Браун немецкий ученый. Вернер фон браун работал на ссср

Гений и злодейство.
Вернер фон Браун - один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет, член НСДАП с 1937 года и штурмбаннфюрер СС. После Второй мировой - ключевая фигура американской космонавтики. Физик и инженер-ракетчик, главный конструктор ракеты-носителя «Сатурн-5», которая в 1967 году вывела на орбиту космический корабль «Аполлон 11», доставивший экипаж на Луну.

1. Семья.
Барон (Freiherr ) Вернер Магнус Максимилиан фон Браун (Wernher Magnus Maximilian von Braun ) родился 23 марта 1912 года в городке Вирзиц (Wirsitz , ныне Wyrzysk, Польша) в Пруссии. Отец Магнус фон Браун занимал пост министра продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Веймарской республики, мать, Эмми фон Квисторп, была родом из прусской королевской семьи. В 13 лет, на конфирмацию, именно мама подарила будущему великому ракетостроителю телескоп.
2. Ты вспомни, как всё начиналось.
Первый опыт в ракетостроении оказался не очень удачным - 12-летний Вернер, вдохновлённый рекордами скорости на автомобилях с ракетными двигателями Макса Валье и Фрица фон Опеля, взорвал игрушечный автомобиль, к которому прикрепил множество петард, на переполненной улице. Маленький изобретатель впервые был взят под стражу, его забрали в полицию и держали там, пока его отец не пришёл за ним в участок.

В 1930 году Вернер поступает в Берлинский технический университет, где присоединяется к группе «Общество космических путешествий» (Verein für Raumschiffahrt - «VfR»), принимает участие в испытаниях ракетного двигателя на жидком топливе, позже учится в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. Его диссертация от 16 апреля 1934 года называется «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе» и становится секретной по требованию Вермахта. В конце 1934 года группа под его руководством успешно запускает две ракеты, которые достигают высоты 2,2 и 3,5 километров. С 1937 по 1945 год фон Браун работает на ракетной базе Пенемюнде на берегу Балтийского моря, где участвует в создании так называемого «оружия возмездия».
3. Оружие возмездия.

«Фау-2», (V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия, другое название: А-4 — Aggregat-4 ) - одноступенчатая баллистическая ракета на жидком топливе. Запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Максимальная скорость полёта — до 6120 км/ч, дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола. Средняя стоимость — 119 600 рейхсмарок.

Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянной корректировки с земли, координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета и любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.

4. Боевая эффективность.
Оружие возмездия, на которое так уповал Гитлер, и которое должно было навести ужас на жителей Лондона и Антверпена, фактически было бесполезно. Ракета была серьёзно недоработана, а уровень тогдашних технологий не мог обеспечить приемлемой точности, из выпущенных ракет до цели долетала половина, да и та работала по принципу «на кого Бог пошлёт».

В Великобритании от ракетных ударов погибло 2724 человека, то есть каждая ракета, это дорогостоящее чудо немецкой инженерии, убивала по одному-два человека. Однако для гражданского населения ужас этих ракет заключался в другом: об их приближении не могли предупредить сирены воздушной тревоги, «Фау-2» поражали внезапно и являлись фактором деморализации.

На самом деле «Фау-2» нанесла ещё один ужасный урон - её главными жертвами стали те, кто её собирал. Пленные трудились на круглосуточно работавшей подземной фабрике «Миттельверк», многих узников, владевших необходимыми техническими навыками, например, сварщиков свозили из других лагерей. Условия существования узников были ужасающими: людей держали без солнечного света, в антисанитарии, они голодали и недосыпали.

Имелись случаи убийства пленных за попытку саботировать работы: по свидетельствам очевидцев, провинившихся демонстративно вешали на кранах сборочных линий и штурмбаннфюрер фон Браун был свидетелем этих казней.
5. Карьера в SS.

Сам Вернер фон Браун меньше всего походил на наивного простака, бравшего у нацистов деньги ради осуществления светлой мечты о космосе. Он был не только членом нацистской партии, он сделал карьеру в Ваффен СС от унтерштурмфюрера до штурмбаннфюрера (соответствует армейским званиям лейтенанта и майора), он прекрасно знал, что на заводе по изготовлению его ракет работают заключенные из концлагеря.

Он регулярно общался с высшим нацистским командованием, и не надо было большого ума, чтобы понять, на какой режим он работает. Именно фон Браун убедил Гитлера сосредоточить усилия на изготовлении ракеты «Фау-2» и тот факт, что в военном смысле эта ракета оказалась неэффективной, не освобождает её создателя от ответственности - после «Фау-2» в Пенемюнде начали разработку новой, более мощной ракеты, рассчитанной на поражение крупных объектов, но закончить проект просто не успели.

