников в классе.

В некоторых частных школах для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный учебный план в зависимости от психологического типа личности и конечной цели, которую желательно достичь. И если родители хотят, чтобы их чадо углубленно занималось иностранным языком или физикой, школа сделает все возможное, чтобы обеспечить это.

Еще один плюс — комфортные условия(удобная мебель, хорошее питание), организация распорядка учебного дня таким образом, чтобы у детей оставалось время на спорт, прогулки, занятия для души — все эти факторы позволяют максимально раскрыть способности ребенка, без переутомления и перегрузок.

В частной школе решается проблема материального стимулирования учителей, которым не приходится менять сферу деятельности в поисках заработка. Напротив, им предоставляется шанс реализовать свой творческий потенциал в любимом деле. Педагоги и директора негосударственных школ признают, что материальные лишения, которые испытывают учителя обычных школ, и постоянные мысли о хлебе насущном — существенный тормоз на пути развития современного российского образования. В частных же школах есть возможность следить за мировыми тенденциями в образовании, учителя изучают специальную литературу по педагогике и психологии, быстрее вводят современные методики.

Возможность углубленного изучения ряда дисциплин еще одна положительная особенность обучения в частной школе. Практически во всех негосударственных школах преподают как минимум два иностранных языка. При этом один изучают с первого класса, а второй — с 4−5-го. Если сил хватает, ученик может взять еще и третий язык. Возможность применить приобретенные знания на практике дают заграничные поездки, которые частные школы стараются организовывать регулярно.

Наталья Ахатова, директор частной школы« Елена-сервис»:

Думаю, педагогов нужно освободить от мучительных раздумий по поводу того, где взять деньги, чтобы накормить своих собственных детей. Тогда будут не только Пушкинские вечера, но и другие мероприятия, требующие особого творческого подхода учителя. Учитель должен быть спокоен по поводу своего заработка — об этом должен побеспокоиться коммерсант-предприниматель, в чьем владении школа находится. Кроме того, работа преподавателя становится намного эффективнее, когда в классе вместо 30 учеников сидят вдвое меньше.

Минусы частного образования

Качество образования в частных школах не всегда соответствует заявленному. Здесь необходимо особенно тщательно выбирать учебное заведение. Не стоит особо доверять различным экспериментальным программам, уделяющим повышенное внимание какой-нибудь одной дисциплине. Не должны влиять на выбор школы и такие моменты, как« укомплектованные компьютерные классы», «дополнительные занятия языком, музыкой или теннисом» — очевидно, что все это должно быть в школе, позиционирующей себя как частную.

Большое внимание нужно уделить базовой программе, потому что именно она потребуется, когда ребенок будет поступать в вуз. Кроме того, родителям стоит помнить, что если раньше ученик школы, имеющей определенную договоренность с тем или иным вузом, поступал туда на льготной основе, то теперь практика совмещения выпускных экзаменов в школах с вступительными в вузы официально отменена, то есть поступать придется на общих основаниях.

Как выбирать школу

Во-первых, каждое негосударственное образовательное учреждение должно получить лицензию на право ведения образовательной деятельности. Документальное подтверждение того, что в школе все в порядке со зданием, с соблюдением санитарно-гигиенических норм, материально-технической базой и профессиональным уровнем педагогов.

Во-вторых, обязательное наличие аккредитации. Она свидетельствует о том, что содержание, уровень и качество подготовки выпускников школы соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. По Закону РФ «Об образовании», для получения аккредитации школа должна проработать с лицензией не менее трех лет и осуществить хотя бы один выпуск учащихся. Аккредитация дает школе право выдавать своим выпускникам документы государственного образца, то есть аттестаты о среднем образовании. Иначе ее выпускникам после 11 класса придется сдавать экзамены не в своей, а в другой аккредитованной школе и с другим учителям.

В-третьих, личность директора — это как бы зеркало частной школы. Часто обстоятельной беседы с директором бывает достаточно, чтобы многое узнать про школу, почувствовать ее атмосферу и проникнуться к ней доверием. Выбирая школу, обязательно присмотритесь и к ученикам. Ученики — это зеркало, в котором отражается все. Только ученик может показать уровень школы, в которой он занимается. Кроме внешнего вида учеников, можно обратить свое внимание на то, как часто и насколько успешно ученики данной школы принимают участие в различных олимпиадах.

Марина Гмызина, директор гимназии № 157:

— Бытует мнение, что поступить в частную школу легко — главное — платить. Но сегодня это касается, пожалуй, только школ невысокого уровня, испытывающих нехватку учеников. В настоящее время вступительное тестирование, определяющее уровень готовности ребенка к учебе, совсем не редкость. Кроме того, иногда приходится« отсеивать» даже родителей. Действует своеобразный фейс-контроль, и его могут не пройти мамы и папы, которые изначально ведут себя агрессивно и самоуверенно.

