Бомж – это одна из основных социальных болезней общества. Бездомный человек - тоже человек

homelessness) Несмотря на то, что проблема Б. очень давняя, история ее эмпирического изучения не превышает 10 лет. В 1980-х гг. было проведено свыше 50 научных исслед. Б. По мере увеличения проблемы росло и число исслед. В 1988 г. было опубликовано свыше 800 статей на тему Б., в сравнении с всего лишь 30 в 1980 г. Вышли специальные номера Journal of Social Issues ("Журнал социальных проблем") и American Psychologist ("Американский психолог"), посвященные проблеме Б. Исследования Б. изобилуют противоречиями. В них остро ощущается недостаток согласия в отношении таких фундаментальных вопросов, как: что такое Б.? каковы ее причины? сколько всего бездомных людей? какие существуют решения этой проблемы? Что такое бездомность? Б. - это больше чем отсутствие постоянного места жительства. Это условия, в к-рых находится значительная и постоянно возрастающая доля населения в США и, вероятно, во всем, остальном мире. Б. означает отрезанность от родных людей, соц. групп и общественных орг-ций и утрату ощущения принадлежности к об-ву. Психол. последствия Б. могут быть не менее гибельными для самооценки и благополучия человека, чем потеря жилья сама по себе. Кто такие бездомные? До 1980-х гг. бездомные люди находили себе временное пристанище в таких местах, как миссии, ночлежки, притоны, но они редко оказывались без крыши над головой. Это были преим. пожилые, неженатые, белые мужчины с высокими уровнями алкоголизма, психич. заболеваний, бедности и соц. изоляции. Их называли лодырями, отщепенцами, пьяницами и психами. "Новые" бездомные - это работающие бедняки, женщины и дети. Они сравнительно молоды, б. ч. из национальных меньшинств (напр. черные, латиноамериканцы), умирают, в среднем, в возрасте 50 лет. Армия бездомных быстро пополняется незамужними женщинами, подростками и семьями с детьми. Ок. 1/3 бездомных в городах США составляют семейные люди. Причины Исслед. по проблеме Б. апеллируют к двум различным типам причин. Нек-рые порицают бездомных, считая их неприспособленными к жизни неудачниками. Б., т. о., рассматривается как ситуация, создаваемая девиантными личностями, к-рые сами несут ответственность за сложившееся положение дел. Они классифицируются преим. как алкоголики, наркоманы и психически больные. От 30 до 40% бездомных злоупотребляют алкоголем и примерно от 10 до 15% - наркотиками. Около 10% страдают серьезными психич. заболеваниями, а нек-рые сразу несколькими. Статистика не позволяет судить о том, возникают ли эти проблемы до, во время или после того, как человек оказывается бездомным. Злоупотребление алкоголем или наркотиками не рассматривается в качестве причины или следствия Б., а скорее как условие, бывшее до потери жилья и усугубляемое ею. Доля психич. расстройств среди новых бездомных не изменилась в сравнении со старыми бездомными, даже с распространением деинституционализации. По проблеме психич. здоровья бездомных был опубликован десяток статей, в каждой из к-рых в качестве причин, приводящих к Б., рассматривались бедность, безработица и др. экономические факторы. Вторая рассматриваемая исследователями область причин относится к окружению. В качестве причин, лежащих в основе Б., в исслед. часто называются крайняя нищета и нехватка доступного по средствам жилья. В 1989 г. было почти в 205 раз больше домовладельцев с низким уровнем дохода, обладающих жильем. Среди тех, у кого на 1992 г. было постоянное место жительства, почти 10 млн, обладают настолько низким уровнем дохода, что им грозит опасность пополнить ряды бездомных. В соответствии с гипотезой единичной катастрофы (single calamity hypothesis), Б. является следствием к.-л. кризиса. Следовательно, представляется затруднительным прогнозировать то, какие индивидуальные характеристики, переживания и формы поведения приводят к Б. Одним из таких кризисов является серьезное заболевание. Т. о., ухудшение здоровья может приводить к Б. и, в то же самое время, являться ее следствием. Др. кризисом является потеря работы, за к-рой последовал длительный период безработицы. Расовая дискриминация, особенно в отношении афро-американцев, сыграла немаловажную роль в возникновении проблемы Б. и в том, что она сохраняется. Сколько людей являются бездомными? На 1992 г. к категории бездомных относилось большее число американцев, чем в к.-л. др. временной период, начиная с Великой депрессии 1929 г. Реальное количество новых бездомных остается неизвестным, и приводимые цифры во многом определяются характером проводимых исслед. Существует огромное количество людей, не упоминаемых в отчетах, к-рые используют в качестве временного пристанища такие места, как тоннели метро, пустующие здания, аэропорты, парки, тюрьмы, больницы, клиники, однокомнатные номера в отелях, что приводит, по мнению отдельных исследователей, к необходимости увеличения официально называемых цифр в 2 или 3 раза. Исслед. методом поперечных срезов достаточно ограничены и характеризуются упрощенным подходом к изучаемой проблеме. Недостаточно тж и лонгитюдных исслед., к-рые бы прослеживали путь конкретных людей с момента потери жилья до выхода из ситуации Б. Количество бездомных продолжает ежегодно увеличиваться примерно на 25%. Каждую ночь на протяжении 1992 г. на улицах в США