Бухарин николай иванович краткая биография. Политэкономические взгляды Бухарина

27 сентября (9 октября) 1888 - Москва, 15 марта 1938] - русский философ, политический деятель, экономист. Учился в Московском университете на экономическом отделении юридического факультета. Был активным членом большевистской партии, занимая в ней лидирующие позиции (член Политбюро ЦК партии в 1924-29). В 1929 избран академиком АН СССР, в 1934-36 возглавлял Институт истории естественных наук и техники, инициатор создания журнала «Сорена» («Социалистическая реконструкция и наука»). В 1937 арестован, в 1938 расстрелян, в 1977 реабилитирован. Оценка философского творчества Бухарина неоднозначна. Так, Д. Лукач, А. Грамши рассматривают его социально-философскую концепцию как выражение экономического детерминизма марксистского толка; другие (С. Коэн, А. Майер) характеризуют ее как теоретическую новацию большевизма. В своей наиболее известной социально-философской работе, посвященной анализу исторического материализма, Бухарин рассматривал его не как идеологию партии, но как научную теорию, продуцирующую социальное знание на уровне мировых традиций («Теория исторического материализма». М., 1921). Бухарина считают (напр., И. Сталин) создателем «нэповской философии», основаннной на его «теории равновесия». В последней некоторые исследователи его жизни и творчества видят инструмент социального анализа современности и метод решения проблем модернизации стран третьего мира. В своем последнем труде, написанном на Лубянке,-«Философские арабески (диалектические очерки)» Бухарин развивает ряд новых тем (практика и способы освоения действительности, техника и технология, критика расовой идеологии фашизма и др.), оставаясь приверженцем ленинизма.

Соч.; Теория исторического материализма. М., 1921; Дарвинизм и марксизм. М-, 1932; Иэбр. произв. М., 1990; Философские арабески (диалектические очерки).-«ВФ», 1993, № 6.

Лит.: Бухарин И. И. Человек, политик, ученый. М.. 1989; Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М., 1992; Haynes M. Nikolai Bukharin and the transition from capitalism to socialism. L., 1985.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БУХАРИН Николай Иванович