6. Операции «Скрепка».
Весной 1945 года фон Браун и его сотрудники решили сдаться в плен американцам. В июне 1945 года переезд самого шефа и его сотрудников в Америку был одобрен на уровне госсекретаря США, но до 1 октября 1945 года американской общественности ничего об этом известно не было. Спецслужбы «отмыли» фон Брауна от нацизма, он попал в число учёных, для которых Объединённое агентство по целям разведки США (Joint Intelligence Objectives Agency, JIOA ) создало фиктивные биографии и удалило упоминания о воинских званиях, членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей.

В итоге, фон Брауну, лично ответственному за обстрел Лондона, Антверпена, Парижа и гибели заключённых, вместо судебного разбирательства в качестве военного преступника, поручили возглавить американскую космическую программу.
7. Старт космической гонки.
Америке достался фон Браун, Советскому Союзу - сборочный завод «Миттельверк» и несколько уцелевших «Фау», правда без чертежей и расчётов. Как и американцы, русские ракетчики разобрали трофей до винтика и полностью скопировали. Это оказалось не просто, в стране для ракетостроения пришлось создавать современную техническую базу - к примеру, в конструкции «Фау» использовалось более 40 различных сортов резины, в то время как промышленность СССР производила только восемь.

Первая советская баллистическая ракета Р-1 была изменённой модификацией Фау-2, однако последующие Р-2 и Р-5 стали технологическим прорывом, а переработанная Р-7, двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, стала носителем первых искусственных спутников Земли.
Причём тут фон Браун? Фундаментальные принципы, лежащие в основе ракетной техники, не претерпели существенных изменений за эти 70 лет. Конструкция всех ракетных двигателей остается той же, большинство из них работает на жидком топливе, а в бортовых системах управления по-прежнему применяются гироскопы - все эти решения были впервые внедрены на его разработках. Мы всё ещё продолжаем жить в эпоху «Фау-2».
8. Карьера в США.
После нескольких переездов фон Браун и оставшаяся часть его команды из Пенемюнде обосновались в Форт Блисс, штат Техас, на крупной базе американской армии к северу от Эль-Пасо. Работа продвигалась медленно, любое предложение, касающееся новых идей о ракетах, отвергалось: американцы считали каждый цент. С 1956 года Браун возглавил программу разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун» и космических ракет на его основе — «Юпитер-С», «Юнона» и спутника «Эксплорер».

Толчком к ускорению работ и их финансированию послужил запуск Советским Союзом первого искуственного спутника, только после этого Браун получил разрешение на запуск «Юноны» - спутник попал в космос с опозданием в один год. Именно вариант ракетоносителя «Редстоун» был использован в 1961 г.оду для запуска в космос первого американского астронавта Алана Шепарда.

9. Награды не обошли выдающегося учёного.

А неплохо бы все награды разом смотрелись вместе, да ещё на чёрном мундире?
10. Аполитичный гений.

Когда стало ясно, что Америка может смести целый город одной-единственной бомбой,
некий ученый, обратившись к отцу, сказал: "Теперь наука познала грех".
И знаете, что он сказал? Он сказал: "Что такое грех?"

Курт Воннегут, "Колыбель для кошки"

Безусловно, Вернер фон Браун олицетворяет тот тип учёного, который напрочь лишён какого-либо подобия морали. Всё, что он делал, было успешным: можно бомбить Лондон или запускать людей на Луну - важен конечный результат. После войны он ни разу не выразил раскаяния по поводу своего участия в преступлениях нацистов - даже показного и формального. и тем не менее, на сайте американского Управления по космическим исследованиям НАСА ему дается такая характеристика: «Без всякого сомнения, Вернер фон Браун был величайшим в истории ученым в области ракетной физики».

Источники:
V2Rocket.com, Wernher von Braun:
http://www.v2rocket.com/start/chapters/vonbraun.html
"Фау-2: ракета Гитлера, положившая начало космической эре": http://www.bbc.co.uk/russian/science/2014/09/140915_vert_fut_nazis_space_age_rocket
"Фау-1": жужжащие бомбы Третьего Рейха против Британии: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2014/06/140609_v1_flying_bombs
Оригинал:

