Боровиковский павел 1. История и этнология

Холст, масло. 266 х 202

Русский музей

Павел I (1754–1801) - российский император с 1796 г. Сын Петра III и Екатерины II. «Русский Гамлет», как его называли, – одна из трагических фигур на Российском престоле. В ночь на 11 марта 1801 года был убит в своей только что построенной резиденции – Михайловском замке.
Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами св. Андрея Первозванного (цепь и звезда) и св. Иоанна Иерусалимского (крест).
На портрете Боровиковского, написанном примерно за год до гибели императора, Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь на груди и звезда на мантии справа) и святого Иоанна Иерусалимского (белый крест на груди).
В сентябре 1798 года, после занятия острова Мальта французами, Павел I издал манифест о принятии Мальтийского ордена под свое покровительство. Торжественное вступление императора в должность Великого магистра состоялось 29 ноября того же года. Петербург таким образом стал столицей католического духовно-рыцарского ордена, основанного крестоносцами в XI веке.
Попытка Павла I утвердить в России орденскую практику имела глубокие цели – придание светским государственным реформам сакрального, освященного церковью смысла, и была своеобразным возвращением в область духовных ценностей после долгой череды лет екатерининского светского Просвещения.
У самых ног императора, как основание всего возводимого им теократического государства, изображен циркуль, инструмент вольного каменщика. В данном случае он также, скорее, атрибут средневековой ритуально-символической картины, чем действительная поддержка императором масонской организации. Циркуль лучше всего характеризует роль императора как создателя новой государственности, в которой духовная составляющая едва ли не важнее экономического процветания. Павел здесь - мастер средневекового строительного цеха, то есть, Гроссмейстер Мальтийского Ордена. Чистота помыслов, служение Отечеству, защита христианства и опора в государственных вопросах на религию, объединение под одним царским венцом светской и религиозной роли правителя, – так прочитываются программы российского императора на огромном парадном портрете на исходе XVIII века, таков образ императора Павла I в искусстве, созданный Боровиковским.

Боровиковский В.Л.

Боровиковский Владимир Лукич (1757, Миргород –1825, Санкт-Петербург)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1795), советник Академии (с 1802).
Родился в Миргороде Полтавской губернии в семье казака. Учился у отца и дяди, занимавшихся иконописью. С 1788 жил в Петербурге, где совершенствовался под руководством Д.Г. Левицкого. С 1792 занимался у австрийского художника И.Б. Лампи, который впоследствии передал ему свою мастерскую.
Был знаком с крупнейшими деятелями русской культуры своего времени: поэтом Г.Р. Державиным, писателем В.В. Капнистом, архитектором Н.А. Львовым.
Автор многочисленных парадных портретов, а также камерных изображений современников, запечатленных им в непринужденной домашней обстановке или в естественном окружении. Известен как мастер миниатюрной живописи. Создал ряд икон для Казанского собора.


И так, на русском троне правнук Петра Великого, в жилах которого, осталось совсем немного русской крови. Супруга его, чистокровная немка, родила ему к тому времени уже восьмерых детей. Ни один из монархов Дома Романовых не всходил еще на трон с таким «богатством».

Свое правление Павел Романов начал с приказа расставить по улицам города караульные будки, выкрашенные в прусские цвета, белый и черный, и поставить в них часовых. По городу стали сновать полицейские, срывая с прохожих мужчин круглые шляпы и обрезая полы фраков, сюртуков и шинелей — опять же по прусскому образцу. Горожане, хоть и напуганные столь резкими переменами, не стеснялись, однако, выказывать свою радость и удовлетворение в связи с приходом нового самодержца.