27.09(9.10). 1888, Москва - 15.03. 1938) - политический деятель, экономист, философ. Учился в Московском ун-те на экономическом отд. юридического ф-та. В 1911 г. был арестован и сослан. В эмиграции, разделяя позиции большевиков, принимал активное участие в революционном движении. После Февральской революции 1917 г. вернулся на родину. С кон. 1917 по 1929 г. - ответственный редактор газ. "Правда". В 1924 г. избран членом Политбюро, занимал руководящие посты в ЦК, ЦИК СССР, Исполкоме Коминтерна, став в 1926 г. его председателем. Работал в Ин-те красной профессуры, Коммунистической академии, Ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1929 г. - академик АН СССР. В 1934-1936 гг. в ВСНХ, возглавлял Ин-т истории естественных наук и техники, участвовал в издании журн. "Сорена" ("Социалистическая реконструкция и наука"), созданного по его инициативе. Был обвинен в контрреволюционной деятельности, исключен из ВКЩб). В 1937 г. арестован, в марте 1938 г. приговорен к расстрелу. В 1988 г. реабилитирован. Мировоззренческие ориентиры Б. сформировались уже в гимназические годы. От увлечения идеями Писарева он переходит к марксизму, привлекавшему его "необычайной логической стройностью" концепции (см.: Бухарин Н. И. Избр. труды. Л., 1988. С. 9). Первые теоретические работы посвящены экономической проблематике ("Политическая экономия рантье" (1914); "Мировое хозяйство и империализм" (1915); "К теории империалистического государства" (1915) и др.), в к-рых представлена концепция империализма и его политики, рассматриваются перспективы социалистической революции. После революции 1917 г., разделяя представления об экономической и политической отсталости России, он апеллировал к идее мировой социалистической революции. Идеология "военного коммунизма" нашла свое воплощение в написанной совместно с Е. Преображенским кн. "Азбука коммунизма" (1920). В "Экономике переходного периода" (1920), в вопросе о возможном построении социализма, Б. отошел от традиционного марксистского понятия о социализме, вырастающем в недрах капитализма, и, т. обр., приспособил теорию Маркса к условиям отсталой России; основу такого построения он видел в процессе планомерной и организованной работы пролетариата, а ядром этой работы в тот период считал революционное насилие, принуждение как метод выработки коммунистического человечества из человеческого материала совр. эпохи. Наиболее известной социально-философской работой Б. является "Теория исторического материализма" (1921). Исторический материализм рассматривался им как научная теория, продуцирующая социальное знание. Систематизируя его осн. категории, Б. ввел новые для ортодоксального марксизма трактовки отношения между природой и об-вом как главной детерминанте общественной эволюции в целом, производительных сил, экономического базиса, надстройки и их взаимовлияния. Он разграничивает понятия "надстройка" и "идеология", отождествлявшиеся большинством марксистов тех лет; исследовал многообразие опосредовании базисных отношений надстроечными; ввел понятие материальной культуры. Мн. положения труда Б. (понимание "механического" и "органического", характеристика диалектического метода на основе теории равновесия и др.) стали предметом философских дискуссий 20-х гг. После 1917 г. возрос интерес Б. к философским основаниям поднимаемых им экономических, политических, организационных проблем. Во многом это было связано с выявлением теоретической самобытности ленинизма, марксизма в целом. Б. не принял распространившихся в 20-е гг. версий ни об исключительно политической ориентации ленинского творчества, противопоставлявших Ленина - теоретика Ленину - практику, ни об отождествлении ленинизма и марксизма. Для него Ленин был мыслителем, но "значение Ленина как своеобразного мыслителя крупнейшей интеллектуальной силы, и притом интеллектуальной силы нового типа, только еще появляющегося в истории, далеко не ясно" (Бухарин Н. И. Ленин как тип мыслителя // Правда. 1926. 23 апр.). Политические и идеологические симпатии Б. определяли и его теоретическую эволюцию. В партийной публицистике сер. 20-х гг. Б. формулирует альтернативу курсу социалистического строительства, предложенного Троцким, выступая против тотального политического принуждения к социализму. Он подчеркивал значение экономических методов в управлении хозяйственными процессами, рассматривал кооперацию как прообраз социалистической экономики, отмечал роль научно-технического прогресса в укреплении социалистических форм хозяйствования. Б. не снимал лозунга классовой борьбы, но требовал уходить от военно-политических ее форм, переходить к мирно-хозяйственным. В последние годы интерес Б. сосредоточился на вопросах организации науки, истории науки, на технике и культуре. Оценка философского творчества Б. неоднозначна. Одни исследователи, начиная с Д. Лукача, К. Корша, А. Грамши, рассматривают его социально-философскую концепцию как апологетику объективизма, механицизма, экономического детерминизма марксистского толка. Другие (С. Коэн, А. Майер, К. Тарбак, У. Штер) характеризуют ее как теоретическое развитие, вклад большевизма, одно из последних проявлений плюрализма рус. марксистской мысли. Формулируя свое отношение к марксизму, Б. исходил из того, что "марксизм есть классовая идеология... революционное учение" (Учение Маркса и его историческое значение /у Избр. труды. Л., 1988. С. 120, 121). В социологическом плане марксизм есть идеология революционного пролетариата эпохи капитализма; логически марксизм есть научная система, "научное мировоззрение, научная практика" (Там же. С. 126). Применительно к анализу об-ва важнейшим научным его принципом Б. считал принцип равновесия, системности, целостности. Осн. общая закономерность - это стремление систем к равновесию, под к-рым понималось, во-первых, соответствие элементов системы друг другу, во-вторых, соответствие системы окружающей внешней среде. Нарушение внутреннего или внешнего равновесия восстанавливается на прежнем уровне (достигается "устойчивое равновесие") или на новом уровне, выше или ниже предыдущего (прогресс или регресс), тогда речь идет о "подвижном равновесии". Об-во - это открытая развивающаяся система, обменивающаяся материей и энергией с внешней средой - природой и, следовательно, находящаяся в подвижном равновесии. "Оно устанавливается и тотчас нарушается, вновь устанавливается на новой основе и снова нарушается и т. д." (Теория исторического материализма. М., 1921. С. 75). Об-во прогрессирует, когда обмен с природой осуществляется в его пользу, оно как бы "всасывает" энергию, накопленную в природе. Этот неэквивалентный обмен, идущий через нарушение и восстановление равновесия между об-вом и природой, есть не что иное, как развитие производительных сил, лежащее в основе об-ва в целом. С помощью нек-рых общенаучных категорий (причинность, система, равновесие) Б. стремился, с одной стороны, обосновать собственно материалистическую сторону истмата (первичность экономики, общественного производства, производительных сил), с другой - прояснить его динамические механизмы, показать характер общественной эволюции. Понятие равновесия в смысле соответствия, пропорциональности первично, с его т. зр., по отношению к понятию противоречия, поскольку противоречие - это нарушение равновесия внутри или вне системы. Б. рассматривал исторический материализм как тождественный социологической теории. В его обосновании структуры об-ва, социального детерминизма, соотношения материальных и идеальных факторов общественной эволюции присутствует аргументация ведущих немарксистских социологов - Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Михельса, Э. Парето (см.: Сорокин о Бухарине // Социологические исследования. 1988. № 6). Это и позволило ему дать анализ об-ва, по сути дела, с позиций системно-функционального анализа. Об-во "есть наиболее широкая система взаимодействующих людей, обнимающая все длительные их взаимодействия и опирающаяся на их трудовую связь". Основная "общественная связь - связь людей в производстве. Самой широкой общностью людей является мировое хозяйство" (Теория исторического материализма. С. 95, 100). Понятие "общественно-экономическая формация" Б. не употребляет. Он говорит о социальных системах, общественных формах. Развитие общественных форм - капитализма, феодализма и др. он рассматривает как "ряд звеньев в общей цепочке, задетых и с одного, и с другого конца" (Там же. С. 72).

