«Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно»: грань между милостью и справедливостью. Трудно быть добрым


Михаил

«Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» – известные евангельские слова из Нагорной проповеди говорят нам о соотношении милости, любви и справедливости, суда. Однако слова Евангелия имеют в виду иудейский культурный контекст; представители греко-римского мира, не знающие единого Бога, наверняка имели несколько иные преставления о милости и справедливости.

Может быть, нам, прежде чем проводить грань между милостью и справедливостью, имеет смысл уяснить то общее, что является в данных понятиях одинаковым и то различное, что разделяет эти понятия? Насколько для современного человека является значимым понимание первоначального культурного контекста, отраженного в библейской традиции?

: Наверное, справедливо то, что требуется уточнение достоверных ветхозаветных смыслов этих понятий для того, чтобы яснее стало евангельское содержание слов «милость», «справедливость» и т.д. Не стоит оспаривать и идею установить какие-то корреляции между двумя названными культурными контекстами по поводу милости и справедливости. Какое-то специальное размышление о том, как толкуются эти понятия и смежные с ними в разных контекстах может помочь, но проблема чуткости к евангельским нюансам этих вещей отнюдь не снимется. Контекст, отраженный в библейской традиции, естественно, имеет значение, но важнее все-таки понимать духовное содержание этих базовых моральных понятий.

Виталий

Уважаемый Давид Мкртичевич!

Я поддерживаю слова Михаила: «Может быть, нам имеет смысл уяснить то общее, что является в данных понятиях одинаковым и то различное, что разделяет эти понятия?»

Уже в самом вопросе конференции звучит равенство между словом «добро» и «милость», что мною не воспринимается.

Мы молимся «Господи помилуй», т.е. получается, просим легкого?

Слова «... и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею» (Исх 33:19) – мною воспринимаются в свете слов : «Жалость есть разделение богооставленности твари, любовь есть разделение жизни в Боге». Жалеть – это быть добрым. Да, погладить по головке – это легко. А милость – это синоним любви и жизни в Боге, и быть милостивым – тяжело. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 12:7) И здесь, мне кажется, что справедливость ближе к жертве (в смысле поступка). Надеюсь на Вашу помощь.

: Для того они и поставлены в пару, чтобы уяснить общее и установить различия. Наверное, это ни у кого не вызывает сомнений. Здесь мне придется сказать, что есть несколько неточностей: во-первых, утверждение «милости хочу, а не жертвы (Боговедения более всесожжений)» – это утверждение из ветхозаветного пророчества (Ос 6:6), а не евангельская максима. Конечно, Господь указывает на это утверждение как на выражение квинтэссенции закона, т.е. что закон состоит скорее в оказании милости, а не в ригористической справедливости. Но даже термин «милость» сам по себе еще не выражает полноты христианского откровения, потому что он по своему происхождению и содержанию ветхозаветный. Это нисколько не означает, что он не актуализируется в евангельском контексте, просто тут нужно еще понять, а что может делать милость собственно евангельской добродетелью, превышающей добродетель Ветхого завета? Да, и прошение «Господи помилуй» само по себе не является монопольно христианским.

Не очень понимаю, почему справедливость ближе к жертве и в каком смысле говорится здесь о жертве. Если жертва толкуется в ритуальном, левитском смысле как жертвоприношение – создающее и поддерживающее определенный порядок отношений между Богом и человеком – ну тогда, конечно, да. А по существу смысла жертвы, понятой по-христиански, конечно, «справедливость» и «жертва» – это понятия явно различные, а иногда противопоставляемые.

Жертвенность христианская и милосердие христианское – это то, что превышает идею справедливости.

Общее у этих начал то, что они от Бога и угодны Богу: справедливость в корне имеет правду, надо судить праведно и т.д. Но справедливость – это установление правды. А милосердие – это усилие, которое позволяет другому, на кого эта самая правда по разным причинам не распространяется, дать возможность этому другому получить содействие в том, чтобы и на его жизнь эта Божья правда распространялась. Поэтому очень часто для того, чтобы быть милосердным, надо отложить вопрос о справедливости и пожертвовать какими-то своими интересами ради помощи другому. В этом собственно и проблема: милосердие очень часто требует большой жертвенности, особенно христианское милосердие.

Кирилл, Камышин

Я согласен, что справедливым быть сложнее. Допустим, совершено преступление против тебя, и ты можешь человека простить, но понимаешь, что человек заслуживает наказания. Как тут быть?

Или, например, говоришь человеку: не делай (что-либо нехорошее, вредное, опасное). А он продолжает делать, не понимает или делает вид, что не понимает тебя. Тогда закричишь на него или оттолкнешь, и он все поймет и перестает это делать. Как определить, где здесь добро и где справедливость?

: Я не очень понимаю, почему справедливость противопоставляется добру, это вообще-то говоря, смежные и тесно связанные понятия. Добрым легко быть в смысле мягкотелости. Еще быть добрым легко, когда ты без особенных усилий можешь оказать очевидную помощь человеку, терпящему явный ущерб. А справедливость относительно такого добра требует некоторых усилий, потому что предполагает взятие на себя ответственности за ситуацию, это необходимость очень часто преодолевать компромиссы, говорить правду. Это, безусловно, гораздо сложнее. Если мы так понимаем это противопоставление, тогда да, справедливость требует жертв, а поверхностное, доступное делание добра почти их не требует. По крайней мере, справедливым быть в этом смысле сложнее. Но просто все время фигурировало слово милость, помилование и т.д., а это еще сложнее, чем справедливость, и в этом была проблема.

Если я правильно понимаю, под добром здесь подразумевается такое снисходительное отношение к чужому греху, а справедливость как раз предполагает бескомпромиссное указание на то, что грех – это грех, и если человек поступает неправедным образом, этого нельзя не заметить, нельзя обойти. В этом смысле нельзя быть просто добреньким человеком, нужно ставить границы, нужно, чтобы торжествовала правда, нужно, чтобы вещи назывались своими именами. А это, конечно, может привести к обострению отношений, когда вместо того, чтобы тебя считали своим в доску, ты превратишься в «неудобного» человека, а то и просто ненавистного, которому больше всех надо. Такая проблема существует.

Елена Репина, С-Петербург

К вопросу и размышлениям Кирилла из Камышина.

