Бутылка новая голландия. Любовь Леонтьева: Пространств, похожих на «Бутылку», в России больше нет

«Только в пьяном бреду можно придумать такое».

Эта оценка, казалось бы, очень обидная для архитектора, все-таки ставит его творение в разряд избранных и наделяет особой магией.

Десять самых завораживающих архитектурных фантазий, соизмеримых с состоянием невесомости и эстетикой пития.

Подготовил Рустам Азимов

Источник: Lenta.Ru

«Танцующий дом». Прага, Чехия

Знаменитый «Танцующий дом» на ножках — достопримечательность Праги. В этом офисном здании, состоящем из двух башен цилиндрической формы, нет ничего правильного. И оттого оно прекрасно.

Дом в форме Бутылки Клейна. Рай, Австралия

Бутылка Клейна — мистический сосуд, в котором внешнее переходит во внутреннее, а внутреннее во внешнее. Австралийское здание Роба Макбрайдома устроено именно таким образом. Дом сооружен из железобетонных плит и черного металла, причудливо скомбинированных.

Здание-бутылка. Батуми, Грузия

И не догадаешься, что эта перевернутся бутылка в сеточке — объект особой важности. То ли по иронии судьбы, то ли по остроумному замыслу здесь разместился батумский Дом юстиции. В учреждении выдаются документы на оформление недвижимости, регистрацию фирм и прочее.

Дома-бочки. Свенцеле, Литва

Литовские архитекторы из Do Architects придумали застроить домами-бочками новый жилой квартал недалеко от Куршского залива. Цилиндрические поверхности построек отделаны деревом, торцевые фасады полностью выполнены из стекла.

Музей вина. Бордо, Франция

Citе Du VinAims — один из самых масштабных музеев мира, посвященных вину. Здание задумано в форме декантера — графина для окисления танинов. В музее представлены 20 мультимедийных инсталляций, рассказывающих об истории вина.

Жилье в форме пузырей под Каннами. Туель-сюр-Мер, Франция

Дома в форме пузырей придумал архитектор Антти Ловаг. В такой постройке нет углов и прямых линий — только обтекаемые поверхности. «Прямая линия — агрессия против природы», — считает архитектор. Дом, названный Дворцом пузырей (Palais Bulles), построен в 10 километрах от Канн в 1989 году. Конструктив здания выполнен из железобетона. «Комнаты-пузыри» наполнены мебелью круглой формы.

«Скрученный дом». Сопота, Польша

Это здание считается лучшей архитектурной выдумкой Польши. В «Скрюченном доме» нет прямых линий, он выглядит неустойчивым, даже «желеобразным». Дом построен в 2004 году по проекту архитектурного бюро Szotynscy & Zaleski.

Плетеный дом в Центре искусств. Индианаполис, США

Изогнутая и перевернутая с ног на голову постройка выполнена из кедра. Сюрреалистичный объект напоминает указатель движения, который ведет под землю. Автор проекта — Джон Макнотон из Эвансвилля.

Дом-куб. Роттердам, Нидерланды

Знаменитые кубические дома в Роттердаме построены по проекту Пита Блома в 1984 году. Все гениальное просто — архитектор повернул кубы на 45 градусов и соорудил причудливую конструкцию. Содержание кубиков-рубиков соответствует форме — здесь нет прямых стен, кроме тех, что расположены посередине.

Дом-ракушка. Поселок Таватуй, Россия

Плод фантазии архитектора Юрия Гайдукова из Екатеринбурга напоминает ракушку. Свет в постройку нарочито неправильной формы проникает через окна-выступы наверху и витраж в стене. Внутри ракушки также нет ни прямых линий, ни углов. Зато пространство очень функционально: на первом этаже расположены холл и библиотека, на втором — столовая, кухня и санузел, на третьем — спальня, ванная и гардеробная.

Любовь, в первую очередь, хотелось бы узнать об истории «Бутылки». Насколько нам известно, это бывшая тюрьма?

Да, совершенно верно. Здание «Бутылки» - это бывшая военно-морская тюрьма, построенная в XIX веке. Потом здесь находились швейные, столярные мастерские, госпиталь.