Существующий тогда в стране строй представлялся ему самостоятельной общественной формой, занимающей положение звена между капитализмом и социализмом. Отсюда и возникает идея "врастания" этого строя в будущую общественную систему - социализм. Структуру об-ва Б. рассматривал как отношение людей к природе (производительные силы), отношения их друг к другу (производственные отношения и др. общественные связи), общественное сознание. "Общество не могло бы существовать, если бы строй вещей, строй людей и строй идей не соответствовали друг другу" (Там же. С. 148). Нарушение равновесия между этими компонентами определяет в конечном счете движение любой общественной системы. Одной из главных проблем творчества Б. являлась проблема науки как рационального знания объективных законов. Такой характер науки проистекал из понимания им причинности. В плане причинного объяснения наука об об-ве не отличается принципиально от наук о природе. Идея всеобщности исторической необходимости доминирует в социально-философском творчестве Б., сближая его взгляды со сторонниками экономического детерминизма. Но примат практики являлся исходным в его миросозерцании. Для него "проблема внешнего мира" являлась "проблемой его преобразования" (Теория и практика исторического материализма. М.; Л., 1931. С. 8), тогда как проблема познания выступает как интегральная часть проблемы преобразования мира. Б. выступал против абсолютизации логического мышления, он считал совершенно "неверным рассечение, абсолютное, механическое, так называемой духовной жизни на замкнутые сферы чувств и интеллекта, или сознательного и бессознательного, или непосредственно чувственного и логического. Это не отдельные моменты абстрактных категорий. Это - диалектические величины, составляющие единство" (Поэзия, поэтика и задачи поэтического творчества в СССР. М., 1934. С. 11). Мышление в образах - необходимый компонент духовного познания мира. Результатом является не "научное отражение действительности, а чувственно-обобщенная картина феноменологического ряда, не сущности, а явления" (Там же. С. 12). Говоря о вкладе Б. в социальную теорию, называют своеобразную "нэповскую философию" (Коэн С. Бухарин: политическая биография. М., 1989. С. 385), основанием к-рой явилась теория равновесия. Равновесие предполагает социальную гармонию, стабильность, гражданский мир в отличие от ортодоксального большевизма, ориентированного якобы на обострение классовых антагонизмов, на ликвидацию непролетарских слоев. Теория равновесия создала основу для концептуального осмысления социальных изменений в мире 20-30-х гг. XX в. На ее основе разработаны бухаринские версии теории империализма, теории революции и теории модернизации об-ва. Она стала бухаринской платформой в его спорах с левой оппозицией, а затем со Сталиным по вопросам возможности сбалансированного, пропорционального экономического развития советского об-ва. Сегодня бухаринская теория равновесия рассматривается мн. его исследователями как инструмент социального анализа современности, как метод для решения проблем модернизации стран "третьего мира".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вскоре после окончания гражданской войны партии большевиков потребовался человек, способный обосновать ее ведущие позиции, сформулировать государственную идеологию, придать марксистко-ленинской теории экономическую, созидательную составляющую. А также объяснить широким народным массам, что и как им теперь делать. Лучшей кандидатуры на эту роль, чем Николай Бухарин, и придумать было нельзя. Прирожденный оратор, харизматическая натура.

