Бизнес-план художественной студии рисования.

В нашей стране все больше и больше людей стараются реализовать свое свободное время, не лежа на диване, а занимаясь творческими делами. Хотя ведь еще с прошлого века детей записывали на разные кружки для общего развития и выявления творческих способностей...


Но если раньше только дети могли посещать различные школы искусств, то сейчас взрослое население нашей страны с удовольствием ходит на всевозможные курсы творчества и общего развития.

Исходя из этого, в стране чувствуется потребность в создании мастерских искусств или художественных школ. Организация негосударственной художественной школы – это еще один вид развивающегося бизнеса. Да, организовать такую школу достаточно трудно, но вполне возможно. Стоит лишь приложить свои усилия и определить финансовую потребность в организации такого бизнеса.

Что требуется для открытия школы художественного направления?

Для организации такого вида деятельности необходимо собрать некое количество документов, разрешающих образовательную деятельность, а можно пойти другим путем и открыть кабинет творчества, зарегистрировав его как . В любом случае необходимо получить разрешение санэпиднадзора, пожарной инспекции и электрической компании.

Школа должна охватывать не только детское население, но и принимать на обучение взрослых людей. Следовательно, режим работы учреждения должен быть сменным и работать в выходные дни. Детские занятия лучше всего проводить в дневное время, а вот уроки творчества для взрослых рекомендуется начинать в вечерние часы и в выходные дни.

Где следует открывать школу?

Лучше всего помещение для школы выбирать в микрорайонах со своей инфраструктурой. Здание или помещение школы искусств рядом с образовательным государственным учреждением привлечет внимание и взрослых и детей. Хорошо окупаются мастерские искусств, находящиеся в центре города, где имеется большая проходимость населения, но такие школы страдают из-за высокой арендной платы.

Помещение для работы художественной школы, прежде всего, должно быть достаточно просторным. Так, по правилам Роспотребнадзора на каждого учащегося должно приходиться по два квадратных метра помещения. Возможно, это будет несколько небольших учебных классов, в которых будут идти параллельно занятия в разных творческих направлениях. В любом случае каждая комната должна быть светлой, без нагромождения мебели и хорошо проветриваемой.

Обязательно должно быть наличие водопровода с выведенным краном и раковиной для мытья рук. Оборудование в художественной коммерческой школе предоставляется организаторами курсов. В каждом помещении должны находиться как рабочие столы, так и мольберты для рисования.

Расходный материал также обязан быть всегда в большом количестве. Бумага, краска, карандаши и кисти приобретаются в начале открытия школ и докупаются по мере надобности.

Количество учеников зависит в первую очередь оттого, сколько преподавателей будут работать в школе. На каждого учителя должно приходиться не более 10 человек, для полного контакта и правильности обучения. Опять же следует не забывать о нормах размещения на квадратных метрах.

Педагогический состав на первых порах не может быть слишком большим, достаточно пары человек, но они обязательно должны быть специалистами в своем предмете, иметь сертификаты и разрешение на обучение.

Не стоит забывать и о техническом персонале, стоит нанять одного человека для уборки и подготовки классов к последующим занятиям. Если для организации художественной школы было выбрано отдельно стоящее здание, то стоит задуматься о наличии поста охраны или сигнализации.

Как население узнает об открытии художественной школы

Для этого необходимо разместить всевозможные рекламные баннеры, организовать раздачу листовок, подать объявления в газеты.

Открытие художественной школы требует достаточно больших финансовых вливаний на первых порах, которые окупаются через пару лет.

Не стоит слишком сильно повышать цену за одно занятие, ведь тогда ученики просто не пойдут.

Сколько будет стоить в денежном эквиваленте открытие художественной школы, при размере помещения 20 квадратных метров.

  • Аренда помещения от 28 тыс. рублей в месяц.
  • Общественные услуги 6 тыс. рублей в месяц.
  • Закупка оборудования 45–55 тыс. рублей.(10 парт и 10 мольбертов, стулья, доска) Расходные материалы 7 тыс. рублей в месяц.
  • Оплата заработной платы педагогам 10–15 тыс. рублей в месяц.
  • Оплата техслужащей 8 тыс. рублей. Оформление документов и налоги 5 тыс. рублей.
  • Итого получается 113–127 тысяч рублей.

