Брейн-ринг "широко простирает химия руки свои в дела человеческие". Широко простирает химия руки свои в дела человеческие

Чумакова Юлия

Среди славных имен прошлого русской науки, есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. Он стал живым воплощением русской науки. Основным направлением в своей работе он выбрал химию. Ломоносов был самым выдающимся ученым своего времени. Его деятельность требовала видимых результатов. Этим объясняется настойчивость, с которой он добивался успехов.

Тема презентации: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Это презентация о деятельности М.В. Ломоносова в области химии.

Эта тема актуальна тем, что М.В. Ломоносов является одним из великих ученых, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей среди человечества. Его успехи в области науки поразительны. Все, к чему обращался Ломоносов, носило характер глубокого профессионализма. Именно поэтому его деятельность вызывает огромный интерес и уважение в настоящее время.

Работа была выполнена под руководством учителя химии (доклад) и информатики (презентация)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Доклад «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» на VI ученической научно-практической конференции «И отблеск твой горит и ныне…»

Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком - тогда такого звания просто ещё не было).

Ломоносов подчёркивал, что в химии «высказанное должно быть доказываемо», поэтому он добивался издания указа о строительстве первой в России химической лаборатории, которое было завершено в 1748 году. Первая химическая лаборатория в Российской академии наук - это качественно новый уровень в её деятельности: впервые в ней был осуществлён принцип интеграции науки и практики. Выступая на открытии лаборатории, Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна - усовершенствование естественных наук. Другая - умножение жизненных благ».

Среди множества исследований, выполненных в лаборатории, особое место занимали химико-технические работы Ломоносова по стеклу и фарфору. Он провел более трёх тысяч опытов, давших богатый экспериментальный материал для обоснования «истинной теории цветов». Сам Ломоносов не раз говорил, что химия - его «главная профессия».

Ломоносов читал в лаборатории лекции студентам, учил их экспериментальному мастерству. Фактически это был первый студенческий практикум. Лабораторным опытам предшествовали теоретические семинары.

Уже в одной из своих первых работ - «Элементы математической химии» (1741) Ломоносов утверждал: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком, а также философом». В те времена химия трактовалась, как искусство описывать свойства различных веществ и способы их выделения и очистки. Ни

методы исследования, ни способы описания химических операций, ни стиль мышления химиков того времени не удовлетворяли Ломоносова, поэтому он отошел от старого и наметил грандиозную программу преобразования химического искусства в науку.

В 1751 году, на Публичном собрании Академии наук, Ломоносов произнёс знаменитое «Слово о пользе химии», в котором изложил свои взгляды, отличные от господствующих. То, что задумал свершить Ломоносов, было грандиозным по своему новаторскому замыслу: он хотел всю химию сделать физико-химической наукой и впервые особо выделил новую область химического знания - физическую химию. Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.

В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по кальцинации (прокаливанию) металлов, о которых писал: «…деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере…». В результате Ломоносов на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях и открыл основной закон химической науки - закон постоянства массы вещества. Так Ломоносов впервые в России, а позднее Лавуазье во Франции окончательно превратили химию в строгую количественную науку.

Многочисленные опыты и материалистический взгляд на явления природы привели Ломоносова к идее о «всеобщем законе природы». В письме к Эйлеру в 1748 году он писал: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого.

Так, сколько материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое возбуждает своим толчком другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Через десять лет он изложил этот закон на собрании Академии наук, а в 1760 году опубликовал в печати. В упомянутом выше письме Эйлеру Ломоносов сообщил ему, что этот очевидный закон природы некоторые члены Академии ставят под сомнение. Когда директор академической Канцелярии Шумахер, без согласования с Ломоносовым, направил ряд работ Ломоносова, представленных к печати, на отзыв к Эйлеру, ответ великого математика был восторженным: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны - писал Эйлер, - ибо он (Ломоносов) изъясняет физические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к толкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».