Я с глубоким уважением отношусь к таким людям, которые могут и закричать, и оттолкнуть, когда нужно (если это идёт от горячего, любящего сердца, а не от злости). Такой человек действует! Берет на себя ответственность, он бесстрашен и крепок в вере... Я думаю, это дар, но о нем и молиться можно... У нас в России, мне кажется, таких людей сейчас очень мало. Не думаю, что именно все должны быть такими. Можно быть личностью и без таких проявлений. Бывает, человек тихий, но очень стойкий внутри, имеющий готовность и способность молиться непрестанно в трудных ситуациях. Но что-то точно нужно делать, когда встречаешься со злом? Бояться, закрываться, относиться равнодушно – вот это грустно. Хотя очень знакомо пока...

: Высказывание Елены практически содержит ответ. Я, правда, не думаю, что стоит тихого по своему жизненному проявлению человека как-то противопоставлять людям, которые называются борцами за справедливость. Можно быть очень тихим и незаметным в повседневности, но в необходимой ситуации как раз отстаивать справедливость. Тут тихость или громогласность человеческого поведения нисколько не показательны.

Когда встречаешься со злом, злу нужно противостоять, а вот насколько хватает духу это делать, а главное, не только духу, но и мудрости, это уже вопрос личного дерзновения, личной добродетели.

Воробьева Татьяна Николаевна

Уважаемый Давид Мкртичевич,

На мое предложение – вместе поразмышлять над темой данной интернет-конференции, адресат по е-mail-переписке ответил мне так: «Добрый», по-моему, тот, кто не желает зла другим и даже делает добро, невзирая на лица. «Справедливый» – взирает, а в предельном случае платит добром за добро и злом за зло. Говорят, в этом отличие ветхозаветной морали от христианской: христиане добры (милосердны), иудеи справедливы».

Посоветуйте, чем можно восполнить такое представления о различии между милостью и справедливостью?

Лично для меня акцент темы все же в характеристиках: очень ли легко быть добрым и трудно ли быть справедливым? Я бы утверждала иначе: быть добрым – тяжело, если нет веры, уверенности, что добрый поступок – действительно на благо тому, ради кого он совершается. А для того, что бы быть справедливым, достаточно знать закон или правовые основания для поступка в той или иной ситуации. Ведь логично – поступить в соответствии с законом, правом – это же легче, чем творить непредсказуемое по последствиям добро?

Благодарю.

: Тут опять в вопросе содержится несколько иное толкование слово добро, нежели то, что заявлено в теме Интернет-конференции. Конечно, такое добро, которое превышает справедливость, творить сложнее, только это добро касается самого существа человеческой жизни. Это добро, которое не есть содействие в элементарных ситуациях, это не простое бескорыстие в отношении к другому, а это нечто большее. Это умение выдавать аванс человеку, который не дотягивает до серьезной нравственной планки. Конечно, если так понимать добро, то оно выше справедливости. Но это совсем не означает, что справедливым быть легко, стоять за правду, особенно в наше время, особенно принимая во внимание нашу трагическую историю, советскую и постсоветскую подоплеку нашего сознания, известную тенденцию, которая доминировала во всех абсолютно сферах жизни, не только общественной, но и личной, даже интимной, – тенденция к доминированию – с одной стороны, утаиванию, лицемерию, в этом контексте быть справедливым очень непросто и отстаивать правду очень непросто. Совсем не стоит думать, что справедливый – это только тот, кто готов привести в исполнение смертный приговор доказанному убийце. Все гораздо сложнее. Правда Божья она многообразна и справедливость тесно связана с такими категориями, как честь, достоинство, мужество, то же умение страдать за правду ценой иногда существенных личных интересов и даже самой жизни. Так что тут надо разобраться, о чем собственно идет речь. Если о том, что есть нечто выше справедливости – это правда, это есть. Но когда мы это утверждаем, мы нисколько не можем допускать, что это высшее отрицает справедливость. Выше это то, что выше, следовательно, для того, чтобы быть выше справедливости, в особенности ветхозаветной, надо прежде всего уметь быть хотя бы справедливым по правилам закона Божьего. А уметь это совсем не так просто, потому что это не только и не столько формальное элементарное исполнение какого-то набора внятных предписаний. Это очень часто связано с мудростью и чуткостью к смыслам, которые заложены в Законе Божьем. Неслучайно же нас ветхозаветная мудрость призывает к тому, чтобы приобретать мудрость и приобретать знание, ибо только так можно исполнить закон Божий.

Екатерина Реутова, Москва. Благовещенское братство

Смотря в чем человек видит доброту и справедливость... Цитата выглядит вырванной из контекста. Возможно ли противопоставлять такие вещи, как доброта и справедливость? Как и доброта может быть человекоугодием и малодушием, так и справедливость может быть бессердечием. Не является ли доброта без справедливости и справедливость без доброты попросту равнодушием к жизни другого человека?

: Это не всегда так, но это может быть так, существуют такие риски. Действительно, если из справедливости выхолащивается доброта, то тогда и получается такой черствый законник, это правда. Справедливо и обратное утверждение. Но все дело в том, что сочетание двух этих вещей и составляет едва ли не высшую духовную добродетель для Ветхого завета, которая называется божественной мудростью. Но она нисколько не умаляется тем, что существует еще превышающая даже ее новозаветная. Ведь новозаветная премудрость даже вырастает из нее. Новозаветная не может быть постигнута вне божественной премудрости.

Адаменко Наталья. Братство во имя новомучеников и исповедников Российских

Уважаемый Давид Мкртичевич,

святитель Кирилл Иерусалимский в одном из своих таинствоводственных поучений о Евхаристии говорит так: « ...воссылая благодарение, мы совершаем достойное и праведное дело; Бог же не по правде, но выше правды действуя, облагодетельствовал нас и таких благ сподобил».

«Праведное» дело (наше благодарение) здесь имеет и другой смысл – «справедливое» дело. Мы справедливо благодарим Бога, потому что нам есть, за что Его благодарить. Но Бог поступает с нами не по правде, но выше правды, то есть не по справедливости, но выше справедливости, когда прощает нас. Не потому ли нам так трудно быть справедливыми? С одной стороны – хочется поступать выше справедливости и прощать обижающих нас, с другой – не хочется попустительствовать злу, но ведь тогда нужно не прощать?

: Все дело в том, как мы понимаем смысл прощения. Ведь тут можно тоже до известной степени запутаться. Ведь прощать совсем не означает, например, отрицать наказания. Прощение нисколько не означает того, чтобы проступок, грех был бы не замечен или проигнорирован. Это не компромиссное примиренческое отношение. Прощать – это готовность принять человека, не взирая на его грех, все дело в том, как сам этот человек, потенциально принимаемый обратно равнодостойным, теперь себя поведет, потому что очень многим людям не нужно никакое прощение. И соответственно прощаете вы их или нет, им глубоко безразлично.