А что представляет собой здание сегодня? Можно ли назвать его галереей?

Это, скорее, не галерея, а многофункциональное пространство, где под одной крышей собраны различные заведения, работающие в сферах дизайна, моды, гастрономии и спорта. Мы хотели создать единую зону, напоминающую небольшую городскую улицу, по которой гуляют жители. Весь первый этаж это, по сути, и есть небольшая городская торговая улочка, замкнутая в кольцо.

С чем связано такое необычное название здания?

Из-за характерной формы, которая напоминает бутылочное горлышко, в народе за тюрьмой закрепилось название «Бутылка» Отсюда, согласно легенде, и произошло выражение «не лезь в бутылку» - оказаться в тюрьме никому не хотелось. Поэтому название нашего здания историческое, и мы решили его не изменять.

Изменили ли вы облик этого исторического сооружения?

Коренных изменений не произошло. Форма, фасад и внутреннее строение практически остались прежними, но мы провели большую реставрационную работу. Мы создали новый дизайн, поменяли интерьер. В здании сейчас установлены два лифтовых подъемника в стиле Art Deco, восстановлены по оригинальным чертежам двери, а также отреставрированы кирпичная кладка, лестницы и ажурные чугунные перила.

Как долго проходил процесс реставрации?

Реставрационные работы заняли почти два года. Мы оснастили здание современными коммуникациями, мощной вентиляционной системой. Конечно, восстановили и внешний облик. Нашей задачей было создание четырех непохожих друг на друга пространств, объединенных общей идеей. Так мы и создали дизайн четырех этажей здания, у каждого из которых - свой уникальный стиль. Основными декораторскими материалами стали латунь, чугун и деревянные молдинги. Все очень гармонично сочетается между собой, генерируя общую творческую атмосферу.

В «Бутылке» расположился книжный магазин Московского музея современного искусства «Гараж». У этого музея особый дизайнерский стиль. Сохранился ли он в интерьере книжного магазина?

- «Гараж» - это единственный арендатор, которому мы создавали дизайн. Стиль московского музея отличается от стиля книжного магазина в «Бутылке». Но наши партнеры нам доверились, и команда Новой Голландии рискнула создать интерьер на свой вкус. Мы использовали большое количество латуни, покрасили стены в насыщенный, глубокий цвет, поставили яркую мебель. Нашему сегодняшнему гостю, директору музея «Гараж» Антону Белову, все очень понравилось.

Есть ли в Санкт-Петербурге многофункциональные пространства, похожие на «Бутылку»?

Я рискну утверждать, что ни в Северной столице, ни в одном другом городе России аналогичных пространств нет. Это действительно что-то новое и необычное. Качество работы всей команды Новой Голландии - на высочайшем уровне.

Стала ли «Бутылка» частью единого стиля Новой Голландии или все-таки это здание чем-то отличается?

Парк острова с павильонами, зданиями «Кузня», «Дом Коменданта», а теперь и «Бутылкой» - это, конечно же, единый комплекс. Мы можем это увидеть в интерьере и отделке построек. Нам было важно, чтобы площадки гармонировали между собой, и, как мне кажется, мы смогли добиться этой гармонии.

Любовь, а какова целевая аудитория «Бутылки»? Можно ли говорить о возрастных ограничениях?

Я бы не сказала, что здесь есть какие-то возрастные ограничения, ведь Новая Голландия - это современный городской парк, площадка для разнообразных культурных программ и спортивных мероприятий. Сюда ежедневно приходят люди разного возраста. «Бутылка» также открыта для каждого. К тому же во внутреннем дворике расположена малая сцена парка с собственной программой концертов, кинопоказов и других событий, доступных для разных возрастных групп. Мы ждем абсолютно каждого и надеемся, что «Бутылка» станет центром притяжения жителей и гостей Санкт-Петербурга.

Здание бывшей военной тюрьмы на острове Новая Голландия было построено в 1828 году архитектором Александром Штаубертом. Проект трехэтажного кольцеобразного строения общей площадью 6000 кв. м с внутренним двором был реализован в рекордные по тем временам сроки - менее чем за два года.