Цель: узнать почему химия была любимой наукой Ломоносова, и какой вклад внес в нее Михаил Васильевич Содержание: Биография Биография Марбургский университет Заслуги Ломоносова Заслуги Ломоносова Закон сохранения массы веществ Закон сохранения массы веществ области, в которых Ломоносов оставил свои след области, в которых Ломоносов оставил свои след МГУ им. Ломоносова МГУ им. Ломоносова Кабинет химика М.В.Ломоносова Кабинет химика М.В.Ломоносова Наука химия Наука химия утверждение наук в отечестве утверждение наук в отечестве Памятник М.В.Ломоносову на родине Памятник М.В.Ломоносову на родине Могила М.В.Ломоносова в Александра – Невской лавре Могила М.В.Ломоносова в Александра – Невской лавре


Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор. Его отец, Василий Дорофеевич, был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели и преуспевающим купцом. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор. Его отец, Василий Дорофеевич, был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели и преуспевающим купцом.


В 1735 году из Московской академии в Академию наук были вызваны 12 наиболее способных учеников. Трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены в Германию, в Марбургский университет, затем он продолжил образование в Фрейбурге. В 1735 году из Московской академии в Академию наук были вызваны 12 наиболее способных учеников. Трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены в Германию, в Марбургский университет, затем он продолжил образование в Фрейбурге.


Заслуги Ломоносова Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон; Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон; Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния; Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния; Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп; Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп; Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера; Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера; Он первый в мире географ- полярник; Он первый в мире географ- полярник; Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора; Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора; А сколько он сделал для совершенствования русского языка! А сколько он сделал для совершенствования русского языка! Сочинял стихи; Сочинял стихи; Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва"); Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва"); Открыл первый российский университет в Москве. Открыл первый российский университет в Москве.




Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С.Пушкин. В 1748 г. сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы вещества в химических реакциях. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.


История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.









Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.



Очистка бензина от воды.

Я налил в канистру бензин, потом забыл про неё и пошёл домой. Канистра осталась открытой. Пошёл дождь.

На следующий день я захотел покататься на квадроцикле и вспомнил про канистру с бензином. Когда я подошёл к ней, то понял, что бензин в ней смешался с водой, так как вчера жидкости в ней явно было меньше. Мне нужно было разделить воду и бензин. Понимая, что вода замерзает при более высокой температуре, нежели бензин, я поставил канистру бензина в холодильник. В холодильнике температура бензина -10 градусов Цельсия. Через некоторое время я вынул канистру из холодильника. В канистре был лёд и бензин. Я перелил бензин через сеточку в другую канистру. Соответственно весь лёд остался в первой канистре. Теперь я мог залить очищенный бензин в бензобак квадроцикла и, наконец, покататься на нём. При замерзании(в условии разной температуры) произошло разделение веществ.

Кульгашов Максим.

В современном мире жизнь человека нельзя представить без химических процессов. Даже во времена Петра первого, например, была химия.

Если бы люди не научились смешивать разные химические элементы, то не было бы косметических средств. Многие девушки не такие красивые, как кажутся. Дети не смогли бы лепить из пластилина. Не было бы игрушек из пластмассы. Машины не ездят без бензина. Стирать вещи намного сложнее без стирального порошка.

Каждый химический элемент существует в трёх формах: атомы, простые вещества и сложные вещества. Роль химии в жизни человека огромна. Химики извлекают из минерального, животного и растительного сырья множество чудесных веществ. С помощью химии человек получает вещества с заранее заданными свойствами, а из них уже, в свою очередь, производят одежду, обувь, технику, современные средства связи и многое-многое другое.

Как никогда по-современному звучат слова М.В. Ломоносова: « Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…»

Производство таких продуктов химической промышленности, как металлы, пластмассы, сода и др., загрязняет окружающую среду различными вредными веществами.

Достижения химии - это не только хорошее. Современному человеку важно правильно использовать их.

Макарова Катя.

Могу ли я прожить без химических процессов?

Химические процессы есть везде. Они окружают нас. Иногда мы даже не замечаем их присутствия в нашей повседневной жизни. Принимаем их, как само собой разумеющееся, не задумываясь об истинной природе происходящих реакций.

