Братья бунин читать онлайн. Братья

Год написания:

1943

Время прочтения:

Описание произведения:

В период с 1926 по 1943 годы писатель Томас Манн усердно трудился над созданием лучшего своего произведения, которым стала роман-тетралогия "Иосиф и его братья". Действительно, роман состоит из четрыех частей, связанных одной темой.

В основу романа положено библейское сказание из книги Бытия, где повествуется о большой семье Иакова. Один из его сыновей - Иосиф - попал в Египет, его туда продали родные братья... Манн задался целью правдиво пересказать сюжет из Библии и считал, что ему это удалось. Прочтите краткое содержание романа "Иосиф и его братья".

Краткое содержание
Иосиф и его братья

В основе произведения - библейские сказания о роде Израилевом. У Исаака и Ревекки было два сына-близнеца - Исав и Иаков. Первым появился на свет волосатый Исав, у Иакова же не было на теле волос, он считался младшим и был у матери любимцем. Когда слабеющий и почти ослепший от старости Исаак призвал к себе старшего сына и приказал приготовить блюдо из дичи, с тем чтобы отцовскому благословению предшествовала трапеза, Ревекка пошла на подлог: обвязав козлиными шкурами открытые части тела Иакова, она отправила его к отцу под видом старшего брата. Таким образом Иаков получил благословение, предназначавшееся Исаву.

После этого Иаков вынужден был бежать. Сын Исава Елифаз бросился за ним в погоню, и Иакову пришлось умолять племянника сохранить ему жизнь. Тот пощадил дядю, но отобрал у него всю поклажу. Иакову, заночевавшему на холоде, было божественное видение.

После семнадцати дней пути Иаков прибыл в Харран, где стал жить с семьей Лавана, дяди со стороны матери. Он сразу полюбил его младшую дочь Рахиль, но Лаван заключил с ним письменный Договор, по которому Рахиль станет его женой не раньше чем через семь лет службы у ее отца. Семь лет Иаков верно служил Лавану - он не только был искусным скотоводом, но и сумел найти на засушливой земле Лавана источник, благодаря которому тот смог разбить пышные сады. Но у Лавана была еще старшая дочь - Лия, и отец считал, что прежде надо выдать замуж ее. Однако Иаков наотрез отказывался от некрасивой Лии.

По прошествии семи лет сыграли свадьбу. Под покровом ночи, закутав Лию в свадебное покрывало Рахили, Лаван впустил ее в спальню к Иакову, и тот ничего не заметил. Наутро, обнаружив подлог, Иаков пришел в ярость, но Лаван выразил готовность отдать ему и младшую при условии, что Иаков останется в доме еще на семь лет. Тогда Иаков выставил свое условие - разделить стада.

Так шли годы, и Лия каждый год приносила Иакову сына, а Рахиль никак не могла забеременеть. Иаков взял в наложницы ее служанку Валлу, и у той родились два сына, но Рахиль по-прежнему оставалась бесплодной. В это время перестала рожать и Лия, посоветовавшая Иакову взять в наложницы и ее служанку, Зелфу. Та тоже принесла ему двоих сыновей. Только на тринадцатом году брака Рахиль наконец забеременела. В тяжких муках произвела она на свет Иосифа, сразу же ставшего любимцем отца.

Скоро Иаков стал замечать, что братья его жен косо посматривают на него, завидуя его тучным стадам. До него дошел слух, что они замышляют его убить, и Иаков решил уйти со всем семейством и богатым скарбом. Жены сразу принялись за сборы, а Рахиль тайком взяла из отцовского святилища глиняных божков.

Это послужило поводом для погони. Однако, настигнув Иакова и учинив в его лагере настоящий обыск, Лаван не нашел того, что искал, поскольку хитрая Рахиль успела спрятать глиняные фигурки в куче соломы, на которой прилегла, сказавшись больной. Тогда Ладан взял с Иакова клятву, что он не обидит его дочерей и внуков, и ушел.

Навстречу каравану Иакова выступил Исав с отрядом в четыреста всадников. Однако встреча была дружественной. Исав предложил Иакову поселиться вместе, но тот отказался. Взяв подаренный Иаковом скот, Исав вернулся к себе, а его брат продолжил путь.

Иаков раскинул шатры невдалеке от города Шекема и договорился со старейшинами о плате за клин земли. Четыре года прожил Иаков со своим родом у стен Шекема, когда на его единственную дочь, тринадцатилетнюю Дину, положил глаз княжеский сын Сихем. Старик князь явился свататься. Иаков позвал на совет десять старших сыновей, и те выставили условие: Сихем должен сделать обрезание. Через неделю тот пришел сказать, что условие выполнено, но братья объявили, что обряд выполнен не по правилам. Сихем с проклятиями удалился, а через четыре дня Дину похитили. Вскоре к Иакову явились люди Сихема, предложив заплатить за Дину выкуп, но братья потребовали, чтобы все мужчины совершили обрезание, причем в назначенный братьями день. Когда все мужчины города приходили в себя после обряда, братья Дины напади на Шекем и освободили сестру,

Иаков впал в ярость от поступка сыновей и велел уходить подальше от места кровопролития. Дина оказалась беременной; по решению мужчин младенца подкинули, едва он появился на свет.

Беременна в это время была и Рахиль. Роды начались в пути и были такими тяжелыми, что мать умерла, успев только взглянуть на произведенного на свет мальчика. Она завещала назвать его Бенони, что означает «Сын смерти». Отец же выбрал для сына имя Вениамин. Рахиль похоронили у дороги; Иаков очень горевал.

Он дошел до Мигдал Эгера, где сын Лии Рувим согрешил с наложницей отца Валлой. Иаков, узнавший о его поступке от Иосифа, проклял своего первенца. Рувим навсегда возненавидел брата. Тем временем умер Исаак, и Иаков едва успел на похороны отца.

До семнадцати лет Иосиф пас скот вместе с братьями и занимался науками со старшим рабом Иакова Елиезером. Он был и красивее, и умнее старших братьев; дружил с младшим, Бенони, и заботился о нем. Старшие братья недолюбливали Иосифа, видя, что отец выделяет его.

Однажды Иаков подарил Иосифу свадебное покрывало его матери, и тот стал без удержу им хвастать, вызывая раздражение и гнев старших братьев. Затем, во время работы в поле, он рассказал братьям сон: его сноп стоит в центре, а вокруг - снопы братьев, и все ему кланяются. Спустя несколько дней ему приснилось, что ему кланяются солнце, луна и одиннадцать звезд. Этот сон привел братьев в такую ярость, что Иаков был вынужден наказать Иосифа. Однако возмущенные старшие сыновья решили уйти со скотом в долины Шекема.

Вскоре Иаков решил помириться с сыновьями и послал Иосифа их навестить. Тайком от отца Иосиф взял с собой покрывало Рахили, дабы еще покрасоваться перед братьями. Увидев его в сверкающем блестками покрывале, они впали в такую ярость, что едва не растерзали его. Иосиф чудом остался в живых. В довершение всего братья связали его и бросили на дно пересохшего колодца. Сами же поспешили удалиться, чтобы не слышать душераздирающих криков Иосифа.

Через три дня проходившие мимо купцы-измаильтяне вызволили Иосифа. Позже они повстречали братьев. Те, представив Иосифа своим рабом, сказали, что бросили его в колодец за недостойное поведение, и согласились продать по сходной цене. Сделка состоялась.

Братья решили все же известить отца о том, что он никогда больше не увидится со своим любимцем, и отправили к нему двух гонцов, дав им перемазанное овечьей кровью и изодранное покрывало Рахили.

Получив вещественное подтверждение смерти Иосифа, старик Иаков впал в такое горе, что не хотел даже видеть явившихся к нему несколько дней спустя сыновей. Они рассчитывали завоевать наконец отцовское расположение, однако навлекли на себя еще большую немилость, хотя отец и не знал об их подлинной роли в исчезновении Иосифа,

А Иосиф шел с торговым караваном и своей ученостью и красноречием настолько расположил к себе хозяина, что тот обещал устроить его в Египте в вельможный дом.

