Цели стран участниц первой мировой войны кратко. Россия в первой мировой войне

Выясним, что такое УУД. Данный термин встречается в методической литературе, связанной с новыми образовательными стандартами. Рассмотрим особенности этих сокращений, смысл терминов, их значимость в современных реалиях.

Расшифровка аббревиатуры

Что такое УУД? Это универсальная учебная деятельность, которая предполагает:

  • способность ребенка к получению новых знаний;
  • усвоение им полезной, важной информации;
  • осознание важности образования.

Страницы истории

Что такое УУД в современной школе? Этот термин был разработан еще во времена существования Советского Союза. В двадцатом веке данный термин был введен, но свое активное применение нашел только в настоящее время. Федеральный государственный стандарт второго поколения, используемый в современной школе, предполагает формирование УУД по всем учебным дисциплинам. С 2011 учебного года ФГОС введены во все российские школы.

Требования ФГОС

Существует подразделение основных требований на определенные категории. Например, есть определенные нюансы в подходе к структуре процесса образования. Программа УУД предполагает определенный план, позволяющий в максимальной степени развивать учащихся. Реализация намеченных пунктов является задачей педагога. В качестве наглядной демонстрации навыков, приобретенных школьниками, рассматриваются УУД. Расшифровка аббревиатуры была рассмотрена выше, теперь поговорим об их классификации.

Виды УДД

В зависимости от образовательной ступени, для учеников начальной школы, среднего и старшего звена, формирование УДД на уроках имеет определенные различия. Среди последних тенденций, наблюдаемых в российских школах, отметим применение в образовательном процессе информационных технологий. Выделяют четыре базовые группы УУД. Расшифровка их дает полное представление о тех инновациях, что наблюдаются в российском образовании.

Личностные УУД дают возможность ребенку познать себя, выяснить особенности своей личности, они направлены на формирование этической и нравственной оценки действий.

Программа УУД по классам включает в себя познавательные навыки, которые сведены к возможности восприятия информации, ее обработке, анализу, получению данных, созданию новой образовательной траектории.

Коммуникативные навыки подразумевают возможность школьника взаимодействовать с одноклассниками, учителями. Школа является важным этапом социализации ребенка, помогает преодолевать проблемы, касающиеся межличностных отношений.

Регулятивные действия направлены на формирование плана действий, связанных с образовательным процессом. Школьник учится составлять режим своего дня, что поможет ему в последующей жизни.

Особенности домашнего обучения

Главный акцент делают на формирование коммуникаций, на межличностные отношения, развитие собственного кругозора, развитие логики и умения излагать свои мысли. В широком значении термин «УУД» представляет собой умение ребенка учиться. Универсальные учебные действия - это способность субъекта к самоанализу, развитию, самосовершенствованию путем активного и сознательного получения нового социального опыта.

В узком понимании данный термин подразумевает сумму действий школьника, позволяющих самостоятельно организовывать образовательный процесс.

Функции универсальных учебных действий

УУД выполняют несколько функций, каждая из которых имеет особое значение для школьников:

  • они обеспечивают возможности ребенка к самостоятельному учению, помогают ему ставить учебные задачи, находить и применять нужные средства, контролировать и анализировать образовательный процесс, оценивать собственные результаты;
  • создают оптимальные условия для гармоничного развития личности, саморазвития, способности к постоянному образованию, формированию компетенций во всех предметных областях.

Формирование универсальных действий осуществляется не только во время уроков, но и в процессе подготовки и проведения многочисленных воспитательных мероприятий, а также во внеурочной работе.

Внеурочная работа

В образовательных стандартах второго поколения термин «внеурочная деятельность» рассматривается в качестве обязательного элемента образовательного процесса. Он имеет определенные отличия от классно-урочной системы. Рассмотрим основные виды внеурочной деятельности, которые используются в современной школе:

  • секции;
  • тематические экскурсии;
  • конкурсы, конференции, олимпиады;
  • научная и поисковая деятельность.

Подобные мероприятия направлены на решение определенных задач, получение результата. Элементы исследовательской и проектной деятельности включены и в образовательный процесс, помогают педагогу в работе. Именно они являются одним из главных показателей профессионализма современного российского учителя.

Исследования в современной школе

Особое значение в рамках новых ФГОС приобрела исследовательская и проектная деятельность. На базе обычных российских школ появляются исследовательские клубы и студии. Многие гимназии и лицеи имеют собственные научные общества, в состав которых входят не только школьники, педагоги, но и представители преподаватели университетов, научно-исследовательских центров. В задачу школьного учителя входит знакомство ребят с особенностями исследовательской работы.