Каждое мгновение в мире происходит бесчисленное множество процессов, которые называются химическими реакциями.

Когда два или больше веществ вступают во взаимодействие друг с другом, образуются новые вещества. Есть химические реакции очень медленные и очень быстрые. Взрыв - это пример стремительной реакции: в мгновение твёрдые или жидкие вещества разлагаются с выделением большого количества газов.

Стальная пластинка долго сохраняет свой блеск, но постепенно на ней появляются рыжеватые узоры ржавчина. Этот процесс называется коррозией. Коррозия - пример медленной, но чрезвычайно коварной химической реакции.

Очень часто, особенно в промышленности, нужно ускорить ту или иную реакцию, чтобы быстрее получить нужный продукт. Тогда используют катализаторы. Эти вещества сами не участвуют в реакции, но заметно ускоряют её.

Любое растение поглощает из воздуха углекислый газ и выделяет кислород. При этом в зелёном листе создаётся множество ценнейших веществ. Происходит этот процесс - фотосинтез в своих лабораториях.

С химических реакций началась эволюция планет, и всей вселенной.

Белялова Юля.

Сахар

Сахар - бытовое название сахарозы. Существует много видов сахара. Это, например, глюкоза - виноградный сахар, фруктоза - плодовый сахар, тростниковый сахар, свекловичный сахар (самый обыкновенный сахар-песок).

Сначала сахар получали только из тростника. Считается, что первоначально он появился в Индии, в Бенгалии. Однако вследствие конфликтов между Британией и Францией тростниковый сахар стал очень дорогим, и многие химики начали подумывать о том, как бы получать его миз чего-нибудь другого. Первым это сделал немецкий химик Андреас Маргграф в начале 18 века. Он заметил, что высушенные клубни некоторых растений имеют сладкий вкус, а при рассмотрении под микроскопом на них видны белые кристаллики, по виду очень похожие на сахар. Но Маргграф не смог воплотить свои знания и наблюдения в жизнь, и массовым производством сахара занялись только в 1801 году, когда ученик Маргграфа Франц Карл Архард купил имение Кунерн и приступил к постройке первого свеклосахарного завода. Чтобы увеличить прибыль, он изучал разные сорта свеклы и выявлял причины, по которым их клубни приобретали большую сахаристость. В 1880-х годах сахарное производство начало приносить большую прибыль, но Архард до этого не дожил.

Сейчас свекловичный сахар добывают следующим образом. Чистят и измельчают свеклу, выделяют из неё сок с помощью пресса, потом сок очищают от несахарных примесей и выпаривают. Получают сироп, варят его до образования кристаллов сахара. С тростниковым сахаром дела обстоят сложнее. Сахарный тростник тоже измельчают, тоже выделяют сок, очищают его от примесей и варят до появления кристаллов в сиропе. Однако получают при этом только сахар-сырец, из которого потом уже делают сахар. Этот сахар-сырец очищают, удаляя лишние и красящие вещества, и опять варят сироп до его кристаллизации. Формулы сахара как таковой нет: для химии сахар - это сладкий растворимый углевод.

Уманский Кирилл.

Соль

Поваренная соль - пищевой продукт. В молотом виде представляет собой мелкие кртсталлы белого цвета. Поваренная соль природного происхождения практически всегда имеет примеси других минеральных солей, которые могут придавать ей оттенки разных цветов (как правило, серого). Производится она в разных видах: очищенная и неочищенная (каменная соль), крупного и мелкого помола, чистая и йодированная, морская, и т. д.

В глубокой древности соль добывалась сжиганием некоторых растений в кострах; образовывавшуюся золу использовали в качестве приправы. Для повышения выхода соли их дополнительно обливали солёной морской водой. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно. В северных районах, в частности на берегах Белого моря, способ был усовершенствован: как известно, пресная вода замерзает раньше солёной, а концентрация соли в оставшемся растворе соответственно увеличивается. Таким образом из морской воды одновременно получали пресную и концентрированный рассол, который затем выпаривали с меньшими энергетическими затратами.

