Будьте всегда в настроении. Правильно используйте стрессовые ситуации

Владимир Сафонов в блоге «Записки психолога» рассказывает, что такое психология победителя.

Первым делом интереса ради вбиваю в поисковике «психология победителя в спорте». Среди двух миллионов сайтов натыкаюсь на статью с таким же названием в блоге «Север не для слабых». Этот блог детской спортивной школы номер 6 в Норильске. Дело в том, что несколько месяцев назад, я побывал в этом северном городе, где проводил семинар «Практическая психология спорта высших достижений».

Тогда я был удивлен количеством собравшихся, интересом тренеров и преподавателей физвоспитания к теме семинара. Меня много спрашивали как раз о том, как выигрывать соревнования, когда ты лидер, как побеждать самого себя. Оказывается в Норильске так поставлено дело, что 100 процентов (!) учащихся занимаются спортом, в том числе и те, кто не очень здоров. Так мне стало понятно, что для норильчан словосочетание психология победителя - не пустой звук.

В предыдущем материале я о психологических составляющих победы, главная из которых адекватность/неадекватность «планки» успешного выступления на соревнованиях. В приведённых примерах я хотел показать жесткость установок. «В каждой гонке будем бороться за победу». «В двух программах делаю ПЯТЬ четверных прыжков». И так далее. Когда на протяжении сезона это не реализуется, психика спортсмена ломается. Речь уже не идёт о завоевании первого места. Психология победы, прежде всего, победа над собой - преодоление своих сомнений к достижению поставленной цели.

Количество удачных стартов порождает уверенность в своих силах. Похвала, поддержка прибавляют сил и желания продолжать многотрудный процесс спортивного совершенствования. Но в тоже время надо понимать, что в спорте есть неписанный закон: после победы рано или поздно наступает поражение.

В спорте есть неписанный закон: после победы рано или поздно наступает поражение.

Психология победы и психология победителя это как принцип детерминизма в психологии - с одной стороны внешнее преломляется через внутреннее, с другой внутреннее предопределяет внешнее. Иными словами, наше внутреннее состояние регулируется внешней ситуацией. Но при этом, какая это будет ситуация зависит от того, что у нас внутри.

Суть психики заключается в организации приспособительного взаимодействия нас с внешним окружением. В основе этого приспособления лежит принцип единства сознания и деятельности, а обратная его сторона единство бессознательного и поведения.

Рассматриваю со спортсменом конкретную ситуацию, когда он терял способность сознательно контролировать свои действия на соревнованиях. В тот момент у него включались автоматизмы поведения, которые уже не раз происходили в критические моменты соревновательной борьбы. Чаще всего он не понимал, что происходит и терпел поражение. Объяснял это так: «Не знаю, почему я так делал». Отсюда делаем вывод: главная задача в соревновательной деятельности - способность сознательного контроля того, что происходит и то, как надо действовать.

Главная задача в соревновательной деятельности - способность сознательного контроля того, что происходит и то, как надо действовать.

А теперь вопрос: что надо контролировать, если возможности внимания, как направленности сознания, весьма ограничены - всего ОДИН элемент. На самом деле, с каждым спортсменом это очень индивидуально. Тем более, что у него уже накопился богатый негативный опыт: «Хотел как лучше, а получилось как всегда». В общем, концентрироваться на конечном результате - самое последнее дело.

По ходу соревнования у спортсмена, идет постоянное сопоставление положения дел - как надо и как получается. Или идёт сравнение, - какие результаты у соперников и какие у него самого. И при этом всегда дается установка тренера или самоприказ - собраться, сконцентрироваться на себе. Но как тогда быть, ведь нужен определенный результат?

Концентрироваться на конечном результате - самое последнее дело.

Да, концентрироваться надо. В процессе выполнения спортивного упражнения концентрация внимания-сознания должна быть направлена на конкретный элемент - элемент техники или на конкретное чувство, сопутствующее успеху. Так, чувство успеха у Игоря Тер-Ованесяна, участника пяти Олимпиад и рекордсмена мира по прыжкам в длину было «чувство полета». А Владимир Сальников, который первый в мире проплыл 1500 метров быстрее пятнадцати минут, называл это состояние «чувство кипятка», оно появлялось у него на 13-й сотне метров.

