Буряк николай васильевич. Биография Буряк николай васильевич

Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, ныне село Первое Марьинского района Донецкой области (Украина), в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода им. В. И. Ленина. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Января 1942 года Лейтенант Н. В. Буряк в действующей армии. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника.

4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 105 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

* * *

Как и многие ребята того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в один из филиалов Донецкого (Сталинского) аэроклуба города Красногоровки, затем учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.

На фронт Николай Васильевич попал в Январе 1942 года. Ему, лётчику - истребителю, пришлось защищать с воздуха наши войска, сражавшиеся с немецко - фашистскими захватчиками на Керченском полуострове. В жарких воздушных боях над Крымом с превосходящими силами противника закалялась воля, совершенствовалось боевое мастерство Н. В. Буряка, рос его авторитет среди товарищей. Когда наши части оставили Керченский полуостров, Николая Васильевича в числе 11 лучших пилотов направили в помощь героическим защитникам Севастополя.

Обстановка там была крайне сложной. Базы снабжения горючим и боеприпасами находились далеко - в Новороссийске и Туапсе. К тому же в распоряжении нашей авиации был всего один аэродром на мысе Херсонес, который не только постоянно подвергался бомбардировочным ударам немецких самолётов, но и обстреливался артиллерией противника. Несмотря на все эти трудности советские лётчики поднимали машины в воздух и вступали в ожесточённые бои с вражеской авиацией.

На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала земля, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла покой и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжело гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.

Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл огонь. Безрезультатно. Но так как скорость "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага справа. Бортовой стрелок "Юнкерса" на этот раз чуть зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехотя накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятно, поднялось облако пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая победа!

Як-1Б Я. Н. Кутихина, 156-й ГвИАП, 1943 год.

Но вскоре ему пришлось пережить горечь поражения и вынести тяжёлое испытание...

5 Июня 1942 года группа из 6 Як-1, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с Херсонесского аэродрома. К месту расположения советских войск шла большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием 12 Ме-109. Шестёрка "Яков" смело бросилась навстречу этой воздушной армаде. Пара "Яков" во главе с ведущим ринулась на головной "Юнкерc".

Шедший сзади Буряк увидел, как самолёт командира полка сверху атаковали 2 "Мессера". Прибавив скорость, Николай Васильевич бросился наперерез вражеским истребителям и отсёк их пушечно - пулемётным огнём.

В это время 2 других Ме-109 зашли в хвост истребителю Буряка. Он успел их заметить в самый последний момент и попытался увернуться, но было уже поздно: трасса, выпущенная фашистским лётчиком, прошила правое крыло "Яка", как раз то место, где находились бензобаки. Самолёт мгновенно загорелся, пламя быстро достигло кабины лётчика. Поняв, что спасти машину уже невозможно, Буряк выбросился с парашютом. Озверевшие фашисты дважды атаковали спускавшегося на парашюте советского лётчика и ему только чудом удалось избежать гибели: пули не только не задели его, но и не повредили купол парашюта, который относило ветром всё дальше в море.

Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый пояс, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.

А вокруг волновалось море. Он грёб, пока не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная вода, как наждачная бумага, терла лицо. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это? Вдали послышался будто гул мотора. Галлюцинация? Нет, действительно к нему шёл катер. Сколько же он пробыл в воде? Посмотрел на циферблат - ровно 2 часа со времени приводнения.

Катер, маневрируя, осторожно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её схватить - скользкая, да и пальцы плохо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревно. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.

По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколько их было потом, на счету этого удивительно смелого и добродушного парня?!..

Уже в 20-х числах Июня, получив новый самолёт, Н. В. Буряк продолжал бои в небе родного Донбасса, под Ворошиловградом. Несколько дней лётная часть базировалась на том самом аэродроме, где в 1938 году Николай летал курсантом Ворошиловградской школы военных лётчиков. Он рассказывал товарищам, как, будучи слесарем Красногоровского паровозного депо, загорелся идеей стать лётчиком, поступил в Красногоровский филиал Сталинского аэроклуба, а вскоре стал военным лётчиком.

Потом были ожесточённые воздушные бои под Ростовом, Новочеркасском, в Сальских степях, на Северном Кавказе. И, наконец, участие в наступательных операциях под Воронежем и Белгородом, в боях по освобождению Харькова, Правобережной Украины и Молдавии...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Старшему лейтенанту Буряку Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1494).

