Борис стечкин. Стечкин борис сергеевич Борис стечкин



Стечкин Борис Сергеевич – выдающийся советский учёный в области двигателестроения и теплотехники, основоположник теории воздушно-реактивных двигателей, академик АН СССР.

Родился 20 июля (5 августа) 1891 года в селе Труфаново Тульской губернии (ныне области) в дворянской семье. Русский. Отец был литератором, газетным работником, а мать работала земской акушеркой-фельдшерицей.

Через три года после рождения Бориса отец покинул семью, и дальнейшим воспитанием сына занималась только мать. Благодаря её стараниям в 1901 году он поступил в Орловский кадетский корпус имени Бахтина. По окончании корпуса в 1908 году - на первый курс механического отделения Московского высшего технического училища (МВТУ). Там он слушает лекции Н.Е. Жуковского и вступает в его авиационный кружок. Родственник Жуковского, он стал его любимым учеником. Стечкин помогал профессору создавать расчётно-испытательное бюро в МВТУ, курсы авиации, а затем и авиационный отдел. Жуковский настолько ценил выдающиеся знания Стечкина, что из всех талантливых учеников ему доверил читать свой курс гидродинамики в Техническом училище и в Институте инженеров воздушного флота.

Для того, что бы продолжать работу с великим Жуковским, Стечкин написал прошение о продлении срока пребывания в училище. Он не прекратил работу в расчётно-испытательном бюро, где, будучи механиком и инструктором, а затем и инженером по авиационным моторам, совместно с В.П. Ветчинкиным руководил расчётами и вычислениями. По просьбе знаменитого лётчика П.Н. Нестерова он (совместно с Ветчинкиным) произвёл расчёт «мёртвой петли».

Кроме того, с 1915 по 1917 год Стечкин работал в лаборатории Н.Н. Лебеденко. Там он создал бомбосбрасывающий аппарат для бомбометания с аэропланов. А вместе с А.А. Микулиным создал свой первый авиационный мотор АМБеС. Это был двухтактный двигатель, самый мощный в ту пору – давал мощность в 300 лошадиных сил и 3000 оборотов в минуту. В нём впервые был осуществлён впрыск топлива в цилиндры бензинового мотора.

В 1918 году Стечкин закончил училище и получил диплом инженера-механика. В том же году под руководством Жуковского создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), и Стечкин перешёл туда начальником винтомоторного отдела. Отдел работал над созданием высотных двигателей, повышением их мощности и экономичности, проводил опыты по исследованию камеры сгорания двигателя, изучал детонацию двигателя и её подавление. Сотрудники отдела создали винт с изменяющимся во время полёта углом лопастей. Для исследования процессов, происходивших в двигателе в разных режимах работы, Стечкин предложил построить камеру низкого давления и разработал её проект. Это была первая такая камера в стране. Впоследствии она работала в Центральном институте авиационного моторостроения и принесла немало пользы при исследовании высотных свойств двигателей.

Помимо этого, он продолжил читать лекции в МВТУ. В 1921 году его утвердили профессором по кафедре двигателестроения Ломоносовского института. После создания в 1920 году Института инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (ныне Военно-Воздушная академия имени Н.Е. Жуковского) Борис Сергеевич Стечкин, один из её создателей, становится заведующим кафедрой, где, кроме преподавательской деятельности, он руководил моторной лабораторией. С 1930 года после создания Московского авиационного института Стечкин преподавал там теорию двигателей и до 1964 года являлся бессменным председателем Государственной экзаменационной комиссии.

Стечкин постоянно работал над новыми теориями и исследованиями, но при этом практически не занимался изданием своих трудов. В 1921 году были напечатаны его лекции и статьи по теории авиационных моторов, где Стечкин дал ряд классических выводов и формул, вошедших ныне в фундаментальные основы теории двигателей. В 1926 году он сделал доклад в Париже в академии наук об исследовании теоремы Био-Савара. Этот доклад был опубликован в «Известиях Французской академии наук». В ЦАГИ он провёл исследования по теории вихрей, в 1927-1928 годах публикует две научные работы: «О тепловом расчёте двигателя» и «Характеристики двигателя». Эти труды вместе с курсом лекций по теории авиадвигателей» и составили основу теории и расчёта моторов для авиации, методики построения их земных и высотных характеристик.

На технической конференции в ЦАГИ Стечкин сделал доклад, а в феврале 1929 года в журнале «Техника воздушного флота» появилась его статья «Теория воздушно-реактивного двигателя», которой суждено было стать исторической. Эта статья предвосхитила развитие авиации, утвердила приоритет Советского Союза в воздушно-реактивных двигателях и создала мировую славу учёному.

В 1929-1930 годах в составе делегации советских инженеров ездил в США с целью закупки машин для отечественной промышленности.