Спустя несколько дней после вступления Павла на престол в нижнем этаже Зимнего дворца было сделано специальное окно, в которое всякий имел право опустить прошение на имя императора. Ключ от комнаты, где находилось это окно, хранился у самого государя. Каждое утро Павел открывал дверь в эту комнату, собирал все письма и записки, опущенные в окно, внимательно их прочитывал, делал пометки. Ответы на прошения он писал лично и ставил свою подпись. Затем они публиковались в газетах. Бывали случаи, когда подавшему прошение предлагалось обратиться в суд или иное ведомство, затем известить императора о результате этого обращения. Благодаря такой «переписке» удавалось вскрыть вопиющие беззакония и несправедливости. В таких случаях царь сурово карал виновных.

С.Г.Москвитин. Император Павел I.

Начав свое царствование с карательных распоряжений, новый император утвердил, однако, в должности большинство из высших чиновников и офицеров, служивших при дворе его матушки. Даже Остермана, младшего сына того самого Остермана, который начал свою службу еще при Петре I и был сурово наказан его дочерью, он не отстранил от управления иностранными делами, порученного ему Екатериной II, а назначил канцлером.

Но прислугу бывшей императрицы Павел I распустил. Некоторых отправил в тюрьму, а некоторых щедро наградил. Проявил он милосердие и к тем, кто при его матушке-царице был осужден, объявив всеобщую амнистию, которая, однако, не коснулась отбывавших наказание за особо тяжкие преступления. Возвратился из ссылки Александр Радищев. Призваны в Петербург были опальные товарищи императора Петра III, а также офицеры, стоявшие в роковом 1762 году на стороне государя. Правда, это были уже старики, ведь с того времени прошло почти тридцать пять лет. Сейчас они были осыпаны почестями и пользовались вниманием самого государя. Да, времена изменились…

Император Павел I освобождая Тадеуш Kościuszko.

Милосердно отнесся Павел и к своему сводному брату Алексею Бобринскому, рожденному его матерью от Григория Орлова. В 1764 году Екатерина чуть было не лишила Павла престола, собираясь выйти замуж за своего любовника и назначить его сына наследником вместо сына Петра, своего бывшего мужа. Но этого не случилось. Алексей Бобринский за свое неприглядное поведение был лишен права жить в столице и находился в Лифляндии. Павел вернул его в Петербург: принял очень радушно, пожаловал титул графа и подарил поместье. Бобринский, женившись в 1796 году на баронессе Анне Унгерн-Штернберг, дочери коменданта Ревеля, переселился в Эстонию, где и кончил свою жизнь, всеми забытый.

Алексей Бобринский в 1800-х годах

Граф Алексей Григорьевич Бобринский (1762-1813)

Анна Владимировна Бобринская (1769-1846), супруга А.Г. Бобринского, урожденная баронесса Унгерн-Штернберг

Соколов Петр Федорович. Портрет графини А.В. Бобринской. 1827

Поистине рыцарским можно назвать отношение нового императора к князю Платону Зубову. Из Зимнего дворца последнему фавориту, конечно, пришлось выехать, но поселился он в доме, специально купленном для него за счет кабинета его величества. После переезда князя в новое помещение Павел в сопровождении своей супруги посетил Зубова, переступив порог его нового дома со словами: «Кто старое помянет, тому глаз вон». А когда подали шампанское, государь сказал: «Сколько здесь капель, столько желаю тебе всего доброго», — и, выпив все до дна, разбил бокал об пол. Зубов бросился императору в ноги, но был поднят им со словами: «Я тебе сказал: кто старое помянет, тому глаз вон». За самоваром государь сказал императрице: «Разлей чай, ведь у него нет хозяйки». Но милости Павла были недолгими — по отраслям, которыми занимался Зубов, были вскрыты большие нарушения, назначено следствие, и князь вынужден был уйти в отставку. Последний фаворит Екатерины II озлобился против ее сына и возмечтал о мщении.

Светлейший князь (с 1796) Плато́н Алекса́ндрович Зу́бов

Опала в начале правления Павла I коснулась немногих. Княгине Дашковой, одной из главных пособниц июньских событий 1762 года, было передано распоряжение Павла I немедленно покинуть Москву и не появляться больше ни в ней, ни в Петербурге. Миссию эту выполнял сам главнокомандующий Москвы.