оставалось свыше 700 тыс. бездомных людей. Согласно др. оценкам общее количество бездомных достигает 7 млн. Последствия Б. часто приводит к стрессу, психич. расстройствам и злоупотреблению психоактивными веществами; наиболее распространено злоупотребление алкоголем. Заболеваемость туберкулезом среди бездомных по меньшей мере в 25 раз выше, чем среди всего населения. Среди бездомных также немало жертв СПИДа, к-рые более чем в 10 раз подвержены риску такого заболевания по сравнению с гор. населением в целом. Кроме того, бездомные, как правило, не могут получить адекватную мед. помощь или доступ к лечению. Бесплатная или льготная мед. помощь, тж как и др. программы соц. помощи, зачастую недостижимы для бездомных. Дети. Дети наиболее подвержены пагубному воздействию состояния Б. Число бездомных детей растет быстрее, чем любой др. сегмент популяции бездомных. Приблизительно 750 тыс. детей младшего школьного возраста являются бездомными, и большинство из них страдает от физ., психол. и эмоциональных нарушений. Примерно у половины обследованных бездомных детей наблюдались симптомы, требующие психиатрического вмешательства. У них может быть задержка физ. развития. За этими детьми не осуществляется надлежащего ухода, они подвержены инфекциям и заразным болезням вследствие недоедания, недостатка витаминов и минералов, антисанитарии и стесненности жилищных условий, а тж отсутствия иммунизации. У бездомных детей от 3 до 5 лет были обнаружены разнообразные поведенческие проблемы, в т. ч. нарушения сна, внимания, речи, двигательной координации, агрессивность, застенчивость, зависимость и отсутствие навыков содержания себя в опрятности. Для детей старше 5 лет зачастую характерно отреагирование своих тревог. Опасность для будущего детей представляет их убежденность, что их безнадежно "засосала" нищета. Т. о. нищета и Б. могут становиться самоисполняющимися пророчествами, переходящими от поколения к поколению. Связь между бездомным родителем и детьми ослабевает, поскольку родители в такой ситуации перестают играть роль воспитателя и кормильца. Вероятность жестокого обращения с детьми возрастает в ситуации, когда фрустрации, вызванные состоянием Б., превышают уровень родительского самоконтроля. Очень мн. бездомные дети пропускают уроки, остаются на второй год, имеют низкую успеваемость, плохо читают, не знают математики и являются практически неграмотными. Подростки. Каждый год бездомными оказываются ок. 1,5 млн детей в возрасте от 10 до 17 лет. К ним относятся беспризорники, сбежавшие из дома, брошенные дети и дети-сироты, сбежавшие из гос. детских приютов и домов. Зачастую это подростки из неблагополучных семей, в к-рых они подвергались физ. и сексуальному насилию. Проблемы со здоровьем, злоупотребление психоактивными веществами весьма распространены, как и беспорядочные сексуальные связи, к-рые делают бездомных подростков уязвимыми в отношении гепатита и СПИДа. Приблизительно 60 тыс. подростков инфицированы ВИЧ. В качестве ключевого фактора, связываемого с бездомными подростками, приводится недостаток поддержки со стороны взрослых и нормальных отношений в семье. Многие из бездомных подростков подвержены депрессии и риску суицида. Психологическая травма. Бездомные люди могут страдать от чрезмерных стрессов (напр. психол. травмы от потери дома, проживания в приюте или виктимизации). Симптомом психол. травмы является соц. отчуждение (аномия), разрыв отношений со значимыми другими и соц. институтами. Б. приводит к утрате доверия к др. людям и изоляции. Вторым симптомом является выученная беспомощность. Пережившие травму бездомные люди приходят к убеждению, что они не в состоянии сами контролировать свою жизнь и что они должны зависеть от других, чтобы удовлетворить свои базовые потребности. К числу бездомных людей, страдающих от травмирующей виктимизации, относятся ставшие жертвами жестокого обращения женщины, часть к-рых сообщает о том, что они подвергались насилию в детстве. Помимо соц. отчуждения и выученной беспомощности травмированные женщины тж могут обнаруживать др. дисфункциональные симптомы, и многие из них сами проявляют жестокость по отношению к своим детям. Возможные решения Проблема Б. в той или иной степени затрагивает каждого из нас. Когда отсутствуют кров и пища, люди не могут удовлетворить свои потребности в личностном развитии и самоактуализации. Челов. ресурсы, к-рые могут быть задействованы для улучшения качества собственной жизни, остаются неиспользованными. Поскольку в нашем об-ве Б. является прямым следствием бедности, осн. приоритетами в оказании помощи бездомным являются строительство недорогого жилья, обеспечение возможности увеличения доходов и развитие сферы общественного здравоохранения. Значение этой проблемы столь велико, что многие считают: только правительство, взявшее на себя финансирование такого проекта и руководство им, смогло бы решить ее. Отсутствие решительных шагов в конечном счете может дорого обойтись об-ву. Временные жилища станут неизменным атрибутом американского ландшафта, и количество бездомных людей будет продолжать возрастать неконтролируемыми и беспрецедентными темпами дома и за границей. По предварительным оценкам, к 2000 г. число бездомных в США может достигнуть 18 млн. Примерно 7 из 100 чел. могут оказаться бездомными в будущем. Ш. Браун

