Большой дом на литейном 4 часы приема. Большой дом

Роскошный дворец Юсуповых на Мойке

В старой части Петербурга среди особняков благородной архитектуры на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого восходит к началу ХVIII века, а история семьи его последних владельцев в России к еще более далекому ХVI веку. Это Юсуповский дворец - один из самых блистательных частных особняков города. Здесь без малого 90 лет протекала жизнь пяти поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых.

Потомки могущественных правителей Ногайской Орды, перешедших на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством, входили в избранный круг аристократической элиты России. Хозяева дома-дворца были хорошо образованными людьми, любили Россию. Они собирали живопись, скульптуру, уникальные музыкальные инструменты, гобелены, драгоценные камни, книги, художественные редкости.

Богатейшую семейную коллекцию основал князь Николай Борисович Юсупов, доверенное лицо Екатерины II, друг Вольтера, А.С. Пушкина, П.О. Бомарше. Он много способствовал пополнению собраний Эрмитажа, Царского Села, Павловска и Гатчины. И это дает нам право называть его проводником вкусов и обычаев европейкой культуры в России.

Дворец Юсуповых на Мойке (Юсуповский дворец) — памятник истории и культуры федерального значения. В настоящее время является дворцом культуры работников просвещения.

Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I).

В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года, далее оно было куплено генералом П. И. Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.

В л а д е л ь ц ы д в о р ц а

Пётр Иванович Шувалов и Андрей Петрович Шувалов,Графиня Александра Васильевна Браницкая,

На гравюре М. И. Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова» (1757—1759 годы) рядом с дворцом Шувалова на картине заметно двухэтажное строение будущего Юсуповского дворца.

В 1770 годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

Белоколонный зал
Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.

В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.

Зеркальный зал

Красивый и в то же время уютный зал, совмещенный с зимним садом

Танцевальный зал

В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге:« Купленный по воле нашей у наследников покойного действительно тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами... »

Зал Прециоза- от ит. «Драгоценная»

Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.

Николаевский зал

Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.

Мавританская гостиная

Дань моде и напоминание о восточных корнях Юсуповых. В настоящее время часть интерьера находится на реставрации. Проводятся музыкально-театральные действия.



Мавританская гостиная поражает необычной роскошной отделкой. Стены затянуты тиснёной кожей, золотая арабская вязь, скульптуры в углах комнаты.

В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся».

Белое фойе

Буфетная при театре

Гобеленовая

В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

Большая ротонда

С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как «дворец Юсуповых», хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.Существенная перестройка была проведена с 1830 по 1838 годы (архитектор А. А. Михайлов 2-й):






Парадные покои

Большая гостинная

Музыкальная гостиная

Боковые ризалиты стали трёхэтажными.Новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом был возведён с восточной стороны.
Флигеля были соединены, и в них устроены картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.

Гостиная Генриха 2

Библиотека

Секретарская

Построены новые оранжереи и садовый павильон.Был разбит сад.Устроена Парадная лестница со стороны Мойки.Созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные.В ходе перестройки над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.

Античный и римские залы

Театр дворца
В 1832—1834 годах архитектор Михайлов также расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр.

В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь (не сохранилась).В 1890—1916 произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.

Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса.
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года во дворце был убит Распутин.Князь Феликс Юсупов был сослан в своё имение «Ракитное» за участие в сговоре с целью убийства, а дворец был передан доверенным лицам.

Во дворце разместились шведское, немецкое консульство и комиссия по обмену военнопленными.

В 1918 году дворец был национализирован и в нём открыт историко-бытовой музей с картинной галереей. Впервые дворец был упомянут как памятник архитектуры и искусства 22 января 1919 года А. В. Луначарским:

« Дворец б.кн. Юсупова, находящийся на набережной р.Мойка д.92/94, представляющий художественно -исторический памятник и заключающий собрание картин и предметов художественного значения, объявляется национальной собственностью и переходит в ведение Комиссариата Просвещения по делам музеев и охране памятников искусства и старины. »

В 1925 году дворец был передан работникам просвещения. После закрытия музея много ценностей было утрачено; но большая часть картин и ценных изделий искусства были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В том же году за потайной дверью были среди других бумаг найдены письма Пушкина к Е. М. Хитрово, которые уже в 1927 году были изданы отдельной книгой с комментариями.

