Блок я сидел у окна. Анализ стихотворения блока в ресторане

Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать её, но всё тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, “В ресторане” - одно из сложнейших произведений Блока.

Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов - романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя “вечное” порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и его лирического героя.

В РЕСТОРАНЕ

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре - фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблён".

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Блок Александр Александрович (1880–1921), русский поэт. Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме Возмездие (1917–1921). Образ «демона», чуждого любых иллюзий, но вместе с тем наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие истории, Блок ощущал и самого себя.

Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта (по второму мужу – А.А.Кублицкой-Пиоттух), до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу Отроческие стихи (1922), написаны им в возрасте 17 лет.

Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905–1907 в России, воспринятой им как «веселое время» – знамение великих духовных перемен. В письме отцу (30 декабря 1905) Блок признается, что органически неспособен служить «общественности»: «Никогда я не стану ни революционером, ни «строителем жизни». Однако сборникНечаянная радость (1907) свидетельствует об усилившемся интересе к реальному миру, хотя и постигаемому под знаком «мистики в повседневности» и «демонической» притягательной силы, которую таит в себе эта обыденность, в особенности - мир города. Тот же «демонизм» присущ у Блока захватывающим его земным страстям; им наделен и его образ России, где «темные, дьявольские силы» водят на путях и распутьях свои «ночные хороводы», а «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях» (Русь, 1906).
Последним произведением Блока, в котором еще чувствуются идеи символизма, была драма Роза и Крест (1913), написанная на сюжет из истории трубадуров и предназначенная для Московского Художественного театра (постановка не состоялась). Столкновение действительности и мечты, которое в заметках об этой драме поэт называет ее главной темой, образует и основной сюжет цикла Кармен (1914), навеянного впечатлениями от певицы Л.А.Дельмас в опере Бизе, а также поэмы Соловьиный сад (1915), которой завершаются лирические циклы Блока.
Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его выступлением стала речь О назначении поэта, произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха».

После смерти Блока (по-видимому, от истощения и нервной депрессии) 7 августа 1921 эти слова стали относить и к нему самому.

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Анализ стихотворения «В ресторане» Блока

Стихотворение «В ресторане» было написано Блоком в 1910 г. Считается, что оно посвящено актрисе О. Судейкиной. У поэта были очень сложные взаимоотношения со своей женой. Они уже давно не жили вместе, короткие встречи напоминали мимолетные свидания. Блок продолжал считать жену своей поэтической музой, но это не мешало ему заводить новые романы. Поэт уже был достаточно известным человеком, поэтому часто проводил вечера в богатых ресторанах. В один из таких вечеров он встретил таинственную незнакомку и описал эту встречу в стихотворении.

Хотя Блок и описывает реальный случай из жизни, вечер в ресторане сразу же приобретает мистический оттенок («он был или не был»). Тем самым поэт подчеркивает, что случившееся вполне могло быть просто сном или плодом разгоряченного воображения.

Лирический герой находится в ресторане. Зал переполнен, но он все равно ощущает свое духовное одиночество. Автор одинок, потому что не может никому поведать о своих чувствах. Окружающая его толпа не способна понять сложный внутренний мир поэта. Внезапно в нем просыпается надежда в образе незнакомой женщины. Он делает ей символический подарок – черную розу в бокале вина. Этим он выражает свою глубокую печаль и надеется встретить в женщине понимание.

Лирический герой и незнакомка встречаются глазами. Ее взгляд, как и полагается приличной женщине, надменный, а у него – «смущенный и дерзкий». Такое противоречивое сочетание указывает на то, что душевное равновесие автора нарушено. Он не ожидал, что женщина произведет на него такое впечатление. Но и строгое равнодушие незнакомки поколеблено: ее замечание своему кавалеру звучит «намеренно резко». Этого мимолетного обмена взглядами хватило, чтобы главные герои почувствовали свое душевное родство. Вероятно, женщина также испытывает острое одиночество. Ее кавалер – всего лишь попытка скрыть одиночество от окружающих.

Внезапно грянувшая музыка подтвердила, что роковая встреча произошла. С этого момента лирический герой и незнакомка существуют только друг для друга. В иллюзорном мире никого уже нет кроме них. Автор замечает это по едва уловимым изменениям в облике женщины («презрении юном», «дрожанье руки»). Незнакомка, стремясь избавиться от наваждения, поспешно направляется к выходу. На ее порывистое движение отзываются все прежде дремавшие чувства и ощущения лирического героя.