Египет произвел на Иосифа сильное впечатление. В Уазе (Фивах) он был продан в дом знатного вельможи Петепры, носителя царского опахала. Благодаря природной смекалке Иосиф, несмотря на все козни челяди, быстро продвинулся в помощники управляющего, а когда старик управляющий умер, стал его преемником.

Иосиф прослужил в доме Петепры семь лет, когда к нему воспылала страстью хозяйка дома. Дабы приворожить Иосифа, хозяйка на протяжении трех лет прибегала к разным уловкам, даже не пытаясь скрыть свою страсть. Однако Иосиф считал себя не вправе поддаваться искушению. Тогда Мут-эм-энет улучила момент, когда все домашние ушли в город на праздник, и заманила вернувшегося пораньше Иосифа к себе в спальню. Когда же тот отверг ее домогательства, она закричала на весь дом, что Иосиф хотел взять ее силой. Доказательством служил оставшийся у нее в руке кусок его платья.

Иосиф не стал оправдываться перед хозяином и оказался в темнице фараона, где провел три года. К нему сразу проникся симпатией начальник темницы Маи-Сахме и назначил его надзирателем.

Однажды в темницу были доставлены два высокопоставленных узника - главный виночерпий и главный хлебодар фараона. Они обвинялись в государственной измене, но приговор еще не был вынесен. Иосиф был приставлен к ним. За три дня до оглашения приговора оба видели сны и попросили Иосифа их истолковать. Тот счел, что сон пекаря говорит о скорой казни, а сон виночерпия - о высочайшем помиловании. Так и случилось, и, прощаясь, Иосиф попросил виночерпия при случае замолвить за него словечко перед фараоном. Тот пообещал, но, как и предполагал Иосиф, сразу же забыл о своем обещании.

Вскоре старый фараон умер и на престол взошел юный Аменхотеп IV. Однажды ему привиделся сон о семи тучных и семи тощих коровах, а потом - о семи полных и семи пустых колосьях. Весь двор тщетно бился над разгадкой сновидения, пока главный виночерпий не вспомнил о своем бывшем надзирателе.

Иосифа призвали к фараону, и он растолковал, что впереди Египет ждут семь урожайных и семь голодных лет и надо немедленно начать создавать в стране запасы зерна. Рассуждения Иосифа так понравились фараону, что он тотчас назначил его министром продовольствия и земледелия.

Иосиф весьма преуспел на новом поприще, провел реформу земледелия и способствовал развитию орошения. Он женился на египтянке, которая родила ему двоих сыновей - Манассию и Ефрема. Фараон продолжал благоволить к своему министру, а тот жил теперь в большом красивом доме со множеством слуг. Управляющим он сделал своего бывшего тюремщика и большого друга Маи-Сахме.

Несколько лет урожаи в Египте и впрямь были невиданные, а потом настала засуха. К тому времени Иосиф сумел создать в стране большие запасы зерна, и теперь Египет стал кормильцем всех соседних земель, откуда непрестанно прибывали караваны за продовольствием. Казна богатела, а авторитет и могущество государства укреплялись.

По указанию Иосифа всех прибывающих в страну регистрировали, записывая не только место постоянного проживания, но и имена деда и отца. Иосиф ждал братьев и наконец однажды из доставленного ему списка узнал, что они пришли в Египет. Шел второй год засухи. Иаков сам послал сыновей в Египет, как это ни претило ему. Все сыновья к тому времени уже обзавелись семьями, так что теперь племя Израилево насчитывало семьдесят с лишним человек и всех надо было кормить. Лишь Вениамина старик оставил при себе, так как после гибели Иосифа особенно дорожил младшим сыном Рахили.

Когда десять сыновей Иакова предстали перед египетским верховным министром, он скрыл, кто он такой, и учинил им строгий допрос, притворившись, будто заподозрил их в шпионаже. Несмотря на все уверения братьев, он оставил одного в заложниках, а остальных отправил в обратный путь, наказав вернуться с Вениамином. Вдвоем с управляющим Иосиф придумал еще одну уловку - велел подложить в мешки с зерном деньги, которые братья заплатили за товар. Обнаружив это на первом же привале, братья пришли в изумление. Первый их порыв был вернуть деньги, но затем они решили, что это знак свыше, и стали молиться, вспоминая свои грехи.

Иаков сначала корил сыновей, но когда в конце концов закупленные в Египте припасы истощились и стало ясно, что придется вновь отправляться в путь, Иаков сменил гнев на милость и отпустил сыновей, на сей раз с Вениамином.

Теперь Иосиф принял братьев у себя, сказал, что снял с них подозрения, и угостил обедом. Вениамина он усадил рядом с собой и во время трапезы постоянно беседовал с ним, выспрашивая о семье и обнаруживая знание таких деталей, о которых никто, кроме Вениамина и Иосифа, знать не мог. Тогда у младшего брата впервые закралось подозрение, что перед ним пропавший Иосиф. Сам же Иосиф решил пока не открываться, а задумал вернуть братьев с полдороги.

Он распорядился, чтобы в торбу Вениамину подложили гадальную чашу, которую он показывал гостю во время обеда. Когда караван был с позором возвращен, братья вновь Предстали перед разгневанным Иосифом. Тот потребовал оставить у него Вениамина, на что Иуда, четвертый из братьев по старшинству, решил умилостивить Иосифа и, раскаиваясь в грехах, признался, что много лет назад они избили до полусмерти и продали в рабство своего брата Иосифа. Рувима, не участвовавшего в том торге, и Вениамина, который тоже был непричастен к злодеянию, это известие повергло в ужас.

Тогда Иосиф назвал себя и по очереди обнял братьев, показывая, что простил их. Он пообещал переселить весь род Израилев в землю Госен, на окраину египетских владений, где на тучных пастбищах можно пасти несметные стада Иакова. Фараон одобрил этот план, поскольку искренне радовался счастью своего друга.

На обратном пути братья никак не могли решить, как же сообщить старому Иакову счастливую весть. Но невдалеке от места назначения им встретилась дочка одного из братьев, которой и было поручено подготовить деда к радостному известию. Девочка направилась в селение, на ходу сочиняя песню о воскресении Иосифа, Услышавее пение, Иаков сначала рассердился, но братья в один голос подтвердили истинность слов девочки, и тогда он решил немедленно отправиться в путь, чтобы перед смертью повидать любимого сына.

Перейдя египетскую границу, Иаков разбил лагерь и выслал за Иосифом сына Иуду. Когда вдали показалась колесница Иосифа, старик поднялся и пошел ему навстречу. Радости не было конца.

Фараон назначил братьев Иосифа смотрителями царского скота. Так Иаков со своим родом осел в земле Госен, а Иосиф продолжал вершить государственные дела.

Почувствовав, что умирает, Иаков послал за Иосифом. Тот вместе с сыновьями предстал перед стариком. Иаков благословил юношей, случайно перепутав, кто из них старший, так что право первородства опять было нарушено.

Вскоре Иаков призвал к себе всех сыновей. Кого-то из них он благословил, а кого-то проклял, немало удивив собравшихся. Права старшего были отданы Иуде. Похоронили Иакова в родовой пещере, а после похорон сыновья Лии, Зелфы и Валлы попросили Вениамина Замолвить за них словечко перед Иосифом. Вениамин попросил брата не держать на них зла, Иосиф только посмеялся, и все вместе они вернулись в Египет.