Как сохранить жизнь и здоровье бездомного человека, как помочь ему сохранить человеческое достоинство и вернуться к обычной жизни. Как работать с людьми с зависимостями. Насколько связаны бездомность и психическое здоровье людей. Этими вопросами озадачились российские и зарубежные специалисты, оказывающие помощь бездомным, на конференции, прошедшей в Петербурге.

«Бездомность, как комплексная проблема» – эту тему обсуждали два дня в Петербурге представители некоммерческих и государственных организаций, помогающих бездомным из Петербурга, Москвы, других городов России, а также Финляндии, Литвы, Нидерландов. Конференция была организована благотворительной организацией «Ночлежка» и прошла при поддержке Фонда имени Генриха Бёлля, Фонда «КАФ» и Генерального консульства Нидерландов в Петербурге.

Душевая для бездомных

Григорий Свердлин, руководитель «Ночлежки» всегда говорит, что, решая проблему помощи бездомным людям, надо помнить не только о сохранении жизни и здоровья, но и о человеческом достоинстве каждого из этих людей. Вот почему «Ночлежка» так гордится тем, что удалось открыть «Культурную прачечную», где бездомные люди могут постирать и высушить одежду. Многие говорили, что проект «не пойдет» или что со всех окрестных домов набегут желающие стираться старушки. Но проект «пошел» и успешно. А что приходят несколько раз в месяц пожилые петербурженки из ближайших домов, то если приходят, значит, им это необходимо.

«Мы никогда не отказываем в тарелке горячего супа тем, у кого есть дом, но кто встает в очередь вместе с бездомными, когда приезжает наш «Ночной автобус», – подчеркивает Свердлин. – Значит, у человека так сложились обстоятельства. То же и с прачечной».

Сохранение человеческого достоинства, напоминание и самому бездомному, и тем, кто рядом, что человек – прежде всего, а потом уже статус – с домом или без. «Культурная прачечная» – важнейшее дело, потому что человеку, который пытается найти работу, как-то выкарабкаться, комнату найти, далеко не безразлично – как он выглядит, что не пахнет, что под ногтями нет грязи. Это еще один шаг к возвращению в общество, к себе самому, иногда к потерянным прежде родным.

У Свердлина давно была мечта сделать общедоступную душевую в городе, чтобы бездомные люди могли помыться. Этот проект требует кучу согласований. И с момента, когда Григорий про свою мечту мне рассказал и до того, как говорит теперь с уверенностью о ее ближайшем осуществлении, прошло года три, не меньше. Душевая есть во дворе «Ночлежки», но там ежедневно могут помыться не больше десяти человек. Месяца через два появится все-таки большая душевая в Калининском районе. Со стиральными машинами. Там привести себя и свою одежду в порядок, получить средства гигиены смогут ежедневно до полусотни человек.