Непосредственно слагаемые психологии победителя назвать несложно. Это умение выйти на пик спортивной формы к главному соревнованию. Это способность сохранить, «не расплескать» эмоциональный потенциал до момента старта. Это контроль своих действий и своего состояния, несмотря на противостояние соперников. Это умение принимать решения адекватно ситуации. Наконец, это способность в соревновательных паузах «отключаться» от происходящего (Сергею Бубке и Елене Исинбаевой приходилось до двух часов ждать своей очереди, находясь в секторе для прыжков). Но как это всё реализовать, тем более, что с каждой победой вероятность поражения возрастает?

Спортивная наука этим вопросом занимается давно. Это так называемая проблема идеального спортсмена. В 70-е годы прошлого столетия Международным Олимпийским Комитетом перед наукой была поставлена задача найти критерии (модельные характеристики) идеального чемпиона в каждом виде спорта. Для этого на протяжении 10 лет (6 Олимпиад, большое количество чемпионатов мира и континентов) призеры соревнований обследовались по единой программе. Четкие критерии идеального спортсмена найти не удалось. Но оказалось, что независимо от вида спорта, спортсмены с успешной карьерой на протяжении многих лет характеризуются определенными личностными качествами. Самостоятельность, ответственность, решительность, самоконтроль и эмоциональная устойчивость.

О каждом качестве многое можно сказать, но главное то, что они формируются естественным образом. Сам факт занятия спортом, минуя сознание, вынуждает их развиваться. А если, понимая это, целенаправленно акцентировать сознание соревнующегося именно на них? Собственно, в своей работе я так и делаю. Обсуждаем со спортсменом значение каждого качества, намечаем программы их развития.

Самостоятельность, ответственность, решительность, самоконтроль и эмоциональная устойчивость.

Помню, работал я с 15-летним перспективным спортсменом престижного вида спорта. Родители состоятельные. На встречу приезжает на машине. На сессии присутствует телохранитель. С его слов «все всё делают не так». При этом он не знает где стиральная машина, в которой прислуга стирает его спортивную одежду. Как-то предложил узнать, где же эта машина находится, так даже его телохранитель привстал. Прошли годы, продолжаем контактировать, когда вспоминаем эту историю, оба улыбаемся.

Кстати, модная сегодня психология менеджмента установила качества успешного менеджера. Оказалось всё тоже же самое, что и в спорте. Особенность деятельности спортсмена и руководителя одна - и тот и другой сам должен принимать решение в быстро изменяющихся ситуациях.

Сегодня я остановился на двух аспектах психологии победителя. Что происходит со спортсменом в ситуациях соревновательной борьбы - это надо понимать. И какие личностные качества есть у спортивного характера. Они предопределяют сознательное стремление спортсмена к максимальным нагрузкам и нацеленность на новые спортивные достижения.

Правда этого не достаточно для того, чтобы побеждать. Реализация спортивной подготовленности зависит ещё от того в каком психическом состоянии находится спортсмен перед и во время старта. Особенности психического состояния заключаются в том, что в одном случае оно может вести к успеху, а в другом к неудаче. Об этом в следующий раз.

…На прошедших выходных два спортсмена, с которыми работаю уже не один год выступали на соревнованиях. У одного подходил к концу очень успешный сезон, все старты шли с плюсом. Другой, сезон только начинал - принципиально важный для себя. Первый не смог справиться со своими эмоциями, второй доволен результатом - ему удалось не потерять контроль своих действий.

В 1984 году Денис Уэйтли написал книгу «Психология победителя», после чего термин стал нарицательным. Впоследствии многие психологи и тренеры пытались дать свои ответы на вопрос, что же это значит.

Одна из главных мыслей Уэйтли такова - победители и проигравшие не конкурируют. Есть четкая, хоть и абстрактная линия между победителями и проигравшими. 1% великих и 99% всех остальных: так было устроено во все времена.

