Богомолов иван читать в сокращении. Сочинение на тему: образ юного разведчика в.о

Повествуя о предстоящем обходе боевого охранения, старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, поднимают с кровати раньше положенного времени из-за задержанного человека на берегу Днепра. Им оказался промокший мальчик лет одиннадцати. Назвавшись Бондаревым, он приказным тоном просит сообщить о себе в штаб.

Гальцев неуверенно докладывает капитану Маслову о происшествии. Однако мальчик настаивает на звонке начальнику разветотдела армии Грязнову и капитану Холину. По приказу Грязнова лейтенант обеспечивает Ивана всем необходимым, в том числе бумагой и чернилами. В течение часа мальчик делает подсчеты и записывает их на листе.

Уяснив обстановку, Гальцев проникается искренней жалостью и гордостью к задержанному. Он ухаживает за ним как за разведчиком. Предложив еду и теплую одежду, он укладывает его спать, а сам идет в обход через обстрелы прибрежной полосы реки. Приближаясь к местному посту охраны, Гальцев рассказывает бойцам вымышленные истории про этого мальчика, так как истинное положение его занятий должно оставаться в тайне.

Приезд Холина очень обрадовал Ивана. Из разговора товарищей становится понятно, что мальчик самостоятельно, с помощью бревна добрался по воде с противоположного берега октябрьским вечером. Привезенная мальчику форма привлекает внимание орденом и медалью «За отвагу». После разнообразного угощения капитан и Ваня садятся в машину и уезжают. Через несколько дней Гальцев принимает у себя старшину Катасонова, от которого узнает об отклонении Иваном предложения руководства поступать в суворовское училище. Мальчик готов на это лишь после окончания войны.

Представитель высшего штаба Холин приглашает Гальцева в обход. Его бесцеремонность отталкивает лейтенанта. На обратном пути он посещает военного фельдшера – молодую девушку, что становится поводом для насмешек со стороны Холина. Сам старается скрыть интерес к ней.

Собравшись в землянке, Холин, Катасонов и Иван обсуждают предстоящий поход. Грядущей ночью мальчик должен в одиночку переплыть через реку, пройти пятьдесят километров и попасть в тыл к немцам. Гальцев, проявляя инициативу, желает составить им компанию. Однако поначалу Холин высмеивает его неопытность, отказывая в разведке.

Иван обращает внимание на нож Гальцева, который является памятным подарком от погибшего друга Котьки Холодова, героически защищавшего родную страну. Лейтенант обещает Ване привезти подобный предмет.

Чтобы предупредить пост, Гальцев провожает участников разведки к лодке. Многое в этот раз узнает он от Холина о жизни Ивана: о службе в партизанском отряде, о пребывании в лагере смерти, о побеге из интерната, о погибшем его отце и сестренке.

В этот момент неожиданно приходит сообщение о том, что Катасонова вызвал командир дивизии. Мальчик обижен на капитана из-за того, что не успел с ним попрощаться. Он так и не узнал, что капитан погиб от вражеской пули. Заменяет убитого Гальцев. Получив инструктаж, он пытается написать письмо матери, но ему не удается.

Вооружившись, собрав необходимое, бойцы отправляются на операцию. Проводив Ивана, Холин и Гальцин остаются в засаде до определенного времени. Спустя час возвращаются в землянку. Гальцев сдерживает слово. Он заказывает слесарю нож, подобный своему, чтобы сделать подарок Ване.

Однажды ноябрьским днем происходит встреча лейтенанта с Грязновым, который с сожалением сообщает о побеге Вани из-за оформления его в училище. При этом убедительно поясняет никогда не упоминать имени и поступков мальчика, чтобы предостеречь его от беды. Встреча начальников становится последней. Холин также погибает во время очередной операции. Судьба Вани очень интересует Гальцева.

Некоторое время рассказчик находится в Берлине. Работая переводчиком, он случайно среди архивных документов обнаруживает фотографию Ивана. В пояснительной записке сказано, что задержание мальчика состоялось в момент его наблюдения за перемещением вражеских эшелонов. После допросов, на которых не удалось ничего выяснить, юный защитник Родины в 1943 году был расстрелян.

Рассказ учит проявлять стойкость в различных испытаниях, уметь дорожить дружбой, быть примером для подражания независимо от возраста.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Богомолов - Иван. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гаршин Художники

    Рассказ ведется от имени художников – Рябинина и Дедова. У них разное мировоззрение и восприятие мира. Дедов работает инженером, получив наследство, он уходит со службы и полностью посвящает себя созданию картин

  • Краткое содержание О. Генри Русские соболя

    Малыш Брэди покинул свою банду ради Молли. Представители этой организации были настоящим бичом органов правопорядка, но редкие полицейские рисковали зайти в их район в одиночку. Многие из них там и оставались навсегда.