В воображаемом мире их общение не прекращается. Отражение женщины в зеркалах ведет с автором своеобразную игру: один за другим бросает взгляды и кричит: «Лови!». Даже музыка подхватывает эту игру. В ней и в песне цыганки звучит мотив любви.

У Блока и О. Судейкиной любовные отношения все же не сложились. Но поэт не зря придавал встрече большое значение. Со временем они стали очень близкими друзьями.

В ресторане

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре - фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблен".

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

О чем ты думаешь… когда ты смотришь на луну?
Я? - «О тебе… и чуточку о вечном…»
Что в этом мире мы, - не бесконечны,
Но каждый хочет, отыскать свою звезду.

Ночью, когда ты будешь смотреть на небо, ты увидишь мою звезду, ту, на которой я живу, на которой я смеюсь. И ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться!

Никогда не жалей о том, что сделал, если в этот момент ты был действительно счастлив.

Ты - рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.

Ты - рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить.
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!

Ты веришь в Бога? Я его не видел…
Как можно верить в то, что не видал?
Ты извини, что я тебя обидел,
Ведь ты такой ответ не ожидал…
Я верю в деньги, их я видел точно…
Я верю в план, в прогноз, в карьерный рост…
Я верю в дом, что был построен прочным…
Конечно… Твой ответ довольно прост…
Ты веришь в счастье? Ты его не видел…
Но видела его душа твоя…
Прости, наверно, я тебя обидел…
Тогда у нас один - один… Ничья…
В любовь ты веришь, в дружбу? Как со зреньем???
Ведь это всё на уровне души…
А искренности светлые мгновенья?
Увидеть всё глазами не спеши…
Ты помнишь, как тогда спешил на встречу,
Но пробки… не успел на самолёт?!
Твой самолёт взорвался в тот же вечер,
Ты пил и плакал сутки напролёт…
А в тот момент, когда жена рожала,
И врач сказал: «Простите, шансов нет…»,
Ты помнишь, жизнь как слайды замелькала,
И будто навсегда померкнул свет,
Но кто-то закричал: «О, Боже, чудо…»
И крик раздался громкий малыша…
Ты прошептал: «Я в Бога верить буду"
И улыбалась искренне душа…
Есть то, чего глаза узреть не в силах,
Но сердце видит чётче и ясней…
Когда душа без фальши полюбила,
То разум возражает всё сильней…
Ссылается на боль, на опыт горький,
Включает эгоизм, большое «Я»…
Ты видел Бога каждый день и столько,
Насколько глубока душа твоя…
У каждого из нас своя дорога…
А вера и любовь важней всего…
Я не спросил тебя: «Ты видел Бога?»
Я спрашивал, поверил ли в него…

Один человек всю жизнь был счастливым. Он все время улыбался, смеялся, никто и никогда не видел его грустным. Бывало, кто-то из людей задавал ему по этому поводу различные вопросы: - Почему вы никогда не грустите? Как вам удается всегда быть радостным? В чем секрет вашего счастья? На что человек обычно отвечал: - Когда-то я был таким же печальным, как ты. И вдруг меня осенило: это же МОЙ выбор, МОЯ жизнь! И ведь я делаю этот выбор – каждый день, каждый час, каждую минуту. И с тех пор каждый раз, просыпаясь, я спрашиваю себя: - Ну, что я выберу сегодня: печаль или радость? И всегда получается так, что я выбираю радость:)

Я постараюсь больше не звонить,
Не бредить по тебе в объятьях ночи.
И больше никому не говорить,
Что нужен ты, родной, мне очень-очень.

Я постараюсь больше не писать,
И слез не лить, подумав, что другая
Готова так же жадно целовать,
В любимых мне объятьях утопая.

Я постараюсь больше не мечтать,
Ведь ты не мой, а я всегда хотела,
Чтоб каждый день и снова, и опять
Твоя улыбка душу мою грела.

Я постараюсь больше не любить.
Таких, как ты, и правда очень много.
Но знаешь... никогда ведь не забыть
Тебя... такого самого родного...

Когда ты с работы вернешься домой,
Тебе улыбнусь и скажу тихо, тихо:
"Я счастлива очень, что рядом со мной
Находится лучший на свете мужчина!"
И радость в твоих засияет глазах
И ты меня нежно обнимешь за плечи
И скажешь: "Я счастлив, что дома меня
Ждет самая лучшая в мире из женщин!"

