Будущее россии и мира: н. н

Никита Николаевич Моисеев (23 августа 1917, Москва - 29 февраля 2000, там же) - советский и российский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик Академии наук СССР (впоследствии РАН) (1984) и ВАСХНИЛ (впоследствииРАСХН) (1985), почётный член Российской академии естественных наук (РАЕН), членМеждународной академии астронавтики (Париж), президент Российского отделения«Зеленого креста», президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды, президент Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) (1993-2000), главный редактор журнала «Экология и жизнь» (1995-2000). Основатель и руководитель целого ряда научных школ. Автор 35 монографий, 10 учебных пособий и более 300 научных инаучно-популярных статей. Труды по динамике твёрдого тела с жидкостью, численным методам математической физики, теории оптимизации управления и др.
Президент Независимой консультативной ассоциации. Председатель серии «Оптимизация и исследование операций» (издательство «Наука»), член редакционной коллегии серии «Академические чтения» АН (издательство «Наука»), член редколлегии серии «Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения» (издательство «Наука»). Член редакционной коллегии ряда журналов: «Известия АН СССР. Серия биологическая», «Журнал вычислительной математики и математической физики», «Коммунист», «Вопросы философии» и «Детектив и политика» (журнал, основанный Юлианом Семёновым).
Н. Н. Моисеев родился 23 августа 1917 года в Москве в мансарде небольшого особняка, что до сих пор стоит в бывшем Афанасьевском переулке (сейчас - улица Мясковского). В то время здание принадлежало Николаю Карловичу фон Мекку - сыну знаменитой покровительницы композитора П. И. Чайковского. Мать Никиты Николаевича - Елена Николаевна - была в этой семье приёмной дочерью. Отец его - Николай Сергеевич Моисеев, бывший в то время приват-доцентом Московского университета, происходил из служилых дворян.
Ещё учась в школе, Никита увлекался математикой - посещал математический кружок в Математическом институте им. Стеклова, активно занимался спортом - в 1934 году стал чемпионом СССР по лыжам среди юниоров (его коронная дистанция - 50 км). По окончании школы поступил в Педагогический институт и проучился в нём первый курс, после которого в 1935 году поступил в МГУ. Увлекался альпинизмом. В 1940 году был призван в армию - обучал лыжной технике бойцов для боевых действий в советско-финляндской войне. В 1941 году Н. Н. Моисеев окончил механико-математический факультет МГУ по специальности «функциональный анализ».
Н. Н. Моисеев - участник Великой Отечественной войны. В 1942 году после окончания специальных курсов Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского направлен в действующую армию. Сначала служил старшим техником авиационной эскадрильи, а затем инженером и начальником службы по вооружению авиаполка (из-за нехватки лётного состава неоднократно выполнял обязанности воздушного стрелка на ИЛ-2, дважды был подбит) на Брянском, Волховском, Ленинградском и Втором Прибалтийском фронтах. В 1944 году вступил в ряды КПСС.
В 1946-1948 годах Н. Н. Моисеев работает старшим инженером НИИ-2 Минавиапрома, преподает в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. В 1948 году защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук и завершает службу в Советской Армии в должности начальника учебного отдела Харьковского высшего военного авиационного училища, в звании капитан запаса.
C 1949 года Никита Николаевич преподаёт на кафедре реактивной техники МВТУ им. Баумана (здесь же читали спецкурсы С. П. Королёв, В. Н. Челомей, В. П. Бармин), затем работает старшим преподавателем, доцентом и, наконец, и.о. заведующим кафедрой теоретической механики Ростовского государственного университета.
В начале 1950-х годов Н. Н. Моисеев принят в докторантуру Математического института им. Стеклова. Ведёт исследовательскую работу под руководством и при участии видных учёных Ю. А. Победоносцева, Д. А. Вентцеля, академиков И. Е. Тамма, М. А. Лаврентьева, И. М. Виноградова, Л. И. Седова, С. Л. Соболева, М. В. Келдыша, и в 1955 году защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора физико-математических наук.
В 1956 году Н. Н. Моисеева назначают профессором кафедры математики Московского физико-технического института, где он организует Факультет управления и прикладной математики и становится его первым деканом. Одновременно он работает старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией Вычислительного центра АН СССР, а в 1967-1985 годах является заместителем директора по научной работе ИВЦ АН СССР. Под его руководством выполнены исследования по разработке математической модели последствий ядерной войны - «ядерная зима» (1983).
C 1985 года и до конца своей жизни Н. Н. Моисеев - советник директора ВЦ АН СССР (РАН), он также один из основателей и президент МНЭПУ (1992). В 1995 году стал главным редактором научно-популярного журнала «Экология и жизнь», первый номер которого вышел в 1996 году.
Скончался 29 февраля 2000 года после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Основные направления исследовательской деятельности
теории системного анализа и оптимальных систем;
прикладная математика и её приложения для решения сложных задач физики и техники;
теория и методы расчета систем управления и траекторий космических объектов;
теория управления (общие вопросы теории и методы расчёта конкретных систем управления космическими объектами) и методы оптимизации, в том числе природопользования;
модели динамики биосферы и её стабильности при антропогенных воздействиях (в 1983 году были получены количественные оценки возможных последствий ядерной войны, известные как «ядерная зима» и «ядерная ночь»);
философия естествознания, в том числе методологические проблемы взаимоотношения биосферы и общества и математические модели стабильности биосферы в условиях антропогенных воздействий;
философские и политологические проблемы общества в условиях переходного периода России, процессов самоорганизации (или универсального эволюционизма, по терминологии Н. Н. Моисеева) и необратимости эволюционных процессов;
педагогические и этические проблемы формирования нового мировоззрения для пересмотра взаимоотношения человека и природы, идей эпохи ноосферы В. И. Вернадского и провозглашение коэволюции человека и биосферы как условия выживания человека на планете.
Н. Н. Моисеев - основоположник целого ряда новых направлений в прикладной математике. Его работы посвящены механике и гидродинамике, численным методам в теории оптимального управления, теории иерархических систем, имитационному моделированию, автоматизации проектирования, междисциплинарным исследованиям экологических проблем. В каждой из этих областей Никите Николаевичу принадлежат фундаментальные результаты.
Научные интересы Н. Н. Моисеева были широки и разнообразны. Понимание перспектив развития прикладной математики, вычислительной техники, острая гражданская заинтересованность проблемами страны 50 с лишним лет определяли направления и характер его деятельности. Будучи заместителем директора Вычислительного центра АН СССР (впоследствии - РАН), Н. Н. Моисеев открывал новые области исследований, устанавливал тесные контакты с отраслевыми НИИ и КБ, создавал новые отделы.
Взято с википедии