Учитель помогает своим воспитанникам выбирать направление для исследования, составлять алгоритм и выбирать последовательность действий, работать с научно-методической литературой по проблеме исследования. В зависимости от предметной области, выбираемой ребятами, в исследовательской деятельности существуют определенные тенденции. Например, работы, касающиеся экономической тематики, предполагают вычисления, поэтому педагог дает ребятам понятие о видах погрешностей, формул, по которым их можно рассчитать.

Работы, связанные с социологическими исследованиями, предполагают различные опросы и исследования. Учитель знакомит ребят с правилами их проведения, особенностями обработки полученных результатов.

Только после того, как у воспитанников будут сформированы основные представления о проведении исследований, они приступают к самостоятельной работе. После того как исследование будет завершено, ребята представляют полученные результаты перед сверстниками. Например, в рамках работы научно-учебной конференции начинающие исследователи в тезисном виде представляют собственные труды, знакомятся с работами других школьников.

Публичное выступление, которые является неотъемлемой частью любой научно-практической конференции, способствует формированию навыков устной и разговорной речи.

Помимо индивидуальных исследований, во внеурочной работе используют коллективные проекты. Формируется команда, которая работает над определенной задачей, например, разрабатывает дизайн пришкольной территории. В ходе совместной деятельности у детей формируются навыки работы в команде, они получают отличный социальный опыт. Федеральные стандарты второго поколения, по которым выстраивается воспитательный и образовательный процесс в современной российской школе, предполагают проектную либо исследовательскую деятельность для каждого ребенка.

При завершении основной ступени обучения ребята должны представить готовый проект. Он считается обязательным этапом для допуска к сдаче выпускных экзаменов за курс основной школы.

Значение внеурочной деятельности

Ребенок не только пополняет свой интеллектуальный запас, но и получает навыки сотрудничества, саморазвития, самообразования. Именно внеурочная деятельность способствует полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

Эффективная внеклассная работа - это залог успешности выпускников в последующей профессиональной деятельности.

Заключение

Регулятивные действия помогают ребенку уже во время обучения в школе равномерно распределять свою деятельность. Школьник строит индивидуальную учебно-познавательную работу, ставит цель, формирует алгоритм, определяет средства проведения работы, подбирает вариант контроля.

Благодаря познавательным универсальным действиям у ребенка формируется умение работать с информацией, что особенно актуально в современном мире.

Инновации, используемые в современном образовательном процессе, направлены на формирование гармонически развитой личности, способной отвечать на свои действия, принимать важные и ответственные решения. Универсальные учебные действия, включенные во все предметы школьной программы, имеют специфические отличия, но все они выполняют одну общую воспитательную и образовательную задачу.

Формирование УУД на уроках помогает подрастающему поколению познавать окружающий мир, строить самостоятельный поисковый процесс, проводить исследования, осуществлять операции, направленные на систематизацию, обобщение, обработку полученной информации.

Универсальные учебные действия

Пояснительная записка

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возмож ность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают :

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

Обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно&воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) учебные мотивы,

2) учебную цель,

3) учебную задачу,

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под метапредметными (т. е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, - будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике или химии.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов.

Представим названные блоки УУД несколько подробнее.

В блок личностных универсальных учебных действий входит ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебой деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом - продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать. Во&вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) к преодолению препятствий.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные и логические действия. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, ориентация не только на правила, но и на условия их применимости, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от цели; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально&делового стилей; понимать и адекватно оценивать

язык средств массовой информации; писать тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера, действовать со знаково-символическими средствами (замещать, кодировать, декодировать, моделировать), применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: выбирать основания, критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; синтезировать: составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, доказывать; выявлять родовидовые и ситуативно существенные признаки.

Коммуникативные способности основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), умении слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умении интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Соответственно в состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Введение

Актуальность. В современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей.

Образование в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Каждый учитель является частью огромной системы рос­сийского образования и должен осознавать и понимать свое ме­сто и предназначение в этой системе.

Основные принципы образовательной политики России оп­ределяются Национальной доктриной образования и Федераль­ной программой развития образования и находят свое воплоще­ние в Концепции модернизации российского образования.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает:

Ориентацию не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидатель­ных способностей;

Формирование опыта самостоятельной деятельности;

Базовыми целями начального образования в условиях мо­дернизации являются:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

Формирование у младших школьников желания и умения учиться.

Решить данные проблемы в комплексе может только созда­ние новой модели начальной школы, в которой главным являет­ся педагогически организованный процесс развития личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружа­ющим миром, к самообразованию и саморазвитию.



Начальное общее образование - первая ступень общего об­разования.