Прощение не означает карикатурную ситуацию, описанную в частности Алексеем Константиновичем Толстым, когда своему обидчику кидаются на шею. Человеку, который ищет тебя убить, там протягивают руку. Да совсем нет. И мы ничего подобного не видим в Евангелии.

Вот неужели Христос, сохраняя Иуде возможность для покаяния, демонстрирует то, что Он не видит что делает Иуда. Неужели Он воздерживается от того, чтобы указать Иуде Искариоту на содержание его деяний? Да нет, Он говорит об этом прямо.

Так что со словом «прощать» у нас масса всяких сложностей возникнет. Тут есть, над чем поломать голову. Я не уверен, что это всегда так очевидно. Судя по тому, что чаще всего звучит, прощение трактуется довольно поверхностно как форма потакания греху, форма компромисса со злом. Ничего подобного, прощение – это высшая форма преодоления зла. Только тот человек может простить, который понимает, что именно он готов простить.

Если мы хотим прощать, тогда мы не имеем права попустительствовать злу, потому что тогда нам прощать будет нечего. Еще раз, чтобы простить, надо идентифицировать грех, определить условия реабилитации человека, а они очень часто бывают крайне суровыми как раз из-за того, что мера допущенного греха велика, и прощено это может быть только ценой многотрудного восстановления человеческого достоинства. Готовность прощать – это готовность сохранять для человека возвращение в его человеческое состояние. Но нисколько это не означает не замечать того, что случилось, и делать вид, что не произошло ничего особенно страшного. Наоборот, прощение как раз предполагает сознание всей меры имевшего места зла, только так.

Валентина Наконечная, Волгоград

Доброго дня, уважаемый Давид Мкртичевич!

На мой взгляд, и то и другое очень трудно. Может ли человек вообще быть справедливым? Ведь сердцеведец – Один Господь. Мы же, видя следствие (совершенный поступок), порой не знаем причину, по которой его совершили. Думаем, что справедливо судим за содеянное, не задумываясь даже о том, почему это было сделано. Какая же это справедливость?

Вспоминается фильм «Берегись автомобиля». У судьи, решавшей дело Деточкина, был сложный выбор: с одной стороны, «вор», с другой стороны, «бескорыстный и честный человек». По закону «вора» надо наказать, а по-человечески «бескорыстного и честного человека» надо помиловать. Получается, чтобы поступить по милости, нужно отодвинуть на второй план закон. И чтобы поступить по закону, по справедливости, нужно задавить в себе «человеческое», то есть Божественное? Задавить ту любовь, то милосердие и жалость к человеку? То есть пойти наперекор совести и жить потом с её обличением? – Тогда да, справедливым быть труднее.

Есть и другой фильм – «Розыгрыш», где обнаглевшему подростку, сынку богатых родителей, который, используя одних одноклассников, вредит другим, внаглую хамит учителям, устраивает школьную жизнь «под себя», в последний момент выносят приговор милости. Его не выгоняют из школы, а оставляют учиться среди тех, кем он манипулировал, с теми учителями, которых мучил. И кто выносит этот приговор? Тот, кому он больше всех «насолил».

Вот здесь очень хотелось справедливости – отправить куда подальше с глаз долой на расправу «чужими руками». А педагог призвала к милости, к состраданию в надежде, что парень осознает, одумается. Ей это было нелегко, но тем, кто от него натерпелся, и, не имея сердца этого преподавателя, им было ещё более нелегко принять такое решение. Как, впрочем, и самому герою фильма. Думается, что такие решения не принимаются «легко». Выходит, и добрым быть непросто. Нужно перешагнуть через свою самость, через «а как же справедливость?!», через собственные обиды – и это весьма непросто.

Есть, если позволите, ещё один пример. Пример моей знакомой. Всю жизнь жить с человеком, который ненавидит всех и вся, одержим злом, достал всю семью, от которого очень хочется избавиться, но что-то удерживает.. что-то заставляет с ним общаться. Уж точно не справедливость... Но переступить через всё зло, причинённое им, ей очень тяжело. Хочется быть милосердной, но ещё больше хочется справедливости.

Но какая это справедливость?

Видимо, действительно так: справедливым действительно сложно быть, потому что зачастую мы не можем знать, какова она, справедливость. Но и добрым быть нелегко... добреньким – возможно, но по-настоящему добрым, любящим, искренним – трудно.

И последняя мысль-вопрос: справедливым сложно быть ещё и потому, что это связано с судом, а суд – не наше дело?

: Не очень понятно, почему суд – не наше дело? Когда говорится, что сердцеведец один Господь, так же как и окончательные суды принадлежат Богу, то речь идет скорее о соотношении абсолютного и относительного суда, абсолютного и относительного сердцеведения. Неужели утверждение, что Господь является сердцеведцем, снимает с нас обязанность различать духи, учиться видеть сердечные движения другого человека, равно как и свои собственные. Это собственно и означает возрастание в духе очень часто.

Не наше дело выносить конечные суды. Но ведь заповедано же нам судить праведным судом. Праведный суд – это не окончательный приговор: вот некто законченный мерзавец и неисправим. Это совершенно никчемные утверждения. Хотя они-то как раз очень легко просятся на язык. Так что как раз нельзя снимать с себя ответственность за то, чтобы отличать правду от неправды, за то, чтобы утверждать правду, чтобы учиться соединять милость и справедливость. В ситуации с Деточкиным, вообще-то говоря, степень трудности явно преувеличена, потому что все-таки мы не можем примириться с тем, чтобы самосуд был признан нормой общественного поведения. Что это может быть очень непростой коллизией, это правда. Но сложность коллизии между желанием лично утверждать справедливость иногда вопреки действующим общественным установлениям, совсем не означает, что она неразрешима в принципе. Да, тут нередко можно столкнуться тем, что ее разрешимость требует особого дерзновения. Я уж не говорю о том, что пример с Юрием Деточкиным не очень чистый, потому что мы имеем дело с искусственной ситуацией, с вымыслом, это еще и гротескный персонаж. Ситуация с Деточкиным – это не вопрос выбора между милостью и справедливостью, это вопрос трудности, связанной с утверждением этой самой справедливости.

Галина Турчинская

Уважаемый Давид Мрктичевич!