Когда на лице твоем холод и скука,
Когда ты живешь в раздраженье и споре,
Ты даже не знаешь, какая ты мука,
И даже не знаешь, какое ты горе.

Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,
А в сердце и свет, и любовь, и участье,
Ты даже не знаешь, какая ты песня,
И даже не знаешь, какое ты счастье!

Ты далеко сегодня от меня
И пишешь о любви своей бездонной
И о тоске-разлучнице бессонной,
Точь-в-точь все то же, что пишу и я.

Ах, как мы часто слышим разговоры,
Что без разлуки счастья не сберечь.
Не будь разлук, так не было б и встреч,
А были б только споры да раздоры.

Конечно, это мудро, может статься.
И все-таки, не знаю почему,
Мне хочется, наперекор всему,
Сказать тебе: - Давай не разлучаться!

Я думаю, что ты меня поймешь:
К плечу плечо - и ни тоски, ни стужи!
А если и поссоримся - ну что ж,
Разлука все равно намного хуже!

Стихотворения Блока «В ресторане» было написано в 1910 году. Оно вошло в цикл стихов «Страшный мир». Это уже более позднее творчество поэта, где практически нет места восторженным чувствам.

В этом стихотворении, как почти во всем цикле, лирический герой противопоставляется буржуазному миру, окружающему его. Герой — продукт этой среды. Он такой же, как все и совершенно отличающийся от других. Этому человеку дано видеть то, что не видят другие. Он умеет смотреть глубже, сквозь маски, которые надевают все вокруг.

Данное стихотворение начинается с воспоминаний. Читатель видит, что все происходящее в стихотворении, — уже прошло:

Этот вечер): пожаром зари

И на желтой заре — фонари.

В этом четверостишии явно чувствуется мотив сна. Лирический герой говорит, что никогда не забудет события одного вечера его жизни. И в то же время, он сомневается, было ли все это на самом деле, или это только плод фантазии, сон.

Очень красиво в этом стихотворении описание вечера. Всего лишь несколькими словами автор передает прекрасную картину заката. Ему не нужны пышные описания, достаточно лишь метафоры «пожар зари». Природа в стихотворении прекрасна. Но здесь уже появляются черты цивилизации: «И на желтой заре — фонари».

Следующее четверостишие настраивает читателя на романтический лад:

Где-то пели смычки о любви.

Золотого, как небо, аи.

Ресторан, скрипки, вино… Но все это приобретает у Блока пренебрежительный окрас. Ресторанный зал оказывается «переполненным». Смычки «поют где-то», они не затрагивают сердце, в их пении не чувствуется прекрасного. На фоне всего этого действия лирического героя выглядят очень романтичными. Он посылает своей возлюбленной розу в бокале «золотого аи». Но цвет розы — черный. Это говорит о трагедии, зле. Роза будто отравлена, как и чувства самого героя, цивилизацией нового жестокого мира.

Жестока и лирическая героиня:

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко

Ты сказала: «И этот влюблен».

Девушка надменна, высокомерна, жестока, холодна. Невольно задумываешься: неужели она такова от рождения? Нет, скорее — это продукт эпохи, дитя бездуховного, жестокого мира. Видно, что она намеренно старается сделать больно лирическому герою, издевается над ним. Но так ли прост и однозначен этот образ? Следующее четверостишие заставляет задуматься над этим:

Исступленно запели смычки…

Чуть заметным дрожаньем руки…

Метафора «презрением юным» говорит о неестественности, какой-то вынужденности реакции героини. Ее поведение продиктовано негласными правилами жестокого общества, страшного мира. «Чуть заметное дрожание руки» этой девушки говорит о том, что поступок и внимание лирического героя взволновали ее, затронули глубокие нотки ее души. Об этом говорит и страстное музыкальное сопровождение: «грянули струны, исступленно запели смычки».

Возможно, героиня хотела бы повести себя совсем иначе. Ведь на фоне страшного мира автор поэтизирует этот образ:

Зашептались тревожно шелка.

Очень символично, что героиня «рванулась движеньем испуганной птицы». Это сравнение говорит о внутренней тяге девушки к прекрасному, настоящему, живому. На самом деле, ей тяжело в этом мире. Она уже устала играть холодную роль. На самом деле ей хочется совсем другого. И поэтому она, тайно ото всех, продолжает более искреннюю игру с лирическим героем:

И, бросая, кричала: «Лови. »

И визжала заре о любви.