Биография и деятельность Николая Бухарина

Он родился 28 сентября 1888 года (по старому стилю) в Москве. Отец – учитель начальной школы, мать – тоже учительница. Его воспитывали в обычном интеллигентском духе. В четыре года ребенок уже умел читать и писать. У юного Николая было много увлечений – например, он собирал коллекцию бабочек, держал птиц, рисовал. Словом, всё шло к тому, чтобы из него получился в будущем прекрасный исследователь. Однако эти увлечения останутся лишь хобби.

В 1893 году семья переезжает в Кишинев. Отец получил место податного инспектора. Взятки не брал и система ему этого не простила. Работу отец семейства вскоре потерял и, даже вернувшись в Москву, не сразу ее нашел. Семья начала бедствовать. Нередко приходилось собирать кости и бутылки, продавая их по 2-3 копейки. Этого Николай Бухарин не забудет никогда.

Учеба давалась ему легко. Сказывается рано привитая отцом любовь к чтению. В 1901 году он окончил школу первым учеником. Бурное нарастание революционного движения в России застает Николая в гимназии. Там же появляются кружки различных политических партий. К окончанию гимназии Бухарин становится убежденны сторонником марксисткой теории. Она привлекает его необычайной логической стройностью.

Бухарин принимает марксизм как религию, как абсолютную истину. В 1906 году он вступает в ряды большевиков. Царская охранка знает его под кличкой «Сладкий». Он дружит с Ильей Эренбургом и Максимом Горьким. Из ссылки он бежит в Германию. Начинается эмигрантский период его биографии. Период стал очень плодотворным. Бухарин посещает лекции видных западных экономистов, изучает языки, пишет первые значимые работы.

Его открытое лицо, сияющие глаза, неистощимый юмор и жизнелюбие привлекали даже оппонентов. Им он напоминал святого, а отнюдь не пламенного революционера. Однако он умел быть и жестким, отстаивая свои взгляды публично. В сентябре 1912 года Бухарин знакомится с Лениным. Их отношения стали одновременно самыми бурными и трогательными внутри большевистской партии. Ленин ласково называл однопартийца «Бухарчиком» и «любимцем партии».

Последние месяцы эмиграции Бухарин провел в Америке, где редактировал социалистическую газету «Новый мир». В мае 1917 года Бухарин в Москве. В первые месяцы Советской власти он занимает ведущие посты в области народного хозяйства. С декабря 1917 года он – главный редактор газеты «Правда». Ленин и Бухарин единодушно разогнали Учредительное собрание, после того как с треском провалились там на выборах.

После смерти Ленина Бухарин занял сторону Сталина в борьбе с Зиновьевым и Каменевым, руководил высылкой из страны Троцкого, объявил начало борьбы с «есенинщиной», всячески поддерживал коллективизацию, хотя и был против того, чтобы трогать богатых крестьян. Бухарин принимал самое активное участие в создании III Интернационала. Он пользуется поддержкой пролетарских интеллектуалов, будущей красной профессуры.

К концу 30-х гг. Бухарин глубоко разочарован в Сталине, пытается создать ядро оппозиции против его единоличной диктатуры, однако как лидер никуда не годится: он умен, но недальновиден, честен и слабохарактерен. В 1929 году Николая Ивановича снимают со всех постов, выводят из состава Политбюро и нещадно прорабатывают в официальной печати. Он морально сломлен, вынужден публично каяться. Однако затем тиски несколько ослабли: с 1934 года Бухарин возглавил газету «Известия» и вдохнул в это издание новую жизнь.

Сталин выпускает его за границу, в Германию, выкупать архив немецкой социал-демократической партии, в частности бумаги . Расчет был, видимо, двояким: либо Бухарин перейдет на положение невозвращенца, либо вскоре контакты с иностранными деятелями ему можно будет поставить в вину и обвинить в шпионаже против Советской власти. Однако Николай Иванович вернулся, хотя уже понимал, что на собственную погибель. Затем Бухарин пишет текст первой советской Конституции. Больше Сталину он не нужен.