Вместе с «Бутылкой» открыт существенный отрезок территории современного острова и увеличилась парковая площадь, доступная для посетителей Новой Голландии. Вместе с завершением реставрации «Бутылки» закончился первый этап восстановления и реорганизации объектов острова. Следующий корпус – со стороны площади Труда – по плану откроется в 2019 году.

Дизайн общих пространств и все детали интерьеров разработали архитектурное бюро Ludi Architects и Любовь Леонтьева совместно с командой проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация». Обновленный парк вместе с павильонами, зданиями «Кузня», «Дом Коменданта» и «Бутылка» задуман как единое пространство. Поэтому все решения и приемы перекликаются в интерьерах, навигации и отделке этих построек.

294 года назад, 21 сентября 1721 года, по указу Петра I был основан первый военный порт России - Новая Голландия. сайт вспоминает интересные факты из истории одного из самых необычных мест Петербурга, которое на протяжении нескольких веков сохраняло свою особую атмосферу.

«Голландский» дворец Петра

Уникальный остров в городской черте появился не по прихоти природы, а благодаря инженерной мысли градостроителей и воли Петра I, развивавшего Петербург как центр судостроения на Балтийском море.

В 1719 году были прорыты Крюков и Адмиралтейский каналы, чтобы транспортировать строительные материалы между Адмиралтейством и складами, расположенными в устье реки Мойки. Так образовался треугольник суши, на который позже и были перенесены складские помещения. Также, по данным историков, на острове была построена из дерева одна из рабочих резиденций Петра. Царившая здесь атмосфера напоминала императору Голландию. По одной из версий, по этой причине за местом и закрепилось такое название. Оно практически сразу стало фигурировать в документах. Так, в письменном поручении 1720 года царь давал указание построить мастерскую «подле каналу, что в Новой Голландии».

Стоит отметить, что одно время историки расходились во мнении - существовал ли на острове царский дворец. Автор «Описания Санкт-Петербурга» Андрей Богданов, живший в XVIII веке, не упоминал его в своей книге, хотя подробно перечислял дома в этой окрестности. Однако Татьяна Соловьева в книге «Новая Голландия и ее окружение» доказывает на основе архивных документов, что дворец Петра все-таки был.

Также в дневниковых записях современников сохранились воспоминания о праздничных гуляниях, которые здесь устраивал Петр после спуска на воду галер.

Царившая атмосфера на острове напоминала императору Голландию. Фото: Поль Деларош. Портрет Петра I

«Он угощал вкусными блюдами и напитками за столом, накрытым под этими зелеными деревьями, либо выставлял бутылки с вином и холодную закуску на лежавшие на земле доски и, стоя, угощался сам и потчевал своих морских офицеров», - писал шведский посланник в России Карл Рейнгольд Берк.

«Бутылка» Новой Голландии

На территории острова в начале XIX века было построено здание морской тюрьмы. Автором проекта арестантской башни стал архитектор военного ведомства Александр Егорович Штауберт. Представитель классицизма к тому моменту уже успел зарекомендовать себя, создав Военно-сиротский дом на Московском проспекте, здание Николаевского кавалерийского училища, здание Женской гимназии Петришуле.

По его проекту на западной стрелке острова было возведено трехэтажное строение кольцеобразной формы, прототипом которого, по некоторым данным, стало здание английской тюрьмы в городе Осборн. Всего здание могло вместить на двух этажах по 250 преступников. Первый этаж был отведен для хозяйственных нужд. Там располагались кладовые, пекарня и арестантская кухня. Также там находилась тюремная охрана.

В народе эта башня получила название «бутылка». Существует мнение, что именно благодаря этому в обиходе появилось выражение «лезть в бутылку».

На территории острова в начале XIX века было построено здание морской тюрьмы. Фото: www.russianlook.com

Иконостас из парусины

Во время заключения преступники могли освоить профессию и даже подзаработать. К моменту своего освобождения у них даже накапливался оклад, так что на свободу они выходили не с пустыми руками.