В 1930 году под лозунгами борьбы со лжеспециалистами был начат судебный процесс по делу «Промпартии». В связи с ним привлекался и Борис Сергеевич Стечкин. Он был арестован и осуждён на три года, но, когда была выяснена его непричастность к «Промпартии», в конце 1931 года он был досрочно освобождён. Позже его полностью реабилитировали. Но, находясь в заключении, он продолжал работать специальным консультантом по различным проектам, разработкам, наброскам.

С 1931 по 1933 год в конструкторском бюро под руководством Стечкина были спроектированы, построены и прошли стендовые испытания быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ, КОДЖУ, завершён тысячесильный ФЭД-8. Эти двигатели в серийное производство не пошли, но в них было заложено немало новых, прогрессивных идей. Они стали фундаментом для создания под руководством Стечкина и при его участии в 1933-1937 годах двух оригинальных авиационных дизелей.

С 1933 по 1935 год он работал начальником научно-исследовательского отдела, а вернее, научным руководителем по вопросам артиллерии. Борис Сергеевич трудился над качественно новым оружием – реактивно-динамическим. Он создал всю его расчётно-теоретическую часть. Вместе с Л.В. Курчевским они разработали целую серию систем, предназначавшихся для сухопутных, авиационных, танковых и военно-морских частей. Наиболее значительное изобретение – безоткатная динамореактивная пушка. Реактивно-динамическое оружие появилось в нашей стране на четверть века раньше, чем где бы то ни было. По указанию И.В. Сталина Курчевскому было выделено специальное КБ с самолётным, морским, кавалерийским, теоретическим отделом и отделом прицелов. Теоретический отдел возглавил Борис Сергеевич Стечкин. Он заведовал всеми лабораториями и исследованиями, изучал силы реакции при истечении газов.

С 1935 года Стечкин вновь работал в Центральном институте авиационного моторостроения заместителем начальника по научно-технической части.

В декабре 1937 года по клеветническому обвинению Стечкин был вновь арестован. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившем название «Туполевская шарага». В войну техническое бюро перевели из Москвы в Казань. Там он работал над авиационными дизелями. Под руководством Стечкина был спроектирован и построен первый осевой компрессор для наддува авиационного дизеля М-30. Кроме того, внепланово он продолжал заниматься реактивным движением, и зимой 1941/42 года он создал пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель, получивший название «УС» (ускоритель Стечкина).

В 1943 году Александр Александрович Микулин решил создать завод, который бы самостоятельно строил опытные образцы. Для решения этого вопроса он добился приёма у И.В. Сталина. После того, как Сталин утвердил идею конструктора, Микулин убедил его в необходимости привлечения к работе на должности заместителя главного конструктора по научной работе Бориса Сергеевича Стечкина. В марте 1943 года Стечкин был освобождён и приступил к выполнению своих новых обязанностей.

До 1945 года конструкторское бюро А.А. Микулина занималось поршневыми двигателями. Последним из них был высотный мотор с наддувом, центробежный нагнетатель для которого рассчитал ещё в Казани Стечкин. Установка этого турбонаддува позволила перехватчику подниматься высоко, где обычные двигатели работать не могли из-за разрежения воздуха.

В 1944 году на научно-технической конференции в академии имени Жуковского Стечкин впервые дал вывод теоремы Жуковского о подъёмной силе профиля в решётке с учётом сжимаемости газа для дозвуковых скоростей течения. Позже на основании этой формулы он вывел основное уравнение аэродинамического расчёта ступени осевого компрессора. И когда после войны завод вплотную занялся новой техникой, Стечкин в короткий срок собрал и воспитал коллектив способных специалистов, которые смогли создавать отечественные реактивные двигатели.

За создание мотора АМ-2 завод был награждён орденом Ленина. Такую же награду получил и Борис Сергеевич Стечкин, выдвинувший новую теорию аэродинамического расчёта лопаток компрессора.

Позже был создан двигатель АМ-3. Благодаря его мощности бомбардировщики достигли скоростей истребителей и получили огромную перспективу для дальнейшего усовершенствования. Его установили на бомбардировщике Ту-16, на базе которого был сделан пассажирский Ту-104. На долгие годы он стал самым мощным двигателем в мире. В КБ Микулина стали делать двигатели с осевыми компрессорами, и весь мир потом строил двигатели именно на этом, более выгодном принципе. Для Як-25 был создан двигатель АМ-5. На самолётах МиГ-19 был установлен мотор РД-9Б, а двигатели Р-11-300 несколько десятилетий стояли на вооружении военно-воздушных сил. Автоматика, трансзвуковая система компрессора были созданы в значительной степени по идеям Стечкина и под его научным руководством.