Арест в феврале 1937 года, застенки Лубянки, покаянные речи и расстрел (март 1938г.). На суде Бухарин вел себя достойно, неоднократно ставил в тупик вопросами официального обвинителя и прокурора – Вышинского. Признавая вину в целом, он категорически отрицал ее по частным моментам.

    Неизлечимо больная первая жена Бухарина жила в его квартире при двух последующих женах. Как мог, он заботился и ухаживал за ней.

  • В свое время ему было предсказано, что он будет убит в собственной стране. Тогда он не поверил, ибо карьера складывалась по нарастающей.

(1889-1938) советский политический деятель

На протяжении многих десятилетий имя Николая Ивановича Бухарина находилось под запретом. Между тем в его судьбе, как в зеркале, отразились трагические противоречия его времени. Он родился в Москве в семье школьного учителя. С детства Николай отличался разносторонними интересами и редкими способностями в учебе. Благодаря феноменальной памяти он мог запоминать самые различные сведения: например, читал целые страницы стихов наизусть. Кроме того, серьезно увлекался изучением животного мира, прекрасно знал литературу и историю, несколько иностранных языков.

Мечтая стать экономистом, после окончания гимназии Николай поступил на юридический факультет Московского университета. Настоящим потрясением для юноши стали революционные события 1905 года. После этого он вступает в большевистскую партию, а вскоре становится одним из видных пропагандистов. На последнем курсе университета Николай Иванович Бухарин был арестован и приговорен к ссылке.

В 1911 году он совершил побег и нелегально перебрался через границу. В 1912 году молодой революционер познакомился с Владимиром Лениным и с этого времени становится его ближайшим сподвижником. В эмиграции он продолжил образование, там же вышли его первые экономические труды, в частности книга «Политическая экономия рантье» (1915). Находясь в эмиграции, Николай Бухарин занимался в основном политической экономией, много печатался в «Правде» и других большевистских изданиях, выступал с лекциями в разных странах. За революционную деятельность его арестовывали в Швеции, Англии и Америке.

Известие о Февральской революции застало Николая Бухарина в Америке, где он находился с партийным поручением. Он сразу же поспешил на родину. Поскольку в Европе в это время шла война, ему пришлось добираться до России через Японию и Дальний Восток. Бухарин сразу же примкнул к «непримиримым большевикам» во главе с Лениным. По возрасту Бухарин оказался самым молодым среди руководителей большевистской партии, поэтому допускал достаточно резкие, а иногда и безапелляционные суждения. Так, в 1918 году на заседании Учредительного собрания он говорил о том, что большевики хотят построить «живой социализм», который должен наступить не через десятилетия, а гораздо раньше.

Как и многие большевики, Николай Иванович Бухарин считал, что вскоре после успеха русской революции она распространится по всему миру. Поэтому он и выступил против заключения с Германией Брестского мира, полагая, что надо вести войну до победного конца.

В 1919 году вместе с экономистом E. Преображенским, Николай Бухарин выпустил книгу «Азбука коммунизма». В яркой и доступной форме он разъяснял в ней основные идеи коммунизма. Вскоре эта книга стала учебником для партийной молодежи. Правда, от многих взглядов, изложенных в ней, Бухарин позже отказывался.

В книге «Экономика переходного периода», которая вышла в 1921 году, он выступил с обоснованием политики военного коммунизма. Бухарин считал, что принуждение является единственным средством «выработки коммунистического человечества». Вначале руководство большевистской партии поддержало это положение. Однако уже через несколько месяцев правительство было вынуждено перейти к новой экономической политике, основанной на рыночных отношениях. И книга Николая Бухарина сразу же оказалась очень удобным объектом для разоблачения крайностей военного коммунизма.

В своих выступлениях Николай Иванович Бухарин часто уходил дальше остальных руководителей партии. Так, в 1925 году он выступил с лозунгом «Обогащайтесь!». Бухарин полагал, что только при условии экономического процветания крестьянства возможно стабильное развитие страны. За подобные идеи его осудили многие ортодоксальные коммунисты. Однако сама логика исторического развития в конечном итоге показала правоту его взглядов.

После смерти Ленина,Бухарин оказался в центре внутрипартийной борьбы. В то время она была связана с полемикой о лидерстве в партии. Он выступил на стороне Иосифа Сталина , Зиновьева и Каменева и практически стал главным теоретиком этой группы. И, возможно, интеллектуальное превосходство Бухарина над Сталиным и стало основой начала их вражды, которая впоследствии привела к столь трагическому исходу.