«В двадцать четыре часа? — спросила княгиня. — Донесите государю, что я выехала в двадцать четыре минуты». Тут же она приказала заложить карету и еще в присутствии передавшего ей повеление императора покинула свой московский дом.

Парадный портрет Воронцовой-Дашковой изображает её рядом с книгами, намекая на учёность.

Павел, помня, что его отец не последовал совету Фридриха II — как можно скорее возложить на свою голову корону, поспешил назначить день коронации. Он сделал, однако, распоряжение, чтобы приготовления к торжествам делались с возможной бережливостью в расходовании денег. Но он не пожелал надеть корону матери на свою голову. Поэтому ювелиром Дювалем в сравнительно короткий срок были изготовлены большая императорская корона и новый скипетр, усыпанный драгоценными камнями. А главным его украшением стал бриллиант, подаренный Екатерине II Григорием Орловым.

Красные ворота, через которые традиционно следовал коронационный кортеж,литографии Арну Ж.-Б. с оригинала Вивьена.

Венчание на царство состоялось в апреле 1797 года, то есть через четыре месяца после смерти императрицы Екатерины. Торжественный въезд в древнюю столицу происходил в Вербное воскресенье. Погода стояла отличная, по-весеннему светило солнце. Император в военном мундире прусского покроя, с напудренной головой и косой ехал верхом, а императрица в карете. На всем пути были выстроены шпалерами войска. Для зрителей соорудили крытые галереи. Впервые в истории России в один день короновались два лица: император и императрица, его супруга, которой Павел собственноручно возложил на голову другую маленькую корону.

Коронация Павла I и Марии Федоровны. Саратовский государственный художественный музей

По окончании церковного обряда Павел зачитал прямо в церкви составленный им «Фамильный акт о порядке престолонаследия» и повелел сей акт на вечные времена хранить в алтаре Успенского собора — месте коронации русских царей, в специально изготовленном для этой цели серебряном ковчеге. Тем самым он отменил указ своего прадеда, Петра Первого, согласно которому царь сам определял своего наследника. Отныне трон должен был переходить к старшему в роду по мужской линии. Таким образом, раз и навсегда было устранено главное беззаконие в России, жертвой которого явился он сам, естественный наследник своего отца Петра III. Благодаря этому указу Императорский Дом Романовых отныне будет представлен только лицами мужского пола, передающими трон по нисходящей линии. Царство женщин осталось в прошлом, хотя некоторые государственные и общественные функции супруги российских императоров выполняли. Марии Федоровне, например, Павел поручил общее руководство учебными заведениями в Москве и Петербурге.

Портрет Марии Федоровны (1759-1828),Владимир Лукич Боровиковский

Император поселился в Зимнем дворце, выбрав для себя и своего многочисленного семейства комнаты, занимаемые им в то время, когда он был еще юношей. Он приказал обставить их по возможности просто и скромно, не в пример роскошному убранству апартаментов своей матушки.

Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800. Государственный музей-заповедник «Павловск»

О личности Павла I написано много, как об одной из самых загадочных и спорных фигур в истории, одни считают его душевнобольным, другие великим. Его рождение вызвало ликование при дворе, воспитание взяла на себя сама императрица Елизавета, смерть вызвала и радость, и печаль.

Владимир Боровиковский Портрет Павла I

Портрет Павла I в белом далматике,Владимир Лукич Боровиковский

Ему было восемь лет, когда не стало его отца. Детским чутьем он осознавал, что случилось что-то неладное. Но понимание пришло позже. К нему были приставлены учителя, которые развивали в нем, прежде всего, его прирожденную страсть к военным учениям и даже придумали для своего ученика азбуку, где буквы изображались в виде солдатиков. Однако четкого плана уроков при дворе с его пышными празднествами и развлечениями не существовало. Занятия проводились когда и как придется, между прогулками, парадными обедами, маскарадами, театральными представлениями. В театр великого князя начали водить очень рано, без разбора, на каждый новый спектакль. Вообще, на Павла уже в детстве смотрели как на взрослого человека, будущего царя.