«Рабцентры» – не вариант

Чего сейчас не хватает, чтобы помощь бездомным людям развивать дальше? Уличной работы. Чтобы специалисты по социальной работе (а в «Ночлежке» они принимают бездомных людей в офисе организации) не ждали клиентов, а могли по примеру коллег Европы и США на улицах налаживать контакты с бездомными людьми, разговаривать с ними, общаться. Чтобы в итоге бездомный человек был готов принять помощь, которая способна изменить его жизнь.

Не хватает и так называемой «высокопороговой помощи». Примерно половина людей из приюта «Ночлежки», восстановив документы и найдя работу, снимает жилье. Но вот человек заболел или работу потерял – оплачивать жилье нечем. Итог – возвращение на улицу. Но у нас нет такого формата помощи, как проживание в специальном социальном жилье год или полтора, пока человек не окрепнет в новом статусе. Зато процветают так называемые «Реабилитационные центры», которые проще назвать «рабцентрами», где люди – бездомные или попавшее в кризисную ситуацию, вкалывают за еду и койку до изнеможения. Там им не предлагают никаких социальных программ, никаких восстановлений документов. Люди просто теряют силы и в итоге снова оказываются на улице.

В «Ночлежке» к социальным работникам обращаются 50-60 человек в день, говорит Наталья Шавлохова. Прием ведут два соцработника и юрист. Каждого пришедшего человека надо максимально вовлечь в работу – чтобы он сам менял свою судьбу, а не пассивно ждал. В «Ночлежке» даже просили сочувствующих принести бумажные ежедневники – у многих ведь скопились чистые и ненужные – чтобы бездомный и соцработник вместе писали план действий человека на недели вперед.

Новое в соцслужбе «Ночлежки» – бездомные женщины могут попросить, чтобы их консультировала и помогала тоже непременно женщина. Еще можно протестироваться на ВИЧ, если нужно, то в «Ночлежке» помогут встать на учет в СПИД-центре и получить терапию.

«Слепые зоны»

Одной из тем конференции «Ночлежки» была тема помощи людям не просто бездомным, а страдающим разными видами зависимостей – алкогольной, наркотической.

«Зависимость не имеет красивого лица», – говорит Евгения Колпакова, за плечами которой большой опыт помощи тем, кто приезжает в Дом надежды на Горе. Теперь Евгения работает в «Каритасе», консультирует бесплатно людей в кризисной ситуации, да еще страдающих зависимостями. Евгения обращает внимание на так называемые «слепые зоны», куда попадают люди с целым «букетом» тяжких проблем, и помочь им практически нереально, а три общественные организации города да Община сестер Матери Терезы, которые помогают тем, кто оказался на самом дне жизни, да без регистрации или даже без гражданства – перегружены.

В «Каритас» на консультацию приходят бездомные зависимые люди с онкозаболеваниями, беременные наркозависимые женщины, у которых маленькие дети, люди с ментальными нарушениями и зависимостями – тоже бездомные. У нас много разных комплексных центров, но «комплексно помочь» человеку с таким сложным «букетом» удается редко.

Евгения Колпакова тоже подняла тему «рабцентров», которые не просто вылавливают клиентов для рабского труда, но и терроризируют родных, если клиент, почуяв неладное, отказывается идти туда, где его будут заставлять работать до изнеможения, да еще и избивать. Колпакова советует не верить «рабцентрам», у которых иногда бывают даже весьма красочные сайты, но на них, к примеру, нет конкретного адреса, то есть узнать, где держат вашего родственника и якобы избавляют его от зависимости – практически нереально.

Неосуждающий подход

На конференцию приехали люди из разных регионов России, из Москвы и из-за границы – Литвы, Финляндии, Нидерландов.

Московский опыт заставил «завидовать белой завистью» единственного на этом собрании представителя Смольного – чиновника комитета по соцполитике Сергея Мацкевича, отвечающего за помощь бездомным: Борис Третяк, руководитель Государственного казенного учреждения (ГКУ) Центр социальной адаптации имени Елизаветы Глинки назвал цифру в 400 млн рублей, которые правительство столицы направляет на работу центра. И парк машин обновили – 30 автомобилей, включая пять автобусов-пазиков, которые в холода ставят у вокзалов, чтобы люди грелись. Ну, Москва – богатый город и мы можем только завидовать их бюджету.