Вернер фон Браун работал на СССР?
Осенью 1933 года английский журналист С. Делмер, работавший в Германии, на окраине Берлина забрел на пустырь. На нем двое мужчин что-то делали с загадочным длинным сигарообразным предметом с заостренным носом. «И что же это будет?», - поинтересовался Делмер. «Да так, один из вариантов ракет. Думаем, наши ракеты выкинут на свалку истории и артиллерию, и бомбардировщики», - сказал тот, что постарше, представившийся инженером Рудольфом Небелем. «Ракеты перевернут ход истории человечества, оно покинет землю», - добавил второй, красивый блондин лет двадцати, отрекомендовавшийся Вернером фон Брауном. Англичанин, скептически посмотрев на компаньонов, не стал ждать окончания их работы, и ушел. Знал бы он, что через десять лет ракеты ФАУ-2, созданные под руководством блондина, наведут ужас на «старую, добрую Англию»…
На старт вызываются инженеры фон Браун и Королев!
Вернер фон Браун родился 23 марта 1912 года в городе Вирзице, ныне именуемом Выжиском и находящимся в Польше. Мальчик, происходивший из старинного прусского дворянского рода, был смышленый, до знаний жадный. Закончив школу, он учился в трех институтах в Цюрихе и Берлине.
В то время ученые многих стран Европы уже задумывались над разработкой не только сравнительно небольших пороховых ракет, известных еще древним китайцам, но и огромных ракет на жидком топливе. Толчком к этому послужила работа Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой великий русский мечтатель и ученый еще в 1903 году описал принцип устройства жидкостного ракетного двигателя.
И вот в 1929 году в Германии министр рейхсвера отдает секретный приказ «начать опыты с целью изучить возможности применения ракетного двигателя для военных целей». Задел у немцев был еще с 1917 года, когда фельдфебель австрийской армии, будущий Нобелевский лауреат Герман Оберт, разработал проект боевой ракеты на смеси спирта и кислорода для доставки 10 тонн взрывчатки на несколько сот километров. В 20-е годы в Германии с ракетными двигателями экспериментировали не только Небель с фон Брауном. Чтобы объединить усилия, для ведения работ по ракетостроению при отделе баллистики и боеприпасов управления вооружения рейхсвера была создана группа по исследованию жидкостных ракетных двигателей (далее-ЖРД) под руководством военного инженера капитана Вальтера Дорнбергера.
Именно под руководством Дорнбергера, быстро ставшего генералом, и началась в Германии разработка реактивных двигателей на жидком топливе. В октябре 1932 года в лабораторию инженер-капитана пришел работать 20-ти летний Вернер фон Браун. Он оказался на редкость толковым и вскоре стал ведущим конструктором и ближайшим помощником Дорнбергера. В 1933 году под их руководством разрабатывается ракета А-1, что означало «агрегат первый». В 1934 году «агрегат второй» уже достиг высоты 2,2 км. Ракета А-2 весила 150 кГ, имела длину 1,4 метра и диаметр 30см. Ее-то и увидел англичанин на пустыре под Берлином…
Практически одновременно с немцами начались работы по ракетам с ЖРД и в Советском Союзе. В 1931 году в Москве, Ленинграде, Харькове, Баку на общественных началах создаются Группы изучения реактивного движения (ГИРДы). Начальником Московской ГИРД назначается 24-х летний Сергей Королев. С августа 1932 года ГИРД стали финансироваться Управлением военных изобретений Рабоче Крестьянской Красной Армии (РККА). Дело пошло, заочное соревнование «Королев-Браун» началось!
Со старта соперники ушли примерно одинаково.
В августе 1933 года на высоту 1,5 км взлетела советская ракета „09”, в ноябре в небо поднялась „ГИРД-Х”, первая советская ракета, работавшая на жидком (горючее - этиловый спирт, окислитель - жидкий кислород) топливе. Летом 1935 года стартовала ракета „07”, поднявшаяся на 3020 метров. Она имела длину 2,01 метра, стартовый вес - 35 кГ. По стартовому весу советская «девятка» уже проигрывала немецкой „А-2” в четыре раза…
В конце 1933 года был образован Реактивный научно-исследовательский институт, одним из заместителей начальника которого стал Королев. Вскоре он уже имел звание комдива, что соответствовало позднейшему званию «генерал-майор». В РНИИ разработали несколько типов ЖРД, некоторые из которых в 1937-39 годах устанавливались на ракетопланах и крылатых ракетах конструкции Сергея Королева. Но для баллистической ракеты эти двигатели были недостаточно мощными, а потому что-либо, подобное проекту Небеля 1917 года, не проектировалось. Затем начались «чистки». Лишенный воинского звания, «вредитель» Королев аж до 1945 года сошел с дистанции заочного соревнования с «белокурой бестией» Вернером фон Брауном…
ФАУ-2: «то, чего не может быть»