В 1946 году Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1947 году его избрали действительным членом Академии артиллерийских наук. 23 октября 1953 года Борис Сергеевич избран академиком Академии наук СССР. В 1957 году за самолёт Ту-104 ему была присуждена первая по Министерству авиационной промышленности СССР Ленинская премия.

Помимо работы в КБ Микулина, Стечкин в 1949 году вошёл в состав Комиссии по газовым турбинам при Академии наук. Сначала он стал заместителем председателя, а в 1951 году возглавил её. Итогом работы Комиссии стали разработанные турбины для энергетики, автомобильного и судового транспорта, для танков, чёрной металлургии и газовой промышленности. Впервые в СССР были разработаны турбины по 12 тысяч киловатт для Небит-Дагской электростанции, 25-мегаваттные для ТЭЦ-2 в Киеве, четыре для Якутской электростанции, первые в мире газовые турбины по 100 тысяч киловатт установлены на Краснодарской электростанции.

Кроме того, в 1951 году, предвидя необходимость изучения и совершенствования новых двигателей, Стечкин решил создать в Институте машиноведения Академии наук лабораторию лопаточных машин. Со временем лаборатория выросла в Институт двигателей Академии наук СССР, а Борис Сергеевич стал его директором и проработал в нём до 1962 года.

В 1958 по научной линии совершил официальный визит в КНР, где имел встречу с Мао Цзэдуном.

В 1962 году Институт двигателей упразднили, и с 1963 года Стечкин работал научным руководителем отдела и консультантом по перспективным космическим двигателям в конструкторском бюро С.П. Королёва. В этот период он сделал много нового в области жидкостных магнитогидродинамических двигателей.

Другим его направлением деятельности в этот период стала защита воздушного бассейна, охрана природы. Он принимал участие во всех симпозиумах, научных конференциях, был членом научного совета по этому вопросу. 18 октября 1968 года в «Правде» была опубликована статья Стечкина «Дыхание автомобиля» - основополагающая, с широким взглядом на будущее. Он не щадил ни здоровья, ни времени для защиты природы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1961 года за выдающиеся заслуги в деле развития гидроаэромеханики и теплотехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Стечкину Борису Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В последние годы жизни Стечкин написал несколько работ по механике: «О смешении струй», «Винт в трубе», «Среднее квадратное и среднее арифметическое». В этот же период, продолжая и развивая свои ранние работы, он закончил несколько статей о поршневых двигателях.

Лауреат Ленинской премии (1957), Сталинской премии (1946).

Награждён 2 орденами Ленина (24.01.1947, 05.08.1961), орденами Трудового Красного Знамени (02.07.1945), Красной Звезды (18.08.1945), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Ветвь Николая Алексеевича (Шиловы - Стечкины).

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Николай Александрович Шиловы.

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова , дочь Н.А. Абрикосова , внучка А.И. Абрикосова ) Шилова (1875 - 1942), училась в одной гимназии и дружила с Натальей Сергеевной Шереметьевской, будущей супругой Великого князя Михаила Александровича (1878 - позже 1918 года), Императора Михаила II, ставшей впоследствии - графиней Натальей Сергеевной Брасовой (1880-1952).

Вышла замуж в 1897 году за Шилова Николая Александровича (1872-1930), одного из основоположников теории противохимической защиты, профессором Академии химической защита РККА.


Вера Николаевна Абрикосова и Николай Александрович Шилов в день свадьбы.
Москва, Малый Успенский переулок. 1897 год.

Николай Александрович Шилов , известный химик, занимался сопряженными реакциями окисления, вопросами адсорбции газов и электролитов на угле (в связи с проблемой химзащиты), фотографическими процессами.
В 1895г. закончил Московский университет, работал в лаборатории Н.Д.Зелинского, работал в физико-химической лаборатории Освальда в Лейпциге (1896-1897 и 1901-1904). Преподавал в Московском университете, в Московском Высшем техническом (инженерном) училище и в Московском Коммерческом институте.

С 1910 г. профессор. В 1911г. вместе с другими профессорами покидает университет в знак протеста против реакционной политики министра Кассо. В 1912 едет в лабораторию Кюри, а в 1914 - в лабораторию Резерфорда с целью не только поработать, но и закупить оборудование для радиологической лаборатории Коммерческого института.
Первая мировая война нарушили все планы - закупленное оборудование погибло на пути в Россию. Шилову с семьей удалось вернуться домой через Швецию.

В 1915г. Московское отделение Русского физико-химического общества поручило разработку способов противогазовой защиты Зелинскому, Шилову и Хлопину.
В сентябре 1915г. Н.А. Шилов создает передвижную химическую лабораторию и выезжает на Западный фронт.


Н.А. Шилов, 1915 год.
Штаб Главнокомандующего Армиями Западного фронта.