В 1935 году дворец взят под охрану государства постановлением ВЦИК РСФСР как историко-художественный памятник союзного значения.

После войны во дворце был открыт Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя.

В 1946—1955 годах некоторые отреставрированные залы дворца открылись для посещения.

Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина (справа налево) — Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич

В начале лестницы стоят мраморные вазы. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

Дворец открыт для посещения, в экскурсионных целях открыты парадные залы, театр, гостиные и исторические комнаты. Регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера. Организуются разнообразные культурные программы, приёмы. В подвале, где произошло убийство Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти».


В феврале 2008 года было объявлено, что на здании дворца появились трещины, и памятник обследует «Россвязьохранкультура»:

Литература
Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / Семенцов С.В., Красникова О.А.
Гравюра петровского времени / Алексеева М.А. — Л.: Искусство, 1990.

"В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» - и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь»."

Интерьеры Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге
и фрагменты мемуаров последнего из князей Юсуповых.

Красная гостиная. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший (1887-1967):

" Родился я 24 марта 1887 года в нашем петербургском доме на Мойке. Накануне, уверяли меня, матушка ночь напролет танцевала на балу в Зимнем, значит, говорили, дитя будет весело и склонно к танцам. И впрямь по натуре я весельчак, но танцор скверный.

При крещенье получил я имя Феликс. Крестили меня дед по матери князь Николай Юсупов и прабабка, графиня де Шово. На крестинах в домашней церкви поп чуть не утопил меня в купели, куда окунал три раза по православному обычаю. Говорят, я насилу очухался.

Родился я таким хилым, что врачи дали мне сроку жизни - сутки, и таким уродливым, что пятилетний братец мой Николай закричал, увидев меня: «Выкиньте его в окно!».

Я родился четвертым мальчиком. Двое умерло во младенчестве. Нося меня, матушка ожидала дочь, и детское приданое сшили розовое. Мною матушка была разочарована и, чтобы утешиться, до пяти лет одевала меня девочкой. Я не огорчался, даже, напротив, гордился. «Смотрите, - кричал я прохожим на улице, - какой я красивый!». Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер. "


2.


Домовая церковь Юсуповского дворца, Санкт-Петербург. Устроена и оформлена по проекту архитектора В.А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский Дворец на Мойке.

" В детстве переболел я всеми детскими болезнями и долго был слабым и чахлым. Худобы своей очень стыдился, не знал, что сделать, чтоб растолстеть. С надеждой прочел я рекламу «Восточных пилюль». Тайком принялся их глотать, но без толку. Лечивший меня врач, заметив коробочку у меня на тумбочке, спросил, в чем дело. Когда я сознался, он захохотал и велел мне их выкинуть. <…>

3.

Семейная фотография Юсуповых

Оказался я с характером. И теперь без стыда не вспомню, как мучил я воспитателей. Первой была няня-немка. Сперва она растила моего брата, потом перешла ко мне. Несчастная любовь к секретарю отца свела ее с ума. Думаю, мой дурной нрав довершил дело. Отец с матерью, насколько помню, поместили ее в лечебницу для умалишенных, где пребывала она, пока не выздоровела. Меня же поручили старой матушкиной гувернантке мадемуазель Версиловой, женщине замечательно доброй, преданной, ставшей отчасти членом семьи. <…>

4.

Феликс

Учился я плохо. Гувернантка думала подхлестнуть меня, взяв соучеников. Но я все равно зевал, ленился и дурным примером заразил товарищей. "

5.

Франсуа Фламенг / François Flameng (1856-1923). Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова с сыновьями в Архангельском, 1894 / Princess Zinaida Yusupova with two sons at Arkhangelskoe. Oil on panel. 75 x 59 cm. Signed l.r.: François Flameng (...) 1894. via

" Наши зимние и летние переезды оставались неизменны: зимой Петербург - Москва - Царское Село; летом Архангельское, осенью на охотничий сезон усадьба в Ракитном. В конце октября мы выезжали в Крым.