Автор книги делает огромный акцент на привычках. Он утверждает, что победителей возвышают их хорошие привычки, тогда как проигравших тянут на дно плохие. Поэтому вывод напрашивается сам собой: концентрируйтесь на одном, избавляйтесь от другого.

В книге собраны девять привычек, которые должен в себе развить человек, желающий быть успешным. Это тяжело, поэтому таких людей мало. Но настойчивость и терпение способны сделать из аутсайдера лидера.

1. Самопроецирование

Самопроецирование - это акт четкой и ясной картины того, чего вы хотите достичь. Это также о том, чтобы знать свою конечную цель. Но не только: вместо того, чтобы просто добиваться конечной цели, создайте в своей голове фильм, который покажет, как вы ее достигли.

Большинство людей имеет абстрактные цели, о которых даже не думает. Это нечто вроде мысли «Нужно выучить английский язык» или «Хочу открыть свой бизнес». Никаких подробностей, никакой визуализации.

Самопроецирование может также включать медитацию, мантры и аффирмации. Это все развивает шестое чувство, которым обладают победители.

2. Четкие и определенные цели

Самопроецирование прекрасно, но не само по себе, а в комбинации с другими качествами и умениями. Способность ставить четкие цели - одна из них. Без четкости все ваши великие цели просто мечтания. Техника поставки целей SMART - одна из наиболее эффективных.

3. Концентрация на позитивных моментах любого события

Люди, которые терпят неудачу, всегда обеспокоены. Что, если я сделаю это не так? Что, если начальству не понравится мой проект? Что, если я не смогу достичь своих целей?

Эти беспокойства и страх ничего полезного не несут. Они только увеличивают стресс и вероятность того, что у вас действительно ничего не получится.

Намного полезнее и лучше оставаться позитивно настроенным и оптимистичным относительно результатов. Даже если ничего не получится, это не должно вас задевать. Относитесь к неудачам как ученый: «Так, этот способ не сработал, попробуем другой».

4. Решимость

Вы должны иметь решимость самому определять, что вам нужно и действовать. Нерешительный человек будет вечно работать над планом, просчитывать риски и грязнуть в теории, тогда как решительный потратит на это в десять раз меньше времени и ринется в бой. Победители - решительные люди, они принимают ответственность за решения и действуют.


5. Осознанность

Победитель всегда понимает, что происходит и какими словами можно описать текущую ситуацию. Он также будет честен с самим собой относительно своей личности: он знает о своих недостатках и неудачах.

Осознанность - это также эмпатия. Если вы понимаете, что чувствуют окружающие и можете испытывать те же эмоции, это дает вам широкую основу для понимания. Оно может привести к гибкости и готовности к переменам.

Осознанные люди всегда в курсе того, что происходит как с ними, так и с другими людьми. Они быстро разбираются в текущей ситуации и адаптируются к ней.

6. Самооценка

Адекватная самооценка возникает отнюдь не тогда, когда вы находите подтверждение ей в реальном мире. Несмотря на то, что это приятные моменты, в глубине души вы должны понимать, что самооценка исходит изнутри.

Если вы все правильно делаете, то успех не даст вскружить вам голову, а критика не снизит уверенность в своих силах. Вы знаете о достоинствах и недостатках, поэтому неудачи и победы воспринимаете несколько иначе, чем другие люди.

7. Самодисциплина

Немногие готовы признать, что успех требует огромного количества работы. Всем хочется получить волшебную пилюлю. Все хотят легких «хаков», не понимая, что «хаки» - это лишь приложение к большому труду, а никак не решение.

Чтобы достичь своих целей, необходимо привить себе сложные привычки, отказаться от многих развлечений и тренировать самодисциплину каждый день.

8. Разговор с самим собой

Он может происходить как вслух, так и в мыслях. На наших плечах сидят ангел и дьявол и нашептывают нам, что нужно делать.