  • Краткое содержание Мольер Скупой

    Этого самого скупого зовут Гарпагон. Он ужасно жадный старикашка, который больше всего боится потерять свои денежки, экономит на всём - даже на своих детях (Элиза и Клеант).

  • Краткое содержание Маяковский Хорошее отношение к лошадям

    Поэтическое произведение начинается с описания заиндевевшей, вымороженной улицы, покрытой льдом. Она насквозь продуваема холодными ветрами, суетна кучей народа.

  • Краткое содержание Гоголь Старосветские помещики

    Главные герои произведения – супруги Афанасий и Пульхерия Товстогуб. Афанасию Ивановичу – 60 лет, его жене – 50. Живут они в маленькой уединённой малороссийской деревушке. Старики бездетны, живут мирно, всегда улыбчивы, гостеприимны и добры

Богомолов В.

В ту ночь я собирался перед рассветом проверить боевое охранение и, приказав разбудить меня в четыре ноль-ноль, в девятом часу улегся спать.

Меня разбудили раньше: стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.

Товарищ старший лейтенант... а товарищ старший лейтенант... разрешите обратиться... - Меня с силой трясли за плечо. При свете трофейной плошки, мерцавшей на столе, я разглядел ефрейтора Васильева из взвода, находившегося в боевом охранении. - Тут задержали одного... Младший лейтенант приказал доставить к вам...

Зажгите лампу! - скомандовал я, мысленно выругавшись: могли бы разобраться и без меня.

Васильев зажег сплющенную сверху гильзу и, повернувшись ко мне, доложил:

Ползал в воде возле берега. Зачем - не говорит, требует доставить в штаб. На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром. Вроде ослаб, а может, прикидывается. Младший лейтенант приказал...

Я, привстав, выпростал ноги из-под одеяла и, протирая глаза, уселся на нарах. Васильев, ражий детина, стоял передо мной, роняя капли воды с темной, намокшей плащ-палатки.

Гильза разгорелась, осветив просторную землянку, - у самых дверей я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего; на нем были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи; при виде его дрожь пробрала меня.

Иди стань к печке! - велел я ему. - Кто ты такой?

Он подошел, рассматривая меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь.

Кто ты такой? - повторил я.

Пусть он выйдет, - клацая зубами, слабым голосом сказал мальчишка, указывая взглядом на Васильева.

Подложите дров и ожидайте наверху! - приказал я Васильеву.

Шумно вздохнув, он, не торопясь, чтобы затянуть пребывание в теплой землянке, поправил головешки, набил печку короткими поленьями и так же не торопясь вышел. Я тем временем натянул сапоги и выжидающе посмотрел на мальчишку.

Ну, что же молчишь? Откуда ты?

Я Бондарев, - произнес он тихо с такой интонацией, будто эта фамилия могла мне что-нибудь сказать или же вообще все объясняла. - Сейчас же сообщите в штаб пятьдесят первому, что я нахожусь здесь.

Ишь ты! - Я не мог сдержать улыбки. - Ну а дальше?

Кто это "они"? В какой штаб сообщить и кто такой пятьдесят первый?

В штаб армии.

А кто это пятьдесят первый?

Он молчал.

Штаб какой армии тебе нужен?

Полевая почта вэ-че сорок девять пятьсот пятьдесят...

Он без ошибки назвал номер полевой почты штаба нашей армии. Перестав улыбаться, я смотрел на него удивленно и старался все осмыслить.

Грязная рубашонка до бедер и узкие короткие порты на нем был старенькие, холщовые, как я определил, деревенского пошива и чуть ли не домотканые; говорил же он правильно, заметно акая, как говорят в основном москвичи и белорусы; судя по говору, он был уроженцем города.

Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно, тихо шмыгая носом, и весь дрожал.

Сними с себя все и разотрись. Живо! - приказал я, протягивая ему вафельное не первой свежести полотенце.

Он стянул рубашку, обнажив худенькое, с проступающими ребрами тельце, темное от грязи, и нерешительно посмотрел на полотенце.

Бери, бери! Оно грязное.

Он принялся растирать грудь, спину, руки.

И штаны снимай! - скомандовал я. - Ты что, стесняешься?

Он так же молча, повозившись с набухшим узлом, не без труда развязал тесьму, заменявшую ему ремень, и скинул портки. Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти-одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать. Ухватив рубашку и портки, он отбросил их в угол к дверям.