Негосударственные школы, как правило, предлагают более внимательный подход к ребенку. Это значит, что в такой школе, во-первых, ребенка будут уважать как личность, а во-вторых, не нанесут вред его здоровью. Кроме того, частное образование предполагает более широкий спектр услуг, нежели обычная школа. У нас в гимназии, например, на каждые каникулы родителям выдается индивидуальный листок рекомендуемой именно его ребенку литературы и оптимальных вариантов дополнительного образования.

Частная школа за границей

Об их преимуществах наслышаны многие: школы предлагают на выбор ученику огромный список основных и дополнительных предметов, в программу включены изобразительное искусство, музыка, спорт, несколько иностранных языков, после уроков можно заниматься в клубах по интересам, регулярно проводятся выездные занятия — в музеях, театрах, природных заповедниках, в других городах или даже странах. Другими словами, ребенку дают возможность попробовать все и решить, что ему нравится больше, что он может лучше, чем будет заниматься дальше. Из частной школы(любой, не только британской) прямая дорога в университет: по статистике, свыше 90\% выпускников этих школ получают высшее образование, они составляют треть всех студентов университетов.

Главное преимущество любой западной школы — человека с детства приучают к самостоятельности и учат делать правильный выбор. Зарубежное школьное образование — при всем богатстве программ — более специализированное и ориентированное на будущую профессию ученика. Задача школы — дать не только общее образование, но и полезные знания и навыки, подготовить к взрослой жизни.

Что лучше ?

Выбор школы обычно определяется двумя факторами: языком и наличием информации о системе образования в той или иной стране. Как известно, английский — самый распространенный и полезный язык, а за английским классическим образованием закрепилась репутация лучшего в мире.

Сегодня в британских школах учится около 20 000 иностранных детей, в том числе немало школьников из России. Иностранцы, конечно, обогащают некогда закрытые для чужаков английские частные школы, вносят новое, заставляют что-то менять в привычной системе. Но британцы по-прежнему консервативны, и в образовании, пожалуй, консерватизм проявляется больше, чем где бы то ни было.

Зарубежная школа вообще(и британская в частности) — это большое испытание на стойкость и выживаемость. Какой бы хорошей ни была школа, иностранный ребенок всегда сталкивается с проблемами, главным образом, психологическими. Чужая страна, чужая школа, чужой класс, где, ко всему прочему, никто не понимает твоего родного языка, а над твоим английским все смеются. В замкнутом пространстве, где проводят все свое время ученики пансионов, неизбежно возникают стычки и конфликты(кстати, характерные для любых детских коллективов). Все это надо пережить. Но не каждый на это способен. Более щадящий путь — начать с подготовительных центров для иностранцев и международных школ.

Международные школы, которые рассчитаны на иностранных детей, стараются подстраиваться под нужды школьников из-за рубежа: тут вам и дополнительные уроки английского как иностранного, и специальный адаптационно-подготовительный курс. Сильные стороны британского школьного образования — это системность, хорошая общая подготовка и серьезный курс наук(естествознание, физика, химия). В английской частной школе детей не только учат, но и воспитывают.

В других странах — свои плюсы. В Германии лучше всех в Европе учат философии и математике(правда, в последнем немцев сейчас перегнали Австрия и Швейцария), во Франции — сильные исторический и гуманитарные циклы, в Швейцарии хорошо преподают иностранные языки, финансы и этикет, в Америке — право, политологию, экономику, компьютерные науки. В частных школах Швейцарии, Франции, Германии и Америки, по сравнению с Великобританией, правила менее строгие, а атмосфера более теплая.

В Казани

Сейчас в Казани предлагается разноплановое частное школьное образование. Предусмотрены варианты как углубленного изучения языка с прилагающимися загранпоездками, так и вполне стандартное, но платное образование. Кроме того, есть даже религиозные частные школы, обеспечивающие родителям уверенность, что их ребенок пойдет по «праведному» пути. Общее в этих школах одно — индивидуальный подход и забота о физическом и психологическом комфорте детей.

522 млн руб. - штраф за взятку, выглядящий беспрецедентным для российского правосудия. Именно столько по приговору суда от 2015 года должен был заплатить Мирослав Низиков, учредитель как минимум шести российских университетов. Штраф - 70-кратная сумма взятки, которую Низиков пытался дать сотруднику Рособрнадзора.

Несмотря на штраф и тюремный срок, Низикову удалось главное - сохранить бизнес. В 2016 году, когда он уже работал на кухне в брянской колонии, доход пяти университетов составил 400 млн. Три вуза, где Низиков был учредителем - Московский институт государственного и муниципального управления, Московский юридический институт, Байкальский институт управления - × и сейчас выдают дипломы государственного образца.

Но есть и другие примеры: чтобы полностью парализовать работу Европейского университета в Санкт-Петербурге в 2017 году, властям потребовалось всего несколько недель. Для отзыва аккредитации у Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) сгодился даже тот факт, что у декана факультета права первое образование историка, а не юриста.

«Проект» рассказывает, кто владеет рынком частного высшего образования в России, насколько он качественный и по каким принципам государство решает, каким вузам жить, а каким закрываться.