Вы прочитали краткое содержание "Иосиф и его братья". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

И. А. Бунин
Братья
Дорога из Коломбо идет вдоль океана. На водной глади качаются первобытные пироги, на шелковых песках, в райской наготе, валяются черноволосые подростки. Казалось бы, зачем этим лесным людям Цейлона города, центы, рупии? Разве не все дают им лес, океан, солнце? Однако, взрослея, они торгуют, работают плантациях, ловят жемчуг, заменяют лошадей – возят европейцев, ведь все знают, что лошади плохо переносят цейлонский зной.
На левую руку рикш англичане, хозяева острова, надевают бляху с номером. Счастливый седьмой номер достался старику-рикше, жившему в одной из лесных хижин под Коломбо. “Зачем, – спросил бы Возвышенный, – старику это?” “Затем, – ответили бы ему, – что захотел он умножить свои земные горести, что движим земной любовью и жаждой жизни”. У старика была жена, сын и много маленьких детей, которых надо было кормить. Сам старик был седой, очень худой, сморщенный, невзрачный, похожий на маленькую обезьянку. Пот ручьями лил с него, узкая грудь дышала со свистом, но, подкрепляя себя дурманом бетеля, бегал он быстро.
Старик хотел для сына счастья и тяжело работал. Но английского не знал и часто бежал наугад, пока большой, одетый в белое европеец не осаживал его палкой по спине. Но и немало лишних центов урвал старик, жалостно морщась и выкидывая сложенные ковшиком тонкие руки.
Раз прибежал он домой совсем в неурочное время: в самый жар полдня, когда в лесах все пело и славило бога жизни-смерти Мару, бога “жажды существования”. А старый рикша, уже ничего не жаждавший, кроме прекращения мучений, лег в своей хижине и к вечеру умер. Так и не дошел до него голос Возвышенного, призывавший к отречению от земной любви, и за могилой ждала его новая скорбная жизнь, след неправой прежней. Его жена, зубастая старуха, плакала в ту ночь, питая свою скорбь той же неразумной любовью и жалостью. Сын ее стоял рядом. Он вечером видел свою невесту, круглолицую тринадцатилетнюю девочку из соседней деревни. Он испугался и удивился такой внезапной смерти отца, но был слишком взволнован любовью, что сильнее любви к отцам, и забыл, что все страдания этого мира – от любви…
Он был легконогий юноша, и Шива позавидовал бы красоте его темного торса, черно-синим волосам, блестящим глазам под длинными ресницами. Отцовскую медную бляху он надел на свою крепкую руку и отправился в город. Сперва он только гонялся за опытными рикшами, запоминая английские названия улиц; потом сам стал зарабатывать, готовясь к своей семье, своей любви. Но однажды, прибежав домой, он опять услышал страшную весть: невеста его ушла в город и пропала. Отец невесты, полный и сытый старик, три дня разыскивал ее и, должно быть, что-то узнал, потому что вернулся успокоенный. Он вздыхал, выражая притворную покорность судьбе; он был лукавый, как все торговцы. От него нельзя было добиться правды, а женщины все слабы, и молодой рикша понимал это. Просидев двое суток дома, не притрагиваясь к пище, только жуя бетель, он, наконец, очнулся и опять убежал в Коломбо. О невесте он, казалось, забыл. Он бегал, жадно копил деньги – и нельзя было понять, во что больше он влюблен: в свою беготню или в те монетки, что собирал за нее. Благополучно и с виду даже счастливо проработал он так с полгода.
И вот сидел он как-то утром, вместе с другими рикшами, под баньяном, когда у одного из бунгало показался человек в белом – европеец, англичанин. Стая рикш налетела на него, но человек, грозно взмахнув тростью, выбрал седьмой номер, он показался ему сильнее прочих. Европеец был невысок и крепок, в золотых очках, с черными короткими усами и оливковым цветом лица, на котором солнце и болезнь печени уже оставили свой смуглый след. Глаза его смотрели как-то странно, будто ничего не видя, деревянный голос его был тверд и спокоен. И рикша понесся на Йорк-Стрит, лавируя среди других рикш, бегущих взад и вперед.
Был конец марта, самое знойное время. Уже с утра было жарко, как в полдень. Но рикша бежал быстро, и еще ни одной капли пота не было на его спине. В самом конце улицы он вдруг остановился, и англичанин удивленно услышал: “Бетель”. Не ответив, он ударил рикшу тростью по лопаткам, но тот только дернул плечом и стрелой полетел к лавкам. “Не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги и ничем не опьяняйся”, – заповедал Возвышенный. Но смутно звучала эти заповеди в сердце рикши… Сунув бетель в рот, рикша опять побежал по направлению в город (Форт, как называют его англичане). Англичанин рассеянно смотрел вокруг…
Возле старого голландского здания они остановились. Англичанин ушел пить чай и курить сигару, а рикша бросил оглобли и сел у дерева дожидаться его. О чем думал этот юноша, уже вкусивший самой сильной отравы – любви к женщине? Мара ранит, но Мара и залечивает раны; Мара вырывает что-то из рук человека, но Мара и разжигает человека снова схватить отнятое…
Затем англичанин долго бродил по улицам; а рикша ходил позади англичанина, возя за собой свою колясочку. В полдень англичанин ушел в пароходную контору, а рикша купил дешевых папирос и выкурил пять штук подряд. Сладко одурманенный, сидел он против конторы и смотрел на своего седока и других англичан, обсуждавших обед в честь прибытия парохода из Европы.
До обеда, до вечера было еще далеко. И опять побежал рикша, – на этот раз к отелю, – и опять, как собака, сел на мостовую, смотря на толпу только что прибывших из Европы, у каждого из которых в душе было то, что заставляет человека жить и желать сладкого обмана жизни. А рикше, рожденному на земле первых людей, разве не вдвойне был сладок этот обман? Разве та, что пропала в этом городе, была хуже женщин в белых нарядах, идущих мимо него и пробуждающих вожделение? У нее была смуглая кожа и круглые сияющие глаза, в которых детская робость уже смешивалась с радостным любопытством жизни, с затаенной женственностью, нежной и страстной. Вскочив с места, рикша побежал в ближайший бар, где вытянул целый стакан виски. Смешав этот огонь с бетелем, он обеспечил себя блаженным возбуждением до самого вечера.
Пьян был и англичанин, выйдя из отеля. Не зная, как убить время, он приказал везти себя сперва на почту, где опустил в ящик три открытки; от почты – к саду Гордона, куда даже не зашел, а потом – куда глаза глядят: к Черному Городу, к рынку, к реке Келани. И пошел, пошел мотать его пьяный и с головы до ног мокрый рикша, возбужденный еще и надеждой получить целую кучу центов. Он бежал в самую жару в угоду англичанину, не знавшему, как дотянуть до обеда, точно спасаясь от кого-то… Потом англичанин приказал вернуться в Форт, побрился, купил сигары, сходил в аптеку… Рикша, мокрый, похудевший, смотрел на него уже неприязненно, глазами собаки, чувствующей приступы бешенства… В шестом часу он побежал к бунгало англичанина, мимо баньяна, под которым сидел еще утром в жажде заработка от этих беспощадных и загадочных белых людей, в упрямой надежде на счастье. В течение получаса рикша отдыхал, пока англичанин переодевался к обеду. Сердце у него колотилось как у отравленного, губы побелели, черты лица обострились, глаза еще больше почернели и расширились.
Солнце меж тем закатилось. Пожилая девушка сидела на террасе. Увидев ее с улицы, во двор зашел старик-индус, немой заклинатель змей. Старик уже вынимал из-за пояса свою тростниковую дудку, как рикша вскочил и криками прогнал его. Уже в темноте вышел англичанин, и рикша покорно кинулся к оглоблям…
Была ночь, когда он подбежал к большому ярко освещенному двухэтажному дому, большой балкон которого уже белел скатертью длинного стола и смокингами сидевших за ним. Рикша номер семь подлетел к балкону. Гость выскочил из колясочки, а рикша понесся вокруг дома, чтобы попасть во двор, к другим рикшам, и, обегая дом, вдруг шарахнулся назад, точно его ударили в лицо палкой: из окна второго этажа – в японском халатике красного шелка, в тройном ожерелье из рубинов, в золотых широких браслетах – на него глядела круглыми сияющими глазами его пропавшая невеста. Она не могла видеть его внизу, в темноте, но он сразу узнал ее.
Сердце его не разорвалось, оно было слишком молодо и сильно. Постояв с минуту, он присел под вековой смоковницей и смотрел на стоявшую в раме окна, до тех пор, пока она не ушла. А затем он вскочил, схватил оглобли и пустился бежать, – на этот раз уже твердо зная, куда и зачем. “Проснись! – кричали в нем тысячи беззвучных голосов его предков. – Стряхни с себя обольщения Мары, сон этой краткой жизни! Тебе ли спать, отравленному ядом. Все скорби от любви – убей ее! Недолгий срок пребудешь ты в покое отдыха, пока снова не переродишься в тысяче воплощений”.
Рикша забежал в одну из лавочек, жадно съел чашечку риса и кинулся дальше. Он знал, где живет тот старик-индус… Рикша вбежал в хижину, а назад выскочил с большой коробкой от сигар. Он заплатил за нее большую цену, и то, что в ней лежало, шуршало и стукало в крышку тугими кольцами.
Зачем-то захватив с собой колясочку, он прибежал на пустой плац Голь-Фэса, темневший под звездным небом. Он в последний раз бросил тонкие оглобли и сел уже не на землю, а на скамью, сел смело, как белый человек. За свой фунт он потребовал самую маленькую и самую смертоносную. Она была сказочно красива и необыкновенно злобна, особенно после того, как ее помотали в деревянной коробке. Укус ее огненно жгуч и с головы до ног пронзает все тело несказанной болью. Ощутив этот огненный удар, рикша колесом перевернулся на скамье. Он потерял сознание, чтобы снова и снова ненадолго приходить в себя, расставаясь с жизнью, памятью, зрением, болью, радостью, ненавистью и любовью…
Дней через десять, в сумерки перед грозой, к большому русскому пароходу, готовому уже отплыть, прибыла шлюпка, в которой сидел седок рикши номер семь. Капитан сперва наотрез оказался взять его на борт, но после настойчивых просьб уступил и поселил в свободную каюту.
Пароход уже снялся с якоря, когда сверкнула яркая молния. Англичанин оглянулся на свинцовую даль океана и скрылся в каюте. До обеда он писал что-то в толстой тетради, и выражение его лица было тупо, и вместе с тем удивленно. Затем оделся к обеду и вышел к команде, которая встретила его преувеличенно любезно, щеголяя друг перед другом знанием английского языка. Он отвечал им не менее любезно, рассказал о своем пребывании в Индии, на Яве и на Цейлоне, где захворал печенью и расстроил нервы. Капитан, человек с умными и твердыми глазами, во всем старающийся быть европейцем, завел речь о колониальных задачах Европы. Англичанин внимательно слушал, отвечал складно, будто читал хорошо написанную статью. И порой смолкал, прислушиваясь к шороху волн в темноте за открытыми дверями.
Влажно дуло из этой тьмы свободным дыханием чего-то от века свободного. Беззвучно и широко распахивалась вокруг парохода голубая бездна, чернотой заливало горизонты – и оттуда, как тяжкий ропот самого творца, еще погруженного в довременный хаос, доходил мрачный и торжественный гул грома. И тогда англичанин как бы каменел на минуту.
– В сущности, это страшно! – сказал он своим мертвым, но твердым голосом после одного особенно ослепительного сполоха. – И страшнее всего то, что мы не думаем, не чувствуем, разучились чувствовать, как это страшно – эта бездонная глубина вокруг. Наверное, очень жутко быть капитаном, но не лучше лежать в каюте, за тончайшей стеной которой всю ночь кипит эта бездонная хлябь… Да, разум наш слабей, чем разум зверя. У зверя, у дикаря есть хотя бы инстинкт, а у нас, европейцев, он выродился. Мы ничего не боимся, даже смерти не боимся по-настоящему, ни жизни, ни тайн, ни бездн, нас окружающих! Я участник бурской войны, я убивал людей сотнями – и вот нисколько не страдаю от того, что я убийца. Я даже не думаю об этом никогда…
Ветер дул сильнее, черная тьма шумела тяжелее. Чувствовалось, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом расступается. Команда вышла. Остался один капитан.
– Нам страшно только то, – сказал англичанин, – что мы разучились чувствовать страх! Бога в Европе давно уже нет. Мы, при всей своей деловитости и жадности, как лед холодны и к жизни, и к смерти: если и боимся ее, то рассудком. Мы, спасаясь от собственной тупости и пустоты, бродим по всему миру, притворно им восторгаясь. Но только здесь, на земле древнейшего человечества, в этом потерянном нами эдеме, который мы называем нашими колониями и жадно ограбляем, среди грязи, чумы и цветных людей, обращенных нами в скотов, только здесь чувствуем в некоторой мере жизнь, смерть, божество. Порабощение мы, люди железного века, называем нашими колониальными задачами. И когда этот дележ придет к концу, когда в мире воцарится какой-нибудь новый Рим, английский или немецкий, тогда повторится Апокалипсис… Будда, говоривший: “О вы, князья, обращающие друг против друга жадность свою, ненасытно потворствующие своим похотям!”, понял, что значит жизнь Личности в этом мире, который мы не постигаем, – и ужаснулся. Мы же возносим нашу Личность превыше небес, сосредоточиваем в ней весь мир, что бы там ни говорили братстве и равенстве, – и вот только в океане, где чувствуешь, как растворяется человек в этом страшном Все-Едином, – только там понимаем в слабой мере, что? значит эта наша Личность…
– Знаете ли вы, – спросил он капитана, – буддийскую легенду о вороне? Слон бежал с горы к океану; он бросился в волны, и ворон, томимый “желанием”, кинулся за ним. Слон захлебнулся, и ворон стал жадно клевать его тушу. Когда же очнулся, то увидал, что отнесло его далеко в море, и закричал ворон жутким голосом, тем, которого так чутко ждет Смерть… Ужасная легенда!
Из темноты раздались звуки склянки. Капитан, посидев из приличия еще минут пять, ушел. Ушел и лакей. Англичанин потушил свет. Во мраке шум волн сразу стал как будто слышнее, сразу раскрылось звездное небо. Пароход переваливался с одной волны на другую, и в снастях его носились то в бездну кверху, то в бездну книзу, Канопус, Ворон, Южный Крест, по которым еще мелькали отдельные сполохи.