Академик

Академик Н. Н. Моисеев - выдающийся ученый, известный своими фундаментальными работами в трех существенно разных областях, объединенных его широчайшей эрудицией и гражданственностью позиции:

  • прикладная математика; численные методы решения задач с помощью ЭВМ в области теории и методов расчета систем управления и траекторий космических объектов, теории оптимального управления, моделирования глобальных явлений динамики биосферы и ее стабильности при антропогенных воздействиях (в частности, модели "ядерной зимы");
  • мировоззрение современного рационализма как основа понимания взаимоотношений Природы и Общества;
  • проблемы современного политического и экономического положения России, альтернативы будущего пути России.

Никита Николаевич Моисеев родился 23 августа 1917 г. в Москве в семье потомственных русских интеллигентов. Его отец - Николай Сергеевич Моисеев, приват-доцент Московского университета, был репрессирован как сотрудник профессора Осадчего, члена промпартии, и погиб в Бутырской тюрьме в начале 30-х годов. Мать - приемная дочь Николая Карловича фон Мекк (расстрелянного в 1929 г.) из семьи русских меценатов, оказавших в свое время финансовую поддержку деятельности великого русского композитора П. И. Чайковского.

Еще во время учебы в 10-м классе средней школы Н. Н. Моисеев проявил серьезный интерес к математике. Он активно участвовал в кружке математики, организованном И. М. Гельфандом , тогда доцентом мехмата МГУ , в Математическом институте АН СССР им. В. А. Стеклова (МИАН ). Весной 1935 г. участники этого кружка Н. Моисеев , Ю.Гермейер , Б. Шабат стали лауреатами математической олимпиады школьников, что давало тогда право на "пятерку" по математике при поступлении на мехмат МГУ . Хотя Н. Н. Моисеев успешно сдал и другие вступительные экзамены, в МГУ его не приняли по причине дворянского происхождения и данных о репрессированном отце. Стать студентом МГУ Н. Н. Моисееву удалось годом позже благодаря помощи И. М. Гельфанда , с согласия тогдашнего декана мехмата Л. А. Тумаркина . При этом Моисееву пришлось экстерном сдать все экзамены за первый курс. Учеба в МГУ продолжалась с 1936 по 1941 гг. с перерывом на призыв в армию во время Финской войны. В 1941 г. Н. Н. Моисеев окончил мехмат МГУ по специальности "функциональный анализ". В том же году он был призван в армию и направлен на учебу в Военно-воздушную академию (ВВИА) им. Н. Е. Жуковского . По окончании ВВИА в 1942 г., получив диплом инженера, Н. Н. Моисеев был направлен на Волховский фронт старшим техником по обслуживанию самолетов. В авиационных частях он прошел до конца Великой Отечественной войны и продолжал служить до 1948 г., когда был демобилизован в чине капитана.

В 1948-1950 гг. Николай Николаевич преподавал в МВТУ им. Н. Э. Баумана на факультете авиационного вооружения. Одновременно он работал в НИИ-2 Министерства авиационной промышленности СССР , где выполнял научные исследования, связанные с задачей расчета рассеивания и обработки результатов стендовых испытаний реактивных снарядов. Эта работа стала основой его диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Оппонентом по кандидатской диссертации Н. Н. Моисеева выступил известный уже тогда специалист по вероятностным методам профессор В. С. Пугачев .

В 1949 г. семью Н. Н. Моисеева вновь настигли репрессии, была арестована его мачеха. Он сам оказался без работы и был вынужден уехать из Москвы в Ростов-на-Дону. В Ростовском государственном университете в 1950-1955 гг. он преподавал теоретическую механику и выполнял исследования в области механики и гидродинамики. Результаты этих работ, связанных с задачами теории установившихся движений тяжелой жидкости и движения твердого тела, содержащего жидкие массы, имеющие свободную поверхность, были доложены Н. Н. Моисеевым на Третьем Всесоюзном математическом съезде в 1956 г.