Н.А. Шилов был страстным путешественником, бывал во многих странах мира. Оставил большую коллекцию снятых им стереофотографических снимков.

Библиография:
Н.Н.Ушакова Николай Александрович Шилов. Из-во "Наука" М. 1966
Сборник Николай Александрович Шилов. К столетию со дня рождения. Под ред. М.М.Дубинина Военная Академия химзащиты, М. 1964.
Б.М.Беркенгейм, Н.И.Семенов, Серпинский Журнал физ. химии т.29 вып. 9 1955г.
Успехи химии т.15 вып.2 1946
Научное творчество Шилова. Труды института истории естествознания и техники т.12 1956г.

Вера Николаевна и Николай Александрович Шиловы.
Свадебное путешествие. Германия 1897 год

В.Н. и Н.А. Шиловы имели трех детей:
1. Ирина (1898-1958);
2. Марина (1908(?) - 1930). Детей не имела, умерла в возрасте 22 года;
3. Александр - умер ребенком в 10-летнем возрасте;


Ирина, Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Марина Шиловы. 1912 год.


Вера Николаевна и Наталья Сергеевна Шереметьевская, в последствии графиня Брасова, поддерживали дружеские отношения вплоть до революции 1917 года, когда судьба их разлучила.
В 1914 году, по приглашению Натальи Сергеевны и Великого князя Михаила Александровича, Вера Николаевна с мужем Н.А. Шиловым и дочерью Ириной посетили великокняжескую чету в замке Небворт (Knebworth House) в 28 милях к северу от Лондона, где они тогда проживали.
Об этом посещении остались воспоминания записанные внуком Ирины Николаевны - Борисом Сергеевичем Стечкиным.

Ирина Николаевна (рожд. Шилова) Стечкина (1898-1958) , окончила Плехановский институт, преподавала на химическом факультете МГУ.

Муж Стечкин Борис Сергеевич (5 августа 1891 — 2 апреля 1969) — выдающийся русский, советский учёный в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Жуковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.
В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.
Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым , А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.


Академик Б.С. Стечкин

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.
Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.
Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).
Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930—1931 и 1937—1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына — С. Б. Стечкина — впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.


Океанский сухогруз "Академик Стечкин"
Спущен на воду в 1975 г.
Черноморское морское пароходство.

За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.


Ирина Николаевна (рожд. Шилова) и Борис Сергеевич Стечкины.

Ирина Николаевна и Борис Сергеевич Стечкины имели трех детей:

1. Сергей Борисович (1920-1995);
2. Вера Борисовна (1922г.р.);
3. Ирина Борисовна (1932 г.р.).

1. Сергей Борисович Стечкин (1920-1995), окончил мехмат МГУ (1942г.), доктор физико-математических наук, профессор, работал в Математическом институте АН СССР.


Математик
Сергей Борисович Стечкин.

Женат первым браком на Екатерине Ивановне Стечкиной (Трифоновой) (1927-1987), окончила мехмат МГУ, редактор в издательстве Наука, зав редакцией (Физико-математическая литература).


Екатерина Стечкина с сыном Борисом

Их сын:
1. Борис (1950 г.р.).
Борис Сергеевич Стечкин (1950г.р.), окончил мехмат МГУ (1973г.), академик Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, с.н.с. Математического института им. В.А. Стеклова.
Был женат на Ирине Львовне Ежовой (1948 г.р.), окончила философский факультет МГУ (1972 г.), полковник Генеральной прокуратуры РФ в отставке. (брак расторгнут). Детей не имели.


Математик,
Борис Сергеевич Стечкин.