Я думаю, что на самом деле героиня жаждет настоящей любви. И взгляды, которые она бросала герою, — не что иное, как крик о помощи. Думаю, она не знает, как можно иначе вести себя в мире, где «визжат о любви». В окружающей пошлости и бездуховности лишь эти два героя представляют собой островок «настоящего».

В этом небольшом стихотворении совсем мало действий. Оно наполнено различными символами и образами. С их помощью Блоку замечательно удалось передать трагедию «живой» человеческой души в мертвом мире современной городской цивилизации.

Другие сочинения по этому произведению

Стихотворение Александра Блока «В ресторане» написано в 1910 году, оно относится к циклу «Страшный мир». Как и весь цикл, стих наполнен размышлениями о месте человека в современном жестоком мире большого города, здесь уже нет места восторженной лирике раннего периода творчества поэта.

Автор окунает нас в свои воспоминания. Один прекрасный вечер запомнился ему своим событием, однако он уже почти стерт из памяти и лирический герой сомневается, был ли он. Лирический герой сидел в ресторане, вечер был прекрасен, желтые фонари на фоне «пожара зари», играла музыка о любви.

Автор увидел прекрасную девушку, и послал ей черную розу. И цвет этого цветка уже предзнаменуют неприятный исход. Казалось бы, что плохого в таком знаке внимания? Однако девушка холодно встретила знак симпатии, красавица» намеренно резко» оценила чувства героя. Она холодна, надменна и черства.

Однако так ли это на самом деле? От внимательного и проницательного взгляда героя не укрылось «чуть заметное дрожание рук» девушки, когда та проходила, а ее движения напоминают автору движенья «испуганной птицы». Наверняка девушке приятно внимание лирического героя, оно всколыхнуло глубокие струнки ее души, именно поэтому она не смогла сдержать эмоции, и они ее выдали.

Стихотворение Александра Блока “В ресторане” написано в 1910 году, оно относится к циклу “Страшный мир”. Как и весь цикл, стих наполнен размышлениями о месте человека в современном жестоком мире большого города, здесь уже нет места восторженной лирике раннего периода творчества поэта.

Автор окунает нас в свои воспоминания. Один прекрасный вечер запомнился ему своим событием, однако он уже почти стерт из памяти и лирический герой сомневается, был ли он. Лирический герой сидел в ресторане, вечер был прекрасен, желтые фонари на фоне “пожара зари”, играла музыка о любви.

Автор увидел прекрасную девушку, и послал ей черную розу. И цвет этого цветка уже предзнаменуют неприятный исход. Казалось бы, что плохого в таком знаке внимания? Однако девушка холодно встретила знак симпатии, красавица” намеренно резко” оценила чувства героя. Она холодна, надменна и черства.

Однако так ли это на самом деле? От внимательного и проницательного взгляда героя не укрылось “чуть заметное дрожание рук” девушки, когда та проходила, а ее движения напоминают автору движенья “испуганной птицы”. Наверняка девушке приятно внимание лирического героя, оно всколыхнуло глубокие струнки ее души, именно поэтому она не смогла сдержать эмоции, и они ее выдали.

В жестоком и бездуховном мире люди одевают маски, и под влиянием общественном мысли девушка не может быть искренней и чувственной, как наверняка, хотела бы быть.

В подтверждение этих слов Блок пишет, что в продолжение вечера красавица бросала взгляды в сторону лирического героя, желая, чтоб он их заметил. И эти взгляды — крики о помощи, она не может разорвать свои невидимые оковы и поступить, как хочется ей самой.

Однако в герое она увидела личность сильную и волевую, которая, несмотря на общественное мнение и влияние, имеет нерушимые принципы и позиции.

Мне кажется, образ лирической героини трагичен,- она без оков, однако не свободна и таким являются сотни тысяч людей, подчиненные чужим законам, живущие по чужим правилам и от этого глубоко несчастные.

Подобные записи

«В ресторане» А.Блок

«В ресторане» Александр Блок

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Анализ стихотворения Блока «В ресторане»

Принято считать, что у Александра Блока была всего лишь одна муза – его супруга Любовь Менделеева. Именно этой женщине посвящено подавляющее большинство стихов поэта, который продолжал любить жену даже после того, как она стала любовницей Александра Белого и родила ребенка от одного из актеров своей труппы, которого Блок даже готовы был усыновить.