В середине 50-х годов Н. Н. Моисеев вернулся в Москву. Он работал в Вычислительном центре (ВЦ) АН СССР заведующим отделом вычислительных методов в гидродинамике и одновременно преподавал в Московском физико-техническом институте (МФТИ ). В 1955 г. он был назначен деканом Аэромеханического факультета МФТИ . В конце 60-х годов Николай Николаевич организовал в МФТИ факультет управления и прикладной математики и был его первым деканом.

В 1958-1986 гг. Н. Н. Моисеев занимал должность заместителя директора ВЦ АН СССР . Основным направлением работ Н. Н. Моисеева в те годы было создание методов вычислительной математики для решения аэрокосмических задач. ВЦ АН СССР активно сотрудничал с исследовательскими и проектными организациями, занятыми разработкой авиационной и ракетной техники: КБ Генерального конструктора В. Н. Челомея , ОКБ-1 Главного конструктора С. П. Королева , КБ "Южное" (Днепропетровск) Главного конструктора М. К. Янгеля .

В своей автобиографической книге "Как далеко до завтрашнего дня" Н. Н. Моисеев так написал об этих работах: "Все возникавшие задачи были совершенно новыми, с которыми инженеры и физики раньше не сталкивались. Они требовали и новых подходов, и новой математики, и всегда изобретательства. Это было какое-то "научное пиршество". В те годы я много ездил по заграницам, читал циклы лекций, выступал с докладами… Я видел, что в той области науки, где я работал, мы идем, по меньшей мере, вровень с Америкой".

Теоретические результаты этих работ были обобщены и опубликованы Н. Н. Моисеевым совместно с В. В. Румянцевым в 1965 г. в монографии "Динамика тела с полостями, содержащими жидкость". За создание теории движения тела с жидкостью (другими словами - теоретических основ динамики ракеты на жидком топливе) Н. Н. Моисеев был удостоен Государственной премии СССР. Он предложил асимптотические методы расчета траекторий космических аппаратов, позволяющие обеспечивать устойчивость счета при минимальной ошибке, за что был избран действительным членом Международной академии астронавтики.

После доклада Н. Н. Моисеева на одном из семинаров в Математическом институте им. В. А. Стеклова (МИАН ) АН СССР рекомендовал его работу к публикации в Докладах АН СССР. Основу диссертации Н. Н. Моисеева на соискание ученой степени доктора физико-математических наук составило обобщение теоремы Жуковского на твердое тело с жидкостью. Научным консультантом Н. Н. Моисеева в докторантуре МИАН был академик Л. И. Седов . Оппонентами по диссертации выступили известные математики , И. Н. Векуа , А. Ю. Ишлинский .

В 1966 г. Н. Н. Моисеев был избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению механики и процессов управления.

Другим направлением работ Н. Н. Моисеева в области применения ЭВМ было создание системы автоматизированного проектирования самолетов для КБ П. О. Сухого . Для разработки этой системы Н. Н. Моисеев организовал в КБ специальное подразделение из выпускников ФУПМ МФТИ , где он был тогда деканом, и молодых конструкторов, недавно окончивших МАИ . Руководил этим направлением со стороны ВЦ АН СССР бывший аспирант Н. Н. Моисеева П. С. Краснощеков (ныне академик РАН).

Была создана одна из первых интеллектуальных САПР , обеспечивавшая многовариантное проектирование конструкций летательных аппаратов, экспертную оценку вариантов и их выбор. Система по своим возможностям превосходила зарубежные САПР того времени, такие, как САПР фирм СААБ (Швеция), "Локхид " (США). Знаменитые истребители СУ-25 , СУ-27 не могли быть созданы, если бы КБ П. О. Сухого не располагало САПР , разработанной совместно с ВЦ АН СССР .

С начала 60-х годов в Москве, Ленинграде, Киеве были начаты интенсивные исследования методов оптимизации. В 1964-1966 гг. Н. Н. Моисеев опубликовал ряд своих работ по методам динамического программирования в теории оптимальных управлений, применению методов теории оптимальных управлений к задачам оптимального планирования. В начале 60-х годов Н. Н. Моисеев начал читать в МФТИ курс лекций по методам оптимизации.

Исследования оптимизационных проблем он старался представить более широко, рассматривая их в качестве естественной составляющей более общей проблемы построения теории и методов отыскания рациональных решений. В таком институте, как ВЦ АН СССР , ориентированном на эффективное решение задач с помощью вычислительной техники, Н. Н. Моисеев считал необходимым изучать проблемы оптимизации в контексте дисциплины, называемой исследованием операций. С этой целью он организовал в ВЦ АН СССР лабораторию исследования операций, возглавить которую пригласил профессора Ю. Б. Гермейера , которого знал еще со школьных лет по участию в кружке И. М. Гельфанда , затем они вместе учились на мехмате МГУ и работали в НИИ-2 в конце 40-х годов.

Одновременно Ю. Б. Гермейер стал заведующим кафедрой исследования операций на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ , который создавал .