А в 1936г году ракетную лабораторию Дорнбергера-Брауна посетили Главнокомандующий сухопутными войсками Германии Фрич и начальник отдела исследований министерства авиации Рихтгофен. Работы ракетчиков они нашли перспективными и дали указание разрабатывать ракету, способную на дальность 275 км доставить боеголовку в 1 тонну. На разработку ракетного оружия (в том числе и крылатой ракеты ФАУ-1) выделялось 20 млн марок, а в Балтийском море на острове Узедом, близ рыбацкого посёлка Пенемюнде, стали строить специальный ракетный полигон.
В 1937 году здесь уже состоялся запуск промежуточной ракеты А-3. Она была по весу больше А-2 в 5 раз, а по размерам в 3. Немцы вырвались далеко вперед. Правда, запуск «А-3» был неудачным. Но уже был составлен проект еще более мощной ракеты А-4, которой и суждено было стать «оружием возмездия ФАУ-2». Для окончательной же отработки конструкции А-4 коллектив фон Брауна разработал ракету А-5, примерно в три раза меньшую будущей «ФАУ». С 1938-го по 1942 год с Пенемюнде запустили несколько сот (!!!) таких ракет. Вернер фон Браун надолго вышел в мировые лидеры ракетостроения…
К работе над ФАУ-2 привлекались лучшие научные силы и исследовательские организации Германии, отпускались огромные средства. Но и проблем у разработчиков было море. Главная - двигатель. Ведь он должен был развивать тягу около 25 тонн! Лучшие советские ЖРД развивали до 300 килограммов. И немцы придумали собственные «фишки». В отличие от ранее использовавшейся системы подачи топлива с наддувом сжатым воздухом, топливо в камеру сгорания двигателя ФАУ-2 стали подавать два турбинных насоса, работавших от газов, образующихся от разложения перекиси водорода при ее нагревании. Малые по размеру и весу, эти турбонасосы развивали мощность, достаточную для питания страшно прожорливого двигателя, за 4 минуты работы съедавшего девять с половиной тонн топлива.
Сделав камеру сгорания ЖРД двух рубашечной и прокачивая между рубашками холодный окислитель - жидкий кислород, Браун с коллегами добились того, что камера сгорания не прогорала от действия высоких температур в течение всего времени работы. Именно благодаря этим новшествам немцам далось создать ЖРД с огромной по тем временам тягой.
БРАУН УХОДИТ В ОТРЫВ
В марте 1939 года Пенемюнде посетил Гитлер. Работы фашистских ракетчиков произвели на него большое впечатление, однако после побед над Польшей и Францией «ракетные ассигнования» были сокращены наполовину: нужно было готовиться к войне с СССР. Нападение на Советский Союз отсрочило начало испытаний ФАУ-2 до 1942 года, и только 3 октября того года был достигнут первый успех: ракета пролетела около 200 км, достигла высоты 90 км и упала в 3,4 км от цели. Стартовый вес «А-4» составлял12,7 тонны, длина-14,3 метра, диаметр - 1,65м. По проекту ракета, развивая скорость до 5500 км/час, должна была подниматься на высоту до 180 км. Оттуда ее боевая часть весом в 980кГ, продолжая движение по баллистической кривой, могла бы «достать» цель, удаленную до 320 км от места старта. Ничего подобного в мире еще не делали! Высота 180 километров – это ближний космос, и гитлеровская Германия вырвалась в него. Одна! Потому отличительные знаки, свастику или крест, на бортах «ФАУ-2» не рисовали. Зачем? Все равно ничьих других ракет рядом не было бы…
Крупносерийный выпуск «ФАУ-2» организовали на предприятиях подземного промышленного комплекса, построенного в бывших шахтах по добыче гипса вблизи города Нордхаузена. Инженеры и мастера были немцы, чехи, французы, рабочие и бытовые условия у них были сносными. Но огромное число рабочих было из пленных, которые жили в страшно тяжелых условиях, под постоянной угрозой расстрела. До 1945 года планировалось изготовить 12000 ракет, но, хотя в некоторые месяцы их и делали до 690 штук, общее количество «агрегатов», произведенных до апреля 45-го, когда Нордхаузен захватили американцы, составило 5940 единиц. Первый боевой пуск «ФАУ-2» немцы произвели 8 сентября 1944-го года по Лондону. Ракета упала в районе Чизвик...
СУПЕР-ФАУ-2
После высадки союзников в Нормандии и их стремительного продвижения на восток немецкие ракетчики, чтобы не терять из прицела Англию, решили увеличить дальность ФАУ-2. К серийной А-4 они к декабрю 1944 года добавили крылья. Новое «изделие» назвали А-4Б. По расчетам, дальность поражения должна была возрасти до 600 км. Фактически, в космос выводился самолет, который с третьей попытки удалось заставить лететь приблизительно в заданном режиме. Однако времени на доводку нового «агрегата» у фон Брауна не осталось - война закончилась.
Межконтинентальный «подарок дяде Сэму»
