Целью системы образования рф является. Стратегия развития образования в России(1)

На протяжении многих столетий цель обучения видоизменялся. Еще недавно, целью воспитания и обучения являлось формирование гармонически всесторонне развитой личностью. В связи с внедрением ФГОС – цель и задачи образования изменились.Новаяцельобразования: Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Для начала дадим определение понятию образование и целью обучения.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (закон «Об образовании РФ»).

Цель обучения – это то, к чему оно стремится, на что направлены главные усилия. Независимо от того, осознается ли человеком цель, близкая она или отдаленная, значимая или не очень, она всегда есть или подразумевается. Цели подчиняется все – содержание, методы, организационные формы, технологии.

Цели образования определяются личностью, семьей, социальным строем общества и государством.

Н. К. Крупская считала целью образования воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющих строить разумную жизнь, понимающих и воспринимающих все происходящее вокруг, подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду . А. С. Макаренко утверждал, что цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук.

В.С.Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности . Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности.

В настоящий момент,Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования. В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована как высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Дадим определение ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, которыйпредставляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию .

Зададимся вопросом: Чем стандарты нового поколения будут отличаться от предыдущих?

1. Изменение понимания

…это фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечивает достижение планируемых результатов…

…это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2. Изменение компонентов стандарта

Обязательный минимум содержания; Требования к уровню подготовки выпускников; требования:

К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

К структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

К условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

3. Деятельность образовательного учреждения выполняют: семья в первую очередь, ОУ (учителя, администрация школы) и муниципалитет.

4. Менталитет учителя: учитель должен находиться на заднем плане, лишь помогать, направлять детей. Школьник должен научиться самостоятельно, заниматься, добиваться успеха, овладеть универсальными учебными действиями.

5. Новыми целями, которые я уже упоминала в своем выступлении: формирование универсальных, учебных действий, самоорганизация и саморазвитие в детях

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Также в настоящий момент разработаны примерные программы начального общего образования; среднего общего образования; в процессе разработки – программа полного общего образования. Помимо этого, существуют проекты программ среднего профессионального и высшего профессионального обучения. Данные программы раскрывают содержание образования на разных этапах обучения.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель , в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация , которая вызвана двумя обстоятельствами.

Прежде всего – необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденции развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Наряду с «Законом об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации об образовании предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности.

Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонент: федеральный, национально-региональный и школьный .

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. они относятся к компетенции регионов и учреждения образования.

Объем школьного компонента содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования относятся:

    общеобразовательный характер учебного материала;

    гражданская и гуманистическая направленность содержания;

    связь учебного материала с практикой перемен в обществе;

    основообразующий и системообразующий характер материала;

    интегративность изучаемых курсов;

    гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

    развивающий характер учебного материала;

    взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;

    эстетические аспекты содержания образования.

Учебный план общеобразовательной средней школы – это учебный план, который составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: собственно учебный план школы (разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы) и рабочий учебный план (разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемых педагогическим советом школы ежегодно).

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя:

    перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;

    распределение по семестрам и последовательность изучения;

    трудоемкость их изучения;

    формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работы);

    виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).

В учебном плане также определяется:

    Перечень учебных дисциплин .

    В каком семестре (или семестрах) изучается определенная учебная дисциплина. Эта информация помогает преподавателю правильно построить свой курс с опорой на межпредметные связи (как с другими психологическими курсами, так и с учебными дисциплинами других предметных областей), на понимание особенностей студентов, находящихся на данной ступени обучения.

    Трудоемкость образовательных программ, а также изучения каждой учебной дисциплины (в российской высшей школе трудоемкость измеряется в академических часах). В последнее время в России для оценки трудоемкости конкретных образовательных программ и значимости каждой учебной дисциплины начинает применяться также система кредитных (или зачетных) единиц, которая используется в большинстве стран мира. Планируется внедрение этой системы в отечественное высшее образование.

    Формы учебных занятий по учебной дисциплине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, виды курсовых работ и практик. При планировании своего учебного курса преподаватель должен опираться на этот учебный план, определяя целесообразность изучения отдельных тем в рамках лекций, семинарских и практических занятий или в виде различных форм самостоятельной работы.

    Виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы). В этой связи преподавателю необходимо знать, какая форма промежуточной аттестации (в текущем семестре) предусмотрена учебным планом и в какой мере знания по его дисциплине входят в содержание итоговой государственной аттестации, проводимой по завершению всех образовательной программы.

На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Учебная программа обычно содержит:

    наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;

    пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

    краткое описание содержания изучаемых тем;

    список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.

Существует три способа построения учебных программ : линейный, концентрический, спиралевидный.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Достоинство линейного способа расположения содержания учебных программ заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирования материала. Этот способ обычно используется в вузовских образовательных программах. Недостатком линейного способа является то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей. Концентрическое расположением материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. В настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ: и в средних, и в высших учебных заведениях учащихся и студентов обучают одному и тому же материалу, но с разной степенью сложности. В результате имеет место дублирование учебного материала, изучаемого в школе и в вузе, а также на разных ступенях вузовского обучения.