(No Ratings Yet)


  1. Дорога из Коломбо идет вдоль океана. На водной глади качаются первобытные пироги, на шелковых песках, в райской наготе, валяются черноволосые подростки. Казалось бы, зачем этим...
  2. Рассказы И. А. Бунина “Братья” и “Господин из Сан-Франциско” имеют остросоциальную направленность. Но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического...
  3. Бунин написал рассказ после посещения Цейлона в 1911 году. В “Братьях” автор обличает устои бесчеловечного, жестокого и уродливого строя. Наряду с разоблачением в романе прослеживается,...
  4. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  5. С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию,...
  6. Л. Н. Толстой Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн События происходят в июле, в Люцерне, одном из самых романтических городов Швейцарии. Путешественников всех наций, и...
  7. Н. С. Лесков Запечатленный ангел На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что “всякого спасенного человека… ангел руководствует”, и его...
  8. Однажды весною, в Москве, в час небывало жаркого заката на Патриарших прудах появились два гражданина – Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупных литературных...
  9. Кома Мы буквально врываемся в поток сознания героя, который передает его ощущения от “переплетения” с обломками машины. Мы понимаем, что человек этот попал в аварию...
  10. Действие I Разношерстные обитатели одного дублинского дома в этот вечер пребывали в состоянии более нервном и оживленном, нежели обыкновенно: хозяин, Мусью, выводил душераздирающие пассажи на...

Идет дорога из Коломбо вдоль океана. Черноволосые подростки валяются в райской наготе, на шелковом песке. Первобытные пироги качаются на водной глади. Кажется, ну зачем же этим лесным людям из Цейлона центы, рупии, города? Разве солнце, лес и океан дают им недостаточно? Однако, повзрослев, они начинают торговать, ловить жемчуг, работать на плантациях, заменять лошадей - перевозить европейцев, ведь каждый из них знает, что лошади цейлонский зной переносят очень плохо.

Хозяева острова, англичане, на левую руку рикшам надевают бляху, на которой изображен номер. Счастливая семерка досталась когда-то рикше-старику, который жил под Коломбо в одной из лесных хижин. "Для чего, - поинтересовался бы Возвышенный, - все это старику?" "Нужно, - ему бы ответили, - он умножить захотел свои горести земные, что движим жаждой жизни и земной любовью. Была у старика жена, много маленьких детей и сын, которых было необходимо кормить. Сам старик был очень худой, седой, невзрачный, сморщенный, походящий на маленькую обезьянку. С него ручьями лил пот, со свистом дышала узкая грудь, но бегал он быстро, подкрепляемый дурманом бетеля.