Прибыль от занятий при цене 300 рублей за один урок, в месяц при полной загруженности одного класса получается 66 тыс. рублей. И это только от дневных занятий. Вечерние занятия для взрослых оцениваются в 400–500 рублей и приносят доход 80 тыс. рублей.

Инструкция

Выберите основные направления, которые вы будете в искусств. Ориентируйтесь как на современные тенденции, так и на эксклюзивность дисциплин. Например, редкие жанры, такие как скандинавские танцы или , могут привлечь в школу дополнительную аудиторию. Ориентируйтесь на разную целевую аудиторию. При этом детям старайтесь предлагать классические и более общие направления искусства - , живопись, музыку. Для взрослых выберите узконаправленные курсы, например, батик, воскография, . Помните о том, что искусств не готовит профессионалов: ее назначение - помочь в начальном освоении различных видов творчества или найти интересное хобби.

Подберите подходящее помещение. Для полноценной школы искусств вам потребуется отдельное здание или этаж с несколькими кабинетами. Ориентируйтесь на количество потенциальных обучающихся, специфику преподаваемых предметов. Например, для танцевального направления потребуется зал с паркетом, зеркалами и, возможно, балетным станком.

Закупите необходимое оборудование. Это будет одна из самых больших статей затрат, поскольку в нее войдет мебель, музыкальные инструменты, техника. Подумайте, какие расходы возьмут на себя сами учащиеся. Например, смычковые и духовые инструменты, материалы для живописи и другие аналогичные товары должны приобретать именно ученики.

Наймите персонал. От квалификации и опыта педагогов зависит мотивация будущих учеников и успех всей школы в целом. При выборе сотрудников постарайтесь находить не только профессионалов своего дела, но и людей с творческими потенциалом и харизмой. Помните о том, что ваша школа искусств - предприятие, доход которого напрямую связан с педагогическим составом.

Источники:

  • Бульвар искусств 2013

Художественные школы с каждым днем становятся все более востребованными. Причем учиться рисовать мечтают не только дети, но и взрослые. Но чтобы открыть коммерческую художественную школу, нужно многое подготовить.

Вам понадобится

  • - помещение;
  • - мебель;
  • - расходные материалы;
  • - реклама.

Инструкция

Определитесь с тем, что вы видите в качестве конченой цели перед собой. Если вы хотите заявить свою школу, как равную лучшим художественным училищам мира, то не стоит этого делать. Равно как и нанимать огромный штат профессиональных педагогов. Ведь это выльется вам в огромные затраты и будет очень неоправданным способом вложения средств. Специалисты уверяют: связано это с тем, что большинство людей мечтает научиться рисовать для себя. Поэтому им не нужны ни самые лучшие педагоги, ни диплом об окончании подобных курсов. А это значит, что вам лучше для начала открыть индивидуальное предпринимательство (ИП).

Переходите к выбору помещения. Именно этому пункту необходимо уделить особое внимание. Оно обязательно должно быть просторным, хорошо освещенным и проветриваемым. Если проблематично организовать это путем обычного открывания окон, то ищите помещение с хорошей вытяжкой. Это необходимо, чтобы вы и ваши ученики не задохнулись от запахов материалов, которыми будут пользоваться (любые материалы, даже самые качественные имеют свои запахи, пусть и несильные). Не забудьте просчитать полезные площади. Для этого опять же заранее необходимо продумать, чем именно вы будете заниматься. Если простым , то особо большого помещения вам не понадобится. Если же вы хотите, чтобы в стенах вашего художественного учебного заведения ученики могли посещать лекции о культуре и основах живописи, то вам понадобится дополнительная комната для организации в ней класса с партами и стульями. Еще одним обязательным требованием к вашему помещению является следующее: обязательно здесь должна быть раковина с проточной водой. Необходимо это для того, чтобы можно было мыть руки и кисти.