Второй брак С.Б. Стечкина - Татьяна Васильевна Родославова (1948 г.р.), окончила мехмат МГУ (1972 г.),
Их дети:
1. Александра (1979 г.р.);
2. Валерия (1982 г.р.).
1. Александра Сергеевна (1979 г.р.), окончила педагогический институт им. В.И. Ленина, преподаватель математики в средней школе.
Имеет двух детей: Кира, Филипп.
2. Валерия Сергеевна Стечкина (1982 г.р.).
2. Вера Борисовна Пахомова (Стечкина) (1922г.р.), окончила Московский горный институт, преподавала в Горном институте.
Муж: Николай Корнеевич Пахомов (1917 -), летчик, штурман, участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. После войны на партийной работе. Работал в МГК КПСС.
Их дети:
1. Сергей (1947-2007);
2. Ольга (1951 г.р.).
1. Сергей Николаевич Пахомов (1947 — 2007). работал старшим лаборантом в институте им. Курчатова, художник-иллюстратор.
Первый брак: Гришанина Наталья Алексеевна (1951 г.р.).
Их сын :
Борис Сергеевич Пахомов (1974 г.р.), окончил библиотечный институт. Жена: Людмила Сергеевна Горшкова (1985 г.р.).
Их дети:
1. Вениамин (2001 г.р.)
2. Ярослав (2004 г.р.)
Второй брак: Ирина Александровна Розовская (1954 г.р.)
Их дети:
1.Николай (1986 г.р.),
2. Александр (1988 г.р.),
3. Мария (1992 г.р.).
2. Ольга Николаевна Пахомова (1951 г.р.) окончила психологический факультет МГУ, психолог, автор многих учебных пособий по детской психологии. Муж: Михаил Зельманович Темчин (1945 г.р.)
Их дети:
1. Анна (1972 г.р.),
2. Мария (1980г.р.).
1. Анна Михайловна Темчина (1972 г.р.) окончила Московский государственный открытый педагогический университет (МГОП), логопед-дефектолог. Муж: Евгений Романович Писаревский (1968 г.р.)
Их дети:
1.Вера (1993г.р.)
2.Татьяна (1997 г.р.)
3.Ирина (2004г.р.)
2.Мария Михайловна Темчина (1980 г.р.) Окончила РГГУ, педагог. Муж: Попов Артем Алексеевич (1965 г.р.)
Дочь: Марина (2008г.р.)
3. Ирина Борисовна Стечкина (1932 г.р.) окончила физфак МГУ (1956г.), кандидат физико-математических наук, 20 лет проработала в Физико-химическом институте им. Л.Я. Карпова. С 1980 г. работает в РНЦ «Курчатовский Институт», ведущий научный сотрудник.
Муж: Александр Алексеевич Веденов (1933-2008), окончил физфак МГУ (1956г.), доктор физико-математических наук, профессор, член корреспондент АН СССР, работал в Институте Атомной энергии им. И.В. Курчатова.


Ирина Борисовна Стечкина, Александр Алексеевич Веденов их сын Алексей.
1959 год

1. Алексей (1958 г.р.);
2. Ирина (1964 г.р.).
1. Алексей Александрович Веденов (1958г.р.), окончил, мехмат МГУ. Женат на Евгении Олеговне Стечкиной, окончила санитарный факультет Медицинского института.
Дочь: Алла (1986 г.р.), работает переводчицей.
2. Ирина Александровна Веденова (1964 г.р.), окончила мехмат МГУ, проживает в Канаде.
Первый брак: Юрий Витальевич Девяткин (1961 г.р.)
Их дети:
1. Леонид (1982 г.р.);
2. Михаил (1986 г.р.);
3. Ирина (1997 г.р.).
1. Леонид Юрьевич Девяткин (1982 г.р.), окончил философский факультет МГУ (2004 г.), кандидат философских наук, работает в Институте философии РАН.


Михаил Девяткин (В центре)

3. Ирина Юрьевна Девяткина (1997 г.р.), учится в школе, проживает вместе с матерью в Канаде.

Биографические данные и фотографии любезно предоставили - Ирина Борисовна Стечкина, Вера Борисовна Пахомова (правнучки Николая Алексеевича Абрикосова) и Борис Сергеевич Стечкин (праправнук Н.А. Абрикосова).

Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей и администрация Сайта выражает им искреннюю благодарность за предоставленные материалы.

Продолжение следует.
Июнь 2010 г.

________________________

Администратор сайта
Андрей Абрикосов.
E-mail: [email protected]

Место рождения: с. Труфаново Тульской губ.

Направления деятельности: техника

Стечкин Борис Сергеевич (1891, с. Труфаново Тульской губ. – 1969, Москва) – специалист в области теплотехники и авиационных двигателей,

Академик (1953)

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа (20 июля) 1891 г. в селе Труфаново Тульской губернии. Отец, Сергей Яковлевич Стечкин – критик, писатель, репортер газет, ушел из семьи, когда Б.С. Стечкину было около трех лет. Воспитанием троих детей занималась мать, Мария Егоровна Стечкина – медсестра.

В 1901 г. Б.С. Стечкин был принят в Орловский кадетский корпус с содержанием на дворянский счет. Закончив кадетский корпус в 1908 г., он приехал в Москву, где по совету двоюродного брата отца, известного русского механика Николая Егоровича Жуковского, поступил на механический факультет Высшего технического училища (ВТУ).

К тому времени Н.Е. Жуковский, являясь профессором ВТУ, создал при училище кружок авиации, в котором Б.С. Стечкин и начал заниматься. Кроме него в кружке состояли А.Н. Туполев, А.А. Архангельский, В.П. Ветчинкин и др. Силами членов кружка осуществлялись работы в аэродинамической лаборатории, в которой каждый имел свое направление. Б.С. Стечкин занимался специальными вопросами моторостроения.