Старик тяжело работал, потому что хотел для своего сына счастья. Но он не знал английского и очень часто несся со всех ног наугад, пока огромный европеец, одетый в белое, не стучал по его спине палкой. Но, и лишних центов старик урвал немало, жалобно морщась и подставляя свои тонкие руки, сложенные ковшиком.

Как-то раз он прибежал домой совсем не в то время: в полуденный жар, когда все пело в лесу и прославляло бога жизни и смерти Мару, покровителя "жажды существования". А старичок рикша, который уже давно ничего не жаждал, кроме прекращения своих мук, лег у себя в хижине и к вечеру скончался. Так и не понял он голоса Всевышнего, призывавшего его к отречению от любви земной, и новая скорбная жизнь ждала его за могилой, как след неправильной прежней. Зубастая старуха - его жена, в ту ночь плакала, скорбь свою питая все той же неразумной жалостью и любовью. Ее сын был рядом. Он видел вечером свою невесту, круглолицую девочку тринадцати лет, проживающую в соседней деревне. Он удивился и испугался такой внезапной смерти отца, но слишком сильно был взволнован любовью, которая была намного сильнее любви к отцу, и забыл, что все страдания в этом мире - от любви...

Это был легконогий мальчишка, и его черно-синим волосам, темному торсу, длинным ресницам, блестящим глазам позавидовал бы Шива. Он одел на свою сильную руку отцовскую бляху с номером и отправился до города. Сначала он только гонялся за бывалыми рикшами, запоминая, как по-английски называются улицы. Потом он начал готовиться к своей семье, единственной любви, стал зарабатывать. Но однажды, по приходу домой, он узнал страшную для него новость: его невеста пошла в город и не вернулась. Отец невесты, сытый и полный старик, ее разыскивал три дня, и, скорее всего, узнал что-то, потому что вернулся спокойный. Он вздыхал, тем самым говоря о притворной покорности судьбе. Был он лукавым, как и другие торговцы. Правды от него нельзя было допроситься, а все женщины слабы, и юноша-рикша это прекрасно понимал. Проведя дома два дня, не трогая пищу, и только пожевывая бетель, наконец он очнулся и снова побежал в Коломбо. Казалось, он и о невесте забыл. Он бегал, копил жадно деньги - ни у кого не получалось понять, во что влюблен он был больше: в те самые монетки, которые собирал, или в беготню. Счастливо и даже довольно благополучно так он проработал полгода.

И вот, как-то утром, он сидел под баньяном вместе с другими рикшами, когда человек в белом показался у одного из стоявших тут бунгало. Это был англичанин, европеец. На него налетела стая рикш, но человек, взмахнув тростью достаточно грозно, избрал номер семь, он ему казался сильнее остальных. Европеец был крепок и невысок, в золотых очках, с короткими черными усами и лицом оливкового цвета, на котором болезнь печени и солнце уже успели оставить свой смуглый след. Его глаза глядели как-то странно, будто ничего не видели, голос казался деревянным, и был тверд и спокоен. И рикша побежал на Йорк-Стрит, лавируя между другими рикшами, бегущими вперед и взад.

Было самое знойное время - конец марта. Было жарко уже с самого утра точно так, как в полдень. Но рикша несся быстро, на его спине не было еще ни единой капли пота. Вдруг он остановился в самом конце улицы, и удивленный англичанин услышал: "Бетель". Ничего не сказав, он тростью ударил рикшу по лопаткам, но тот слегка дернул плечом и стрелок помчался к лавкам. "Не воруй, не убивай, не лги, не прелюбодействуй и не опьяняйся", - говорил Возвышенный. Но в сердце рикши смутно звучали данные заповеди... Запихав бетель в рот, рикша уже снова бежал в направлении города (его англичане называют Форт). Англичанин смотрел вокруг рассеянно.

Возле старинного голандского здания рикша остановился. Англичанин ушел курить сигару и пить чай, а рикша кинул оглобли и стал дожидаться его у дерева. О чем мог думать этот юноша, уже вкусивший самую сильную траву - любовь к женщине? Мара может ранить, но Мара и раны залечивает. Мара что-то вырывает из человеческих рук, но он же и заставляет человека схватить у него отнятое.

Затем долго ходил англичанин по улицам, а рикша бродил за ним, таская за собой собственную колясочку. В полдень англичанин отправился в пароходную контору, а рикша приобрел дешевые папиросы и выкурил подряд пять штук. Под сладким дурманом, он сидел напротив конторы, смотря на своего седока и остальных англичан, которые обсуждали обед в честь прибытия парохода из Европы.

До вечера, до обеда было еще много времени. И опять бежал рикша к отелю, и опять, словно собака, сел на мостовую и смотрел на толпу, прибывшую из Европы. У человека, что был здесь, в душе было то, что может заставить человека жить и думать о сладком обмане жизни. Но рикше, который был рожден на земле первых людей, не вдовойне ли сладок был тот самый обман? Разве его невеста, пропавшая в городе, чем-то была хуже других женщин в белых нарядах, проходящий мимо юноши и вызывающих вожделение? У нее были круглые сияющие глаза и смуглая кожа, благодаря которым уже с радостным любопытством к жизни смешивалась детская робость, с с нежной, страстной и затаенной женственностью. Вскочив с прежнего места, рикша бросился с самый ближний бар, где выпил целый стакан с виски. Смешав с бетелем этот огонь, он себя обеспечил прекрасным возбуждением до самого вечера.

Англичанин, вышедший из отеля, тоже был пьян. Думая, как провести время, он приказал отвезти себя сначала на почту, где он отпустил в ящик три открытки. От почты они двинулись к саду Гордона, куда англичанин и не зашел, а потом - куда глядят глаза: к рынку, к Черному городу, к реке Келани. И опять пошел его мотать мокрый с головы до ног, да еще и пьяный рикша, еще и возбужденный надеждой получить большую кучу центов. В самую жару он бежал со всех ног, чтобы угодить англичанину, не знавшему, как прожить до обеда, будто спасаясь от кого-то. Потом поступил приказ от англичанина вернуться в Форт. Он побрился, сходил в аптеку, купил сигареты... Рикша, похудевший и мокрый, на него глядел уже неприязненно, собачьими глазами, чувствующей приступ бешенства... В шесть часов он побежал до бунгало, к англичанину, мимо того баньяна, под которым еще утром сидел в надежде заработать на эти загадочных и беспощадных белых людях, в упрямой надежде на счастливую жизнь. В течение половины часа рикша отдохнул, пока англичанин готовился обедать. У него, как у отравленного, колотилось сердце, губы стали белыми, черты лица резко обострились, глаза расширились и еще более почернели.

Меж тем солнце закатилось. На террасе сидела пожилая девушка. Увидев ее на улице, вошел во дворе старик-индус, заклинатель змей. Он был немым. Старик вынимал уже из-за пояса свою тростниковую дудку, но тут вскочил рикша и прогнал его криками. Когда было темно, вышел англичанин. Рикша снова покорно бросился к оглоблям...

Наступила ночь, когда подбжал он к двухэтажному большому и ярко освещенному дому. Его огромный балкон белел скатертью длинного стола. Рикша под номером семь подлетел к балкону. Гость выбежал из колясочки, а рикша побежал вокруг дома, но вдруг шарахнулся взад, будтно его сильно ударили палкой по лицу: из окна на вторм этаже, в японском халатике из красного шелка, в тройном рубиновом ожерелье, в широких золотых браслетах глядела на него сияющими глазами пропавшая невеста. Она видеть не могла рикшу внизу, потому что было темно, но он ее сразу же узнал.

Его сердце не разорвалось, так как оно очень было сильно и молодо. Постояв около минуты, он присел и глядел на стоящую в раме девушку, пока та не ушла. А затем он подпрыгнул, схавтив оглобли, и побежал. На этот раз он твердо знал, куда и зачем несется. "Проснись! - кричали в нем тысячи голосов его предков, звучали беззвучно. - Скинь с себя обольщение Мары, сон столь короткой жизни! Тебе ли, отравленному ядом, спать. В любви все скорби, убей ее! Малый срок ты пробудешь в спокойном отдыхе, пока заново не переродишься в тысячах перевоплощений."