Позаботьтесь о материалах, необходимых для работы. Это может быть и реквизит, и материалы для обучения, и книги по искусству. Как правило, расходы на закупку материалов включаются в стоимость абонемента. Но на момент открытия вам лучше всего иметь определенный запасник с мольбертами, бумагой, красками и кистями. На материалах не экономьте. Лучше всего найдите себе поставщика, хорошо зарекомендовавшего себя на рынке, и закупайтесь у него. Так вы избежите ненужных и лишних проблем с поддельными красками, одним запахом которых можно легко отравиться.

04.10.17 27 520 3

Как открыть студию живописи

И заработать на творчестве

Моя подруга Настя подрабатывала преподавателем живописи в арт-студии.

Виктор Сикирин

дружит с хозяйкой студии

Когда собственник решил закрыться, Настя выкупила студию за личные сбережения и назвала ее «Лампа». Для Тинькофф-журнала я расспросил Настю, сколько стоит содержать студию живописи и сколько на ней зарабатывают.


Формат студии живописи

Студии живописи бывают любительскими и профессиональными.

Любительские студии рассчитаны на творческий отдых. В них не учат академическому рисунку и живописи, но можно интересно провести время: нарисовать незатейливую картину, выпить чаю и пофотографироваться.

Такие студии зарабатывают за счет мастер-классов для людей, которые хотят рисовать, но не умеют. Клиент платит пару тысяч рублей и в течение пары часов рисует что-то простое вместе с преподавателем. Если гостю понравилось, он придет еще на несколько мастер-классов, постепенно ему надоест. Такая студия вынуждена постоянно искать новых клиентов и придумывать новые форматы развлечений, чтобы не скучали старые.

На другом полюсе - мастерские профессиональных художников. Здесь мастера учат начинающих. Мастер-классы здесь длятся месяцами - пока не напишется картина. Занятия строго по абонементу или по знакомству, случайных людей нет. Если и есть платное обучение, то оно стоит десятки тысяч рублей. Эти мастерские дополняют или конкурируют с художественными училищами, на выходе у них художники тяжелой судьбы.

У Насти развлекательная студия. Она зарабатывает на тех, кто художниками быть не хочет, но хочет развернуться творческими сторонами души.

Выкуп студии

В студии работали три человека: Настя, администратор и руководитель. Руководитель решил сосредоточиться на основном бизнесе и закрыть студию. А Настя решила уйти с постоянной работы, чтобы заниматься студией полноценно.

Настя изменила формат студии. Прежний руководитель не набирал учебные группы, и формат мастер-классов был разовым и более развлекательным. Настя решила проводить больше длинных курсов по живописи. Поэтому не всё из того, что уже было в студии, пригодилось. Пришлось покупать много нового.

Можно просто арендовать

Если денег на собственную студию нет, можно арендовать помещение у уже существующей студии. Это не всегда удобно: занятия не должны пересекаться с учебными курсами арендодателей. Если вы не раскрутили себя как художника, собирать публику на разовые мастер-классы будет сложно.

Такой вариант подойдет художникам и организаторам: если всё, что вам нужно, - это помещение, то можно смело арендовать чужую студию.

Регистрация

Если вы не выдаете дипломы, зарегистрировать ИП и открыть студию живописи легко. «Лампа» дипломы не выдает. После мастер-класса гости просто забирают написанные ими картины. Поэтому и лицензия студии Насти не нужна.

Чтобы принимать наличные в студии, нужна онлайновая касса с подключением к ОФД. Чтобы принимать платежи картой, нужен торговый эквайринг - терминал, который принимает карты и выдает слип об операциях.

Помещение

Помещение для студии очень важно: оно должно быть удобным и в приличном месте. На мастер-классы редко приходят случайно, поэтому проходимость и первая линия некритичны. Но будет плохо, если по дороге на мастер-класс студенты будут пересекать свалку или плутать по подвалам полуразрушенного завода.

С точки зрения ежедневной работы в студии, главное - это свет. Почти все картины пишутся при дневном свете, поэтому в студии должны быть большие окна на солнечной стороне. Электрический свет разрушает форму предмета и искажает цвета.

Для живописи маслом используют разбавитель - он растворяет краску и имеет химический запах. Мастер-класс длится 3-5 часов - за это время гости захотят в туалет, в помещении может стать душно, от разбавителя может разболеться голова. Поэтому студия должна быть просторной, хорошо проветриваемой, желательно с кладовкой и своим санузлом.