А сушить кто будет - дядя? - поинтересовался я.

Мне все привезут.

Вот как! - усомнился я. - А где же твоя одежда?

Он промолчал. Я собрался было еще спросить, где его документы, но вовремя сообразил, что он слишком мал, чтобы иметь их.

Я достал из-под нар старый ватник ординарца, находившегося в медсанбате. Мальчишка стоял возле печки спиной ко мне - меж торчавшими острыми лопатками чернела большая, величиной с пятиалтынный, родинка. Повыше, над правой лопаткой, багровым рубцом выделялся шрам, как я определил, от пулевого ранения.

Что это у тебя?

Он взглянул на меня через плечо, но ничего не сказал.

Я тебя спрашиваю, что это у тебя на спине? - повысив голос, спросил я, протягивая ему ватник.

Это вас не касается. И не смейте кричать! - ответил он с неприязнью, зверовато сверкнув зелеными, как у кошки, глазами, однако ватник взял. - Ваше дело доложить, что я здесь. Остальное вас не касается.

Ты меня не учи! - раздражаясь, прикрикнул я на него. - Ты не соображаешь, где находишься и как себя вести. Твоя фамилия мне ничего не говорит. Пока ты не объяснишь, кто ты, и откуда, и зачем попал к реке, я и пальцем не пошевелю.

Вы будете отвечать! - с явной угрозой заявил он.

Ты меня не пугай - ты еще мал! Играть со мной в молчанку тебе не удастся! Говори толком: откуда ты?

Он закутался в доходивший ему почти до щиколоток ватник и молчал, отвернув лицо в сторону.

Ты просидишь здесь сутки, трое, пятеро, но, пока не скажешь, кто ты и откуда, я никуда о тебе сообщать не буду! - объявил я решительно.

Взглянув на меня холодно и отчужденно, он отвернулся и молчал.

Ты будешь говорить?

Вы должны сейчас же доложить в штаб пятьдесят первому, что я нахожусь здесь, - упрямо повторил он.

Я тебе ничего не должен, - сказал я раздраженно. - И пока ты не объяснишь, кто ты и откуда, я ничего делать не буду. Заруби это себе на носу!.. Кто это пятьдесят первый?

Владимир Осипович Богомолов

«Иван»

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.

Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Старший лейтенант Гальцев временно исполнял обязанности командира батальона. Как-то его разбудили среди ночи и сообщили о задержании 12-летнего мальчишки. Малец назвался Иваном и требовал, чтобы сообщили в штаб. Гальцев поверил пацаненку не сразу. Подполковник Грязнов просит создать «своему» человеку все должные условия, ибо он разведчик.

Когда приехал Холин, Иван рассказал, что из-за немцев не мог подобраться к лодке, которая его ожидала, поэтому пришлось переплывать холодный Днепр на бревне. Холин привез Ивану форму, на которой орден Отечественной войны и медаль «За отвагу».

Прошло время, и Гальцев опять встретился с Иваном. Батальон изучает немецкое расположение на другой стороне Днепра. Приехал Холин и Иван. Последнему нужно будет ночью переправиться в тыл к немцам. Мальчишке понравилась финка Гальцева, но подарить Ивану нож старший лейтенант не может, поскольку это память о друге, что погиб. Иван рассказывает о том, что отец и сестра его погибли в войну, а ему, Ивану Буслову довелось и в партизанах быть, и в лагере смерти Тростянце побывать. Подполковник Грязнов уговаривал его поехать в Суворовское училище, но Иван одержим местью немцам.

Когда Ивана решили не посылать на это опасное задание, он пошел сам. Задание не под силу даже опытным разведчикам. Решили, что если мать Ивана не найдут после войны, то пацаненка усыновят Катасоныч или подполковник.

Катасоныч убит, поэтому на операцию идут Холин, Иван и Гальцев. Сначала переплывают реку, потом прячут лодку. Ивану, одетому, как «бездомный отрёпыш», предстоит пройти в немецком тылу 50 километров. Холин и Гальцев страхуют. Гальцев заказал для Ивана такую же финку, как понравившаяся мальчику, и через время, когда уже был командиром батальона, попросил Грязнова передать нож мальчишке. Тот не может, потому что когда решили Ивана отослать в Суворовку, он самовольно ушел.

Когда Гальцев после ранения попал в Берлин для захвата немецких архивов, в документах он находит донесение с фотографией Ивана. В донесении Гальцев прочел, что в декабре 1943 яростно сопротивляясь, немцам попался «Иван», который наблюдал в запретной зоне. На допросе мальчик держался вызывающе, потом его расстреляли.