Я однажды оказалась перед выбором решения вопроса о наследстве. Слава Богу, он возник, когда я оглашалась, когда мы знакомились с Евангелием и старались применять Его в жизни. У нас очень «справедливые» законы касательно наследства. По «справедливости» я должна была подать в суд на брата; если бы я это сделала, то потеряла бы дружбу с ним. Я оставила вопрос на его совести. Бог нас всех рассудит. Сейчас я очень рада, что поступила по любви, ведь Господь даёт в сто крат больше: я обрела кроме брата по крови ещё братьев и сестёр по духу, Дар Божьей Любви. Во время паломничества на родину я в полной мере ощутила братскую Любовь, это несравнимо ни с чем.

Я думаю, что бывают серьёзные нарушения закона, когда надо поступать по справедливости, но если можно решить вопрос по-Божески, не стоит думать, трудно это или легко. «Будьте милосердны, как Отец Ваш Небесный», разве не так? Ещё мне очень понравился вопрос о «милости и жалости», он встречается в Рим 9:15: «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Можно попросить Вас подробнее растолковать эти строки?

: Касательно самих строк, насколько я себе представляю, там смысл состоит в уверении, что Господь не оставит без милости никого, кто в этой милости нуждается и ее заслуживает. Тут в этом главный смысл. Что касается того, что та или иная ситуация личная и не только личная может потребовать превышения того, чтобы поступать по справедливости, т.е. потребовать того, чтобы поступиться какими-то своими законными интересами. Я бы сделал акцент на своих законных интересах, потому что в примере Галины речь шла о дележе наследства.

Здесь все-таки вопрос личного интереса. Всех нюансов по тому, что сообщает об этом Галина, мы знать не можем, но она утверждает, что у нее получилось пренебречь в каком-то смысле личным интересом, который имел все законные основания, ради того, чтобы восторжествовала близость к брату и что вот возможность и способность уступать она обрела благодаря тому, что обратилась к Богу, и она рада тому, что нашла подтверждение праведности такого поведения. Это замечательно, но не всегда это так просто и очевидно, особенно в ситуациях, когда речь идет не о личном интересе и не о том, чтобы поступиться только собственной выгодой, в этом случае вот такие предпочтения оказывать уже гораздо сложнее.

А то, что мы нередко сталкиваемся с необходимостью преодолеть личный интерес, который в данном случае выступает формой проявления самости моего «я», ради высшего, ради сохранения дружбы, ради братской любви, ради того, чтобы сохранить вообще близость в каком бы то ни было смысле – это оспорить невозможно. Конечно, если только это близость и если только это не является прикрытием чего-то другого.

Бывают ситуации, когда к моему интересу примешивается интерес третьей стороны, я-то допустим готов поступиться собственным, но если я это сделаю, пострадает еще кто-то. Даже в ситуации с наследством, вдруг там не два действующих лица, а три? А лицо, игнорирующее интересы других наследников, одинаково покушается на их интересы и на мои собственные. Как себя в таком случае вести? Просто выйти из игры и пренебречь, или в данном случае уже отстаивать справедливость, особенно если мне это сделать проще, чем другому. А другой может быть человеком ограниченных физических возможностей, нездоровый и т.д. Сдать эту ситуацию будет гораздо сложнее в нравственном отношении. Это еще банальная ситуация, в обществе, в столкновении интересов разных лиц бывают такие запутанные сюжеты, что никому не пожелаешь оказаться в ее эпицентре.

Игумен Димитрий

В начале июля группа паломников братства Во имя новомучеников и исповедников Российских побывала в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре Волгоградской епархии, и меня очень заинтересовала игуменья Арсения (Себрякова), жившая там. На днях я делал выписки из её жизнеописания, а сегодня узнал об этом форуме и понял, что две выписки очень подходят к данной теме.

Первая из них – наставление схимницы Ардалионы монахине Арсении , чтобы она не отказывалась от игуменства именно по той причине, что уединённая жизнь даёт много добра, но узнать себя и, узнав, достичь цели жизни, можно, только взяв на себя заботы о сёстрах.

Вторая показывает, что совет схимницы Ардалионы принёс свой плод. Пройдя уже некоторый путь справедливой заботы о сёстрах, игуменья Арсения стяжала через это дар Божьего милосердия.

А что на самом деле труднее и что легче? Справедливость или милосердие? Сказать затрудняюсь.

Другое дело, что в наше постсоветское время «доброта» чаще всего бывает безответственной. Тогда, действительно, сначала лучше договариваться о содержании понятий. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы... и боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6:6).

Что легче: Ветхий Завет или Новый? Кто милосердней: Осия или Христос?

Понятно, что нужно и то, и другое, и загвоздка вся в нашем боговедении...

: Я полагаю, что тут ответы фактически даны. Очевидно, что большее труднее, чем меньшее. Милость, превышающая справедливость, сложнее, но мы об этом уже говорили. И беда нашего времени именно в том, я тут согласен с о. Димитрием, что как раз часто путаются представления о справедливости с черствостью и бесчеловечностью, и представления о добре и уж тем более милосердии с компромиссностью и неспособностью противостоять злу. Другое дело, что, конечно, существует эта библейская, евангельская проблема превышения милости над справедливостью. В частности, это может означать, что у тебя есть все законные основания силой восстанавливать правду, а ты не хочешь применять силу, потому что ты нанесешь непоправимый ущерб пусть и виноватому человеку. Непоправимый ущерб, например, его физическому существованию или какой-нибудь ущерб более тонкий, другого характера, когда это будет слишком тяжелым унижением, от которого человек никогда больше не оправится. Разные есть варианты и способы, и сложность всегда состоит в том, чтобы правда Божия не умалялась. Никогда милость не может быть милостью, если она ущемляет правду Божию.

Милость ведь относительно такой очевидной справедливости выше только потому, что она являет собою правду высшую, т.е. высшую справедливость, но никак не отрицает справедливость.

Она может лишь внешне отрицать очевидную, поверхностную справедливость.

Быть добрым, значит быть терпеливым, отзывчивым, чутким, внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям, да и миру в целом.

Прежде, чем ответить на вопрос легко ли быть добрым, можно задаться противоположным вопросом: а легко ли быть злым? Да точно также нелегко и непросто, как и быть добрым. Ведь творить добро значит, в какой-то степени постоянно балансировать между хорошим и плохим, в поисках золотой середины. И то и другое тяжело дается, если ты не расположен к этому, не умеешь этого и не пытаешься этому учиться. И хорошо бы не уметь и не учиться, не брать пример и не подавать самому пример озлобленности другим. А всем сердцем хотеть учиться доброте. Это и легко и сложно одновременно, потому что все мы живые люди и не можем круглосуточно быть добрыми для всех и каждого. На это просто не хватит жизни, тем более что она весьма и весьма коротка.

