Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
- Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
- Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
- Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
- Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
- Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.
- Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
- Развивать внимание, память, мышление, моторику.
- Предупреждать переутомление детей.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.
Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.
Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».
Ход НОД
Организационный момент
Психогимнастика
— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
Сообщение темы занятия.
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Характеристика звука.
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…
— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
— горлышко «молчит».
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Развитие фонематического восприятия.
— Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Упражнение «Пропой песенки».
Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].
Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.
Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….
Игра «Замени первый звук» в слове на звук [ х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.
Произнесение «Х» в словах.
— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
— В каком месте слова слышится звук [х]?
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
— Какая картинка здесь лишняя? (утка)
— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?
Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
— А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.
На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).
— У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.
Физминутка.
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Знакомство с буквой «Х».
— На что похожа буква «Х»?
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.
Ниткопись буквы «Х».
Звуковой анализ слов.
Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».
(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
Муха – мухи, пихта – пихты.
Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие»)
Муха летит. Пихта растёт.
Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».
Составим слова из букв.
(Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.
1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.
Игра «Живые буквы».
Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.
Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
Упражнение «Подарки для Хрюши».
(С опорой на картинки).
— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)
Итог занятия.
Коррекционно-развивающие задачи.
Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).
Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.
Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.
Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.
Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
Продолжать учить писать зрительные диктанты.
Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:
баман — панам — банан — банам;
ваван — даван — диван — ванан;
альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;
витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.
Задание 2 . Знакомство с предлогом под.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:
— договорить предложения:
Лампа висит над... Ручка упала под...
— выбрать нужный предлог:
Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;
— исправить ошибку:
Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;
— составить предложения из заданных слов:
Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;
— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.
Задание 3 . Знакомство со звуком [X].
Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?
светло — темно, жарко — ...(холодно).
хлеб, холодно, хоккей, ходули.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:
губки и зубки свободны;
кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;
горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит: XXX... .
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 4 . Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:
х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..
Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:
ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...
Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.
пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:
хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.
Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:
Не вкусно без соли,
Не сытно без... (хлеба)
Легкий, а не пух,
Мягкий, а не мех,
Белый, а не снег,
Но оденет всех. (Хлопок)
Назвать последний звук в слове:
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем,
Посадили зернышко,
Выросло солнышко. (Подсолнух)
Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.
Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.
Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].
Задание 13 . Выучить чистоговорки:
Ха-ха-ха — испугали петуха.
Ху-ху-ху — ели мы уху.
Их-их-их — ветерок затих.
Ох-ох-ох — зеленый мох.
Задание 14. Знакомство со звуком .
Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...
Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:
хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.
Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).
хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...
Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:
хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.
Задание 18 . Выучить чисто говорку:
Хи-хи-хи — в поле пели петухи.
Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:
муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.
Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:
хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).
Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)
молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.
Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
Задание 20 . Знакомство с буквой X.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо — хвастаться и хныкать.
О. Гофман
На что похожа буква X?
Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.
Игры с буквой.
Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.
Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:
уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
муха — мухи; хата — хатка — хатки.
Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:
У Хомы хата.
Урок построен в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями учащихся. Он пробуждается чувства и размышления младших школьников о ценностном отношении к хлебу через разнообразные методические формы, включение детей в игру, упражнения, чтение.
Воспитательная канва направлена на актуализацию творческого мышления, обоснованного рассуждениями о нравственной проблеме бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда, традициях русского народа. Урок воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х"], буквы Х х.
Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], , и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.
Задачи:
1. Предметные результаты:
создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], , соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:
продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности; продолжить формирование интереса к новому учебному материалу, учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; искать нужную информацию в Азбуке; продолжать учить строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.
3. Здоровьесберегающие :
С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей
Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.
1. Организационный момент.
Слайд 1.
Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)
Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.
2.Повторение изученного.
Слайд 2.
На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?
«Песнезнайка!»
Слайд 3.
Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».
3. Подготовка к объяснению нового материала
Слайд 4.
1) Дыхательная гимнастика
Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:
А И У Н
А теперь коротко и отрывисто:
ыыыы кккк уууу
4. Работа с новым материалом
На партах у детей лежат квадратные листочки.
Слайд 5.
– Выполните указания.
Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!
Какую букву будем изучать?
Какова тема урока?
Слайд 6.
Пропечатаем эту букву на доске.
-Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.
Слайд 7.
Назовите слова.
Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)
Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.
Слайд 8.
Откройте "Азбуку" на стр.91 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х"]
Игра «Третье лишне».
Прочитайте слоги.
Какой слог лишний?
Почему? (хи, звук мягкий)
Чтение столбиков слов.
Прочитайте первый столбик слов.
Что общего?
Работа в парах.
Поработайте в парах. Какое слово лишнее? Покажите условный сигнал.
Прочитайте второй столбик слов. Что общего?
В какой части слова встречается буква х?
Поработайте в парах. Разделите слова на группы. Покажите условный сигнал.