Поваренная соль является важным сырьём для химической промышленности. Она используется для получения соды, хлора, соляной кислоты,гидроксида натрия и металлического натрия.

Раствор соли в воде замерзает при температуре ниже 0 °C. Будучи смешанной с чистым водяным льдом (в том числе в форме снега), соль вызывает его плавление за счёт отбора тепловой энергии у окружающей среды. Это явление используется для очистки дорог от снега.

Брейн-ринг по химии

«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие».

Расширять знания по химии, прививать интерес к науке

Развивать творческие способности

Воспитывать умение работать в паре

Участники: учащиеся 9-10 классов

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Мы пригласили вас сегодня стать свидетелями соревнования в находчивости, веселости, а также в знании предмета химии между командами 9 и 10 классов.

И так позвольте напомнить, что сегодня мы проводим "БРЕЙН–РИНГ” из 6 раундов.

Уважаемые болельщики, сегодня вам разрешается подсказывать, давать самостоятельные ответы, и можете стать участниками 6 раунда, сразиться с будущими победителями.

За нашим брейн-рингом будет наблюдать наше ЖЮРИ:…….

    Приветствие команд оценивается по пятибалльной системе

ИТАК, давайте теперь дадим слово нашим командам.

I. РАУНД "Великие химики”

1. Прочтите закон постоянства состава химических соединений и назовите имя французского ученого, открывшего этот закон. (Ответ: Пруст Жозеф Луи)

2. К названию химических элементов 3 группы прибавьте числительное, чтобы получалась фамилия русского ученого – химика и композитора.

(Ответ: Бор–один = Бородин Александр Порфирьевич 12. 11. 1833–27. 02. 87 г.)

3. Петр Великий говорил: "Я предчувствую, что Россияне, когда–нибудь, а может быть и при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы”.

Вопрос. Сейчас вам предстоит решить, кому принадлежат эти стихи и очень коротко рассказать, что это за человек.

"О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стан чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстры разумом Невтонов

Российская земля рождать”. Ответ. М. В. Ломоносов

5. А. А. Воскресенский работал в Петербургском Главном педагогическом институте, читал лекции в Институте путей сообщения, Пажеском корпусе, Инженерной академии. В 1838–1867 гг. преподавал в Петербургском университете.

Вопрос. Назовите имя самого известного его ученика. Благодарный ученик называл своего учителя "дедушкой русской химии”.

Ответ: Д. И. Менделеев.

6. Приведите любимую поговорку А. А. Воскресенского, которую часто повторял и Д. И. Менделеев”

Ответ: "Не боги горшки обжигают и кирпичи делают”.

7. Кто и когда предложил простую и понятную систему буквенных знаков для выражения атомного состава химических соединений. Сколько лет используются химические символы.

Ответ: 1814 г. шведский ученый Ян Берцелиус. Знаки используются 194 года.

Слово ЖЮРИ

II РАУНД "Кислоты”

1. Какая кислота и ее соли несколько веков служили делу войны и разрушения.

Ответ: Азотная кислота.

2. Назовите не менее 5 кислот, которые человек употребляет в пищу.

Ответ: Аскорбиновая, лимонная, уксусная, молочная, яблочная, валериановая, щавелевая…

3. Что такое "купоросное масло”?

Ответ: серная кислота (пл. 1, 84, 96, 5%, из-за маслянистого вида, получали из железного купороса (до середины 18 века.)

4. Существует понятие кислотные дожди. Возможно ли существование кислотного снега, тумана или росы? Объясните это явление.

Мы первым подзовем кота,

Вторым измерим толщу вод,

Союз на третье нам пойдет

А целым станет

Ответ. Кис-лот-а

"Тайна Черного моря” Ю. Кузнецов.

Трясся Крым двадцать восьмого года,

И ставало море на дыбы,

Испуская к ужасу народов,

Огненные серные столбы.

Все прошло. Опять гуляет пена,

Но с тех пор все выше, все плотней

Сумрачная серная геенна

Подступает к днищам кораблей”.