В конце двадцатых годов, когда наметился откат от политики нэпа, взгляды Николая Бухарина вновь подверглись критике. Как часто было в то время, в партии началась борьба с его группой. И тогда он решился на неожиданный шаг: пришел домой к своему давнему противнику Льву Каменеву. Позже Каменев писал, что уже тогда Бухарин понял, что обречен. Действительно, месяц от месяца нарастало его противостояние со Сталиным. И оно привело к тому, что в апреле 1929 года Николая Ивановича Бухарина сняли со всех постов, которые он занимал, - главного редактора «Правды», председателя Коминтерна и члена Политбюро. Правда, спустя полгода, когда Бухарин и его товарищи «признали ошибки», их вернули в руководящие органы партии. Бухарин, в частности, стал главным редактором газеты «Известия», но это было понижением по сравнению с его недавней работой в «Правде».

На страницах «Известий» он опубликовал несколько статей, в которых выступал против выдвинутого Сталиным лозунга об обострении классовой борьбы в стране по мере продвижения к социализму и против связанного с ним курса на проведение чрезвычайных мер.

При этом Николай Бухарин писал, что отнюдь не отрицает необходимости ни коллективизации, ни жесткого управления экономикой, но в то же время считает, что к ним нужно прийти постепенно, без принуждения. Здесь снова проявилась противоречивость его позиции. С одной стороны, он считал, что нельзя допустить появления крупных капиталистов, а с другой, был против насильственной коллективизации. В то же время он соглашался и с тем, что мелкие производители не могли обеспечить достаточного количества хлеба.

Однако авторитет Николая Ивановича Бухарина как экономиста и политика был настолько высок, что он занимался разработкой самых значительных партийных документов. В апреле 1928 года именно Бухарин составил новую программу Коминтерна, в которой, по сути дела, была обоснована внешнеполитическая программа партии. Она была также несвободна от противоречий: например, Бухарин доказывал, что со временем капитализм должен будет сам собой погибнуть. Естественно, что в столь крайних суждениях отразились настроения своего рода революционного нетерпения, желание как можно быстрее увидеть результаты социальной революции.

Николай Бухарин был широко образованным человеком и писал по самым разным вопросам. Гак, он активно участвовал в подготовке первого съезда советских писателей и выступил на нем с интересным докладом. Он анализировал развитие поэзии и в числе немногих отметил талантливые стихи Б. Пастернака.

Заметим, что, в отличие от других партийных руководителей, Бухарин достаточно много ездил в разные европейские страны. Именно поэтому он и был назначен руководителем Коминтерна. После снятия его с этого важнейшего поста отношения партии большевиков с различными организациями в европейских странах значительно усложнились. Николай Бухарин, очевидно, обладал и определенными дипломатическими способностями.

Последнюю поездку за границу, во Францию, он совершил весной 1936 года. Вместе с ним туда отправилась его молодая жена А. Ларина, дочь известного революционера. Она ожидала ребенка. Возможно, разрешая эту поездку, Сталин хотел, чтобы Бухарин навсегда остался за пределами СССР. Бегство столь крупной фигуры, какой являлся Николай Иванович Бухарин, могло бы стать поводом для волны арестов и судов. Но он вернулся в Москву точно в срок.

Спустя всего четыре месяца во время процесса над Каменевым и Зиновьевым, Бухарина впервые обвинили в уголовных преступлениях. В газетах стали появляться материалы о его участии в подрывной деятельности. Он пытался протестовать, даже объявил голодовку. Но его участь уже была предрешена. Всего через несколько недель его арестовали сразу же после заседания Пленума ЦК, на котором Бухарин отказался публично признать свои ошибки.

Через год в Москве открылся показательный процесс над «старыми большевиками». На этом процессе Николай Иванович Бухарин мастерски разбивал все выдвигавшиеся против него доводы; давая показания, он сознательно утверждал очевидные нелепицы, давая понять думающим людям, что процесс фальсифицирован. И тем не менее суд приговорил сто к смертной казни. Всего через два дня, 15 марта 1938 года, Бухарин был расстрелян. Его вдова в это время находилась в ссылке, а сын был помещен в детский дом под именем Юры Ларина.