Что мы считали

С момента распада СССР и до начала нынешнего десятилетия количество вузов в России последовательно росло. И в основном за счет частных институтов и университетов. В 1990 году в РСФСР было 514 вузов (без филиалов), в 1995 - 762, в 2000 - 965, в 2005 - 1068, в 2010 - 1115. 41% из них - частные вузы.

В 2012 году министром образования стал Дмитрий Ливанов, тогдашний ректор Московского института стали и сплавов. Считая, что рынок перегрет, команда Ливанова разработала мониторинг высшего образования - систему оценки эффективности вузов. Рособрнадзор - главный карающий орган в российском образовании - стал дополнительно проверять вузы, не выполнившие показатели мониторинга. Частные вузы попадали под проверки чаще государственных . Только один из пяти вузов, о санкциях в отношении которых Рособрнадзор объявлял в 2016–2018 годах, был государственным.

Удалось ли очистить рынок от сомнительных частных вузов (не стоит думать, что у государственных вузов в России нет проблем. Им будет посвящена вторая часть исследования «Проекта».) × и возможно ли это с нынешней системой оценки? Об этом наше исследование.

Как мы считали

Результаты мониторинга Минобрнауки - наиболее полная картина высшего образования в стране, а мониторинг за 2017 год (последний доступный) - наиболее репрезентативный из всех.

В нем есть данные о численности студентов и доходах головных вузов и филиалов, для анализа мы их сложили. Доход вузов, приведенный в мониторинге, - за 2016 год, а численность студентов - за 2016–2017 учебный год.

Данные об учредителях вузов, их связях, выручке и других активах также проверялась с помощью ЕГРЮЛ и открытых данных.

Для того чтобы выяснить, кто самые крупные владельцы групп вузов, мы выявили вузы, принадлежащие одним и тем же людям (в том числе через другие юридические лица) и сложили доход и численность их студентов.

В мониторинг не попадают военные и прочие силовые вузы, организации, которые уже находятся в стадии лишения лицензии. В 2017 году также не сдавали данные в мониторинг духовные образовательные организации РПЦ - Московская духовная академия и семинарии. Не участвовал в мониторинге и один из самых дорогих частных вузов России - Университет Иннополис со стоимостью очного бакалавриата от 1,2 млн руб. в год.

Россия - и сейчас страна государственного образования

При министре Дмитрии Ливанове началось снижение числа вузов в стране - это результат мониторинга и карающих действий Рособрнадзора. , следует из доклада ЦИАНО. × В результате к 2017 году рынок высшего образования выглядит так:

Если в 2010 году в России было 1115 вузов, то в 2017 отчитались только 489 государственных и 212 частных.

В госвузах по-прежнему намного больше студентов. На 2017 год в них учились 3,8 млн человек, в частных - 439 тыс.

В государственных вузах работает 531 тыс. штатных сотрудников. В частных - 22 тыс., то есть 4% от общего числа сотрудников сектора высшего образования.

С точки зрения денег частные вузы также не составляют конкуренцию государственным. В 2016 году они заработали лишь 5% общего дохода рынка: 40 млрд рублей против 696 млрд у госвузов.

У частных вузов на филиалы приходится больше доходов, чем у государственных. Доходы филиалов составляют в государственных вузах 6% от общего дохода, в частных - 18%. В государственных университетах филиалы поставляют 12% студентов, в частных - 27%.

В Москве зарегистрированы 72 из 212 частных вузов России. На московский рынок приходится 44% дохода всех частных вузов в России, на 18 вузов из Санкт-Петербурга 10%. На Татарстан приходится 4% рынка, на Московскую и Самарскую области и Краснодарский край по 3%. В 38 регионах России нет ни одного местного частного вуза, а в 12 из них нет даже частных филиалов.

Рынок частного образования очень неравномерен. На 20 вузов (это 10% общего числа частных) приходится 51% общего заработка сектора. Первые по доходу 20 вузов зарабатывают больше 500 млн руб. в год, первые девять - больше 800 млн руб.

Остальные довольствуются крохами: 36% частных вузов зарабатывают менее 50 млн руб. в год.

Больше 1 млрд руб. зарабатывают всего шесть частных учебных заведений - это 3% от общего числа (среди государственных вузов таких 41%).

Крупнейшие частные вузы стягивают к себе не только большую часть доходов, но и большую часть студентов. На 10% вузов приходится больше половины студентов всего частного сектора, причем на 5% вузов приходится 39% студентов.

Кто лидеры рынка частного образования

Два самых доходных частных вуза России - университет МФЮА (Московская финансово-юридическая академия), принадлежащий семье Забелиных, и «Синергия» Вадима Лобова и Юрия Рубина (учредителем вместе с Лобовым является его дочь Эрика Соболева). Крупнейший вуз по доходам без учета филиалов - «Синергия».

Оба зарабатывают больше 2 млрд руб. в год (только по данным мониторинга, не учитывая других юридических лиц, работающих в группе с университетами).