Нанести ракетный удар по Америке было заветной мечтой фюрера. Пусть удар и не всесокрушающий, но в нужном, с позиций произведенной паники, месте, и в нужное время. К 1944 году немецкие ракетчики уже поняли, что достичь Америки одноступенчатой ракетой невозможно - та ее часть, в которой двигатель и топливо, после его выгорания становится тормозом для боеголовки. Эту часть ракеты нужно отделять. Да и топлива с окислителем больше бы надо, и двигатель мощнее …
Немцы засели за расчеты, для экспериментов не щадя ни спирта, ни жидкого кислорода, и к январю 1945 года сделали опытный образец ракетного комплекса, состоявшего уже из двух «агрегатов», А9/А10, общим взлетным весом в 86 тонн. Вес топлива 70-тонной А-9 составлял 52 тонны, двигатель должен был развивать тягу в 200 тонн, всего в 3 раза меньше, чем у королевской ракеты Р-7, через 16 лет поднявшей в космос Юрия Гагарина. А-9 должна была разгонять до скорости 4250 км/час А-10, 16-ти тонный крылатый вариант ФАУ-2. А вот А-10 должна была разогнаться уже до 10000 км/час и доставить к цели за Атлантикой 1 тонну взрывчатки. Наводиться на цель А-10 должна была или по радиомаяку, который бы устанавливался заранее, или пилотом-смертником.
Гитлер хотел попасть не иначе, как в 102-этажный небоскреб «Эмпайр Стейт Билдинг»! Он рассчитывал, что таким образом удастся вывести США из войны. Всей операции дали название «Эльстер». В ноябре 1944 года с немецкой подводной лодки в США высадились немецкие агенты Эрих Гимпель и Уильям Колпаг. Каждый из них должен был самостоятельно устроиться в какую-то организацию по обслуживанию небоскреба, установить в нем маяк, послать сообщение в Германию и привести маяк в действие. Гимпель таки устроился в экскурсионное бюро и даже послал телеграмму в «фатерлянд», но Колпаг самостоятельно сдался ФБР. Он рассказал о характерной примете своего коллеги: сдачу он кладет не в кошелек, а в нагрудный карман пиджака. ФБР подняло на ноги всех владельцев газетных киосков и кассиров, и Гимпеля взяли до установки им радиомаяка. Гимпель получил электрический стул, Колпаг-длительный срок. Стрельба по «Эмпайру» не состоялась…
В разное время публиковались сообщения, что А9/А10, управляемая смертником, таки стартовала на Америку, даже назывались фамилия и имя пилота. Он якобы удачно долетел до расчетной высоты, отделил боевую часть и перешел в планирование к цели, но при входе в плотные слои атмосферы сгорел. «Огонь, всюду огонь» - такими якобы были его последние слова. И, конечно, «Хайль Гитлер!»...
Был ли фон Браун преступником?
Разжалованный из комбригов только в майоры, Сергей Королев в 1945 году был выпущен из «шараги» на волю. И сразу же его отправили для изучения немецкой ракетной техники в Германию. Осматривая в 1945-м ФАУ-2, бывший заочный соперник Вернера фон Брауна, пораженный достигнутыми немцами успехами, сказал летчику-испытателю Марку Галлаю: «Я вижу то, чего не может быть». Было! Гремело и убивало!
Всего за время применения, до 23 марта 1945 года, по Англии было запущено 1269 ракет, и 1739 ракет по другим целям уже на территории континентальной Европы. Больше всех досталось Антверпену - 1593 ракеты. По английским данным, на территории Англии разорвалось 1054 «ФАУ-2», убив 2754 и тяжело ранив 6523 человека. В районе Антверпена разорвалось 1265 ракет, убив и покалечив около 30000 человек. Всего с помощью брауновских «агрегатов» немцы сбросили на Англию 1034 тонны взрывчатки. Страшно и жестоко. Но…
В 1944 году в среднем 4100 четырехмоторных бомбардировщиков союзников ежесуточно сбрасывали на города Германии не менее 6000тонн бомб, причем не только на промышленные предприятия. В шесть раз больше, чем «Браун» сбросил на Англию за 7 месяцев. Удовольствие терроризировать Англию с помощью ФАУ-2 обошлось Германии в огромные суммы. Только затраты на сооружение ракетного центра в Пенемюнде равнялись сумме, достаточной для производства 10000, или одной пятой от общего числа танков, произведенных Германией во время войны. А сколько танков «съели» еще и те 5940 произведенных ракет, не сбросившие на советские города или войска ни грамма взрывчатки? Вот и выходит, что фон Браун косвенно… работал на СССР.
Тем более, что после войны «в помощь Королеву» в СССР прибыло более 150 немецких специалистов-ракетчиков, «взращенных фон Брауном», из них 13 профессоров, 32 доктора-инженера, 85 дипломированных инженеров и 21 инженер-практик. Именно из-за «творческого соревнования» с ними Сергей Павлович Королев и обогнал 4 октября 1957 и 12 апреля 1961 года Вернера фон Брауна, запустив в космос первый искусственный спутник земли и первого человека. Как ни парадоксально, но за такую работу на СССР хоть медаль «За победу над Германией» «ракетный барон» заслужил!
Виктор НОВИЦКИЙ 2

