Болонский университет италия. Пошаговая инструкция для поступления гражданину Беларуси


(главный кампус),
Форли , Чезена , Равенна , Римини Сайт unibo.it/en/homepage

Болонский университет - старейший непрерывно существующий университет Европы. Находится в итальянском городе Болонья . В арабском мире конкурентом Болонского является университет Аль-Карауин , старейший непрерывно существующий университет в мире, однако в отличие от европейских, арабские религиозные школы не выдавали дипломов от имени самого учебного заведения. Входит в европейские университетские ассоциации Утрехтская сеть , Коимбрская группа и Europaeum . Болонский университет положил основу европейского образования.

История

Возникновение Болонской школы права

Болонские студенты немецкой «нации» (землячества). Миниатюра XV века

По свидетельству итальянского юриста XIII столетия Одофреда , Болонья стала местом нахождения школы права, которая ранее базировалась в Равенне , а ещё раньше в Риме . В трактате 964 года, который был заключён между императором Оттоном I Великим и папой Львом VIII , поименованы проживавшие в Риме доктора права. Также известно, что в 1055 году Dominicum legis Doctorem выдавал в Равенне дипломы учителям и ученикам права. В Болонье первым преподавал юриспруденцию Пепо , получивший степень доктора права в 1075 году .

Однако настоящее основание Болонской школы права связано с именем Ирнерия . Первоначально он являлся magister artium liberalium , но затем стал специализироваться на правоведении. По версии Германа Фиттинга , причиной смены интересов Ирнерия было желание маркграфини Матильды Тосканской создать конкурента Равеннской школе права. Во время борьбы за инвеституру графиня активно поддерживала папу Григория VII , в то время как юристы из Равенны отличались враждебностью к папскому престолу. По преданию, Ирнерий начал преподавать в Болонье право в 1088 году .

Приход известности

Возле Ирнерия образовался вскоре круг учеников, самыми знаменитыми из которых были четверо (Quatuor Doctores): Бульгар , Мартин Гозиа , Якоб де Борагине и Гуго де Порта Ревеннате . С них началась школа глоссаторов .

В начале XII столетия школа права в Болонье была уже популярнее равеннской. Однако ещё в середине этого столетия большей славой за пределами Италии пользовалась школа свободных искусств. Но уже к концу XII века болонские профессора права получили заметный перевес над прочими учёными Болоньи и приобрели европейскую известность. Это произошло благодаря, во-первых, научным преимуществам метода преподавания и, во-вторых, покровительству германского императора (1152-1190) Фридриха I Барбароссы , который также являлся королём Ломбардии и был заинтересован в поддержании авторитета римского права, на который можно было опереться при домогательствах короны. После сейма в Ронкалье (Пьяченца) в 1158 году , на котором присутствовали болонские профессора и где были урегулированы правовые взаимоотношения между императором и итальянскими городами, Фридрих дал обязательство предоставить всем студентам, изучающим в Болонье римское право, следующие льготы : во-первых, свободно путешествовать по всем странам под эгидой его авторитета (что помогало избегать неприятностей, обычно испытываемых иностранцами), и во-вторых, подлежать в городе суду исключительно профессоров или епископа .

Популярности университета способствовало также развитие города и его прекрасный климат. Учиться приезжали не только юноши, но и взрослые, семейные люди. В Болонье учились Николай Коперник , Ульрих фон Гуттен , Олоандер. Коронованные особы также посылали своих детей в Болонью для изучения права и свободных искусств . Удивительными для того времени особенностями университета были невозможность поступить благодаря только своему положению (знания требовались равно и от сына ремесленника, и от сына короля), а также то, женщины допускались и как студентки, и как преподавательницы.

Испанский коллегиум (1360-е годы)

Стекавшиеся со всех концов Европы студенты не замедлили образовать в своей среде настоящие корпорации по образцу различных ремесленных и художественных цехов того времени. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом составило к концу XII века университет в Болонье.

Особенности Болонского университета

Университет этот, являющийся наряду с парижским, основанным в ту же эпоху (1200), самым старинным в Европе, со дня своего образования имел две особенности, вытекающие из самих условий, при которых он образовался. Во-первых, это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики, посещающие их лекции, а ассоциация студентов (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две главные части, «ультрамонтанов» (из-за гор, то есть из стран вне Италии, за Альпами) и «цитрамонтанов» (из Италии, по сю сторону Альп), из которых каждая ежегодно избирала ректора и совет из различных национальностей, заведовавший вместе с ним управлением и университетской юрисдикцией. Профессора (doctores legentes) выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались не преподавать нигде, кроме Болоньи. Находясь по статуту, таким образом, в зависимости от университета и будучи свободны лишь в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими знаниями, личными качествами и педагогическим талантом.

Вторая особенность Болонского университета состояла в том, что он был юридическим (universitas legum) в противоположность Парижскому , который вначале был посвящён единственно теологии . Изучение римского права , положившее начало самому университету, и канонического права , введенного в программу университета в XII веке, остались главными предметами университетского преподавания. Медицина и свободные искусства преподавались в нём в течение XIII столетия знаменитыми профессорами; но слушатели их тем не менее считались принадлежащими к юридическому университету, и только в XIV веке наряду с ним образовались два других университета: 1) медицины и философии и 2) теологии. Замечательным следствием юридического характера Болонского университета было то, что он не был подчинен папе , подобно Парижскому, так как не было нужды в церковном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией. Однако начиная с XIII века папы, оказывавшие поддержку университету в его спорах с городским управлениям, и утвердившие его статуты в 1253 году, в свою очередь пробрели над университетом некоторую власть, и добились того, что болонский архидиакон являлся контролером на экзаменах и при выдаче дипломов от их имени, «дабы убедиться в их правильности».

Расцвет

Самым блестящим периодом болонской школы права был промежуток времени между началом XII столетия и второй половиной XIII, охватывающий собою лекции Ирнерия и преподавание глоссаторства Аккурсием. В этот период нашёл самое широкое и плодотворное применение как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов новый их метод обучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов после упомянутых выше четырёх докторов были: Плацентин , работавший главным образом над кодексом Юстиниана и основавший школу права в Монпелье, где он и умер в 1192 г.; Бургундио - один из немногих глоссаторов, знавший греческий язык, и переводчик греческих текстов пандектов; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус, Азо - работы которого пользовались таким авторитетом, что даже сложилась поговорка: «Chi non ha Azo, non vado a palazzo»; Гуголен, продолжавший работы Азо Жак Бальдуини; Рофруа и, наконец, Аккурсий (1182-1258 г.), самый известный из глоссаторов, знаменитый главным образом своей огромной компиляцией, в которой он резюмировал работы своих предшественников.

Свою любовь к занятиям юриспруденцией Аккурсий передал и детям, а дочь его, Дота д’Аккорсо, удостоенная университетом степени доктора прав и допущенная к публичному преподаванию, была первой упоминаемой в летописях университета женщиной. За ней последовали другие женщины-юристки: Битгизия, Гоццацини, Новелла д’Андреа и др. Одновременно с римским правом в Болонском университете с успехом шло преподавание канонического права профессорами, которые в своих лекциях и сочинениях прямо следовали методе Ирнерия. Начиная со второй половины XII столетия в актах, относящихся к Болонскому университету, встречаются имена профессоров канонического права (doctores decretorum). Около 1148 г. в Болонье жил Грациан , монах, автор известных декреталий . После него ученики его Покапалия, Руфин, Роланд Бандинелли (ставший впоследствии Папой под именем Александра III), Гугуччио, а в XIII в. - Ричард Английский, Дамас, Танкред, известный своим «Ordo judiciarius», Бернард Пармский, Раймон из Пеньяфора - сделались главными представителями университетского преподавания канонического права в Болонье. Некоторое время профессора римского права (legum doctores) и канонисты (decretistae) составляли два отдельных класса; но мало-помалу канонисты стали рассматривать римское право как составную часть своего предмета, и наоборот, романистам приходилось делать ссылки в своих работах на церковные каноны; одни и те же учёные были часто профессорами того и другого права (doctores utriusque juris) и занимались преподаванием обеих этих отраслей права, тесно связанных между собою.