С начала Первой мировой войны в аэродинамической лаборатории для испытаний военных самолетов было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в которое вошел Б.С. Стечкин. Бюро проделало большую работу по накоплению экспериментального и расчетного материала, что позволило начать обоснованное проектирование летальных аппаратов.

В годы Первой мировой войны Б.С. Стечкиным был создан прибор для прицельного бомбометания с самолетов и двигатель АМБЕС-1 мощностью 380 лошадиных сил для танков. Этот двигатель был представлен им в качестве дипломного проекта.

В 1918 г. Б.С. Стечкин окончил МВТУ и был оставлен при училище для занятий авиационными моторами. В том же году был образован Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), одним из организаторов которого являлся Б.С. Стечкин, в котором он с 1919 г. по 1930 г. возглавлял винтомоторный отдел.

В 1920-е гг. Б.С. Стечкин принял участие в создании аэросаней, которые явились единственным машинным транспортным средством при освоении Севера. В те же годы он посетил Францию, Германию, Англию, США, где знакомился с новинками теоретической и прикладной гидродинамики, авиационного моторостроения.

В 1930 г. Б.С. Стечкин перешел на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). В 1931-1933 гг. им, совместно с Н.Р. Брилингом и Г.В. Тринклером, были разработаны и испытаны быстроходные авиационные дизели ЯГТ, ПГЕ, КОДЖУ и 1000-сильный ФЭД-8.

В 1933-1937 гг. Б.С. Стечкин, продолжая заниматься вопросами моторостроения, разработал и построил вместе с Л.В. Курчевским авиационный дизель МСК. Одновременно он конструировал лопаточные машины, в частности центробежные компрессоры, необходимые в то время поршневым двигателям для увеличения высоты полета.

В 1930-е гг., работая на авиационном заводе Наркомата авиационной промышленности, он разработал целую серию систем для вооружения сухопутных, авиационных, танковых и военно-морских сил. На их основе в Советской Армии были созданы реактивно-динамические безоткатные пушки АПК для авиации, БПК – для пехоты и противотанковое оружие.

В 1938-1943 гг. Б.С. Стечкин работал в конструкторском бюро, где создал бесклапанный пульсирующий реактивный двигатель УС (ускоритель Стечкина), предназначенный для ускорения самолетов.

В 1943-1955 гг. он занимал должность заместителя главного конструктора по научно-технической части на заводе. Ученый работал над созданием моторов с непосредственным впрыском топлива, над системами турбонаддува и природных компрессоров наддува для высотных авиадвигателей; решал задачи по прочности и динамике машин и механизмов.

После 1943 г. инженерная и научно-техническая работа стали основой его деятельности. С 1945 г. началось широкое распространение и быстрое совершенствование воздушно-реактивных двигателей, турбореактивных двигателей и лопаточных машин. В окончательном виде работы ученого по воздушно-реактивным двигателям были опубликованы в 1953-1954 гг. в коллективном труде «Теория реактивных двигателей». На первом в мире пассажирском реактивном лайнере ТУ-104 был установлен двигатель РД-3М, непосредственным участником создания которого был Б.С. Стечкин.

В 1946 г. Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом, в 1953 г. – действительным членом АН СССР.

В 1952 г. Б.С. Стечкин организовал лаборатории лопаточных машин в Институте машиноведения АН СССР и был назначен ее руководителем.

С 1954 по 1962 гг. Б.С. Стечкин возглавлял Институт двигателей АН СССР, созданный на базе двух лабораторий Института машиноведения АН СССР. Институт разрабатывал основы создания принципиально новых двигателей с непосредственным преобразованием тепловой энергии в электрическую, продолжал совершенствовать лопаточные машины, газотурбинные установки и поршневые двигатели.

Начиная с 1962 г. и до последних дней своей жизни Б.С. Стечкин сотрудничал с С.П. Королевым, работая у него в конструкторском бюро. В этот период он занимался новыми разработками в области жидкостных магнитогидродинамических двигателей.

Другим направлением его деятельности в те годы была защита воздушного бассейна, охрана природы. Б.С. Стечкин принимал участие в симпозиумах, научных конференциях, являлся членом научного совета по этому вопросу.

Долгие годы Б.С. Стечкин вел педагогическую деятельность. Он преподавал в МВТУ им. Н.Э. Баумана, Институте инженеров Красного Воздушного Флота, в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, Московском авиационном институте им. Серго Орджоникидзе (МАИ) и др.

Б.С. Стечкин состоял членом комиссии ЦАГИ по постройке аэросаней (1919), редактором-консультантом журнала «Вестник воздушного флота» (1921), членом редколлегии журнала «Техника воздушного флота» (1927-1930, 1933-1937), членом Редакционного совета Министерства авиационной промышленности СССР (1948-1949), заместителем председателя (1949-1951), председателем (1951-1966) Комиссии по газовым турбинам АН СССР, членом секции машиностроения Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР (1960-1964), членом Бюро Отделения технических наук АН СССР (1957-1959), главным редактором журнала «Известия АН СССР» (1959-1961), членом Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР (1960-1967).