Январь 1945-го. Пенемюнде угрожают советские войска. Фон Браун покидает ракетный центр и укрывается на альпийском лыжном курорте, где в начале мая появляются его долгожданные спасители – американцы. К сдаче американцам фон Браун готовился заранее. Накануне эвакуации из Пенемюнде он собрал всех своих инженеров и обратился к ним с просьбой определиться в вопросе о сдаче в плен. По понятным причинам фон Браун и его конструкторы не желали сдаваться советской армии. Они прекрасно знали о зверствах фашистов на русской земле и боялись мести. Поэтому сотрудники фон Брауна приняли решение сдаться американцам.

В один из первых майских дней 1945 года, заметив американского солдата, брат и коллега Вернера фон Брауна Магнус догнал его на велосипеде и обратился на ломаном английском:
«Я Магнус фон Браун. Мой брат – изобретатель Фау-2. Мы бы хотели сдаться».

Сохранился близкий фрагмент интервью Вернера фон Брауна, которое он дал после своего пленения: «Нам известно, что факт создания нами нового ставит нам перед моральным выбором, какой победившей нации мы передадим наше детище. Этот вопрос стоит перед нами острее, чем когда бы то ни было ранее. Мы не хотим, чтобы мир оказался вовлечённым в очередной конфликт. Мы считаем, что передав наше новое оружие
людям, живущим по библейским законам, мы будем уверены, что мир защищён». («Люди, живущие по библейским законам» через несколько месяцев после этого интервью фон Брауна сбросили на Хиросому и Нагасаки атомные заряды. Жертвами двух бомбардировок стали более 250 000 человек. По оценкам подавляющего большинства военных аналитиков, бомбардировка не имела никакого значения в плане завершения разгрома Японии. Бывший нацистский конструктор фон Браун, впрочем, не имел к этому никакого отношения. – Прим. автора).

Вторая мировая война плавно перетекала в войну Холодную. И, поскольку мировая ракетная гонка уже была объявлена нацисткой Германией, а вместе с нею началась и охота за ракетными и ядерными секретами, американцы не стали медлить и уже летом 1945 года перевели группу фон Брауна с ракетами, комплектующими и документацией в Форт Блисс (штат Техас), расположенный в непосредственной близости от ракетного полигона Уайт Сэндз в соседнем штате Нью Мексико. Именно эти места следует считать колыбелью американской ракетной программы.

В течение последующих 15 лет Вернер фон Браун работал в вооружённых силах Соединенных Штатов, создавая управляемые баллистические ракеты V-2, он следил за их запусками на испытательном полигоне Уайт Сэндз в рамках проекта «Гермес» (Hermes), который стартовал менее чем через год после пленения фон Брауна – 16 апреля 1946 г.

В 1950 году конструкторская группа фон Брауна была переведена в арсенал Redstone близ Хантсвилла (штат Алабама) (такое же название носит одна из ракет фон Брауна). Здесь специалисты начали строительство армейской баллистической ракеты Юпитер-С (Jupiter) на базе баллистической «Редстоун».
В 1955 году фон Браун получил гражданство США, а до этой поры конструктор не был представлен широкой общественности, постоянно находясь под наблюдением сотрудников спецслужб.

1960 год стал очередной поворотной датой в судьбе конструктора. Ракетный центр фон Брауна был передан в ведение Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, NASA и сразу же получил заказ на строительство ракет «Сатурн» (Saturn). Карьера фон Браун продолжала своё стремительное восхождение. Он был назначен первым директором Центра космических полетов (Marshall Space Flight Center) NASA, а также был утверждён в должности главного конструктора ракеты «Сатурн-5» (Saturn V). Именно эта ракета-носитель предназначалась для осуществления пилотируемых полетов на Луну в рамках программы «Аполлон». Кроме того, фон Браун руководил работами над искусственными спутниками Земли «Эксплорер» и корабля «Аполлон».

Бывший нацистский конструктор фон Браун, не пожелавший сдаться СССР, стал одним из ведущих исследователей космического пространства в Соединенных Штатах. Кульминацией карьеры Вернера фон Брауна стал 1972 год, когда его назначили заместителем директора NASA и управляющим космодромом на мысе Канаверал. Однако в этом же году экономика США испытала спад, что стало одной из причин сворачивания лунной программы. Космическому мечтателю, фанату исследования Космоса фон Брауну предложили заняться более выгодными с экономической и военной точек зрения программами запуском технических и разведывательных спутников. По-видимому, конструктор не нашёл общего языка с вышестоящим руководством и был отправлен в отставку. Лунная программа была свёрнута, а о полётах космических кораблей к Марсу – давней цели фон Брауна – человечество продолжает мечтать и по сей день.

Последней должностью фон Брауна был пост вице-президента компании Fairchild Space Industries, которая производила аэрокосмическую технику.
В 1973 году Вернер фон Браун перенёс операцию по удалению раковой опухоли. Однако в 1974 году он ещё продолжал работу над проектом спутника, а всё свободное время отдавал полётам на планере. Но болезнь и старость взяли своё, и в июне 1977 года «ракетный барон» Вернер фон Браун умер.

Значительную роль в успехах и достижениях фон Брауна сыграло огромное посвящение своей работе. Джей Холмс пришел к заключению, что фон Браун «относится к наиболее целеустремленным людям в истории человечества» . На протяжении более чем 35 лет он упорно преследовал идею создания ракет для исследования космоса.

Только находясь в Америке фон Браун смог осуществить свою мечту по созданию ракет, используемых в благих целях, когда на земную орбиту были запущены спутники. Огромная важность спутников в современной жизни демонстрируется их применением в системах связи, научных исследованиях и военных силах.

В 1960 г., фон Браун руководил разработкой жидкостной ракеты Сатурн, благодаря которой Нейл Армстронг и его команда смогли побывать на Луне. Проект Аполлон был вершиной американской космической программы, и центром всего предприятия был фон Браун.