Задача начальной ступени - развитие творческих возмож­ностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмо­ционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учеников на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Объект исследования: познавательные способности младших школьников.

Предмет исследования: методы и приемы развития познавательных Универсальных Учебных Действий (УУД) у младших школьников средствами моделирования на уроках технологии.

Охарактризовать теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников.

Рассмотреть проблемы развитие младшего школьного возраста;

Провести экспериментальное исследование по использованию в проектах метода моделирования на уроке технологии как средства развития познавательных УУД.

Методы исследования:

– анализ психолого-педагогической и методической литературы;

– изучение опыта учителей-практиков по данной теме исследования.

Экспериментальный метод и математическая обработка результатов.

Таким образом, гипотеза, направлена на то, что обучение на уроках технологии может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования и развития УУД.

Курсовая работа состоит из 2х глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников

Сущность понятия «универсальные учебные действия»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) происходят перемены в образовательном процессе в школе. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Рассмотрим подробнее, каковы функции УУД. В большинстве источников указываются следующие функции универсальных учебных действий:

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

Обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

Основа организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

Обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:

Личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

Познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);

Коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

В федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Представим элементы конкретного состава этих действий:

Познавательные универсальные учебные действия

Умение сравнивать состоит из следующих действий:

– выделение признаков, по которым сравниваются объекты;

– выделение признаков сходства;

– выделение признаков различия;

– выделение главного и второстепенного в изучаемом объекте.

– выделение существенных признаков объекта.

Умение анализировать состоит из следующих действий:

– разделение объекта на части;

– расположение частей в определенной последовательности;

– характеристика части объекта.

Умение делать выводы состоит из следующих действий:

– нахождение главного в изучаемом явлении или объекте;

– установление главной причины явления;

– краткое оформление высказывания, связывающего причину и следствие.

Умение схематизировать включает действия:

– разделения объекта на части;

– расположения частей в определенной последовательности;

– определение связей между частями;

– оформления графического изображения.

Регулятивные универсальные учебные действия

В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других универсальных действий, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий. Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности).

В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления своей деятельности:

– адекватное восприятие себя;

– постановка цели деятельности;

– определение результата деятельности;

– соотношение результата с целью деятельности;

– выявление наличия ошибок в собственных действиях;

– описание прожитой ситуации

Коммуникативные универсальные учебные действия

Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей.

Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия:

– определение цели, правил и способов взаимодействия, распределение функции участников;

– работа в паре на основе заданных правил взаимодействия;

– умение находить себе партнера;

– работа в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;

– умение допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– умение обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– умение говорить, не мешая другим (в паре – шёпотом, а в группе – вполголоса);

– умение слушать, не перебивая товарища;

– соблюдение регламента деятельности в паре, группе.

Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе – макроумения:

– слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

– самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

– выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;

– выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:

– постановка цели слушания, самоопределение к слушанию;

– концентрирование внимания при слушании;

– выделение в слушаемом тексте понятное и непонятное;

– формулирование вопроса к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);

– выделение смысловых частей текста;

– выделение главной мысли (мыслей) текста;

– понимание ситуации общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватная реакция,

– извлечение из текста информации, данной в явном виде;

– извлечение из текста информации, данной в неявном виде;

– формулирование вопроса, направленного на обсуждение слушаемого текста;

– высказывание своего мнения относительно слушаемого текста.

Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:

– ставить перед собой цель чтения;

– выделять в тексте ключевые слова;

– выделять непонятные слова;

– толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);

– выделять в тексте понятное и непонятное;

– отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

– формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);

– формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

– находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

– подтверждать свое суждение примерами из текста;

– определять главную мысль (мысли) текста;

– выделять смысловые части текста;

– озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;

– извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

– извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

– формулировать выводы на основе прочитанного;

– выполнять краткий пересказ прочитанного;

– выполнять подробный пересказ прочитанного.

Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:

– определение объёма высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;

– определение границы содержания темы;

– формулирование названия (темы) своего текста чётко, компактно;

– сохранение темы при изложении мыслей;

– сохранение определённого плана при изложении мысли;

– изложение тезисно;

– формулирование выводов из собственного текста;

– подбор к тезисам соответствующих примеров, фактов, аргументов;

– пользование первоисточников;

– подбор соответствующих выразительных средств для изложения мысли.

Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:

– формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;

– определять границы содержания темы;

– выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;

– составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);

– придерживаться темы при изложении мыслей;

– придерживаться определённого плана при изложении мысли;

– оформлять мысли тезисно;

– подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;

– обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;

– подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;

– грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.

Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала и возможно в процессе регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации (на всех учебных предметах и в рамках внеурочной работы).