При спиральном способе построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерный особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов. В отличие от линейных структуры при спиральной построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.

Тематический план является документом, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.

В соответствии с учебными программами составляются учебники и учебные пособия . В учебной литературе подробно раскрывается содержание образования. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия для учащихся и учителей, сборники тестов, хрестоматии, атласы, карты, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др.

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики. Исследуя проблемы написания школьных учебников Д.Д. Зуев выделил следующие их функции:

    мотивационная – заключается в создании стимула к изучению, предмета (обоснование значимости изучаемого материала, яркие и интересные иллюстрации, примеры, оригинальные задания и др.);

    информационная – обеспечивает детей необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

    трансформационная – состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным для детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения;

    систематизирующая – реализует требование обязательного систематичного и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

    закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля – проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

    интегрирующая – состоит в том, что учебник помогает ученику соединить знания из смежных наук или сам учебник является интегративным курсом;

    координирующая – способствует привлечению в процессе работы над материалом учебника разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натуральные объекты);

    развивающе -воспитательная – заключается в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслите6льная активность и др.;

    обучающая – проявляется в том, что работа с учебником развивает умение и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.

В структуру учебника входит текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д.Д.Зуев). Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели.

К учебнику предъявляют следующие требования:

    организовывать самостоятельную деятельность школьников по усвоению учебного материала, учить учиться;

    отражать в единстве логику самой науки и логику учебной программы, учебного предмета;

    быть информативным, энциклопедическим, связывать учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждать к самообразованию и творчеству;

    быть кратким, лаконичным, конкретным, оснащенным основным фактическим материалом, содержать обобщенный материал;

    быть доступным учащимся, ориентированным на особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти и развитие познавательных и практических интересов, потребностей в знаниях и практической деятельности;

    излагать материал, давать ясные и четкие формулировки основных положений и выводов;

    язык должен быть образным, изложение увлекательным с элементами проблемности;

    быть оформленным в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним;

    должен иметь продуманную методическую организацию внетекстового материала;

    быть красочным, снабженным необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Cлайд 1

С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373

Cлайд 2

* * * Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Cлайд 3

Cлайд 4

Что такое Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Cлайд 5

Какие требования выдвигает новый ФГОС 1. К структуре образовательной программы 2. К условиям реализации образовательной программы 3. К результатам освоения образовательной программы

Cлайд 6

Принципиальное отличие НОВЫХ СТАНДАРТОВ НОВОЕ в учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач, а не получение готовой информации. Обязанность УЧИТЕЛЯ – учить работать с информацией. Нормирование внеурочной деятельности. Цель образования – развитие личности.

Cлайд 7

Метапредметные универсальные учебные действия - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно-смысл. установки личностной позиции, Социальные компетентности, саморазвитие, Мотивация Какие требования к результатам начального обучения устанавливает Стандарт Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира

Cлайд 8

Универсальные учебные действия (УУД) личностные; познавательные; регулятивные (саморегуляция, самооценка); коммуникативные (общение). Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Cлайд 9

Примерный учебный план 1 класса Образовательные области Учебные предметы Предметы, изучаемые интегративно Число часов в неделю при равномерном распределении Филология (языки и литература) Русский язык Литературные чтение Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) 8 Математика и информатика Математика и информатика ИКТ 5 Обществознание и естествознание Окружающий мир Естествознание, литературное чтение, обществознание, ИКТ, ОБЖ, технология 2 Физическая культура Физическая культура ОБЖ, ИКТ 2 Технология Технология ИЗО,ОБЖ, ИКТ, литературное чтение 1 Искусство Изобразительное искусство ИЗО,ОБЖ, ИКТ, литературное чтение 1 Музыка литературное чтение, ИКТ 1 Внеурочная деятельность 10

Cлайд 10

В новых стандартах будут использоваться: ИКТ-технологии; Проектная деятельность; Портфолио (содержит таблицы личных результатов ученика) .

Cлайд 11

Обязательная внеучебная деятельность организуется по направлениям: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, индивидуальные и групповые консультации (дистанционные), экскурсии, кружки, секции, соревнования, конференции, олимпиады, школьные научные общества, поисковые и научные исследования.

Cлайд 12

«Портрет выпускника начальной школы» любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи и общества; любознательный, активно и целенаправленно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Cлайд 13

Всё это будет реализовано с помощью утвержденных Учебно-методических комплексов учебных программ (УМК).

Петербургский образовательный форум собрал представителей 10 стран и 60 регионов России. Форум стал одним из мероприятий, проведенных в рамках Года учителя в Российской Федерации. В течение пяти дней специалисты представляли опыт модернизации образования, сравнивали степень новизны своей работы с идеями и практиками своих коллег.