По какому признаку делили слова а группы?
Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!
- Физкультминутка с фонематической разминкой.
Слайд 9.
Вы, наверное, устали,
И теперь все дружно встали.
Следите глазами за предметами.
Продолжение работы.
Слайд 10.
Хитрый худенький Хорек
В городе открыл ларек.
Хоть реви, Хорек, хоть плачь –
Вдруг в ларек ворвался мяч!
– О-хо-хо да о-ха-ха! –
Раздается у ларька.
– Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? Вам поможет иллюстрация на с.91 (Ответы детей.)
Слайд 11.
– Каким может быть хлеб? (Свежим, душистым, хрустящим, теплым и т. д.).
Слайд 12.
Первичное чтение текста о хлебе учителем и анализ.
О чем текст?
Как ласково называют хлеб?
Слайд 13.
Не одно важное событие с приглашением гостей не обходится без душистого каравая.
В нашу страну, в город Сочи, приехало много гостей с разных стран мира.
С каким важным событием связан их приезд?
Как будут встречать почетных гостей Олимпийских игр?
Слайд 14.
Это традиция русского народа, потому, что хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.
Представьте, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай!
Повторное чтение текста учащимися.
Какие пословицы встретились в тексте? Найдите и прочитайте их.
Слайд 15.
«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА! »
– Как вы понимаете эту пословицу?
Выслушиваются ответы. (без хлеба пища кажется не такая вкусная, если есть хлеб- уже праздник.)
« Кто пахал, не ленился, у того и хлеб родился .»
Как вы понимаете эту пословицу?
(Он не падает с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.)
В народе есть еще много пословиц о хлебе. Прочитайте их:
Слайд 16.
- Не будет хлеба, не будет обеда
- Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
- Горька работа, да хлеб сладок.
К онспект НОД по теме: « Звуки Х/Хь.Буква Х. »
Цель : Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].
Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).
Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])
Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».
Корррекционно- развивающие:
Развитие фонематического слуха.
Расширение и уточнение словаря детей.
Развитие ВПФ (внимания, памяти).
Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).
Развитие мелкой моторики и осязания.
Коррекциооно- воспитательные:
Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.
Оборудование :
Предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х - хлопушка, хомяк,петух, подсолнух, хлеб; Х` - хек, хирург, хижина…; зеркала 9х12см на каждого ребенка; Два гномика (синий и зеленый) для обозначения согласных звуков, индивидуальные звуко - слоговые пеналы, квадратики синего и зеленого цвета, изображение буквы Х, счетные палочки для каждого ребенка
Ход занятия:
1.Организационный момент. Приветствие с гостями.
2.Сообщение темы занятия.
Сегодня я вас познакомлю с новым звуком, а с каким вы догадайтесь сами. Отгадывание загадок.
После ответа, на загадку на доске появляется картинка.
Мягкий, пышный, вкусный, свежий с хрустящей корочкой. (Хлеб)
С красным гребешком, зерно клюет, по утрам голосисто поет. (Петух)
Хлоп — и конфета
Стреляет как пушка!
Каждому ясно: это.... (Хлопушка)
Посадили зернышко, выросло солнышко (Подсолнух)
Отгадай легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)
Давайте еще раз назовем все отгадки.
Ответы детей.
- 3. Основная часть.
Определение звука Х в словах: ХЛЕБ, ХЛОПУШКА какой звук стоит в начале слова? ПЕТУХ, ПОДСОЛНУХ в конце?
Как вы думаете с каким звуком я вас познакомлю?
Со звуком Х.
Правильно. Для правильного произношения мы должны размять наш язычок и выполнить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Возьмите свои зеркала. «Заборчик», «Трубочка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье».
Молодцы! Отложите зеркала в сторону.
Послушайте характеристику для звука Х:
Звук «Х»- согласный, мы его пропеть не можем, он глухой, мы его обозначаем синим цветом. (Синий гномик). У звука «Х» есть младший братец это звук «Хь» - согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом. (Зеленый гномик).
Развитие фонематических процессов. А сейчас посмотрите у каждого из вас есть два квадратика синий и зеленый, я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы должны определить какой звук в этом слове Х или Хь, и поднять нужный квадратик. Х- синий, Хь- зеленый.
Х-Хь-Х-Х-Хь-Хь-…
ХА-ХИ-ХО-ХЕ-ХИ-ХА-ХА-ХЯ-…
ХОР-ПУХ-ХИТРЫЙ-ХОЬЯК-ПЕТУХ-…
Храбрый, Хижина, хурма, хомяк, хитрый, хор, хирург, горох, хищник.
Молодцы! Продолжаем с вами тренировать наши ушки.