Принадлежащий Центральному союзу потребительской кооперации (Центросоюз) Российский университет кооперации (РУК), занимающий третье место, не так на виду, хотя сейчас это крупнейший в России негосударственный вуз по численности студентов - 23 тыс. и третий по доходу - больше 1,5 млрд руб. в год. Вуз менее заметен, потому что 80% его дохода поступает от 13 филиалов, бывших советских «кооперативных институтов».

Среди 20 крупнейших по доходам частных вузов России лишь три мелькают в рейтингах лучших университетов России и мира, зато в 15 из них заочно учатся больше 65% студентов.

Крупнейшие частные вузы предоставляют некачественное образование

Частные вузы не сравнялись с госсектором не только по доходам и численности студентов, но и по качеству образования.

Один из показателей мониторинга, по которому можно об этом судить, - число заочников. С точки зрения Минобразования, заочное обучение - зло. Об этом не раз говорили профильные чиновники, а лучший из российских университетов по позициям в мировых рейтингах - МГУ - еще в 2013 году полностью отказался от заочной формы. По данным мониторинга 2017 года, 78% всех студентов частных вузов - заочники (в государственных их 36%).

Другой критерий качества - попадание вузов в престижные национальные и международные рейтинги.

Лишь несколько частных вузов в России попадают в рейтинги лучших университетов страны и мира. В этом году ЕУСПб вместе с МГУ, СПбГУ и НИУ ВШЭ вошел в предметный рейтинг QS по социологии. РЭШ в 2018 году заняла первое место в рейтинге журнала Forbes, который оценивал вузы в том числе по зарплатам преподавателей и наличию выпускников в руководстве компаний и госорганов. Российский новый университет занял в нем 88 место (из 100), других негосударственных вузов в рейтинге нет. ЕУСПб на 7 месте в рейтинге научной продуктивности, который делает АЦ Эксперт , в категории «гуманитарные науки», РЭШ - на втором месте в категории «Экономика».

В целом частным вузам реже удается заниматься наукой: публикации в Scopus - одна из двух ведущих крупнейших мировых баз данных научных статей, основа для оценки научного продукта ученых и вузов - × есть у 58% частных вузов и у 93% государственных.

Наконец, частным вузам труднее привлекать успешных абитуриентов: из-за малого числа бюджетных мест средний балл ЕГЭ поступающих в них ниже, чем в государственных.

Косвенной характеристикой качества обучения в частных вузах может служить и отношение числа студентов к доходу в вузе (это не стоимость обучения, так как у вузов есть и другие доходы, кроме платы студентов за обучение, но косвенный показатель того, сколько студенты готовы платить и сколько вуз может тратить на одного студента). В топ-20 вузов доход в расчете на одного студента различается на порядки, от 31 тыс. руб. до 2 млн руб в год. Больше всего - у РЭШ, меньше всего было у Московского технологического института, который Рособрнадзор уже закрыл.

Частное образование в России - семейный бизнес, и это проблема

Частные университеты в России принадлежат частным лицам - это лишь звучит очевидно. Большинство учредителей частных вузов - конкретные люди. Это объясняется обстоятельствами, при которых начинался этот бизнес. Большинство из топ-20 вузов России открывались в начале 90-х управленцами или преподавателями из госвузов и профильными чиновниками, имевшими связи. Например, единственный учредитель и ректор Московского гуманитарно-экономического университета Любовь Демидова работала в Главном управлении высшего образования Госкомитета СССР по народному образованию. Там же трудился ректор МФЮА Алексей Забелин. Президент Московского технологического института Николай Малышев в конце 80-х работал ректором Таганрогского радиотехнического института, потом был председателем Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы и директором НИИ при Минобре. Ректор и основатель Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов встретил перестройку секретарем парткома МФТИ.

Частные вузы - семейный бизнес. В половине вузов из первой двадцатки работают и являются учредителями родственники основателя. МФЮА - это семья Забелиных, «Синергия» - Юрий Рубин и его дочь Эрика Соболева, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики - вдова и дети основателя вуза Виктора Гневко, Московский гуманитарный университет (МосГУ) - Игорь, Наталья и Олег Ильинские, уфимская Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия - ректор Евгений Миннибаев и его жена Наталия Разуваева. Дочь покойного основателя Казанского инновационного университета Виталия Тимирясова Асия Тимирясова является не только ректором вуза, но и его учредителем через компанию «Татарский центр образования Таглимат».

Дело в том, что из вуза, как некоммерческой организации, нельзя вывести прибыль. Учредитель вуза может получать связанный с ним личный доход, только если работает в нем и контролирует его финансовые потоки изнутри. Дочь ректора МосГУ Игоря Ильинского Наталья - проректор по инновационному развитию. Сын ректора МФЮА Олег Забелин - первый проректор, Светлана Забелина - проректор по персоналу и качеству обучения.

Есть и другая причина: вуз не получится передать по наследству, как обычное ООО. В 1998 году умер один из двух учредителей Московского гуманитарно-экономического университета Владимир Шупленков. Его наследники претендовали на вуз, но второй учредитель - Любовь Демидова - выиграла суд. Шупленковым вернули учредительный взнос в размере 500 рублей. А Демидова осталась ректором и единоличным распорядителем в вузе с доходом 930 млн руб.