Насте повезло: студия изначально арендовала подходящее помещение с большими окнами, санузлом и кладовкой и переезжать не пришлось.


«Лампа» расположена в здании дома культуры. В самом здании ДК помещение находится за сценой: нужно пройти через актовый зал, заглянуть за кулисы, проскользнуть мимо рояля.

Минусы очевидны: когда в актовом зале идет концерт, студию тяжелее найти и преподавателю приходится лично встречать клиентов.

Поэтому Настя ищет новое помещение. Аренда чего-то подходящего в центре Воронежа стоит 18-25 тысяч рублей в месяц. После открытия надо иметь сумму для оплаты аренды на несколько месяцев вперед.

25 000 Р

стоит аренда помещения для студии в месяц

Ремонт, мебель и оборудование

Насте не пришлось делать ремонт после выкупа студии. На ремонте она сэкономила 50 000 Р . А вот оборудование и мебель пришлось закупать.

Чтобы писать картины, нужны мольберты. Это подставки, на которые ставят холсты во время работы. Настя купила у бывшего собственника десять самых простых мольбертов по 1000 Р за штуку.


В помещении уже был рабочий стол для преподавателя, мягкие пуфики, стулья, вешалка и небольшой столик. За них Настя заплатила бывшему собственнику 10 000 Р . Это меньше, чем если покупать всё заново. Для занятий по прикладному творчеству Настя купила два больших стола за 3000 Р и шесть деревянных табуретов из Икеи по 300 Р за штуку.

Небольшая обеденная зона - обязательный элемент творческих студий. Ученикам должно быть удобно попить чай, поговорить, расслабиться. Жесткие занятия по 10 часов у мольберта - другой жанр. Посуда и чайник обошлись Насте в 1000 Р .


В основном занятия проходят при дневном свете, поэтому покупать специальные светильники Настя не стала.

Затраты на мебель, оборудование и посуду:

  • мольберты - 10 000 Р ;
    разная мебель - 15 000 Р ;
    посуда - 1000 Р .

Материалы для живописи

В «Лампу» ученики приходят с пустыми руками: все принадлежности дает студия. Чтобы клиенты остались довольны, Настя должна предоставить им качественные краски и инструменты.

Профессиональные краски, кисти, холсты и инструменты для живописи стоят дорого. Настя старается покупать их оптом, чтобы сэкономить. Обычная закупка стоит для Насти 30 000 Р - этих материалов хватит на 3-4 месяца. Но всё равно каждый месяц приходится покупать что-нибудь по мелочи: краски, карандаши, бумагу.


Для занятий по классической живописи надо собрать натюрмортный фонд. Это предметы, которые интересно рисовать: вазы, керамика, хозяйская утварь, муляжи овощей и фруктов, ткани, драпировки и так далее.


Для натюрмортного фонда подходят не все предметы: нельзя просто набрать первые попавшиеся с антресолей. Предметы должно быть легко рисовать. Чтобы из них составить композицию, они должны сочетаться друг с другом по цветам и форме. Сначала Настя потратила на натюрмортный фонд 5000 Р .

Натюрмортный фонд надо постоянно пополнять. Чем он богаче, тем больше возможностей для живописи и тем интереснее ученикам. Поэтому Настя постоянно ищет на «Авито» кувшины, вазы, утварь, которые было бы здорово нарисовать. Некоторые ученики и коллеги делятся с Настей находками.

Ткани для драпировки, гипсовые фигуры, искусственные цветы и фрукты стоят дороже. Всё это Настя закупает постепенно, по возможностям. В среднем она тратит на это 1000-2000 Р в месяц.

Каждый месяц Настя тратит еще 5-10 тысяч рублей на материалы, продукты, хозяйственные мелочи, одноразовые фартуки, мелочи для приятной атмосферы, мелкие предметы интерьера. Если в этом месяце лимит исчерпан, покупка переносится на следующий. Исключения - только для самого необходимого для занятий.

Затраты на материалы для живописи:

  • материалы для живописи - 30 000 Р ;
    натюрмортный фонд - 5000 Р ;
    ежемесячные траты - 10 000 Р .