Рикша зашел в одну из лавок, быстро съел небольшую чашку риса и ринулся дальше. Он знал, где искать того старика-индуса... Рикша забежал в хижину, но назад выбежал с огромной коробкой от сигар. Он заплатил за нее большие деньги, и то, что лежало в ней, стукало и шуршало по крышке тугими кольцами.

Захватив зачем-то с собой колясочку, он побежал на пустовавший плац Голь-Фэса, казавшийся темным под звездами. В последний раз кинул он тонкие оглобли, но сел уже не на землю, а на скамейку, смело сел, точно как белый человек. За фунт, который был у него, он попросил самую небольшую и смертоносную. Она была очень красива, но злобна тоже необыкновенно, после того, особенно, как помотали ее в деревянной коробке. Ее укус огненно жгуч, пронзает все тело с ног до головы с несказанной болью. Почувствовав этот огненный удар, колесом рикша перевернулся на скамье. Потерял он сознание, что каждый раз понемногу приходить в себя, расставаясь с памятью, зрением, жизнью, радостью, болью, любовью и ненавистью...

В сумерки, перед грозой, дней через десять после этого, к огромному русскому пароходу, который уже был готов отплыть, приплыла шлюпка. В ней сидел седок, которого возил рикша номер семь. Сперва капитан наотрез отказывался взять его на борт, но после настойчивой просьбы уступил в споре и поселил в пустую каюту.

Пароход уже сняли с якоря, когда небо осветила яркая молния. Англичанин посмотрел на свинцовую океанскую даль и скрылся в каюте. Что-то писал он в толстой тетрадке до самого обеда, выражение лица его было тупо, и удивленно вместе с тем. Затем он переоделся к обеду и пошел к команде, которая встретила его ну уж очень любезно, показывая перед друг другом знание английского языка. Не менее любезно отвечал и он, говорил о своих поездках в Индию, на Яву, на Цейлон, где расстроил нервы и захворал печенью. Капитан, человек с твердыми и умными глазами, старающийся во всем быть европейцем, речь завел о колониальных задачах Европы. Англичанин слушал внимательно, складно отвечал, будто рассказывал отлично написанную статью. Порой он замолкал, прислушивался к шороху волн в темноте, за широко открытыми дверями

Из этой тьмы влажно дуло свободным дыханием чего-то, свободного от века. Широко и беззвучно распахивались кругом порохода синяя бездна, заливало чернотой горизонты - оттуда, как тяжелый ропот самого творца, уже погруженного в довременный хаос, шел торжественный и мрачный гул грома. Тогда как бы каменел на минуту англичанин.

Это страшно, в сущности! - вымолвил он твердым своим, но мертвым голосом, после одного из самых сильных ударов. - И всего этого страшнее то, что не думаем мы, не чувствуем, чувствовать разучились, а это страшно - эта глубина, бездонная глубина вокруг. Наверное, быть капитаном очень жутко, но в каюте лежать не лушче, ведь за очень тонкой стеной кипит всю ночь эта бездонная хлябь... На разум, правада, слабее, чем разум у зверей. У дикаря, у зверя есть хоть инстинкт, а у нас выродился. Мы не боимся ничего, не боимся даже смерти по-настоящему, ни тайн, ни жизни, ни безд, окружающих нас! Я - один из участников бурской войны, убивал я людей сотнями - и совсем от того не страдаю, что убивал. Я даже никогда об этом не думаю...

Еще тяжелее шумела черная тьма, сильнее дул ветер. Чувствовалось, как внизу что-то нарастает, немного поднимает, а потом расступается. Вышла команда. Остался только капитан.

Нам только то страшно, - сказал англичанин, - что мы разучились страх чувствовать. Нет давно Бога в Европе. При своей деловитости, жадности, и к жизни, и к смерти мы холодны, как лед: если ее и боимся, то с рассудком. Мы, от собственной пустоты и тупости спасаясь, посещаем весь мир, восторгаясь им притворно. Но лишь здесь, на земле древнейшего человека, мы чувствует в какой-то мере божество, жизнь и смерть. Люди железного века, порабощение мы называем колониальными нашими задачами. Когда в мире воцарится какой-то новый Рим, немецкий или английский, тогда и будет повторен Апокалипсис... Будда, которы говорил: "О вы, обращающие жадность свою друг против друга, князья, ненасытно потворствуете своим похотям!", он поняла, что в этом мире значит Личность, весь мир сосредоточив на ней, что бы не говорили о равенстве и братстве. Только в океане, как человек растворяется в этом устрашающем Все-Едином. Только здесь мы понимаем, что значит наша Личность.

А вы знаете, - спросил он у капитана, - легенду о вороне (буддийскую)? К океану с горы бежал слон, бросился он в волны, и томимый желанием ворон, полетел за ним. Слон захлебнулся, а ворон начал клевать его тушу. Когда очнулся тот, увидел, что его отнесло далеко в море. И закричал он жутким голосом, которого чутко также ждет Смерть... Легенда ужасна!

Звуки склянки послышались в темноте. Из приличия посидев еще минут пять, капитан ушел. Лакей тоже удалился. Англичанин потушил свет. Шум волн во мраке сразу стал громе, слышнее. Пароход шел то по одной, то по другой волне, и в его снастях носились то кверху, то в бездну книзу, Ворон, Канопус, Южный Крест, отдельные сплохи еще мелькали по которым.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Братья». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Дорога из Коломбо идет вдоль океана. На водной глади качаются первобытные пироги, на шелковых песках, в райской наготе, валяются черноволосые подростки. Казалось бы, зачем этим лесным людям Цейлона города, центы, рупии? Разве не все дают им лес, океан, солнце? Однако, взрослея, они торгуют, работают плантациях, ловят жемчуг, заменяют лошадей — возят европейцев, ведь все знают, что лошади плохо переносят цейлонский зной.

На левую руку рикш англичане, хозяева острова, надевают бляху с номером. Счастливый седьмой номер досталсястарику-рикше, жившему в одной из лесных хижин под Коломбо. «Зачем, — спросил бы Возвышенный, — старику это?» «Затем, — ответили бы ему, — что захотел он умножить свои земные горести, что движим земной любовью и жаждой жизни». У старика была жена, сын и много маленьких детей, которых надо было кормить. Сам старик был седой, очень худой, сморщенный, невзрачный, похожий на маленькую обезьянку. Пот ручьями лил с него, узкая грудь дышала со свистом, но, подкрепляя себя дурманом бетеля, бегал он быстро.

Старик хотел для сына счастья и тяжело работал. Но английского не знал и часто бежал наугад, пока большой, одетый в белое европеец не осаживал его палкой по спине. Но и немало лишних центов урвал старик, жалостно морщась и выкидывая сложенные ковшиком тонкие руки.

Раз прибежал он домой совсем в неурочное время: в самый жар полдня, когда в лесах все пело и славило бога жизни-смерти Мару, бога «жажды существования». А старый рикша, уже ничего не жаждавший, кроме прекращения мучений, лег в своей хижине и к вечеру умер. Так и не дошел до него голос Возвышенного, призывавший к отречению от земной любви, и за могилой ждала его новая скорбная жизнь, след неправой прежней. Его жена, зубастая старуха, плакала в ту ночь, питая свою скорбь той же неразумной любовью и жалостью. Сын её стоял рядом. Он вечером видел свою невесту, круглолицую тринадцатилетнюю девочку из соседней деревни. Он испугался и удивился такой внезапной смерти отца, но был слишком взволнован любовью, что сильнее любви к отцам, и забыл, что все страдания этого мира — от любви…

Он был легконогий юноша, и Шива позавидовал бы красоте его темного торса, черно-синим волосам, блестящим глазам под длинными ресницами. Отцовскую медную бляху он надел на свою крепкую руку и отправился в город. Сперва он только гонялся за опытными рикшами, запоминая английские названия улиц; потом сам стал зарабатывать, готовясь к своей семье, своей любви. Но однажды, прибежав домой, он опять услышал страшную весть: невеста его ушла в город и пропала. Отец невесты, полный и сытый старик, три дня разыскивал её и, должно быть, что-то узнал, потому что вернулся успокоенный. Он вздыхал, выражая притворную покорность судьбе; он был лукавый, как все торговцы. От него нельзя было добиться правды, а женщины все слабы, и молодой рикша понимал это. Просидев двое суток дома, не притрагиваясь к пище, только жуя бетель, он, наконец, очнулся и опять убежал в Коломбо. О невесте он, казалось, забыл. Он бегал, жадно копил деньги — и нельзя было понять, во что больше он влюблен: в свою беготню или в те монетки, что собирал за нее. Благополучно и с виду даже счастливо проработал он так с полгода.