Н. Н. Моисеев проводил регулярные всесоюзные математические школы по теории оптимального управления. "Такие известные ныне специалисты, как Михалевич , Пшеничный , Демьянов , Евтушенко и многие другие, так или иначе прошли через эти школы. Деятельность школ не была связана с какой-либо конкретной областью приложений - собирались люди самой разной активности. И не только работавшие в прикладной сфере. В наших школах принимали участие и люди, занимавшиеся чисто математическими проблемами. Это взаимное общение позволило сформироваться у нас в стране своеобразной школе, объединившей первоклассных математиков и людей, работавших в физике, экономике, машиностроении, - явление, достаточно уникальное в мировой практике. И со временем многие, принимавшие активное участие в нашей деятельности, получили довольно высокий международный рейтинг и известность, как и наша общая деятельность". Так писал Н. Н. Моисеев в своей книге "Как далеко до завтрашнего дня".

В начале 70-х годов мировую научную общественность и политиков стали все больше занимать глобальные проблемы человечества. Ими занимался Международный институт жизни в Париже, созданный профессором Морисом Моруа, знаменитым гистологом (членом международного директората этого института позже стал Н. Н. Моисеев ). Возник Римский клуб.

Пионером этого направления был профессор Массачусетского технологического института Джей Форрестер , опубликовавший монографию "Мировая динамика". Он сделал попытку описать основные процессы экономики, демографии, роста загрязнения окружающей среды и их взаимообусловленность в планетарном масштабе. Были предложены специальный язык описания, названный Форрестером "Динамо", способы программирования и анализа полученных результатов. Книга Форрестера была переведена на русский язык под редакцией Н. Н. Моисеева . К ней Н. Н. Моисеев написал в качестве послесловия большую статью, в которой впервые изложил собственные подходы к построению моделей, имитирующих функционирование биосферы.

Эти подходы сформировались у Н. Н. Моисеева благодаря общению с знаменитым биологом и генетиком Н. В. Тимофеевым-Ресовским , работавшим в Обнинске, и знакомству по его рекомендации с учением В. И. Вернадского .

Первая Конференция по глобальным проблемам была организована ЮНЕСКО в 1971 г. в Венеции. Основной доклад на ней был сделан учеником Форрестера - Денисом Медоузом "Пределы роста". На этой конференции выступил и Н. Н. Моисеев . Он предложил построить компьютерную систему, имитирующую взаимодействие океана, атмосферы и биоты, а деятельность человека, в частности экономическую, задавать в эту модель в качестве тех или иных сценариев. По возвращении в Москву Н. Н. Моисеев получил поддержку этой работы в секции наук о земле АН СССР, возглавляемой вице-президентом АН СССР академиком А. В. Сидоренко , и организовал в ВЦ АН СССР две лаборатории: проблем моделирования процессов биотической природы (рук. Ю. М. Свирежев ), и моделирования динамики взаимодействия системы океан - атмосфера (руководитель В. В. Александров ).

К концу 70-х годов первый вариант системы моделей был разработан. Дальше шел труднейший этап - выбор алгоритмов, разностных схем решения дифференциальных уравнений и реальное программирование. Это было сделано В. В. Александровым . Но провести конкретные расчеты с использованием полной модели в ВЦ АН СССР не смогли, так как , которой тогда располагал ВЦ, эта задача была не по зубам. Отладку системы моделей В. В. Александров провел в течение восьми месяцев в США в центре климатологических исследований. Для этого руководитель американской климатологической программы профессор Бирли выделил необходимые средства.

Первый результат расчетов изменений продуктивности планетарной биоты при удвоении концентрации углекислоты в атмосфере был получен на рубеже 80-х годов учеником Н. Н. Моисеева А. М. Тарко .

В 1983 г. известный американский астроном Карл Саган опубликовал ряд сценариев возможной ядерной войны, сопровождаемой обменом ядерными ударами мощностью в тысячи мегатонн. Им была высказана гипотеза о "ядерной ночи", наступление которой неизбежно после грандиозных пожаров и окутывания планеты пеленой сажи, и о "ядерной зиме", которая наступит, так как поверхность планеты станет недоступной для солнечного света и начнет быстро остывать.

К проверке справедливости этой гипотезы был готов коллектив Н. Н. Моисеева в ВЦ РАН , располагавший системой моделей, достаточной для численных оценок, и вычислительной системой, доведенной усилиями В. В. Александрова и Г. Л. Стенчикова до возможности выполнения расчетов на . Сделанные расчеты полностью подтвердили справедливость гипотезы К. Сагана .

В октябре 1983 г. в Вашингтоне состоялась научная конференция, посвященная оценке последствий возможной ядерной войны. На ней с докладами выступили К. Саган и В. В. Александров , изложивший модель, технику ее анализа и результаты расчетов.

Существенно, что американцы смогли сделать анализ возможной динамики атмосферных изменений лишь для первого месяца после обмена ядерными ударами, а коллектив ВЦ АН СССР смог дать картину целого года. Американцы имели более совершенную модель динамики атмосферы, но она не была состыкована с моделью динамики океана. В работе ВЦ АН СССР модели были проще, но объединены в целостную систему. Их оказалось достаточно для выявления того фундаментального факта, что в результате ядерной войны произойдут такие качественные изменения биосферы, которые исключат возможность жизни на Земле человека.

Количественные оценки эффекта "ядерной зимы" были опубликованы в СССР в 1985 г. в книге Н. Н. Моисеева, В. В. Александрова и А. М. Тарко "Человек и биосфера ".