Многие годы А. Ларина провела в сталинских лагерях. Она была освобождена только в 1956 году и тогда смогла опубликовать вначале на Западе, а в 1988 году в СССР письмо-завещание, которое Николай Иванович Бухарин продиктовал ей перед арестом.

9 октября 1888 года родился революционер, советский государственный деятель Николай Бухарин.

Личное дело

Николай Иванович Бухарин (1888 - 1938) родился в Москве в семье учителей. В 1893 - 1896 годах семья жила в Кишиневе, затем вернулась в Москву. Николай окончил Первую московскую гимназию и поступил на экономическое отделение юридического факультета Московского университета.

Член РСДРП с 1906 года, с самого начал поддерживал фракцию большевиков. Участвовал в революционных событиях 1905 - 1907 годов в Москве.

В 1911 году был арестован, исключен из университета и приговорен к трехлетней ссылки в Архангельскую губернию. Бежал, нелегально выехал в Германию, а затем перебрался в Австро-Венгрию. В эмиграции Бухарин познакомился и подружился с Лениным. Он усиленно занимался самообразованием, изучая труды Маркса и Энгельса, а также французских и немецких социалистов. После начала Первой мировой был арестован по подозрению в шпионаже и выслан в Швейцарию. Оттуда перебрался в Стокгольм, где публиковал статьи в газетах социалистической ориентации. Был арестован шведской полицией и выслан в Норвегию. Затем жил в Дании и США. Узнав о февральской революции в России, через Японию вернулся на родину.

После возвращения был арестован в Челябинске за большевистскую агитацию среди солдат. Освободившись, добрался до Петрограда, был избран членом ЦК РСДРП(б), работал в Московском комитете партии и редактировал «Известия Московского военно-революционного комитета». Стал известен как активный агитатор, разделяющий крайние левые позиции среди большевиков совместно с Лениным. С 1917 года был главным редактором газеты «Правда».

В первые годы советской власти Бухарин ведущим идеологом и главным теоретиком большевиков, опубликовав написанные в эмиграции работы «Политическая экономия рантье» и «Мировое хозяйство и империализм». В 1919 году совместно с Евгением Преоб-раженским написал книгу «Азбука коммунизма», ставшую массовым учебным пособием. Вскоре вышла работа «Экономика переходного периода», где Бухарин оправдывал политику военного коммунизма и утверждал, что «пролетарское принуждение во всех его формах, на-чиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества из челове-ческого материала капиталистической эпохи».

В 1924 году Бухарина стал членом политбюро ЦК. После поворота к новой экономической политике его взгляды трансформировались, он стал активно поддерживать экономические реформы. Тогда прозвучал его знаменитый призыв к крестьянам «Обогащайтесь!». В 1928 году стали понятны расхождения между Сталиным и Бухариным по поводу ускоренной коллективизации и индустриализации страны. На апрельском Пленуме ЦК и ЦКК в 1929 году Сталин сказал о Бухарине: «Вчера еще личные друзья, теперь расходимся с ним в политике». Пленум завершил «разгром группы Бухарина», а сам Бухарин был снят с занимаемых постов. 17 ноября 1929 года он был выведен из Политбюро.После публичных покаяний и нескольких лет «работы в просвещении» в 1934 году стал редактором «Известий».

В феврале 1937 года был арестован и приговорен к расстрелу на последнем из трех громких Московских процессов (так называемое «дело антисоветского правотроцкистского блока»). 15 марта 1938 года Николай Бухарин был расстрелян на полигоне «Коммунарка».

Чем знаменит

Николай Бухарин

Один из видных деятелей партии большевиков, основной автор текста советской конституции 1938 года, Бухарин в первой половине 1920-х годов был важным союзником Сталина во внутрипартийной борьбе. «Левая оппозиция» во главе с Троцким, Каменевым и Зиновьевым осуждала Бухарина за поддержку НЭПа и утверждение, что крестьянст-во, в том числе и кулачество, «врастет в социализм через коопе-рацию». Бухарин активно участвовал в разработке сталинской теории построения социализма «в одной отдельно взятой стране», противопоставленной идее перманентной мировой революции Троцкого. Поддержка Бухарина сыграла важную роль в победе над Троцким, Каменевым и Зиновьевым на XIV съезде ВКП(б) в 1925 году.