Реклама

После ухода руководителя у студии осталось два десятка учеников и небольшая группа во Вконтакте. Настя сменила название и добавила новые услуги. Всю раскрутку пришлось делать с нуля.

Дизайн Настя придумала сама. Она заплатила только за небольшое количество рекламной полиграфии: буклеты, листовки, визитки. На всё ушло 2000 Р - это ежемесячная трата.


Настя не тратит денег на раскрутку студии. Клиенты приходят через соцсети и по рекомендациям и отзывам. Много клиентов приходит после мастер-классов на стороне: в хобби-маркете, чайном клубе, в школах и торговых центрах.


Розыгрыши через группы во Вконтакте оказались неэффективными. Они не привели реальных клиентов: многие отписываются, как только узнают, что не выиграли. Из тех, кто не отписался, большинство не доходит до студии.

Настя считает, что группа с живыми подписчиками и качественным регулярным контентом привлекает внимание людей, которые помогают в раскрутке. Это журналисты, администраторы творческих и культурных пабликов, организаторы фестивалей. Поэтому Настя постит во Вконтакте заметки о живописи, уроки рисования, отзывы о мастер-классах.

Весной студию пригласили на местное телевидение. Настя записала два мастер-класса, одна из преподавателей снялась в утренней программе. Это дало новый опыт и привело в студию новых людей.


Преподаватели

Помимо Насти в студии работают еще двое преподавателей. Они не состоят в штате, а арендуют студию под собственные занятия. Настя получает от них процент за аренду и помогает привлечь клиентов.

Сама Настя ведет мастер-классы по живописи маслом, занимается рисованием с детьми, выполняет работу администратора, помогает как ассистент на мастер-классах коллег.

Клиенты и заработок

Большинство клиентов - женщины от 25 до 45 лет и дети. Значительная часть женщин - преподаватели. Мужчины приходят гораздо реже.

Есть отдельные группы для детей и множество мастер-классов в разных техниках: рисование на воде, восточная живопись, правополушарное рисование и другие. Они не делают основной выручки, но помогают заинтересовать новых клиентов.


Часто гости студии возвращаются и становятся постоянными клиентами. Многие после мастер-класса записываются на какой-нибудь курс.

Самый популярный мастер-класс и основной источник выручки - живопись маслом. Он стоит от 900 до 2000 Р в зависимости от размеров холста. Мастер-класс по пастели стоит 450 Р , по восточной живописи - 650 Р , по правополушарному рисованию - 1500 Р .

1500 Р

стоит мастер-класс по правополушарному рисованию

Курс по акварельной живописи из 12 занятий стоит 5760 Р с материалами студии и 5000 Р с материалами ученика. Урок рисования для детей стоит 300 Р .

В месяц у «Лампы» 60-80 учеников. На больших выездных мастер-классах, а также в праздничные дни и каникулы количество учеников вырастает в 2-3 раза: на один мастер-класс приходит 15-20 человек.

Мастер-классы открывают людям живопись, зажигают интерес к классическому искусству. Например, первый раз я рисовал маслом на занятии у Насти. После мы с женой купили холст, кисти и палитру. Теперь в свободное время мы рисуем.

Траты на старте

Минимальная сумма для открытия студии живописи - 150 000 Р без ремонта. Этой суммы хватит для работы студии в течение трех месяцев. Если всё делать правильно, за это время студия должна выйти в плюс.

Когда студия только открывалась, онлайновая касса не требовалась. Сейчас по закону она нужна. Поэтому к затратам Насти надо добавить 30 000 Р - стоимость кассы.

Частные художественные школы в настоящее время не очень распространены, так как многие предприниматели не считают такой бизнес серьезным. Это связано с тем, что долгие годы художественные курсы проводились на бесплатной основе. Даже сейчас на базе обычных школ существуют кружки рисования, в которых обучаются дети за символическую плату. Но, несмотря на то что есть много бесплатных секций художественных, бизнес этот довольно востребован.

