Частица не с глаголами пишется раздельно. Правописание глаголов с частицей не

Страны не в силах познать все тонкости и особенности правописания, произношения и орфографии. Но самые простые правила, которые включены в школьную программу, обязан знать каждый. В этой статье речь пойдет о том, как писать «не» с глаголами. Как известно, повторение - мать учения, особенно в тех случаях, когда после окончания школы прошла не одна пятилетка, и в голове осталась лишь малая часть того, что когда-то учили.

«Не» относится к служебным частям речи и в предложении применяется для придания отрицательного смысла слову. Как правило, употребляется вместе с глаголом. О том, как пишется частица «не» с глаголами, и пойдет речь дальше.

В школе данную тему начинают изучать в третьем классе, и с каждым новым учебным годом основное правило о частице «не» и глаголах дополняется исключениями и тонкостями.

Когда «не» пишется отдельно от глагола

Основное правило о написании отрицательной частицы «не» с глаголами гласит, что их всегда следует писать раздельно. При этом совершенно не важно, начальная форма (инфинитив) или глагол имеет склонение и время.

Например: не хватает соли; не дает покоя; не достала; не смог.

Это же правило действует и в отношении тех глаголов, которые существуют как деепричастия.

Например: не смотря; не видя .

Когда «не» пишется слитно с глаголом

Отрицательная частица «не» с глаголами пишется слитно лишь в качестве исключения. Так гласит правило, однако их очень много, и их следует просто запомнить. В принципе, слитное написание зависит от значения слова с отрицательной частицей.

В качестве примера рассмотрим инфинитив «доставать»:

  • при обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достает рукой до полки ;
  • при смысловом значении, выражающем недостаток, частица «не» будет неотъемлемой частью: недостает умения.

Со словом «взирать» обычно происходит некая путаница. Однако следует запомнить: если в глагол вкладывают смысл «не глядя», то он с «не» пишется раздельно.

Например: критиковать, не взирая на лица .

Если в слово вложить смысл «вопреки», то отрицательную частицу необходимо писать слитно.

Например: жить, невзирая на трудности .

Глаголы-исключения

К исключениям из основного правила также относятся такие русские глаголы, которые без частицы «не» не имеют значения или утрачивают смысл и не употребляются в речи как самостоятельная единица.

Например: негодовать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, неволить, недоумевать .

Чтобы подобные слова не перепутать с другими формами, их нужно проверить, попробовав создать из отрицательной формы утвердительную. Если таковая не образуется, то слово можно отнести к исключению и писать «не» с глаголами слитно.

Как правило, детям в третьем классе дается целый ряд слов-исключений, которые просто необходимо заучить наизусть, и лишь в старших классах школьников учат находить проверочные формы глаголов для определения правильного варианта написания.

Глаголы с приставкой "недо-"

Как уже говорилось, формы глаголов вовсе не влияют на раздельное и слитное написание частицы «не». Но вот с приставкой "недо-" случаются некоторые трудности, ведь ее можно спутать с частицей «не», стоящей рядом с предлогом «до». В таких случаях, чтобы развеять сомнения относительно написания, необходимо противопоставить приставки «недо-» и «пере-».

Например: недолить - перелить, недочитанная - перечитанная .

Как можно увидеть, здесь склонение и форма глагола играют значимую роль.

Подводя итоги, можно сказать, что перед тем, как написать слово, следует вдуматься в его смысл. Тогда, припоминая правило написания в каждом отдельном случае, массы орфографических ошибок удастся избежать.

Очень часто перед авторами письменного текста стоит большая проблема в написании частицы "не" с глаголами. К сожалению, такая ситуация привычна не только для школьников, но и для людей старшего возраста. Часто незнание простого правила орфографии приводит к появлению в тексте таких неправильных форм, как «ненадо», «нехочу», «небуду», «несмотрел» и прочее. Чтобы избежать в тексте таких вопиющих ошибок, важно помнить, что частица "не" с глаголами пишется раздельно. При этом не имеет значения, в какой форме стоит глагол: в личной, в инфинитиве или является деепричастием. Обязательно нужно писать "не" отдельно. Например, не спешил, не спешить, не спеша.

Конечно, как в любом правиле есть исключения и примечания, также и правописание "не" с глаголами имеет ряд существенных уточнений. Так, слитно с частицей "не" пишутся те глаголы, которые без этой частицы не употребляются. Примерами являются такие слова, как негодовать, несдобровать, ненавидеть, невзлюбить, нездоровится, недоумевать, невзвидеть. В отношении написания "не доставать" стоит обращать внимание на значение. Если не доставать имеется в виду «не дотягиваться», то необходимо раздельное написание (Я не достаю до потолка.). Если же недоставать имеет значение «недостаточное количество», «что-то нужное», в таком случае необходимо слитное написание (У нас недостает пяти рублей. Ему недостает терпения.).