Ученый-креационист

После того как фон Браун уверовал в Бога, он стал ярым защитником христианской веры и креационизма. Он написал достаточно много о своей вере и при возможности всегда говорил на эту тему. Он называл креационизм «жизнеспособной теорией происхождения Вселенной, всей жизни и человека» . Ученый пришел к следующему выводу:

«Осознание того, что наша Вселенная была сотворена, в конечном счете, поднимает вопрос о Творце ….Научный метод не позволяет нам не думать о том, что Вселенная, жизнь и человек основаны на дизайне. Вера в то, что всё во Вселенной образовалось в результате случайности, нарушила бы объективность самой науки. Да, есть те, кто утверждает, что Вселенная эволюционировала благодаря случайному событию, но какое случайное событие может привести к возникновению человеческого мозга или человеческого глаза?»

Его убежденность в важности исследования Божьего творения отчетливо выражены в его наблюдении: «Чем больше я узнаю о Божьем творении, тем больше меня поражает порядок и точное совершенство управляющих нами законов природы. И в этом совершенстве ученому удается лишь глазком взглянуть на Творца и Его дизайн в природе» .

Слова д-ра фон Брауна подтверждают, насколько важно было для него верить в Божий дизайн:

«Явное сопротивление признавать аргументы в пользу Дизайна как обоснованную научную альтернативу существующим на сегодня аргументам в пользу Случайности, заключается в непостижимости некоторыми учеными такого понятия, как Дизайнер. Нельзя допускать, чтобы непостижимость важных вопросов исключала какую-либо теорию, которая объясняет взаимосвязь наблюдаемых данных…. Многие умные люди говорят, что они не могут представить себе Дизайнера. А может ли физик увидеть электрон? Электрон является материально немыслимым, и, тем не менее, мы точно знаем его действие, используемое для освещения городов и управления самолетами. По каким странным причинам некоторые физики верят в непостижимые электроны и отказываются верить в реальность Творца только потому, что они не могут Его видеть?… И хотя электроны они тоже не до конца понимают, они готовы признавать их, потому что им удалось создать из них, пусть и не совершенную, но механическую модель».

Фон Браун был убежден в том, что вопрос о происхождении должен объективно преподаваться в школах. По его мнению, заявления о том, что наука и религия несовместимы, - безосновательны. Наоборот, он считал, что «наука помогает понять творение, а религия помогает понять Творца» .

«Наука и религия похожи на два окна в доме, через которые мы смотрим на реальность Создателя и на законы, явленные в Его творении. Если мы видим в этих окнах разные изображения, нам нужно пытаться увидеть более полную картину реальности, правильно связывая наши научные и религиозные взгляды».

Фон Браун подчеркивал, что наше выживание как никогда зависит от соблюдения основных моральных принципов, данным нам Богом. Когда ему задали вопрос о том, что он думает о религии и науке, в частности «совместимы ли технологические методы и религиозные убеждения», Фон Браун ответил:

«Тогда как технология управляет силами природы вокруг нас, мораль пытается управлять силами природы внутри нас. Десяти Заповедей вполне достаточно, без каких-либо поправок и изменений, чтобы справляться со всеми проблемами, которые технологическая революция не только уже привнесла, но еще привнесет в нашу жизнь в будущем».

Фон Браун пришел к заключению, что Библия является «самым сильным оплотом, созданным против разрушительного действия времени....Библия – это откровение Божьей природы и Его любви». Не менее важное место в жизни фон Брауна занимала и молитва. Однажды его спросили, когда его молитва была самой горячей. Он ответил, что сильнее всего он молился до и во время полетов космического аппарата Аполлон. Как отметил Генри Моррис, фон Браун верил, что полеты человека в космос хоть и являются величайшим достижением, но

«эти достижения открывают нам только маленькую щель к тайнам и богатству космического пространства. Наш взгляд через отверстие трубы на тайны вселенной только укрепляет нашу веру в величие и славу Всемогущего Творца. Мне трудно понимать тех ученых, которые не признают роли Творца в создании вселенной, как трудно понимать и тех теологов, которые отвергают возможности науки».

Фон Браун умер в Александрии, штат Вирджиния, 16 июня 1977 г., оставив после себя неизгладимый след в истории всего мира.

Заключение

Исследование истории западной науки показывает, что многие великие ученые были движимы христианской верой. Все они пришли к выводу, что Бог являет Себя людям через Писание и через Свое творение, и для того чтобы лучше познать Творца, нам нужно больше исследовать Его творение. Вернер фон Браун утверждал, что «Вселенная, открываемая путем научных поисков, свидетельствует о том, что всё сущее является делами рук Бога. Понимание природы творения дает нам прочное основание для веры, через которую мы пытаемся познать природу самого Творца» . При правильном понимании наука и Библия открывают нам одну и ту же истину.

Ссылки и примечания


* Д-р Бергман является адъюнкт-профессором толедского медицинского колледжа в Огайо.