В период наивысшего расцвета в Болонском университете школы права, наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки: философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина. Из профессоров-философов можно назвать Альбериго, читавшего в XII в., флорентийца Лота, преподававшего одновременно с философией и физику, монаха Монето. В числе филологов Болонского университета были Gaufrido di Vinisauf, англичанин по происхождению, учивший и писавший в стихах и прозе, Бонкомпаньо, отличный знаток латинского языка. Изучение греческого языка, положившего начало эпохе гуманистов, привилось здесь раньше, чем в других итальянских университетах, и с XV века оно прочно утвердилось в Болонье, которая может гордиться тем, что в среде её философов жил Эразм Роттердамский . В Болонье же сделала значительный шаг вперед и медицина благодаря впервые введенному Люцином ди Луцци методу преподавания анатомии человеческого тела и животных на трупах. На поприще занятий медициной, а затем естественными науками, и отличались особенно женщины-профессора Болонского университета. В ряду их известны имена Доротеи Букки (XIV-XV вв), занявшей после смерти своего отца Джиованни Букки кафедру практической медицины и нравственной философии, и более близких к нашему времени знаменитых болонских лектрис XVIII века - Лауры Басси , занимавшей кафедру экспериментальной физики и философии, гордости болонских женщин, соорудивших по подписке в честь своей прославленной соотечественницы памятник, который украшает лестницу, ведущую в музей и библиотеку университета, Гаэтаны Агнези , преподававшей аналитическую геометрию, Анны Моранди , по мужу Манцолини, известной своими работами по анатомии, Марии далле Донне , снискавшей уважение к себе Наполеона I.

Падение популярности

Духовный и нравственный авторитет, которым пользовались профессора болонской школы, сказывался не только в том успехе, который имели их лекции и сочинения, но также в том высоком положении, какое они занимали как в самой Болонье, так и за её пределами. Они были освобождены от налогов и военной службы и, получали все права граждан Болоньи, даже если не были рождены в этом городе. Их титуловали dominus (владетельный господин), в отличие от наименования magister , которое носили профессора школы свободных искусств, и они числились рыцарями. Многие из них принимали деятельное участие в общественных делах в качестве судей, правителей города или посланников, как, например, Азо, Гуголин и Аккурсий - в Болонье, Бургундио - в Пизе, Бальдина - Генуе, Рофруа - Беневенге. Но часто Болонья забывала, что своим блеском она обязана университету, и вступала с ним в течение XII и XIII вв. в жестокие споры, грозившие часто уничтожить права и привилегии университета и прерывавшие занятия в нём. Борьба гвельфов и гибеллинов , разделившая Италию на две враждующие части, с особенной силой велась в Болонье, и университет не мог оставаться равнодушным к ней. Несмотря, однако, на эти споры и партийные раздоры, болонская школа к половине XIII в. достигла высшей точки процветания. С этого времени начинает мало-помалу изменяться направление в прежней системе глоссаторов. Вместо того, чтобы предметом своих толкований брать исключительно тексты из первоисточников римского права, теперешние профессора принялись за истолкование глосс своих предшественников: в школе, так же как и в судах, glossa magistralis Аккурсия заняла место Corpus juris.

Сверх того, различные обстоятельства влияли на изменение к худшему того высокого положения, которым пользовались болонские профессора. Принимая участие в общественных делах, они поневоле вмешивались в партийные распри и благодаря этому теряли значительную долю своего нравственного влияния. К концу XIII в. город основал несколько кафедр для публичных лекций и назначил профессорам, занявшим эти кафедры, определенную плату взамен гонорара, который платили сами студенты, и мало-помалу большинство профессоров оказалось на жаловании у города; они подпали, таким образом, под власть городского муниципалитета, претендовавшего на регулирование профессорского преподавания, не считаясь с личными способностями преподавателей и с интересами науки. А в следующем столетии ещё одна новая мера нанесла смертельный удар болонской школе: политическая партия, все более и более захватывавшая в свои руки власть в городе, обнаружила желание предоставить право преподавания одним лишь гражданам Болоньи и притом лишь членам известных фамилий, очень немногочисленных. Болонский университет, таким образом, утрачивал постепенно своё превосходство в деле изучения римского права, так как самые знаменитые легисты этого времени отправились преподавать в Пизу , Перуджу , Падую и Павию , которые оспаривали друг у друга пальму первенства.

Падение болонской школы вызвало в течение XIV в. появление на свет школы комментаторов (в лице Бартоло), которая господствовала в течение XIV и XV вв. Но в XVI в. историческая школа взяла в свои руки дело глоссаторов , расширив и дополнив его при помощи всех средств, которые доставляли ей история и филология, обновлённые трудами гуманистов эпохи Возрождения .

Влияние университета

За время своего существования болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Благодаря репутации своих профессоров Болонья рассматривалась как средоточие римского права: по общему мнению, только здесь можно было найти глубокое знание римских законов и церковных правил. Вот почему сюда стремилась молодёжь со всех концов Европы услышать из уст самих профессоров науку права; по возвращении обратно на родину бывшие слушатели Болонского университета пропагандировали методу и доктрину глоссаторов. Во Франции

31,941 просмотрели

Италия относится к числу стран с богатейшей культурой и древнейшими традициями, которые корнями уходят в . Получить образование в университетах, которые наполнены духом таких гениев, как , Джордано Бруно, Данте Алигьери, — истинный почет. И сегодня Италия остается страной, в которой получение высшего образования имеет свои неоспоримые и привлекательные стороны для студентов со всего мира.

Безусловно, по популярности среди иностранных студентов Италия уступает другим европейским странам, да и итальянский язык далек от статуса «средства международного общения». Но эта удивительная страна сильна во многом:

  • высшее образование в Италии — это в первую очередь хорошие образовательные традиции, культурный и духовный рост;
  • именно итальянский дизайн и мода завоевали международное господство и как следствие Италия — страна №1 в мире для получения диплома в этой сфере;
  • доступность образования с экономической точки зрения варьируется от выбора университета и вашего дохода; стоимость обучения в государственном университете варьируется от 600 до 3000 евро в год, частные вузы устанавливают цены от 6000 до 20 000 евро в год;
  • обучение возможно как на итальянском языке, так и на английском;
  • принцип системы образования — “академическая свобода”: студенты не сдают обязательные сессии каждый семестр при обязательном посещении занятий, а прослушивают курс лекций и сдают экзамен тогда, когда будет удобно;
  • еще один немаловажный момент, что вы не только на период обучения, но и как минимум еще на год после окончания обучения для поиска хорошей работы.


Система высшего образования в Италии состоит в основном из университетов, но существуют и учебные заведения других типов — это академии изящных искусств, консерватории и два пизанских института. В итальянских университетах обучается подавляющее большинство студентов. Всего в Италии 47 государственных университетов и 9 независимых, имеющих государственную лицензию. Систему высшего образования условно можно разделить на 3 ступени:

  1. Ступень. Corsi di Laurea — идентична степени бакалавр, длительностью 3 года.
  2. Ступень. Corsi di Laurea Specialistica — программы подготовки специалистов, длительность от 2 до 3 лет, Corsi di Specializziazione di 1° livello — программы специализации и Corsi di Master Universitario di 1° livello — программы магистратуры первого уровня.
  3. Ступень. Dottorto di ricerca — программы подготовки докторов наук, специализации и магистратуры второго уровня.

В университетах Италии действует “кредитная система” (CFU). Университетский “кредит” обычно соответствует 25 часам обучения. Обычно ежегодно студент “зарабатывает” 60 кредитов. За весь учебный период студенту необходимо изучить около 20 дисциплин, включая обязательные и факультативные.

Учебный год в университете начинается в октябре-ноябре и заканчивается в мае-июне. В течении года бывает 4 сессии (январь-февраль, апрель, июнь-июль, сентябрь), в этот период занятия приостанавливаются.

Каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать, так как студенты имеют право на свой индивидуальный учебный план.

Экзамены бывают письменные и устные, но с важным отличием от нашей системы в отсутствии экзаменационных билетов. Таким образом каждый экзамен требует огромной самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что необходимо знать. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших.

Требования и порядок поступления в университеты Италии

В университет Италии может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Подавать документы в университеты Италии однозначно стоит заранее.

Неспешные итальянцы рассматривают документы долго, а ведь еще надо успеть подготовить документы и получить визу.

Заявки для поступления подаются через посольство Италии в своей стране, туда же до конца февраля нужно отослать свои документы и анкеты.