Коллеги из Амстердама и Финляндии рассказали о помощи бездомным там. У Влады Петровской за плечами собственный опыт бездомности. Сейчас она работает в негосударственной организации помощи бездомным «Без определенного места жительства (Vailla Vakinaista Asuntoa)» в Финляндии.

«Мы помогаем абсолютно всем. Для нас бездомный, это прежде всего – человек, – говорит Влада. – У нас есть приют на два десятка квартир, предназначенных для людей со стажем бродяжничества более 5 лет. В основном там живут мужчины с очень непростой личной историей, большинство из них страдает от проблем с психическим или физическим здоровьем. Город покупает у нас услуги, грубо говоря, арендует у нас жилье и размещает в нем бездомных».

В Финляндии нет проблем с восстановлением документов, весь акцент работы направлен на помощь человеку, на его реабилитацию, при этом никаких ультиматумов – «ты перестаешь употреблять алкоголь и наркотики, вот тебе полгода – за это время стань нормальным человеком и устройся на работу». Влада говорит, что главная задача – чтобы человек не был бездомным, чтобы он вспомнил, как нормально ходить в магазин, покупать продукты, мыться, готовить, оплачивать счета и т.д.

Аркадий Радолов из Амстердама работает в общественной организации «Де Регенборг Груп». Здесь помогают тем, кто оказался в Нидерландах без гражданства ЕС, без денег, жилья, но, например, с наркотической зависимостью, без медицинской страховки, без заместительной терапии. Есть дневной центр и ночной приют, работают сотрудники, говорящие на 12 языках, а в общественную организацию ежедневно обращается до сотни людей из трех десятков стран.

«Мы работаем с людьми, у которых нет прав граждан Евросоюза, отмечает Аркадий. – Основной наш вопрос – вопрос прав этих людей на социальную помощь». Аркадия просили подробнее рассказать, как функционирует «комната употребления» – в структуре приюта есть и такое, чтобы наркозависимый принял свои наркотики в нормальных условиях, под присмотром соцработника. В приюте не было никаких убийств, дебошей и смертей, связанных с передозировкой, если что. «Важно иметь такую базисную основу, как неосуждающий подход к этим людям, – говорит Аркадий. – Поверьте, мне не приходится мотивировать людей не спать под мостом на улице, обычно они сами этого не хотят, да в Амстердаме это и нельзя – штраф 80 евро».

Бездомность молодеет – это замечают соцработники «Ночлежки». Недавно палатку обогрева помогали ставить несколько молодых ребят лет 25. Приехали с Дальнего Востока, с учебой и работой не получилось, да еще и документы украли. Вполне себе адекватные молодые люди, родители дома об их ситуации ничего не знают, да и помочь, видимо, не могут. А еще один человек, которому 33 года – бывший офицер, что случилось у него, почему он оказался вне армии, вне семьи – неизвестно. Он, став гражданским, приехал в Петербург, искать работу, документы вместе с вещами украли на вокзале. Он пришел в один из государственных районных центров соцпомощи. Сейчас у него все наладилось – документы восстановили, на работу устроился. Но для него эти месяцы бездомной жизни были невероятно тяжелыми. И даже не в физическом плане, а психологически. Он, к примеру, не хотел идти в палатки обогрева. Сидел ночью в «Буквоеде» на Восстания с одной-единственной чашкой кофе, пока мог найти денег на эту чашку.

Галина Артеменко, «Фонтанка.ру»

Люди могут говорить, что хотят помочь бездомным, но их поведение говорит о чем-то ином.

Несколько лет назад, когда Дэвид Слеппи (David Sleppy) гулял по центру Торонто, он заметил молодого бездомного мужчину, живо напомнившего ему собственного сына. Мужчина спал на тротуаре.

«Чей это сын?» - подумал он.

Слеппи сфотографировал мужчину, и это стало началом его книги с фотографиями, цель которой - показать невидимую жизнь бездомных людей. Книга называется «No One Sees Me» (Меня никто не видит). Название возникло в результате одной встречи во время его поездки.

«Что хуже всего для бездомного?» - спросил Слеппи одного такого человека на улице.

«Меня никто не видит», - услышал он в ответ.

Почему мы не видим

Бездомные люди невидимы ежедневно и ежечасно, потому что прохожие не замечают их на тротуарах, в парках, на станциях метро. Но, пожалуй, самый поразительный момент такого равнодушия - это когда бездомные просят людей о помощи. Такие просьбы как «Мелочи не будет?», «Доллар не дадите?» и «Помогите, пожалуйста», как правило остаются неуслышанными и незамеченными.