Поэтому основатели вузов заранее вводят детей и других родственников в состав учредителей и устраивают в вуз на работу, иначе те потеряют доступ к активам. Останутся на работе без доли в учреждении - их могут уволить, останутся с долей без должности - будут получать только отчеты без прямого доступа к деньгам.

Частные вузы в России создают сеть двойников, чтобы подстраховаться от санкций

У нескольких крупных учредителей, кроме основного актива, есть и другие вузы.

«Если вузы не пересекаются между собой по направлениям, общие учредители - это нормально и уж во всяком случае законно, - объясняет директор Института развития образования Ирина Абанкина. - Но если они дают образование по одному и тому же направлению и находятся, например, в одном здании, это может вызывать вопросы».

Как показало исследование «Проекта», такая практика распространена повсеместно. Кроме группы вузов Мирослава Низикова, работающих до сих пор, на российском рынке есть и другие группы, принадлежащие одним учредителям.

Рособрнадзор может проверять только вузы по отдельности, формальных оснований для преследования группы у него нет. Например, у Игоря и Льва Суратов было четыре вуза, Рособрнадзор отозвал аккредитацию у одного из них (у Института мировой экономики и информатизации в 2015 году). Количество студентов в другом их вузе, Московском экономическом институте, тут же сильно выросло.

Супруги Галина и Михаил Берулава - учредители трех вузов, причем последний, Московский инновационный университет (МосИУ) они открывали как раз в то время, когда Рособрнадзор отзывал аккредитацию у другого их вуза, Университета Российского инновационного образования, и работает он по тому же адресу.

У Ливиу Терентия работают два вуза, зарегистрированных по одному адресу в Москве: Московский финансово-экономический институт и Московская международная академия. У академии Рособрнадзор в 2016 году частично отозвал аккредитацию, но не трогал институт.

Тем не менее иногда Рособрнадзор закрывает сразу все вузы, принадлежащие одним и тем же учредителям. В 2015-2017 гг. Рособрнадзор лишил аккредитации шесть вузов жительницы Калуги Галины Панариной, входивших в «Консорциум Среднерусский университет» и принесших ей в 2016 году доход 325 млн руб.

Вторая проблема - сам мониторинг, который проводило Минобразования, не сработал как система оценки качества. Например, в 2017 году мониторинг успешно прошли несколько заведений, у которых аккредитация к тому времени уже была приостановлена или отозвана. В крупнейший на тот момент частный вуз России - Московский технологический институт с 25 тыс. студентов - или Современная гуманитарная академия. Но, наоборот, и сейчас работает Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, набравший в мониторинге 2017 года два контрольных показателя из семи (по формулировке Минобразования это «уровень эффективности ниже среднего». Он может стать основанием для внеплановой проверки), или Институт управления, бизнеса и права из Пятигорска с одним баллом.

Из 16 частных вузов, которые в мониторинге 2017 года не выполнили контрольные показатели, шесть сохранили и лицензию, и аккредитацию.

В семи отозвали аккредитацию, прием не был запрещен, лицензия сохранена. Только три закрыты полностью. Среди этих десяти вузов только в одном было больше 500 студентов. Рособрнадзор карает в подавляющем большинстве мелкие вузы.

Таким образом, Рособрнадзор не закрывал вузы с плохим качеством образования. Он закрывал вузы со слабой администрацией (которая не могла подготовить хорошую документацию для отчетности) или плохими связями.

Кто такие крупнейшие владельцы частных вузов

1. Алексей, Светлана и Олег Забелины

Московский финансово-юридический университет (МФЮА)

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ)

Общий доход: 2,95 млрд руб.

Численность студентов: 23,7 тыс.

2. Александр Семенов, Николай Малышев, Григорий Бубнов

Выпускники МФТИ Григорий Бубнов и Александр Семенов раньше занимались финансовым бизнесом - владели «Ист Бридж Банком». Налоговая подозревала его в махинациях с НДС, а ЦБ не пускал банк в систему страхования вкладов.

Потом Бубнов и Семенов с банковским бизнесом завязали и приготовили себе более спокойные места для работы - заняли должности вице-президентов Всемирного технологического университета (ВТУ) и Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП). Создателем ВТУ и президентом обоих вузов в разные годы был Николай Малышев, одна из самых знаменитых фигур в российском высшем образовании 90-х.

Встретив перестройку ректором провинциального Таганрогского радиотехнического института, в 1990 году Малышев внезапно возглавил Госкомитет РСФСР по вопросам науки и высшей школы. Потом руководил центром президентских программ при администрации президента.

Учредителями ВТУ стали правительство (позже вышло) и ЮНЕСКО.