Пошаговая инструкция для поступления гражданину Беларуси

  1. Для поступления в университет Италии для белорусов действуют общие правила (12 лет образования). Школьная система в РБ подразумевает 11 лет школьного обучения, соответственно необходимо закончить хотя бы 1 год колледжа, техникума, университета или другого учебного заведения.
  2. Из университета (или иного учебного заведения) берём аттестат и академическую справку. Только вот загвоздка: академическую справку дают только в случае отчисления. Но некоторые Университеты дают так называемую «выписку из зачётной книжки», что равно той же академической справке. ДОКУМЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ОФИЦИАЛЬНОМ БЛАНКЕ УНИВЕРСИТЕТА С ГЕРБОВОЙ ПЕЧАТЬЮ (или на копии данного официального бланка) И С ПОДПИСЬЮ РЕКТОРА или любого из проректоров. Иначе апостиль на документ не поставят!
  3. Несём эти 2 документа в Министерство Образования в Минске на апостиль. Стоимость одного апостиля: 35000 белорусских рублей (2010 год). Подаём с 9 до 11 утра по ул.Советская, 9. Срок изготовления апостиля: сутки. При подаче вам выдают бумажку, обязательно сохраните её для получения документов.
  4. Несём все эти документы к аккредитованным переводчикам (Алексеева Нина Кирилловна Тел. 204-72-46, моб.8-029-708-06-77 Минск, ул. Скрыганова,7/2 — 24 ст.м. Молодёжная; Гаврилович Лариса Николаевна Тел. 233-63-55, моб.8-029-773-63-55
  5. Минск, ул. Каховская, 27-16 ст.м. Площадь Якуба Коласа; Головко Светлана Григорьевна Тел. 284-85-06, моб.8-029-684-85-06 Минск, пр-т Независимости, 53-102 ст.м.Площадь Якуба Коласа; Кизенков Сергей Павлович Тел./факс 247-68-86, моб.8-029-337-07-07 Минск, пр-т Рокоссовского, 76-178 Офис: ул.Комсомольская, 34-1 ст.м. Октябрьская) ВНИМАНИЕ! Подавать на перевод имеем права только им и никаких других бюро переводов!!! Стоимость перевода: 30.000 рублей за 2000 символов. Срок изготовления 1-3 дня. В среднем аттестат обходится в 30 тысяч рублей. Справка за 1 год — 30 тысяч рублей.
  6. Подаём документы на легализацию в посольство. Легализация занимает 1 день. Приём Пн, Ср, Пт с 9 до 11.30 (через главный вход, в специальное окошко). Напоминаю, что посольство находится по адресу: г.Минск, ул.Раковская 16б. Более подробную информацию о посольстве можете узнать из статьи “ВИЗА В ИТАЛИЮ ДЛЯ БЕЛОРУСОВ. КАК ОТКРЫТЬ В МИНСКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО?” или на сайте посольства: www.ambminsk.esteri.it/Ambasciata_Minsk
  7. Ждём календарь МИУРа. Приходим в посольство в указанные сроки и заполняем моделло (консул помогает и диктует).
  8. Ждём приглашения из университета, которое обычно приходит в июле — начале августа. Приглашение с записью на получение визы приходит на Ваш e-mail.
  9. В августе подаём на визу (до 15 августа).
  10. По прибытии в Италию вам необходимо явиться в комиссариат полиции для регистрации и оформления вида на жительство (при себе надо иметь документ о ваших финансовых возможностях).

Документы, необходимые для получения студенческой визы

  1. Паспорт, действительный в течение как минимум трех месяцев после окончания срока действия запрашиваемой визы;
  2. Приглашение из Университета;
  3. Анкета для запроса визы;
  4. Фотография соответствующего формата;
  5. Документация, касающаяся собственного экономического положения, либо родителей, при нахождении на их иждивении:
    а) документы из школы или университета, либо с места работы;
    б) документы, подтверждающие трудовую занятость родителей, при нахождении на их иждивении;
    в) документы, подтверждающие право собственности на недвижимость или на владение рентой, пожизненные выплаты или другие источники дохода;
    г) выписки с банковских счетов или кредитных карт;
    д) декларации о доходах или документы об уплате налогов, балансы предприятия
  6. Финансовые средства, необходимые для проживания, на весь срок пребывания в Италии. Не менее 417,30 евро на каждый месяц академического года;
  7. Билет или бронь в один конец, о способах передвижения можно прочитать “ ”;
  8. Документы, подтверждающие наличие жилья в Италии;
  9. Страховой медицинский полис, действительный во всех странах Европейского союза.

Как выбрать университет в Италии

На моем личном примере выбор университета не был столь актуальным, так как информации по данному вопросу было мало. Но благодаря совету консула, поступив в Государственный университет Милана — Бикокка, я осталась очень довольна как университетом, так и стоимостью обучения.

Università degli studi di Milano - Bicocca

- Bicocca основан в 1998 году. Всего на территории университета находятся 17 корпусов, которые предлагает студентам 195 аудиторий, 46 лингвистических и компьютерных центров, 3 больших библиотеки, 2 общежития. Также университет предлагает 226 лаборатории, и все они включены в культурную сеть, связанную самым тесным образом с экономической и социальной жизнью города. Исследовательские центры сотрудничают с системой выставок и семинаров, с социальной и государственной программой, направленной на развитие и охрану различных отраслей знания, но особенно на развитое бизнес-сообщество, что в целом обеспечивает конкурентоспособность и постоянное развитие университета Милана - Бикокка.

В университете учится более 32.000 студентов, а обучение ведется на восьми факультетах. Основные направления обучения: экономика туризма, организация и управление бизнесом, экономика и право, статистика, здравоохранение, средства массовой информации и журналистика, социальные и гуманитарные науки, естественные науки, психология и педагогика.

Территория университета представляет собой целый район города под названием Бикокка, расположенный на севере . На территории Бикокки можно найти всё: магазины, бары, рестораны, развлекательные центры, кинотеатры, спортзалы, бассейны, столовые, театр, библиотеки и многое другое. Бикокка - своего рода маленький городок внутри города.

Выше описанный университет оказался моим выбором без выбора, но вам на рассмотрение хочу предложить наиболее популярные университеты среди итальянский студентов.

www.unimib.it


Università di Roma «La Sapienza» — представляет собой один из старейших университетов мира и второй по величине университет Европы. Он был основан в 1303 году. Римский университет предлагает студентам свыше 300 программ бакалавриата, более 250 профессиональных программ магистратуры, 119 аспирантских и свыше 150 докторских программ, 6 из которых присваивают международную степень доктора наук.

Сегодня в нем обучаются 170 тысяч человек, в том числе и иностранные студенты. На 14 факультетах храма знаний преподают 4200 человек, среди них лучшие профессора Италии.

При университете существуют 69 специализированных школ и 1604 курса повышения квалификации. Статус — государственный, язык обучения — итальянский, английский. В этом университете можно изучать архитектуру Ludovico Quaroni, архитектуру Valle Giulia, экономику, гуманитарные науки и философию, юриспруденцию, машиностроение, математические, физические и естественные науки, медицину и хирургию, психологию, статистику, политологию, гуманитарные науки, социологию, фармакологию и другое. Римский университет является первым в Италии по преподаванию технических наук.

Официальный сайт римского университета: www.uniroma1.it

Università di Bologna (Болонский университет) — старейший из университетов мира, чья история не прерывалась с самого момента его основания и, фактически, колыбель самого слова «университет». Дата основания — 1088 год. Исторически университет был основан для изучения римского права, но на сегодняшний день в его состав входит 23 факультета, а так же дополнительные кампусы, разбросанные по северу Италии, а так же кампус в Буэнос Айресе, но, как и прежде, юридический факультет Болонского университета является одним из лучших в мире. Для иностранных студентов в Болонском университете доступны программы как на итальянском, так и на английском языке. Стоимость обучения в Болонском университете составляет 600 Евро для бакалавриата и 910 Евро для магистратуры.

Факультеты: юриспруденции, математики, архитектуры, искусства, сельского хозяйства, культуры, педагогики, экономики, иностранных языков и литературы, техники, химии, философии, физики, естествознания, медицины, фармакологии, политологии, психологии, статистики, ветеринарного дела.

Официальный сайт болонского университета: www.unibo.it

L’Università Commerciale Luigi Bocconi

L’Universit à Commerciale Luigi Bocconi - частное высшее учебное заведение в Милане, выпускающее специалистов в области экономики, юриспруденции и управленческих наук.