И вот сидел он как-то утром, вместе с другими рикшами, под баньяном, когда у одного из бунгало показался человек в белом — европеец, англичанин. Стая рикш налетела на него, но человек, грозно взмахнув тростью, выбрал седьмой номер, он показался ему сильнее прочих. Европеец был невысок и крепок, в золотых очках, с черными короткими усами и оливковым цветом лица, на котором солнце и болезнь печени уже оставили свой смуглый след. Глаза его смотрели как-то странно, будто ничего не видя, деревянный голос его был тверд и спокоен. И рикша понесся на Йорк-Стрит, лавируя среди других рикш, бегущих взад и вперед.

Был конец марта, самое знойное время. Уже с утра было жарко, как в полдень. Но рикша бежал быстро, и ещё ни одной капли пота не было на его спине. В самом конце улицы он вдруг остановился, и англичанин удивленно услышал: «Бетель». Не ответив, он ударил рикшу тростью по лопаткам, но тот только дернул плечом и стрелой полетел к лавкам. «Не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги и ничем не опьяняйся», — заповедал Возвышенный. Но смутно звучала эти заповеди в сердце рикши… Сунув бетель в рот, рикша опять побежал по направлению в город (Форт, как называют его англичане). Англичанин рассеянно смотрел вокруг…

Возле старого голландского здания они остановились. Англичанин ушел пить чай и курить сигару, а рикша бросил оглобли и сел у дерева дожидаться его. О чем думал этот юноша, уже вкусивший самой сильной отравы — любви к женщине? Мара ранит, но Мара и залечивает раны; Мара вырывает что-то из рук человека, но Мара и разжигает человека снова схватить отнятое…

Затем англичанин долго бродил по улицам; а рикша ходил позади англичанина, возя за собой свою колясочку. В полдень англичанин ушел в пароходную контору, а рикша купил дешевых папирос и выкурил пять штук подряд. Сладко одурманенный, сидел он против конторы и смотрел на своего седока и других англичан, обсуждавших обед в честь прибытия парохода из Европы.

До обеда, до вечера было ещё далеко. И опять побежал рикша, — на этот раз к отелю, — и опять, как собака, сел на мостовую, смотря на толпу только что прибывших из Европы, у каждого из которых в душе было то, что заставляет человека жить и желать сладкого обмана жизни. А рикше, рожденному на земле первых людей, разве не вдвойне был сладок этот обман? Разве та, что пропала в этом городе, была хуже женщин в белых нарядах, идущих мимо него и пробуждающих вожделение? У нее была смуглая кожа и круглые сияющие глаза, в которых детская робость уже смешивалась с радостным любопытством жизни, с затаенной женственностью, нежной и страстной. Вскочив с места, рикша побежал в ближайший бар, где вытянул целый стакан виски. Смешав этот огонь с бетелем, он обеспечил себя блаженным возбуждением до самого вечера.

Пьян был и англичанин, выйдя из отеля. Не зная, как убить время, он приказал везти себя сперва на почту, где опустил в ящик три открытки; от почты — к саду Гордона, куда даже не зашел, а потом — куда глаза глядят: к Черному Городу, к рынку, к реке Келани. И пошел, пошел мотать его пьяный и с головы до ног мокрый рикша, возбужденный ещё и надеждой получить целую кучу центов. Он бежал в самую жару в угоду англичанину, не знавшему, как дотянуть до обеда, точно спасаясь от кого-то… Потом англичанин приказал вернуться в Форт, побрился, купил сигары, сходил в аптеку… Рикша, мокрый, похудевший, смотрел на него уже неприязненно, глазами собаки, чувствующей приступы бешенства… В шестом часу он побежал к бунгало англичанина, мимо баньяна, под которым сидел ещё утром в жажде заработка от этих беспощадных и загадочных белых людей, в упрямой надежде на счастье. В течение получаса рикша отдыхал, пока англичанин переодевался к обеду. Сердце у него колотилось как у отравле-

нного, губы побелели, черты лица обострились, глаза ещё больше почернели и расширились.

Солнце меж тем закатилось. Пожилая девушка сидела на террасе. Увидев её с улицы, во двор зашел старик-индус, немой заклинатель змей. Старик уже вынимал из-за пояса свою тростниковую дудку, как рикша вскочил и криками прогнал его. Уже в темноте вышел англичанин, и рикша покорно кинулся к оглоблям…

Была ночь, когда он подбежал к большому ярко освещенному двухэтажному дому, большой балкон которого уже белел скатертью длинного стола и смокингами сидевших за ним. Рикша номер семь подлетел к балкону. Гость выскочил из колясочки, а рикша понесся вокруг дома, чтобы попасть во двор, к другим рикшам, и, обегая дом, вдруг шарахнулся назад, точно его ударили в лицо палкой: из окна второго этажа — в японском халатике красного шелка, в тройном ожерелье из рубинов, в золотых широких браслетах — на него глядела круглыми сияющими глазами его пропавшая невеста. Она не могла видеть его внизу, в темноте, но он сразу узнал её.

Сердце его не разорвалось, оно было слишком молодо и сильно. Постояв с минуту, он присел под вековой смоковницей и смотрел на стоявшую в раме окна, до тех пор, пока она не ушла. А затем он вскочил, схватил оглобли и пустился бежать, — на этот раз уже твердо зная, куда и зачем. «Проснись! — кричали в нем тысячи беззвучных голосов его предков. — Стряхни с себя обольщения Мары, сон этой краткой жизни! Тебе ли спать, отравленному ядом. Все скорби от любви — убей её! Недолгий срок пребудешь ты в покое отдыха, пока снова не переродишься в тысяче воплощений».

Рикша забежал в одну из лавочек, жадно съел чашечку риса и кинулся дальше. Он знал, где живет тот старик-индус… Рикша вбежал в хижину, а назад выскочил с большой коробкой от сигар. Он заплатил за нее большую цену, и то, что в ней лежало, шуршало и стукало в крышку тугими кольцами.

Зачем-то захватив с собой колясочку, он прибежал на пустой плац Голь-Фэса, темневший под звездным небом. Он в последний раз бросил тонкие оглобли и сел уже не на землю, а на скамью, сел смело, как белый человек. За свой фунт он потребовал самую маленькую и самую смертоносную. Она была сказочно красива и необыкновенно злобна, особенно после того, как её помотали в деревянной коробке. Укус её огненно жгуч и с головы до ног пронзает все тело несказанной болью. Ощутив этот огненный удар, рикша колесом перевернулся на скамье. Он потерял сознание, чтобы снова и снова ненадолго приходить в себя, расставаясь с жизнью, памятью, зрением, болью, радостью, ненавистью и любовью…

Дней через десять, в сумерки перед грозой, к большому русскому пароходу, готовому уже отплыть, прибыла шлюпка, в которой сидел седок рикши номер семь. Капитан сперва наотрез оказался взять его на борт, но после настойчивых просьб уступил и поселил в свободную каюту.

Пароход уже снялся с якоря, когда сверкнула яркая молния. Англичанин оглянулся на свинцовую даль океана и скрылся в каюте. До обеда он писал что-то в толстой тетради, и выражение его лица было тупо, и вместе с тем удивленно. Затем оделся к обеду и вышел к команде, которая встретила его преувеличенно любезно, щеголяя друг перед другом знанием английского языка. Он отвечал им не менее любезно, рассказал о своем пребывании в Индии, на Яве и на Цейлоне, где захворал печенью и расстроил нервы. Капитан, человек с умными и твердыми глазами, во всем старающийся быть европейцем, завел речь о колониальных задачах Европы. Англичанин внимательно слушал, отвечал складно, будто читал хорошо написанную статью. И порой смолкал, прислушиваясь к шороху волн в темноте за открытыми дверями.