Дьявол говорит нечто вроде:

  • Прекрати работу
  • Вышла новая серия «Игры престолов»
  • Ты глупый и у тебя ничего не получится
  • Ты неудачник

Ангел говорит:

  • Поработай еще несколько часов, чтобы успеть сделать проект
  • Не ешь эту пищу, она вредная
  • У тебя все получится
  • Развивай новые навыки

Записывайте свои мысли. Это позволит извлечь их из головы и посмотреть на них осознанно.

9. Цельность

Цельные люди делают только то, во что верят. Они не прогибаются. Подстраиваются, но не прогибаются - и это огромная разница. У них есть убеждения, которые они не предают. Они черпают силы изнутри, а не снаружи. опубликовано econet.ru

Что слово «успех» означает именно для вас?

Такие термины как «успех» и «быть успешным» могут означать весьма разные понятия в зависимости от контекста и подразумевать наличие порой совершенно противоположных умений и навыков, применяемых к различным жизненным ситуациям.

Например, в повседневной жизни большинство людей считают ложь нехорошим качеством (хотя, возможно, кто-то делает исключение в ситуации «ложь во имя спасения»). Однако для игрока в покер, например, искусство правдоподобного блефа может быть (если не сказать «должно быть») ценным умением (необходимым качеством), делающего его «успешным» и позволяющим достигать победы, то есть успеха в его понимании.

Поэтому, если дело касается игр, построенных на разного рода обмане, то «успех» в них часто зависит от способности хорошо лгать, причем не только словами, но и невербальными знаками — языком тела. Для этого участникам приходится учиться контролировать свое подсознание, жесты, сердечный ритм и другие видимые проявления чувств, способные выдать другим истинное положение дел.

Успешными в этом смысле называют людей, достигнувших высот самоконтроля или научившихся сводить к минимуму проявление (вербальное и невербальное) определенных эмоций.

Хотя деятельность добросовестного маркетолога или продавца никак не связана с обманом, все же успешные предприниматели, как правило, хорошо знают не только психологию продаж и ментальные особенности (вербальные и невербальные) клиентов, но и понимают, как на них самих влияет та или иная деятельность, приносящая либо успех, либо поражение и связанные с этим эмоциональные последствия.

В своей книге «Мозг победителей» (The Winner’s Brain) эксперты Гарвадского университета в области психологии Джефф Браун (Jeff Brown) и Марк Фенске (Mark Fenske) обосновывают теорию о том, что успех (в общем понимании этого слова) по большому счету не зависит ни от уровня интеллектуальных способностей (IQ), ни от обстоятельств, ни от финансовых возможностей, ни даже от удачи. Успех, по их мнению, в основном связан со способностью человека (читайте — маркетолога) взрастить в себе «мозг, устойчивый к поражениям и неудачам».

Если это так, тогда ключевым моментом в вопросе успеха (в том числе и в маркетинге) является способность взять на себя ответственность за состояние собственного сознания.

Что это может означать на практике?

Рассмотренные в этой статье 8 фрагментов инфографики и приведенные к ним комментарии могут пролить свет на этот вопрос.

Для начала необходимо выяснить всю правду о собственных достоинствах и недостатках, какой бы горькой она ни была. Благо, что наш мозг является очень гибким инструментом, поддающимся не только точной настройке, но и познанию как таковому. Для этого в нем предусмотрена так называемая передняя часть поясной извилины (anterior cingulate, выделено на изображении ниже), активизирующейся во время процесса самоанализа:

Для чего это нужно: понимание слабых и сильных сторон собственных интеллекта и мировоззрения помогает более адекватно оценивать свои умственные возможности при принятии маркетинговых решений.

На этом этапе важны 2 момента:

  • нужно найти эффективный мотиватор (у каждого он будет индивидуальным), отличный от денег и успеха;
  • выявленные на этапе самоанализа ментальные недостатки нужно превратить из текущих преград в долгосрочную пошаговую программу по их преодолению.

Пример: игрок в покер всякий раз, когда к нему приходит «плохая карта», склонен почесывать нос. Для начала он выявляет это, затем сознательно контролирует недопущение данного действия и со временем после многочисленных повторений закрепляет на подсознательном уровне отказ от этой привычки.