Университет признан одной из ведущих мировых школ делового администрирования, причём само преподавание ведётся на английском языке, наряду с традиционными учебными программами на итальянском.

  • Официальный сайт университета: www.unibocconi.it

Università degli studi di Milano

Universit à degli studi di Milano — основан в 1924 году, и первоначально состоял из 4 факультетов: юридический, литература и философия, медицина и хирургия, естественные, математические и физические науки.

Сегодня предлагает 9 Факультетов, 137 курсов (бакалавра и магистратуры), 20 Докторских Школ и 74 Школы Специализации. 2 500 преподавателей представляют самую высокую концентрацию научной экспертизы в регионе, и исследования оценивается высшим баллом среди университетов Италии и Европы.

Отделы университета размещены в важных исторических зданиях в центре Милана и в современных зданиях в области, известной как Студенческий городок. Исследовательские работы, публикации Университета Милана являются научной ценностью, также как многочисленные научно-исследовательские центры (всего 77).

  • Официальный сайт университета: www.unimi.it

Universita degli Studi di Siena, UNISI — расположен в , Тоскана - один из самых старых и первых публично финансируемых университетов в Италии. Первоначально названный Studium Senese, Университет Сиены был основан в 1240 году. Сиена -город студентов. Сиенский университет принимает студентов со всего мира!

В Университете учится приблизительно 20 000 студентов, почти половина от общего количества населения Сиены. Сегодня, Университет Сиены известен благодаря своей Школе Права и Медицины.

Университет состоит из восьми Школ:

  1. Экономики
  2. Инженерии
  3. Гуманитарных наук и Философии
  4. Юриспруденции
  5. Математических Физических и Естественных Наук
  6. Медицины и Хирургии
  7. Фармацевтики
  8. Политических Наук.

Университет имеют отличную организацию услуг для студентов: общежитие, столовая.

  • Официальный сайт университета: www.unisi.it

Politecnico di Milano

Politecnico di Milano — самый крупный технический университет в стране и является старейшим в Милане. Был основан 29 ноября 1863 год. В 2009 году итальянские исследователи признали его лучшим в Италии по таким показателям, как научное производство и привлекательность для иностранных студентов.

Сегодня миланский политехнический университет обучает более 42 000 студентов в области технических наук, архитектуры и промышленного дизайна, состоит из 17 факультетов и 9 школ.

На территории университета в общей площадью в 350000 кв.м находятся 355 современных лабораторий и 42 библиотеки. Сам университет располагается в 7 основных кампусах в регионах Ломбардия и Эмилия-Романья. Особое внимание в университете уделяется международным проектам для иностранных студентов. Итак, 2 курса бакалавра, 10 курсов магистратуры и 12 программ магистра ведутся исключительно на английском языке.

Профессорско-преподавательский состав насчитывает 1200 штатных профессоров и научных работников и около 1300 профессоров, работающих по контракту. Интересно, что многие учёные, работающие в политехническом университете, являются обладателями наград и признаны научным сообществом.

  • Официальный сайт технического университета: www.polimi.it

Nuova Accademia di Belle Arti в Милане – одновременно дает художественное образование в Италии и является культурным центром северной части страны. Будучи частным учебным заведением, миланская академия изящных искусств проводит обучение бакалавров на английском языке по специальностям: дизайн, дизайн моды, графический дизайн и художественное руководство.

Кроме того, частный университет проводит летние образовательные программы по таким востребованным специальностям, как маркетинг моды, дизайн моды, модная фотография и дизайн интерьера.

  • Официальный сайт академии: www.naba.it

При подборе ВУЗа также учитывайте свой уровень знания языка, так как в одном заведении вам придется сдавать тест, и в этом случае ваше знание должно быть на уровне продвинутого, а в другом ВУЗе с вами проведут только собеседование, чтоб убедиться, что вы понимаете язык. В этом случае достаточно будет базового знания языка.

При наличии сомнений по поводу поступления буду рада ответить в комментариях либо в моей группе на

Университет в Болонье начал зарождаться в конце XXI века, когда к праву обратились преподаватели логики, риторики, грамматики. Началом независимого и свободного от церкви преподавания в Болонье считают 1088 год. В тот период значимой фигурой стал Ирнериус. Его деятельность по систематизации юридических римских материалов перешла через границы города.

Сначала обучение в университете в Италии оплачивали студенты. Они собирали деньги для того, чтобы компенсировать преподавателям их труд. Сбор осуществлялся на добровольной основе, ведь науку, дарованную Богом, нельзя было продавать. Постепенно университет в Болонье превратился в центр науки, а преподаватели стали получать настоящую зарплату.

Особенности возникновения

Возникновению университета в итальянском городе Болонья посодействовала напряженная и серьезная «борьба за инвеституру», которая велась между императором Священной Римской империи Генрихом IV и римским папой Григорием VII. В то время государи христианских стран назначали по своему желанию священников и епископов, а папа Григорий VII решил провозгласить верховенство церкви над светской властью, а доказательства для оправдания своего решения он искал в истории христианства. В Болонье к тому времени уже была школа «свободных искусств», которая пользовалась популярностью в X и XI веках. Ученики в качестве дополнительных занятий в ней изучали римское право и риторику. В сочинениях болонского юриста XIII столетия Годфруа есть исторические сведения об открытии юридической специальной школы по личной просьбе графини Матильды, которая была правительницей Тосканы и Ломбардии, сторонницей папы римского.

Борьба за влияние

В 11-12 века в европейской политике наблюдался переломный период. Именно тогда устанавливались взаимоотношения между церковью и государством. В борьбе основу составляли правовые вопросы, поэтому базой для самосознания Империи стало изучение юстиниановского права.

В 1158 году Мартино, Булгаро, Уго, Джакопо пригласил к себе на собрание Федерико I Барбаросс. Эксперты должны были продемонстрировать соблюдение в империи политических свобод. Трое из них (помимо Мартино) поддержали Империю, выразили свое признание Римскому закону. Федерико I Барбаросс принял закон, согласно которому школа становилась обществом учеников, во главе которого находился учитель. Империя обещала подобным заведениям, учителю защиту от политических притязаний.

Университет в Болонье стал тем местом, которое абсолютно свободно от воздействия властей. Это учебное заведение пережило своего защитника. Со стороны Коммуны были попытки контролировать это учебное заведение, но студенты, чтобы противостоять такому напору, объединились в одну команду.

Тринадцатый век стал временем контрастов. Университет в Болонье сумел преодолеть тысячи трудностей, он всегда вел борьбу за автономию, сопротивлялся политической власти, которая рассматривала его в качестве символа престижа. На тот момент в Болонье насчитывалось порядка двух тысяч студентов.

В 14 веке в его стенах начали изучать философию, медицину, арифметику, астрономию, логику, грамматику, риторику, теологию.

Талантливые студенты и преподаватели

Первый университет в Болонье гордится тем, что из его стен вышли такие знаменитые личности, как Франческо Петрарка, Чино Пистойя, Данте Алигьери, Чекко д’Асколи, Энзо, Гуидо Гуинидзелли, Колюччо Салютати, Салимбене Пармский и др.

С пятнадцатого века преподавание ведется на еврейском и греческом языках, а веком позже в Болонье студенты занимаются экспериментальными науками. Законы природы преподавал философ Пьетро Помпонацци.

Философ преподавал законы природы, несмотря на свои убеждения в теологии и философии. Существенный вклад в фармакопею внес Улиссе Альдрованди, занимающийся изучением ископаемых. Именно он создал их подробную классификацию.

В 16 веке впервые изучением пластической хирургии занимался Гаспаре Тальякоцци. Ему принадлежат серьезные исследования в данной области, которые стали базой для развития медицины.

Постепенно развивался университет Болоньи. Италия еще в Средневековье гордилась такими именитыми личностями, как Парацельс, Томас Беккет, Альбрехт Дюрер, Раймунд де Пеньяфорт, Карло Борромео, Карло Гольдони, Торквато Тассо. Именно здесь изучали каноническое право Леон Батист Альберти и Пико Мирандола. Папское право постигал в Болонье Николай Коперник еще до того, как он начал свои фундаментальные исследования в области астрономии. Во время промышленной революции университет благотворно влияет на развитие техники и науки. В данный период появляются работы Луиджи Гальвани, ставшего наряду с Александром Вольтом, Генри Кавендишем, Бенджамином Франклином основоположником современной электрохимии.