В интернете можно натолкнуться на следующее изречение, которое очень подходит, человеку, любящему делать добро и считающему, что это не так сложно, как кажется, главное, как говорится, этого очень захотеть, а звучит оно так: «Всегда, везде и всюду - хочу, могу и буду!» В сети также можно прочесть мысли известных людей о том, что к ним многие обращаются с просьбами о помощи материальной на лечение ребенку или себе. И многие из них пишут, что были бы рады помочь всем, но, увы, неспособны помочь каждому, кто к ним обращается. Значит, у доброты есть право выбора. Она может быть и рада была бы быть бесконечной, но у всего есть предел, даже у хорошего.

Но если человек не обладает приличными накоплениями для того чтобы стать благотворителем, то он, как правило, невольно ловит себя на мысли о том, что делать добро можно, исключив из своей жизни зло. А как это может сделать современный человек? Ему нужно вспомнить простые заветы, которым учили в семье, и в школе или в кружке по интересам.

Например: беречь природу, не мусорить, избавиться от вредных привычек, в период летних пикников не устраивать в лесу свалку, а забирать мусор с собой и затем выбросить его в ближайший мусорный контейнер и т.п.

Кто-то скажет, что он уже где-то это все читал и слышал, но если это повторяется с завидной регулярностью, то на ум приходит как минимум две мысли. Мысль первая звучит так: если это повторяют из года в год, значит это действительно работает, а народ просто игнорирует все гениальное, которое изначально кажется очень простым. Мысль вторая: повторение – мать учения и при повторном прочтении простых истин может, наконец, открыться их простой смысл, который в итоге приведет сознательных граждан к красоте и чистоте внутри и снаружи.

Ведь глядя на красивую и чистую тропинку в парке или загорая на чистом пляже и купаясь в чистой реке, ты как никогда начинаешь понимать, что это благо, перерастающее в самую настоящую и непередаваемую словами благодать. И как же здорово при этом осознавать еще и то, что ты сам приложил к этому руку, соблюдая чистоту вокруг себя и относясь с уважением к природе. Глядя на все это, и глаз радуется и дышится свободнее и жить хочется еще больше и лучше. Ведь и через все это в том числе, человек вновь создает себе благодатные условия для комфортной и полезной жизни. И в этом важно быть примером для других. Тогда и природа проснется и засияет новыми красками, ручьи потекут быстрее, а вода будет чище и вкуснее, да и солнце засветит ярче.

Значит все же добрым быть легко именно тогда, когда перестаешь думать только о себе самом. И начинаешь думать о других и о матушке природе живой и очень терпеливой, но если ее не беречь, то и ее доброте придет конец. Ведь добро сохраняется и преумножается там, где его ценят и берегут, передавая другим.

Легко ли быть добрым ?

План

1. Доброта - основа жизни.

2. Добрый человек в современном обществе:

а) Что значит быть добрым?

б) Нужно ли быть добрым?

3. Спешите творить добрые дела.

Будь добрым, в этом больше достоинства и силы. Ю. Нагибин

В жизни больше всего ценится доброта. Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом, каких людей в мире больше - добрых или злых. Наша жизнь - это борьба двух противоположностей - добра и зла. И что бы ни происходило, добро должно побеждать, потому что добрых людей в жизни больше. Ребенок злым не рождается, но малейшая несправедливость, обида ранит доброе сердце. Взрослея, сталкиваясь с различными

проблемами, человек может озлобиться и на зло отвечать злом. Хорошо, когда рядом будут неравнодушные, добрые люди, которые помогут, подскажут, поддержат, не дадут погаснуть искорке надежды в душе человека.

В нашем непростом мире сейчас, может быть, как раз и не хватает доброты и милосердия. Некоторые считают, что они спокойно проживут без доброты, без заботы о других. Главное - достичь своих целей. Так и хочется таким людям напомнить слова молдавского поэта П. Крученюка:

Люди добрые, будьте добрее Самых добрых на свете людей! Доброта - это тоже идея, Может, главная из идей.

Доброта - это качество, излишек которого никогда и никому не повредит. Быть добрым - это значит относиться к окружающим с пониманием, уважать других людей и считаться с их мнением. Добрый человек - это сильный человек, он всегда поможет другим людям. С таким человеком приятно общаться, дружить. Добрые люди как бы притягивают к себе других людей. В жизни любому человеку, где бы он ни находился, всегда предоставлена возможность делать людям добро: помочь соседке донести сумку или пропустить в очереди женщину с ребенком; уступить место в транспорте или сходить в аптеку за лекарством для соседа; да и просто улыбнуться.

Добрым людям легче жить в обществе, потому что у них больше друзей и знакомых. Им легче найти общий язык с кем-то, решить не только свои важные проблемы, но и чужие. У доброго человека большое сердце. Его хватает на всех. Оно, как и океан, никогда не замерзнет. Но иногда сердце начинает болеть. Делая человеку что-то хорошее, мы чаще всего ожидаем такого же отношения к себе. Но жизнь устроена по-другому. Нередко доброе отношение к себе человек воспринимает как должное, а сам ведет себя так, как ему хочется. Страшно, когда некоторые люди пользуются добротой других для достижения своих целей. Они знают, что добрый человек не сможет отказать и даже может пожертвовать собой. Иногда из-за желания помочь, обеспокоенности проблемами других человек может сам пострадать. Но несмотря ни на что мы должны всегда стремиться быть добрыми. Народная мудрость гласит: «Получив добро, помни, а сделав - забудь». Тот, кто делает добро другому, делает добро и себе: сознание содеянного добра уже само по себе является достойной наградой.

Быть добрым намного приятнее, чем быть злым. Быть добрым человеком, находясь с добрыми людьми, легко, но быть добрым всегда и со всеми сложнее, хотя это необходимо. Без доброты, сочувствия, сопереживания, милосердия мир существовать не может. Доброе отношение к людям может изменить нашу жизнь. Доброта ассоциируется с легкостью и с лучиками солнца, которые согревают самого человека и других людей. Радуйтесь жизни! Дарите свое тепло и улыбки окружающим: родным и незнакомым людям, счастливым и одиноким, удачным и потерявшим надежду. Не пропускайте случая, чтобы сделать добро, и помните слова А. П. Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Известно: чтобы не загрязнять природу отходами производства, нужно сделать производство и его отходы экологически чистыми. Подобным образом "чистыми" можно сделать и свои переживания. Не изливать на ближних недовольство, недоумение, негодование, которые вызывают у нас самые разные негативные явления жизни, - это трудно. Не погрязать в болоте раздражения, не пачкаться руганью, не унижаться до гнева... На первый взгляд, даже невозможно. Но выбора, я считаю, нет. Вернее, он очень прост: или мы воспитываем себя добрым человеком - или нам не удастся воспитать своих детей так, чтобы быть довольными ими, не мучиться годами над разрешением их неразрешимых проблем, не жалеть в старости о своих родительских ошибках.