Потом позиции ректоров вузов достались Бубнову и Семенову, а Малышев как президент сохранял влияние вплоть до конца нулевых, когда ВТУ разросся до 20 с лишним тыс. студентов. При вузе действовали колледж, программы дополнительного образования. Правда, 96% студентов были заочниками - учились при помощи дистанционной платформы. А показатель «образовательная деятельность», основанный на среднем балле ЕГЭ поступивших, по данным мониторинга 2014 года составил фантастически низкие 37 баллов. Хуже было только в академии акварели Сергея Андрияки и частном Института кино и телевидения. Только МТИ, в отличие от них, не учил акварели.

В 2010 году вуз переименовали в Московский технологический институт, а в 2011 году Рособрнадзор впервые попытался лишить его аккредитации. Удалось это сделать только в 2016 году. Несмотря на лишение аккредитации по программам высшего образования, выручка Мостеха в 2017 году составила 900 млн руб. Куда переводятся его студенты, точно неизвестно, но в обсуждении на образовательных форумах упоминались «Синергия» и Московский университет имени Витте. Последний по выручке в 2017 году - лишь чуть меньше МТИ: 779 млн руб. Малышев в этом университете президент, у Рособрнадзора претензий к вузу нет.

Московский технологический институт (МТИ)

Московский университет имени С.Ю. Витте

Общий доход: 1,5 млрд руб.

Численность студентов: 30 тыс.

3. Игорь и Лев Сураты

Игорь Сурат и его сын Лев - учредители сразу трех вузов. Вузы зарабатывают от 250 до 400 млн руб. в год, не входя даже в первую двадцатку по доходам, и, возможно, поэтому не привлекают внимания. Но общий доход трех вузов семьи Сурат в 2016 году - 1 млрд руб., в них учится 18 тыс. студентов. В МЭИ ректор - Игорь Сурат, в ВЕУ и институте психоанализа - Лев.

Московский экономический институт работает с 1996 года. А в 2011 году Сураты стали владельцами Московского института психоанализа - через компанию «Современное образование 3», владельцем которой был тот самый Александр Семенов, ректор Московского университета имени С.Ю. Витте.

В институте психоанализа Сураты недавно установили памятник Зигмунду Фрейду. Из 3,7 тыс. студентов вуза 85% изучают психоанализ заочно.

Кроме вузов у Суратов есть два учебных центра, которые включают в себя автошколы. Их два - «Мосдор» и «Автодор», оба - очень крупные и в 2016 году принесли семейству 280 млн руб. дохода.

До 2015 года у Суратов был еще один вуз - Институт мировой экономики и информатизации, который Рособрнадзор лишил аккредитации. Другие вузы ведомство не тронуло.

Московский экономический институт

Восточно-Европейский институт (Ижевск)

Московский институт психоанализа

Общий доход: 1 млрд руб.

Численность студентов: 18 тыс.

4. Галина, Мария и Михаил Берулава

Два декана Бийского пединститута Галина и Михаил Берулава в 1996 году переехали в Сочи, где Михаил получил должность директора местного Научно-образовательного центра Российской академии образования (РАО). Одновременно супруги открыли в Сочи собственный вуз - Черноморскую гуманитарную академию (позже ее переименовали в Международный инновационный университет).

В 2006 году Михаил Берулава стал ректором Университета Российской академии образования (УРАО), образованного на базе советского института повышения квалификации учителей. И делал политическую карьеру - в 2011 году он избрался депутатом Госдумы от КПРФ. Все было хорошо, пока в РАО не сменился президент - им стала ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. Академия вышла из состава учредителей УРАО, у которого Рособрнадзор как раз приостановил аккредитацию, а учредителем УРАО стало ООО «Факел», принадлежавшее частично проректору по экономике и бухгалтеру Международного инновационного университета Инге Тординава. Потом в состав учредителей вошли Берулавы, вуз переименовали в Университет Российского инновационного образования (УРИО). По данным мониторинга 2017 года, в нем было 2,8 тыс. студентов, из которых 90% заочники. В Международном инновационном университете 2,5 тыс. студентов, из них 66% заочники.

Одновременно, в апреле 2016 года, супруги Берулава открыли еще один вуз - Московский инновационный университет (МосИУ). Он работает по тому же адресу, что УРИО. Новый вуз получил лицензию, а в сентябре 2016 года - аккредитацию по восьми группам специальностей.

В 2018 году оба инновационных университета, принадлежащих семье Берулава, вошли в состав учредителей УРИО. Три вуза объединились в «образовательный консорциум». Часть студентов УРИО, который сейчас работает без аккредитации, перевели в МосИУ, а другим обещают возможность получить диплом государственного образца по сетевым программам консорциума.

Международный инновационный университет

Университет Российской академии образования

Московский инновационный университет

Общий доход: 890 млн руб.

Численность студентов: 5,3 тыс.

5. Игорь, Олег и Наталья Ильинские, Сергей Агеев, Сергей Плаксий, Виктор Приступко

Ректор Московского гуманитарного университета Игорь Ильинский, которому сейчас 82 года, перестройку встретил крупным комсомольским деятелем - был редактором журнала «Комсомольская жизнь», потом директором Научно-исследовательского центра при Высшей комсомольской школе. Это учреждение в 1990 году превратилось в Институт молодежи, а Ильинский в его ректора. В 2000 году Институт переименовали в Московскую гуманитарно-социальную академию, потом в Московский гуманитарный университет, а среди учредителей стали появляться Ильинские. Сын Игоря Олег Ильинский трудится в вузе первым проректором, дочь Наталья - проректором по инновационному развитию.