Заслуги Б.С. Стечкина были высоко оценены правительством. Ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда (1961), он был награжден двумя орденами Ленина (1947, 1961), орденом Трудового Красного Знамени (1945), орденом Красной Звезды (1945) и медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «В память 800-летия Москвы» (1948).

Б.С. Стечкин – лауреат Государственной (1946) и Ленинской (1957) премий.

Б.С. Стечкин дважды подвергался репрессиям: в 1930 г. он был арестован, осужден на три года по делу «Промпартии» и досрочно освобожден в конце 1931 г. В 1937 г. ученый был вновь арестован, находился в заключении до 1943 г., работал в специальном ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

Борис Сергеевич Стечкин умер 2 апреля 1969 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Бори́с Серге́евич Сте́чкин (24 июля (5 августа) 1891, с. Труфаново, Тульская губерния - 2 апреля 1969, Москва) - выдающийся русский, советский учёный и конструктор в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).

Борис Стечкин родился 24 июля 1891 года в семье дворян, не имеющих поместья. В 1908 году он окончил Орловский кадетский корпус и поступил в Московское техническое училище. Вскоре талантливый ученик стал помощником своего родственника Н.Е. Жуковского, создавая с ним ракетно-исследовательское бюро в МТУ, курсы авиации, затем авиационный отдел. Профессор доверял ему читать лекции вместо себя. Несмотря на плохое зрение, Стечкин научился летать на различных типах самолетов того времени и получил пилотское свидетельство. Борис Сергеевич был старостой авиационного кружка, в котором студенты изготавливали модели для проверки теоретических расчетов Жуковского.

С началом Первой мировой войны Стечкин стал работать в лаборатории Н. Н. Лебеденко. Ему приходилось заниматься расчетом бомбосбрасывающего аппарата для «Ильи Муромца». 11 декабря 1915 года на бомбовый прицел Стечкина, состоящий из угольника и секундомера, было дано заключение Военно – промышленного комитета России: «…Прибор отличается простой и остроумной комбинацией, может конкурировать с другими, более сложными аппаратами…Комиссия находит полезным для целей обороны выдать изобретателю 900 рублей на устройство 5 приборов».

Лаборатория Лебеденко разрабатывала образцы авиабомб. Затем Стечкин рассчитал трехколесный танк «Нетопырь» и совместно с Микулиным спроектировал свой двигатель АМБеС. Несмотря на недостатки этого передового по своему времени двигателя, им заинтересовались американцы и купили его у Лебеденко. Но от предложения выехать работать за границу Стечкин отказался, сказав: «Русские инженеры за границу не продаются».

Стечкин наряду с В.П.Ветчинкиным стал руководить расчетами в расчетно –испытательном бюро, которое Жуковский создал на базе аэродинамической лаборатории МТУ. Бюро изучало лобовое сопротивление, управляемость и устойчивость самолета, создавая новый раздел авиационной науки – динамику полета. Стечкин являлся правой рукой Жуковского и одновременно научным руководителем лаборатории Н.Н.Лебеденко.

После революции, с 1 сентября 1918 года Бориса Сергеевича назначили помощником заведующего секцией винтомоторных групп Экспериментального института путей сообщения. Затем вместе с Н.Е. Жуковским он работал в ВСНХ, где первым в России спроектировал и создал камеру низкого давления для испытания двигателей в условиях больших высот.

В декабре 1918 года Борис Сергеевич стал заведующим винтомоторным отделом ЦАГИ – единственной организацией в России, занимающийся авиадвигателями. Стечкин особое внимание уделял созданию высотных двигателей и увеличению их мощности путем повышения давления воздуха, поступающего в цилиндры.

Кроме исследовательской работы, в ходе которой Стечкин разработал теорию расчета авиационных двигателей, он продолжал преподавать в МВТУ, в Ломоносовском институте и авиационном техникуме — будущей Военно-воздушной академии. Борис Сергеевич стал одним из основателей академии. Он руководил кафедрой двигателей в тот период, когда требовалось создать теорию авиационных двигателей как научную дисциплину, и заложил сохранившиеся поныне основные положения этой дисциплины.

«Мотор должен быть легким, экономичным, действовать на предельном потолке подъема», — такие мысли постоянно волновали ученого. Авторитет молодого профессора был неоспорим: его принимали в управлениях Военно — Воздушных и Военно — Морских сил РККА, правительственных и партийных органах.