Христинек Карл Людвиг. Портрет цесаревича Павла в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного

Портрет цесаревича Павла Петровича

Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате. Около 1766. ГЭVigilius Eriksen

Стефано Торелли Портрет Павла Петровича с арапчонком.

Портрет великого князя Павла Петровича, выполненный неизвестным художников в 1770-е гг.

Десятилетним мальчиком он уже высказывал свое мнение: кого-то уверенно хвалил, кого-то открыто презирал. Со своими слугами обращался сурово. Иногда наряжал их в латы рыцарей времен крестовых походов и устраивал с ними турниры. Вообще, Павел был мальчиком с фантазиями, но недостаточно волевым и последовательным. По природе своей он был добрым, веселым, резвым ребенком, но, к сожалению, слишком рано узнал, какая участь постигла его отца, и это развило в нем комплекс подозрительности и страха. Тревожные видения, связанные со смертью отца, сопровождали Павла всю жизнь.

Петр III (в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, 1762)Годы жизни: 1728-1762Российский император в 1761—1762 гг.

Положительное воздействие на воспитание великого князя оказала личность Никиты Панина. Уже в юношеском возрасте ученик Панина поражал обширностью своих знаний, умом и сообразительностью, поклонением красоте и добру. Он прекрасно владел русским, французским и немецким языками, хорошо знал произведения европейских писателей, любил живопись и архитектуру.

Никита Иванович Панин (1718-1783) — русский дипломат и государственный деятель,Александр Рослин

Женившись, он стал безупречным супругом, хотя ему пришлось пережить драму смерти и, как его убедили, неверности первой супруги Натальи Алексеевны, брак с которой длился немногим более трех лет. Зато во втором браке Павел обрел истинное семейное счастье.

Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская, первая жена будущего Павла I

Мария Федоровна, принцесса Вюртембергская, оказалась прекрасной женой, влюбленной в своего мужа, и безупречной матерью. Были у нее, конечно, маленькие недостатки, приобретенные еще в детстве.

Она, например, была до того бережлива, что, приехав в Петербург, не колеблясь, присвоила себе все платья первой жены Павла, чтобы не покупать новые. К чему лишние траты?!

Портрет Великой княгини Марии Федоровны,А.Рослин

Портрет Марии Федоровны,А.Рослин

И.-Б. Лампи. Портрет великой княгини Марии Федоровны.

Ей не было свойственно пышно и роскошно одеваться, она скорее предпочитала скромность и подтянутость. Сознавая свою высокую роль в обществе, Мария Федоровна была всегда одета в парадное платье, красиво причесана. Даже во время беременности она носила платье, а не капот, как другие женщины в ее положении. Затянутая в корсет, она занималась вышиванием, шитьем, чтением немецкой или французской литературы. Все впечатления дня супруга Павла заносила в дневник, регулярно писала письма родственникам и друзьям.

И.-Б. Лампи. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1795. музей-заповедник «Павловск».

И.-Б. Лампи-старший. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1792

Фридрих Евгений, отец Марии Федоровны

Герцогиня Фредерика Доротея Вюртембергская с портретом своего старшего сына Фридриха. Картина Иоганна Георга Цизениса,мать

Много времени она уделяла благотворительным и воспитательным учреждениям. Не вмешиваясь в государственные дела при жизни свекрови, Мария Федоровна стала играть заметную политическую роль, став императрицей. В отличие от Екатерины II, ее невестка осталась настоящей немкой, она даже говорила по-русски с сильным немецким акцентом. Однако она никогда не старалась приближать своих соотечественников ко двору; с немцами тесных контактов не поддерживала. Единственным исключением были, пожалуй, ее подруга детства г-жа Бенкендорф, вывезенная ею из родных мест, да воспитательница ее дочерей Шарлотта Ливен, урожденная фон Гаугребен, женщина, которая, по свидетельству современников, была одарена редким умом и добрым сердцем. Она сумела самого императора заставить уважать ее мнение и была возведена им в графское достоинство.