Для политиков Н. Н. Моисеевым была предложена теория компромисса. Он показал, что устойчивое паретовское решение, которое удовлетворяло бы обоих противников, возможно, но при ненулевом условии ядерных вооружений. Однако, если создать коллективную систему наблюдения, то при достаточном качестве получаемой информации, взаимовыгоден компромисс при нулевом уровне вооружений. Эти выводы дали научное обоснование политике разоружения, проводимой Правительством СССР.

В декабре 1984 г. Н. Н. Моисеев был избран действительным членом АН СССР по Отделению информатики, вычислительной техники и автоматизации (специальность - информатика).

Последние 14 лет своей жизни Н. Н. Моисеев посвятил работам, направленным на создание мировоззренческих и методологических основ понимания взаимоотношений Природы и Общества. Первая его книга "Человек, среда, общество" была опубликована в 1982 г. После выхода в отставку с поста заместителя директора ВЦ АН СССР в 1986 г. он целиком занялся этими проблемами. Им была посвящена книга "Восхождение к Разуму", изданная в 1993 г.

После расчетов, показавших огромные возможности компьютерной имитации биосферных процессов, у Н. Н. Моисеева возникла уверенность, что современная наука способна установить ту систему запретов (т. е. описать экологический императив), которые бы гарантировали стабильность развития человечества.

"К этому времени я уже понял, что наиболее трудный вопрос состоял в другом: сможет ли человечество принять те ограничения, которые установит наука… Хватит ли у человечества Воли преодолеть генетический атавизм и принять новую нравственность, способную сохранить человека на Земле? Ответы на подобные вопросы следует искать в гуманитарной сфере. Без таких исследований вся наша технология моделирования и новые математические методы теряли всякий смысл, и я понемногу стал заниматься разработкой той схемы, которую назвал универсальным Эволюционизмом. Ее разработка получила определенное признание, и в 1995 г. я был удостоен за нее премии имени академика П. Л. Капицы ". Так написал Н. Н. Моисеев в предисловии "От математики к социальным проблемам" к своей книге "Расставание с простотой", изданной в 1998 г. В эту книгу вошли две предшествующие работы Н. Н. Моисеева .

Первая - "Современный рационализм". Это изложение системы взглядов, представляющее собой попытку помочь расширить базу для формирования мировоззрения и миропонимания, соответствующих современному уровню развития цивилизации и эмпирических знаний об окружающем мире. При этом автор делает существенную оговорку о том, что эта система взглядов не должна подменить другие источники формирования мировоззренческих парадигм, имея в виду, что само понятие "правильное мировоззрение" ему представляется лингвистическим и философским нонсенсом и должно быть исключено из научного лексикона. По книге "Современный рационализм" в Политехническом музее был проведен круглый стол, организованный Институтом философии РАН и Международным эколого-политологическим университетом, который должен выпускать специалистов, способных решать "проблемы человека" (экономистов, правоведов, журналистов и, конечно, экологов), но широкого, скорее гуманитарного, чем технологического или биологического профиля.

Вторая - "Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора".

Книга Н. Н. Моисеева "Быть или не быть человечеству?" была издана в 1999 г.

Последняя работа Н. Н. Моисеева "На пороге", опубликованная в альманахе Российского культурного центра "Красные холмы" в начале 2000 г., полна тревоги за судьбы России. Выдержки из нее напечатаны в "Новой газете" (№ 9 от 6-12 марта 2000 г.) как "Завещание академика Никиты Моисеева".

Никита Николаевич Моисеев умер 29 февраля 2000 г. в Москве. Он похоронен на Даниловском кладбище.

Никита Николаевич Моисеев был великим ученым. Но прежде всего он был великим сыном России, великим ее гражданином.

О своей жизни и работах он сам написал в автобиографической книге "Как далеко до завтрашнего дня" (с ней все могут познакомиться на сайте Международного независимого эколого-политологического университета, президентом которого был Н. Н. Моисеев).

Ряд других важных работ Никиты Николаевича Моисеева посетитель может найти на сайтах, адреса которых приведены ниже.

1. http://moiseev.bizland.com/index.htm . Мемориальный сайт памяти Н. Н. Моисеева.

Виртуальный Форум "Кто мы в современном мире"

Н. Н. Моисеев. Россия в контексте судьбы цивилизаций

Н. Н. Моисеев. Вехи-2000. Заметки о русской интеллигенции

Н. Н. Моисеев. Геополитическое положение России:

Перспективы развития страны

Н. Н. Моисеев. Остановить сползание в небытие (если это возможно?)

Д. С. Львов (академик - секретарь Отделения экономики РАН)

Н. Н. Моисеев. Россия в поисках нового пути (Вехи 2001 года)

Н. Н. Моисеев. Итоги Форума. Россия в XXI веке.

2. http://www.iiueps.ru/moiseev . Сайт Международного независимого эколого-политологического университета.

Н. Н. Моисеев. Судьба цивилизации. Путь Разума.

Н. Н. Моисеев. Как далеко до завтрашнего дня. 1917-1993.

Свободные размышления.

3. http://www.gmtu.magda.ru/petr/t_4.htm . Сайт Санкт-Петербургского Государственного Морского Технического Университета.