Для арестантов на территории Новой Голландии действовала Церковь святого Николая Чудотворца, освященная в феврале 1831 года. Удивительным было «морское» убранство собора. Здесь можно было встретить серебряную утварь, старинные иконы, которые раньше брали с собой в плавание моряки. Сам иконостас был выполнен на парусине.

До наших дней церковь не дожила. Она была ликвидирована в феврале 1919 года.

Вклад Дмитрия Менделеева

С Новой Голландией связано имя известного ученого Дмитрия Менделеева. По его инициативе в 1893 году здесь был создан опытовой бассейн «для производства испытаний над сопротивлением воды». Газеты того времени писали, как 8 марта новое строение осмотрели император с супругой, княжной Ксенией Александровной и князем Сергеем Михайловичем.

Трехметровый крытый бассейн длиной в 120 метров позволял заниматься исследованием вопросов кораблестроения, проводить гидродинамические испытания разных моделей кораблей. Стоит отметить, что в начале XX века проверку здесь проходил и легендарный крейсер «Аврора».

Также под руководством Дмитрия Ивановича на острове была создана лаборатория по разработке бездымного пороха, который к тому времени уже был на вооружении армий нескольких европейских стран. Научная лаборатория разместилась в Новой Голландии в бывшем здании мясосольни. Ее руководителем стал профессор Кронштадтских офицерских минных классов И. Чельцов, руководителем и консультантом по делам научно-исследовательской части - сам Менделеев.

Под руководством Дмитрия Ивановича на острове была создана лаборатория по разработке бездымного пороха. Фото: Commons.wikimedia.org

Существует история, что российский ученый практически был вынужден прибегнуть к методу промышленной разведки, чтобы узнать основные компоненты бездымного пороха. Во время путешествий по Европе Дмитрий Иванович посещал университеты, читал лекции, встречался с представителями научных кругов. При этом он снимал квартиру в непосредственной близости от железнодорожной станции, чтобы можно было наблюдать из окна за вагонами, которые следовали на пороховые заводы. Как пишет Георгий Зуев в книге «Там, где Крюков канал…», в те годы на вагонах указывали наименования перевозимых химических веществ и точный адрес места их доставки. Российскому химику не составило труда отследить движение грузов, узнав тем самым основные компоненты бездымного пороха. Вернувшись в Россию, он разработал технологию производства вещества, который назвал пироколлодием.

Радиостанция революционного флота

В 1915 года на территории Новой Голландии была построена 25-киловаттная радиостанция Морского штаба, ставшая на тот момент самой мощной в России.

Во время революционных событий ей предстояло сыграть важную роль. Во время Октябрьского переворота она была захвачена большевиками. Именно она передала сообщение о смене власти в стране - падении Временного правительства.

9 ноября 1917 года в Новую Голландию прибыл Владимир Ленин, который передал написанное им воззвание «Радио всем», начинавшееся со слов «всем полковым, дивизионным, корпусным, армейским и другим комитетам, всем солдатам революционной армии и матросам революционного флота».

В воззвании говорилось о необходимости заключения мира с Германией

«Солдаты! Дело мира в наших руках. Вы не дадите контрреволюционным генералам сорвать великое дело мира... Пусть полки, стоящие на позициях, выбирают тотчас уполномоченных для формального вступления в переговоры о перемирии с неприятелем. Совет Народных Комиссаров дает вам право на это...», - говорилось в нем.

Радиостанция революционного флота в Новой Голландии просуществовала до 1924 года. Позже ее здания были превращены в склады.

На повестке дня любого крупного города стоит вопрос о переустройстве своего пространства. Да таким образом, чтобы не нарушался сложившийся облик, а для гостей и жителей от этих преобразований была только польза. Нашей редакции посчастливилось поближе познакомиться с примером подобного подхода к урбанизации – проекту острова Новая Голландия и побывать на открытии одного из его уникальных строений.