Целевая аудитория

Чтобы открытие художественной школы приносило стабильный доход, необходимо правильно выбрать целевую аудиторию. Нужно обдумать, для кого будут проводиться занятия. Чтобы принять правильное решение, целесообразно оценить спрос и предложение данных услуг в конкретной территориальной единице. Как правило, детские художественные кружки имеются в достаточном количестве, а занятия для взрослых художников – это большая редкость. Итак, как открыть художественную студию?

Регистрация бизнеса

Прежде чем начать работу, художественную школу необходимо зарегистрировать. Если планируется набор штата и выдача официальных сертификатов выпускникам, нужно получить статус негосударственного учреждения. Это стоит немалых денег и сопряжено со многими трудностями. Не каждый предприниматель рискнет вкладывать деньги в столь рискованный проект.

Основное отличие художественной школы от других образовательных курсов заключается в том, что большинство людей ходят на занятия ради удовольствия, а не для получения диплома. Поэтому целесообразнее зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, хотя бы на первое время. Это позволит сэкономить финансовые средства.

Выбор помещения

С большой ответственностью стоит подойти к выбору помещения для будущей студии. В первую очередь необходимо рассчитать собственные финансовые возможности. Стоимость аренды помещения зависит от многих факторов, поэтому стоит рассматривать различные варианты. Школа необязательно должна располагаться в центре города, это может быть и отдаленный район. Важно, чтобы рядом находились жилые комплексы, а также хорошая транспортная развязка. Вряд ли люди захотят часами добираться на занятия, особенно после трудового дня.

Интерьер помещения также заслуживает внимания. Комната должна быть довольно просторной и светлой. Чтобы не было удушливых запахов краски и растворителей, желательно позаботиться о наличии вытяжки.

Площадь помещения зависит от того, в каком количестве планируется набор учеников. Необязательно сразу приглашать много людей, так как это дополнительные траты на мольберты и другие необходимые принадлежности. Если в школе будут проводиться лекции, нужно приобрести парты.

Обязательное требование для помещения, которое будет использоваться в качестве художественной студии, – это наличие раковины с проточной теплой водой. Это нужно для мытья кистей и рук после занятий. Поэтому, составляя бизнес-план художественной школы, необходимо включить туда расходы на коммунальные услуги.

Основные принципы работы

Перед тем как открыть художественную студию, необходимо продумать основные принципы, которые будут лежать в основе всей работы. Большинство школ требует, чтобы ученики самостоятельно покупали все материалы, но сделать некоторый запас все-таки придется.

Мольберты, бумагу, кисти, краски и другие принадлежности можно закупить по оптовым ценам, это поможет снизить расходы. Но выбирать низкокачественные материалы не стоит, это не лучшим образом отразится на репутации школы. А вот мебель можно приобрести не новую, но в хорошем состоянии. Общая сумма затрат зависит от количества учеников.

Набор штата

Перед тем как открыть художественную студию, нужно рассчитать количество учеников, которые смогут обучаться в школе. В том случае, когда набор штата не планируется и занятия будут проводиться собственными силами предпринимателя, не стоит брать больше 6-7 человек. Ведь во время обучения каждому нужно будет уделить внимание, помогая исправить ошибки. Продолжительность занятия может быть от 1,5 до 2 часов.

Очень серьезно нужно подходить к подбору штата. Преподаватель, который любит свое дело и с энтузиазмом вовлекает в рисование других людей, – находка для художественной студии. Он способен создать творческую программу, которая не только даст ученикам знания, но и сможет способствовать их расслаблению и отдыху. Такая школа обязательно будет иметь постоянных клиентов, а также приносить прибыль.

В обязательном порядке должно быть составлено расписание занятий, чтобы ученики могли планировать свое время. Если основная аудитория – это взрослые работающие люди, то есть смысл проводить обучение только в вечернее время. При желании можно найти собственников недвижимости, которые согласятся сдавать помещение на определенные часы. С этим вопросом можно обратиться за помощью к уже существующим школам, арендуя у них классы. Это значительно сократит расходы.

Коммерческие художественные школы набирают все большую популярность. Особенно востребованы они для взрослых людей, которые желают реализовать свой талант или мечту детства. Однако занятие такого рода бизнесом имеет свои особенности и сложности. Наш пример поможет рассмотреть возможности, рассчитать рентабельность и потенциальную прибыль – представляем вам бизнес-план художественной школы.