В рамках форума прошли две международные конференции - «Воспитание духовности в современном мире» и «Образование и семья»; всероссийские конференции - «Образовательная программа для 11 класса: возможности выбора и ответственность за результат» и «Информационные технологии для Новой школы»; городская конференция «Петербургский учитель 21 века». В рамках форума прошли круглые столы и презентации с участием руководителей образования России, научных и образовательных учреждений, общественных и коммерческих организаций.
«Самостоятельность школ - как элемент инновационного климата», - такой тезис выдвинул Игорь Реморенко, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации, на состоявшемся в рамках форума семинаре «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - школа инноваций».
Как подчеркнул И.М. Реморенко, важнейшие условия для возникновения инновационного климата, который необходим, чтобы перейти нашей стране от сырьевой экономики к инновационной, - новые образовательные стандарты, самостоятельность школ, поддержка талантливых учеников и изменения в положении об аттестации учителей.
«Наверное, важно то, что впервые школа становится полноправным субъектом построения образовательных программ с учетом рамок, заданных образовательными стандартами. Если мы говорим о свободном обществе свободных людей, цитируя одно из посланий президента, то атмосфера свободного общества должна быть и в школе. И каким образом школа может делать свои образовательные программы, какие процедуры для этого нужны, что необходимо для того, чтобы эти программы были успешными, - эти регламенты нам придется обсуждать и вырабатывать», - отметил И.М. Реморенко.
По мнению Александра Кондакова, генерального директора издательства «Просвещение», руководителя проекта по разработке федерального государственного образовательного стандарта общего образования, инновационность разработанного в настоящее время стандарта заключается в том, чтобы от догоняющей модели модернизации образования перейти к опережающей.
«Мы сформулировали основную цель российского образования: воспитание, социально-экономическая поддержка, становление развития высоконравственного, ответственного, инициативного, авторитетного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности», - сказал генеральный директор на семинаре «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - школа инноваций».
Одной из основных задач для разработчиков стандарта сейчас является работа с учителями, с самой системой педагогического образования. В своем докладе «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа формирования новой личности» А. Кондаков представил педагогической общественности новую книгу С.Л. Лескова «Живая инновация. Мышление XXI века», рекомендованную учителям в качестве дополнительного материала для подготовки и повышения квалификации учителей.

Цели и задачи современного образования

Перед любым человеком рано или поздно встает вопрос об образовании: что понимать под образованием; какова его общественная и личностная ценность; что лучше получить – образование или профессию и так далее. Очевидно, что от самого человека, от его внутренних ресурсов, от его нравственных ценностей и установок зависит настоящее и будущее человечества.

Это побуждает философов, психологов, педагогов и людей других профессий углубляться в изучение проблем человека: взаимодействия его с самим собой, с окружающей его культурной средой, поиски оптимальных путей самореализации .

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию Бога. В таком определении содержится и религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем Средневековье и соотносятся с понятием «образ», «образ Божий». В религиозной модели мира человек рассматривается как созданный, но образу и подобию Бога, а процесс его уподобления Божественному образу рассматривается как процесс образования человека. Начиная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения к культуре, формирования мировоззренческих ценностей и установок. Образование становится способом создания своего образа, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании.

Цель современного образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.

Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует целенаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти усилия должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития личности может быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности. Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных возрастных особенностей развития личности и общих закономерностей процесса усвоения знаний, умений, навыков.

Сегодня человека можно назвать образованным, если он владеет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружающей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев.

Образование в современном обществе - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности.

В процессе культурно-исторического развития общества представления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формируются две важнейшие составляющие образовательного процесса - структура и содержание образования.

Образование является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека, принятыми в обществе в данный момент времени. Эти структурные элементы определяют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необходимо подрастающему поколению для эффективного включения в жизнь общества .

Что же касается системы современного образования Российской Федерации, оно является социальной и духовной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором национальной безопасности государства, стабильности и развития общества.

Так как российское образование основывается на Всеобщей декларации прав человека, на общечеловеческих, в том числе социальных, культурных, моральных и духовных ценностях, выработанных цивилизацией, каждый гражданин РФ имеет право получать образование любого уровня по месту проживания и профессиональной деятельности.

Целью образования в Российской Федерации провозглашается обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества. Воспитательная функция заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Российская школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной. Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.

Важнейшими компонентами связи образования с другими сферами и подсистемами жизни общества выступают: экономика, право, наука, культура, экология, демография, здоровье, религия, военная, национальная и региональная политика .

Задачи современного российского образования включают:

  • реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;
  • приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;
  • подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;
  • социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;
  • обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;
  • формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

Существует ряд принципов, на которых и основывается система образования РФ:

  • демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;
  • гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;
  • мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;
  • непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;
  • преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;
  • автономность образовательных учреждений;
  • адресность и доступность образовательных услуг;
  • единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях .

В итоге образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Их целью является передача подрастающему поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процесса путем целенаправленного развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества по формированию личности .

Список использованных источников

  1. Дука Н. А. Введение в педагогику. Учебное пособие. Омск, 2003. – 146с.
  2. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  3. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 368 с.