Курс на Новую Голландию

Утро субботы, 29 июля, выдалось на редкость «не петербургское», то есть ясное и солнечное. Не замечая этого удачного обстоятельства, центр города все еще спал. Что, однако, нельзя было сказать о районе, расположенном в стороне от Английской набережной и площади Труда. Как можно догадаться, речь идет об острове Новая Голландия, где в тот день открывалась «Бутылка». Нет, это не бар или ресторан, хотя без шампанского не обошлось. Но обо всем по порядку.

Новая Голландия – один из наиболее громких городских проектов последних лет. Думаю, многие помнят, с каким воодушевлением была воспринята новость о том, что заброшенный и печальный остров было решено привести в порядок. С еще большей радостью петербуржцы встретили долгожданное открытие Новой Голландии в конце прошлого лета. А теперь нам посчастливилось наблюдать то, как картину дополнил новый кусочек пазла.

При подходе к острову взгляд неизбежно падает на внушительные краснокирпичные здания, которые когда-то служили для нужд судостроителей Галерной верфи: в этих огромных складах сушили брёвна, из которых впоследствии рождались корабли. Кроме того, в конце XIX века здесь появился специальный бассейн для проведения опытов по непотопляемости морских судов.

Но я держу курс на одно из самых приметных зданий во всем комплексе – круглое, чем-то напоминающее Колизей. На самом деле, это бывшая морская тюрьма, она же арестантская башня, или попросту «Бутылка». Кстати, по одной из городских легенд, выражение «не лезь в бутылку» пошло как раз отсюда.

По иронии судьбы, июльским утром в «Бутылку» народ все-таки «полез» – в первую очередь представители СМИ, среди которых были и члены нашей редакции. Немного потолкавшись в очереди на вход, пройдя регистрацию и получив пресс-кит, мы ступили туда, куда пока еще не ступала нога кого-то, кроме строителей и реставраторов.

Внутри «Бутылки»

В уютном круглом дворе сразу бросается в глаза небольшая сцена – здесь теперь будут проходить камерные концерты, представления, кинопоказы и прочие события. Вдоль стен по кругу расположены террасы заведений, «поселившихся» на первом этаже здания. Идея такой организации пространства заключается в том, чтобы создать атмосферу городской торговой улицы, пусть и замкнутой. На одну из таких террас устремились и мы с главным редактором, где для журналистов был организован пресс-завтрак.

Расположившись под навесами террасы, кто с кофе, кто с бокалом игристого, мы стали понемногу знакомиться с презентуемым строением. Надо сказать, сразу же чувствуется тот правильный подход к урбанистическим проектам, свойственный пока что в большей степени европейским и американским городам. О чем я говорю: вот есть здание или целый комплекс объектов, которые представляют собой архитектурную ценность, но не выполняют своей первоначальной функции. Сносить их нельзя, а реставрировать – дорого, и не совсем понятно, для кого и чего они будут нужны. Поэтому авторы проекта Новой Голландии подошли к своему делу с позиции, укладывающейся в тренды современного урбанизма. А именно – в концепцию реорганизации пространства с точки зрения органичного приспособления существующих строений под актуальные нужды.

– Да, действительно. Мы хотим, чтобы арендаторы привлекали сюда людей. Работа моих коллег напоминает в этом смысле кураторскую – как кураторы подбирают художников, которые подходят музею. Мы не всех подряд приглашаем сюда. Все участвующие проекты как-то связаны со здоровьем, свежей местной едой, а на втором этаже проекты о моде – каждый в своей нише. Так что коллеги мои – молодцы! Сейчас в свободных помещениях на втором этаже идут выставки, благодаря нашим коллегам из «Гаража» (Музей современного искусства «Гараж» – прим. редакции).

– Мы видели, что пока 4-й этаж закрыт, но, судя по вывеске, там и будет находиться «Гараж»?

– Да, только там будет не филиал, а архив музея. Доступен ли он будет для публики, это вопрос к Антону Белову, руководителю музея «Гараж». Дело в том, что у «Гаража» есть самый большой архив по истории современного искусства в России. Они купили несколько архивов, их объединили, там есть фотографии, записи и пр.