Другие учредители вуза - его проректоры Виктор Приступко, Сергей Агеев, а также Антонина Ковалева и советник ректора Сергей Плаксий. Как и Ильинский, выходцы из Высшей комсомольской школы. В МосГУ в 2017 году училось 3,9 тыс. студентов, из которых 46% заочники. По одному адресу с МосГУ зарегистрирован второй вуз Ильинских и их коллег - Национальный институт бизнеса с 1,8 тыс. студентов (из которых 79% заочники) и 120 млн руб. дохода, ректором в нем работает Сергей Плаксий.

В Московском институте психоанализа Игоря и Льва Суратов отвечать на вопросы «Проекта» отказались, в МосИУ оставили их «на рассмотрение руководства» без определенных сроков, в МФЮА не смогли ответить в отсутствие ректора.

В первом полугодии 2016 года Рособрнадзор сообщил о полном или частичном отзыве аккредитаций в 111 вузах. Во втором полугодии уже только в 77 вузах. В 1-м полугодии 2017 года - в 22. Наконец, в июне 2017 года Рособрнадзор сообщил, что внеплановые проверки больше не проводит. Замглавы Рособрнадзора Наталья Наумова назвала это «надзорными каникулами». А глава Рособрнадзора Сергей Кравцов объяснял каникулы фактическим завершением борьбы с плохими вузами: «Большая часть вузов, у которых были выявлены несоответствия госстандартам, были лишены аккредитации. На сегодняшний день мы имеем сеть образовательных организаций, которые в достаточной степени эффективны».

Надзорные каникулы

Как Рособрнадзор принимал решения по итогам проверок вузов в 2015-2018 годах и что в это время происходило в министерстве образования России

Текущую проблему рынка Кравцов описал новым понятием «академической нечестности» - это когда «отсутствуют реальные занятия, знания студентов оцениваются необъективно, сессии сдаются за взятки». Получается, что оценить качество обучения в оставшихся на рынке «эффективных организациях» Рособрнадзор по-прежнему не может. «Критерии академической нечестности в виде измеряемых показателей очень бы хотелось как-то формализовать, но не понятно, что измерять», - говорит глава Ассоциации негосударственных вузов Владимир Зернов.

Сегодня государство поддерживает госвузы в несравнимо большем масштабе - и бюджетными местами, и инвестициями в инфраструктуру. «В России частные вузы практически не имеют какой-либо поддержки государства, их сталкивают в маргинальную область, - говорит Зернов. - Правила (налоги, господдержка) должны быть одинаковыми для всех вузов. Тогда частное образование создаст реальную конкурентную среду, «академическая нечестность» станет невыгодной, и рынок «продажи дипломов» будет сведён на нет».

Что такое частная школа? Что ее отличает от «обычной» общеобразовательной школы? Как правило, на ум сразу приходит картина: уютный, хорошо оборудованный самой современной техникой класс, несколько прилежных и хорошо одетых учеников, красиво, со вкусом одетый учитель доходчиво объясняет новую тему.

Или, может быть, такая картина? Такой же оборудованный класс, но дети не прилежны, а развязны: зная, что за их обучение заплачены весьма крупные суммы и что школа и учителя крайне не заинтересованы в их отчислении, позволяют себе гораздо больше, чем в обычной школе: это обычные дети, просто их родители богаче, чем все остальные. Они воспитаны в системе координат «Мне все можно». И учителя терпят их выходки, дабы потешить самолюбие детей и родителей.

По нашему мнению, частная школа может быть как первого, так и второго типа: никто не гарантирует, что если школа «частная», то в ней все дети и учителя будут идеальны, качество образования высоким. Поэтому для выбора школы мало выбора формы собственности (государственная или частная), нужно искать что-то подходящее именно вам и вашему ребенку.

Почему родители отдают детей в частные и элитные школы? Что они ищут и, возможно, находят в них