Вернеру фон Брауну человечество во многом обязано высадкой на Луну, космическими полетами на Марс и Венеру. Но немецкий ученый сконструировал не только американские ракеты-носители "Сатурн" и космические корабли "Аполлон". Во время Второй мировой войны фон Браун был руководителем проекта по созданию ракет Фау-2, которыми нацисты обстреливали Лондон, другие города. От этих ракет погибли тысячи людей... Штефан Браубургер (Stefan Brauburger) пытается в своей документальной книге объяснить, почему именно создатель такого страшного оружия помог человечеству осуществить мечту о полете к другим планетам.

Двоечник и лидер

В детстве Вернер фон Браун (Wernher von Braun) зачитывался научной фантастикой и бредил космосом. Подростком оборудовал вместе с однокашниками маленькую обсерваторию. Родителям пришлось смириться с увлечением сына, хотя это далось им очень нелегко. Отец Вернера фон Брауна был родовитым аристократом, занимал высокие государственные посты (вплоть до министра сельского хозяйства Веймарской республики), а сын занимался какой-то ерундой. На уроках ему было скучно, и в седьмом классе он даже остался на второй год. Тогда родители отдали его в частный интернат, поставив категорическое условие: если он и там не выправит отметки, то может забыть о своем дорогостоящем хобби. Всего через несколько месяцев Вернер фон Браун стал первым учеником в классе.

Это типично для него. Уж если он ставил перед собой какую-то цель, то всегда ее достигал. Как считает автор книги, во многом именно волей и целеустремленностью фон Брауна, а не только талантом объясняются его успехи как конструктора. Еще один важный фактор: он был блестящим организатором и прирожденным лидером. Защитив в 22 года диссертацию о конструктивных особенностях ракет на жидком топливе, фон Браун стал самым молодым доктором технических наук в Германии.

Но к власти в стране уже пришли нацисты. На романтику космических полетов им было наплевать, ракеты интересовали их лишь как новый вид оружия. В мае 1937 года Вернера фон Брауна назначили техническим директором испытательного полигона Пенемюнде на острове Узедом в Балтийском море, который превратился в огромный ракетный центр. Возглавлять такой центр, разумеется, мог только член партии, и конструктору пришлось срочно вступить в НСДАП.

"Оружие возмездия" и первый спутник

Перед Вернером фон Брауном была поставлена задача создать ракету с жидкостным реактивным двигателем, которая могла бы нести на большие расстояния заряд взрывчатки весом до одной тонны. Новую ракету назвали Фау-2. V ("фау") - это первая буква немецкого слова "Vergeltungswaffe" - ""оружие возмездия"". А "два" потому, что чуть раньше немцы создали крылатую ракету Фау-1.

13 июня 1944 года Лондон подвергся первой бомбардировке Фау-1. В начале сентября по Лондону и освобожденным к тому времени союзниками Антверпену и Парижу были выпущены Фау-2.

В апреле 45 года Вернер фон Браун вместе с несколькими своими сотрудниками сдался американцам. Три с половиной сотни железнодорожных вагонов с оборудованием и компонентами ракет были доставлены морем в США. Одновременно туда отправили и самих немецких ученых. Штурмбанфюрер СС фон Браун, его коллеги гауптштурмфюрер Рудольф (Rudolf) и генерал-лейтенант вермахта Дорнбергер (Dornberger) стали работать в научно-исследовательских центрах и конструкторских бюро Пентагона. Американцы проявили к ним более чем снисходительное отношение: начиналась "холодная война", Соединенные Штаты (как, впрочем, и Советский Союз) остро нуждались в специалистах в области ракетной техники. Поэтому на прошлое просто закрыли глаза.

Правда, как отмечает Браубургер, не военные программы, а космические проекты были приоритетными в работе Вернера фон Брауна на американцев (по крайней мере, начиная с середины пятидесятых годов). Именно его группа запустила первый американский спутник Explorer-1 - на 195 дней позже первого советского искусственного спутника Земли. После этого успеха Вернеру фон Брауну поручили создать ракету-носитель "Сатурн" для полетов на Луну.

Нужна ли американцам Луна?

С 1969 по 1972 годы американцы шесть раз высаживались на Луне, Однако, в конце концов, из-за дороговизны США отказались не только от этого, но также от дальнейшей подготовки экспедиции на Марс, техническое обеспечение которой тоже было поручено Вернеру фон Брауну, и от строительства долговременной орбитальной станции, подобной советскому "Миру".

Без настоящей работы Вернер фон Браун заметно сдал. Вскоре у него обнаружили рак, и в июне 1977 года он скончался в возрасте 65 лет. Уже после его смерти министерство юстиции США создало специальную следственную комиссию, которая занялась прошлым немецких конструкторов и техников. Всех немцев, начинавших свою научную карьеру в "третьем рейхе", со скандалом уволили из американского космического агентства NASA. Вполне возможно, что такая же участь постигла бы и Вернера фон Брауна.

Stefan Brauburger.
"Wernher von Braun. Ein deutsches Genie zwischen Untergangswahn und Raketenträumen".
Pendo Verlag, München 2009