Академик Российской академии наук Н. Н. Моисеев. О необходимых чертах цивилизации будущего. Философические заметки

4. http://www.yabloko.ru/Union/MMYA/Moiseev/moiseev.html . Сайт "Молодежное Яблоко".

Н. Н. Моисеев. Будущее России и мира.

Н. Н. Моисеев. Быть или не быть человечеству.

Н. Н. Моисеев. Академик РАН с мыслями о будущем России

Ретроспектива или что означает системный кризис

Идеи Вернадского и проблема Sustainable development

Конференция в Рио и принцип "Sustainable development"

Экологическая ниша человечества и проблема ее стабильности

Глобальные кризисы человечества

Неолитический кризис

Не только монополизм, но и антагонизм

Особенности нового кризиса

Замечания о целях развития

История России знает немало выдающихся ученых и деятелей культуры, которые положили свою жизнь на благо страны, воспитали не одно поколение талантливых личностей и стали гордостью для современников. Одним из таких и был Никита Моисеев. Биография ученого и математика, а также его научная деятельность позволяют поставить его в один ряд с легендами мировой науки в области физики и механики.

Детство

Никита Моисеев родился в 1917 году в семье известных московских ученых. Его отец был преподавателем Московского университета и имел дворянское происхождение. Мать, умерла, когда мальчику было всего 5 лет, а отец репрессирован в 30-м году.

Еще во время обучения в школе Никита заинтересовался математическими науками и даже посещал кружок при одном из высших учебных заведений столицы. Кроме того, он активно увлекался спортом, и ему даже удалось стать чемпионом СССР по лыжам. В выпускном классе стал победителем математической олимпиады.

Образование

Высшее образование юноша начал получать с Московского педагогического университета, так как происхождение помешало с первого раза попасть в МГУ, но через год ему все-таки удалось стать его студентом. В период обучения активно занимался альпинизмом и даже успел поработать инструктором. В период учебы также пришлось послужить в рядах советской армии, где обучал солдат лыжному мастерству для ведения советско-финской войны.

В начале войны Никита Моисеев как раз закончил обучение и пошел служить в ряды действующей армии. Для начала его отправили на курсы, чтобы освоить военно-воздушную инженерию. Изначально он служил техником авиации, а потом инженером и в качестве руководителя вооружения авиаполка. Ему пришлось даже выполнять обязанности авиастрелка на фронтах Второй мировой войны.

Научная деятельность

В 1948 году Моисеев Никита Николаевич защищает диссертацию и начинает преподавать в МВТУ им. Баумана. Здесь читают свои спецкурсы уже известные ученые того времени Королев и Бармин. У него крепкая семья, дети, друзья - целое поколение советских ученых, влюбленных в науку.

Создаются научные школы - это целые группы людей, которые связаны общими не только научными, но и моральными идеями, где все отвечают друг за друга. Вся деятельность ученого связана с группой таких людей, которые смогли передать эстафету и подготовить огромное количество прогрессивной молодежи. Они и создали ядерное оружие, новейшую ракетную технику и сделали страну второй в мире в области инженерии и механики.

В 1956 году Никита Моисеев приходит в вычислительный центр Академии наук и занимается расчетами для траекторий космических объектов, динамическими процессами биосферы, философией, политологией и даже создает свою школу.

Он понимал, что человечество находится на грани кризиса и не знает, где остановиться, чтобы не попасть в пропасть небытия.

Ядерная зима

Вся наука, и математика в том числе, до 70-го года работала на то, чтобы создать ядерное оружие и сделать войну бессмысленной. В начале 70-х годов все поняли, что такая форма войны бессмысленна. А финальную точку в этом поставила группа ученых, которыми руководил Моисеев Никита Николаевич, с теорией «ядерной зимы». Возникла необходимость изменения курса, и политического в том числе.

Сенсацией стали результаты исследования ученика Н. Моисеева, Владимира Александрова. Он автор компьютерной модели «ядерной зимы». Он рассказал о том, как будут распространяться радиоактивные осадки и изменится наша планета. Все модели предсказывают резкое изменение температуры, если в атмосфере будет взорвано определенное количество атомных зарядов. Наступит ядерная зима, конец цивилизации - это подтверждают как элементарные, так и более сложные исследования.

Самым интересным в исследованиях было то, что после окончания ядерной войны атмосфера не станет прежней и места для человека на планете уже не будет.

Вопрос ядерной зимы для Моисеева был частным. Он решал планетарные задачи.

Общие идеи

Никита Моисеев - ученый, который поднял идею о нравственности науки. Она сейчас принята всем научным миром. Он верил, что сострадание к собственному народу и родной земле поможет справиться с нашими бедами и невзгодами. Он верил, что настоящий ученый ответственен не только перед наукой, но и перед своим народом и планетой. Никита Моисеев писал, что XX век - век предупреждений, и сегодня у нас есть шанс. Нужны ответственные коллективные решения, коллективная воля и коллективная совесть. Человечество и планета едины, и человеческий разум в своих устремлениях сохранить планету Земля должен быть един. И этот разум не имеет права быть безнравственным.

Как видим, умозаключения великого человека базировались на собственной толерантности и порядочности ко всему живому и духовному. Может, именно это помогло физику-ядерщику добиться небывалых высот.