Резюме проекта

Частная художественная школа – относительно редкое явление в нашей стране. А все потому, что практически в каждой общеобразовательной школе и центре досуга школьников есть секции и кружки по рисованию и художественному искусству. Однако уровень образования там дается начальный, да и для взрослого человека, который вдруг решил реализовать мечту детства, иного варианта, кроме как искать частного репетитора, нет. А художественная школа как раз и способна дать альтернативу: высокий уровень образования, удобное место для занятий и общение с другими начинающими любителями пластических искусств.

В основном, в художественных школах предлагают обучиться искусству графики и живописи. Но есть и другие варианты: художественная лепка, вышивка и многое другое. Все зависит от наличия в регионе преподавателей. В зависимости от предложения формируются группы учеников. Стоимость часового урока составляет около 500 рублей с человека. На занятии одновременно занимаются 5-10 человек. Возможны дополнительные индивидуальные занятия стоимостью от 1 тыс. рублей. Также предполагается предлагать абонементы, стоимость занятия при покупке которых составит около 5 тыс. рублей за 12 занятий. Для владельца художественной студии абонементы положительно сказываются на посещаемости студии и увеличивают доходность.

Прежде чем открыть художественную школу следует определить целевую аудиторию (потенциальных учеников). Изначально надо понять, кто будет ключевым клиентом: ребенок или взрослый человек. В соответствии с этим и определяется месторасположение школы, подбираются специалисты, которые готовы работать с детьми, выбирается дневной график и закупается соответствующее оборудование.

Можно открыть художественную школу смешанного типа: и для детей, и для взрослых. В этом случае необходимо проводить занятия для детей с 13 до 15 часов, а для взрослых – с 17 до 19 часов в будни. В этом случае основной процент учеников будет приходится на школьников – около 40%, потом женщины с 30-40 лет – около 30%, далее молодые девушки и парни от 25-35 лет.

Прежде чем арендовать помещение, закупать материалы и нанимать на работу учителей, следует определить количество учащихся. Если разбить группы по 5 человек при 5-дневном рабочем графике, получается посещаемость около 200 человек в месяц. 100 из них занимаются по оплате за каждое занятие, остальные по абонементу.

Регистрация

Для того чтобы открыть частную художественную школу, необходимо пройти обязательную юридическую регистрацию. В том случае, если школа не будет выдавать официальные дипломы и сертификаты об образовании и квалификации, будет достаточно регистрации ИП. Если в планах владельца школы предоставлять ученикам выпускные официальные документы и сертификаты, необходимо пройти регистрацию как ООО и получить соответствующее разрешение в Министерстве культуры РФ и других органах образовательной системы.

Начиная работать как частная художественная школа-студия, собственник в достаточно короткие сроки регистрируется как индивидуальный предприниматель, получает разрешение от Роспотребнадзора и пожарной инстанции и начинает внедрение своей бизнес-идеи. Затраты на регистрацию ИП и разрешения будут составлять около 2-5 тыс. рублей.

Штат

Для обучения 10 учеников в день необходимо минимум 2 педагога, которые смогут уделить внимание каждому ученику. Можно отдельно нанять художника для взрослых учеников и учителя с необходимым опытом для детей.

Кроме того, понадобится уборщик помещений, заведующий художественной школой, специалист по PR, хотя функции двух последних сотрудников может выполнять сам владелец школы.

Если функции заведующего школой, закупщика материалов и пиарщика будет выполнять сам собственник художественной школы, потратиться придется только на двух учителей и уборщика помещений, причем учителя будут работать в день всего ли 4-5 часов, а уборщик – не более 2 часов в день.

Аренда зала

Для художественной школы отлично подойдет помещение в государственном учреждении, во дворце культуры либо в любом другом свободном помещении в центральном районе города. Обязательное условие выбора помещения для художественной студии – это удобная транспортная развязка или близость к станции метро.