Похожая ситуация и с написанием Если взирать - устаревшая смотреть, то деепричастие не взирая пишется раздельно (Мы брали все необходимое, не взирая на цены.). Если невзирая - часть предложного сочетания невзирая на, имеющего значение «несмотря на», «вопреки чему-нибудь», необходимо слитное его написание. (Невзирая на погоду, мы отправились в путешествие. Война продолжалась, невзирая на потери.). Глагол "хватать", независимо от своего значения, всегда пишется с отрицательной частицей "не" раздельно. (Ребенок больше не хватает кота за хвост. В предложении не хватает Поэтому решая, как написать "не" с глаголами, нельзя упускать из виду значение самого глагола.

Некоторые трудности возникают и при написании глаголов с недо-, где недо- является составной приставкой, указывающей на неполноту, недостаточность. Такие глаголы всегда пишутся слитно (недобрать баллов, недоварить овощи, недовесить крупу, недовернуть гайку, недогрузить, недоедать, недослышать, недосыпать, недополучить, недовыполнить, недосмотреть).

Приставка недо- в таком случае часто бывает антонимичной (недовесить - перевесить, недосолить - пересолить). Однако если глагол имеет приставку до-, а не - это отрицательная частица, и в целом глагол обозначает не доведенное до конца действие, тогда необходимо писать слитно не с глаголами. Примеры: не досмотреть фильм до конца, он часто не доедал свой завтрак, не досказать многих фактов.

Усвоив эти простые правила и немного поупражнявшись, будет гораздо легче решить, как следует писать не с глаголами в конкретной ситуации. И тогда написанный текст будет смотреться значительно грамотнее, а ваша репутация не будет испорчена.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

Страны не в силах познать все тонкости и особенности правописания, произношения и орфографии. Но самые простые правила, которые включены в школьную программу, обязан знать каждый. В этой статье речь пойдет о том, как писать «не» с глаголами. Как известно, повторение - мать учения, особенно в тех случаях, когда после окончания школы прошла не одна пятилетка, и в голове осталась лишь малая часть того, что когда-то учили.

«Не» относится к служебным частям речи и в предложении применяется для придания отрицательного смысла слову. Как правило, употребляется вместе с глаголом. О том, как пишется частица «не» с глаголами, и пойдет речь дальше.

В школе данную тему начинают изучать в третьем классе, и с каждым новым учебным годом основное правило о частице «не» и глаголах дополняется исключениями и тонкостями.

Когда «не» пишется отдельно от глагола

Основное правило о написании отрицательной частицы «не» с глаголами гласит, что их всегда следует писать раздельно. При этом совершенно не важно, начальная форма (инфинитив) или глагол имеет склонение и время.

Например: не хватает соли; не дает покоя; не достала; не смог.

Это же правило действует и в отношении тех глаголов, которые существуют как деепричастия.

Например: не смотря; не видя .

Когда «не» пишется слитно с глаголом

Отрицательная частица «не» с глаголами пишется слитно лишь в качестве исключения. Так гласит правило, однако их очень много, и их следует просто запомнить. В принципе, слитное написание зависит от значения слова с отрицательной частицей.

В качестве примера рассмотрим инфинитив «доставать»:

  • при обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достает рукой до полки ;
  • при смысловом значении, выражающем недостаток, частица «не» будет неотъемлемой частью: недостает умения.

Со словом «взирать» обычно происходит некая путаница. Однако следует запомнить: если в глагол вкладывают смысл «не глядя», то он с «не» пишется раздельно.

Например: критиковать, не взирая на лица .

Если в слово вложить смысл «вопреки», то отрицательную частицу необходимо писать слитно.

Например: жить, невзирая на трудности .

Глаголы-исключения

К исключениям из основного правила также относятся такие русские глаголы, которые без частицы «не» не имеют значения или утрачивают смысл и не употребляются в речи как самостоятельная единица.

Например: негодовать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, неволить, недоумевать .

Чтобы подобные слова не перепутать с другими формами, их нужно проверить, попробовав создать из отрицательной формы утвердительную. Если таковая не образуется, то слово можно отнести к исключению и писать «не» с глаголами слитно.

Как правило, детям в третьем классе дается целый ряд слов-исключений, которые просто необходимо заучить наизусть, и лишь в старших классах школьников учат находить проверочные формы глаголов для определения правильного варианта написания.

Глаголы с приставкой "недо-"

Как уже говорилось, формы глаголов вовсе не влияют на раздельное и слитное написание частицы «не». Но вот с приставкой "недо-" случаются некоторые трудности, ведь ее можно спутать с частицей «не», стоящей рядом с предлогом «до». В таких случаях, чтобы развеять сомнения относительно написания, необходимо противопоставить приставки «недо-» и «пере-».

Например: недолить - перелить, недочитанная - перечитанная .

Как можно увидеть, здесь склонение и форма глагола играют значимую роль.

Подводя итоги, можно сказать, что перед тем, как написать слово, следует вдуматься в его смысл. Тогда, припоминая правило написания в каждом отдельном случае, массы орфографических ошибок удастся избежать.