Будьте внимательны и повторите за мной:
ХА-ХО-ХУ АХ-ОХ-АХ ХИ-ХЕ-ХИ
ХО-ХА-ХА УХ-ИХ-АХ ХЯ-ХЯ-ХИ
ХУ-ХЫ-ХА АХ-УХ-ИХ ХЕ-ХИ-ХИ
ХЫ-ХЭ-ХА ЕХ-АХ-ИХ ХЯ-ХЯ-ХЮ
Звуко-слоговой анализ слогов и слов: Возьмите звуковые пеналы. Сейчас каждый из вас самостоятельно попробует выложить слоги и слова, а потом мы сверим с доской.
ХА ИХ ХИ ПУХ ХОП
4.Физкультминутка Хомка-хомка, хомячок
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)
- Работа с индивидуальными картинками . Игра «Паровозик».
У каждого из вас на краю стола лежит картинка,пододвиньте ее к себе и переверните. Вам нужно будет определить какой звук в этом слове Х или Хь и определить его место в слове.
Давайте вспомним, что такое звуки и чем они отличаются от букв? Звуки это то, что мы слышим и произносим. А буквы мы видем и пишем. Верно!
- 6. Знакомство с буквой Х.
А сейчас я познакомлю вас с буквой Х.
Это буква «Х». Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] - согласный, твердый глухой и [Х`] - согласный, мягкий, глухой.
С помощью счетных палочек выложите букву Х. А сейчас нарисуем ее в воздухе. Молодцы!
- Итог :
С какими звуками мы сегодня познакомились? Сегодня на занятии мы познакомились со звуками Х и Хь. Чем они отличаются друг от друга?
Звук Х- твердый согласный, а звук Хь- мягкий. Давайте вспомним лова со звуками Х-Хь.
Молодцы! Занятие окончено, отдыхайте.
Артюхова Ольга Петровна
учитель начальных классов
МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники
Урок обучения грамоте для глубоко – умственно отсталых детей
Тема: Звук и буква Х
Цель:
знакомство со звуком и буквой Х.
учить находить звук и выделять его в слове
развивать навык чтения, фонематический слух
Ход урока:
Орг. момент
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадки.
Будем все внимательны,
Послушны и старательны.
Сегодня у нас урок чтения, давайте подготовимся к чтению букв, слогов, произношению звуков. Сели ровно, расслабились, руки положили на коленки.
Артикуляционная гимнастика (с использованием дыхательной гимнастики).
II. Повторение
Ребята, на парте у вас лежат уже знакомые вам буквы. Давайте вспомним буквы и звуки, с которыми мы уже познакомились.
Дети поют гласные звуки (по ленте букв). Согласные звуки.
Повторение букв, чтение слогов, слов.
III. Формирование новых знаний. Выделение звука [х ].
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.
– Назовите звук, с которого начинаются слова: хлеб, холодильник, хобот, халат.
Звук [Х]. Давайте произнесем. Такой звук мы произносим, когда греем руки.
При произношении звука язык делает «горку», произносим звук коротко.
Дайте характеристику этому звуку.
[Х] - это согласный, глухой звук. Каким цветом обозначается этот звук?
Знакомство с буквой Х (образец на доске). Проживание буквы.
Согласный звук [х] обозначаются буквой Х . (Учитель показывает букву Х)
Стихи, посвященные “Х”:
На что похожа “Х х”?
“Х” все ходит, ходит, ходит.
Места, что ли, не находит?
А кто мне скажет на что она похожа ? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)
Ха – на ножницы похожа
Но в работе, а не лёжа.
Хочешь порешь, хочешь – шьёшь,
Хочешь – сам себя стрижёшь.
Из каких элементов состоит буква Х? (из 2-х палочек)
Давайте, найдем эту букву в алфавите.
Х – у этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. Она спряталась в наш рисунок.
(Дети показывают, где спряталась буква. Учитель красным мелом обводит букву Х.
Учитель:
Давайте покажем букву Х (Переплетают руки над головой, образуют букву Х).
Закрепление материала.
Выкладывание буквы Х из фасоли.
Учитель:
У вас на столах плоды фасоли. Давайте выложим букву Х из фасолинок.
Физминутка «Хомка»
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает -
Щечки моет, спинку трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять -
Хомка хочет сильным стать!
Письмо буквы Х.
Давайте посмотрим, как будем писать эту букву.
Учитель:
Вот сплелись два колоска,
Получилась буква Ха.
(Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы Х. Наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево).
А теперь пора в тетрадь
Букву Ха нам написать.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я, друзья, от Вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Учитель еще раз показывает на рисунке букву Х цветными мелками).
Учитель:
Написали аккуратно,
Всем в тетрадь смотреть приятно.
Итог урока.
Чему учились на уроке?
С каким звуком познакомились?
Какой буквой обозначается этот звук?
Прозвенел звонок с урока.
Поиграть пришла пора,
Что узнали на уроке –
Не забудем никогда.
Список литературы:
Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 294 с.
Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно-шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с
Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 74 с.