Эпоха подъема

Во время создания итальянского государства активно развивается Болонский университет. Италия приобретает такие важные фигуры, как Джованни Пасколи, Джакомо Чамичан, Джованни Капеллини, Аугусто Мурри, Аугусто Риги, Федериго Энрикес, Джозуэ Кардуччи. В конце девятнадцатого века университет сохраняет свою значимость на мировой культурной сцене. Он удерживает такую позицию до промежутка между двумя войнами, по праву включен в старейшие университеты Италии. Время не властно над этой итальянской «кузницей талантов».

Современность

В 1988 году 900-летие отметил университет Болоньи. Факультеты приняли по такому случаю 430 ректоров с разных уголков нашей планеты. Альма-матер всех университетов и в настоящее время считается основным научным центром международного масштаба, сохраняет первенство по осуществлению исследовательских проектов.

Согласно классификации, составленной QS World University Rankings, университет в Болонье расположился на 182 месте в мире. Подобное положение учебного заведения в рейтинге свидетельствует о высоком уровне преподавания. Болонья - город в Италии, который по праву гордится этим храмом науки.

Структура университета

На данный момент в Болонском университете насчитывается порядка 85000 студентов. Это учебное заведение имеет необычную структуру - «мультикампус», включающее пять учреждений в городах:

  • Болонье;
  • Форли;
  • Чезене;
  • Равенне;
  • Римини.

Чем еще гордится Болонья? Регион Италии стал первым в стране, филиал университета которого был открыт за пределами страны - в Буэнос-Айресе стали преподаваться последипломные курсы, способствующие углублению разных аспектов взаимоотношений между Европейским Союзом и Латинской Америкой.

Образовательные программы данного высшего учебного заведения связаны с исследования в разных областях знаний. Курсы построены таким образом, чтобы они в полной мере отвечали всем запросам рынка труда. Особое внимание в Болонском университете уделяется международным связям.

Деятельность лабораторий и научно-исследовательских центров, высокий уровень получаемых результатов позволяют данному учебному заведению ежегодно принимать активное участие в престижных научных конкурсах и конференциях.

Абитуриенты, которые поступают в Болонский университет, могут рассчитывать на стипендию и контракты, предполагающие проживание и обучение за границей.

Факультеты университета

В настоящее время это престижное учебное заведение Италии включает в структуру несколько факультетов:

  • архитектурный;
  • аграрный;
  • экономический (в Болонье, Форли, Римини);
  • промышленно-химический;
  • факультет по сохранению культурного наследия;
  • юридический;
  • фармацевтический;
  • инженерный (Болонья, Чезена);
  • ветеринарный;
  • иностранных языков и литературы;
  • психологический;
  • ветеринарный;
  • медико-хирургический;
  • коммуникаций;
  • физической культуры;
  • естественнонаучный и математический;
  • политических наук;
  • высшая школа современных языков;
  • статистических наук.

Контакты и адреса

Располагается это учебное заведение в Болонье на улице Джамбони, по которой ежедневно проходят тысячи студентов. В данном районе расположено множество мест, которые связаны с университетом: стенды, кафе, аудитории. Посещение этой улицы позволяет понять историческую ценность города.

13 номер имеет центральное здание, в котором находится ректорат. Оно расположено напротив дворца Поджи. Есть в этом здании аудитория, которая посвящена Кардуччи, слушавшему здесь когда-то лекции по итальянской литературе.

Корпус Первого университета возвышается на площади Гальвани. С 1838 года во дворце расположилась библиотека Коммуны, но основное сокровище располагается в В наши дни он является основным доказательством университетских традиций в Болонье.

Специфика университета

В связи с тем, что основано это высшее учебное заведение было в двенадцатом веке, его по праву называют одним из самых старых в Европе. Болонский университет характеризуется двумя отличительными особенностями:

  • он не был ассоциацией профессора, которому должны были подчиняться ученики, приходящие на лекции;
  • у ассоциации слушателей было право выбора руководителей, которым подчинялись профессора.

Болонских студентов делили на две группы:

  • «ультрамонтанов», прибывших в Италию из других стран;
  • «цитрамонтанов», которые были жителями Италии.

Каждая группа выбирала ежегодно ректора и совет из представителей разных национальностей, который заведовал университетской юрисдикцией.

Выбирались профессора студентами на некоторый срок, они получали определенный гонорар, преподавали только в Болонье.

По статусу они были свободными только в занятиях со студентами. Во время лекционных и семинарских занятий профессора могли продемонстрировать свой педагогический талант и личные качества.

Еще одной особенностью Болонского университета было то, что он стал юридическим учебным заведением. Помимо римского и канонического права, в стенах этого итальянского учебного заведения преподавались медицина, свободные искусства.

Заключение

На протяжении периода своего существования болонской школе удалось оказать существенное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу.

Положительная репутация профессоров Болоньи позволила рассматривать данное учебное заведение в качестве места сосредоточения римского права.

В настоящее время Болонский университет считают старейшим в мире учебным заведением, чья история не прерывалась с периода его основания до настоящего времени. Ежегодно тысячи студентов с разных точек земного шара стремятся в Болонью в надежде стать слушателями этого элитного учебного заведения.

Università di Bologna

Болонский университет - старейший непрерывно существующий университет Европы. Находится в итальянском городе Болонья . В арабском мире конкурентом Болонского является университет Аль-Карауин , старейший непрерывно существующий университет в мире, однако в отличие от европейских, арабские религиозные школы не выдавали дипломов от имени самого учебного заведения. Входит в европейские университетские ассоциации Утрехтская сеть , Коимбрская группа и Europaeum . Болонский университет положил основу европейского образования.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В Болонье, как и в других крупных центрах Италии, издревле изучали римское право и проводили его в жизнь. Точная дата основания университета неизвестна, но несомненно, что в Болонье существовала школа «свободных искусств », пользовавшаяся особенной известностью в и XI веках , где ученики в виде дополнительных занятий к курсу риторики изучали римское право .

    Начало глубокому изучению права положил Ирнерий в конце XI столетия. Этот Ирнерий (иногда называемый Вернерием, Варнерием, Гарнерием) был преподавателем в школе свободных искусств; изучив сам, без помощи учителя, Юстинианово право , он приобрел репутацию легиста . По свидетельству Одфруа, болонского юриста XIII столетия, сочинения которого содержат исторические сведения относительно предшествовавших ему профессоров , Ирнерий открыл специальную юридическую школу по просьбе графини Матильды , бывшей правительницы Тосканы и части Ломбардии . Вполне правдоподобно, что Графиня, будучи сторонницей папы римского , была против приглашения в свои суды легистов из Равенны , отличавшихся традиционной враждебностью к папскому престолу.

    Ирнерий открыл свои публичные лекции в 1088 году , который считается годом основания его института, и занимал в нём кафедру до самой своей смерти (между и 1137 годами).

    Приход известности

    У Ирнерия оказалось много учеников, из которых самыми знаменитыми были четыре доктора права : Бульгар Мартин, Гозиа, Гуг и Жак де ла Порте Ревеннанте. В начале XII столетия школа права в Болонье была уже популярнее равеннской. Однако ещё в середине этого столетия большей славой за пределами Италии пользовалась школа свободных искусств. Но уже к концу XII века болонские профессора права получили заметный перевес над прочими учёными Болоньи и приобрели европейскую известность. Это произошло благодаря, во-первых, научным преимуществам метода преподавания и, во-вторых, покровительству германского императора Фридриха I , который также являлся королём Ломбардии и был заинтересован в поддержке авторитета римского права, на который можно было опереться в случаях домогательств короны. После сейма в Ронкалье в 1158 году , на котором присутствовали болонские профессора и где были урегулированы взаимные правовые отношения между императором и итальянскими городами, Фридрих дал обязательство предоставить всем студентам, изучающим в Болонье римское право, следующие льготы : во-первых, свободно путешествовать по всем странам под эгидой его авторитета (что помогало избегать неприятностей, обычно испытываемых иностранцами), и во-вторых, подлежать в городе суду исключительно профессоров или епископа .

    Популярности у иностранных студентов, особенно северян, добавил и замечательный климат города, и его развитость. Учиться приезжали не только юноши, но уже вполне взрослые, семейные люди. Среди них такие, как Коперник , Ульрих фон Гуттен , Олоандер. Коронованные особы и те посылали своих детей в Болонью для изучения права и изящных искусств. Удивительными для того времени особенностями университета были невозможность поступить благодаря только своему положению (знание требовалось равно и от сына ремесленника , и от сына короля), а также то, что в его недра допускались женщины, и как студентки, и как преподавательницы.