Тем не менее, уже с 1907 года супруги фактически жили раздельно и проводили под одной крышей не более нескольких дней в месяц. Естественно, что это отложило отпечаток не только на творчестве Блока, но и на его чувствах. Нет, он не перестал любить ту, с которой, как считал, был повенчан самой судьбой. Однако это не помешало поэту заводить романы на стороне и посвящать стихи другим женщинам. Одной из них была актриса и художница Ольга Судейкина, в девичестве Глебова, с которой Александр Блок был знаком с самого детства. Позднее эта женщина стала одной из звезд питерской богемы, участвуя в первых показах мод, выступая в театре Веры Комиссаржевской и даже являясь примой кабаре «Бродячая собака». Судейкина и Блок часто встречались на литературных вечерах и театральных премьерах, у них было очень много общих друзей, однако поэт никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную. Тем не менее, в 1910 году он посвятил ей стихотворение «В ресторане», созданное в своей обычной символистической манере. В этом произведении Блок в очередной раз продемонстрировал свой дар провидца, словно бы предчувствуя, что Ольге Судейкиной предстоит сыграть свою роль в его непростой жизни.

В стихотворении поэт описывает один из вечеров в питерском ресторане, где он «в переполненном зале» увидел женщину ослепительной красоты и в порыве восхищения послал ей черную розу. Конечно же, он узнал в таинственной незнакомке Ольгу Судейкину, которая в этот вечер ужинала в компании с одним из своих многочисленных поклонников. Ее реакцию на подарок поэт описывает следующим образом: «Обратясь к кавалеру, намеренно резко ты сказала: «И этот влюблен». Однако на самом деле все обстояло совершенно иначе. В этой роскошной, избалованной мужским внимание женщине поэт увидел родственную душу . осознав в одно мгновение, что с Ольгой Судейкиной у него очень много общего. В первую очередь их связывал неудачных брак, так как и поэт, и давняя подруга его детства были разочарованы в семейной жизни. Они оба стремились к недосягаемому идеалу и не находили его среди живых людей, о чем впоследствии Блок упоминал в своих дневниках. И презрительная фраза Судейкиной, брошенная своему спутнику за столом, свидетельствовала о том, что эта женщина уже порядком устала от своих почитателей, которые кроме слепого обожания и денег не могли ей ничего предложить взамен, чтобы компенсировать душевную боль от неудачного замужества.

«В ресторане», анализ стихотворения Блока

Когда русский поэт Александр Блок создал свой первый сборник - «Стихи о Прекрасной Даме», он написал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты…

Действительно, та наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы со временем исчезла, потому что изменился сам поэт, а значит, изменилось в какой-то степени и его мировоззрение. Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку из одноименного стихотворения, написанного в 1906 году. В этом лирическом произведении еще сохранилась грань между реальностью и нереальностью, ведь герой не разобрался до конца в своих ощущениях:

Иль это только снится мне?

Двоемирие, один из главных признаков романтизма, в стихотворении «Незнакомка» призвано было подчеркнуть контраст между пошлым миром обывателей и миром, в котором оказались Незнакомка и главный герой. Если лирический герой цикла о Прекрасной Даме не был до конца уверен, встретится ли он с героиней, то герой «Незнакомки» оказывается в числе избранных – тех, кому «глухие тайны поручены» и «чье-то сердце вручено» .

И вот спустя 4 года, в 1910 году, появляется новая любовная история, описанная уже во вполне определенных обстоятельствах, примета которых вынесена и в название – «В ресторане» . В стихотворении, которому посвящен анализ, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных. Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:

Да и сам герой уже явно не бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о Прекрасной Даме». Нет, это уже вполне респектабельный мужчина, позволяющий себе не только часто бывать в ресторане, но и оказывать знаки внимания понравившимся ему женщинам:

Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого («желтая заря» ) и золотого («золотой аи» ) у Блока символизирует разрушение. Недаром бледное небо «сожжено пожаром зари» . а фонари, горящие на желтом небе, не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном – желтое на желтом.

Интересно отметить, что теперь герои все время меняются ролями: то он смотрит смущенно, но дерзко, то она демонстрирует растерянность «чуть заметным дрожаньем руки» и «движеньем испуганной птицы» . И эта своеобразная дуэль происходит «в переполненном зале» . под аккомпанемент целой какафонии звуков: «исступленно запели смычки» . «монисто бренчало» . «цыганка визжала заре о любви» .