Я задумалась об этом, когда вдруг заметила, что мой трехлетний сынок бывает весел совсем не так часто, как мне бы хотелось и как естественно было бы в его возрасте.

В чем же дело? Попробовала представить, как проходит его день. Вот утро - подневольное вставание, сборы и поездка в детский сад, который он не любит. Но у мамы нет выхода - и он подчиняется. Вот долгий-долгий день в ожидании чуда - вдруг мама придет раньше? Или приедет бабушка? Или, наконец, любимая воспитательница вернется из отпуска?

Вот вечер. Одного за другим детей забирают. Мой же каждый раз вздрагивает: за мной? Нет... Наконец появляюсь я. Конечно, я торопилась, как могла. Я устала и нанервничалась на работе. И сейчас для меня предел удовольствия - просто держать его за руку и тихо брести домой. Я отдыхаю. А малыш?

Он не успевает отдохнуть. Он уже сейчас знает, что эти минуты коротки. И завтра ему предстоит то же тяжелое испытание. Он осторожно спрашивает, нельзя ли ему остаться дома. В ответ я, конечно, раздражаюсь: сколько раз тебе повторять... почему ты не понимаешь...

Мое раздражение не редкость и в другие моменты. Прошел в грязных ботинках, разлил суп, настаивает на своем... "Я не железная" - и вот я уже позволяю себе и сердитый окрик, и шлепок...

В общем, я была самой обычной мамашей. Иначе говоря, считала, что ребенок должен выполнять какие-то требования и иметь какие-то обязанности. Желательно - священные. И только мысленный взгляд на происходящее ЕГО ГЛАЗАМИ заставил меня изменить свое мнение.

Я поняла, что отказываю своему ребенку в праве быть счастливым.

Судите сами. Работу себе я выбирала. Сыну же выбора не предоставила - отвела в тот сад, куда удалось достать путевку.

Сама считаю, что ближние должны учитывать мое мнение в решении тех или иных вопросов, особенно касающихся моей жизни. Ребенку же такого права не дала!

Словом, честно представив себя глазами сына, я ужаснулась. Ведь я сделала его жизнь чрезмерно тяжелой. Оправданно ли это?

Итак, первое, что я посчитала необходимым для себя как мамы - научиться честно оценивать происходящее с точки зрения ребенка и поступать в интересах ребенка.

Вы спросите, что же можно было изменить в той ситуации, о которой я рассказала? Безвыходных положений, как известно, не бывает. Тогда я отказалась от подработки - настроение ребенка важнее некоторых материальных трудностей. Так появилась возможность пораньше забирать его из садика. Сумела договориться с начальником и выкроить себе свободный день среди недели за счет того, что часть работы делала дома. Вызвала на помощь бабушку. Стала чаще дарить сыну маленькие радости: спрашивать, какую бы игрушку он хотел иметь, и вместе с ним отправляться выбирать очередной подарок... А найти на это средства можно всегда: просто реже покупаешь себе "необходимые" вещи.

Этому правилу я следовала и позже. Могу сказать: "избалованным" мой сын не вырос. Наоборот, уже взрослый человек, он умеет и любит радовать родных и близких, легко делает подарки - дорогие и полезные. Рационально организует свою работу, эффективно добиваясь желаемого результата. А главное - он просто добрый и внимательный человек.

Если сказать коротко, мой ребенок научил меня простому правилу: малыш должен быть счастлив каждый день, сейчас, сегодня. Ведь это его единственная, неповторимая жизнь! А человек, любимый и счастливый с детства, и в дальнейшем сможет построить свою жизнь удачно и успешно.

Итак, легко все исправить - сегодня, сейчас! Взять себя в руки и выдернуть из своей души, как морковку из грядки, это ощущение напряженной требовательности к своему ребёнку. Пусть ему будет рядом со мной хорошо, радостно, приятно!

Не сделал уроки? А какой выход вы предпочли бы на его месте? Вот и скажите примерно так: давай вместе попробуем, мне и самой интересно!

Сидит не отрываясь у телевизора? А давайте уговорим своего зайчика записаться в спортивную школу, или вместе сделаем стол для настольного тенниса, или вкопаем во дворе столб с баскетбольной корзиной, или... В общем, наладим хороший здоровый режим жизни.

Не сделал по дому, что вы велели сделать? А с вами разве не случается такого? Так и попробуем без раздражения и честно: ох, как я тебя понимаю! Я сама терпеть не могу этой работы, но ведь надо! Как было бы приятно - приходишь, а все уже чисто...

Известно: добрым словом и добрым отношением можно добиться гораздо большего, чем любыми приказами и "директивами".

И вот теперь скажу, казалось бы, сама себе противореча: быть добрым очень легко. Это наше природное, исконное, настоящее состояние. Это то, чего всю жизнь просит - не допросится наша душа. А мы не слышим ее и твердим, упираясь и нервничая: надо, надо, надо... должен, должен, должен...

Ну, а как же? - скажет кто-то. - Действительно, должен - в школу, например, ходить!

А я, например, и в школу ходить не заставляю. Будильники в нашем доме вообще запрещены, во всяком случае, для детей. Хочется утром поспать? Святое дело! Да, я искренне считаю (и многолетний опыт это подтверждает), что достаточный и качественный сон - основа здоровья ребёнка, более того - обязательное условие его психического здоровья, уравновешенности, хорошего характера. Мы обязательно следим за тем, чтобы не только в младенчестве ребенок как следует высыпался. Для этого все средства хороши: прогулки, физические нагрузки в течение дня, тихая сказка, чтение перед сном или укачивание на руках, теплое молоко с медом или фрукты и, конечно, тихая, добрая, теплая атмосфера в доме.

И вот если мой спокойный, умиротворенный ребенок проспал урок, он испытывает некоторый дискомфорт, объясняясь на эту тему в школе. Естественно, в следующий раз он постарается избежать подобной неловкой ситуации - а значит, скорректирует свой режим, с вечера ляжет пораньше. А главное - он сделает это САМ, сам проанализирует ситуацию (я разве что деликатно наведу его на правильную мысль), сам примет решение и осуществит его. И на мой утренний вопрос: "Ну, как ты сегодня, сынок? Может, тебе лучше еще отдохнуть?" бодро воскликнет: "Нет-нет, я в школу! Все отлично!"