Влажно дуло из этой тьмы свободным дыханием чего-то от века свободного. Беззвучно и широко распахивалась вокруг парохода голубая бездна, чернотой заливало горизонты — и оттуда, как тяжкий ропот самого творца, ещё погруженного в довременный хаос, доходил мрачный и торжественный гул грома. И тогда англичанин как бы каменел на минуту.

— В сущности, это страшно! — сказал он своим мертвым, но твердым голосом после одного особенно ослепительного сполоха. — И страшнее всего то, что мы не думаем, не чувствуем, разучились чувствовать, как это страшно — эта бездонная глубина вокруг. Наверное, очень жутко быть капитаном, но не лучше лежать в каюте, за тончайшей стеной которой всю ночь кипит эта бездонная хлябь… Да, разум наш слабей, чем разум зверя. У зверя, у дикаря есть хотя бы инстинкт, а у нас, европейцев, он выродился. Мы ничего не боимся, даже смерти не боимся по-настоящему, ни жизни, ни тайн, ни бездн, нас окружающих! Я участник бурской войны, я убивал людей сотнями — и вот нисколько не страдаю от того, что я убийца. Я даже не думаю об этом никогда…

Ветер дул сильнее, черная тьма шумела тяжелее. Чувствовалось, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом расступается. Команда вышла. Остался один капитан.

— Нам страшно только то, — сказал англичанин, — что мы разучились чувствовать страх! Бога в Европе давно уже нет. Мы, при всей своей деловитости и жадности, как лед холодны и к жизни, и к смерти: если и боимся её, то рассудком. Мы, спасаясь от собственной тупости и пустоты, бродим по всему миру, притворно им восторгаясь. Но только здесь, на земле древнейшего человечества, в этом потерянном нами эдеме, который мы называем нашими колониями и жадно ограбляем, среди грязи, чумы и цветных людей, обращенных нами в скотов, только здесь чувствуем в некоторой мере жизнь, смерть, божество. Порабощение мы, люди железного века, называем нашими колониальными задачами. И когда этот дележ придет к концу, когда в мире воцарится какой-нибудь новый Рим, английский или немецкий, тогда повторится Апокалипсис… Будда, говоривший: «О вы, князья, обращающие друг против друга жадность свою, ненасытно потворствующие своим похотям!», понял, что значит жизнь Личности в этом мире, который мы не постигаем, — и ужаснулся. Мы же возносим нашу Личность превыше небес, сосредоточиваем в ней весь мир, что бы там ни говорили братстве и равенстве, — и вот только в океане, где чувствуешь, как растворяется человек в этом страшном Все-Едином, — только там понимаем в слабой мере, что ́ значит эта наша Личность…

— Знаете ли вы, — спросил он капитана, — буддийскую легенду о вороне? Слон бежал с горы к океану; он бросился в волны, и ворон, томимый «желанием», кинулся за ним. Слон захлебнулся, и ворон стал жадно клевать его тушу. Когда же очнулся, то увидал, что отнесло его далеко в море, и закричал ворон жутким голосом, тем, которого так чутко ждет Смерть… Ужасная легенда!

Из темноты раздались звуки склянки. Капитан, посидев из приличия ещё минут пять, ушел. Ушел и лакей. Англичанин потушил свет. Во мраке шум волн сразу стал как будто слышнее, сразу раскрылось звездное небо. Пароход переваливался с одной волны на другую, и в снастях его носились то в бездну кверху, то в бездну книзу, Канопус, Ворон, Южный Крест, по которым ещё мелькали отдельные сполохи.

Роман является самым гениальным его литературным трудом. Последнее творение писателя подводит итог всего его творчества. На протяжении всего произведения проглядывается проблема человека о смысле жизни и нравственных устоев общества.

Вчитываясь внимательно в первые строки романа, видно, как перед нашим взором предстает все семейство Карамазовых - Дмитрий, Иван и Алеша во главе со своим отцом Федором Михайловичем, разгульным и бестолковым помещиком. Семейное собрание для разрешения имущественных вопросов проходит у старца Зосимы.

Старший сын Дмитрий, в целом близкий по нраву и образу жизни отца, хочет, чтобы тот выдал ему большую сумму денег. Но отец не собирается менять вопрос наследства, и разговор по этому делу оборачивается скандалом. Неприязнь друг к другу возникла еще из-за любви к красивой и страстной Грушеньке. Узнав от лакея Павла Смердякова, который был рожден вне брака у Федора Павловича от бродяжки Елизаветы, что три тысячи рублей были отложены для Грушеньки, Дмитрий возненавидел еще больше отца. Обузданный ревностью и гневом, Дмитрий не только избивает, но и даже грозится уничтожить родного ему человека.

Он осознавал, что теряет Грушеньку, и в одном из разговоров высказывает все наболевшее своему младшему брату Алеше. Безгрешный Алексей со свое чистой душей переживает не только по причине разногласий Дмитрия с отцом, но из-за Ивана, который давно уже неравнодушен всем сердцем к Екатерине Ивановне. Но эта благородная девушка всем сердцем преданна порочному Дмитрию. Она страстно любит Митю и во всем ему доверяет. Именно Дмитрию Екатерина Ивановна дает деньги для передачи ее сестре в Москву. Но, к сожалению, вся сумма была истрачена молодым человеком на развлечения с Грушенькой.

По истечении некоторого времени, Екатерина Ивановна понимает, что любит не Дмитрия, а Ивана. Параллельно с душевными терзаниями Алеши, вспыльчивостью и бесшабашностью Дмитрия и внутренним бунтом Ивана со своей «теорией всёдозволенности», четко показан старец Зосима, сопереживающий вместе с людьми все их грехи. Провидец предчувствует, что в этой семье будет еще достаточно горя. И это предсказание вскоре сбывается.

Дмитрий в поисках денег понимает, что вот-вот потеряет Грушеньку и решается посетить отцовский дом. Не застав там любимой женщины, он убегает. В ходе своей необузданности Дмитрий ударяет слугу Григория по голове пестиком и мчится узнать, где же находится его Грушенька. Появившись сначала у чиновника Перхотина, а затем на постоялом дворе в Мокром, запачканный в крови и с кучей денег, вызывает у всех подозрение. Но Дмитрий, не обращая ни на кого внимания, напившись, кутит с Грушенькой. Но недолго продолжалось это гулянье. Дмитрия арестовывают, предъявив ему обвинение в убийстве отца.

Пораженный молодой человек, узнав, что слуга жив, готов отвечать на все вопросы. Правдоискатель Иван пытается выручить брата. На суде он рассказывает о разговоре со Смердяковым, и говорит, что именно он подтолкнул его к совершению убийства. Говорит он в полной горячке. И возможно прокурор поверил бы в слова Ивана. Но, показания Екатерины Ивановны перечеркнули все слова свидетелей в пользу Дмитрия. Предъявленное суду письмо, в котором содержатся угроза отцу ее бывшего любимого человека, оказалось роковым в дальнейшей судьбе. Дмитрия обрекают на каторгу.

Заканчивается произведение похоронами мальчика, сына штабс-капитана Снегирева, который был совсем недавно избит Дмитрием Карамазовым. Смерть Илюшеньки помогла переосмыслить отношение к людям его школьных товарищей, которые поклялись оставшуюся жизнь посвятить добрым делам. Замечательный роман учит нас добру,справедливости и милосердию. Каждый из нас должен осознать, что значит быть нравственным человеком и быть милосердными не только к близким людям, но и к окружающим.

Картинка или рисунок Братья Карамазовы

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ранние журавли Айтматов

    Действие произведения начинается с описания класса в школе. Это бы холодный и нетопленный класс, в котором учительница рассказывала детям о жарком острове, где на деревьях растут невиданные фрукты, живут необыкновенные животные и птицы

    Френсису Моргану, жителю Нью-Йорка, досталось огромное наследство от его отца. Томаса Ригана (друг отца) посещает Торрес Альварес и говорит, что в курсе, где находится клад Генри Моргана (потомок Морганов).