Портрет Анны-Юлианы Бенкендорф (1744-1797), ур. бар. Шиллинг-фон-Капштад. Миниатюра из собрания Вел.Кн.Николая Михайловича

Шарлотта Карловна Ливен

Любящая и преданная мать, Мария Федоровна держала в строгости детей, воспитывала их жесткой рукой, хотя и любила всем сердцем. Истинно немецкая методика! Даже замужние дочери считали общение с матерью тяжелым испытанием для себя, опасаясь ее замечаний. Довольно сильное влияние имела Мария Федоровна и на мужа. Их считали идеальной парой, хотя внешне они были полной противоположностью. Павел — маленького роста, рано полысевший, с большим ртом и толстыми губами, курносым носом и тревожно бегающими глазами. Ходил он всегда, высоко подняв голову, наверное, чтобы казаться выше ростом. Его супруга — статная блондинка с близорукими глазами и очень доброй улыбкой. Всем своим видом она выказывала спокойствие и великодушие. Павел был счастлив в своей семейной жизни.

Портреты Великого князя Павла Петровича и Великой княгини Марии Федоровны

Портреты Великого князя Павла Петровича и Великой княгини Марии Федоровны И. Пульман, 1782 - 1787 гг., (с оригинала П. Батони, 1782 г.)

Николай АРГУНОВ (1771 после 1829). Портрет императора Павла I.

Большой парадный портрет императрицы Марии Фёдоровны,Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен

Его дочь Анна вспоминала впоследствии, как любил отец, чтобы его окружали дети, как часто звал младших, чтобы они играли у него в спальне, пока его причесывали: это было его единственное свободное время, и он старался провести его с детьми, с которыми всегда был нежен и добр. Если позволяло время, он охотно играл с ними в разные игры, особенно в жмурки. Дети очень любили приходить к отцу.

Еще в 1781 году супруги под именем графа и графини Норд совершили длительное заграничное путешествие — сначала в Польшу, а затем в Вену, Рим, Париж, Берлин, посетили многие иностранные дворы. Эта поездка оказала решающее влияние на кругозор Павла. Да и сам он произвел на Западе вполне благоприятное впечатление, поразив многих возвышенным складом ума, любознательностью, обширностью своих знаний и простотой вкусов. Танцами он не увлекался, предпочитал серьезную музыку и хороший спектакль, любил простую кухню, особенно сосиски.


При европейских дворах великого князя восприняли как человека строгого, воздержанного, но уже тогда отмечалась какая-то двойственность в его характере, словно в нем было два человека: один — остроумный, веселый, играющий с достоинством роль наследного принца, другой — мрачный, способный на резкие выходки и горькие замечания. Он не верил в свою долгую жизнь и даже как-то заявил на одном из приемов, что, наверное, не доживет до сорока пяти лет.

Франческо Гварди. Дамский концерт в честь графов Северных. Ок. 1782

Подозрительность была свойственна Павлу всю жизнь. Однажды во время ужина в Царском Селе, найдя в сосисках осколки стекла, он стал кричать, что его хотят убить, отнес блюдо к императрице и потребовал смерти виновных. А во время поездки по Европе на одном из придворных банкетов ему показался подозрительным вкус вина, и он потребовал заменить себе бокал, заявив, что кто-то замышлял его отравить. Та же история повторилась несколько месяцев спустя. Выпив ледяного пива, он почувствовал себя плохо и стал упрекать хозяина дома — одного из французских принцев — что тот посягал на его жизнь. Едва не вышел крупный политический скандал.