За границу мы ездили редко, зато частенько брали нас с братом родители в поездки по собственным заводам и именьям. Они были многочисленны и рассеяны по всей России, а иные столь далеко, что доехать до них нам не удалось никогда. Одно из имений, на Кавказе, у Каспийского моря, простиралось на двести верст. Нефти там было столько, что она, казалось, хлюпала под ногами, и крестьяне наши смазывали ею колеса у телег.

На дальние поездки у нас имелся частный вагон, где устраивались мы с большим комфортом, нежели даже в собственных домах, не всегда готовых принять нас. Входили мы в вагон через тамбур-прихожую, какую летом превращали в веранду и уставляли птичьими клетками. Птичье пенье заглушало монотонный перестук колес. В салоне-столовой стены обшиты были панелями акажу, сидения обтянуты зеленой кожей, окна прикрыты желтыми шелковыми шторками. За столовой - спальня родителей, за ней - наша с братом, обе веселые, ситцевые, со светлой обшивкой, дальше - ванная. За нашими апартаментами несколько купе для друзей. В конце вагона помещенье для прислуги, всегда многочисленной у нас, последняя - кухня. Еще один вагон, устроенный таким же образом, находился на русско-германской границе на случай наших заграничных поездок, однако мы никогда им не пользовались.

В каждом нашем путешествии нас сопровождала масса людей, без которых отец не мог обойтись. Матушка не любила многолюдья, но с отцовыми друзьями всегда была приветлива. Зато мы их ненавидели, ведь они отнимали у нас матушку. Честно говоря, ненависть была взаимной.

6.


Юсуповский дворец на Мойке

Петербург расположен в устье Невы, за что получил названье Северной Венеции. Был он одной из красивейших европейских столиц. Невозможно передать, как хороша Нева с набережными розового гранита и блистательными дворцами вдоль… Всюду в идеальном строе зданий очевиден гений Петра и Екатерины Великих.

Императрица Александра Федоровна заказала декоратору-немцу решетчатую ограду сада перед Зимним дворцом. Зимний построен был в начале XVIII века императрицею Елизаветой Петровной. Дворец сей - создание архитектора Растрелли. Решетчатая ограда порядком обезобразила здание, а все же шедевр остается шедевром.

7.

Николаевский зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов.1895. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург - город не исконно русский. Сказался вкус императриц и великих княгинь, родом иностранок, как правило, немок, на протяжении двух веков, а еще присутствие дипломатического корпуса. Немного оставалось семей, хранивших традиции старой Руси. Русские аристократы стали космополитами. Поклонялись они иностранщине и то и дело ездили за границу. Хорошим тоном было посылать мыть белье в Париж и Лондон. Почти все матушкины знакомые нарочно говорили только по-французски, а русский коверкали. Нас с братом это злило, и отвечали мы старым снобкам только по-русски. А старухи говорили, что мы невежи и увальни. Но мы и ухом не вели. Напыщенной знати предпочитали мы людей проще, безалаберных и веселых.

Что до чиновников - эти были, как и все чиновники, просто жадны и бессовестны. Льстили начальству и думали о наживе. Патриотизма в них не было ни на грош. А так называемая интеллигенция сама не знала, чего хотела. Ее разброд и анархия на пользу отечеству не шли. Интеллигенты-агитаторы настраивали народ против знати. Вдобавок знать и сама вызывала зависть и ненависть. Когда при Керенском она взяла власть, то оказалась ни на что не способной.

8.


Гостиная Генриха II. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Патриотизма не было и в театре. На столичных императорских сценах вплоть до середины XVIII века русских пьес не ставилось вообще. Почти все актеры были иностранцы. Первый русский театр был основан только при Елизавете Петровне в 1756 году стараньями советника ее - князя Бориса Юсупова. Новый толчок - уже при Екатерине, поручившей прапрадеду моему все императорские театры. Можно сказать, князь Николай - основатель русской сцены, устоявшей вопреки всем историческим потрясениям. В России рухнуло все, кроме нее.