  • Действительно хорошее качество образования , которое становится возможным, благодаря
    • хорошему оснащению кабинетов, лучшим учебным пособиям
    • высокому профессионализму учителей
    • заинтересованности всех детей и родителей в качественном образовании, что часто невозможно в районных общеобразовательных школах, куда некоторые родители отправляют своих детей «отсидеться» одиннадцать лет
    • малому числу учеников в классе, когда учитель имеет возможность уделить время каждому ученику
  • Атмосфера школы. В каждой школе своя: творческая, интеллектуальная, познавательная. Школы, в которых воспитывают лидеров, или школы, в которых учат дружить. Об этом нельзя написать сухим языком на официальном школьном сайте: это либо есть, либо нет, но когда вы попадаете в школу, вы начинаете проникаться этим духом, вы «чувствуете» школу, ее традиции. Вы, ваш ребенок и дух школы должны подходить друг другу: если вы считаете, что школа должна учить лидерству, стойкости, выживаемости и умению «проворачивать дела» (например, такие качества пригодятся в будущем директору, предпринимателю, финансисту), то школа с уклоном в искусство, философию, и где воспитывается размеренное бытие в имеющихся условиях вас может не устроить.
  • Индивидуальный подход к ребенку. В частной школе, как правило, в классах учится не более 15 человек. Это дает возможность учителю как во время урока, так и после уделить время каждому ребенку. В массовой школе, где учитель работает во всех классах с пятого по одиннадцатый, бывают ситуации, когда учитель только к середине года запоминает имена своих учеников — об индивидуальном подходе и дифференцируемых заданиях здесь говорить не приходится.
  • Уважительное и доброе отношение к ребенку со стороны учителей. Не секрет, что в обычных школах бывают , или, что еще хуже, травля учителем ребенка и его родителей. В частной школе такое вряд ли возможно.
  • Хорошее питание и бытовые условия. Свежие блюда на выбор, чистые туалеты, хорошая мебель, зоны отдыха — вот чего не хватает большинству обычных школ России. В частных школах таких проблем обычно нет.
  • «Избранный» контингент. Как ни крути, в обычной школе в рабочем районе все дети будут учиться вместе: и Маша с Петей, дети алкоголиков, не появляющихся дома, и отличница Василиса, живущая с бабушкой, учителем музыки, и Таня, и Женя, и Валера, — то есть весьма разнородная публика. Которая может научить ребенка воровским привычкам, нецензурной брани, наркомании — всему, что предлагает улица. Такие дети часто не мотивированы на хорошую учебу, и способный ребенок в таком коллективе может чувствовать себя белой вороной, когда стыдно хорошо учиться, носить учебники, читать книги и быть опрятным. Таким детям тяжело: им даже не с кем поговорить, потому что никто не разделяет их интересов к музыке, естествознанию, чтению. В частые и элитные школы просто так не попадешь, а значит, и дети там «не случайные». И привычки могут быть правильные, и примеры — тоже. Если родители одноклассников — профессора и топ-менеджеры, то это воспитывает и мотивирует само по себе. Все-таки от среды многое зависит.
  • Хорошо организованный досуг детей. Многие хорошо зарабатывающие родители не имеют достаточно времени, чтобы полноценно заниматься с детьми: ходить в театры, музеи, спортивные школы, бассейны, библиотеки, ездить на экскурсии и т.д. В частных школах, как правило, дети занимаются до 15-17 часов и даже дольше. В это время школа организует как учебную деятельность, так и досуговую.

Это — основные причины, побуждающие родителей отдавать своих детей в частные школы, но так ли все безоблачно в них? Конечно, поставить кресла и цветы в холле, повесить картины и положить туалетную бумагу не сложно, сложнее — создать школу, которая будет живым, развивающимся организмом, где будет с удовольствием бывать и трудиться ребенок.

Как правило, проблемы частных школ связаны с…

  • Коммерциализацией образования . Далеко не всем по душе, что общение с учителем — по записи, в определенный день, «счет выпишем».
  • «Понтами» отдельных родителей и их детей, особенно в школах, где дух школы и есть «понты», а не качество образования и воспитание личности. Как ни крути, но в любых слоях населения есть люди, которые самоутверждаются, демонстрируя свой достаток, вещи, связи — особенно среди детей. У кого-то это проходит, у кого-то — нет. Но будьте готовы, что если в обычной школе можно похвалиться, что купил шоколадку и в Анапу с бабушкой, в частной школе это будут мобильные телефоны, макбуки, дорогостоящее снаряжение и экипировка, заграничные поездки, элитные квартиры и далее по списку. Если вы с трудом платите за частное образование, готовы ли вы обеспечить ребенку статус, чтобы ему не было стыдно от насмешек одноклассников. Не все дети могут справиться с этим, и не во всех школах любят таких детей. Руководству проще работать с обычными для них детьми.
  • Отсутствием ожидаемого качества обучения. Многие частные школы дают такие же знания, как и в обычных школах, потому что там учатся такие же дети и работают такие же учителя, как и везде — не у всех есть способности, не у всех есть желание учиться. Да, такая школа более комфортна для пребывания ребенка, да, за обучение в ней берутся деньги, но школа не ставит перед собой задачи вырастить гениев или научить всех на 100 баллов на ЕГЭ.
  • Высокой стоимостью обучения и стоимости питания, экскурсий, поездок. Обычно при поступлении в частную школу требуется внести первоначальный взнос для зачисления, как правило, это 2-3 месяца обучения. Также оплачивается каждый месяц обучения и все дополнительные мероприятия, поездки, экскурсии. В частной школе их немало.

В остальном частные школы вряд ли отличаются от государственных: дети так же могут мириться и ругаться, спорить и драться, плохо или хорошо учиться. Отдав ребенка в частную школу, вы не избежите обычных для любого ребенка