«Просить милостыню это ужасно. Просто это очень тяжело. Ты постоянно наталкиваешься на отказ и отторжение», - говорит Пол Боуден (Paul Boden), который несколько лет был бездомным, а сейчас работает директором-распорядителем проекта Western Regional Advocacy Project. Цель этого проекта выявление и искоренение основополагающих причин бедности и бездомности.

«Подавляющее большинство людей, идущих мимо попрошаек, игнорируют их, говорят грубости или смотрят на них так, будто это какие-то отбросы и подонки. Но есть те немногие, кто проявляют сочувствие и помогают. А есть и другие люди, которые хотя бы посмотрят такому человеку в глаза и скажут: «Прости, парень, сегодня не могу».

Одна из самых очевидных причин столь разной реакции людей на попрошаек это разница в их представлениях о бездомных.

«У людей какое к ним отношение - что они ленивые, что они заслужили то, что получили, что они не хотят работать, а просто ждут подачек. У таких людей нет сострадания», - говорит профессор психологии из Университета Уэйна Пол Торо (Paul Toro), исследующий вопросы общественного восприятия бедности и бездомности.

В ходе своих исследований Торо выяснил, что люди из таких стран, как США и Британия, где более капиталистические экономики, и где меньше социальных услуг, чаще считают, что основная причина бездомности это личные слабости и недостатки. Они по сравнению с гражданами других стран испытывают меньше сострадания к бездомным. Между тем, в США и Британии бездомных больше, чем, скажем, в Германии, где имеется гарантированный минимальный доход, где более щедрые пособия по безработице, и где больше прав у жильцов.

Тем не менее, говорит Торо, большая часть людей в Соединенных Штатах сочувственно относятся к бездомным.

«Сейчас нет усталости от сострадания, как это было в СМИ какое-то время, - отмечает он. - Такая усталость от сострадания появилась в средствах массовой информации в начале 90-х, потом их интерес к бездомным как-то выровнялся, но у общества нет».

Торо в ходе своих исследований также выяснил, что большинство людей (60%) заявляют о своей готовности платить более высокие налоги, чтобы помогать бездомным.

Но хотя абстрактные идеи о помощи бездомным людям пользуются поддержкой, реальная встреча с человеком, который просит о помощи, часто вызывает неприязнь.

«Чем ближе такая бедность к состоятельному человеку, тем отвратительнее она кажется, - говорит Боуден. - И самая большая незадача состоит в том, что отвратителен сам нищий, а не абстрактная бедность. Он неприятен. Он плохо пахнет».

По словам Боудена, в результате людям хочется неприкосновенности и уединения в общественных местах - и степень такой неприкосновенности и уединения зависит от того, кто просит помочь.

«Мне кажется, чем беднее и грязнее человек, чем темнее у него кожа, тем больше становится тот пузырь частного пространства, которым любят себя окружать прогуливающиеся американцы», - заявляет Боуден. Этот пузырь прайвеси, считает он, мешает людям проявлять солидарность с бездомными.

«Мы последние 30 лет выставляем бездомных в таком сатанинском обличии, что прохожие просто не в состоянии поверить, что и они тоже могут оказаться на улице - ведь они не сумасшедшие, не наркоманы, не алкоголики и не дураки».

Однако Роберт Прэш (Robert Prasch) с этим не согласен - на его взгляд, прохожие все-таки думают о том, что могут оказаться на улице. Профессор Прэш, преподающий экономику в Миддлберийском колледже, говорит, что на уровне подсознания некоторые люди знают, что если бы не обстоятельства, они бы тоже могли оказаться на улице.

«Психологически легче сказать себе: “Нет, я таким никогда бы не стал, потому что этот человек отличается от меня”, - объясняет он. - Так что мне кажется, что люди все же думают об этом. Думают почти инстинктивно. … А может, это комплекс вины выжившего. Люди в такой момент просто не могут смотреть на свое везение. Это начинает пугать. Приходится серьезно думать о том, что было бы, если бы на месте бездомного очутились они».

На самом деле, почти 40% американцев живут от зарплаты до зарплаты, и поэтому в случае увольнения они уже через несколько месяцев могут стать бездомными. Однако, как отмечает Прэш, очень часто многие люди, особенно из числа прогрессивистов, считают, что могут изменить такое отношение более точной информацией. Он говорит, что надо исследовать эмоциональные убеждения людей, которые возникают в юном возрасте и закрепляются в сознании человека.