– Они и магазин тут свой открыли, я видел.

– Да, да. В Москве – это самый хороший магазин по искусству. Теперь вот будет и здесь. Кстати, тут у них уже был филиал магазина, правда, совсем маленький.

– Расскажите, пожалуйста, еще про инвестиционную часть. Как вы считаете, насколько прибыльный этот проект?

– Опыт покажет (Смеется ).

– А какие-то прогнозы все-таки имеются, наверное?

– У нас концепция постоянно развивается, поэтому сказать прямо сейчас, какая выйдет окупаемость, мы не знаем. Мы живем на краю между коммерческим проектом и культурным. Сначала мы видели Новую Голландию как коммерческий проект, но со временем он становится все больше и больше культурным. Наша летняя программа, которая была три года подряд, показала, что такого формата в городе не хватает.

– Мы вас очень хорошо понимаем. Потому что сами достаточно молодое издание, и у нас огромное количество идей, которые постоянно приходят.

– Наверное, так: «Мы сначала хотели делать это, потом и это тоже интересно. О, давайте откроем новую рубрику»?

– Да, именно так у нас и происходит. Знаете, нашим читателям еще было бы интересно узнать немного о персоналиях. Если вы можете, расскажите немножко о себе и членах вашей команды. Кстати, вы очень хорошо говорите по-русски, у вас вообще нет грамматических ошибок и практически нет акцента.

– (Смеется… ) Спасибо. У меня бывают хорошие дни и плохие. Честное слово. Наверное, как у любого человека, который живет за границей и разговаривает на чужом языке. Бывает, я вообще ни одного слова не могу произнести, а бывает, говорю так, как будто я здесь родился.

Я сам из Вашингтона, живу в Москве уже 16 лет. До этого я жил в Алма-Ате 5 лет. Так что я уже довольно давно в постсоветском пространстве.

Я возглавил управление информационной политикой компании Millhouse, которой руководит Роман Аркадьевич Абрамович.

– То есть вы отвечаете за пиар?

– Да, я отвечаю за пиар, внешние связи. Поэтому я очень завязан на этом проекте, я участвовал во всех заседаниях тендера, участвовал с самого начала этого проекта, поэтому мне здесь все близко.

– А сколько вообще человек в вашей команде, я имею в виду руководство, идейная, так сказать, часть проекта?

– Тут задействованы совершенно разные отделы. Например, у нас есть еще фонд «АЙРИС», созданный Романом Абрамовичем и Дашей Жуковой. Они занимаются, как это сказать по-русски… «программинг». То есть они подбирают арендаторов, организуют все мероприятия на острове в рамках культурной программы. Причем это не просто ивент-менеджмент, а, скорее, работа над концепцией. Хотя от этого они скоро перейдут к менеджменту, ведь сейчас уже открыты «Кузня» и «Бутылка», будут открываться новые здания.

– Очень интересный у вас проект.

– А вы были раньше на острове?

– Да, конечно.

– Я сам первый раз здесь оказался в 2011 году. Здесь было кафе внутри, здания были закрыты и не отремонтированы. Но помню, как только я сюда зашел внутрь, я сразу подумал: «Сколько возможностей!» Такая же реакция была у Романа и Даши, когда они первый раз тут все увидели: склады, вон те здания, арку, это здание, в работе с которым сразу пришла идея преобразовать его в атриум на открытом воздухе. Можно сказать, что развитие проекта похоже на эволюцию: раньше вы приходили и видели неандертальца, а теперь тут Homo Sapiens. Смотрите-ка, научная аналогия, прямо для вас (Смеется… )

Попрощавшись с Джоном, мы направились к выходу из «Бутылки», которая уже наполнилась своими первыми посетителями-горожанами. Глядя на гуляющие здесь семьи, компании друзей и туристов, кажется, что авторы проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация» идут в правильном направлении и реализуют свою главную задачу, а именно – создать у людей ощущение, как будто остров таким всегда и был: зелёным, гостеприимным, с гармоничной программой публичных лекций, концертов и других мероприятий для ума и духа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вот если бы мы не побывали в Новой Голландии, то и не узнали бы, откуда пошло выражение-призыв «Не лезь в бутылку». Ибо бутылка - это не стеклянный сосуд, в который разлито горячительное, а так называлась тюрьма в этой самой Новой Голландии - «Бутылка».