Во время Великой Отечественной войны детство всех детей закончилось. История повествует далеко не об одном ребенке-герое, который защищал себя, свою семью, родную землю. У них не было выбора. Они сражались, чтобы выжить. Люди не зря восхищаются их храбростью, не зря сожалеют им.

В рассказе Богомолова главным героем выступает мальчик, которому тоже пришлось рано и очень резко повзрослеть. История Вани создана вызвать в читателе уважение и восхищение к героизму детей того времени. Ваня простой ребенок, такой же, как и другие дети. Ему не повезло встретиться с войной лицом к лицу.

Повествование начинается с того, что к лейтенанту Гальцеву приводят худого мальчика, на вид лет одиннадцати. Ваня был скрытен и недоверчив, поэтому он долго ничего не рассказывал Гальцеву. Более того, он был резок в общении, говорил с вызовом. Уже здесь чувствуется храбрость Вани. Гальцев отметил его не самую детскую серьезность и решительность.

Позже выяснилось, что Ваня жил на заставе в Прибалтике. Отец погиб в самый первый день войны. Его сестра, которой было всего полтора года, была убита прямо на руках мальчика. Сам он оказался в Тростянце. Ваня жутко ненавидел немцев, готов был мстить до самого конца. Холин поражался, что ребенок может так сильно ненавидеть.

Мальчика тщетно уговаривали поступить в суворовское училище. Ваня упрямо стоял на своем. Он сам, не спрашивая разрешения, ходил в разведку. При этом ему было страшно, он был один, но Ваня не готов был отступить. Из-за его упрямства он попал под обстрел своими же товарищами. Ваня всем нравился, его даже хотели усыновить после войны. Но решив упорно сражаться до последнего, Ваня выбрал свою судьбу. Даже при задержании немцами он оказал яростное сопротивление, хотя это не имело никакого смысла. Он не выдал им никакой информации, до последнего ведя себя вызывающе. В итоге был расстрелян.

Богомолов не случайно назвал рассказ именно «Иван», а не «Ваня». Он показал, насколько мужественным и взрослым был Ваня. Прочитав рассказ, лишний раз убеждаешься, что война никого не щадят – будь ты хоть ребенок, хоть старик.

Также читают:

Популярные сегодня темы

    Перед каждым человеком, хотя бы раз в жизни возникал вопрос, а что же такое «красота»? Понятно, что у каждого из нас, это слово ассоциируется с чем-то хорошим, радующим глаз, вызывающим положительные эмоции

  • Анализ рассказа Муму Тургенева

    У Тургенева существует огромное количество разных героев. Но самым проникновенным и жалостливым из всех является «Муму». Те, кто бы ни прочитал данное произведение

  • Образ и характеристика Ленского в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    Одним из таких героев является поэт Владимир Ленский. Его судьба в романе сложилась очень трагично, и повлияли на это его жизненные цели и идеалы. Ленский – молодой, образованный дворянин

  • Сочинение Безделье мать всех пороков по пословице 7 класс

    Каждый человек в своей жизни неоднократно сталкивался с мыслью или ситуацией, в которой имело место равнодушие, отсутствие желание заниматься делом. Именно так проявляется безделье

  • Сейчас не осталось ни одного человека, который хотя бы краем уха не слышал про фаст-фуд. Многие пробовали и любят эту вредную пищу. В быстром темпе большого города, зачастую не успеваешь полноценно пообедать

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командирабатальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весьмокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что егофамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своем прибытии в штаб. Но Гальцев, несразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабныхофицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно«создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даетмальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зернышки ихвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себявиноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика)рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как струдом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезенной Ивану Холиным, орденОтечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчикуезжают.

Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальонепоявляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотритнемца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматриваетместность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег подприцелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется«бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоитпереправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчиквосхищен финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож - ведь это память о егопогибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнает о судьбе Ивана Буслова (этонастоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестренка.Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти.Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в суворовское училище, но тот хочет тольковоевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребенок может так ненавидеть…». А когда Иванарешили не посылать на задание, он ушел сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослымразведчикам редко удается. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, егоусыновят Катасоныч или подполковник.

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен:почему тот не зашел попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперьтретьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его вразведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются наоперацию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелегкая и оченьрискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случайон одет как «бездомный отрепыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят взасаде, а затем возвращаются назад.

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Черезнекоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утвержденный в должностикомандира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окон-

чательно решили отправить в училище, он самовольно ушел. Грязнов неохотно говорит омальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.

Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжелого ранения он попадает вБерлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полицииГальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленнымиглазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления былзадержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. Последопросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.