Прэш продолжает: «У людей есть определенные эмоциональные убеждения, которые выходят за рамки проблем информирования. Ну, например, «Америка это исключительная страна», «Америка такое место, где ты добиваешься успеха, если напряженно работаешь», или «Я преуспел, потому что упорно работал, и потому что я исключительная личность». Если человек видит на улице много бездомных, то это начинает противоречить его эмоциональным убеждениям. Тогда, как мне кажется, люди начинают грубеть изнутри. Это типа заявления “мне надо защищать свои убеждения”».

Дэвид Левайн (David Levine), работающий заместителем декана по учебной работе на факультете международных исследований им. Джозефа Корбела Денверского университета, считает, что вопрос здесь намного шире, чем эмоциональные убеждения, когда речь идет о работе или об успехе. По его словам, отсутствие знаний о бездомных дает людям пространство, в которое они выплескивают свои страхи - а затем бегут от них.

«Мы растем с дефицитом самоуважения. Мы растем, глубоко сомневаясь в собственной ценности. … И когда мы встречаем человека, который в культурном плане представляет картину стыда или неудачи, то у нас по определению активируется свой собственный дефицит в области самоуважения. Так что в момент встречи с бездомным пробуждаются все наши внутренние чувства, и у нас возникает вопрос: “А что мне делать с этими чувствами?” С помощью этого человека мы их сдерживаем. То же самое с алчностью. Капиталисты алчные. Но мы также можем воспользоваться ими, чтобы сдержать свою алчность. Мы говорим: “Я не жадный, это капиталисты жадные”. Такое встречается очень часто…это копирование механизмов».

Левайн отмечает, что попрошайничество часто связано со стыдом, а люди реагируют на него по-разному (хотя все пытаются это чувство скрыть). Некоторые, говорит он, пытаются бежать от собственного стыда, и начинают в открытую стыдить бездомного (призывая его найти работу и т.д.). Другие могут дать денег, поскольку считают, что виноваты в стыде бездомного. Они преувеличивают свою вину в попытке устранить ущерб. Есть даже люди, говорит Левайн, которые дают часто, чтобы перенести свой стыд на других, а не испытывать его самому.

«Все это говорит о том, что существует довольно сильное, хотя и временное отождествление себя с бездомным человеком…который представляет внешнюю форму нашего внутреннего, постыдного, нуждающегося, некомпетентного и неудачливого «я», - продолжает он. - Встреча с бездомным может заставить нас ощутить стыд другого человека, который через такое отождествление становится нашим собственным стыдом».

По мнению Левайна, поскольку стыд в нашем обществе это табу, люди часто находят утешение в таких встречах. Наверное, если бы люди задумались о своем дискомфорте, они стали бы лучше понимать свои поступки.

«Я думаю, понимание наших мотивов ставит нас в лучшее положение при таких встречах с другими людьми, - говорит Левайн. - Мы меньше и реже обижаем их, когда знаем, почему делаем то, что делаем».

Лицом к лицу с бедностью

Хотя миллиарды людей живут в бедности, и многие люди желают помогать нуждающимся, проходит год за годом, а особых изменений в этом не наблюдается. И реакция на просьбы бедняков дать им денег может показать, почему это так. Встреча с попрошайкой это редкий и сложный момент, когда у одного из них есть возможность откликнуться на просьбу другого о помощи, или, по крайней мере, как-то отреагировать на нее. Но большинство людей игнорируют попрошаек, как и дискомфорт от такой встречи - точно так же, как общество в целом в глобальном контексте игнорирует бедность.

Пожалуй, первый шаг к решению проблем бедности заключается в том, чтобы проанализировать самих себя и нашу реакцию на бедность. Когда мы начинаем задумываться над своими мотивами, Боуден рекомендует нам критиковать структуры, которые вызывают бедность в общемировом масштабе.

«Попрошайничество это проявление расизма, классовой неприязни, нехватки жилья, - говорит он. - Поэтому давайте не будем просто так давать деньги и говорить себе: “Ах, как мне от этого хорошо”. Давать людям деньги, когда они попрошайничают, это не решение проблем бедности. Мы просто помогаем своему собрату-человеку, и это здорово».

Наверное, это хорошее начало. Но только начало, не более того.