Применение в работе маркетолога: специалист «по складу характера» не любит проводить сплит-тестирование. Если он не выявит у себя наличия этого ментального порока, скорее всего, он так и не сможет стать успешным профессионалом. Если же он честно себе в этом признается (первый шаг), тогда следующим этапом должны стать целенаправленные действия по внедрению в работу А/В-тестов и доведение этой привычки до подсознательного автоматического уровня.

Процесс постановки таких целей и действий по их достижению наш мозг выполняет активизируя сразу несколько своих участков:

первый ряд картинок (fig.1-fig.3) показывает, какие участки головного мозга участвуют в постановке целей;
второй ряд картинок (fig.4-fig.6) демонстрирует, как работает мозг человека, когда он начинает осуществлять намеченные действия.

Нетрудно заметить, что задействуются разные участки головного мозга. Таким образом, если индивид только планирует, но ничего не делает для воплощения планов в жизнь, часть коры головного мозга, отвечающего за активные действия отвыкает от своей «работы».

При этом все нужно делать по порядку. Следующий фрагмент инфографики покажет почему это важно.

Действительно, плохо когда кто-то медлит с конкретными действиями. С другой стороны, излишняя торопливость тоже не признак успешного человека. Если этапу самоанализа и постановки целей было уделено достаточно внимания, то после этого нервной системе человека легче полностью сконцентрироваться на достижении поставленных целей.

Он уже не отвлекается на размышления о том, что нужно предпринять, а выплескивает весь свой могучий потенциал — ведь кроме недостатков у всех нас есть и очевидные достоинства — на получение намеченного результата. На этом этапе кора головного мозга функционирует так:

Если сравнить эту часть инфографики с предыдущей, то можно более наглядно представить себе почему мозговая деятельность в стадии концентрации более эффективна — если в голове (на определенный момент времени) все «разложено по полочкам», нет необходимости одновременно отвлекать интеллектуальный потенциал на другие действия (самоанализ, постановку целей). Постоянная многорежимность еще никого не делала успешным.

Негативные эмоции (такие как стресс и гнев) в некоторой степени можно сравнить с ракетным топливом — тот, кто сможет научится использовать их мощь, имеет больше шансов добраться до назначенного пункта без бессмысленных нерезультативных потерь. И дело тут необязательно в том, что нужно научиться постоянно подавлять эти нехорошие эмоциональные проявления, но, скорее в том, чтобы (образно говоря) набросить на них поводья и затем направлять их в нужное конструктивное русло. Научиться делать это можно с помощью следующих психологических установок:

  • возникающую проблему следует рассматривать не как проблему, а как очередной вызов, справившись с которым можно приобрести новые ценные умения и навыки;
  • к неудачам нужно относиться как к возможно давно назревшему основанию пересмотреть некоторые принятые ранее решения, чтобы двигаться в новом, более адекватном направлении.

То, что эмоциям нельзя позволять бесконтрольно хозяйничать, показывает следующий фрагмент инфографики:

Комментарий: на картинке показано, что в ситуации, когда кто-то испытывает ярость по какому-либо поводу, то активизируются целых 5 участков головного мозга, практически не оставляя физической возможности для других видов позитивной деятельности. Однако при этом первое и третье изображения (fig.1 и fig.3) показывают, что в состоянии ярости активизируются те же участки, что и во время активных действий (сравните с предыдущим фрагментом инфографики).

Тот, кто помнит прошлое, может предсказывать будущее. Большинство успешных маркетологов объединяет одно общее качество — способность видеть ситуацию на несколько шагов вперед. Это никакое не чудо, а результат применения последовательно накопленного в прошлом маркетингового опыта, разложенного по соответствующим «нейронным полочкам»:

Комментарии: важную роль в хранении информации и в преобразовании краткосрочной памяти в долгосрочную играет часть лимбической системы головного мозга, именуемой гиппокампом. Кроме него, однако, функционирование памяти поддерживается еще как минимум 3 участками.