    Стекавшиеся со всех концов Европы студенты не замедлили образовать в своей среде настоящие корпорации по образцу различных ремесленных и художественных цехов того времени. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом составило к концу XII века университет в Болонье.

    Особенности Болонского университета

    Университет этот, являющийся наряду с парижским, основанным в ту же эпоху (1200 г.), самым старинным в Европе, со дня своего образования имел две особенности - черты, вытекающие из самых условий, при которых он образовался. Во-первых, это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики, посещающие их лекции, а ассоциация студентов (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две главные части, ультрамонтанов и цитрамонтанов, из которых каждая ежегодно избирала ректора и совет из различных национальностей, заведовавший вместе с ним управлением и университетской юрисдикцией. Профессора (doctores legentes) выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались не преподавать нигде, кроме Болоньи. Находясь по статуту, таким образом, в зависимости от университета и будучи лишь свободными в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.

    Вторая особенность Болонского университета состояла в том, по существу своему, что он был юридическим (universitas legum) в противоположность Парижскому , который вначале был посвящён единственно теологии. Изучение римского права, положившего начало самому университету, и канонического, введенного в программу университета с XII века, остались главными, если не исключительными, предметами университетского преподавания. Медицина и свободные искусства преподавались, действительно, в нём в течение XIII столетия знаменитыми профессорами; но слушатели их тем не менее считались принадлежащими к юридическому университету, и только в XIV в. наряду с ними образовались два других университета: 1) медицины и философии и 2) теологии. Замечательным следствием чисто юридического характера Болонского университета было то, что он не был подчинен, подобно Парижскому, верховному управлению пап, так как не было нужды в церковном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией. Однако начиная с XIII в. папы, оказывавшие поддержку университету в его спорах с городским управлениям и утвердившие его статуты в 1253 году, в свою очередь имели над университетом известную нравственную власть и добились того, что болонский архидиакон от их имени являлся контролером на экзаменах и при выдаче дипломов, дабы убедиться в их правильности.

    Расцвет

    Самым блестящим периодом болонской школы права был промежуток времени между началом XII столетия и второй половиной XIII, охватывающий собою лекции Ирнерия и преподавание глоссаторства Аккурсием. В этот период нашёл самое широкое и плодотворное применение как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов новый их метод обучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов после упомянутых выше четырёх докторов были: Плацентин , работавший главным образом над кодексом Юстиниана и основавший школу права в Монпелье, где он и умер в 1192 г.; Бургундио - один из немногих глоссаторов, знавший греческий язык, и переводчик греческих текстов пандектов; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус, Азо - работы которого пользовались таким авторитетом, что даже сложилась поговорка: «Chi non ha Azo, non vado a palazzo»; Гуголен, продолжавший работы Азо Жак Бальдуини; Рофруа и, наконец, Аккурсий (1182-1258 г.), самый известный из глоссаторов, знаменитый главным образом своей огромной компиляцией, в которой он резюмировал работы своих предшественников.

    Свою любовь к занятиям юриспруденцией Аккурсий передал и детям, а дочь его, Дота д’Аккорсо, удостоенная университетом степени доктора прав и допущенная к публичному преподаванию, была первой упоминаемой в летописях университета женщиной. За ней последовали другие женщины-юристки: Битгизия, Гоццацини, Новелла д’Андреа и др. Одновременно с римским правом в Болонском университете с успехом шло преподавание канонического права профессорами, которые в своих лекциях и сочинениях прямо следовали методе Ирнерия. Начиная со второй половины XII столетия в актах, относящихся к Болонскому университету, встречаются имена профессоров канонического права (doctores decretorum). Около 1148 г. в Болонье жил Грациан , монах, автор известных декреталий . После него ученики его Покапалия, Руфин, Роланд Бандинелли (ставший впоследствии Папой под именем Александра III), Гугуччио, а в XIII в. - Ричард Английский, Дамас, Танкред, известный своим «Ordo judiciarius», Бернард Пармский, Раймон из Пеньяфора - сделались главными представителями университетского преподавания канонического права в Болонье. Некоторое время профессора римского права (legum doctores) и канонисты (decretistae) составляли два отдельных класса; но мало-помалу канонисты стали рассматривать римское право как составную часть своего предмета, и наоборот, романистам приходилось делать ссылки в своих работах на церковные каноны; одни и те же учёные были часто профессорами того и другого права (doctores utriusque juris) и занимались преподаванием обеих этих отраслей права, тесно связанных между собою.

    В период наивысшего расцвета в Болонском университете школы права наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки: философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина. Из профессоров-философов можно назвать Альбериго, читавшего в XII в., флорентийца Лота, преподававшего одновременно с философией и физику, монаха Монето. В числе филологов Болонского университета были Gaufrido di Vinisauf, англичанин по происхождению, учивший и писавший в стихах и прозе, Бонкомпаньо, отличный знаток латинского языка. Изучение греческого языка, положившего начало эпохи гуманистов, привилось здесь раньше, чем в других итальянских университетах, и с XV века оно прочно утвердилось в Болонье, которая может гордиться тем, что в среде её философов жил Эразм Роттердамский . В Болонье же сделала значительный шаг вперед и медицина благодаря впервые введенному Люцином ди Луцци методу преподавания анатомии человеческого тела и животных на трупах. На поприще занятий медициной, а затем естественными науками, и отличались особенно женщины-профессора Болонского университета. В ряду их известны: имена Доротеи Букки (XIV-XV в.), занявшей после смерти своего отца Джиованни Букки кафедру практической медицины и нравственной философии, и более близких к нашему времени знаменитых болонских лектрис XVIII века - Лауры Басси , занимавшей кафедру экспериментальной физики и философии, гордости болонских женщин, соорудивших по подписке в честь своей прославленной соотечественницы памятник, который украшает лестницу, ведущую в музей и библиотеку университета, Гаэтаны Агнези , преподававшей аналитическую геометрию, Анны Моранди , по мужу Манцолини, известной своими работами по анатомии, Марии далле Донне , снискавшей уважение к себе Наполеона I.

    Падение популярности

    Духовный и нравственный авторитет, которым пользовались профессора болонской школы, сказывался не только в том успехе, который имели их лекции и сочинения, но также в том высоком положении, какое они занимали как в самой Болонье, так и за её пределами. Они были освобождены от налогов и военной службы и, хотя не были рождены в Болонье, получали все права граждан этого города. Им присвоен был титул dominus в отличие от наименования magister , которое носили профессора школы свободных искусств, и они числились рыцарями. Многие из них принимали деятельное участие в общественных делах в качестве судей, правителей города или посланников, как, например, Азо, Гуголин и Аккурсий - в Болонье, Бургундио - в Пизе, Бальдина - Генуе, Рофруа - Беневенге. Но часто Болонья забывала, что своим блеском она обязана университету, и вступала с ним в течение XII и XIII вв. в жестокие споры, грозившие часто уничтожить права и привилегии университета и прерывавшие занятия в нём. Борьба гвельфов и гибеллинов, разделившая Италию на две враждующие части, с особенной силой велась в Болонье, и университет не мог оставаться равнодушным к ней. Несмотря, однако, на эти споры и партийные раздоры, болонская школа долго процветала и в половине XIII в. достигла высшей точки процветания. С этого времени начинает мало-помалу изменяться направление в прежней системе глоссаторов. Вместо того, чтобы предметом своих толкований брать исключительно тексты из первоисточников римского права, теперешние профессора принялись за истолкование глосс своих предшественников: в школе, так же как и в судах, glossa magistralis Аккурсия заняла место Corpus juris.