Вы заметили, как легко и ненавязчиво мы добились желаемого? А в подарок за доброту и выдержку получили еще целый букет радостей: ребенок берет на себя решение своих проблем и справляется с ними, учится организовывать свое время, и нам уже можно сбросить с души груз этой заботы. Из "подгонялки" и "напоминалки" мама превращается... Ну, в кого-то вроде доброй феи.

Наверное, уже понятно, что и в других случаях именно доброта и понимание - самый короткий и естественный путь к преодолению трудностей. Конечно, нужно оставить дома малыша, если ему нездоровится. Конечно, нужно пожалеть его и помочь, если он не хочет идти в школу из-за не сложившихся отношений с детьми или учителями. Знаю немало случаев, когда семья переезжала в другой регион, родители меняли профессию и образ жизни, чтобы перевезти ребенка в благодатный климат, укрепить его здоровье или спасти от "плохой компании".

И оказывается, что если к ребенку относиться с одобрением, уважать его интересы (и заботливо выращивать их), не давить на него своими требованиями, он становится не избалованным, как думают многие, а... самостоятельным и ответственным! А мы, родители, опять получаем только радости. Во-первых, это же очень приятно - говорить ребенку хорошее о нем. Во-вторых, большое облегчение нашей многотрудной жизни - плыть по течению наших добрых отношений, не беря на себя его проблем и забот, а всего лишь эпизодически помогая (если попросит об этом).

Надеюсь, мамы хорошо меня понимают и уже обнаружили в глубине души этот благодатный настрой - чтобы быть доброй, надо просто разрешить себе это!

Сложнее с папами. Почему-то многие считают, что воспитать настоящего мужчину можно только через насилие и унижение. В действительности все эти шлепки, подзатыльники, да и детские драки совсем не безобидны. Это насилие по отношению к слабому и унижение младшего. Наказывая таким образом ребенка, мы учим его обижать другого - и больше ничему!

Стать постоянно, искренне, "хронически" добрым и маме, и папе поможет одна простая мысль: ребенок никогда и ни в чем не виноват. Если капризничает, вредничает, "треплет нам нервы" - значит, мы не обеспечили ему правильного режима дня, полноценного достаточного отдыха, не позаботились о том, чтобы у него было вдоволь любимых занятий... Иначе говоря, ребенка не в чем упрекнуть - упрекать можно только себя.

Но мы не будем заниматься самоедством, а лучше освоим несколько простых приемов, которые в повседневном общении с детьми помогут закрепить "привычку быть добрым".

Первое. Стараемся не забывать ни при каких обстоятельствах, что нам невероятно, удивительно повезло: у нас есть это чудо - чадо!

Второе. В речи (и мысленной тоже!) всегда и обязательно называем своего малыша ласковыми словами. "Радость моя, солнышко, зайчик милый..." Слово действительно обладает великой силой. Говоря ласковые слова, мы невольно настраиваемся на спокойный лад, приятное тепло растекается в нашей измученной душе, и теперь даже указание или замечание ребенку звучит как похвала:

Солнышко мое, ты еще не собрался? Как бы нам не опоздать, рыбка ты моя золотая!

Третье. Есть смысл на каждую ситуацию посмотреть глазами ребенка и действовать в его интересах. Помните притчу о споре солнца с ветром - кто скорее заставит человека снять пальто? Как ни налетал ветер - путник только плотнее кутался в одежду. А стоило пригреть солнышку - и человек сам с удовольствием разделся под его ласковыми лучами. Точно так же и в наших отношениях с детьми. Нам просто выгоднее быть добрыми, понимающими и терпеливыми - тогда мы добиваемся желаемого без проблем, скандала и нервотрепки. Я, например, предпочитаю, чтобы малыш тихо вывалил все белье из ящика, наигрался им и отправился дальше в путешествие по комнате. Я так же тихо незаметно это белье соберу - и все. Если же начну запрещать, закрывать ящик, объяснять, каких трудов мне стоит поддерживать порядок - дело затянется надолго, обернется слезами. То, что ребенку действительно нельзя трогать, нужно просто заранее убрать так, чтобы оно было для него недоступным.

Четвертое. Стараемся избегать негатива в своей речи (а значит, и в мыслях).

Не беги - упадешь! Зачем камни собирал - смотри, руки теперь грязные! Ну что ты кричишь?

Но ведь нормальный ребенок и должен бегать, в меру падать, собирать камни, щепки и прочую с нашей точки зрения дребедень! А где еще и покричать, как не на детской площадке? Поэтому ясно, что все подобные высказывания бессмысленны. К тому же они недоброжелательны по форме - вы заметили, в предложениях нет ласковых обращений? Они вредны и по содержанию: в них нет конкретной информации, они лишь создают общее впечатление неясной угрозы ребенку и осуждения его. Куда приятнее, гуляя на той же детской площадке, просто радоваться, что у вас такой замечательный ребенок, помогать ему во всех его начинаниях (кроме опасных для жизни), а также петь или читать стихи - в общем, жить в свое удовольствие, а не превращаться в брюзгу.

Чтобы применить перечисленное на практике, понадобится слушать себя как бы со стороны и в то же время контролировать свой внутренний настрой. Но эти усилия компенсируются с лихвой той благодатью, которая воцаряется в душе, когда вы привыкаете быть добрым. Удивительное дело: вы обретаете как бы большую степень свободы! Вы просто больше не раздражаетесь, не гневаетесь и не обижаетесь, потому что научились понимать и прощать. Иначе говоря, по-настоящему любить своих близких и создавать для своих детей самое главное - атмосферу доброты и понимания.

Предвижу возражения: к какой же жизни вы готовите своих тепличных детей? Разве справятся они с проблемами нашего сурового времени, если не закалять их невзгодами сызмальства? Отвечу просто: а вы присмотритесь, что происходит в теплице. В благодатных условиях вырастает и крепнет прекрасная рассада. Растению с такими корнями потом не страшна ни пересадка, ни засуха.

И напротив - саженцам, которым с начала жизни пришлось тяжело бороться за существование, уже никогда не вырасти прекрасными деревьями. Травмы раннего возраста навсегда подрывают их жизнеспособность.

А потому - пусть дети с детства привыкают к тому, что жизнь должна быть радостной и счастливой и учатся делать ее именно такой. А чтобы мы могли научить их этому, пусть всегда побеждает самое хорошее, что есть в нашей душе.