Выводы: если вы владелец бизнеса — а это автоматически подразумевает, что вы обязаны в определенной мере быть маркетологом — старайтесь запоминать свежую аналитику, характеризующую ваши бизнес-процессы. В нужный момент подобные знания могут всплывать из памяти, помогая принимать стратегически правильные решения.

Процесс зачастую представляет собой череду неудачных экспериментов, неверных предположений и неправильно интерпретированных статистических выкладок. Для того, чтобы добиться успеха в подобной ситуации, маркетологу не обойтись без своевременной мозговой «перезагрузки»:

Так много людей даже не задумаются о важности в своей жизни того, о чем думают. А ведь наши мысли - всему начало . То, о чем мы думаем, рано или поздно осуществится.

Когда вам нужно решить какую-то конкретную задачу, вы начинаете над ней задумываться. Вы думаете о ней до тех пор, пока не найдете ответа.

Начинайте размышлять над позитивными вещами, над тем, что хотите иметь в своей жизни. Думайте об успехе, а не о поражении, достигайте успеха через свой разум.

Невозможно получить успех в жизни и бизнесе, если постоянно размышлять о поражении. Невозможно стать богатым, думая о нищете.

Просто необходимо нарисовать в своем разуме картину успеха и постоянно думать об этом. Нужно научиться мыслить категориями успеха. Не важно, как сегодня обстоят ваши дела, если вы научитесь смотреть на вещи с позиции успеха, вы его достигнете.

Смотрите в свое будущее и представляйте себя успешным человеком, думайте о себе, как об успешном человеке. Достигайте успеха в своих делах, думая категориями успеха.

Знаете, в Библии есть одна интересная и очень поучительная история. Когда Моисей выводил Израильский народ из Египта, нужно было пойти и осмотреть ту землю, которую им обещал Бог. Было послано 12 человек для осмотра этой земли. Бог назвал эту землю землей, где течет молоко и мед, то есть это была изобильная земля.

И действительно, они в этом убедились сами, когда посмотрели на эту землю и плоды, которые росли на этой земле. Они срезали виноградную кисть, но она была такая большая, что несли ее на шесте два человека.

Казалось бы, все просто отлично, завоевывай эту землю и наслаждайся ею. Но, 10 из 12 человек, посланных на разведку земли, мыслили категориями страха и поражения. Они сказали, что в этой земле живут великаны и что они увидели себя саранчой перед ними. Больше того, они сказали, что так же они выглядели в глазах великанов (как будто они могли это знать).

Всего двое из 12 в этой ситуации мыслили категориями победы. Они сказали, что они смогут победить этих великанов и завладеть этой хорошей землей.

Этот страх и мысли о поражении стоили им 40 лет скитаний по пустыне и, в конечном итоге, жизней, никто из них не вошел в землю обетованную. Вошли только те двое, которые мыслили категориями победы, и новое поколение, которое родилось в пустыне в эти 40 лет.

Очень образная история, не правда ли? Достигают успехов те люди, которые уверены в своем успехе, даже если успех приходит не сразу. Все когда-то начинают делать первые шаги в бизнесе и не все сразу получается.

В это время очень важно не остановиться, не согласится в своем разуме с поражением, но настроить себя на успех и продолжать движение вперед.

В наш разум могут приходить различные мысли, но мы решаем какие мысли принять, а какие отвергнуть. Когда приходят мысли о поражении, не принимайте эти мысли, противостоите им.

ДУМАЙТЕ и ГОВОРИТЕ о победе . О силе слова вы можете прочитать на странице http://preuspevanie.com/blog/?p=22 . О чем вы думаете, о том вы и говорите. Поэтому просто необходимо думать о том, что хотите иметь в своей жизни, а не о том, чего не хотите.

Как это понять? Если вы думаете о себе как о неудачнике, то, что бы вы ни делали, вы всегда терпите поражение, с вашего языка постоянно срываются слова о том, что вам вечно не везет, и вы это имеете, вам действительно не везет. Так ведь?