Итак – Санкт-Петербург, зима, искусственный остров Новая Голландия. Пройти вокруг него - дело минут 20-30, всё зависит от вашей крейсерской скорости. На то, чтобы погулять по территории острова, времени уйдёт и того меньше. Пока Новая Голландия в Санкт-Петербурге работает в урезанном режиме - основная часть зданий на реставрации. В те же, что уже отремонтированы, можно и не попасть. Впрочем, кое-куда бдительные секьюрити и не пускают.



Начнём, пожалуй, с ограничений. Почему-то охранники старательно отгоняли посетителей от дома коменданта, не разрешая даже обойти его, чтобы сфотографировать набережную со стороны острова. «Проход закрыт», - вот и весь разговор. Причём этот кусочек острова явно не в аварийном состоянии, он старательно был утоптан более счастливыми посетителями, плюс к тому же и украшен огромными новогодними шарами. Есть версия, своя, доморощенная. В доме коменданта кто-то замутил корпоративчик и очень не хотел, чтобы простые смертные подсмотрели ненароком, как отмечают праздники в историческом здании.


Кстати, Питер ещё с советских времен был славен тем, что местные бонзы не стеснялись использовать музеи для своих увеселений. Кто-то рассказывал, как местный партруководитель Романов якобы устроил свадьбу дочери в Таврическом дворце. Известно про вечеринки нуворишей на «Авроре». Так что ничего удивительного в том, что кому-то мог приглянуться и дом коменданта. Новая Голландия нынче место престижное.


Собственно вся прогулка по острову – небольшой променад. Бывшая тюрьма «Бутылка» ещё на реставрации, здание обещают открыть в этом году. «Кузня» - первая постройка на острове, сохранилась со времён Петра I. Сегодня в этом здании клуб и ресторан.



Далее детская площадка и небольшие аттракционы, которые разместили в остове корабля. Все эти радости доступны посетителям только летом.


Сохранился опытовый бассейн, где в начале XX века испытывали модели первых подводных лодок и кораблей. Расположенный рядом каток не бесплатный, один сеанс до 15:30 стоит 100 рублей (с понедельника по четверг) и 350 рублей (в пятницу-воскресенье), до 17:00 - 250 рублей и 450 рублей соответственно. Льготы есть для школьников, студентов, пенсионеров, инвалидов и ветеранов ВОв, а детей младше 7 лет пускают покататься бесплатно. При этом в стоимость сеанса прокат коньков не входит - их можно взять в специальном павильоне. Там же люди переодеваются и оставляют свои вещи в камере хранения.




Все остальные объекты Новой Голландии сейчас находятся на реставрации. Доступ в знаменитые склады, где хранилась древесина для постройки кораблей, в настоящее время закрыт. Когда эти помещения откроют и что в них разместят, неизвестно.




В общем, на самом острове больше смотреть нечего. Зато он находится в самом центре города, и после прогулки по его набережным посидеть здесь - самое то. До Новой Голландии можно добраться на маршрутных такси К-6, К-62, К-124, К-169, К-186, К-187, К-306, К-350, троллейбусах №№5 и 22, автобусах №№3, 6, 22, 27, 70, 71 и 100, выйдя на остановке « Площадь труда» . Ближайшее метро - Адмиралтейская: идти неблизко, но зато путь пролегает по красивейшим улицам, .

Самый красивый вид на Новую Голландию, пожалуй, с набережной Мойки. Грандиозная арка, спроектированная архитектором Жаном-Батистом-Мишелем Валлен-Деламотом в XVIII веке, - до сих пор главное украшение острова.



Лучший вид с острова открывается на набережную Адмиралтейского канала. Пожалуй, именно набережные и водоёмы и придают истинно голландский вид этому уголку Санкт-Петербурга.