Таким образом, в начальной школе формируются все четыре вида универсальных учебных действий.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Николаевская основная общеобразовательная школа»

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на тему:

«Формирование УУД при реализации

ФГОС НОО»

Подготовила:

учитель начальных классов

Фуреева ЛВ.

2016 г.

«Формирование УУД при реализации

ФГОС НОО»

Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.

На это направлен стандарт II поколения.Младшие школьники осваивают умение учиться. Именно у них, первостепенным, является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Таким образом, школа сегодня должна дать не только большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. В качестве основного результата образования выступает овладение младшими школьниками набором универсальных учебных действий. В содержании ФГОС НОО говорится:

«Их введение во многом изменит жизнь учащихся. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке .

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми компетенциями.

Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучив документы и дополнительную литературу, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять.

Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.

· Необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе.

· Отсутствие эффективных способов достижения результатов по формированию познавательной деятельности обучающихся

· Поиск эффективных способов для создания условий обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся

Поэтому, главной целью моей работы над темой стало:

· создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.

А идея этой работы заключается в следующем: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем (в том числе познавательных, исследовательских, проектных, коммуникации и т.д)

Поставила перед собой задачи работы по данной теме:

1. Изучить сущность универсальных учебных действий.

2. Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД.

3. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.

4. Усилить метапредметную составляющую содержания обучения через апробацию и внедрение в работу компетентностных заданий.

Предполагаемые результаты:

1. Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.

2. Повышение уровня профессионализма учителя

3. Повышение качества преподавания предметов.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (далее - УУД).

Что же такое УУД?

УУД – это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования УУД.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Сделала вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.

На уроках в начальной школе невозможно избежать следующих УУД:

· Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

· Умение определить границы знания и незнания;

· Выстраивание алгоритма действий;

· Определение и формулирование цели;

· Выдвижение гипотез и их обоснование;

· Построение логической цепи рассуждений;

· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;

· Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

· Контроль, оценка и коррекция своей деятельности.

Моделирование урока на основе использования смарт-технологий позволяет проектировать уроки креативного и когнитивного типов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД и находит отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.

На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование. На уроках создаю условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечиваю успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

Учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

предмет

УУД

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Русский язык

преобразование письменной и устной речи; умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге.

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя и товарищей.

осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, схемами, выделять главное, находить ответ на поставленный вопрос.

На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план).

На своих уроках я обеспечиваю освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, раскрываю нравственное значение поступков героев литературных произведений.

предмет

УУД

личностные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Литературное чтение

Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего обучения.

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,

устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

Умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, выделять

особенности разных жанров художественных произведений.

Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач. .

Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.

На уроках побуждаю детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах.

предмет

УУД

личностные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Математика

имение использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета

умение использовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения)

применение умений для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач.

освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах

В значительную часть уроков в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
В своей работе использую приёмы и задания для формирования УУД у младших школьников.

Личностные УУД:

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок

Долгожданный дан звонок,

Начинать пора урок….

3.Учащимся очень нравятся соревнования.

4. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям такую работу:

Учащиеся поднимают карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.
Я почувствовал (а) …
Я увидел (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Я вспомнил (а) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так

Регулятивные УУД.

1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса.

3. При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка.

4. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).

Познавательные УУД:

1.Проблемное обучение.

2. Проектное обучение

3. Педагогические игры

4. На уроках использую схемы-опоры для решения различных заданий.

5. На уроках широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.

Коммуникативные УУД

1.Работа в парах или группах

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

5.Упражнение «Повторяем с контролем».

Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности.

Критериями оценки сформированности УУД у обучающихся выступают:

· показательность конкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровня развития класса;

· учет системного характера видов универсальных
учебных действий;

· учет возрастной специфики видов универсальных
учебных действий;

· возможности объективирования свойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей обучающихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений , описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…».

Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Перед школой и учеником стоит задача расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

Примеры заданий для формирования данных УУД:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или

выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию.

Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок.

«Кластер». Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии).

Таким образом, используя на уроках в начальной школе перечисленные выше формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД, предусмотренные ФГОС НОО.

Литература:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.

2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г

3. Занков Л.В. «Обучение и развитие» Занков Л.В -/ Москва, 1975г.

4. Зверева Н.В. «Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний»/ Зверева Н.В. -Москва, 1983г.

5. Ратанова Т.А. «Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков» /П Ратанова Т.А. – «Психология жизни», 1999г.

6. Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников»/ Тихомирова Л.Ф. -Академия развития, 1999г.

7. Бакулина Г.А. «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»/ Бакулина Г.А.- Киров: ВГПУ, 1999г.