Есть также люди, которые уверены, что у них всегда все получается просто отлично, они уверены в себе и у них действительно все получается. С такими людьми всегда приятно находится рядом, от них исходит позитивная энергия. Мысли таких людей не расходятся со словами и действиями.

Любое действие начинается с мысли . Сначала мы думаем об этом, потом говорим, а потом осуществляем. Вы можете вспомнить, чтобы вы что-то начали делать, сначала не подумав об этом? Конечно, нет. И, конечно, мы говорим о своих желаниях, мечтах планах или страхах и опасениях.

Контролируйте свои мысли и слова, это в вашей власти. Один человек сравнил мысли с птицами. Над нашей головой могут летать много птиц, но от нас зависит, позволим мы им свить гнездо в нашей голове.

На любую ситуацию можно посмотреть «разными глазами». Можно впасть в депрессию и думать, что нет выхода, а можно извлечь из этой ситуации уроки и радоваться, что не случилось того, что могло бы случиться, если бы это не закончилось, что это просто опыт.

Наша реакция на ситуацию - это наши мысли , позитивные или негативные и, естественно, наши слова.Наши мысли преобразуются в слова. Наши слова, через уши проникают внутрь нас и, либо ободряют и подкрепляют нас, либо приводят в состояние страха и депрессии.

Давайте подведем итог. Хотите быть сильными и успешными в каждой области жизни? Тогда не допускайте негативным мыслям о поражении и разочаровании свить гнездо в вашем разуме, думайте позитивно и говорите о победе и успехе.

Желаю вам научиться жить жизнью успеха, созидая ее своими мыслями и словами! Будьте успешными!

В чем секрет психологии победителя? Возможно ли ее взрастить, сформировать, или она дается от рождения отдельным счастливчикам? Ответы на подобные вопросы, наверное, хочет получить каждый тренер и спортсмен. Давайте попробуем это сделать.

Хорошо известно, что есть люди, от рождения имеющие огромный талант успешно выполнять определенные действия. Когда их спрашивают, как они это делают, они совершенно искренне затрудняются ответить на этот вопрос. Однако другие люди с помощью специальных методик сумели выстроить модель успешного поведения и теперь могут обучить этому всех желающих. Но модель построена на основе воспроизведения тех действий, которые на самом деле выполняют успешные люди, не осознавая этого.

Моделирование успешности основано на использовании идеи о том, что все наше поведение регулируется нервной системой , и весь опыт, который мы получаем в течение жизни, кодируется и сохраняется в нервной системе навсегда. Следовательно, можно предположить, что одинаковые стимулы будут вызывать похожие реакции организма.

Вторая идея, использующаяся в моделировании успешной деятельности, заключается в том, что слово играет ведущую роль в программировании нашего поведения , так как непосредственно связано с опытом, закодированным в нервной системе. Под опытом мы имеем в виду ту информацию, которая поступает в наш мозг непосредственно через органы чувств. Другими словами, опыт – это то, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать своими рецепторами.

А вот слово только условно связано с определенной частью опыта и служит для того, чтобы как рыболовный крючок, пригодный к лову только определенного вида рыб, вытаскивать из нашего \"чулана\" ту часть опыта, которая когда-то условно с ним соединилась. Этот факт очень важно понять и постоянно о нем помнить, потому что именно посредством слова мы создаем тот и иной тип своего поведения.

Именно в практике использования слова для формирования своего поведения и скрыт секрет психологии победителя, и именно об этом мы будем с вами говорить. Секрет психологии победителя прост: в основе такой психологии лежит привычка к позитивному мышлению . А вот о том, как достичь такого мышления, как выработать подобную привычку и пойдет у нас разговор.

Основная идея, на которой выстроены все модели поведения, заключается в том, чтобы вначале разбить его на составляющие шаги. Поскольку наш мозг работает по принципам, аналогичным работе компьютера, то и многие моменты работы с компьютером вполне допустимо переносить на программирование поведения: своего собственного или чужого. Каждый пользователь компьютера знает, что машина на выходе может выдать только тот результат, получение которого было предопределено программой на входе.