СИСТЕМА «УЧИТЕЛЬ» и современная экологическая обстановка

Н.Н. Моисеев

Академик Никита Николаевич Моисеев - представитель блестящей плеяды ученых России XX века, благодаря которым отечественная наука на протяжении нескольких десятилетий занимала передовые позиции в мире.

Выдающийся ученый-математик и мыслитель. Великий гражданин России. Последний из легендарного племени энциклопедически образованных личностей отечественной науки XX века.


О роли учителя в современном мире много размышлял академик Н.Н. Моисеев, ученый и мыслитель, создавший свою научную школу. Он и был Учителем в самом высоком смысле этого слова.

Значение и место образования и роль учителя в судьбах отдельных народов и цивилизации в целом непрерывно возрастают по мере развития производительных сил и роста могущества цивилизации.


Всю историю человеческого общества можно изучать в контексте развития системы накопления и передачи знаний, культуры и образованности от одних поколений к другим. И проведя такой анализ, мы увидим, что именно учитель, я подчеркиваю, не политик, военный или даже инженер, а именно учитель становится постепенно центральной фигурой «истории людей».

Сегодня от учителя в первую очередь, и я это постараюсь доказать, зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете.

Когда я произношу слово «УЧИТЕЛЬ», то имею в виду не только педагогов, работающих в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям. Имею в виду всех тех людей, которые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации.

Последнее означает уже нечто большее: это чувство ответственности за судьбы «людей планеты» - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность, и зависит это будущее.

Вот почему «УЧИТЕЛЬ» - тот, кто передает эстафету знаний, культуры, особенно в «минуты роковые», - превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы.

Примеров, которые показывают, что рожденная человеком система образования и воспитания однажды меняла направление судьбоносных русел истории, достаточно, чтобы отчетливо представить себе, что нет для нации более важной задачи, чем развитие системы образования и воспитания и передача эстафеты следующим поколениям.

Вот один яркий пример. В 1860 году вспыхнула война между протестантской Пруссией и католической Австрией, тогда еще могущественной империей. Она закончилась быстрым и полным разгромом Австрии, который открыл путь к превращению Пруссии в Германскую империю. Когда генерал Мольтке, командовавший прусской армией, докладывал о своих успехах королю Вильгельму, то Бисмарк произнес знаменитую фразу о том, что это не прусская армия победила австрийскую, а прусский учитель победил австрийского.

И старый канцлер был прав. За два столетия, которые прошли после победы Реформации и утверждения новой системы ценностей, благодаря прежде всего прусскому учителю изменился весь образ жизни народа: повысилась его целеустремленность, возросло чувство ответственности за мастерство во всех его проявлениях. Только теперь немец стал тем немцем, которого мы знаем - стойким и дисциплинированным мастером и солдатом.

Именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «УЧИТЕЛЬ», сделается лидером XXI века! Еще раз: не та, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям.

Но для того чтобы система «УЧИТЕЛЬ» была способна сделаться истинным движителем цивилизации наступающего века и содействовать процветанию нации, все те, кто ее создают и обеспечивают ее функционирование, должны четко представлять потребности страны и те трудности, с которыми столкнется человечество уже в ближайшее время.

А предсказать многие особенности того, что нас ожидает, почти невозможно. Значит, развитие этой системы не может следовать каким-либо раз и навсегда данным стандартам, а должно непрерывно корректироваться изменениями условий жизни. Система «УЧИТЕЛЬ» должна сочетать положительный опыт традиций со все время возникающими новыми потребностями, и по мере того, как растет скорость изменения условий жизни, должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания, должно происходить включение в систему новых знаний и отбраковка старых. Творческое начало в процессах образования и разнообразие типов обучения тоже должно развиваться во все большей степени.

Сегодня на авансцену выходят проблемы взаимоотношения природы и общества, того, что не совсем точно называют экологией. До сих пор было принято считать, что природные факторы - всего лишь некоторый фон, на котором разворачиваются события, происходящие в обществе. И такой подход был в известной мере оправдан, поскольку за время жизни ряда поколений природные условия оставались практически неизменными. Только пожилые люди иногда вспоминали, что в былые времена вроде все кругом было не таким, как сегодня! Теперь же природная ситуация меняется катастрофически быстро. И из фона среда, окружающая человека, превращается в действующий персонаж человеческой трагедии. И этот персонаж грозен. Он постепенно выходит на авансцену истории и грозит бедами, которые сейчас во все большей степени занимают умы ученых. Это и неизбежное изменение климата, и постепенный распад озонового слоя, ухудшение генофонда, опаснейший рост городов и разрушение традиционной культуры, рост наркомании, преступности и т. д. И наконец, может быть, самое грозное - неизбежное исчерпание ресурсов, ибо Земля на самом деле очень невелика, запасы, накопленные былыми биосферами, весьма ограниченны, а потребности человечества удваиваются каждые 10-12 лет.

Где же выход? И есть ли то, что может спасти человечество, обеспечить ему будущее? На этот вопрос хотел бы со всей определенностью ответить: я верю, что выход есть, и главным действующим лицом в его реализации будет Учитель! Только система «УЧИТЕЛЬ» способна вывести человека из грядущего и очень близкого кризиса.