Первым открыл Европе русское искусство Сергей Дягилев, и благодаря ему наши опера и балет прославились во всем мире. Незабываемы их первые выступления в парижском Шатле в 1909 году. Дягилеву удалось собрать лучших артистов: был тут Шаляпин - незабвенный Годунов, художники Бакст и Бенуа, танцовщик Нижинский, балерины Павлова и Карсавина, и многие, многие! Русские артисты мгновенно прославились в мире, как в России, у иных появились ученики, школа русского императорского балета сохраняется и по сей день. Правда, актеры наши, вообще русский драматический театр известен Западу мало. Только в России могли быть поняты наша классика и фольклор. Пьесы Островского, Чехова, Горького русские любили всегда. Мы с братом Николаем не пропускали ни одного хорошего спектакля и с иными замечательными актерами знакомы были лично.

9.


Танцевальный зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад.

Особняк этот подарила императрица Екатерина прабабке моей княгине Татьяне. Произведения искусства наполняли его во множестве. Дом был похож на музей. Ходи и смотри до бесконечности. К несчастью, дед затеял перестройку и многое, увы, испортил. Две-три залы, гостиных да галереи с картинами сохранили дух XVIII века.

10.

Домашний Театр. 1860-е. Архитектор И.А. Монигетти. 1899. Архитектор А.А. Степанов. Художник Э.К. Липгарт. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Галереи эти вели в домашний театрик в стиле Людовика XV. После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей. Тогда ужин подавали в галереях, а в фойе накрывали стол для императорского семейства. Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили они, что в семейном доме можно накормить стольких людей, и на всех хватит и горячих кушаний, и севрского фарфора, и столового серебра. <…>

11.


Подвальная столовая. 1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Музейная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении.

В бельэтаже находились отцовские апартаменты, окнами на Мойку. Комнаты были некрасивы, но уставлены всякими редкостями. Картины, миниатюры, фарфор, бронза, табакерки и проч. В ту пору в обжедарах я не смыслил, зато обожал, видимо наследственно, драгоценные камни. А в одной из горок стояли статуэтки, которые любил я более всего: Венера из цельного сапфира, рубиновый Будда и бронзовый негр с корзиною брильянтов.

12.


Мавританская гостиная 1858-1860. Архитектор И.А.Монигетти. 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Рядом с отцовым кабинетом помещалась «мавританская» зала, выходившая в сад. Мозаика в ней была точной копией мозаичных стен одной из зал Альгамбры. Посреди бил фонтан, вокруг стояли мраморные колонны. Вдоль стен диваны, обтянутые персидским штофом. Зала мне нравилась восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать. Когда отца не было, я устраивал тут живые картины. Созывал всех слуг-мусульман и сам наряжался султаном. Нацеплял матушкины украшенья, усаживался на диван и воображал, что я - сатрап, а вокруг - рабы… Однажды придумал я сцену наказания провинившеюся невольника. Невольником назначил Али, нашего лакея-араба. Я велел ему пасть ниц и просить пощады. Только я замахнулся кинжалом, открылась дверь и вошел отец. Не оценив меня как постановщика, он рассвирепел. «Все вон отсюда!» - закричал он. И рабы с сатрапом бежали. С тех пор вход в мавританскую залу был мне воспрещен.

13.


Напротив отцовских апартаментов последней в анфиладе была музыкальная гостиная, где хранили коллекцию скрипок, но музыкою не занимались.

14.

Малый танцевальный зал. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художник Н.А. Тырса, скульптор Б.И. Яковлев. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Матушкины покои с окнами в сад помещались на втором этаже. Тут же парадные залы, гостиные, ванные комнаты, галереи с картинами и в самом конце - театр. Бабушка, мать отца, брат мой и я жили на третьем этаже.

15.

Домовая церковь Юсуповского дворца была устроена и оформлена по проекту архитектора В. А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Тут же находилась домашняя часовня.

16.


Малая гостиная (Серебряный будуар) княгини Ирины - супруги Феликса. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художники В.М. Конашевич, С.В. Чехонин. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Главный уют был в матушкиных комнатах. Излучали они тепло ее сердца, свет ее красоты и изящества. В спальне, обтянутой голубым узорчатым шелком, стояла мебель розового дерева с маркетри. В широких горках красовались броши и ожерелья. Когда случались приемы, двери были нараспашку, любой мог войти полюбоваться дивными матушкиными брильянтами. Эта спальня была со странностью: порой раздавался оттуда женский голос и всех окликал по имени. Прибегали горничные, решив, что зовет их именно хозяйка, и пугались до смерти, увидав, что спальня пуста. Мы с братом тоже слыхали не раз эти странные зовы.