(!?) Напишите схемы возможных ОВР, имеющих место в данном эпизоде.

Ответ : 2H2S+O2=2H2O+2S+Q

S+O2=SO2

2H2+3O2=H2O+3O2+Q

III . РАУНД (P, S, O, N,)

1. "Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воспламененном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие глаза были Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

Узнали? Артур Конан-Дойль "Собака Баскервилей”

(!?) Какой элемент замешан в этой скверной истории? Дайте краткую характеристику этому элементу.

Ответ: Характеристика по положению в ПСХЭ.1669 г. алхимик Бранд открыл белый фосфор. За его способность светиться в темноте он назвал его "холодный огонь”

2. Как вывести нитраты из овощей? Предложите не менее трех способов.

Ответ: 1.Нитраты растворимы в воде, овощи можно вымочить в воде.2. При нагревании нитраты разлагаются, следовательно, необходимо сварить овощи .

3. Какой город в России носит название горной породы-сырья для производства фосфорных удобрений?

Ответ: г. Апатиты, Мурманская область.

4. Как известно, выдающийся естествоиспытатель древности Плиний Старший погиб в 79г.н.э. при извержении вулкана. Его племянник в письме историку Тациту писал”…Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные серные пары. Все разбежались. Плиний поднялся и, опираясь на двух рабов, думал тоже уйти; но смертоносный пар окружил его со всех сторон, его колени подогнулись, он снова упал и задохнулся”.

Вопрос. Из чего состояли серные пары, погубившие Плиния?

Ответ:1)0,01% сероводорода в воздухе убивает человека почти мгновенно. 2)оксид серы (IV).

5. Если вы хотите побелить потолки, покрыть медью какой-нибудь предмет или уничтожить вредителей в саду вам не обойтись без темно-синих кристаллов.

Вопрос. Назовите формулу соединения образующего эти кристаллы.

Ответ. Медный купорос. СuSO4 * 5 H2O.

Слово ЖЮРИ

IV . РАУНД – вопрос – ответ

    Какой элемент всегда рад? (радон)

    Какие элементы утверждают, что «могут другие вещества рождать» (углерод, водород, кислород)

    Какая среда будет при растворении карбоната натрия в воде? (щелочная)

    Как называется положительно заряженная частица, которая образуется при пропускании тока через раствор электролита (катион)

    Какой химический элемент входи в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойэр (забор – бор)

    Название какого металла несет в себе волшебника (магний-маг)

V . РАУНД (As , Sb ,Bi )

1. Уголовное право законодательство всегда выделяло отравление из числа других видов убийств как преступление особенно тяжелое. Римское право видело в отравлении совокупность убийства и предательства. Каноническое право ставило отравление в один ряд с колдовством. В кодексах XIV в. За отравление устанавливалась особо устрашающая смертная казнь – колесование для мужчин и утопление с предварительным истязанием для женщин.

В разное время, в разных обстоятельствах, в разном виде он выступает как яд и как уникальное целительное средство, как вредный и опасный отход производства, как компонент полезнейших, незаменимых веществ.

Вопрос. О каком химическом элементе идет речь, назовите порядковый номер и его относительную атомную массу.

Ответ. Мышьяк. Аr =34.

2. Каким хроническим заболеванием страдает олово? Какой металл способен излечить заболевание?

Ответ. Олово превращается в порошок при низких температурах –"оловянная чума”. Атомы висмута (сурьмы и свинца) при добавлении к олову цементируют его кристаллическую решетку, прекращая "оловянную чуму”.

3. Какой химический элемент алхимики изображали в виде извивающейся змеи?

Ответ. С помощью извивающейся змеи в средние века изображали мышьяк, подчеркивая его ядовитость.

5. Какой химический элемент алхимики изображали в виде волка с раскрытой пастью?

Ответ. В виде волка с раскрытой пастью изображали сурьму. Этот символ она получила из-за своей способности растворять металлы, и в частности золото.

6. Соединением какого х.э. был отравлен Наполеон?

Ответ. Мышьяк.