Размеры помещения следует рассчитывать в зависимости от количества учеников. Например, в нашем случае для пяти учеников в группе будет достаточно 100-150 кв. м. Помещение должно состоять из основного зала для уроков, где разместятся мольберты, стулья и столы для учеников. Также в зале необходимо установить не менее 2-3 раковин с водой для того, чтобы ученик мог помыть руки и кисти. Еще в школе нужно уделить место кабинету учителей и заведующего, где они смогут подготовиться к работе и отдохнуть.

Средняя цена аренды помещения будет варьироваться от 50-100 тыс. рублей за зал в месяц.

Не стоит забывать о косметическом ремонте помещения, ведь художественная школа должна воплощать красоту и гармонию. Соответственно, вложения в ремонт студии и установку раковин в зале будут составлять не менее 150 тыс. рублей.

Инвентарь и материалы

При расчете на 10 человек в день надо закупить столько же наборов для рисования.

Наименование Цена Количество
Мольберт 2 000 5
Стул 1 000 5
Парта 3 000 5
Модели 1 000 5
Набор кистей 2 000 5
Бумага 1 000 5
Краски 1 000 5
Диван в холл 20 000 1
Стол в учительскую 3 000 2
Стул в учительскую 1 500 2
Диван (маленький) в учительскую 15 000 1
Осветительные приборы 1 000 5
Дополнительные расходы 16 000
Итого 120 000

В бизнес-план художественной школы с расчетами надо внести минимальные затраты на оборудование и материалы. Однако рекомендуется приобретать с запасом на 1-2 учеников наборы кистей, бумагу, краски. Сэкономить на мебели и мольберте можно, купив их в хорошем б/у состоянии.

Рекламная кампания

Несмотря на то, что конкуренция у коммерческих художественных школ невысока, привлекать учеников и рекламироваться необходимо, так как вариантов для реализации хобби у взрослого человека и ребенка достаточно. Задача рекламной кампании – не только «прокричать» об открытии художественной школы, но и презентовать преимущества этого вида обучения и досуга. На стенах должны быть развешаны работы лучших учеников; потенциального художника следует проинформировать, почему он должен прийти в школу и реализовать свою мечту красиво рисовать.

Основными инструментами для привлечения учеников и продвижения бренда художественной школы являются:

Как только появится дополнительный доход на развитие бренда, необходимо создать свой одностраничный сайт и активно вкладывать деньги в рекламу. На это дополнительно понадобится 25 тысяч рублей (создание) и 5 тысяч рублей в месяц (продвижение). На сайте будут контактная информация, работы учеников, отзывы, выгодные предложения и преимущества вашей художественной школы. Также нужно сделать фотоотчеты с занятий: как дети рисуют, их положительные эмоции, их навыки в художественном искусстве.

Финансовый план

С учетом ориентировочных расчетов, инвестиции в художественную школу на 10 учеников в день и по 5 человек в группе относительно невысоки. В месяц на зарплаты, помещение, покупку расходных материалов, рекламу, налоги и отчисления в фонды планируется тратить около 115 тысяч рублей.

В месяц предполагается продавать 20 абонементов на 12 посещений (по 3 раза в неделю) и около 80 разовых посещений по 500 рублей.

Подсчеты показывают, что даже при полной загрузке доходность художественной школы невелика: в остатке всего около 25 тысяч рублей. А это существенный риск, что низкая посещаемость загонит вас в минус. Поэтому особое внимание нужно уделить самому затратному моменту – помещению. Его размещение должно быть максимально удобным для привлечения большого количества клиентов, а цена максимально низкой.

Увеличение посещаемости в будущем планируется за счет открытия новых творческих групп (лепка, вышивка, плетение бисером и другое). Также предполагается проведение мастер-классов местных художников и специалистов в других областях hand-made.

В итоге

Художественная школа – задумка непростая. В регионах делается упор, в основном, на услуги эконом-класса. В столице есть возможности побороться за услуги премиум-класса. Здесь делается упор на сервис высокого качества и приглашение в качестве преподавателей известных художников. Обучение в такой школе стоит от 1000 долларов за месячный абонемент. Однако и затраты на открытие такой школы значительно выше. Если вы сами известный в своем регионе художник и продвигаете школу, используя в рекламе свое имя, шансов добиться успеха гораздо больше, чем в любом другом случае.