Но если мы можем помочь людям, с которыми встречаемся, если мы признаем их, то, наверное, мы можем приступить к решению одной из самых серьезных проблем, которая стоит за бедностью.

Постоянные встречи с бездомными людьми во время подготовки книги помогли Дэвиду Слеппи увидеть в них самого себя. «Не видим ли мы в этом человеке часть себя самого?» - задает он вопрос в своей книге.

Слеппи говорит, что цель его проекта создать понимание того, что бездомные люди - они как все остальные, и поэтому требуют признания. Он подчеркивает: «Я теперь всегда стараюсь смотреть людям в глаза и улыбаться им навстречу. Это значит, что ты видишь их на улице, узнаешь и признаешь их».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Фото: «Друзья на улице»

В ноябре волонтеры движения «Друзья на улице» при поддержке портала «Предание.ру» и Фонда президентских грантов открыли лекторий, посвященный теме бездомности. На первой лекции координатор движения Наталья Маркова рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются люди, которые хотят помогать бездомным, и о том, как правильно помогать бездомным. «Такие дела» публикуют основные тезисы ее лекции.

Как помочь бездомным?

Как помочь, если человек спит на земле летом в светлое время суток? Можно его не будить, потому что ночью он мог не спать. Сон ночью для бездомных нередко сопряжен с опасностью.

Если бездомный спит на улице зимой – это другое. Иногда сон зимой может привести к замерзанию. Если дело ближе к ночи, есть смысл разбудить человека, предложить ему чай, напомнить, что следует найти ночлег.

Если бездомный ничего не просит — это не означает, что ему ничего не нужно. Вы можете спросить человека, нужна ли ему помощь. Можно спросить, как зовут человека, и представиться самому. Мы слышим свое имя несколько раз в день, а люди, оказавшиеся на улице, часто лишены такой роскоши. И возникают клички или просто «женщина» или «мужчина», и вместе с именем они теряют себя.

Если человек просит на обратный билет, то это может быть просто скрытая просьба о деньгах. Попробуйте понять, что ему нужно на самом деле. Можете купить билет по карте, чтобы была возможность вернуть деньги. Если человек откажется, значит, у него другие потребности.

Если вы часто видите одного и того же бездомного человека, то познакомьтесь с ним. У вас будет возможность иногда помогать ему.

Если человек на улице в состоянии алкогольного опьянения – вызывать полицию, а лучше социальный патруль. В холодное время года социальный патруль работает в экстренном режиме и обязательно доставит человека в пункт обогрева. Так человек останется жив. На многих вокзалах стоят автобусы социального патруля – они тоже принимают людей в состоянии алкогольного опьянения.

Как себя ощущают бездомные?

Многие бездомные одиноки. Бездомные привыкли к тому, что чаще всего их не замечают. Они стараются быть незаметными, потому что часто сталкиваются с агрессией. Они в любой момент готовы к пинку или ругани. Между теплым миром людей, которые живут дома, и миром бездомных — огромная пропасть. Бездомность вырывает человека из так называемой «нормальной жизни» и оставляет абсолютно разных людей, с разными судьбами и историями, в полной изоляции, на острове, до которого никому нет дела.

Бездомные люди дестабилизируют тех, кто их слушает. Собеседник может начать чувствовать потерю самоконтроля, беспомощность — бывает страшно замолчать и послушать бездомного человека. Волонтеры движения «Друзья на улице» предпочитают задавать короткие вопросы, чтобы быстро во всем разобраться, действовать первыми.

Под маской бездомного человека в первую очередь человек. Портрет человека, не имеющего дома, – совсем не четкий. Мы не можем сказать с уверенностью ни об образовании, ни о профессии, ни о семейном положении. Только то, что этот человек не имеет жилья по праву собственности или аренды, то есть находится в ситуации, вынуждающей его жить и ночевать не дома. Пожилой человек, который хотел обеспечить свою старость и был обманут при сделке. Вышедший из заключения человек. Бывший детдомовский парень в ожидании предоставления ему жилья. Семья, взявшая ипотечный кредит и не имеющая больше возможности его выплачивать.

Любые инициативы и предпринимаемые меры, опирающиеся на обобщенный портрет бездомного, работающие с категорией, обречены на низкую эффективность. Сложность и неоднородность мира бездомных затрудняет понимание и вмешательство. Но именно такое многообразие может быть и ценным ресурсом для общества. Человек, живущий на улице, напоминает нам, что возможность личной встречи с миром другого, таким не похожим на наш, – драгоценна.