VI. РАУНД (Химия в быту)

1. Без чего нельзя испечь пирог из кислых яблок?

Ответ. Без соды.

2. Без какого вещества невозможно отутюжить пересушенные вещи?

Ответ. Без воды.

3. Назовите металл, находящийся при комнатной температуре в жидком состоянии.

Ответ. Ртуть.

4. Какое вещество используется для обработки слишком кислых почв.

Ответ. Известь.

5. Горит ли сахар? Попробуйте это сделать.

Ответ. Все вещества горят. Но для возгорания сахара нужен катализатор- пепел от сигареты.

6. Человечество с древних времен использовало консерванты для хранения продуктов. Назовите основные консерванты.

Ответ. Поваренная соль, коптильный дым, мед, масло, уксус.

Пока ЖЮРИ подсчитывает итоги конкурсов и объявят нам победителя, я задам вопросы болельщикам:

    Какое молоко не пьют? (известковое)

    Какой элемент является основой неживой природы? (водород)

    В какой воде растворяется золото? (царская водка)

    За какой элемент в виде простого вещества, то платят дороже чем за золото, то наоборот, платят за то, чтобы от него избавиться? (ртуть)

    Что такое аллотропия? Приведите примеры.

    Что такое ледяная кислота? (уксусная)

    Какой спирт не горит? (нашатырный)

    Что такое белое золото? (сплав золота с платиной, никелем или серебром)

Слово ЖЮРИ.

Награждение победителей

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие … куда ни посмотрим, куда ни оглянемся - везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания. М. В. Ломоносов.

Слайд 3 из презентации «Органическая химия» . Размер архива с презентацией 392 КБ.

Химия 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Строение нуклеиновых кислот» - Полимер. Комплиментарность. Генетический код. ДНК. Строение НК. Модель ДНК. Нуклеиновые кислоты. Эритроциты. Три кодона являются знаками препинания. Соединение нуклеотидов. Аминокислота закодирована тремя нуклеотидами. Открытие НК. Виды РНК. Свойства генетического кода.

«Мир металла» - Знаете ли вы металлы. Металлические свойства. .Как называется “царь ”металлов. План. Химические свойства. Задания. Путешествие в «мир металлов». Влияние металлов на окраску растений. Биологическая роль металлов. Вредное влияние металлов и их соединений на организм человека. 4Al + 3O2. Общая характеристика металлов. Интересные материалы о металлах. Содержание металлов в картофеле. Золото, серебро, железо.

«Органическая химия» - Валентные свойства. Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Белок. Цель. Главные составляющие. Моющие средства. Углеводы. Ф. А. Кекуле. Предмет органической химии. Э. Г. Фишер. Аминокислоты. Нормальный бутан. Органическая химия – это химия соединений углеводородов. А. М. Бутлеров. Синтетика. Гибридизация. Топливо. Полимеры.

«Химические свойства серы» - Повторение строения. Использование интерактивной доски. Радиус серы. Вопросы для повторения. Взаимодействие с кислородом. Сера. Химические свойства. Химические свойства серы. Урок химии. Взаимодействие с углеродом. Взаимодействие серы с водородом. Кислород. Взаимодействие с металлами.

«Углерод, соединения углерода» - Жесткость воды и способы ее устранения. Вопросник. Добавление соды. Влияние курения на внутренние органы. Применение соединений углерода: углекислый газ. Сталактиты и сталагмиты. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе. Буры и сверла. Влияние курения на развитие плода. Последствия использования жесткой воды. Алгоритм работы в парах сменного состава. Кристаллическая решетка графита. Элементы, встречающиеся в живых организмах.

«Серебро» - Известно давно, как и золото.В природном серебре содержание Ag обычно составляет 97-99%. Характерные признаки серебра. Медная монета, опущенная в азотнокислый раствор серебра, покрывается налетом серебра. Серебро - самородный благородный металл. Условия образования и нахождения. Химически серебро малоактивно, с кислородом воздуха практически не взаимодействует. Потенциальная опасность для здоровья.