Но вскоре Сталин обратился против своего бывшего союзника. При этом в адрес Бухарина выдвигались часто те же обвинения, которые ранее «левая оппозиция» высказывала в адрес Сталина. Его «правый уклон» состоял в осуждении реквизиций продовольствия у крестьян и насильственных хлебных займов, чрезмерно быстрых темпов индустриализации. Позднее идеи Бухарина оказали большое влияние на Дэн Сяопина и его концепцию экономических реформ в Китае.

О чем надо знать

Жена Николая Бухарина Анна Михайловна Ларина после его ареста была отправлена в ссылку в Астрахань. В сентябре 1937 года она была осуждена на восемь лет заключения и отправлена в лагерь для ЧСИР «членов семей изменников родины». Освобождена в 1956 году. Незадолго до ареста она выучила наизусть обращение Бухарина к будущим руководителям коммунистической партии, где он заявлял о своей невиновности и называл органы НКВД «адской машиной, которая, пользуясь, вероятно, методами средневековья, обладает исполинской силой, фабрикует организованную клевету». Обращение Бухарина, названное его политическим завещанием, было опубликовано на западе, а в 1988 году напечатано в СССР в качестве приложения к воспоминаниям Анны Лариной в журнале «Знамя». На следующий год воспоминания вышли отдельной книгой .

Прямая речь

В общем и целом всему крестьянству, всем его слоям нужно сказать: обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство. Только идиоты могут говорить, что у нас всегда должна быть беднота; мы должны теперь вести такую политику, в результате которой у нас беднота исчезла бы. Что получим мы в результате накопления в крестьянском хозяйстве? Накопление в сельском хозяйстве означает растущий спрос на продукцию нашей промышленности. В свою очередь, это вызовет могучий рост нашей промышленности, который окажет благотворное обратное воздействие нашей промышленности на сельское хозяйство.

Николай Бухарин «О новой экономической политике и наших задачах»

В характере Бухарина было нечто детское, и это делало его, по выражению Ленина, любимцем партии. Мягкий, как воск, по вы-ражению того же Ленина, Бухарин был влюблен в Ленина и при-вязан к нему, как ребенок к матери. Острота полемики никогда не нарушала их дружеских отношений.

Лев Троцкий

Он наполнял весь дом животными, которых очень любил. Бегали ежи на балконе, в банках сидели ужи, ручная лиса бегала по парку, подраненный ястреб сидел в клетке. Через много лет, когда его не стало, по Кремлю, уже обезлюдевшему и пустынному, долго еще бегала «лиса Бухарина» и пряталась от людей в Тайницком саду.

Светлана Аллилуева

Другие убивали, вредительствовали, шпионили — он, следует понимать, по характеру натуры, по складу ума только мыслил, теоретизировал, “изучал” проблематику руководства. Но к прозаическим, грязным и кровавым делам прямого касательства не имел. Этакий гнусненький христосик в стане грешников. Этакая валдайская девственница в правотроцкистском публичном доме.

Михаил Кольцов в дни процесса по делу «правотроцкистского центра»

Мы выступили против радости новой жизни с самыми преступными методами борьбы. Я отвергаю обвинение в покушении на Владимира Ильича, но мои контрреволюционные сообщники, и я во главе их, пытались убить дело Ленина, продолжаемое Сталиным с гигантским успехом. Логика этой борьбы со ступеньки на ступеньку спускала нас в самое черное болото. И еще раз доказано, что отход от позиции большевизма есть переход в политический контрреволюционный бандитизм. Теперь контрреволюционный бандитизм разгромлен, мы разбиты, раскаялись в своих ужасных преступлениях.

Николай Бухарин (из последнего слова на суде)

Обращаясь к Вам, будущее поколение руководителей партии, на исторической миссии которых лежит обязанность распутать чудовищный клубок преступлений, которые в эти страшные дни становятся все грандиознее, разгораются как пламя и душат партию, ко всем членам партии обращаюсь! В эти, быть может, последние дни своей жизни, я уверен, что фильтр истории рано или поздно сотрет грязь с моей головы. Никогда я не был предателем, за жизнь Ленина без колебаний я заплатил бы собственной, любил Кирова, ничего не затевал против Ст. Прошу новое молодое и честное поколение руководителей партии зачитать мое письмо на пленуме ЦК, оправдать и восстановить меня в партии. Знайте, товарищи, что на том знамени, которое вы понесете в победоносном шествии к коммунизму, есть и моя капля крови.