    Сверх того, различные обстоятельства влияли на изменение к худшему того высокого положения, которым пользовались болонские профессора. Принимая участие в общественных делах, они поневоле вмешивались в партийные распри и благодаря этому теряли значительную долю своего нравственного обаяния. Затем к концу XIII в. город основал несколько кафедр для публичных лекций и назначил профессорам, занявшим эти кафедры, определенную плату взамен гонорара, который платили сами студенты, и мало-помалу большинство профессоров оказалось на жаловании у города; они подпали, таким образом, под власть городского муниципалитета, претендовавшего на регулирование профессорского преподавания, не считаясь с личными способностями преподавателей и с интересами науки. А в следующем столетии ещё одна новая мера нанесла смертельный удар болонской школе: политическая партия, все более и более захватывавшая в свои руки власть в городе, обнаружила желание предоставить право преподавания одним лишь гражданам Болоньи и притом лишь членам известных фамилий, очень немногочисленных. Болонский университет, таким образом, утрачивал постепенно своё превосходство в деле изучения римского права, так как самые знаменитые легисты этого времени отправились преподавать науку в Пизу, Перузу, Падую и Павию, которые оспаривали друг у друга пальму первенства.

    Падение болонской школы вызвало в течение XIV в. появление на свет школы комментаторов - в лице Бартола, которая господствовала в течение XIV и XV вв. Но в XVI в. историческая школа взяла в свои руки дело глоссаторов , расширив и дополнив его при помощи всех средств, которые доставляли ей история и филология, обновлённые трудами гуманистов эпохи Возрождения.

    Влияние университета

    За время своего существования болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Благодаря репутации своих профессоров Болонья рассматривалась как средоточие римского права: по общему мнению, только здесь можно было найти глубокое знание римских законов и церковных правил. Вот почему сюда стремилась молодёжь со всех концов Европы услышать из уст самих профессоров науку права; по возвращении обратно на родину бывшие слушатели Болонского университета пропагандировали методу и доктрину глоссаторов. Во Франции Пьер де Блуа, Жак де Ревиньи, Гильом Дюран; в Англии - Вакариус, Ричард Английский, Франциск Аккурсий; в Испании Пон де Ларида; в Италии многочисленная группа легистов - распространяют путём своих лекций и сочинений ту науку, которую они сами получили в Болонье. Даже более того, в названных странах большинство юридических факультетов были основаны по образцу болонской школы её профессорами: в Италии - Падуанский (1222), Виченцский (1203) и др.; в Арагоне - Перпиньянский (1343); во Франции - университет в Монпелье, основанный Плацентином в конце XII столетия.

    С конца XII века благодаря трудам болонских глоссаторов и их учеников все более и более расширяется на Западе рецепция римского права, которая по доктрине тогдашних учёных должна быть названа правом всеобщим, то есть ratio scripta, которая должна служить общему законодательству всех христианских народов. В то же время развивалось повсюду в Европе изучение канонического права, основание которому положено было болонской школой. Если, собственно говоря, нельзя сказать, что болонская школа вызвала вновь в XII столетии на свет изучение римского права, которое, в сущности, не прекращалось и в предыдущие века, тем не менее можно утверждать, что благодаря своей методе и доктрине она в значительной степени обновила науку права и оказала на законодательство, учреждения и на самые идеи европейского общества огромное влияние, которое чувствовалось на протяжении всех Средних веков вплоть до самого последнего времени. Вот почему в празднование Болоньей 800-летнего юбилея (1088-1888 г.) её университета мог так ярко сказаться международный характер празднества, на которое откликнулся весь европейский учёный мир. Современное его положение, начало которого может быть отнесено к 1859 г., когда он вновь получил светский характер, освободившись от сильного влияния папы, очень мало напоминает старый университет. В конце XIX века в нём находились 4 факультета и целый ряд институтов, как инженерная школа, педагогическая семинария, школа политических наук, независимая от юридического факультета. Ректор назначается из среды профессоров, которых в 1888 г. насчитывалось до 200. В их числе находились знаменитый итальянский поэт Кардуччи, занимавший кафедру итальянской литературы и читавший параллельно этому курсу сравнительную историю романских литератур, и женщины-лектрисы - Джузеппина Каттани и Мальвина Огоновская, профессора славянских наречий.

    Богатая библиотека университета заключает в себе более 200 тысяч томов.

    Болонский университет положил основу европейского образования.

    Болонский университет
    Оригинальное название итал. Università di Bologna
    Девиз Alma Mater Studiorum
    Год основания 1088
    Президент Франческо Убертини (Francesco Ubertini)
    Студенты 86.014
    Иностранные студенты 2.280
    Расположение Болонья
    Кампус Болонья
    (главный кампус),
    Форли , Чезена , Равенна , Римини
    Сайт unibo.it/en/homepage

    История

    Возникновение Болонской школы права

    По свидетельству итальянского юриста XIII столетия Одофреда , Болонья стала местом нахождения школы права, которая ранее базировалась в Равенне , а ещё раньше в Риме . В трактате 964 года, который был заключён между императором Оттоном I Великим и папой Львом VIII , поименованы проживавшие в Риме доктора права. Также известно, что в 1055 году Dominicum legis Doctorem выдавал в Равенне дипломы учителям и ученикам права. В Болонье первым преподавал юриспруденцию Пепо , получивший степень доктора права в 1075 году .

    Однако настоящее основание Болонской школы права связано с именем Ирнерия . Первоначально он являлся magister artium liberalium , но затем стал специализироваться на правоведении. По версии Германа Фиттинга , причиной смены интересов Ирнерия было желание маркграфини Матильды Тосканской создать конкурента Равеннской школе права. Во время борьбы за инвеституру графиня активно поддерживала папу Григория VII , в то время как юристы из Равенны отличались враждебностью к папскому престолу. По преданию, Ирнерий начал преподавать в Болонье право в 1088 году .

    Приход известности

    Возле Ирнерия образовался вскоре круг учеников, самыми знаменитыми из которых были четверо (Quatuor Doctores): Бульгар , Мартин Гозиа , Якоб де Борагине и Гуго де Порта Ревеннате . С них началась школа глоссаторов .

    В начале XII столетия школа права в Болонье была уже популярнее равеннской. Однако ещё в середине этого столетия большей славой за пределами Италии пользовалась школа свободных искусств. Но уже к концу XII века болонские профессора права получили заметный перевес над прочими учёными Болоньи и приобрели европейскую известность. Это произошло благодаря, во-первых, научным преимуществам метода преподавания и, во-вторых, покровительству германского императора (1152-1190) Фридриха I Барбароссы , который также являлся королём Ломбардии и был заинтересован в поддержании авторитета римского права, на который можно было опереться при домогательствах короны. После сейма в Ронкалье (Пьяченца) в 1158 году , на котором присутствовали болонские профессора и где были урегулированы правовые взаимоотношения между императором и итальянскими городами, Фридрих дал обязательство предоставить всем студентам, изучающим в Болонье римское право, следующие льготы : во-первых, свободно путешествовать по всем странам под эгидой его авторитета (что помогало избегать неприятностей, обычно испытываемых иностранцами), и во-вторых, подлежать в городе суду исключительно профессоров или епископа .

    Популярности университета способствовало также развитие города и его прекрасный климат. Учиться приезжали не только юноши, но и взрослые, семейные люди. В Болонье учились Николай Коперник , Ульрих фон Гуттен , Олоандер. Коронованные особы также посылали своих детей в Болонью для изучения права и свободных искусств . Удивительными для того времени особенностями университета были невозможность поступить благодаря только своему положению (знания требовались равно и от сына ремесленника, и от сына короля), а также то, женщины допускались и как студентки, и как преподавательницы.

    Стекавшиеся со всех концов Европы студенты не замедлили образовать в своей среде настоящие корпорации по образцу различных ремесленных и художественных цехов того времени. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом составило к концу XII века университет в Болонье.

    Особенности Болонского университета

    Университет этот, являющийся наряду с парижским, основанным в ту же эпоху (1200), самым старинным в Европе, со дня своего образования имел две особенности, вытекающие из самих условий, при которых он образовался. Во-первых, это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики, посещающие их лекции, а ассоциация студентов (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две главные части, «ультрамонтанов» (из-за гор, то есть из стран вне Италии, за Альпами) и «цитрамонтанов» (из Италии, по сю сторону Альп), из которых каждая ежегодно избирала ректора и совет из различных национальностей, заведовавший вместе с ним управлением и университетской юрисдикцией. Профессора (doctores legentes) выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались не преподавать нигде, кроме Болоньи. Находясь по статуту, таким образом, в зависимости от университета и будучи свободны лишь в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими знаниями, личными качествами и педагогическим талантом.