То же самое происходит и с нашим мозгом: программу своего поведения мы закладываем в него словами, которые произносим мысленно или вслух. Поэтому, как вы уже понимаете, у победителя свой словарь, у неудачника – свой. Секрет успешности и мастерства одинаков во всех видах человеческой деятельности . И, если вы усвоите его, вы сможете быть успешны не только в спорте, но и в других областях своей жизни.

Модель мастерства можно мысленно представить себе как две ступеньки, нижняя из которых представляет собой знания, умения и навыки, необходимые для овладения данным видом деятельности, а верхняя ступенька – это те особенности, которые отличают мастера от ремесленника. Для того чтобы быть спортсменом, необходимо овладеть технико-тактическими умениями и навыками, свойственными данному виду спорта, надо развиваться физически и поддерживать в хорошей физической форме свое тело. Но каждый тренер согласится со мной в том, что только перечисленных качеств явно недостаточно для высших достижений в спорте. Должно быть еще что-то, что выделяет чемпиона, победителя из остальных участников соревнования. И это \"что-то\" расположено уже на второй ступеньке. Задачей автора и читателя и будет выяснение того, что представляет собой это \"что-то\" и как его добиться.

По мнению ведущих специалистов в области спортивной психологии, в процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. На вершине спортивного Олимпа удерживаются только те спортсмены, которые выступают стабильно хорошо.

Для реализации этих целей спортсмену потребуется его психологический ресурс . Основными характеристиками этого ресурса являются:

  1. наличие сильной внутренней мотивации, отсутствие необходимости во внешней мотивации;
  2. настрой на выигрыш в соревнованиях любого уровня, готовность проявить все свои способности в процессе соревнования;
  3. способность видеть различия между количеством заработанных очков в процессе выступления и своей спортивной формой;
  4. готовность учиться на своих ошибках и способность выдерживать критику;
  5. позитивное, но реалистичное мышление, способность сохранять позитивный подход к себе и к своему выступлению, способность не сдаваться ни при каких обстоятельствах и не терять надежды;
  6. способность владеть своими чувствами;
  7. способность играть только разумом и телом, но не эмоциями (тем более негативными);
  8. способность сохранять спокойствие и стабильность, особенно в напряженные моменты (напряжение – это проба сил);
  9. поддержание необходимого уровня концентрации в течение всего выступления;
  10. способность стабилизировать состояние энергичности и бодрости;
  11. способность сохранять уверенность в себе в различных ситуациях соревнования;
  12. способность полностью осознавать свой потенциал;
  13. способность в каждом выступлении проявить весь свой потенциал.
Все вышеперечисленные характеристики дают нам понимание того, из каких компонентов необходимо выстраивать психологию победителя. Если сказать коротко, то, наверное, главное отличие между спортсменом с психологией победителя и спортсменом, не обладающим этим качеством, заключается в четкости, конкретности поставленной цели и в отношении к проигрышу. Принято считать, что все вышеперечисленные качества даются отдельным счастливчикам от рождения, однако, на самом деле всем этим качествам возможно обучить.

Примерами спортсменов, обладающих психологией победителя в полной мере, могут служить Михайлович, Кристиан Вьери, Верон и Альберто Томба. И хотя здесь названы только имена футболистов, в каждом виде спорта есть люди, прочно удерживающие завоеванные высоты, благодаря интуитивному умению грамотно ставить перед собой цели и конструктивному отношению к проигрышу. Они не боятся проиграть, так как расценивают отсутствие выигрыша не как проигрыш, а как сигнал того, что в процессе подготовки к соревнованию что-то необходимо изменить. Ведь спидометр в автомобиле для большинства людей не есть показатель успешности водителя, а есть измеритель, позволяющий водителю корректировать процесс управления автомобилем. Соревнования тоже могут быть расценены как измеритель достигнутого спортсменом уровня спортивного мастерства. В понятие спортивного мастерства в данном случае автор вкладывает и способность спортсмена владеть своими чувствами и состояниями и контролировать свое мышление.

Продолжение следует...