Трёхчастный мост



Кленовая улица

Два павильона Кордегардий Михайловского замка

Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I


Южный (главный) фасад

Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним.

Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) — Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней.

Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.

Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый.

В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком.

Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.

Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованы однотипно как подчиненные.


Западный фасад


Восточный фасад

В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.

Известный своей требовательностью к показному эффекту в дворцовой жизни и парадам, Павел буквально «нашпиговал» Михайловский роскошью и богатством. Они источаются как от самих интерьеров (малахит, разные породы мрамора, лазурит, яшма), сочетающих монументальную роспись и деревянную резьбу, изумительную лепку и бархатную обивку с серебряным шитьем, так и от произведений искусств наличествовавших в этих стенах.

8 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, состоялось торжественное освящение замка и его церкви, а в феврале 1801 г. Павел вместе со своей семьей переехал из Зимнего дворца в Михайловский замок.


Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином; предположительно К.Хойер, 1781 г.


Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800


Иоганн Баптист Лампи-младший Конный портрет императора Павла I c сыновьями Александром и Константином, а также палатином Венгерским Иосифом. 1802 г

Мари́я Фео́доровна ; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны


Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина


М.Ф.Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны


Maria Fedorovna by Élisabeth Vigée-Lebrun (1755-1842)


Владимир Боровиковский (1757-1825) Портрет Великой княгини Марии Федоровны (1759-1828)


Вуаль Жан Луи - Портрет великой княгини Марии Фёдоровны


Доу Джордж (1781-1829) Портрет императрицы Марии Федоровны

Чуть больше месяца замок был царской резиденцией. "Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть" - этим словам императора Павла I суждено было стать пророческими. 11 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне в Михайловском замке, став жертвой дворцового заговора. Утром следующего дня августейшая фамилия вернулась в Зимний дворец.


Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы


Мария Фёдоровна во вдовьем наряде


Надгробие Павла I и Марии Фёдоровны в Петропавловском соборе

Михайловский замок полон легенд и загадок. Поговаривают, что после убийства в нем гулял призрак убиенного императора , которому монах Авель пророчествовал также о судьбе всего рода Романовых и державе Российской. Конверт с этим пророчеством надлежало вскрыть по завещанию Павла в день столетней годовщины его смерти , и хранился он в другом замке - в Гатчине , пригородной резиденции императора.

В течение двух десятилетий Михайловский замок использовался для проживания частных лиц, здесь были обустроены казенные квартиры для ведомственных чиновников, находились различные учреждения.


Павел I на портрете работы С. Щукина

В 1822 г. указом Александра I здание было передано Главному инженерному училищу, давшему замку новое название - "Инженерный". На протяжении целого столетия училище перестраивало бывшую императорскую резиденцию для своих нужд. В середине XIX в. по приказу Александра II на месте бывшей спальни Павла была устроена церковь святых апостолов Петра и Павла, частично сохранившаяся до наших дней.


Портрет императора Павла I — Николай Аргунов

В стенах Инженерного военного училища получили образование Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.М. Сеченов, Ц.А. Кюи и многие другие.


В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I

В 1991 г. здание Михайловского замка было передано Государственному Русскому музею . С этого времени ведется комплексная реставрация единственного в своем роде архитектурного памятника.


Владимир Лукич Боровиковский

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.


Анна Лопухина (Гагарина) — фаворитка императора

Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.


Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена. Художник В. Л. Боровиковский

В 2001-2002 гг. проведена уникальная по сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок, - открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Научно-исследовательские и археологические работы позволили осуществить реконструкцию инженерно-технического комплекса XVIII в. - одного из центральных архитектурных ансамблей Петербурга времен Павла I.


С. Тончи Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена

В отреставрированных залах теперь расположены постоянные экспозиции, проходят временные выставки.


Павел I - Владимир Боровиковский