17-18.

Кабинет княгини (Малая белая гостиная). 1860-е. Архитектор И.А. Монигетти. Художник О. Руйи 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге


Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в доме на Мойке. Серов Валентин Александрович. 1900-1902 гг. Холст, масло. 181,5 х 133 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. via

Мебель малой гостиной когда-то принадлежала Марии Антуанетте. На стенах висели картины Буше, Фрагонара, Ватто, Юбера Робера и Греза. Хрустальная люстра прибыла из будуара маркизы де Помпадур. Бесценные безделушки стояли на столах и в горках: табакерки с эмалью и золотом, аметистовые, топазовые, нефритовые в золотой оправе с брильянтовой инкрустацией пепельницы. В вазах всюду цветы. Матушка обыкновенно сидела именно в этой гостиной. Когда никого не было, вечерами мы с братом здесь с нею ужинали. Круглый стол накрывали на три прибора и ставили хрустальные канделябры. В камине полыхало пламя, а огоньки свечей вспыхивали в перстнях на тонких матушкиных пальцах. Не могу без волненья вспомнить об этих счастливых вечерах в маленькой уютной гостиной, где прекрасно все - и хозяйка, и обстановка. Да, это были минуты настоящего счастья. Знали бы мы, какие несчастья придут за ним! <…>

19.


Гобеленовая гостиная. 1840-е. Архитектор Б. Симон. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Генерал Бернов, о котором я рассказывал выше, и матушкина приятельница княгиня Вера Голицына люто ненавидели друг друга и ругались при каждой встрече. Однажды вечером генерал был сильно не в духе и не захотел отвезти княгиню домой, хотя до ужина обещал. «Бог с вами, - сказала княгиня. - Дурак натощак и сытый - набитый». У Голицыной был артрит правого большого пальца, и она то и дело сосала его, говоря, что от этого болит меньше. И руку ее целовать я отказывался. Замуж она не вышла и о том жалела. «Жаль, что я старая девка, - твердила она матушке. - Так и не узнаю, как это бывает».

20.


Большая ротонда. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Художники А. Виги, А. Травин. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

В Петербурге была у нас знакомая пожилая дама, вдова военачальника, вечно влюбленная - непременно в гвардейского генерала, командира полка. Мало, что верна, еще и страшна как смерть, о взаимности и думать нечего. Вдобавок ужасно белилась и румянилась и носила рыжий парик. Когда отца назначили на место генерала, вкупе с полком унаследовал он и непременную влюбленность дамы. Старуха ходила за ним по пятам, стояла у дверей клуба, где отец бывал после полудня, и, заметив его в окне, посылала ему воздушные поцелуи. Любовные письма ему она подписывала «твоя Фиалка». Летом в собственной карете она ездила за ним на маневры.

Великий князь Николай Михайлович был обожаем вдвойне - сразу двумя сестрами, старыми девицами. Каждое утро старухи прогуливались по набережной у его дворца. Одеты были одинаково, позади лакей в ливрее нес их меховые накидки, галоши, зонтики и двух облезлых мопсов. Когда великий князь выезжал и возвращался, старые идиотки делали глубокий реверанс.

Другие сестрицы, провинциалки, обе тоже незамужние, уродины и богачки, решили покорить Петербург. Вознаме-рясь принимать высшее общество, купили они в Петербурге блестящий особняк. Обставили его с крикливой роскошью, наняли модного повара и миллион слуг, одели их в яркие ливреи и немедленно разослали приглашенья всей столичной знати. В пригласительном билете, полученном отцом с матерью, писано было: «Дорогие князь с княгиней, полноте сидеть дома да грызть сухари. Будьте к нам на ужин в субботу в восемь». Родители пошли смеха ради. Не мудрено, что встретили они там всех своих друзей.

21.