Прекрасного педагога Стечкина знали и любили в МВТУ, где его лекции внимательно штудировал Сергей Королев, в Московском механическом институте. Известный советский авиаконструктор А. А. Архангельский рассказывал: «Исключительной чертой Бориса Сергеевича было то, что он мог очень кратко, ясно и доходчиво дать ответ на любой вопрос, который задавался. Другой часами будет объяснять то, на что у Б. С. уйдет полминуты, и вам все станет ясно».

Уже в 1921 г. были напечатаны статьи и лекции Стечкина, содержащие ряд классических положений, вошедших в фундаментальные теории двигателей. Во всех учебниках приводится формула Стечкина о мощности двигателя в зависимости от расхода топлива. Его математические выкладки публиковала Французская академия наук.

Солидная эрудиция, многоплановый диапазон интересов позволили ему стать высококлассным специалистом широкого профиля. Совместно с конструкторами А. Архангельским и А. Микулиным Борис Сергеевич делал моторы АМБеСы, аэромобиль, глиссер Стечкина, целую серию аэросаней. За полтора месяца создал для танка эжектор — устройство, позволяющее перекачивать топливо в машину.

Выносливость, природная удаль, ребячье озорство привлекали к нему сердца учеников, помощников по труду. С молодости до глубокой старости Борис Сергеевич занимался физкультурой и спортом. Был отличным мотоциклистом, автогонщиком, катерщиком, летчиком. Стечкинские рекорды скорости и расхода топлива в аэросанном пробеге Москва — Нижний Новгород так и остались непобитыми.

Борис Сергеевич увлекался и математикой (постигал он эту науку во многом самостоятельно), сочетая ее с прикладными науками, старался найти практическое применение законов математики и физики. По его словам, формулы должны точно отражать характеристику изучаемого явления, представлять его просто и ясно. Говоря о том, каким должен быть инженер, Стечкин указывал, что помимо знания своей специальности он обязан уметь самостоятельно разбираться в сложных научно-технических вопросах, следить за прогрессом техники, а для этого необходимы большие знания в области математики и логики.

В 1935 г. Стечкина назначили заместителем начальника Центрального института авиационных моторов (ЦИАМ). Он энергично сплачивал и нацеливал ученых, конструкторов, инженеров на создание сверхзвуковой авиации.

Грянула Великая Отечественная… Борис Сергеевич занялся проектированием пульсирующих воздушно — реактивных двигателей для разгона поршневых самолетов. «УС» (ускоритель Стечкина), по мнению академика В. П. Глушко, — одна из выдающихся его работ.

Когда создавался опытный завод, заместителем директора по научно — исследовательской работе пригласили Б. С. Стечкина. Неуемный изобретатель активно включился в создание турбореактивных двигателей. Установки стечкинского турбонаддува позволяли перехватчику подниматься на высоту, где обычные двигатели не могли работать из — за разряженности атмосферы.

Его работы по лопаточным машинам помогли создать теоретическую базу для расчета центробежных и осевых компрессоров. И поныне в монографиях, пособиях фигурируют формулы Стечкина об изменении плотности потока в центробежном компрессоре, о колесе нагнетателя и другие. В 1946 г. он получает Государственную премию, избирается членом — корреспондентом АН СССР, через год — действительным членом Академии артиллерийских наук. Вершиной всенародного признания заслуг перед отечеством стало избрание Б. С. Стечкина 23 октября 1953 г. академиком Академии наук СССР.

Пережитое сказывалось на здоровье. Но в бездействии он не мог прожить и дня. Его моторами оснащались лучшие истребители: знаменитый ТУ -104 имел «сердце», сработанное умом и талантом Стечкина. За это ему присудили в 1957 г. Ленинскую премию, первую по авиационной промышленности. Новатор везде и во всем, он занимался плазменными, ионными двигателями. Ведь они могли обеспечить необходимую скорость космическим кораблям! С юношеским задором приступил Стечкин к разработке теории газовых турбин, добился их внедрения на электростанциях страны. В Институте машиноведения АН СССР на голом месте организовал лабораторию газовых турбин. На ее базе вырос Институт двигателей, а директором назначили его основателя.

В честь 70-летия академику Б. С. Стечкину присвоили звание Героя Социалистического Труда, вручили орден Ленина и Золотую медаль «Серп и молот». Неутомимый юбиляр проектировал и консультировал изготовление двигателей для подводных лодок. Уже на склоне лет создал проблемную лабораторию в Московском автодорожном институте.

Научная карьера Б. С. Стечкина продолжалась более полувека. Закончил он ее учителем и соратником славной когорты генеральных и главных конструкторов, академиков, докторов, ведущих работников авиационной промышленности и авиации. До последних минут жизни Борис Сергеевич работал в конструкторском бюро С. П. Королева над любимой темой — по перспективным космическим двигателям.

«Главный моторист Советского Союза» — так с гордостью называли его в авиации.