Виктор-Мари Гюго, (1802-1885 гг.), писатель

Аскетизм - это предельный эгоизм, искупаемый предельным самоотречением.

Банальность - недостаток поэтов со слабым взором и слабой грудью.

Бесстыдство порой скрывает стыд.

Ближе всего к великому стоит честность.

Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре.

Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться.

Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.

Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью.

Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно.

Быть погруженным в созерцание не значит быть праздным. Созерцать - все равно что трудиться. Мыслить - все равно что действовать.

Взгляд, устремленный к небесам, - деяние.

В человеческом сознании мир может быть установлен торжеством справедливости, в сфере материальных интересов - торжеством прогресса, между народами - торжеством братства.

Великие люди редко появляются в одиночестве.

Великие люди сами сооружают себе пьедестал; статую воздвигает будущее.

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.

Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга.
Всегда любите друг друга всей душой. В мире нет почти ничего, кроме любви.

Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья - это кристалл общества.

Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг.

Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти.

Высота чувств - в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум - две конечности баланса. Опустите ум в глубину познания - вы поднимете сердце до небес.

Высшее счастье в жизни - это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать - любят вопреки вам.

Высший суд - суд совести.

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами.

Дай дозреть мысли, но не перезреть: перезрелые мысли, как и плоды, впрок не идут.

Дерзать! Ценой дерзаний достигается прогресс. Все блистательные победы являются в большей или меньшей степени наградой за отвагу.

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье.

Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право.

Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло.

Животные суть не что иное, как прообразы наших добродетелей и пороков, блуждающие перед нашим взором призраки наших душ.

Живые борются… А живы только те,
Чье сердце предано возвышенной мечте.

Идеал - не что иное, как кульминационный пункт логики, подобно тому, как красота - не что иное, как вершина истины.

Истина и свобода тем замечательны, что все, что делают для них и против них, в равной степени им служит.

Истинная любовь не знает пресыщения. Будучи всецело духовной, она не может охладиться.

Когда веселость примешивается к морщинам, она очаровательна. Какой-то ореол озаряет радостную старость.

Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь.

Красивые выражения украшают красивую мысль и сохраняют ее.

Крестьянин обрабатывает поля, рабочий обогащает города, мыслители размышляют, промышленность создает поразительные вещи, гений творит чудеса. и все это гибнет на ужасающей международной выставке, именуемой полем битвы!

Лень - это мать. У нее сын - воровство и дочь - голод.

Литература - это руководство человеческого разума человеческим родом.

Ложь - это воплощение зла.

Любовь к женщине имеет для нас великое, ничем не заменимое значение, она подобна соли для мяса: пропитывая сердце, предохраняет его от порчи.

Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца.

Мир - добродетель цивилизации, война - ее преступление.

Можно сломать шпагу, нельзя истребить идею.

Можно сопротивляться вторжению армий, вторжению идей сопротивляться невозможно.

Молчание - прибежище простой души, испытавшей всю глубину человеческой скорби.

Музыка - это пары искусства. Она то же для искусства поэзии, что грезы для мысли, что для океана волн - океан облаков над ним.

Мыслящего человека узнают по священному благоговению перед жизнью.

Мышление - работа ума, мечтательность - его сладострастие.

Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния.

Наша жизнь - путешествие, идея - путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало.

Не выйдешь к истине окольными путями.

Невежество - это сумерки, там рыщет зло.

Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны.

Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.

Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра - плоть и кровь.

Нравственность - это цветение истин.

Обладай наше зрение способностью видеть внутренний мир нашего ближнего, можно было бы гораздо вернее судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям.

Обучать народ - значит делать его лучше; просвещать народ - значит повышать его нравственность; делать его грамотным - значит цивилизовать его.

Осел, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад.

Первый признак истинной любви у юноши - робость, у девушки - смелость.

Побеждать - глупейшее занятие. Не победить, а убедить - вот что достойно славы.

Подлинно великие писатели - те, чья мысль проникает во все изгибы их стиля.

Позорить свое отечество - значит предавать его.

Понимание необходимости выполнить свой долг требует забвения собственных интересов.

Почти вся тайна великой души заключается в слове: настойчивость. Настойчивость для мужества - то же, что колесо для рычага; это беспрерывное обновление точки опоры.

Поэт есть мир, одним объятый человеком.

Поэт - это философ конкретного и живописец абстрактного.

Право - это все то, что истинно и справедливо.

Прогресс - это способ человеческого бытия.

Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя.

Радость, доставляемая нами другому, пленяет тем, что она не только не бледнеет, как всякий отблеск, но возвращается к нам еще более яркой.

Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?

Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом.

Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.

Ребенок - это грядущее.

Религия шествует в сопровождении всевозможных суеверий.

Свет! Всегда свет! Повсюду свет! В нем нуждаются все. Он содержится в книге.

Смех - это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица.

Современный разум - это гений Г реции, колесницей которому служит гений Индии; Александр, восседающий на слоне.

Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон - это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого.

Сорок лет - старость юности, пятьдесят - юность старости.

Спасти свободу можно только через братство.

Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта.

Стремление создать ребенку счастливую жизнь баловством с младенческих лет, пожалуй, неблагоразумно.

Тайна - та же сеть: достаточно, чтобы прорвалась одна петля, и все расползается.

То, что умерло как реальность, живо как назидание.

Тому, кто живет обманом, истина кажется смрадной.

Тот, кто мечтает, - предтеча того, кто мыслит… Сгустите все мечтания - и вы получите действительность.

Труд в наше время - это великое право и великая обязанность.

Трудно составить счастье мужчины, обрекая на страдания женщину.

Тщеславие - страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих.

У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего - невозможность. Для малодушного - неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного - идеал. Потребность безотлагательна, задача велика, время пришло. Вперед, к победе!

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.

У человека есть только один тиран - невежество.

Умирать от любви - значит жить ею.

Хорошо умереть - это умереть, подобно Леониду, во имя отечества; подобно Сократу, во имя разума; подобно Иисусу Христу, во имя братства.

Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо еще заслуживать его.

Иные владеют библиотекой, как евнухи владеют гаремом.

Мужчины охотятся, женщины хватают добычу.

Всякая война между европейцами есть гражданская война.

Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.

Надо уметь часто повиноваться женщине, чтобы иметь иногда право ею повелевать.

Свобода начинается с иронии.

Величие нации вовсе не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом.

В чужой стране путешественник - мешок с деньгами, который все норовят поскорее опорожнить.

Нищета ведет к революции, революция - к нищете.