Бильярдная (Турецкий кабинет) 1858-1860. Архитектор И.А.Монигетти. 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Разумеется, петербургский свет состоял не из одних шутов. Заезжие иностранцы в один голос твердили, что в России полно даровитых и образованных людей, что беседовать с ними приятно и интересно. А стольких чудаков и клоунов я знал потому лишь, что с ними весело было отцу. Дивлюсь матушкиным кротости и терпенью: вечно принимай эту братию и всем улыбайся. Но тут я, признаться, весь в отца. Меня влекли, да и теперь влекут всякие шуты гороховые, сумасброды и психопаты. По-моему, в их чудачествах - непосредственность и воображенье, которых так не хватает людям порядочным.
Каждую зиму в Петербурге у нас гостила моя тетка Лазарева. Привозила она с собою детей, Мишу, Иру и Володю - моего ровесника. Я уж писал, как отчаянно шалили мы с ним. Последняя шалость разлучила нас надолго.

22.

Около 1900. Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон старший (1856-1928), Зинаида Николаевна Юсупова, старший сын Николай и младший сын Феликс / Portrait of the family of Count Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston, c.1900. Family portrait of Princess Zinaida Yusupova (1861-1939), Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston (1856-1928) and their sons Nikolai and Felix (1887-1967). Nikolai would be killed.

Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.

В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» - и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку - приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики. Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!

23.


Феликсу 16 лет. Валентин Серов пишет портрет Феликса Юсупова, 1903

Нас с Володей заперли на десять дней в наших комнатах, строго запретив выходить. Вскоре тетка Лазарева уехала, увезла детей, и несколько лет Володи я не видел. "

Князь Феликс Юсупов. Мемуары, 1953

Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший – единственный наследник богатейшего состояния.

Его супруга – княжна императорской крови Ирина Александровна в девичестве Романова (1895-1970), племянница императора Николая II, по матери – внучка Александра III (он был внуком Николая I), по отцу – правнучка Николая I.

Ранее :


// Пасха в аристократическом доме - фрагмент мемуаров Феликса Юсупова (1887-1967)

Я уже несколько раз рассказывал об истории зданий старой Москвы, а сегодня хочу поговорить о нашей Северной столице. На тему отличий москвичей и ленинградцев сложена масса историй - взять хотя бы небезызвестные «батон и булка», «поребрик бордюр». Может, все дело в климате, и вечное серое небо диктует ленинградцам свои правила, заставляя тоньше чувствовать?.. Не знаю, но, в общем и целом, они такие же как и мы - из одной плоти и крови. И это особенно хорошо было заметно во времена репрессий, когда не было никакой разницы, кто ты, откуда родом и как ты говоришь - «булочная» или «булошная»: конец, как правило, был один.

Сегодня я расскажу вам об одном ленинградском здании, которое до сих пор навевает ужас на ленинградцев, особенно тех, кто знает о репрессиях не понаслышке - на детей, внуков и даже правнуков репрессированных. Это - «Большой дом», в котором сейчас находится ФСБ.


Здание на Литейном ведет свою историю с начала 1917 года, когда символ поверженной монархии, Окружной суд, был подожжен, а затем разрушен. «До основанья», как завещал Интернационал.

В это же время по всему Ленинграду жгли полицейские участки, суды и тюрьмы; есть версия, что такая непримиримая ненависть пролетариев к службам правопорядка была совсем не случайной: большинство революционеров перед означенными событиями работали на две стороны и были сексотами, то есть секретными сотрудниками царской охранки. За свою работу они получали гонорар, и платежные ведомости, в которых они за него расписывались, им хотелось уничтожить как можно скорее.
По соседству с Окружным судом стояла Сергиевская церковь Всея Артиллерия, в народе именуемая Артиллерийской.

Она была взорвана в тридцатых годах, и на месте двух зданий на Литейном был построен комплекс из двух зданий, объединенных переходами. Эти здания соединялись с третьим - тюрьмой на Шпалерной улице, так называемым «ДПЗ» (в народном фольклоре - «Домой пойти забудь», в расшифровке - Дом предварительного заключения. В народе ДПЗ часто называлось «Шпалерка», были даже такие мрачные стихи: «Шпалерка, шпалерка, железная дверка…»

Коридор, соединяющий административное здание и тюрьму, известен как «Таиров переулок», или «Мостик вздохов»: по тюремным правилам заключенным запрещалось как-то контактировать при встрече: когда их ставили лицом к стене, единственной возможностью приветствия товарища по несчастью был легкий вздох.