Свой последний воздушный бой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сбил 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже после Дня Победы - в небе Чехословакии.

Всего же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 105 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 1 групповую победы лётчика. ]

К концу войны на груди заместителя командира 156-го Гвардейского истребительного авиаполка по лётной подготовке Гвардии майора Н. В. Буряка кроме ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" сияли 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и многие медали.

После войны отважный лётчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году окончил высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Жил в городе Коломна Московской области. Работал начальником отдела кадров автоколонны. Уйдя на заслуженный отдых, Генерал - майор авиации в отставке переехал в городе Краматорск Донецкой области Украины. Являлся членом Социал - демократической партии Украины (объединённой). Скончался в ночь на 27 Декабря 2006 года. Похоронен в Краматорске.

* * *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. В. Буряка:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 21.04.1942 г. 1 Ju-88 Керчь Як-1.
2 28.04.1942 г. 1 Ju-88 м. Казантип
3 09.05.1942 г. 1 Ме-109 юж. Сейтджейт
4 19.05.1942 г. 1 Ме-109 Керчь
5 1 Ме-109 (в группе - 1 / 5) Керчь
6 13.07.1942 г. 1 Ме-109 Криворожье
7 08.07.1943 г. 1 Ме-109 вост. окр. ст. Сажное
8 16.07.1943 г. 1 Ju-87 Казачье
9 25.07.1943 г. 1 Ме-109 Терновка - Шопино
10 09.08.1943 г. 1 Ме-109 Большие Проходы - Липцы
11 29.08.1943 г. 1 Hs-126 зап. Буды
12 16.10.1943 г. 1 Ju-87 зап. Попельнастое
13 22.07.1944 г. 1 Ме-109 сев - зап. Збойка
14 09.08.1944 г. 1 Ме-109 юж. Ожарув
15 14.09.1944 г. 1 Ме-109 вост. Змигруб - Стары

Всего сбитых самолётов - 14 + 1; боевых вылетов - 395; воздушных боёв - 105.

Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, ныне село Первое Марьинского района Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Января 1942 года. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Награждён орденами Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.

Как и многие ребята того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в один из филиалов Донецкого (Сталинского) аэроклуба города Красногоровки, затем учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.

На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала земля, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла покой и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжело гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.

Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл огонь. Безрезультатно. Но так как скорость "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага справа. Бортовой стрелок "Юнкерса" на этот раз чуть зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехот

я накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятно, поднялось облако пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая победа!

Но вскоре ему пришлось пережить горечь поражения и вынести тяжёлое испытание...

Группа, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с херсонесского аэродрома. Бомбардировщиков догнали, но встретились и с 12 "Мессерами". Сразу завязался бой. Через определённое время Николай увидел, как два Ме-109 зашли сзади пары командира и стали сокращать дистанцию для атаки.

Нужно немедленно предупредить командира об опасности! Но как это сделать? Радиостанции на его машине не было, пришлось изменить направление полёта своего самолёта и параллельно своей паре дать пулемётную очередь, может, заметят трассу. Так и сделал. Но в это время увидел себя, можно сказать, в кольце прицела вражеского истребителя. Получил несколько очередей в правое крыло, пары бензина воспламенились, и огонь перекинулся на кабину, ослепил лётчика. Николай расстегнул привязные ремни и резко отжал ручку управления от себя. Из кабины будто выбросили. Через несколько секунд взорвались бензобаки.

Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый пояс, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.

А вокруг волновалось море. Он грёб, пока не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная вода, как наждачная бумага, терла лицо. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это? Вдали послышался будто гул мотора. Галлюцинация? Нет, действительно к нему шёл катер. Сколько же он пробыл в воде Посмотрел на циферблат - ровно 2 часа со времени приводнения.

Катер, маневрируя, осторожно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её схватить - скользкая, да и пальцы плохо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревно. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.

По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколько их было потом, на счету этого удивительно смелого и добродушного парня?!..

Свой последний воздушный бой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сбил 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже после Дня Победы - в небе Чехословакии. Всего же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе. За это время освоил истребители И-16 и "Яки" различных типов.

У-Ф-Х Ц-Ч Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 15 января 1918 года в селе Желанное (Марьинский район Донецкой области Украины). Окончил 9 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

С января 1942 года лейтенант Н. В. Буряк в действующей армии. Воевал составе 247-го ИАП (5 февраля 1944 года преобразован в 156-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1, Як-7 и Як-9. Сражался на Крымском, Северо-Кавказском, Южном, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском, 1-м Украинском фронтах.

К сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, в 84 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1494).

К 9 мая 1945 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 156-го Гвардейского истребительного авиационного полка (12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии майор Н. В. Буряк совершил 395 боевых вылетов, провёл 105 воздушных боёв, в которых сбил лично 15 и в составе группы 1 самолёт противника. Последний боевой вылет совершил в небе Чехословакии.

После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1949 года - начальник лётной части, затем - начальник Тамбовского аэроклуба. С 1953 года - начальник лётной части Коломенского аэроклуба. С 1960 года Гвардии полковник Н. В. Буряк - в отставке. Жил в городе Коломна (Московская область). Работал начальником отдела кадров автоколонны. В конце 1980-х гг. переехал в город Краматорск (Донецкая область Украины). Умер 27 декабря 2006 года.

Награждён орденами: Ленина (04.02.1944), Красного Знамени (07.07.1942, 11.08.1943, 08.03.1945), Александра Невского (17.08.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (09.07.1943), Красной Звезды; медалями.


* * *
Список известных воздушных побед Н. В. Буряка:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
21.04.1942 1 Ю-88 Керчь Як-1
28.04.1942 1 Ю-88 мыс Казантип
09.05.1942 1 Ме-109 южнее Сейтджейт
19.05.1942 1 Ме-109 Керчь
1 Ме-109 (в гр. 1/5)
13.07.1942 1 Ме-109 Криворожье
08.07.1943 1 Ме-109 восточная окраина Сажное
16.07.1943 2 Ю-87 Казачье
25.07.1943 1 Ме-109 Терновка - Шопино
09.08.1943 1 Ме-109 Большие Проходы - Липцы
29.08.1943 1 Хш-126 западнее Буды
16.10.1943 1 Ю-87 западнее Попельнастое
22.07.1944 1 Ме-109 северо-западнее Збойка Як-1, Як-9.
09.08.1944 1 Ме-109 южнее Ожарув
14.09.1944 1 Ме-109 восточнее Змигруб-Стары

Всего сбитых самолётов - 15 + 1; боевых вылетов - 395; воздушных боёв - 105.

Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, ныне село Первое Марьинского района Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Января 1942 года. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Награждён орденами Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.

Как и многие ребята того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в один из филиалов Донецкого (Сталинского) аэроклуба города Красногоровки, затем учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.

На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала земля, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла покой и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжело гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.

Лучшие дня

Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл огонь. Безрезультатно. Но так как скорость "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага справа. Бортовой стрелок "Юнкерса" на этот раз чуть зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехотя накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятно, поднялось облако пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая победа!

Но вскоре ему пришлось пережить горечь поражения и вынести тяжёлое испытание...

Группа, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с херсонесского аэродрома. Бомбардировщиков догнали, но встретились и с 12 "Мессерами". Сразу завязался бой. Через определённое время Николай увидел, как два Ме-109 зашли сзади пары командира и стали сокращать дистанцию для атаки.

Нужно немедленно предупредить командира об опасности! Но как это сделать? Радиостанции на его машине не было, пришлось изменить направление полёта своего самолёта и параллельно своей паре дать пулемётную очередь, может, заметят трассу. Так и сделал. Но в это время увидел себя, можно сказать, в кольце прицела вражеского истребителя. Получил несколько очередей в правое крыло, пары бензина воспламенились, и огонь перекинулся на кабину, ослепил лётчика. Николай расстегнул привязные ремни и резко отжал ручку управления от себя. Из кабины будто выбросили. Через несколько секунд взорвались бензобаки.

Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый пояс, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.

А вокруг волновалось море. Он грёб, пока не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная вода, как наждачная бумага, терла лицо. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это? Вдали послышался будто гул мотора. Галлюцинация? Нет, действительно к нему шёл катер. Сколько же он пробыл в воде Посмотрел на циферблат - ровно 2 часа со времени приводнения.

Катер, маневрируя, осторожно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её схватить - скользкая, да и пальцы плохо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревно. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.

По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколько их было потом, на счету этого удивительно смелого и добродушного парня?!..

Свой последний воздушный бой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сбил 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже после Дня Победы - в небе Чехословакии. Всего же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе. За это время освоил истребители И-16 и "Яки" различных типов.