И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с «Незнакомкой». Вновь возникают знакомые детали – духи и шелка:

И вздохнули духи . задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка .

Снова герой ощущает нереальность происходящего: «Он был или не был, этот вечер…»

А сама героиня возникает как будто во сне: «Ты прошла, словно сон мой легка…»

Все это уже было в четыре года назад, в «Незнакомке». Однако последнее четверостишие стихотворения «В ресторане» расставляет все на свои места. Начинающееся с противительного союза «но», оно резко контрастирует со всей предыдущей картиной. Счастливое видение оборачивается жестокой явью. Героиня, отражаясь в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а призывные взгляды оттуда, «из глуби зеркал» . подтверждают теорию о том, что все в этом мире продается и покупается, даже любовь.

Визжащая о продажной любви цыганка является достойным завершением эволюции женской героини в стихах Александра Блока. Если в раннем творчестве героиня была сродни богине, ее и увидеть-то можно было только на образах, то есть иконах, то в «страшном мире» предреволюционных лет она действительно «изменила облик» - стала продажной девкой, как впоследствии Катька из поэмы «Двенадцать».

В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви, ведь общеизвестен тот факт, что его жена, Любовь Дмитриевна Менделеева, на некоторое время уходила от Блока к его другу, поэту Андрею Белому, а сам Александр испытывал влечение к многим женщинам, в основном, артисткам, как и положено настоящему поэту. В любом случае, ни современники, ни потомки не вправе осуждать его за это.

Послушайте стихотворение Блока В ресторане

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения В ресторане

«В ресторане» Александр Блок

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Анализ стихотворения Блока «В ресторане»

Принято считать, что у Александра Блока была всего лишь одна муза – его супруга Любовь Менделеева. Именно этой женщине посвящено подавляющее большинство стихов поэта, который продолжал любить жену даже после того, как она стала любовницей Александра Белого и родила ребенка от одного из актеров своей труппы, которого Блок даже готовы был усыновить.

Тем не менее, уже с 1907 года супруги фактически жили раздельно и проводили под одной крышей не более нескольких дней в месяц. Естественно, что это отложило отпечаток не только на творчестве Блока, но и на его чувствах. Нет, он не перестал любить ту, с которой, как считал, был повенчан самой судьбой. Однако это не помешало поэту заводить романы на стороне и посвящать стихи другим женщинам. Одной из них была актриса и художница Ольга Судейкина, в девичестве Глебова, с которой Александр Блок был знаком с самого детства. Позднее эта женщина стала одной из звезд питерской богемы, участвуя в первых показах мод, выступая в театре Веры Комиссаржевской и даже являясь примой кабаре «Бродячая собака». Судейкина и Блок часто встречались на литературных вечерах и театральных премьерах, у них было очень много общих друзей, однако поэт никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную. Тем не менее, в 1910 году он посвятил ей стихотворение «В ресторане», созданное в своей обычной символистической манере. В этом произведении Блок в очередной раз продемонстрировал свой дар провидца, словно бы предчувствуя, что Ольге Судейкиной предстоит сыграть свою роль в его непростой жизни.

В стихотворении поэт описывает один из вечеров в питерском ресторане, где он «в переполненном зале» увидел женщину ослепительной красоты и в порыве восхищения послал ей черную розу. Конечно же, он узнал в таинственной незнакомке Ольгу Судейкину, которая в этот вечер ужинала в компании с одним из своих многочисленных поклонников. Ее реакцию на подарок поэт описывает следующим образом: «Обратясь к кавалеру, намеренно резко ты сказала: «И этот влюблен». Однако на самом деле все обстояло совершенно иначе. В этой роскошной, избалованной мужским внимание женщине поэт увидел родственную душу , осознав в одно мгновение, что с Ольгой Судейкиной у него очень много общего. В первую очередь их связывал неудачных брак, так как и поэт, и давняя подруга его детства были разочарованы в семейной жизни. Они оба стремились к недосягаемому идеалу и не находили его среди живых людей, о чем впоследствии Блок упоминал в своих дневниках. И презрительная фраза Судейкиной, брошенная своему спутнику за столом, свидетельствовала о том, что эта женщина уже порядком устала от своих почитателей, которые кроме слепого обожания и денег не могли ей ничего предложить взамен, чтобы компенсировать душевную боль от неудачного замужества.