Наука утверждает, и мы обязаны признать утверждение, сколь бы нам это ни было трудно, что человечество сможет иметь шанс на будущее только тогда, когда оно снова окажется в равновесии с биосферой, т. е. когда станет возможным обеспечить состояние коэволюции биосферы и общества. Другими словами, когда прогресс человечества будет сопровождаться и развитием биосферы.

Значит, деятельность человека, вся его активность должна быть подчинена определенным требованиям природы: человек обязан жить в рамках определенного экологического императива! И императив этот будет очень жестким.

Род людской всего лишь один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. И вне биосферы он существовать просто не может! Все рассуждения об автотрофности, кем бы они ни произносились, остаются чистой фантастикой. Все развитие человека подчинено тем же общим законам, которым следует и все остальное живое вещество. Еще раз: человеку смертельно опасно игнорировать эти законы и чувствовать себя властелином, а не частью того мира, в котором он живет. Мир - это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме.

И в этих условиях системе «УЧИТЕЛЬ» предстоит сыграть особую и определяющую роль! Значимость ее переоценить невозможно. И мы, участники этой системы, должны не просто составить те или иные программы, а заложить основы той цивилизации, в рамках которой человечество способно жить и развиваться.

Можно ли решить стоящие перед нами задачи и как это сделать?

Нам могут справедливо сказать, что цивилизация будущего - пока еще область фантазии, что народы разные и цивилизаций много, и они тоже очень разные. Одно дело христианская Европа, другое дело мусульманский Восток, и уж совсем иная и малопонятная нам цивилизация Японии. И это все верно. Но человечество взаимодействует с природой как единый биологический вид, и у всех цивилизаций должен быть некоторый общий вектор усилий. Подобно тому, как при всем различии языков и алфавитов у всех людей планеты единая арифметика и все они используют одни и те же цифры.

И я смею утверждать, что основы этой «экологической арифметики» уже существуют, во всяком случае, в русской философской традиции, русском космизме и великом русском естествознании В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, И.В. Тимофеева-Ресовского уже выработаны. Их фундамент - это осознание себя активной частью Природы (и даже шире - Космоса), это единство с ней, это осознание себя в мире живого, это вера в возможность претворить в жизнь великие принципы коэволюции.

Значит, самое первое - нам надо самим осознать эту «арифметику», проникнуться идеей единства, включить ее в наше общее образование, сделать частью нашей общей культуры. В этом я вижу нашу главную обязанность и нашу ответственность перед потомками.

Реализация этой обязанности сведется к решению множества конкретных задач. И очень непросто выделить главные. А может быть, самой главной и нет! Ибо все задачи взаимосвязаны, и разрушение хотя бы одного звена в этой системе ведет к ее полному разрушению. И всю эту совокупность задач мы должны наметить и решить сами - нам никто сегодня просто не способен ее поставить.

Я убежден, что сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании - обо всей системе «УЧИТЕЛЬ», основанной на новой этике и новом понимании места человека и задачах его цивилизации. И новой нравственности! Об этом тоже не надо забывать.

Моисеев, Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. – 2010 . - № 2 . – С. 4-7.

Моисеев Никита Николаевич (23.08.1917-2000), российский математик. Родился в Москве. В 1941 окончил механико-математический факультет Московского университета по специальности функциональный анализ. Но дальнейшая научная работа была прервана Великой Отечественной войной. После войны он защитил диссертацию. Будучи заместителем директора Вычислительного центра АН СССР (с 1954), Моисеев организовал факультет управления и прикладной математики в Московском физико-техническом институте и стал его первым деканом. Основоположник ряда новых направлений в прикладной математике. Работы ученого посвящены механике и гидродинамике, численным методам в теории оптимального управления, теории иерархических систем, имитационному моделированию, автоматизации проектирования. Известность ему принесла другая область деятельности. Разработанная ученым и его коллегами система моделей биосферных процессов позволила в 1983 сделать первые численные расчеты последствий ядерной войны, получившие широкую известность под названием «Ядерная зима». Во многом именно эти работы остановили угрозу развязывания ядерной войны, ускорив процесс политической разрядки и притормозив гонку вооружений.

Постепенно проблемы эволюции биосферы, экологии, жизни на Земле и, как следствие, проблемы выживания человечества стали главными в деятельности ученого. Исследований антропогенных воздействий на процессы в биосфере привели Н.Н. Моисеева к оригинальной идее универсального эволюционизма, в рамках которой он пришел к новому пониманию принципов взаимодействия человека и природы. Последние два десятилетия Н.Н. Моисеев вел активную научную работу в области методологии и проблем математического моделирования процессов окружающей среды. Он возглавлял российский Зеленый Крест, был членом международного директората Института жизни (Париж). Под руководством Н.Н Моисеева разработана концепция первого в России вуза социально-экологической направленности, и на ее основе создан Международный независимый эколого-политологический университет (1994), первым президентом которого он стал. Лауреат Государственной премии СССР (1980), премии Совета министров СССР, международной премии «Глоб-500″, награжден золотой медалью П.Л. Капицы. Экологической общественностью России признан «Зеленым человеком года» (1999).

Последние годы жизни Н.Н. Моисеев посвятил анализу причин кризиса общественно-политической системы России и поиску путей его преодоления. Он писал статьи и книги, пытался встречаться с политиками, разрабатывал пути выхода из кризиса. Последние философские работы Моисеева проникнуты надеждой на будущее, верой в востребованность его идей.