    Вторая особенность Болонского университета состояла в том, что он был юридическим (universitas legum) в противоположность Парижскому , который вначале был посвящён единственно теологии . Изучение римского права , положившее начало самому университету, и канонического права , введенного в программу университета в XII веке, остались главными предметами университетского преподавания. Медицина и свободные искусства преподавались в нём в течение XIII столетия знаменитыми профессорами; но слушатели их тем не менее считались принадлежащими к юридическому университету, и только в XIV веке наряду с ним образовались два других университета: 1) медицины и философии и 2) теологии. Замечательным следствием юридического характера Болонского университета было то, что он не был подчинен папе , подобно Парижскому, так как не было нужды в церковном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией. Однако начиная с XIII века папы, оказывавшие поддержку университету в его спорах с городским управлениям, и утвердившие его статуты в 1253 году, в свою очередь пробрели над университетом некоторую власть, и добились того, что болонский архидиакон являлся контролером на экзаменах и при выдаче дипломов от их имени, «дабы убедиться в их правильности».

    Расцвет

    Самым блестящим периодом болонской школы права был промежуток времени между началом XII столетия и второй половиной XIII, охватывающий собою лекции Ирнерия и преподавание глоссаторства Аккурсием. В этот период нашёл самое широкое и плодотворное применение как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов новый их метод обучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов после упомянутых выше четырёх докторов были: Плацентин , работавший главным образом над кодексом Юстиниана и основавший школу права в Монпелье, где он и умер в 1192 г.; Бургундио - один из немногих глоссаторов, знавший греческий язык, и переводчик греческих текстов пандектов; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус, Азо - работы которого пользовались таким авторитетом, что даже сложилась поговорка: «Chi non ha Azo, non vado a palazzo»; Гуголен, продолжавший работы Азо Жак Бальдуини; Рофруа и, наконец, Аккурсий (1182-1258 г.), самый известный из глоссаторов, знаменитый главным образом своей огромной компиляцией, в которой он резюмировал работы своих предшественников.

    Свою любовь к занятиям юриспруденцией Аккурсий передал и детям, а дочь его, Дота д’Аккорсо, удостоенная университетом степени доктора прав и допущенная к публичному преподаванию, была первой упоминаемой в летописях университета женщиной. За ней последовали другие женщины-юристки: Битгизия, Гоццацини, Новелла д’Андреа и др. Одновременно с римским правом в Болонском университете с успехом шло преподавание канонического права профессорами, которые в своих лекциях и сочинениях прямо следовали методе Ирнерия. Начиная со второй половины XII столетия в актах, относящихся к Болонскому университету, встречаются имена профессоров канонического права (doctores decretorum). Около 1148 г. в Болонье жил Грациан , монах, автор известных декреталий . После него ученики его Покапалия, Руфин, Роланд Бандинелли (ставший впоследствии Папой под именем Александра III), Гугуччио, а в XIII в. - Ричард Английский, Дамас, Танкред, известный своим «Ordo judiciarius», Бернард Пармский, Раймон из Пеньяфора - сделались главными представителями университетского преподавания канонического права в Болонье. Некоторое время профессора римского права (legum doctores) и канонисты (decretistae) составляли два отдельных класса; но мало-помалу канонисты стали рассматривать римское право как составную часть своего предмета, и наоборот, романистам приходилось делать ссылки в своих работах на церковные каноны; одни и те же учёные были часто профессорами того и другого права (doctores utriusque juris) и занимались преподаванием обеих этих отраслей права, тесно связанных между собою.

    В период наивысшего расцвета в Болонском университете школы права, наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки: философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина. Из профессоров-философов можно назвать Альбериго, читавшего в XII в., флорентийца Лота, преподававшего одновременно с философией и физику, монаха Монето. В числе филологов Болонского университета были Gaufrido di Vinisauf, англичанин по происхождению, учивший и писавший в стихах и прозе, Бонкомпаньо, отличный знаток латинского языка. Изучение греческого языка, положившего начало эпохе гуманистов, привилось здесь раньше, чем в других итальянских университетах, и с XV века оно прочно утвердилось в Болонье, которая может гордиться тем, что в среде её философов жил Эразм Роттердамский . В Болонье же сделала значительный шаг вперед и медицина благодаря впервые введенному Люцином ди Луцци методу преподавания анатомии человеческого тела и животных на трупах. На поприще занятий медициной, а затем естественными науками, и отличались особенно женщины-профессора Болонского университета. В ряду их известны имена Доротеи Букки (XIV-XV вв), занявшей после смерти своего отца Джиованни Букки кафедру практической медицины и нравственной философии, и более близких к нашему времени знаменитых болонских лектрис XVIII века - Лауры Басси , занимавшей кафедру экспериментальной физики и философии, гордости болонских женщин, соорудивших по подписке в честь своей прославленной соотечественницы памятник, который украшает лестницу, ведущую в музей и библиотеку университета, Гаэтаны Агнези , преподававшей аналитическую геометрию, Анны Моранди , по мужу Манцолини, известной своими работами по анатомии, Марии далле Донне , снискавшей уважение к себе Наполеона I.

    Падение популярности

    Духовный и нравственный авторитет, которым пользовались профессора болонской школы, сказывался не только в том успехе, который имели их лекции и сочинения, но также в том высоком положении, какое они занимали как в самой Болонье, так и за её пределами. Они были освобождены от налогов и военной службы и, получали все права граждан Болоньи, даже если не были рождены в этом городе. Их титуловали dominus (владетельный господин), в отличие от наименования magister , которое носили профессора школы свободных искусств, и они числились рыцарями. Многие из них принимали деятельное участие в общественных делах в качестве судей, правителей города или посланников, как, например, Азо, Гуголин и Аккурсий - в Болонье, Бургундио - в Пизе, Бальдина - Генуе, Рофруа - Беневенге. Но часто Болонья забывала, что своим блеском она обязана университету, и вступала с ним в течение XII и XIII вв. в жестокие споры, грозившие часто уничтожить права и привилегии университета и прерывавшие занятия в нём. Борьба гвельфов и гибеллинов , разделившая Италию на две враждующие части, с особенной силой велась в Болонье, и университет не мог оставаться равнодушным к ней. Несмотря, однако, на эти споры и партийные раздоры, болонская школа к половине XIII в. достигла высшей точки процветания. С этого времени начинает мало-помалу изменяться направление в прежней системе глоссаторов. Вместо того, чтобы предметом своих толкований брать исключительно тексты из первоисточников римского права, теперешние профессора принялись за истолкование глосс своих предшественников: в школе, так же как и в судах, glossa magistralis Аккурсия заняла место Corpus juris.

    Сверх того, различные обстоятельства влияли на изменение к худшему того высокого положения, которым пользовались болонские профессора. Принимая участие в общественных делах, они поневоле вмешивались в партийные распри и благодаря этому теряли значительную долю своего нравственного влияния. К концу XIII в. город основал несколько кафедр для публичных лекций и назначил профессорам, занявшим эти кафедры, определенную плату взамен гонорара, который платили сами студенты, и мало-помалу большинство профессоров оказалось на жаловании у города; они подпали, таким образом, под власть городского муниципалитета, претендовавшего на регулирование профессорского преподавания, не считаясь с личными способностями преподавателей и с интересами науки. А в следующем столетии ещё одна новая мера нанесла смертельный удар болонской школе: политическая партия, все более и более захватывавшая в свои руки власть в городе, обнаружила желание предоставить право преподавания одним лишь гражданам Болоньи и притом лишь членам известных фамилий, очень немногочисленных. Болонский университет, таким образом, утрачивал постепенно своё превосходство в деле изучения римского права, так как самые знаменитые легисты этого времени отправились преподавать в Пизу , Перуджу , Падую и Павию , которые оспаривали друг у друга пальму первенства.

    Падение болонской школы вызвало в течение XIV в. появление на свет школы комментаторов (в лице Бартоло), которая господствовала в течение XIV и XV вв. Но в XVI в. историческая школа взяла в свои руки дело глоссаторов , расширив и дополнив его при помощи всех средств, которые доставляли ей история и филология, обновлённые трудами гуманистов эпохи Возрождения .

    Влияние университета

    За время своего существования болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Благодаря репутации своих профессоров Болонья рассматривалась как средоточие римского права: по общему мнению, только здесь можно было найти глубокое знание римских законов и церковных правил. Вот почему сюда стремилась молодёжь со всех концов Европы услышать из уст самих профессоров науку права; по возвращении обратно на родину бывшие слушатели Болонского университета пропагандировали методу и доктрину глоссаторов. Во Франции