В 1932 году все три здания заняла организация НКВД, в народе получившая такие прозвища, как "Мусорная управа", "Жандармерия", "Собор Пляса-на крови", "Малая Лубянка" и, наконец, "Большой дом" - с легкой руки ленинградцев все здания НКВД в России стали именовать не иначе как «Большие дома».

На улице Шпалерной
Стоит волшебный дом.
Войдешь туда ребенком,
А выйдешь стариком.

Во времена строительства «Большого дома» вся Шпалерная улица, на которую выходило одно из зданий, была завалена демонтированными с кладбищ надгробиями: заключенные убирали с могильных плит надписи, чтобы потом облицевать ими фасад зданий. В 1934 г, когда строительство было близко к завершению, в большинстве квартир района были демонтированы телефоны: «Большому дому» они были нужнее, чем жителям округи.

«Большой дом» стал для ленинградцев символом террора и беззакония; помочь справиться с ужасом помогал черный юмор, например, анекдоты.

Армянское радио спрашивают:

- Что это такое - комочек перьев, а под ним ужас?
- Это воробей, который сидит на крыше «Большого дома»

Выходящий с Финского вокзала спрашивает у прохожего:
- Скажите, а где здесь Госстрах?
Прохожий, показывая на другой берег Невы:
- Не знаю, где Госстрах, а вот госужас – напротив.

Есть легенда, что под землей «Большого дома» находится столько же этажей, сколько и наверху. Это отражено в народном фольклоре:
- Какой дом является наиболее высоким в Ленинграде?
- «Большой дом»: из его подвалов видна Сибирь.

- Вы знаете Рабиновича? Он еще раньше жил напротив «Большого дома»? Так вот, он теперь живет напротив напротив своей бывшей квартиры.

При строительстве подвалы «Большого дома» были поделены на несколько отсеков, в одном из которых осуществлялись расстрелы. Говорят, что сейчас «расстрельное место» замуровано. Стоящие в кабинетах следователей шкафы, по слухам, были пустыми: в них над заключенным производились пытки.
Ленинградцы утверждают, что в здании на Литейном была установлена электрическая мельница, которая хладнокровно перемалывала тела замученных узников режима; их останки будто бы сливались по специальной трубе прямо в Неву. По легенде, цвет воды напротив «Большого дома» именно поэтому и имеет такой красно-кирпичный оттенок. Что интересно, во время блокады ни одна бомба в дом на Литейном не попала: говорят, что это связано с «живым щитом» - будто бы на последних этажах здания держали пленных офицеров, и фашисты об этом знали.

Говорят, что жизнь строителей «Большого дома» оборвалась в его пыточных камерах. Но мы вряд ли узнаем, насколько правдивы все эти легенды: новые хозяева здания позаботились о том, чтобы все секреты были надежно сохранены.

Народный фольклор до сих пор время от времени обращается к деятельности одного из самых одиозных и страшных учреждений советской власти. Фольклор не оценивает и не судит, - он просто констатирует.

На двери «Большого дома» написано: «Посторонним вход воспрещен». Останавливаются двое прохожих и один другого спрашивает:
- Если было бы разрешено, ты бы сам вошел?

У входа в «Большой дом» висит объявление: «Звонок не работает. Стучите по телефону».

И, проходя мимо здания ФСБ на Литейном, я каждый раз думаю о том, что мне повезло родиться в хорошее время. Время без доносов, «черных воронков» и постоянного ужаса при стуке в дверь. Мне даже страшно подумать о том, какая аура сейчас висит над «Большим домом»: я вообще не очень верю во всю эту эзотерику, но, когда смотришь на это здание, в мире будто темнеют краски.

Также читайте еще много интересного в блоге по тегам "архитектурные путешествия" и "мировая архитектура".

Подписаться в три клика на обновления моего блога в жж - невероятно просто, но зато читать каждый день невероятно приятно!